Цепочка ассоциаций. Развитие ассоциативного мышления Ассоциативные цепочки

Эта техника известна под многими названиями – цепной способ запоминания, метод цепочки ассоциаций или ассоциативных связей. Однако, наиболее распространенное наименование – метод ассоциаций. Простота и эффективность помогают использовать его для запоминания практически любой информации:

  • числа;
  • слова;
  • термины;
  • имена;
  • названия;
  • телефоны;
  • даты;
  • цитаты;
  • иероглифы;
  • анекдоты;
  • рецепты;
  • списки продуктов для покупки.

Кроме того, эта техника легла в основу некоторых других методик по работе с памятью, вниманием и мышлением.

Принцип и особенности метода

Давайте же разберемся в принципе рассматриваемого метода. Всё просто: два даже совершенно не связанных объекта или слова могут быть объединены в единое целое с помощью связи таким образом, чтобы при возникновении в памяти человека одного тут же было воссоздано недостающее второе. В этом суть ассоциация. Кстати, возможны варианты когда в цепочке два и более объектов в зависимости от целей и старания запоминающего.

Что касается связи – здесь нет никаких ограничений: не останавливайте полёт фантазии! Чем ярче, необычнее, фантастичнее, интереснее и смешнее будет придуманная связь, тем лучше отложится в голове цепочка и тем легче и быстрее будут всплывать в памяти нужные кусочки информации.

Например, возьмем слова «огнетушитель» и «яблоко». Представьте как пожарный хватает огнетушитель и бежит с геройским видом тушить горящий дом. Но, когда направляет огнетушитель на открытое пламя, из него начинают вылетать яблоки, да так много, что огонь угасает под грудой яблок. При этом даже домика не видно. Толпа зевак стоят недоуменно, но через секунду начинают радостно подкидывать такого же недоумевающего пожарного с огнетушителем, который только сейчас разглядел этикетку с нарисованным яблоком на корпусе.

Примеры использования

Учи английские слова

Каждый раз, встречая новое незнакомое слово на английском языке, постарайтесь построить в воображении ассоциативную связь с другим словом, например, на русском. Такой прием легко работает с фразами, которые пришли в наш язык из английского: «equal» (равный) – «эквивалент». Или скажем «amassment» (скопление) - «масса».

Но чаще звучание русского слова не похоже на произношение английского. Но так только интереснее. Например, выучить слово «ковёр» («carpet» - кАпит) мне помогла ассоциация с одноглазым КАПИТаном, который осматривал просторы океана, стоя при этом на ковре-самолете. Нет ничего сложного – потренировавшись какое-то время, вы сможете на лету формировать нужные цепочки и запоминать слова без утомительной зубрежки.

Бытовые хитрости

Используя данный способ можно помочь себе и в обыденных ситуациях. Мой любимый пример – друг постоянно забывал, выходя из дома, взять с собой зонт или как минимум подумать, не нужно ли его захватить. Но как только он сформировал в голове устойчивую ассоциацию «коврик» - «зонт», представив, что вместо коврика лежит яркий жёлтый зонт от дождя и каждый раз, выходя из дома, спотыкался об него, проблема была забыта.

Запоминание дат

Часто в школе нам приходилось учить даты различных исторических событий, однако, прошло много лет и ни одна «важнейшая дата, без которых нельзя жить» так и не уложилась в голове. Сколько было убито времени и нервов на запоминание, однако, используя метод ассоциаций, можно легко и надолго сохранять десятки и сотни дат и подобных данных.

Например, 1807 год – это никем не запоминаемая дата создания первого парохода. Для запоминания используйте цифробуквенный шифр, но для этого изначально придется вызубрить таблицу с кодом как школьную таблицу умножения. А это не наш метод! Поэтому призовем на помощь фантазию: придумаем такой сценарий или сценку в голове, в которой только для нас будут спрятаны заветные числа. Можно откинуть цифру «1» - и так понятно, что это произошло в первом тысячелетии. Остались три цифры и вот как мы их представим:

  • 8 – выглядит как две трубы парохода, если посмотреть на него сверху;
  • 0 – это будет форма палубы парохода;
  • 7 – такую цифру напоминают волны, рассекаемые нашим получившимся судном.

Насколько бы сложной не казалась задача запомнить такую тяжелую для восприятия информацию, как телефонные номера, новые английские слова, даты исторических событий и так далее – всегда найдется вариант избежать зубрежки. Один из таких способов - метод ассоциаций. Ваша память будет работать как часы – точно и качественно, главное больше фантазии и меньше скучных традиционных подходов.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

Ассоциация - связь в памяти, когда вслед за одним в голове человека без обоснований появляется другое.

Домашняя птица? - Курица! Поэт? - Пушкин!

Откройте словарь в случайном месте и ткните пальцем в случайное слово. Прочтите его. Теперь назовите несколько других слов, которые приходят вам на ум, когда вы произносите первое слово. Например: "белый" -> "снег", "белый" -> "день", "белый" -> "свет"; "черная" -> "сажа", "черная" -> "ворона"; "танк" -> "броня", "танк" -> "пушка". И так далее. Такая пара слов называется ассоциацией. Если взять второе слово в паре и придумать ассоциацию уже к нему, то возникнет цепочка из трех слов и двух ассоциаций.

Таким образом можно строить сколь угодно длинные цепочки.

Почему и как ассоциации образуются сами

Ассоциации появляются чаще всего по смежности в пространстве и во времени: говоря о домашней птице, чаще всего упоминают курицу - мы это запомнили. Рядом с ложками на столе часто лежат вилки - отсюда частая ассоциативная связь "ложка-вилка". А "ложка" и "термоядерный коллайдер" - ни пространственно, ни временно в нашем опыте не связаны, и такая ассоциация нетипична. Частным случаем являются ассоциации по сходству (голубое-синее) и по контрасту (черное-белое).

Когда ассоциация чего-то с чем-то у нас возникает, а когда - нет? Чаще всего влияет фактор впечатления и новизны. Чем ярче и сильнее нечто произвело на нас впечатление, тем скорее у нас это не просто запомнится, но запомнится в связи со всем тем, что это окружало: где, с кем, когда, как... Аналогично, быстрее и ярче ассоциации возникают в связи с чем-то новым, что привлекло внимание в силу эффекта новизны.

Кроме эффекта новизны, на образование ассоциаций влияет эффект повторения. Если эта девушка обычно улыбается, ее будут чаще называть Солнышком. Улыбайтесь чаще!

Многое определяется и направленностью внимания самого человека. У девочек - девчачьи ассоциации, у мальчиков - мальчиковые, у взрослых людей - взрослые, у сексуально заряженных молодых людей ассоциации преимущественно сексуальные. "О чем ты думаешь, глядя на кирпич? - О девушках. - А почему? Как связаны кирпич и девушки? - А я о них всегда думаю..."

Физиологическим механизмом образования большинства ассоциаций, скорее всего, являются сочетательные рефлексы ​ в понимании В.М. Бехтерева . Впрочем, возникновение большинства ассоциаций можно объяснить как условными рефлексами по И.П. Павлову , так и понятием " ", чаще используемым в бихевиоризме.

Использование ассоциаций в практической психологии

Метод свободных (у Юнга - направленных) ассоциаций активно использовался и используется в психоанализе .

В проективных тестах людям предъявляется картинка с неясным содержанием, и по характеру преобладающих ассоциативных связей можно делать вывод о характерном для человеке способе восприятия и мышления, о его чувствах, потребностях и интересах.

В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных , суть которого состоит в том, что человек дает ассоциативную связь на слово теми словами, которые описывают его . Например, на стимульное слово «живот» испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила.

Управляемые ассоциации

Творческие люди сами могут создавать свои творческие ассоциации, находя интересные и запоминающиеся ассоциации. Управляемые ассоциации - ассоциации, которые мы сами создаем и сами можем корректировать или стирать. Создавая управляемые ассоциации, мы с вами можем управлять своим вниманием и памятью.

Если вы хотите вспомнить, что вам нужно сегодня при выходе из дома, ярко представьте, как вы видите прихожую и сразу вспоминаете: "Зонтик!"

А если услышали хороший анекдот, сразу прикиньте, в какой компании и обстановке он будет уместен, а сразу же создайте себе картинку, что вы с этими людьми в такой обстановке и рассказываете этот анекдот. С высокой вероятностью вы его в той обстановке - вспомните.

  • Список слов
  • Невозможно получить хорошую память не тренируя её. Так же невозможно стать сильным или научиться быстро бегать лёжа на диване. Хорошая память - это навык, который нуждается в тренировке и потратив некоторое время на выполнение упражнений по улучшению памяти, вы сможете гораздо лучше запоминать.

    Существует большое количество упражнений, выполнение которых позволит вам улучшить возможности вашей памяти в запоминании.

    Приступая к работе помните, что важно не количество времени, которое вы провели выполняя задания, а регулярность тренировок. Тренируясь пять раз в неделю, по десять-пятнадцать минут вы, затратив меньше усилий, достигнете большего результата, чем если бы тренировались два раза неделю по два часа в день.

    Цепь образов

    Тренировка в создании цепи ассоциаций между двумя произвольными образами. Очень помогает в развитии образного мышления, столь необходимого в мнемотехнике, а также считается важным для развития творческого мышления и воображения.

    Мышление образами

    Мнемотехника построена на работе с образами. Часто это вызывает трудности, поскольку большинство людей привыкли руководствоваться логикой и работа с образами поначалу может оказаться затруднительна. Поэтому, прежде чем переходить к запоминанию выполните несколько раз следующее упражнение.

    "Цепь образов"

    Для тренировки образных способностей можно использовать упражнение под названием "Цепь образов". Оно описано в книге Гарри Лорейна "Развитие памяти и способности концентрироваться" и рекомендуется для укрепления творческих способностей. Гарри Лорейн в книге "Суперпамять" описывает его под названием метод корреляций для развития воображения. Также это упражнение известно как "Катена" - игра для развития креативного мышления. Вполне возможно, вы его встречали и под другими названиями - правила его просты, а играть можно в одиночку и в компании.

    Правила игры

    Берутся любые два слова. Требуется связать их цепочкой слов-ассоциаций. Для связи следует использовать слова, между которыми есть что-то общее или наоборот противоположное.

    Примеры

    Пример:
    Часы и Облако

    Возможное решение: Часы - Время - День - Солнце - Небо - Облако

    Ясно, что существуют и другие способы, позволяющие связать эти два образа. Каждый может придумать что-то свое - и это также будет правильно. Главное - это установить связь между соседними словами.

    И еще один пример:

    Петух - Демон

    Петух - Двор - Церковь - Бог - Демон

    При переходе от Бога к Демону использовался переход на основе противоположностей. Такое тоже возможно.

    В некоторых случаях ассоциации оказываются настолько очевидны, что создавать цепь образов смысла нет. Например, для пары Кран - Труба вполне естественным будет представить кран поднимающий трубу. В этом случае имеет смысл придумать дополнительные ассоциации: Кран - Трос - Крюк - Труба.

    Пары слов

    Упражнение на запоминание пар слов. Сначала создаётся ассоциация между двумя словами. Затем увидев одно из слов нужно вспомнить второе.

    Описание упражнения

    Упражнение выполняется в три этапа.

    Для запоминания вам предлагается несколько пар слов, записанных в два столбца. Для каждой пары нужно создать ассоциацию. Рассмотрим это упражнение на примере трех пар слов.

    Корабль - Спираль - представьте корабль, поднимающийся по спирали в небо

    Цирк - Звезда - представление в цирке, в котором арена не круглая, а в виде пятиугольной звезды. В центре стоит дрессировщик, а в каждом углу звезды сидит лев.

    Аквариум - Впечатление - проблема в данном случае заключается в достаточно абстрактном слове впечатление. Если аквариум и цирк представить себе можно без труда, то такое трудное слово как впечатление осилить будет гораздо сложнее. В таких случаях вместо абстрактного слова, для участия в ассоциации подбирают похожий по смыслу образ, который можно выразить более конкретно. В данном случае можно представить такую картину: хозяин аквариума, находясь под огромным впечатлением от красоты рыб, живущих в этом аквариуме, вытащил его на улицу, останавливал проходящих мимо, чтобы все видели этот аквариум и восхищались им.

    На втором этапе вы просматривая слова левого столбца, на основе созданных ассоциаций вспомнаете слова правого столбца. Прочитав слово корабль, вы видите как он поднимается в небо и вспомните слово спираль. Пятиугольная арена цирка подскажет звезду, а восторженный чудак с аквариумом - напомнит о впечатлении.

    3. Проверка того, что вам удалось запомнить. Хотя использование ассоциативного метода, позволит сразу увеличить количество запоминаемых слов, оно редко бывает стопроцентным. Причин тут несколько - отсутствие опыта работы с образами, незнание собственных особенностей. Регулярные тренировки разовьют ваши способности и улучшат качество запоминания.

    Если вы считаете, что это слишком просто, и для того, чтобы вспомнить второе слово, совсем необязательно строить какие-то ассоциации, попробуйте выполнить упражнение (как его выполнить на данном сайте - описано ниже), хотя бы для 10 слов сначала просто понадеявшись на свою память, а затем с использованием своей фантазии и ассоциаций.

    На будущее

    После того, как вы приобретете первые навыки в выполнении данного упражнения вы сможете увеличить число запоминаемых пар слов, и установить ограничение по времени, за которое их необходимо запомнить. Постарайтесь довести число запоминаемых пар по крайней мере до 20 за 40 секунд.

    Список слов

    Описание упражнения

    Это упражнение на запоминание последовательности не связанных между собой слов. Его выполнение основывается на методе ассоциаций. Суть упражнения заключается в следующем:

    Свяжите с помощью ассоциации первые два слова.

    Свяжите с помощью ассоциации второе и третье слово.

    3. и т.д. до конца списка

    В результате выполнения описанных операций получится, что каждое слово в цепи связано ассоциациями с предыдущим и последующим словами, являясь звеном в цепи ассоциаций.

    Пример использования метода "Список слов"

    Пусть необходимо запомнить следующую последовательность:

    Нож - Лесть - Лиса - Игла - Приют - Учитель - Чемодан - Фраза - Чешуя - Мох

    Для данной словесной цепи можно составить следующую цепь ассоциаций.

    Заполучив Нож с помощью Лести Лиса, выманила и Иголку в доме, где нашла приют. Приют ей предоставил Учитель, который всюду расхаживал с Чемоданом. Была произнесена Фраза о том, что в чемодане находится Чешуя, которую нужно будет смешать с Мхом.

    Таким образом, получим более-менее связный рассказ составленный из этих слов. И что самое главное, рассказ, в отличие от списка слов, на основе которых он создан, запомнится сам собой. А вместе с ним и сам список слов.

    Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для .

    Что такое ассоциации?

    Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

    Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

    Упражнения

    Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.. Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

    Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

    Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

    Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

    • Русский поэт - Пушкин
    • Домашняя птица - курица
    • Фрукт - яблоко
    • Часть лица - нос

    Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

    Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

    Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

    Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

    1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
    2. затрагивать различные органы чувств;
    3. быть необычной, но осмысленной вами;
    4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

    А главное - чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

    Итак, второе правило запоминания:

    Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

    Ассоциативный метод поиска решений творческих задач

    Изучаем ассоциативные методы решения творческих задач

    Развиваем ассоциативное мышление

    • Ассоциативная цепочка № 1 .
    • Ассоциативная цепочка № 2 .
    • Ассоциативная цепочка № 3 .
    • Ассоциативная цепочка № 4 .
    • Ассоциативная цепочка № 5 .
    • Ассоциативная цепочка № 6 .
    • Ассоциативная цепочка № 7 .
    • Ассоциативная цепочка № 8 .
    • Игра "Ассоциативная цепочка шагов".
    Введение. Что же такое ассоциация? Ассоциация представляет собой связь между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ (понятие). К примеру, слово «ёлка», скорее всего, вызовет ассоциацию «Новый год» и т.д. Задачи и классификация ассоциативного мышления: Задачи:
    • создавать новые оригинальные идеи;
    • развивать воображение и фантазию;
    • образовывать смысловые связи.
    • Классификация:
    • по сходству (костёр – спичка);
    • по близости во времени и пространстве (тесто – пирог, цветы – клумба);
    • по противоположным качествам или по контрасту – (яркий – тусклый, жидкий – густой);
    • причинно-следственные (травма – боль, лук – слёзы).
    Ассоциативная цепочка №1

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «лифт» и «каска».

    ПРИМЕР: Лифт ассоциируется с башенным краном, кран находиться на стройке, на стройке должны быть кирпичи, рабочие строек носят каски.

    Ассоциативная цепочка №2

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «компьютерная мышь» и «солнце».

    ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую, мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр, по своей форме сыр напоминает солнце.

    Ассоциативная цепочка №3

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «огонь» и «заяц».

    ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев.

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «небо» и «яйца».

    ПРИМЕР: В небе летают самолеты, самолет похож на птицу, птицы вьют гнезда, в которых рождаются детеныши из яиц.

    Ассоциативная цепочка №4

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «колесо» и «зоопарк».

    ПРИМЕР: Колесо установлено на машине, машина часто бывает в дороге, на которой имеются пешеходные дорожки – зебры, в зоопарке живут зебры.

    Ассоциативная цепочка №5

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия "зима", "самолёт над пляжем" и "аэропорт".

    Ассоциативная цепочка №6

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия "чайка", "торт" и "лыжи".

    Ассоциативная цепочка №7

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия "застолье" и "зима".

    Ассоциативная цепочка №8

    Игра "Ассоциативная цепочка шагов" Условие: Предлагается объект: кошка.

    Задание: Подобрать характеристику к этому объекту. По предложенной характеристике подбирать соответствующий ей новый объект. По этому принципу составить ассоциативную цепочку шагов: объект – характеристика – объект – характеристика...

    Для кошки характерны острые зубы, когти и пр. признаки семейства кошачих. Эти характеристики подходят и для тигренка.