Анализ экзамена по обществознанию в форме егэ. Анализ экзамена по обществознанию в форме егэ Итоги сдачи егэ по обществознанию


Рособрнадзор подвёл итоги основному и дополнительному этапу ЕГЭ 2017 года. В целом статистика показывает, что выпускники этого года справились с экзаменами более успешно по сравнению с прошлым годом. В ЕГЭ приняли участие порядка 620 тысяч человек.

Вдвое сократилось количество двоечников. Так, например, произошло на экзамене по истории. По другим предметам цифры разнятся, но неудовлетворительных работ действительно стало меньше: по биологии - на 0,3%, по химии - на 1,1%, по литературе - на 1,5%, по физике - на 2%, по обществознанию - на 4%, по иностранным языкам - на 25%.

На 2% увеличилось число участников, набравших на ЕГЭ 2017 года от 80 до 100 баллов.

Не упускает из виду Рособрнадзор и талантливых выпускников, которым удалось набрать высший балл по трём предметам сразу. В этом году таких ребят оказалось шесть: двое из Екатеринбурга и по одному из Санкт-Петербурга, Пензы, Перми и Кургана. В 2016 году было всего три трёхсотбалльника: из Оленегорска (Мурманская область), Кемерово и Кирова.

На четверть по сравнению с прошлым годом уменьшилось количество нарушений, связанных со списыванием. Однако "достаётся" не только выпускникам, но и учителям. Так, в Ингушетии за попытку помочь ученикам на ЕГЭ был уволен директор школы. По всем регионам точечно увольняют учителей за случайный звонок телефона во время проведения ЕГЭ, а также за то, что они "недоглядели" за учениками, пронёсшими на экзамен свой телефон. Подобные случаи показательной расправы (даже над заслуженными учителями с двадцатилетним стажем) порой вызывают недоумение.

Но что касается скандалов, то в этом году они пришлись не на момент сдачи экзамена, а на апелляции. По всей стране участники ЕГЭ жалуются на грубые несоблюдения правил апелляции.

В некоторых регионах конфликтная комиссия принимала решение об изменении баллов ещё до начала самой процедуры, а выпускников оповещала уже постфактум (без права на обжалование, поскольку все баллы уже были вписаны в итоговый документ; естественно, никакой речи о подписи выпускника рядом с итоговой оценкой и речи не шло). В других случаях организаторы препятствовали как подаче заявления об апелляции, так и личному присутствию участника ЕГЭ на заседании (например, "забывая" назвать дату или намеренно не давая подписать необходимые для присутствия документы). Жаловались выпускники и на то, что их аргументацию не принимают во внимание, а письменное обоснование апелляции отказываются подшивать к делу. Эксперты всеми силами пытались сохранить исходный балл, ссылаясь на несуществующие критерии оценки и придираясь к мелочам, которые вообще не влияют на выставление баллов. Всё это вызвало волну негодования среди выпускников и их близких. Обращения на горячую линию по ЕГЭ также не принесло результатов, поскольку на противоположном конце расстроенным родителям заявляли, что "порядок проведения заседания конфликтной комиссии оспариваться не будет".

Вопиющая несправедливость по отношению к апеллянтам, а также небрежность в изначальной проверке работ - вот, что запомнится нам о ЕГЭ 2017 года.

Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию

среди учащихся 11 класса

Успеваемость: %

Качество: %

Выполнили экзаменационную работу: _ человек

Дата проведения ЕГЭ 05.06.2017 г.

Содержание экзаменационной работы отражало интегральный характер предмета. Все задания охватывали основные разделы курса, базовые положения различных областей научного обществознания. Объектами проверки выступали: широкий спектр предметных умений и видов познавательной деятельности, знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, социальные качества личности и условия их формирования, важнейшие экономические явления и процессы, политика, право, социальные отношения, духовная жизнь общества.
Пробная экзаменационная работа состояла из двух частей, которые различались по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Работа состоит из 29 заданий: базового уровня сложности 12, повышенного - 10, высокого - 7.
Заданий с кратким ответом (Часть 1) - 20 заданий с выбором ответа, на которые надо было дать краткий ответ в виде слова(словосочетания) , цифры или последовательности цифр, с развернутым ответом (Часть 2) - 9. Эти задания требовали полного ответа (дать объяснение, обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение).
Работа рассчитана на 235 минут.

Содержательная область контрольно-измерительных материалов включала пять блоков: человек и общество; экономика; социальные отношения; политика; право.
Все учащиеся хорошо справились с выполнением заданий части 1, но некоторые задания вызвали у детей затруднения, учащиеся допустили ошибки в заданиях 1, 2, 3, 4, 8, 10, 14, 18, 20 которые были направлены на умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

Успешно справились с комплексом заданий для работы с текстом 21-23; с атрибуцией документа, разъяснением сущности характеризуемой в источнике проблемы, выявлением позиций автора, определением примеров, приводимых в тексте, отличительных черт, признаков.

Наибольшее затруднение вызвали все задания части 2 -на выявление причин и свойств социальных явлений, процессов и задания 24, 26,27, 28– в них учащиеся не смогли представить собственные точки зрения при раскрытии проблемы, применить при этом термины и понятия обществоведческого курса, аргументировать свою позицию с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

При выполнении пробного экзамена учащиеся показали следующие результаты:

1.Продолжить работу по подготовке учащихся 11 класса к единому государственному экзамену, учитывая ошибки, допущенные участниками при выполнении заданий.

2.Учить их рационально распределять время при выполнении работы.

3.Шире использовать методики проблемного обучения, новые

технологии.

4.Учить детей сопоставлять, сравнивать суждения о социальных явлениях, выявлять признаки, систематизировать факты, понятия, извлекать информацию из источника.

5.Обратить внимание учащихся на выполнение заданий 24, 26,27, 28 т.к. многие учащиеся не смогли представить собственную точку зрения при раскрытии проблемы, применить при этом термины и понятия обществоведческого курса, аргументировать свою позицию с опорой на факты общественной жизни и личный опыт.

6.Уделить внимание заданиям из части 1 (1, 2, 3, 4, 8, 10, 14, 18, 20) которые были направлены на умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

Учитель: Бакрадзе Т.В.

Единый государственный экзамен – обязательное испытание при получении общего среднего образования и продолжения образования в средних и высших учебных организациях. Различаются обязательные предметы и дисциплины по выбору. В числе вторых уже не первый год в лидеры выходит обществознание. В этом году его напишут около 400 тыс. школьников .

Порядок проведения, выставления баллов и объявление результатов ЕГЭ регламентированы в ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации».

Рассмотрим, когда будут известны результаты ЕГЭ по обществознанию 2017 и какие существуют способы их узнать.

Когда будут результаты экзамена?

Расписание ЕГЭ по обществознанию 2017 года определило день сдачи дисциплины на 5 июня , понедельник. В качестве резервной даты выделено 21 июня, а также 1 июля – день, когда можно успеть сдать любой предмет.

Согласно правилам проведения единого экзамена, сроки проверки выполненных заданий и оглашения результатов имеют определенные временные рамки:

  • Бланки КИМов (контрольно-измерительных материалов) сканируются в местах проведениях экзамена и в электронном виде отправляются в региональные центры обработки информации. Этот этап занимает до 4 дней;
  • Из региональных центров сканы работ переходят в федеральный центр, где повторно обрабатываются. Это самый длительный период, который может длиться до недели;
  • Выданные на федеральном уровне результаты передаются обратно в регионы (1 день);
  • На местах государственные экзаменационные комиссии на заседаниях подтверждают результаты федеральной проверки (1 день);
  • На опубликование результатов также отводится 1 день.

Итого на проверку результатов ЕГЭ уходит не более 14 дней. Учитывая, что в этот срок попадает праздничный день 12 июня, то официальный день публикации результатов ЕГЭ по обществознанию назначен на 22 июня .

Заметим, что 22 июня – это максимально поздний срок объявления результатов. Статистика говорит о том, что в среднем количество набранных баллов становится известно на 2-3 дня раньше установленного срока.

Где узнать результаты ЕГЭ по обществознанию

Публикация результатов ЕГЭ проходит на ряде информационных порталов:

  • Официальный портал Единого госэкзамена www.ege.edu.ru;
  • Сайты региональных комитетов, управлений образования.

Кроме того узнать результаты сданного экзамена можно на:

  • Информационных стендах в школах или иных местах сдачи экзамена;
  • По горячим телефонным линиям, открытым в ряде регионов управлениями образования.

Чтобы проверить результат потребуется:

  • ФИО экзаменуемого;
  • Номер паспорта;
  • Идентификационный номер, выданный участнику ЕГЭ.

Информация предоставляется лицам, которые сдавали экзамен, а также их родителям на безвозмездной основе.

Где посмотреть свою работу?

Ознакомиться со своей работой можно после сдачи экзамена и публикации результатов. Все отсканированные работы попадают в личный кабинет участника ЕГЭ на официальном сайте Единого госэкзамена. По сканам можно понять, как оценивается работа, и какие ошибки были допущены.

Нередко опубликованные работы и результаты вызывают вопросы и несогласие с итоговыми баллами. В данном случае необходимо в срок до 2-х дней после оглашения результатов ЕГЭ подать в экзаменационную комиссию апелляцию .

Комиссия повторно рассмотрит работу и вынесет вердикт:

  • Об изменении оценки;
  • Об отказе в ее изменении.

Также Комиссия уполномочена принимать заявления о нарушениях при проведении ЕГЭ. Подобные апелляции подаются в день сдачи экзамена. Причиной могут быть:

  • Нарушения правил проведения со стороны организаторов;
  • Не предоставление оговоренного времени 4 часа (если это не произошло по вине участника экзамена).

Школьникам важно следовать порядку проведения Единого экзамена:

  1. Приходить в пункты сдачи заранее для заполнения документов;
  2. Не брать с собой запрещенные предметы (мобильные устройства, книги, шпаргалки);
  3. Следовать правилам поведения во время сдачи экзамена, исключающих возможность «списать» или посоветоваться с товарищем.

Единый госэкзамен – это серьезное мероприятие государственного уровня, при проведении которого участники должны строго следовать всем регламентам.

Оценка Единого экзамена ведется в двух балльных системах :

  • Первичная;
  • Тестовая.

Первоначально сданные работы оцениваются в первичных баллах . Далее по специальной шкале, которая каждый год претерпевает изменения и зависит от общего уровня подготовки школьников, первичные баллы переводятся в тестовые . Именно количество тестовых баллов является итоговым результатом ЕГЭ.

Важно обратить внимание, что публикация результатов ведется в первичных баллах!

В 2017 году для сдачи обществознания необходимо набрать минимально 19 первичных или 42 тестовых балла .

Досрочный ЕГЭ по обществознанию

Ежегодно весной проводится досрочный этап сдачи госэкзамена. В нем участвуют школьники, которые не смогут принять участие в основном этапе. В качестве причин принимаются:

  • Лечение, отдых в санаториях;
  • Участие в олимпиадах, конкурсах.

Досрочный ЕГЭ по обществознанию 2017 года прошел 7 апреля и в резервный день 12 апреля . Его написали 17,5 тысяч школьников. Результаты были обнародованы в срок, 18 апреля.

Дата пересдачи ЕГЭ по обществознанию в 2017 году

Обществознание является в системе ЕГЭ дисциплиной по выбору. Согласно правилам его пересдача возможно только в следующем году.

Выбирая этот предмет в качестве экзаменационного эксперты рекомендуют трезво оценивать свои силы и тщательно готовиться к сдаче. Около 20% школьников, выбрав обществознание в качестве дополнительного предмета, не сдают ЕГЭ.

Провал на экзамене по данному предмету не грозит отсутствием аттестата, но часто требуется для поступления в ВУЗы.

По данным Рособрнадзора, в основной период сдачи ЕГЭ обществознание сдавали около 318 тыс. участников, физику – более 155 тыс., литературу – более 41 тыс. Отмечается, что средние баллы по всем трем предметам в текущем году сопоставимы с результатами прошлого года.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов пояснил, что это говорит о стабильности экзамена и объективности оценивания, а также о грамотной работе с результатами ЕГЭ, когда они анализируются и используются в работе институтов повышения квалификации педагогов.

Вместе с тем, ведомство сообщает о сокращении числа участников ЕГЭ, которым не удалось преодолеть установленный минимальный порог по предметам:

  • по обществознанию с 17,5% в прошлом году до 13,8% в текущем;
  • по физике – с 6,1% до 3,8%;
  • по литературе – с 4,4% до 2,9%.

Что вправе сделать обучающийся, если вуз, с которым у него заключен договор платных образовательных услуг, лишится лицензии? – Ответ в материале "Лицензирование деятельности" в "Энциклопедии решений. Корпоративное право" интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Помимо этого, сообщается, что благодаря использованию технологии сканирования работ участников в пунктах проведения экзаменов итоги единых госэкзаменов по обществознанию, литературе и физике были обработаны раньше сроков, установленных графиком выдачи результатов. Таким образом, выпускники узнают свои результаты по указанным предметам на день раньше.

На официальном сайте ФИПИ в разделе "Аналитические и методические материалы" опубликованы "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года", именно здесь можно найти информацию о том, какой средний балл ЕГЭ по обществознанию был в 2017 году .

Скачать документ.

Таблица 1

Средний балл ЕГЭ 2017 по обществознанию

Общее число участников основного дня основного периода ЕГЭ в 2017 г. – 317 883 человека, что, как и в предыдущие годы, составило более половины (55%) от общего числа участников ЕГЭ.

Обществознание – наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена. Востребованность результатов экзамена для поступления на различные специальности связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических и правовых знаний и предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников (высокий уровень требований применяется даже к получению минимального балла).

Особенностью контингента участников ЕГЭ по обществознанию является его крайняя неоднородность: определенная доля участников обладает высоким уровнем обществоведческой подготовки и целенаправленно готовится к поступлению на гуманитарные специальности ведущих вузов, но велика и доля участников с плохой подготовкой, не способных в то же время сдать экзамены по естественным и точным наукам или рассматривающих ЕГЭ по обществознанию в качестве резервного варианта.

Средний тестовый балл в 2017 г. составил 55,44, что на 2,3 балла выше, чем в 2016 г. (53,14).

Повышение среднего тестового балла может быть обусловлено эффективностью комплекса мер по повышению качества проверки заданий с развернутым ответом (методические материалы для экспертов предметных комиссий, вебинары, введение дополнительного условия назначения работ участников ЕГЭ на третью проверку), а также практически полным исключением из числа участников основного периода экзамена выпускников прошлых лет, которые показывали самые низкие результаты. Процент участия выпускников текущего года – 98,98.

Доля участников, не получивших минимальный балл, в 2017 г. сократилась в сравнении с 2016 г. и составила 13,8% (в 2016 г. – 17,6%). К перечисленным выше обстоятельствам, повлиявшим на повышение среднего балла ЕГЭ, в данном случае следует добавить акцентирование методической работы на федеральном уровне и уровне субъектов РФ на дифференцированной подготовке выпускников с разным потенциалом, помощь обучающимся из группы «рискующих не получить минимальный балл». Число стобалльников в 2017 г. повысилось в сравнении с 2016 г.: 142 против 59, их доля от общего числа участников увеличилась вдвое (соответственно 0,04% и 0,02%).

В 2017 г. доля высокобалльников в сравнении с 2016 г. увеличилась до 4,46% (с 3,11% в 2016 г.), что вполне объяснимо с учетом тенденции повышения среднего тестового балла и повышения качества работы предметных комиссий, а также сформированностью методических походов к организации предэкзаменационной подготовки участников ЕГЭ.