Артек. Е.Белоусов, "Легенды Артека"

Аю-Даг (медведь гора).

Легенда - 1.

Аллах, разгневавшись на людей, освободил от ледяного полярного плена Большого Медведя и заставил его плыть на юг, чтобы покарать непокорных. Медведь был огромен, как гора. Густая шерсть напоминала непроходимый лес, ребра выпячивались, как скалы. Когда он вышел из воды, вода побежала по телу, как горные ручьи. Долго шел Большой Медведь по берегу Крыма, давя своей огромной тяжестью все, что попадало под лапы, бороздя и разгребая землю страшными когтями, все сокрушая на пути. Так дошел он до Партенитской долины, которая поразила его своей красотой, и захотелось ему остаться тут навсегда. Сполз он к морю, стал на колени, погрузил пасть в воду и начал жадно пить. За непослушание проклял Аллах Большого Медведя, и тот сразу же окаменел. Так и стоит он у моря с незапамятных времен.

Легенда - 2.

В отдаленные времена в горах Крыма обитали лишь дикие звери. Много было среди них огромных кровожадных медведей. Хищники уходили далеко за горы, появлялись на равнинах, нападали на живущих там людей. Набрав побольше добычи, опять скрывались в лесных дебрях. На самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак - старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля. Среди этих предметов лежал сверток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Только она осталась в живых после гибели корабля.

Маленькая девочка стала жить среди медведей. Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку. Старый вожак и все медведи очень любили ее. Девушка громко пела песни, резвясь среди дикой природы, а медведи готовы были с утра до ночи слушать ее чудесный голос.

Однажды хищники отправились в набег на равнину. В их отсутствие недалеко от медвежьего логова, среди купающихся в воде скал прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Еще подростком он был угнан в рабство воинами одного из разбойничьих племен, обитавших на другом берегу моря. Теперь юноша решился на бегство, надеясь вернуться на родину. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Обессиленный голодом и жаждой, юноша лежал без движения на дне челна. Девушка перенесла юношу в укромное место, напоила и накормила, а челн спрятала и кустах под прибрежной скалой, чтобы медведи ни о чем не догадались. Много раз приносила девушка юноше еду и питье. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. С интересом слушала девушка, глядя в ясные синие глаза юноши. Она пела для него свои любимые песни. И в эти дни вошла пылкая любовь в сердца обоих. Юноша сказал девушке: "В моем челне хватит места для двоих. Хочешь поплыть со мной на мою родину?" И девушка ответила: "Хочу. Я готова плыть с тобою куда угодно".

Юноша уже окреп, к нему вернулись силы. Он смастерил мачту, сделал парус из звериных шкур. Влюбленные ждали теперь попутного ветра, чтобы покинуть медвежий берег. И вот подул попутный ветер. Юноша и девушка столкнули челн в воду, сели в него. Вот уже между челном и береговыми скалами легла широкая голубая гладь...

Тут задрожала земля под тяжелыми лапами, заколебался воздух от грозного рева. Это вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушки. Вожак посмотрел на море и понял все. Любовь к юному пришельцу, тяга к людям победили в душе девушки все прошлые привязанности. Навсегда увозит теперь челн любимицу медвежьего племени. Старый медведь яростно взревел. Вне себя от гнева стадо заметалось по берегу, оглашая окрестности громовым ревом. Вожак опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Через некоторое время море стало заметно мелеть. Течение увлекало челн обратно к берегу. Девушка видела: ее возлюбленному не избежать страшной участи, его растерзают медведи. И девушка запела. Как только донесся до зверей ее голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал свое дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в нее широкими потоками. Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту ее первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался.

И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь-горою.

Адалары - это небольшие скалы в море. Являются достопримечательностью Гурзуфа. Они не высокие около 50 метров. Ранее эти скалы соединялись с горой, но со временем под движением земной коры и разрушением морских волн, они отсоединились и стали самостоятельными двумя объектами. Только под водой видно как они были соединены между собой и скалой. Раньше таких скал было три, одна совсем скрыта под водой сейчас, а осталось на поверхности только две.

Адалары – являются памятниками природы. О них всегда рассказывают экскурсоводы.

Люди конечно и легенды придумали про эти скалы.

Жили два брата красавца, сильные и мудрые правители, досталось им и наследство от верного слуги. Это были два ларца, в них были: костяной жезл а в другом два серебряных крыла. Жизнь у них стала еще интереснее с этими подарками. Решили братья завоевать себе жен двух сестер красавиц, да вместо того, чтобы лаской да любовью их очаровывать, они силой их взяли. Слуга когда подарки дарил наказал строго не использовать их в корыстных целях, а братья не послушались. Решили братья сестрам об этих подарках рассказать, сначала один брат в небо к солнцу полететь решил, привязал коню крылья и взмыли они в небеса, но дрогнула рука брата при услышании голоса старого слуги, повернул коня, испугался.

На другой день второй брат в морскую пучину решил повезти брата и сестер, и не послушал глас старого слуги о предупреждении смерти для всех. Так и погибли они вчетвером в море. Но тела их всплыли на поверхность и превратились в камни и ныне эти скалы зовутся Адаларами…

Самое интересное, что народ то у нас предприимчивый и придумали на одной из скал Адаларов разместить ресторанчик. Как это у них получилось не знаю, но это факт. Я не совсем представляю как это было возможным, ведь диаметр скалы, которая побольше всего 30 метров. Местные жители рассказывают, значит так и было…

Начало 20 века. Ресторан "Венеция" на ближней скале Адалар. Здесь подавались блюда из свежевыловленных морепродуктов. Хозяйка - Прасковья Дмитриевна Тикунова. В то время ближайшая из скал Адалары была более просторной (диаметр 30 м., высота-50). Она вместила в себя и строение самого заведения, и домик хозяйки Прасковьи Дмитриевны Тикуновой (см. фото). Ресторан был уникален. Ведь к скале не было подведено электричество. Не было там и природной пресной воды. Питьевая вода и все продукты доставлялись морем - на лодке. Так же, на лодке, с определённой долей романтики, прибывали сюда и посетители. Говорят, что ресторан был очень популярен. Прасковья Дмитриевна задумала даже подвести к нему подвесную дорогу от Генуэзской скалы, вложив средства в пробивку там тоннеля...

Первая мировая война помешала хозяйке оборудовать подвесную дорогу. Потом революция, события гражданской войны в Крыму. Национализация частной собственности. Словом, к 1927-му году строения на скале уже пустовали. Землетрясение 11-12 сентября 1927 года почти всё разрушило. "Почти" это потому, что и сейчас следы ресторана на скале зримо прослеживаются. Сам ресторанный зал был внутри скалы, в камнях. Развалины его можно и сейчас увидеть. Уже во времена детского лагеря, в середине прошлого века, здесь поработали сейсмологи и археологи, давшие свои заключения и о разрушениях случившегося землетрясения, и о том, что рядом с Адаларами в давние времена терпели крушения торговые корабли (были найдены их фрагменты, остатки керамических сосудов, старинные монеты). Есть мнение также, что тоннель был пробит ещё генуэзцами, а потом, с годами, морские ветра завалили его песком и камнями. Что хозяйка ресторана П. Д. Тикунова не пробивала его, а очищала от завалов камней. Может это и так. По крайней мере, тоннель до сих пор существует. Туда можно попасть из "Кипарисного" лагеря. Вход и обрыв над морем ограждены металлическими решётками (в целях безопасности).

Так же хотели сделать канатную дорогу к скалам, но так эта идея и осталась неосуществленной.

Ученные говорят, что такого рода скалы не долговечны. Не так давно у подножия горы Кошка исчезла одна из небольших скал, так же было замечено исчезновение под водой одной из скал Адаларов. Все связано с оползнями и смещениями горного массива, все таки камни движутся, да еще и люди «помогают», своим строительством домов в неположенных местах и т.д. Так, что нам еще не так долго наблюдать эти две скалы в море, все равно скроются они под водой. Они не так далеко от берега всего то - четверть километра. Так, что к ним свободно подплывают прогулочные катера и лодки полюбоваться этими скалами.

Так же пользуются эти скалы популярностью у дайверов, говорят они не раз находили здесь какие то глиняные изделия, якоря, остатки каких то грузов и другие старинные находки. Наверное здесь были или кораблекрушения или типа небольшого порта, иначе как бы на дне оказались все эти предметы обихода.

Рассказы.

Шаляпинская скала находится в Артеке возле лагеря «Лазурный». Напротив скал-островков Адалар, на берегу возвышается (высота 40 метров) скала Шаляпина. В древности эту скалу знали под названием Футя или еще мыс Ява. Рядом с ней есть еще одна именная скала, которая носит имя Пушкина. Очевидцы свидетельствуют, что великий русский поэт поднимался на эту скалу и оттуда читал стихи. От скалы Шаляпина, а она больше выдается в море, чем скала Пушкина, по обе стороны находятся две превосходные бухточки, где есть дикие пляжи, там поистине отменные места для тех, кто любит подводное плавание. Эту скалу назвали в честь великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина. Он многократно посещал Гурзуф и ему очень понравились здешние места. Скалу стали называть Шаляпинской с 1917 года, это случилось после того, как певец приобрел ее у Ольги Соловьевой, она была владелицей курорта Суук-Су. Как-то раз Шаляпин прогуливался с мадам Соловьевой и дочерью Ириной по этим местам и зашли на эту скалу. Певца сразил наповал открывшийся перед ним пейзаж. От увиденного, он пришел в дикий восторг и ему в душу закралась мысль выстроить тут замок искусств для талантливой молодежи. Однако мадам Соловьева была категорически против этой идеи, Шаляпин чего только не предлагал ей взамен, но она оставалась неприступной. Но, как-то в июле 1916 года теплым крымским вечером, сидя у костра среди своих друзей после ухи и бокала хорошего таврического вина, Ф. И. Шаляпина вдруг понесло, он спел несколько песен, и в конце запел свою «Ноченьку» и … сердечко мадам Соловьевой всколыхнулось. Непреклонная миллионерша, владелица курорта Суук-Су до слез растрогалась пением великого баса и уже на следующее утро просто взяла и подарила скалу певцу. Таким образом, великий певец стал владельцем целой скалы. По строительству замка искусств были уже начаты работы, но в 1917 году началась революция, которая и свела на нет все задумки и работы.

История № 2

Что же касается роскошного курорта «Суук-Су», на котором располагался грот Пушкина и скала… У него и на этот счёт возникли свои грандиозные планы – построить на этой скале «замок искусств для талантливой молодёжи». Курорт принадлежал Ольге Михайловне Соловьёвой, вдове известного русского инженера, строителя мостов и железных дорог, Владимира Ильича Березина. Безуспешно уговаривал Шаляпин продать ему полюбившийся участок. Ольга Михайловна резонно возражала:

«А ты, Фёдор Иванович, хотел бы, чтобы посреди твоего имения кто-нибудь выстроил бы дворец или даже избу?».

Но помог случай, о котором также рассказала дочь певца:

«Однажды… решили огромной компанией поехать к рыбакам жарить на кострах кефаль, печь картошку и, вообще,– повеселиться. Зачинательницей и вдохновительницей всей этой затеи была Ольга Михайловна…

Ясное синее небо. А ещё – синее море, каменистый берег, небольшой залив. Рыбаки встретили нас радушно. Устроили стол под корявым деревом. Появилось вино и закуски, привезённые из Суук-Су, а Ольга Михайловна запаслась ещё и целой батареей наилучшего французского шампанского. Рыбаки разводили костёр, а мы, дети, им помогали…

Отец сидел, крепко задумавшись, потом встал и прислонился к дереву. Лунный блик едва освещал его лицо. Вдруг… он запел. Полились грустные, заунывные русские мелодии, рассказывающие о горе-горюшке людском – такие простые, такие глубокие и в то же время щемящие душу…

Я взглянула на Ольгу Михайловну. Она сидела, напряжённо выпрямившись. Смотрела как-то никуда, а может быть, внутренним взором видела она себя в тот момент молодой, где-то там далеко, и по лицу её ручьём катились слёзы, и она их не замечала. Улетая далеко в ушедшее, неведомое и вечное, прозвучала последняя нота. Наступила тишина, в которой была такая насыщенность, как будто души говорили с душами. И вдруг Ольга Михайловна резко поднялась:

«Фёдор Иванович, твоя скала!»

(У Шаляпина было много детей, дочь Марина, 1912гр., умерла в 98 лет)

У подошвы скалы Шаляпина просто фантастические места для загорания, купания и ныряния с маской и аквалангом. Морская вода здесь чистая как слеза и прозрачная, не сравнить с пляжами Ялты, где всегда находятся толпы отдыхающих. Здесь можно половить рыбу, заняться фотосъемкой под водой или же поохотится на морских обитателей. Тут много и мидий и рапанов. Следует запомнить, что много мидий ловить нельзя, а то вам выпишут штраф. В данное время у подножия горы можно увидеть обломки стены, к сожалению это все, что осталось от мечты великого Шаляпина.

Генуэзская крепость (из интернета)

Крепость, построенная византийцами в Гурзуфе, находилась на скале Дженевез-Кая . Место для крепости было выбрано очень удачно. Со скалы полностью просматривается Гурзуфская долина, главная гряда Крымских гор в районе Гурзуфа, перевал Гурзуфское седло . Крепость контролировала гурзуфскую бухту, куда могли пришвартовываться морские суда. Сама крепость находилась в труднодоступном месте, окруженная с трех сторон отвесными скалами. Сейчас на скале Дженевез-Кая расположено белое каскадное здание артековской гостиницы «Скальная», которая хорошо видна со всей гурзуфской набережной. Как раз на том месте, где сейчас находится гостиница, и была построена византийцами крепость. С трех сторон крепостную скалу окружает море, с севера же она примыкает к склону горы Балготур, застроенному домами. Планировка Гурзуфа в старинной, центральной части повторяет расположение улиц и построек средневекового поселения. В 1965–1967 гг. в связи с началом строительства гостиницы «Скальная», на скале Дженевез-Кая были проведены археологические раскопки. В результате исследований было установлено, что крепость в Гурзуфе просуществовала более девяти веков - с VI по XV вв. В истории крепости можно выделить пять периодов. Первый период (VI–VIII вв.), - византийский. Это время постройки крепости и владения ею Византией. В VIII в., после захвата Таврики хазарами, начинается второй, хазарский период, пожалуй, самый мрачный в истории крепости, поскольку хазары полностью разрушили ее, и крепость пролежала в руинах до X в. - того времени, когда хазары ушли из Крыма. Третий период (X–XIV вв.) можно назвать промежуточным (между хазарским и генуэзским). Как показали раскопки, крепость в X в. была восстановлена и до середины XIV в. в ней была резиденция местных феодалов - топархов, под властью которых находилось население Гурзуфской долины. В XIII в. Гурзуф, как и все Южнобережье, вошел в состав княжества Феодоро. Гурзуфская крепость и другие поселения на ЮБК во второй половине XIV в. были захвачены генуэзцами и образовали так называемое «Капитанство Готия», входившее в состав генуэзских колоний в Крыму. С этого периода начинается четвертый, генуэзский, этап истории крепости в Гурзуфе. Он продлился до конца XV в., точнее - до лета 1475 г., когда Крым был захвачен турками-османами, и Гурзуфская крепость была полностью разрушена. После 1475 г. крепость уже никогда не восстанавливалась.

Основной частью крепости являлась цитадель, обнесенная мощными, толщиной до 4 м, стенами из камня на известковом растворе. Здесь, в цитадели, находился основной узел оборонительного комплекса. От основания цитадели отходили стены внешнего оборонительного пояса крепости. Возле ворот, отделяющих цитадель от внешних оборонительных стен, находился донжон - главная башня крепости с помещениями для жилья, арсеналом и запасами продовольствия. Рядом с донжоном располагалось двухэтажное помещение кордегардии - военного караула. Гурзуфская крепость имела метательную артиллерию. Метательные механизмы представляли собой аркабалисты - крепостные самострелы, имеющие длину до 2-х метров. Это был деревянный станок с направляющей для снаряда, в передней части которого располагался большой лук. Снарядами для баллисты служили каменные ядра, диаметр которых доходил до 12 см. Дальность стрельбы из таких баллист доходила до 300 метров. Кроме ядер, камнеметные крепостные механизмы использовались также для стрельбы керамическими сосудами, наполненными мелкой галькой или горящей смолой. При раскопках Гурзуфской крепости были найдены значительные склады каменных ядер и множество небольшой круглой морской гальки. Эта галька служила снарядами для пращи. С приходом генуэзцев появилось огнестрельное оружие, и в крепостной стене были сооружены большие амбразуры для пушек.

Итак, с середины VI по конец XV в. Гурзуфская крепость на скале Дженевез-Кая была одним из наиболее мощных фортификационных сооружений на Южном берегу Крыма. Крепость сплотила вокруг себя все поселения Гурзуфской долины, контролировала перевал Гурзуфское седло (Гурбет-Дере-Богаз) и служила промежуточным пунктом каботажного плавания между Феодосией и Херсонесом.

Хотя Гурзуфская крепость в 1475 г. была разрушена, но еще довольно длительное время эти руины напоминали местным жителям о ее некогда былом могуществе. В XIX в. остатки крепости хорошо выделялись на фоне скалы Дженевез-Кая. Е. Л. Марков так описывает крепостные развалины в конце XIX в. «На самом пике утеса еще высится полуразрушившийся замок, и от него сбегают по неприступному обрыву обломки стен, башенок и лестниц. Это древняя Горзувита…»

Поселения в Гурзуфской долине

Кроме поселения у скалы Дженевез-Кая, в средневековье на территории Гурзуфской долины существовал еще целый ряд поселений. Прежде всего, довольно крупное поселение (около сотни жилых домов) у юго-западного склона Аю-Дага , недалеко от мыса, выступающего в море. Возникло оно в VIII в., а разрушено в XV в., скорее всего при турецком нашествии. Толщина стен домов Аю-Дагского поселения достигала 1 м, что говорит о наличии в домах второго этажа. Там же обнаружены следы двух кузнечных мастерских, где изготовлялись железные якоря и металлические детали корабельной оснастки. Дома строили из местного бутового камня на глине. Защищала поселение стена толщиной около 3 м, игравшая в трудное время роль оборонительной. В хозяйстве преобладали морские промыслы. Значительные средневековые поселения обнаружены также в урочище Гугуш близ Ай-Даниля, на холме в бывшем имении «Суук-Су» (ныне это артековский лагерь «Лазурный») и на юго-восточном склоне горы Балготур. Найдены следы средневековых сооружений и на пути от Гурзуфа до перевала Гурбет-Дере-Богаз - на горе Кобоплу, где в VIII–IX вв. находилось небольшое дозорное укрепление, и на скале Красный камень в поселке Краснокаменка (укрепление Гелин-Кая). Небольшая крепость на Красном камне возникла примерно в XII в. и просуществовала до 1475 г. Особую роль она сыграла в конце XIV - в первой половине XV в., когда развернулась борьба между княжеством Феодоро и генуэзцами за контроль над Южным берегом Крыма. Тогда сложилась как бы двойная цепочка укреплений. Прибрежными укреплениями владели генуэзцы, а укреплениями, расположенными чуть выше (так называемыми исарами), владели феодориты. Крепость феодоритов Гелин-Кая противостояла генуэзской крепости на скале Дженевез-Кая и не давала возможности генуэзцам продвинуться в глубь территории княжества Феодоро. До наших дней на вершине Красного камня сохранились остатки боевой башни укрепления Гелин-Кая.

Афанасий Никитин в Гурзуфе

На этом можно было бы закончить рассказ об античном и средневековом Гурзуфе, но нельзя не упомянуть одно интересное событие. В 1472 г. Гурзуф посетил знаменитый путешественник - тверской купец Афанасий Никитин, который возвращался из длительного путешествия в Индию. Он пробыл в Гурзуфе пять дней, пережидая бурю на море. Свой трудный и опасный путь он описал в «Хождении за три моря». Сейчас одна из улиц Гурзуфа названа именем Афанасия Никитина.

14.06.2015

«Знает каждый человек: с буквы А (заглавной) начинается «Артек» - детский лагерь славный». Маршак был прав — «Артек» знают все. «Артек» это бренд. Один из символов советской эпохи, знаменитый детский лагерь на Черноморском побережье в Крыму, в Гурзуфе. Трудно представить, но «Артеку» уже 90 лет. Впрочем, и в свои девяносто он подросток.

Свой 90-й день рождения «Артек» официально будет отмечать во вторник. А в преддверии праздника в Крым отправился наш специальный корреспондент Дмитрий ПИЩУХИН. Он из того поколения молодых, которые уже не застали пионерские лагеря, линейки, речевки. Но, как мне показалось, встреча с «Артеком» убедила его в том, что и в нашем с вами советском пионерском прошлом было нечто такое, что обязательно надо взять с собой в будущее. Главное — не забыть подняться на Аю-Даг.

Есть в «Артеке» давняя традиция - в конце каждой смены на рассвете, пока солнце не такое жаркое, подниматься на вершину горы Аю-Даг, чтобы там дать клятву настоящего артековца. Так было заведено еще 90 лет назад. Старейший кинооператор «Артека» Владимир Подзноев не раз взбирался на Медведь-гору, чтобы поймать красивые кадры. С первых дней своей работы мечтал снять детский лагерь с высоты птичьего полета. И никак не ожидал, что мечта его осуществится совершенно неожиданно. Пятьдесят пять лет назад на отдых в Крым под покровом строгой секретности прилетела правительственная делегация.

«Это студия «Артек-фильм»? Я говорю - да. Тогда заряжайте ваш съемочный аппарат, садитесь в машину, будете снимать».

Плёнки было мало, времени на разговоры не оставалось. Когда поднялись в небо, оператор все время смотрел в объектив, стараясь не задавать лишних вопросов. О том, кто именно прилетал тогда в «Артек», Владимир Ерофеевич узнал только через несколько лет.

Владимир Подзноев, режиссер-оператор киностудии «Артек-фильм»: «Оказывается, в то время на студии был Сергей Павлович Королев с делегацией. Конечно, в то время он очень засекреченный был».

До того как осуществилась мечта всего человечества о полетах в космос, ученый исполнил одну мечту человека с киноаппаратом, который очень хотел увидеть лагерь с высоты птичьего полета. С тех пор так и повелось, «Артек» остался в памяти поколений местом, где сбываются мечты.

Наталья Бондаренко: «Вот мой будущий супруг, а это я из-за головы выглядываю».

Наталья и Александр познакомились 36 лет назад. Он был отличником из Саратова. Она - школьным активистом из Душанбе. Встретились на весенней смене в «Артеке». Полтора месяца в лагере пролетели как один день. Когда разъехались по домам, стали переписываться».

Наталья Бондаренко: «Мне первую неделю приходило писем по пять, по семь».

Но вскоре связь как-то незаметно оборвалась. У каждого была своя жизнь. Вот только «Артека» в ней всегда не хватало. И только годы спустя они снова случайно встретились, уже в Петербурге. Узнали друг друга сразу, общение быстро переросло в чувства, а год назад они поженились.

Наталья Бондаренко: «Настолько все друг к другу привязывались, что как будто часть дорогих людей мы теряли».

Здесь часто любят повторять: «Кто сдружился в Артеке - тот сдружился навеки!» Современные дети, избалованные заграничными пляжами и курортами, пожалуй, только тут начинают осознавать настоящую цену человеческих отношений. Отряд «Морской» - один из первых, с которого начинался лагерь рядом с урочищем Артек. Международный детский центр вырос из палаточного кемпинга на 80 человек, созданного по инициативе «Красного креста». Уже очень скоро лагерь на берегу Черного моря становится визитной карточкой пионерской организации страны. Сюда мечтал попасть любой ребенок.

Идеальная картинка счастливого советского детства - на веранде дворца Суук-Су пионеры едят на десерт вишню в шоколаде. Кадры хоть и постановочные, но вполне реальные. Кормили детей действительно в дворцовых интерьерах, а столовое меню было, как в лучших курортных ресторанах. За что Никита Хрущев даже прозвал «Артек» самым буржуазным лагерем. «Все лучшее детям!» - вы удивитесь, но этот лозунг появился именно здесь. Даже когда началась Великая Отечественная война, на столе всегда были свежие фрукты, шоколад и мороженое. В истории детского лагеря, словно в капле воды, отразилась вся история нашей страны. Взять хотя бы отдельные эпизоды. Молодому государству нужны были рабочие руки - артековцы первыми вызываются помогать взрослым и отправляют все заработанные деньги на строительство танка. В Советский Союз приезжают идеологи коммунизма со всего мира, от Хо Ши Мина до Пальмиро Тольятти. В их программе всегда обязательный пункт - посещение «Артека». Юрий Гагарин летит в космос - и уже через несколько недель он докладывает школьникам, какой увидел Землю из иллюминатора.

Вера Бондарева, лектор-экскурсовод музейно-выставочного центра МДЦ «Артек»: «Блестящими кругленькими значками обозначены столицы государств, откуда приезжали к нам дети, из разных стран мира: Латинской Америки, Австралии, Ближнего и Дальнего Востока».

Международным лагерь стал уже с первых дней. Чтобы поднять флаги всех стран, порой не хватало лееров на мачтах. Впрочем, смена 1983 года навсегда останется в истории не только детского лагеря, но и всего мира.

Саманта Смит: «Дорогой, мистер Андропов, я очень не хочу войны».

Письмо простой американской школьницы Саманты Смит Генеральному Секретарю ЦК КПСС Андропову и его ответ с приглашением посетить нашу страну облетели тогда весь мир. Летом 1983 года Саманта вместе с родителями прилетела в СССР. Фотографии улыбающейся девочки в пионерском галстуке, отдающей салют на торжественной линейке, попали на обложки всех мировых газет и журналов. На Западе никто не верил, что в «цитадели тоталитаризма» американскому ребенку может быть настолько хорошо. Но Саманта, кажется, на самом деле не хотела уезжать из «Артека».

За 90 лет выросло несколько поколений детей, страна Советов распалась, кардинально поменялся мир и люди вокруг. Изменился и сам «Артек», украинский собственник привел все в такое запустение, что пришлось проводить масштабную реконструкцию. Но даже после грандиозного ремонта душа «Артека» осталась прежней.

Родион Газманов, артист: «Мне хотелось окунуться в эти условия».

Сын Олега Газманова Родион первый раз побывал в «Артеке» 20 лет назад. Приехал туда на гастроли с отцом и буквально со слезами на глазах просил оставить его здесь на всю смену. Вот и фирменную артековскую песню помнит до сих пор наизусть.

Родион Газманов, артист: «Корпуса цветные встали в ряд - желтый, красный, синий и зеленый, встали перед морем на парад, к ним бегут морские волны».

А солист группы «Иванушки» Андрей Григорьев-Аполлонов признается, что именно в «Артеке» получил свое прозвище Рыжий. Правда, попал он сюда не как певец, а как филателист - собрал самую богатую среди сверстников коллекцию марок.

Андрей Григорьев-Аполлонов, певец: «Я знал, что в «Артек» едут исключительно отличники, и когда я ехал туда, это была достаточная ответственность, как представителя юных филателистов от Краснодарского края».

Сегодня в «Артек» снова приглашают не детей богатых родителей, как это делали на Украине, а тех, кто проявил особые таланты в учебе, творчестве и общественной жизни.

Школьница: «Я стала лучшим волонтером Ульяновской области».

Школьник: «Я написал научную работу».

Школьница: «Хоть мне и 15 лет, я преподаю у маленьких детишек гимнастику».

«Артек» должен снова стать заветной детской мечтой, говорит директор лагеря. Местом, которое навсегда остается в твоей памяти.

Алексей Каспржак, генеральный директор Международного детского центра «Артек»: «Все традиции остались, и все, кто помнят, все дети идут для посвящениё на Аю-Даг».

Считается, чтобы стать настоящим артековцем, нужно взобраться на вершину горы Аю-Даг, прихватив у подножия камень, для того чтобы оставить его здесь хранителю лагеря - старику Абсолюту. Кому-то это традиция покажется наивной, но может быть именно благодаря искренней вере миллионов мальчишек и девчонок со всего мира город детства «Артек» продолжает жить спустя 90 лет. Из всех камешков, принесенных артековцами на вершину Медведь-горы, за долгие годы сложилась огромная пирамида. Пожалуй, самый трогательный на свете символ детских открытий и надежд.

Школа юных мультипликаторов в «Артеке» продолжает свою работу. Артековцы девятой смены решили не просто экранизировать уже существующие мифы о различных объектах и традициях «Артека». Дети придумали свои истории. Какими стали их первые шаги в мультипликации, судите сами. Для артековцев прикосновение к миру анимации стало увлекательным и познавательным опытом.

Например, фильм «Медведь в раю» Валерии Бондаренко (ХМАО - Югра) начался с появления на экране медведя и волшебной яблони, а закончился образованием Аю-Дага. А легенда, нарисованнаяПолиной Малеевой (Самара) и озвученная Богданом Галаганом (Москва) и Екатериной Балабановой (ХМАО), объяснила, почему «Артек» называют «перепелиным островком». Внезапный поворот сюжета раскрывает тайну возникновения артековцев. Если в легенде гигантский медведь может окаменеть, почему тогда из перепелиных яиц не могут вылупиться крошечные пионеры-артековцы в полной униформе?

Трудоёмким процессом для ребят оказалось создание легенды Екатерины Балабановой (ХМАО) о битве «титанов» – Годзиллы и ожившего Аю-Дага. Финал очевиден – наша Медведь-гора побеждает. Но тот факт, что окаменевшие ноги Годзиллы это и есть, по задумке автора, Адалары, не смог оставить равнодушным артековских зрителей.

Все работы были выполнены на кальке, в специально собранных для этого блокнотах. Потом листочки выкладываются на сканер и сводятся воедино уже на компьютере. Озвучением дети занимаются самостоятельно. Только монтаж остаётся на совести руководителя студии юных мультипликаторов Юрия Звегинцева. Основная работа преподавателя заключается в том, чтобы раскрыть креативный потенциал детей. Они учатся рассказывать истории в картинках и рисуют раскадровки к своим будущим мультфильмам. Некоторые дети утверждают, что плохо рисуют, но часто оказывается вполне достаточно и начальных навыков для выпуска своего первого фильма.

Некоторые фильмы рождались из удачно слепленного из пластилина персонажа. Есть главный герой и уже для него придумывается история, в которой он мог бы себя проявить наилучшим образом. Так произошло со снеговиком Олафом, которого слепили девочки Алина Ярёменко (Курган), Алиса Кузькина (Московская область), Виолетта Решетняк (КЧР). История про снеговика «Внезапное счастье» развеселила «лазурников» 9-й смены на показе не меньше, чем другие фильмы.

Также в эту смену была представлена техника анимации перекладки, в которой свой мультфильм создавали Александра Гришанцова и Юлия Мещерякова из Саратова. Перекладка позволяет в достаточно сжатые сроки сделать мультфильм и рассказать историю. И даже не обязательно при этом уметь рисовать – персонажей можно вырезать из газет и журналов или распечатать на принтере. Ведь иллюзия движения создаётся за счёт перемещения кусочков бумаги или картона. Можно использовать и природные материалы – всё зависит от сюжета. Например, в фильме«Синергия» рассказывается про волшебную силу объятий, всепобеждающую дружбу и доброту к ближнему. Девочки использовали цветной картон различных цветов. При смене материала, менялась и эмоция персонажа.

Всё таки одним из главных условий успешного мульт-показа является юмористическая составляющая. Поэтому важно, что эти мультфильмы делались детьми для детей, и юмор был понятен артековцам. Весь лагерь «Лазурный» воспринял работы мультотряда бурными овациями. Показ удался.

С творчеством юных мультипликаторов «Артека» можно ознакомиться по ссылкам:

90 лет назад в Крыму открылся детский лагерь "Артек"

16 июня детскому лагерю "Артек" в Крыму исполнилось 90 лет.. Таинственная Белая Дама "Артека" - о ней слышал чуть ли не каждый отдыхающий. Кем она была и какую тайну хранила?

Миледи из "Чертова домика"

Как известно, в каждом уважающем себя пионерлагере должна быть своя Белая Дама - привидение женщины в белом, которое бродит по ночным аллеям и хватает нарушителей режима. А в главном лагере СССР – "Артеке" – эта дама уж точно должна быть какая-нибудь особенная.

Так вот, Белой Дамой "Артека" еще с тех времен, когда никакой "Республики детства" на этом месте не было и в помине, работает призрак Миледи. Да-да, той самой леди Винтер из "Трех Мушкетеров" Дюма. Вернее не совсем той самой, а одной из нескольких реально существовавших женщин, из которых классик приключенческой литературы "слепил" данного отрицательного персонажа. Официально во всех энциклопедиях в качестве прототипа миледи указывается Люси Хэй, графиня Карлайл – брошенная любовница Бэкингема, с горя ставшая агентом Ришелье. Только никаких афер с алмазными подвесками эта приятная во всех отношениях дама не проворачивала. Просто Дюма, в свойственной ему манере смешения эпох, описал совсем другой эпизод из французской истории – знаменитую affaire du collier, историю с пропажей ожерелья Марии-Антуанетты.

Жанна Де Ламотт

Дальнейшая история обнаруживается как минимум в трех версиях за пару кликов в поисковике. И вы узнаете о том, как некая Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа втерлась в парижский высший свет, как поразила всех своей красотой и выскочила замуж за графа де Ламотт, как стала любовницей кардинала де Рогана и подругой Марии-Антуанетты. В роли "алмазных подвесок" - ожерелье с бриллиантами, заказанное еще Людовиком XV для графини Дюбарри, ценой в 1 миллион 600 тысяч ливров (стоила эта безделушка как небольшой французский городок). Король умер, у его бывшей фаворитки все отобрали, и ожерелье повисло мертвым грузом на балансе ювелирной мастерской Бемера и Бассанджа. Но тут появилась Жанна де Ламотт, которая, при помощи небезызвестного Калиостро, задумала и провернула блестящую аферу. Она уговорила своего любовника-кардинала купить ожерелье, якобы от имени королевы и подделала ее подписи на долговых расписках, а саму драгоценность попросту украла. Скандал вышел грандиозный, позднее Мирабо назвал эту историю "прологом к Великой революции", Дюма написал о ней отдельный роман, а в 2001 году Голливуд снял фильм с Хиллари Суонк в главной роли.

Жанну Де Ламотт судили и приговорили к лишению дворянства, клеймению и пожизненному заключению в тюрьме для проституток. Оттуда она бежала в Англию, успешно шантажировала Марию-Антуанетту своими мемуарами и, наконец, то ли покончила жизнь самоубийством, то ли была убита, то ли инсценировала собственную смерть.

Дальнейшие события вот уже 200 лет с удовольствием пересказывают всем желающим крымские краеведы и вожатые "Артека". Нет, не умерла, бежала в Россию, там 12 лет прожила в Петербурге под именем графини де Гоше, потом французский посол случайно ее опознал и потребовал выдачи, а Александр I сослал в Крым. Там она поселилась у подножья Аю-Даг, стала "боссом" местных контрабандистов и обращала в христианство крымских татар, а заодно, на правах ученицы Калиостро, занималась колдовством, из-за чего к ее жилищу навсегда прилипло прозвище "Чертов домик". Долго среди татар еще ходила легенда о старухе-проповеднице, приезжавшей к ним верхом, в черном плаще с двумя пистолетами за поясом, говорившей с ними о Христе с явным французским акцентом. Вся крымская эпопея де Ламотт заняла менее двух лет: в 1824 ее выслали, а в 1826 она уже умерла, и как только все успела? Завещала она похоронить себя в той же одежде, в которой встретит смерть. Но ее старая служанка-армянка ничего не поняла и через сутки после смерти решила все же обмыть свою госпожу, начала раздевать тело и обнаружила на плече клеймо парижского палача - "так все и выяснилось".

"Чертов домик" до сих пор стоит в самом центре лагеря "Морской", в нем с тех пор еще много кто успел пожить, включая основателя "Артека" Зиновия Соловьева. В 1983 году Николай Самвелян опубликовал книгу "Семь ошибок, включая ошибку автора", в которой окончательно доказал, что умершая в Крыму таинственная графиня де Гоше и была Жанной де Ламотт. Страшные истории о "крымской миледи" пионеры рассказывают друг другу каждую смену, поток желающих найти знаменитое ожерелье не иссяк до сих пор - в общем легенда живет и процветает. Были даже проекты по превращению "Чертова домика" в музей графини де Ламотт и "аферы с ожерельем"…

Все ли было так сказочно?

Во всей этой "крымской эпопее" французской аферистки есть немало моментов, вызывающих вполне обоснованные вопросы. Так всегда бывает с популярными историческими легендами – после тщательного изучения документов выясняется, что "не 100 рублей, а 50, не в преферанс, а в "Дурака" и не выиграл, а проиграл".

Американский певец Поль Робсон в Артеке, 1958 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Во-первых, откуда пошла вся эта история, где, так сказать, первоисточник? Многие интерпретаторы версии про "крымскую миледи" ссылались на книгу "Письма и записки Оммер де Гелль", принадлежащую якобы перу известной французской путешественницы Адель Оммер де Гедль:

"Похороненная в саду своего дома, эта таинственная женщина, о которой ходили такие разноречивые слухи, не имела на могиле даже камня, который указывал бы иностранцу или путешественнику, что под ним покоится графиня Ламот, высеченная и заклейменная на Гревской площади, как участница в скандалезном деле об ожерелье королевы."

Настоящим автором этих "записок" был известный мистификатор П.П. Вяземский, что доказали еще советские ученые в 1930-х годах прошлого века. То есть одним из столпов истории "крымской миледи" с самого начала была общеизвестная фальшивка.

Во-вторых, во время интересующих нас событий, землями в урочище "Артек" владела вовсе не княгиня Потемкина, как это часто пишут в энциклопедиях, а польский поэт Густав Олизар, друг Пушкина и Мицкевича, будущий участник одного из тайных обществ декабристов и восстания 1830 года. После себя он оставил мемуары. И графиня де Гоше в них, представьте себе, упоминается, но ей там отведено весьма скромное место, всего один абзац:

"Но еще более возбуждала любопытство старая француженка, жившая при ней (Голицыной), в которой многие хотели видеть m-me Ламот, прославившуюся в известном процессе об ожерелье."

И все. Согласитесь, что между пространным повествованием о графине Гвашер из записок Вяземского-"де Гелль" и осторожной фразой Олизара "в которой многие хотели бы видеть…" - дистанция огромного размера. К тому же "Чертов домик" находился как раз на территории его усадьбы "Кадриатикон", поэтому Олизар упомянул бы о том, что сосланная француженка поселилась именно у него.

Едем дальше. Активной собирательницей всех легенд вокруг "Артека" была Маргарита Соловьева, жена основателя лагеря. По ее словам, в 1926 году она встречалась с писателем В. Вересаевым, который и рассказал ей историю "крымской миледи", ссылаясь на мемуары Олизара. Но Олизар сам в "де ламоттовской" версии, как мы знаем, сомневался. Круг замкнулся, а правды все нет.

Были и другие, более дотошные исследователи, например, крымский историк А. Маркевич, опубликовавший в 1912 году в журнале Таврической архивной комиссии статью "К биографии графини де Ламотт Валуа-Гаше". В ней он писал:

"Графиня Гаше отправилась в Крым вместе с известной по своему мистическому миросозерцанию графиней А. С. Голицыной, пригласившей с собой сюда, в свое имение Кореиз, кроме графини Гаше, и еще более известную графиню Крюденер.

Переехав в Крым, графиня Гаше проживала некоторое время в Кореизе у графини Голицыной, затем одна с прислугой в Артеке, у подножия Аюдага, и, наконец, переселилась в г. Старый Крым, по совету барона Боде, также французского эмигранта, бывшего в Судаке директором училища виноградарства и виноделия."

Юсуповский дворец в Крыму, 1994г. Фото: ИТАР-ТАСС

Вот и появились новые зацепки. Во-первых, А.С. Голицына - жена камергера И.А. Голицына. Ее действительно в 1822 году выслали из Петербурга вместе с правнучкой фельдмаршала Миниха, баронессой Юлианой Крюденер, за попытку склонить Александра I к крестовому походу против Османской империи, а также за распространение пиетизма (одна из сект лютеранства). В Крыму дамы собирались основать пиетистскую колонию из немцев с греками и начать обращение татар. В биографии Голицыной упоминаются и ее весьма оригинальные для почтенной светской дамы манеры:

"Верхом на лошади, в длинном сюртуке, с плетью в руках, с помощью которой она самолично расправлялась не только с домашними, но и с посторонними, деспотичная Голицына держала в трепете даже местные власти. В обществе ее прозвали La vieille du rocher ("Старуха со скалы"), сама она иногда подписывалась La vieille des monts ("Старуха с гор"), что остряки быстро переделали в La vieille demon ("Старый черт")."

Вот, кто ездил к в гости к крымским татарам "в плаще с двумя пистолетами", вернее – с плеткой, и проповедовал им христианство. А заодно становится ясным, что именно за "христианство" такое было, а то католичка-француженка, обращающая мусульман в православие смотрится как-то нелепо.

Итак, вместо де Ламотт мы видим Голицыну, а вместо загадочных контрабандистов – обычных сектантов. А где же все это время была "крымская миледи"?

Маркевич оставляет нам еще одну зацепку насчет клейма. В примечаниях к своей статье он ссылается на вышедшие в 1889 году воспоминания некой Ольги N (журнал "Русский вестник") и пишет: Голицыны узнали, что их старая гувернантка - не кто иная, как графиня де Ламотт, только тогда, когда случайно, через полуоткрытую дверь, заметили у нее на плече отметину… Стоп, какие "Голицыны", если Анна Сергеевна приехала в Крым без родственников? Во-вторых, зачем ей понадобилась гувернантка, если у нее не было детей, а дочь Юлианы Крюденер к тому моменту была уже замужем?

Надо сказать, что сама Ольга N графиню де Гоше в глаза не видела, а историю о ней пересказывает со слов неизвестных "крымских старожилов". Далее из текста становится ясным, что речь идет о совсем другой ветви рода Голицыных – о Василии Сергеевиче Голицыне и его жене Елене Суворовой, урожденной Нарышкиной, легендарной красавице своего времени. Одно только "но": в 1824 году эта семья еще праздновала свой "медовый месяц" в Берлине, а в своем крымском имении стала появляться через несколько лет после того, как де Гоше умерла. Видимо, у них жила какая-то другая престарелая француженка, у которой тоже могло быть клеймо. А могло случиться и так, что одну историю смешали с другой ради достоверности. Поскольку легенды о "миледи" стали появляться чуть ли не на другой день после ее смерти, крымские дворяне были склонны видеть Жанну де Ламотт в любой эмигрантке говорящей по-французски.

А может ее и вовсе не было в Крыму?

Нет, была. И даже в ссылке оставалась персоной настолько важной для российской короны, что то ли начальник Генерального штаба Дибич, то ли всемогущий Бекендорф приказал губернатору Таврическому Нарышкину: после смерти графини все принадлежащие ей бумаги и личные вещи изъять и немедленно фельдъегерской почтой доставить в Петербург! Как только весть о кончине де Гоше дошла до Нарышкина, он немедленно отправил своего чиновника для особых поручений, но не в "Артек", а в город Старый Крым, и дает ему письменный наказ, одна фраза из которого окончательно все проясняет:

Жанна Де Ламотт

"Известно, что графиня Гаше находилась и умерла в Старом Крыму, имущество ее описано тамошнею ратушею при бытности назначенных графинею Гаше изустно перед кончиною своею душеприказчиков: коллежского секретаря барона Боде, иностранца Килиуса и заведовавшего делами покойной феодосийского 1-й гильдии купца Доменико Аморети, которое, по распоряжению тамошнего губернаторского правительства, взято в ведомство феодосийской дворянской опеки. В описи имущества показаны четыре шкатулки без означения, однако, каких они цветов, но одна из них, под No 88, с дамским прибором и отмечена следующею госпоже Бирх. Вероятно, это та самая шкатулка, о которой начальник генерального штаба пишет мне".

Значит, де Гаше-де Ламотт действительно жила и умерла в Крыму, но не на Южном берегу, а на востоке полуострова, в городе Старый Крым. Эту версию полностью подтверждают и мемуары дочери уже упомянутого барона Боде, ставшего позднее директором Училища виноградарства и виноделия в Судаке:

"Я была еще очень молоденькой девочкой, когда вся эта компания приезжала к моим родителям, но я живо помню всех их: и сухую, грозную княгиню Голицыну, и нежную блондинку Баронессу Беркгейм, но более всех графиню де Гаше. Всю ее замечательную историю узнала я гораздо позже; не знаю отчего, она тогда поразила меня; но я как сейчас вижу старушку среднего роста, довольно стройная, в сером суконном рединготе. Седые волосы ее были прикрыты черным бархатным беретом с перьями; лицо нельзя сказать кроткое, но умное и приятное, украшалось живыми блестящими глазами. Она говорила бойко и увлекательно-изящным французским языком. С родителями моими она была чрезвычайно любезна, с своими спутницами насмешлива и резка <…> Она желала купить в Старом Крыму сад, принадлежавший отцу моему."

Итак, баронесса Мария Боде оказывается чуть ли не единственным свидетелем (если не считать Олизара), видевшим таинственную графиню де Гоше своими глазами, в отличие от многочисленных пересказчиков баек "крымских старожилов". Там же можно узнать и о том, чем занималась под конец жизни эта женщина.

Александр Боде хотел заполучить де Гаше в качестве компаньонки и наставницы для своей дочери. Он даже предлагал построить для нее дом в Судаке. Но француженка захотела выкупить принадлежавший ему сад, поэтому поселилась в землянке рядом с усадьбой Боде и стала сбивать цену, отгоняя всех прочих покупателей. Потом решила мириться и завещала семье Боде чуть ли не все свое имущество. А 23 апреля 1826 года она скончалась. Описание обстоятельств ее смерти не оставляет никакого пространства для сомнений:

"Ее служанка-армянка рассказала только о том, что, почувствовав себя плохо, графиня всю ночь перебирала и сжигала свои бумаги, что она запретила после своей смерти раздевать ее и требовала похоронить в том, в чем она была одета. По решению местных властей, в связи с отсутствием католического священника, она была похоронена русским православным и армянским грегорианским священниками. Могильная плита не тронута до сих пор/… /В связи с тем, что графиня редко кого допускала к себе, одевалась всегда сама одна/ …/ее служанка мало чем могла удовлетворить всеобщее любопытство. И только во время осмотра и омовения она заметила на спине своей хозяйки два ясных следа от раскаленного железа. Эта деталь подтверждает все предыдущие предположения, так как известно, что госпожа госпожа де Ламотт была приговорена к клеймению и, несмотря на то, что она отбивалась от палачей, клеймо, хотя и нечеткое, все же было выжжено" , - сообщается в мемуарах Марии Боде.

Подведем итоги

Великая авантюристка XVIII века Жанна де Ламотт действительно не умирала в Лондоне, а в очередной раз создала себе новую личность и под ней стала работать на российскую "внешнюю разведку" (спецслужб в сегодняшнем понимании тогда еще не было, шпионажем занимались в основном дипломаты).

В благодарность за это ей позволили жить в Санкт-Петербурге. Но даже из-за такой полезной во всех отношениях дамы Александр I не собирался ссориться с восстановленными в своих правах Бурбонами, так что Жанну убрали с глаз долой сразу же, как только французы ее опознали.

В Крым она прибыла, судя по всему, вместе с сектантской "миссией" А.С. Голицыной, а затем их пути разделились. Голицына вместе с Крюденер остались проповедовать свое "христианство" татарам на Южном берегу, а Жанна де Ламотт перебралась в Старый Крым, где и провела последние полтора года своей жизни на глазах у семейства Боде (что неудивительно, благо они были ее соотечественниками).

В семействе Голицыных из Магарача жила какая-то другая француженка, вполне возможно - беглая воровка. Скорее всего, Ольга N вообще выдумала эту историю, желая придать достоверности легенде о де Ламотт.

Белая Дама из "Артека" - это собирательный образ двух женщин, реально существовавших и живших в Крыму в одно и то же время: графини де Ламотт и А.С. Голицыной.

"Чертов домик" в лагере "Морской" вообще не имеет ко всему этому никакого отношения. Скорее всего его построили уже в то время, когда урочищем "Артек" владела Т.Б. Потемкина¸ славившаяся не только истовой набожностью, но еще и увлечением спиритизмом и прочей мистикой.

Такая история. Может, все-таки не стоит пересказывать ее нынешним "артековцам"? Оставить легенду в покое, сделать в "Чертовом домике" музей, пустить слух о том, что знаменитое ожерелье Марии Антуанетты было спрятано где-то неподалеку и пусть его ищут. В конце концов, мы же на полном серьезе рассказываем детям о том, что Санта Клаус проживает в деревне Йолупупкки в Лапландии, а Дед Мороз – в Великом Устюге. Вырастут, как говорится, - поймут. Все равно ни один пионерлагерь не может существовать без своей Белой Дамы.

Гораздо обиднее, когда подобные байки на полном серьезе воспроизводят и публикуют взрослые.

Алексей Байков

Знаменитый международный детский лагерь «Артек», расположенный на южном берегу Крыма в поселке Гурзуф, был создан более 90 лет назад. Особенно популярным являлся он в советские времена. Разумеется, за многие десятилетия это место обросло множеством легенд, среди которых есть мистические и жутковатые…

История «Артека»

Первоначально «Артек» представлял собой лагерь-санаторий для детей, больных туберкулезом. Он был основан по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьева. Название свое лагерь получил в честь урочища с одноименным названием по месту расположения. Открытие состоялось 16 июня 1925 года.

Постепенно из санатория для туберкулезников «Артек» превратился в элитный лагерный комплекс, куда детей направляли за различные заслуги, например, успехи в учебе и общественной работе. Также туда часто приезжали иностранные дети.

Артековские репрессии

В начале лета 1937 года в лагерь прибыл сотрудник НКВД Николай Иванов, которому поручили выявить здесь «вражеские элементы». В докладной записке Иванова говорилось: «В подсобном хозяйстве “Артека” орудуют враги: заражены бруцеллезом коровы, погибли 34 пчелиные семьи, 19 подсвинок. В пище пионеров обнаружены стекла, гвозди, пуговицы, в хлебе - спички. Имело место отравление восьми рабочих, срывы работы радиоузла, предпринята попытка поджога здания, где жили испанские дети… Вожатый Малютин избил 8-летнюю Элю Щукину, а пионерку Тамару Кастрадзе изнасиловал. Были случаи, когда детей под видом похода уводили группами на всю ночь на Аю-Даг и возвращали их простуженными»…

В результате 17 сотрудников лагеря исключили из партии и комсомола, 22 человека отдали под суд. На их счастье, через полгода все они были оправданы благодаря жене Молотова Полине Жемчужиной, которая обратилась к мужу и уговорила его помешать дать ход этому бредовому делу.

Загадочное захоронение

В 1966 году на пустыре между лагерями «Кипарисный» и «Лазурный» было обнаружено странное погребение. В каменном ящике под крышкой лежали сразу шесть скелетов. Все они принадлежали сильным рослым мужчинам и все были лишены голов и кистей рук. Внизу находился слой морского песка. Когда его убрали, под ним обнаружился еще один, меньший по размеру ящик, где лежали недостающие части тел. Под ними тоже оказался толстый слой песка. Когда расчистили и его, то обнаружили останки грудного младенца.

Почему тела мужчин с отрубленными головами и руками были захоронены поверх детской могилки, так и осталось загадкой.

Мертвые дети

В наши дни две девушки, Лена и Аня, устроились медсестрами в «Артек». В начале октября лагерь почти опустел. Лена с Аней жили в одном из небольших домиков-корпусов, вдвоем в одной комнате. Больше в домике никто не жил. И вот по ночам девушки стали слышать странные звуки: шаги в коридоре, журчание воды, и наконец, посреди ночи кто-то дергает ручку двери их спальни… Иногда, проснувшись, Лена и Аня обнаруживали дверь открытой, а ведь на ночь запирались! Или же с тумбочек кто-то невидимый скидывал книги.

Как-то Аня отправилась с детьми в поход, и Лена осталась одна. Ночью ей привиделся сон: дверь в комнату открывается и туда медленно входят дети. Были они разного возраста, и мальчики и девочки. Дети обступили кровать девушки и, с грустью глядя на нее, стали молча тянуть к ней руки… Проснувшись, Лена увидела, что дверь опять открыта. За завтраком она поделилась этой историей с другой медсестрой, давно работавшей в лагере. Та рассказала ей, что когда в «Артеке» лечились туберкулезные дети, самых тяжелых клали в тот самый корпус. И многие из них прямо там умирали…

Призрачная графиня

До сих пор бытует в «Артеке» легенда о французской графине Жанне де Ламотт, якобы ставшей прототипом Миледи из «Трех мушкетеров» Дюма. В реальности эта авантюристка жила во времена Людовика XVI и похитила у королевы Марии-Антуанетты бриллиантовое колье стоимостью в полтора миллиона ливров. Ее поместили в темницу, откуда она таинственным образом исчезла. По неофициальной версии, графиня перебралась в Крым. Однажды она получила сильную травму, упав с лошади. Успев спрятать свои драгоценности, дама попросила слуг после смерти ни в коем случае не снимать с нее одежду. Но те ослушались ее. Когда покойницу переодевали, то увидели на ее плече клеймо в виде королевской лилии…

С тех пор неупокоенный дух Жанны де Ламотт не находит себе покоя, по ночам прохаживаясь по территории «Артека» и пугая тех, кто не ложится вовремя спать. По крайней мере, такую страшилку рассказывают своим воспитанникам здешние вожатые.