Чем опасна жизнь в изоляции от общества. Добровольное одиночество

Нигде человек не бывает настолько одинок, как в большой толпе незнакомых людей. К сожалению, современная ситуация многих стран, в том числе и Великобритании, зачастую может быть охарактеризована этой фразой. Жизнь без контакта с окружающими тебя людьми в течение долгого времени может буквально разорвать ваше сердце. К такому выводу пришло новое исследование социальной изоляции, результаты которого были опубликованы в журнале American Heart Association. В этом исследовании были изучены истории болезни более 1600 человек, живущих с сердечной недостаточностью.

Одиночество – смертельно опасное состояние. Независимо от изначального здоровья вашего сердца, социальная изоляция может увеличить риск смерти на 50%, а в некоторых случаях на 90%. Быть социально одиноким – значит быть более агрессивным, иметь высокий риск развития воспаления и повышения кровяного давления.

Те люди, которые описывали свою жизнь как социально изолированную, не видя и не общаясь практически ни с кем целыми днями, в три с половиной раза чаще умирали, чем люди, страдающие от тех же проблем с сердцем, но кто сообщили о наличии достаточной социальной поддержки и связей с друзьями. Те, у кого не было никаких регулярных контактов с другими людьми, чаще посещали своих врачей и чаще отправлялись в отделение неотложной помощи, чем их сверстники.

По результатам исследований, пожилые люди и взрослые мужчины являются двумя наиболее уязвимыми группами населения для последствий социальной изоляции, отчасти потому, что они, как правило, изначально имеют меньше социальных контактов.

Помимо риска, связанного с физическим состоянием, существует также доказательство того, что социально изолированные люди склонны к опасным изменениям химических процессов в мозге. В одном недавнем исследовании на мышах было обнаружено, что всего лишь две недели "стресса социальной изоляции" вызвали негативные поведенческие изменения и сдвиги в работе их мозга. Данный результат пока что не подтвердился у людей, но это заставило ученых, изучающих организмы мышей, рассмотреть проблему использования наркотиков, с целью помочь пациентам справиться с психическими аспектами социальной изоляции и уменьшить агрессию, вызванную изоляцией и изменением химических процессов.

Одиночество – еще одна опасная проблема. Это не то же самое, что социальная изоляция, но тоже очень опасное состояние. Быть одиноким (социальная изоляция) и чувство одиночества (одиночество) на самом деле разные проблемы. Но, кроме этого, следует отметить, что люди, которые живут в одиночку, независимо от того, являются ли они двадцати- или восьмидесятилетними, имеют тенденцию иметь больше социальных связей с другими. Одиночество – это не то, насколько физически мы близки к другим людям, и человек может быть окружен другими, но по-прежнему чувствует себя совершенно одним в этом мире. Как и социальная изоляция, долгосрочные ощущения эмоционального одиночества могут увеличить вероятность смерти людей. Риски, связанные с таким состоянием, находятся на одном уровне с курением.

Важно помнить, что не все эти чувства одиночества обязательно плохие. В отличие от состояния социальной изоляции или изнурительного одиночества, которое может продолжаться целыми неделями, короткий промежуток временного одиночества не убьет вас. На самом деле, в течение этого промежутка вы можете быть продуктивным и здоровым.

Иногда в организме возникает своеобразный сигнал вашего тела о том, что вам нужно слезть с дивана и вернуться в окружающий вас в мир, попытаться построить лучшие, более значимые социальные связи. К такому мнению приходят все больше и больше ученых. Группа немецких исследователей показала, что более тесное общение с другими людьми может способствовать тому, как люди оценивают свое удовлетворение жизнью. В исследовании, те, кто провел год, прилагая новые усилия, чтобы помочь другим, или провели больше времени с друзьями и семьей, были единственными, у которых заметно вырос уровень удовлетворенности жизнью. Другие участники, которые сосредоточились на более эгоистичных идеях по улучшению жизни, даже таких как отказ от собственных вредных привычек, через год не показали серьезных изменений в том, насколько счастливо они оценили свою жизнь. Они предполагали, что большее количество времени, проведенного с другими, может быть своего рода секретным соусом для улучшения состояния жизни и достижения счастья.

Чтобы вырваться из социальной изоляции, вы должны быть достаточно здоровы, чтобы в первую очередь вернуться в общество. Это сложный парадокс для пациентов, имеющих дело, например, с сердечной недостаточностью. Ученые в своих исследованиях показывают, что врачи также могут быть первыми, а иногда и главными, ответчиками за результаты в борьбе с социальной изоляцией, поскольку именно они способны найти контрольные признаки, общаясь с пациентами и задавая несколько простых вопросов во время приема.

Вред, который наносят вам одиночество и социальная изоляция обновлено: Июнь 6, 2018 автором: Наталья Николаева

СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗОЛЯТЫ

Социальная изоляция может рассматриваться в качестве формы либо источника социальной деформации, равно как и нормальной формы чело­веческого существования, необходимой для выполнения каких-либо важ­ных социальных и культурных функций. Она может играть как негативную, так и позитивную роль. К примеру, изоляция наркомана от его друзей, под­верженных тому же недугу, в период его реабилитации играет, несомненно, положительную роль, так как позволяет снять главную причину - группо­вое давление, подражание другим, пребывание в криминогенной среде. В уголовной практике есть много примеров, когда методы казни из-за не­предвиденных обстоятельств обрекали осужденного на затяжную, мучитель­ную смерть. Следовательно, социальная изоляция может рассматриваться как относительно гуманное и в то же время справедливое воздаяние по зас­лугам.

Под изоляцией понимают либо физическое, либо эмоциональное одино­чество. Социальная изоляция - такое общественное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других инди­видов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокра­щения социальных контактов и взаимодействий.

Социальная изоляция и остракизм могут формироваться на основе как объективных условий, независящих от действий отдельного человека, так и личностных характеристик, таких как необычная внешность, болезнь или девиантное поведение. Социальная изоляция может относиться к отдель­ному человеку и целым общностям.

Общности (племена, этносы, этнографические группы, страны), в тече­ние долгого времени ведущие замкнутый от внешнего мира образ жизни, ограничивающие любые контакты с другими сообществами и таким спосо­бом сохранившие свою самобытность, в литературе принято называть со­циальными изолятами. Этот термин, по всей видимости, позаимствован из биологии, где давно распространены соответствующие понятия, определя-

ющие изолированный от доминирующей популяции способ биологическо­го существования каких-либо представителей флоры и фауны.

Социальные изоляты появляются добровольно и принудительно, суще­ствуют относительно непродолжительное или длительное время, порыва­ют полностью или частично контакты с остальным миром, получая от сво­его состояния как добро, так и вред. К примеру, отдельные приемы ману­ального воздействия сохранялись в народной среде, прежде всего в изолятах, и передавались только избранным из поколения в поколение. Точно так же

шаманские традиции, техники и ритуалы передавались из поколения в по­коление только в пределах одной семьи (родственного клана), благодаря чему они и дошли до наших дней.

Термин «изолят» впервые появился в концепции функционирования культуры известного антрополога Б. Малиновского. Природа изолятов раз­лична. Во-первых, есть географические изоляты, оторванные от массива Евразии, которую следует рассматривать как главную арену развития ми­ровых цивилизаций. Во-вторых, можно указать на изоляты, обязанные кли­матическим условиям. К таким местам следует отнести далекий Север и не­которые экваториальные регионы. Специфический этнокультурный изолят представляет собой Северный Кавказ - горная страна, отделенная от Ев­ропы естественными преградами.

Различают географические изоляты - островные сообщества, племена, долгие годы жившие затерянно в джунглях, и социокультурные (соци­альные) изоляты - андерграундные сообщества (гетто, замкнутые религи-

озные общины, криминальные группировки и заключенные, общины хип­пи), живущие в обществе, не принимающие его законы и культурные цен­ности, сознательно дистанцирующиеся от него.

Антропологам хорошо известно, что изоляция малых групп приводит к замедлению эволюции сообщества. Если ныне встречаются отсталые пле­мена, то с высокой долей вероятности можно считать, что задержаться на неолитической и даже палеолитической стадии развития их заставила со­циальная изоляция.

Этнологи причисляют к условиям социальной изоляции еще и формы брака, исторически сформировавшиеся в разных уголках планеты. Так, на­пример, эндогамия (от «эндо...» и греч. gamos - брак) - брачные связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытно-общин­ного строя. Эндогамной группой обычно было племя. Эндогамия племе­ни, как правило, сочеталась с экзогамией входивших в него родов и фрат­рий. Такого рода изоляты образуют группы населения с брачными связя­ми, реализуемыми лишь в достаточно узких рамках. Сообщества, живущие изолированными колониями, в результате малочисленности и родствен­ных браков постепенно вырождаются. Полудикие племена сохранились в изолятах, таких как острова Тихоокеанского региона, джунгли Амазонки и Африки.

В Библии описано правило, согласно которому верующие должны были заключать браки только в пределах собственной религиозной общины. По­скольку в Ветхом Завете община фактически совпадала с этносом, эндога­мия часто принимала племенной, национальный характер. Первое указа­ние на такого рода эндогамию содержится в рассказе об Аврааме, который

Врезка

И. Кон Одиночество

В средние века люди редко обособлялись друг от друга: даже схимники, принимавшие обет молча­ния, зачастую обосновывались вблизи монасты­рей, а то и прямо на городских улицах на страх и поучение верующим. Одиночество обычно пони­малось как физическая изоляция; ценность оди­ночества для сосредоточенного, интимного обще­ния с богом подчеркивали только мистики вроде Эккарта.

В новое время картина усложняется. Более бога­тая и многогранная личность, не отождествля­ющая себя ни с одной из своих предметных и со­циальных ипостасей, нуждается в обособлении от других, добровольно ищет уединения. В то же время она все чаще ощущает дефицит эмоцио­нального тепла или невозможность выразить бо­гатство своих переживаний. Отсюда поэтизация одиночества и одновременно страх перед ним. Оттенки этих чувств имеют определенную логи­ку развития. Так, в дворянской культуре XVII в. любовь к одиночеству ассоциируется с эстети­ческими переживаниями (уединение - подруга муз); пиетизм считает его благотворным для уг-


лубления религиозного чувства; просветители обсуждают плюсы и минусы одиночества с точ­ки зрения развития личности и ее разума (этому посвящен чрезвычайно важный для немецкой культуры четырехтомный труд «Об одиночестве» Иоганна-leopra Циммермана, вышедший в 1784 г.). пропагандируя образ одинокого мыслителя, ко­торый удовлетворен собою и в то же время все­гда готов помочь другим. Сентиментализм пере-



носит центр проблемы на изучение внутренних чувств человека. Наконец, романтики делают одиночество своим программным лозунгом, пони­мая его, однако, по-разному: от байроновского вызова и бунта до пассивного поиска убежища от жестокостей мира.

не желал, чтобы его сын вступал в брак с хананеянкой. Моисеево законода­тельство также запрещало брачные союзы с язычниками Ханаана. Однако эндогамия не была абсолютной и строго не соблюдалась. Жен-иноплемен­ниц имели сам Моисей и почти все цари Израиля. Принцип ветхозаветной эндогамии был обусловлен не этническими или расовыми мотивами, а опасениями языческого влияния.

Определенные правила, предписывающие браки между партнерами, су­ществуют в любом обществе. Согласно правилам эндогамии, брак возможен только между партнерами, принадлежащими к одной социальной группе (родственной, этнической, классовой, религиозной и т.п.). Правила экзо­гамии предписывают брак между партнерами, принадлежащими к различ­ным социальным группам (например, запрет кровосмешения - инцеста).

Эндогамия и экзогамия, можно прочесть в словаре Брокгауза и Ефрона, это термины первобытного права, введенные в 1865 г. Мак-Леннаном в его сочинении «Primitive marriage» и получившие право гражданства в науке. Сами явления, которым Мак-Леннан дал имя, были известны и раньше. Еще в 30-х гг. XIX в. Джорж Грей описывал обычаи австралийцев, запрещавшие брак между лицами, имеющими одно фамильное имя или общий тотемный знак, указав на аналогичный обычай у североамериканских индейцев, де­лившихся на тотемные группы и вступавших в брак только с лицами не сво­его тотема. Этому обычаю, наиболее распространенному между первобыт­ными племенами, Леннан дал название экзогамии, а обычаю противополо­женному, когда брак обязательно предписывался внутри собственной группы (например у маньчжуров, у которых запрещались браки между ли­цами разных фамильных прозвищ), дал название эндогамии.

Основой самосознания средневекового челове­ка было чувство неразрывной связи с его общи­ной, сословием и социальной функцией. Вся жизнь человека от рождения до смерти была регламентирована. Он почти никогда не покидал места своего рождения. Его жизненный мир был ограничен рамками его общины и сословной при­надлежности. Как бы ни складывались обстоя­тельства, дворянин всегда оставался дворяни­ном, а ремесленник - ремесленником. Соци­альное положение для него было так же органично и естественно, как собственное тело. Каждому сословию присуща своя система доб­родетелей, и каждый индивид должен знать свое место.

Средневековый человек часто использовал свой дом как крепость, чтобы спастись от врагов, но он не стремился спрятать за его стенами свою по­вседневную жизнь. Все ее драмы и комедии про­исходили открыто, на глазах у всех, улица была продолжением жилища, и важнейшие жизненные события (свадьбы, похороны и т. п.) совершались при участии всей общины. Двери дома в мирные Дни не запирались, и все уголки его были откры­ты для обозрения. В новое время положение постепенно меняется, семья начинает ограждать


свой быт от непрошеного вторжения, обзаводит­ся замками, дверными молотками и колокольчи­ками, позже о визитах начинают договаривать­ся заранее письменно или устно, еще позже - созваниваться по телефону. Дифференцируется и само жилое пространство. В раннем средневековье жилище состояло из од­ного помещения, в котором рыцарь размещался вместе со всеми своими чадами и домочадцами и даже вместе с домашними животными. Затем оно делится на жилую комнату, в которой члены семьи спят, едят и развлекаются, и кухню (в кре­стьянских семьях этот тип жилища просущество­вал вплоть до XIX-XX вв.). В начале Нового вре­мени входит в обычай разделение спальни и сто­ловой. Слуг и детей поселяют теперь отдельно, для приема гостей оборудуются специальные гостиные и т.д. Если раньше индивид чувствовал себя частью семьи, общины и т.д., то теперь он сознает себя автономным субъектом, который лишь частично входит в эти многообразные общ­ности.

Сокращено по источнику: Кон И. Открытие «Я». Историко-психологический этюд // Новый мир. 1977. № 8

В Древнем Египте практиковались внутридинастические браки фарао­нов со своими сестрами (система просуществовала до конца греческой ди­настии Птолемеев), что справедливо рассматривается как пережиток эндо­гамии (браки внутри родственной популяции). Такие же пережитки были характерны для царских семей Элама 33 .

До сих пор ученых удивляет стойкость цыганского этноса, который, по­стоянно перемещаясь с места на место, кочуя по разным странам, городам и весям, умудрился сохранить уникальную самобытность не только с этни­ческой, но и с культурной точки зрения. Устойчивость бытовой культуры цыган, преемственность в отношениях к обычаям, обрядам, нормам пове­дения отмечаются абсолютно всеми исследователями. Неотступное следо­вание законам таборной жизни, по мнению многих из них, было вызвано инстинктом самосохранения. «Жизнь табора регламентируется системой патриархальных родовообщинных пережитков. В этом смысле прогресс человеческой цивилизации почти не затронул цыган. Лишь несколько ме­няется атрибутика цыганской жизни, но суть ее остается постоянной» 34 . Строгая регламентация образа жизни характерна и для оседлых цыган: «Вот что удивительно: как бы ни жили цыгане - кочуя, полуоседло или оседло, уклад их жизни оставался практически неизменным» 35 .

При таком образе жизни налицо все предпосылки к смешению или рас­творению в более крупном народе. Но этого не произошло. Постоянное со­седство с многочисленными народами не привело к ассимиляции цыган. Уникальный феномен изоляции в условиях, казалось бы, полной открыто­сти тем более удивителен, что цыгане как этнос не обладают теми цементи­рующими скрепами, которые есть у любого другого народа, а именно госу­дарственное, экономическое и терри­ториальное единство у них отсутству­ет. В условиях многовековой диаспо­ры, при отсутствии государственного аппарата, экономического и террито­ риального единства цыганский этнос, тем не менее, сохраняет свою само­бытность. По мнению Ю.Г. Григорьевой, устойчивость цыганского этноса к ассимиляции в условиях отсутствия территориальной консолидации объясняется культурными факторами. Механизмами поддержания этой ус­тойчивости являются: «закон», язык, эндогамия, миф о происхождении, кочевой образ жизни 36 .

Другой пример социальных изолятов - касты. Это замкнутые, т.е. эндо­гамные страты с аскриптивным (приписанным) членством и полным отсут­ствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации - кастовой. В чистом виде кастовая си-

33 См.: Юсифов Ю.Б. К вопросу об эламском престолонаследии // Вестн. древней истории. 1974.
№ 3. С. 3-19; др. примеры см.: Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества:
Доисторический эгейский мир. М, 1958.

34 Друц Е., ГесслерА. Цыгане. М., 1990. С. 43.

36 Григорьева Ю.Г. Сохранение этнической самобытности цыганского народа в условиях отсутствия
территориального единства (http://www.mai.ru ).

стема существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс. лет). Кастовая система при помощи религии жестко закрепля­ет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической осно­ве, - каждой касте разрешается только определенный род занятий.

Формирование изолятов обусловливается такими причинами географи­ческого порядка, как, например, жизнь на изолированном и небольшом по размерам острове. В человеческом обществе наряду с географической изо­ляцией (при жизни в труднодоступных местах - на островах, в горах и т.д.) существовала и кое-где сохраняется социальная изоляция: в связи с заклю­чением браков определенной социально-экономической, конфессиональ­ной или этнической ограниченности 37 .

Примером относительной изоляции могут служить коренные жители гор. В горных деревнях Центральной Италии 64,2% браков заключались до не­давнего прошлого в пределах одного церковного прихода; в 16,5% случаев вступающие в брак жили на расстоянии 1-8 км друг от друга и в 9,1% слу­чаев на расстоянии свыше 20 км.

Еще относительно недавно круг брачных связей был достаточно узок и вне горных массивов. Так, В.В. Бунак 38 на примере жителей русских дере­вень Алтайского края отметил, что родители современного взрослого насе­ления (бабушки и дедушки) в 74-81% случаев были из одного селения. В 90% случаев круг брачных связей охватывал 1-2 смежных селения. Дети, рожденные в близкородственных браках, отстают в физическом и умствен­ном развитии. В этих условиях риск проявления в потомстве наследуемых патологических изменений повышен, так как резко увеличена вероятность гомозиготного носительства летальных и полулетальных генов.

Современной эпохе свойствен повсеместный распад изолятов с прогрес­сирующим расширением круга брачных связей. Примером может служить население Северной Италии, где доля близкородственных браков состави­ла в 1903-1923 гг. 6,17%, в 1926-1931 гг. - 3,72%, а в 1933-1953 гг. - 1,85%. Подобно этому показатель кровнородственной близости населения умень­шился во Франции между 1926-1930 и 1950-1953 гг. более чем в 2,5 раза 39 .

Примером социальной и культурной изоляции может служить Австра­лия. Аборигены заселили Австралию как минимум 40 тыс. лет назад, при­ехав на ее северную оконечность из южных частей Азии, а белые австралий­цы, выходцы преимущественно из Европы, причем англоговорящей ее ча­сти, появились на континенте чуть более 200 лет тому назад. Благодаря раннему заселению аборигенами материка произошла их относительная расовая и культурная изоляция. Австралийские аборигены на протяжении многих тысячелетий формировались как своеобразная этнокультурная общ­ность вдали от мировых торговых и культурных путей. Изоляция придала уникальную специфику аборигенной субкультуре, сделала ее непохожей на прочие. Их общество технологически и экономически развивалось очень медленно и в ряде мест - глубинная часть Австралии, Новая Гвинея и Тас­мания - сохранило первоначальную культурную форму даже до наших

См.: Кузин В.В., Никитюк Б.А.

Бунак В.В. Об увеличении роста и ускорении полового созревания современной молодежи в свете

советских соматологических исследований // Вопр. антропологии. 1968. Вып. 28.

См.: Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная биосоциальная антропология. М., 1996.

дней. Археологи обнаружили образцы «кремации», наскальной живописи, бумеранги, каменные топоры, точильные камни, которые были изобрете­ны человечеством на ранних стадиях исторического развития и повсемест­но, кроме Австралии, исчезнувших. В Австралии раньше насчитывалось бо­лее 200 аборигенных языков, из которых большинство сегодня исчезли, а часть находится на грани исчезновения. О сохранившихся 40 языках в Ин­тернете создано 140 сайтов, 30% которых - самими аборигенами. К древ­нейшим памятникам австралийских аборигенов относится наскальная жи­вопись. Первым ее обнаружил в 1967 г. археолог Кармел Шрайер. На полу­острове Арнемленд и в других местах были найдены изображения кенгуру и отпечатки ладоней, возраст которых оказался старше 12 тыс. лет. Затем в южной Австралии были обнаружены фрагменты наскальной живописи, выполненные охрой и датируемые 20, 24 и 34 тыс. лет до н.э.

Культура тасманийцев является как бы локальным вариантом австралий­ской культуры, вследствие длительной изоляции отрезанным от воздействия других локальных австралийских культур, которые в процессе продолжи­тельного взаимного общения и культурного обогащения выработали в це­лом более богатую и разнообразную материальную и нематериальную куль­туру. Относительная бедность тасманийской культуры как локального ва­рианта общеавстралийской культуры вполне объяснима ее изоляцией, про­должавшейся тысячелетия, а также естественно-географическими усло­ виями. Вследствие этого тасманийцы утратили - полностью или частич­но - некоторые культурные достижения прошлого, но в целом их матери­альная культура - типичная культура охотников и собирателей на дозем-ледельческой стадии 40 .

Массовая миграция из стран Европы привела в Северной Америке к сме­шению ранее изолированных частей многих популяций. Изменения харак­тера брачных связей у переселенцев тщательно прослежены на примере на­селения Калифорнии, представленного выходцами из кантона Тессин в Швейцарии 41 . Хотя большинство иммигрантов женились на женщинах из своего кантона, только треть из них взяла себе в жены женщину из той же швейцарской деревни, откуда и они родом. Отметим, что в Швейцарии 2 / 3 браков заключались между уроженцами одной деревни.

Многие ученые считают ломку прежнего, весьма ограниченного круга брачных связей и заключение смешанных, так называемых гетеролокаль-ных, браков одной из основных причин акселерации развития. Еще Ф. Эн­гельс писал: «Не подлежит сомнению, что племена, у которых кровосмеше­ние было... ограничено, должны были развиваться быстрее и полнее, чем те, у которых брак между братьями и сестрами оставался правилом и обязан­ностью» 42 . Ф. Энгельс имел в виду, как это видно из предшествующего тек­ста, не только единоутробных, но и более отдаленных в генетическом от­ношении родственников. Эти мысли подтверждаются современными дан-

40 Кабо В.Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., 1969.

41 Hulse F.S. Exogamie et heterosis // Arch, suisses anthropol. gen. 1957. Vol. 22. N 2.

42 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 21. С. 43.

ными. Потомство от экзогамных браков отличается большей высокоросло-стью, чем люди эндогамного происхождения. Например, для населения со­временной Франции доказано наличие корреляционных связей между по­казателями кровного родства в отдельных группах населения и средними значениями длины тела у них же 43 .

Таким образом, клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (ког­да запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогам­ных браков поддерживается их закрытость.

Социальными изолятами в социологии именуют так называемые закры­тые общества. Яркий пример - Япония, существовавшая многие столетия в изоляции от других стран и народов. Примерно 400 лет тому назад, начи­ная с 1603 г., страна была отрезана от остального мира. Только через 250 лет, после революции Мейдзи в 1867 г., Япония открылась миру и, осознав свое отставание, быстро примкнула к мировой цивилизации.

Другой пример - малые коренные народы, к каковым современные эт­нографы относят 3% населения Земли, или 200 млн человек, занимающих, к великому удивлению, 20% обитаемых земель. Коренные народы Севера, заселившиеся на бесконечные просторы тундры, неприспособленной для строительства городов и постоянных поселков, географически удалены от основных центров цивилизации.

Существование в изоляции от мировой культуры замедляет рост числен­ности данной популяции и темпы социального прогресса данного сообще­ства. В результате возникает деформационный парадокс: социальный про­гресс для всего человечества ускоряется от одной эпохи к другой, а для мест­ного сообщества он замедляется либо вовсе приостанавливается.

Поучительна судьба доколумбовой Америки. Заселение западного полу­шария произошло 40 тыс. лет назад, когда уровень Мирового океана был на 100-120 м ниже, чем в настоящее время. В ту эпоху климат Земли был го­раздо холоднее и суше, чем сейчас. Север Европы и Америки был покрыт мощным ледником. Азию и западное полушарие соединяла обширная тер­ритория Берингии, по которой на протяжении тысячелетий мигрировали племена, перенося с собой технологию и культуру. Однако в дальнейшем в результате потепления и таяния ледников климат изменился, а уровень Мирового океана заметно поднялся.

То, что будет названо Америкой, длительное время развивалось самосто­ятельно, но в замедленном темпе, во многом следуя теми же этапами, что и остальной мир, связанный в единое целое. Сравнение путей развития до­колумбовой цивилизации позволяет понять как общность путей развития мировой и местной цивилизаций, так и то, в какой мере разрыв повлиял на развитие. После драматического столкновения цивилизаций Старого и Нового Света мир стал свидетелем разницы в развитии, приведшей к умень­шению на порядок населения доколумбовой Америки в результате ее заво­евания европейцами.

43 г^

<~м.: Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная биосоциальная антропология. М., 1996.

В других регионах результат был еще более трагичен. При колонизации Тасмании все коренное население, триста тысяч туземцев, было истребле­но до последнего человека. В нашу задачу не входит подробное описание таких эпизодов истории, но напоминание о них служит иллюстрацией того, к чему приводили в прошлом, дай в настоящем, столкновения культур и ци­вилизаций после их длительного разделения, вызванного географически­ми и климатическими факторами 44 .

Таким образом, судьба изолятов подтверждает значение информацион­ного взаимодействия для роста и то, что информацию, знания, связь с ми­ровым сообществом следует рассматривать как необходимый ресурс развития. В отделившихся сообществах было более чем достаточно террито­риальных, пищевых и минеральных ресурсов, и только информационный отрыв от мирового вза­имосвязанного сообщества привел к неминуемо­му отставанию. Причем отставание происходит как в скорости численного роста, так и в темпах культурного развития.

Именно это более всего характерно для изоля­тов - они как бы замирают и останавливаются в своем развитии. В изолированной подсистеме культурное развитие и численный рост оказыва­ются, как и для человечества в целом, системно сцепленными, но вследствие их изоляции замед­ленными. Изоляты становятся настоящей маши­ной времени, любимым объектом антропологов, которые могут таким образом совершать путеше­ствия в далекое прошлое. Если в эпоху палеолита отставание от соседей практически никак не ска­зывалось на судьбе запаздывающей общности, то в Новое время отставание может стать роковым: на коротком промежутке времени, например, в течение жизни одного демографического поколе­ния, сменяется несколько поколений техники, стилей жизни, речевых прак­тик, культурных комплексов. С каждой следующей исторической эпохой плотность событий, формирующих ее содержание, возрастает, следователь­но, цена отставания, равно как и изоляции, увеличивается. Довольно корот­кая, всего на 60 лет (с 1930 до 1990 г.), изоляция, пусть и не полная, Совет­ского Союза привела к его неминуемому отставанию, несмотря на то что срок разрыва казался не таким большим. Но мир именно за эти годы, счи­тает С. Капица, изменился качественным образом.

В четвертом томе мы уже касались фундаментального закона ускорения исторического времени. Он гласит, что народы и нации развиваются с не­одинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриаль­но развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, со­хранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

44 См.: Капица СП. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. Очерк теории роста челове­чества. М., 1999.

Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут появиться не только по­зитивные, но и негативные моменты. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой ско­ростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других - медлен­нее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее раз­витой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации ко­ренного населения. В процесс модернизации во второй половине XX в., вслед за Америкой и Западной Европой, втянулись исламские страны. Вско­ре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма как раз и было при­звано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализ­ма, народные обычаи и нравы. А это одновременно означает - повернуть историческое время вспять.

Вследствие неодинакового движения по линии прогресса разных стран, народов, культур и континентов, современная геополитическая картина мира представляет собой крайне пеструю мозаику. Одновременно на Земле могут сосуществовать страны, относящиеся к первобытно-общинному, ра­бовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическо­му строю. Сегодня распался СССР, считавшийся оплотом социализма, но социалистический режим сохранился в Китае и на Кубе. Правда, Китай разорвал прежнюю изолированность от мирового сообщества, но Куба про­должает существовать в политической изоляции. Она напоминает жизнь СССР за «железным занавесом», которая продолжалась в течение 70 лет. Кубе до этого юбилея осталось недолго (кубинская революция произошла 1 января 1959 г.). Но уже сегодня появляются первые признаки прорыва многолетней блокады. На эволюционной периферии могут оказаться не только дикие племена, обитающие в заброшенных уголках планеты, но и развитые промышленные или аграрно-индустриальные страны, превратив­шиеся или превратившие себя в социальных изолятов.

Согласно докладу британских исследователей, опубликованному в интернет-издании «Труды Национальной академии наук», изолированные от общества одинокие пожилые люди подвержены большему риску ранней смерти, чем те, которые постоянно поддерживают круг общения. При этом отсутствие социальных контактов является еще большим фактором риска, чем одиночество. Однако причины, по которым она представляет собой столь мощный предиктор смерти, до сих пор не ясны.

«Социальные контакты являются фундаментальным аспектом человеческого существования. Научно доказано, что изолированность от общества вредна для здоровья и может привести к развитию серьезных заболеваний и снижению продолжительности жизни», – сказал ведущий исследователь Эндрю Стэптоу, директор Института эпидемиологии и сотрудник Лондонского Университетского колледжа.

«Во многих отношениях социальная изоляция и одиночество являются двумя сторонами одной медали. Первая указывает на отсутствие контактов с друзьями, родственниками и различными сообществами, в то время как одиночество постоянно провоцирует субъективные переживания из-за отсутствия контактов и общения с людьми», – добавил он.

Исследователи установили, что социальная изоляция является более весомым фактором, препятствующим выживанию, чем одиночество, и связана с большим риском смерти, даже если принимать во внимание возраст и состояние здоровья. Один из экспертов заявил, что сделанные выводы были немного неожиданными.

«Раньше мы полагали, что именно одиночество, а не изолированность от социума усугубляет риск смертности, поэтому сделанные выводы нас немного удивили», – сказал доктор Брайан Бруно, сотрудник кафедры психиатрии из больницы Ленокс Хилл в Нью-Йорке, не принимавший участия в данном исследовании.

Тем не менее, Стэптоу резюмировал: «Превалирование социальной изоляции как более вероятной причины смертности не означает, что одиночество не имеет особого значения, и что мы не обязаны стремиться к тому, чтобы сократить его степень у пожилых мужчин и женщин», – сказал он. – «Мы обязательно должны следить за социальными связями людей старшего возраста, так как поддержание контактов между пожилыми людьми и уменьшение их изоляции может оказаться самым важным аспектом их будущего выживания», – добавил Стэптоу.

Доктор Бруно полагает, что изоляция является важнейшим фактором и в случае, когда речь идет о снижении качества жизни, и в отношении смертности. «Это – очень трудная, чрезвычайно сложная проблема», – сказал он.

«Своим пожилым пациентам я часто говорю о риске, связанном с их изолированностью от общества, и побуждаю их проводить как можно больше времени с другими людьми, будь то семья, друзья, какие-либо группы по интересам, общественные организации или даже выполнение волонтерской работы», – отметил Бруно.

Чтобы оценить, насколько одиночество и изолированность от общества повышают риск смертности, команда Стэптоу собрала данные, касающиеся 6500 мужчин и женщин в возрасте от 52 лет и старше, принимавших участие в английский программе исследования старения в 2004 году.

Люди с ограниченными контактами с родными и близкими, друзьями и различными сообществами были классифицированы как социально изолированные. Исследователи использовали специальный вопросник для оценки одиночества, которое характеризовалось использовавшейся в рамках данного исследования справочной информацией как «неудовлетворенность человека частотой и близостью социальных контактов, или несоответствие между желаемыми и реально существующими взаимоотношениями».

За восемь лет наблюдения 918 человек покинули этот мир именно из-за социальной изоляции и одиночества, так как прочие причины оказались несущественными. В дополнение к этому исследователи выяснили, что изолированность от общества увеличивает риск смерти независимо от здоровья человека и других факторов, включая преклонный возраст, в то время как одиночество, как правило, повышает смертность среди людей с сопутствующими психическими или физическими проблемами.

Steven Reinberg, Health News

Изоляция может быть добровольной, например, для единения с Богом, для ухода от соблазнов мира, для выполнения какой-то работы, которая требует максимального сосредоточения, для сохранения целостности своей личности или сохранения своей национальной самоидентичности. Но ограничение может быть и навязанным человеку, например, его заключение в тюрьму, или волею судьбы оказался на необитаемом острове. Человек может быть ограничен манипуляторами, например, принадлежащий какой-либо религии, партии, захваченный какой-либо идеей. Хотя ограничения могут быть и в семье, например, ревнивый муж или жена, сооружают психологическую клетку для другого человека, ограничивая его свободу (в этом случае страдающая сторона пытается вырваться из этой психологической клетки). Навязанные или насильственные способы уединения обычно являются результатом психологического манипулирования одного человека над другим человеком или другими людьми. Но уединение может быть и внутренним, при котором человек отстраняется от всего, что прежде являлось полем его жизни. Рассмотрим более подробно некоторые формы изоляции

Добровольная самоизоляция может быть у человека, идущего духовным путём, в тот период, когда он готовится к следующему шагу в своей внутренней работе. Например, он преодолел зависимость от влияний внешнего мира и ему предстоит более тонкая работа на более высоком уровне сознания. И для того, чтобы в этот переходный период ничто не отвлекало его и не соблазняло прежними ценностями мира, над которыми он поднялся, он временно изолирует себя. Но после того, как он укрепится в новом состоянии сознания, - он вновь выходит в мир, но для него уже иной мир, потому что его сознание и его видение мира уже изменились. И теперь в этом новом для него мире он будет получать другие уроки Божественного. Но самого главного он уже достиг - полного внутреннего равновесия, ненарушаемого никакими внешними влияниями.

Человек может изолировать себя от внешних влияний не ограничивая себя от внешнего мира. Такого рода изоляция может быть внутренней, что становится возможным тогда, когда человек подходит к реальности этого мира с позиции исследователя. Он пытается понять причины происходящего и причины своих собственных внутренних реакций на внешние влияния. Действительно, у различных людей на одни и те же внешние обстоятельства будут не одинаковыми внутренние реакции. При этом человек не должен винить обстоятельства, этим самым оправдывая свои внутренние реакции. Такая работа изолирует человека от внешних влияний, для которых он становится недоступным. По крайней мере недоступной, изолированной является та его часть, которая наблюдает и внешние события, и внутренние состояния и осознаёт их причины.

Кроме того, человек может частично изолировать себя от интересов, привязывающих его к внешнему миру, если стоит на пути познания, в котором требуется его полная концентрация. Это могут быть пути науки, философии и ещё каких угодно других направлений, которые являются частью реальности этого мира. И стремление к изоляции в таких случаях оправдано, так как нельзя познать всю глубину изучаемого направления реальности этого мира, не будучи полностью сосредоточенным на ней.

На проявленном плане этого мира одной из важных задач, которую должен решать человека - это раздвигать границы познанного. На самом деле все знания уже существуют и ни один человек или даже целые институты ничего нового внести в бесконечный океан знаний не могут. Но область познанного человеком чрезвычайно мала. Существуют два пути познания, которые доступны человеку. Первый путь - это познание самого себя, что делает человека всё более созвучным скрытой реальности этого мира, являющейся основой всей проявленной реальности. На этом пути человек, став созвучным со всем мирозданием, становится единым с ним, это созвучие духовный искатель переживает как всезнание. Но в действительности, это всезнание остаётся недоступным для ума, так как оно принадлежит к его истинной части. Но даже в том случае, когда человек становится единым с его истинной частью его знания так и останутся недоступными внешнему уму, который может манипулировать только внешними символами. Знания - это скрытая реальность мира, которая может быть проявлена во внешней реальности, и восприниматься органами чувств, как объекты внешнего мира и их взаимодействия между собой. Обработанные умом, эти проявленные знания превращаются в символы слов, формул и т. д. Таким образом, ум непосредственно к знаниям отношения не имеет, и оперирует только символами, отражающими проявленную часть этого мира. Следовательно, переживание человеком состояние всезнания на определенном этапе внутренней работы - истинно, но остаётся недоступным для его ума, что приводит человека к ложному мнению, что эти знания не реальные, но мнимые.

Добровольная самоизоляция может быть и социальной - это всевозможные национальные общины, еврейские гетто и многие формы других объединений, основной идеей которых является сохранение самоидентичности, стремление не раствориться в другом более многочисленном народе.

Социальная самоизоляция чаще всего бывает неполной и примером этому могут быть не только различные объединения по национальному признаку, но и по профессиональному и религиозному признакам. Социальная самоизоляция всегда содержит в себе элемент насилия, так как во главе такой социальной группы всегда есть люди, которые распространяют свою власть, на всех людей, входящих в эту группу. И это всегда приводит к последствиям, характерным для депривации - психологической деградации, какой-либо из граней личности человека.

Каждый человек имеет определенное количество открытых и открывающихся возможностей и тех, которые должны при благоприятных условиях открыться. Если человек оказывается в изолированных условиях, в которых, если так можно сказать, нет достаточно места для его открытых возможностей, и тем более для открывающихся и потенциально способных открыться при благоприятных условиях, то эти возможности или не открываются или же открываясь, принимают извращённую форму в соответствии с теми условиями, в которых человек находится. Но вынужденная изоляция может и не привести к деградации и даже, напротив, открыть в человеке те возможности, которые в других более открытых условиях могли бы и не раскрыться. Примером этому могут быть изоляции подвижников, внешние условия и свои собственные возможности которых были предельно сужены. В этом случае их стремление к расширению, в какой-то степени характерные для любого другого человека, направляются вглубь своего существа, что приводит к открытию в нём духовных возможностей, которые в других условиях могли бы и не открыться. Ещё пример, ребёнок в своём развитии находится в стеснённых внешних обстоятельствах - у него нет игрушек, которыми он мог бы играть, в чём обычно выражается жажда познания у детей. Но от этого его стремление познавать мир не становится меньше. И тогда это стремление может найти для себя другой выход, например, ребёнок начнёт сам мастерить для себя игрушки или делать то, что ему интересно. Но, как мы уже здесь говорили, направление, в котором могут раскрываться возможности у человека, во многом зависят от условий, в которых он находится. Условия - это некая психологическая или социальная форма, которой в своём развитии постепенно начинает соответствовать человек. Внутренняя жажда роста, расширения может привести к тому, что, не имея готовых внешних объектов, которыми он мог бы занять своё время, он начинает сам творить объекты. Но для того, чтобы что-то творить, необходимо для этого прилагать свою фантазию, усилие воли, быть изобретательным. Современный мир потребителей, насыщенный всевозможными изделиями, создаёт те условия, в которых может в полной мере раскрыться потребитель, но не творческая личность. Когда у людей удовлетворяются желания, он не только перестаёт творить, но в нём гаснет жажда знаний и слабеет воля и примером этому может быть современное поколение людей, не любящих читать и не желающих учиться. Но, зато очень любящих поговорить, ни о чём, просто так, на ту же самую тему, на которую акын поёт свои бесконечные песни. И говорящим, и их слушающим невдомёк, что бесцельные речи - это не только переливание из пустого в порожнее, и не только напрасная трата времени, но и разрушение внутренней целостности человека, и растрачивание впустую его энергии.

Можете проделать такой эксперимент. У вас появилась какая-либо идея, какие-то знания или какая-то важная тема для разговора. Если вы внимательны, то можете осознать, что эта идея, знание или тема для разговора внутри вас осознаётся как некое пространственное образование, имеющее определенную форму и объём. Если вы осознали в себе это образование, то остановите внимание на нём и удерживайте его осознание некоторое время. при этом вы можете осознать, что ваша речь, о чём бы вы ни говорили, приобретает тот ритм и громкость, которая соответствует вашему внутреннему состоянию. И даже ваши движения, например, вы ходите, починяются этому состоянию, которое вы несёте в себе. Но поговорите некоторое время с вашим собеседником о чём угодно, и вы заметите, что внутреннее пространственное образование, содержавшее в себе какую-то идею, в значительной мере растворилось, его консистенция стала более рыхлой. А если вы потратите ещё какое-то время на разговоры, то внутри вас образуется пустота, заполненная неопределенностью. Если вы были достаточно внимательны, исследуя свои состояния, то вы могли обнаружить, что состояния, которые вы осознавали, были в районе груди, а содержание какой-либо идеи, было в голове. Но если вы всё это «проговорили», то уже ничего не обнаружите, ни в области сердца, ни в своей голове.

Человек может оказаться в изолированных условиях и в множестве других случаях, например, его изолировали по решению суда, или он оказался в изоляции добровольно, так как решил создать семью. Но в любом случае, любая изоляция имеет определенную форму, и хочет человек этого или нет, со временем он будет соответствовать этой форме. Но в одних случаях человек смиряется с этой формой, а в других стремится освободиться от ограничивающих его условий. Деформация личности человека, которая происходит в местах заключения, может со временем стать необратимой и тогда такой человек уже не может жить в обычном человеческом сообществе. Но деформация личности может произойти и у супругов и этому может быть много причин. Между супругами почти никогда не бывает равенства. По-видимому, это заложено в человеческой природе, со стремлением человека к значимости, в которой он всегда стремиться превзойти другого человека или других людей. Отсюда стремление к власти и отсюда же ревность одного из супругов. Кстати, ревность никакого отношения к любви не имеет. Когда человек любит другого человека, то он не будет определять для него, какие поступки правильные, а какие неправильные. Любящий человек полностью доверяет тому, кого он любит. У него не остаётся места для чувства подозрения или неверия, и он не определяет пределы допустимого или недопустимого во взаимоотношениях своего любимого человека с другими людьми. Человек ревнует, потому что он собственник и он не может оставить другого человека свободным. Для него это будет выглядеть так, как будто его собственность вдруг оказалась ничейной и, в связи с этим он может потерять власть над ней. Ревнующий человек далеко не всегда знает, что он ревнует. Если он ментальный человек, то он будет находить множество причин объясняющих неправильное поведение его супруга или супруги, а если он преимущественно витальный человек, то просто будет страдать сам и заставлять страдать близкого ему человека. у ревнивцев всегда логика нарушена, о чем они не подозревают, поэтому их убеждённость - неубедительна, а их подозрения навязчивы и насильственны. В семье ревнивца атмосфера удушающая и безысходна. Клетка, в которую ревнивец (неважно будет ли это он или она) стремится втиснуть близкого человека, по мере того, как этот человек сдаётся становится всё более тесной и удушливой и этому нет конца. Вернее, он есть, но пределом этой ситуации является полное обезличивание и обезволивание того человека, который сдаётся ревнивцу, чтобы сохранить в семье какой-то мир. Я говорю мир, потому что гармонии отношений между прежде близкими людьми уже никогда не будет. Ревность - это болезнь, о которой часто не знает больной, но зато хорошо знают те, которых он к кому-то ревнует. Как и в каждой болезни в ревности есть критическая грань, перешагнув которую она становится хронической, и тогда ревнивец ревнует другого человека к кому угодно, и ум его всё это будет логически обосновывать, и его доказательства будут казаться иногда бесспорными. Во всех других отношениях такой больной не проявляет видимых отклонений от нормы. Он как бы чуть-чуть сошёл с ума, только в чём-то одном ведёт себя ненормально, и таким людям психиатры ставят диагноз - бред ревности. Вообще, психиатрия очень интересная наука. Психиатр у каждого найдёт какое-то психическое отклонение от нормы и поставит соответствующий диагноз. Хотя никто не знает границ нормы для человека и где начинается патология. Если мы внимательны к людям, которые окружают нас и внимательны к самим себе, то можем осознать, что люди очень часто неадекватны в своих взаимоотношениях с другими людьми, в противоположность нам, адекватным. Поэтому весь мир вместе с мартышкой из басни Крылова, смотрит в зеркало и видит, как много в этом мире отклонений от нормы. И, слава Богу, что есть хоть один человек нормальный - это мы сами. Возможно, мы в недалёком будущем ещё вернёмся к клеткам, в которых мы изолируем других людей или самих себя, рассмотрим стальные прутья мнений, которыми мы ограничиваем пространство создаваемых нами клеток, и даже клеток для самих себя. Мы ограничиваем друг друга, потому что не знаем что такое свобода, мы даже не знаем в каком направлении следует идти, чтобы обрести её.

Социальная изоляция может рассматриваться в качестве формы либо источника социальной деформации, равно как и нормальной формы чело­веческого существования, необходимой для выполнения каких-либо важ­ных социальных и культурных функций. Она может играть как негативную, так и позитивную роль. К примеру, изоляция наркомана от его друзей, под­верженных тому же недугу, в период его реабилитации играет, несомненно, положительную роль, так как позволяет снять главную причину - группо­вое давление, подражание другим, пребывание в криминогенной среде. В уголовной практике есть много примеров, когда методы казни из-за не­предвиденных обстоятельств обрекали осужденного на затяжную, мучитель­ную смерть. Следовательно, социальная изоляция может рассматриваться как относительно гуманное и в то же время справедливое воздаяние по зас­лугам.

Под изоляцией понимают либо физическое, либо эмоциональное одино­чество. Социальная изоляция - такое общественное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других инди­видов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокра­щения социальных контактов и взаимодействий.

Социальная изоляция и остракизм могут формироваться на основе как объективных условий, независящих от действий отдельного человека, так и личностных характеристик, таких как необычная внешность, болезнь или девиантное поведение. Социальная изоляция может относиться к отдель­ному человеку и целым общностям.

Общности (племена, этносы, этнографические группы, страны), в тече­ние долгого времени ведущие замкнутый от внешнего мира образ жизни, ограничивающие любые контакты с другими сообществами и таким спосо­бом сохранившие свою самобытность, в литературе принято называть со­циальными изолятами. Этот термин, по всей видимости, позаимствован из биологии, где давно распространены соответствующие понятия, определя-

ющие изолированный от доминирующей популяции способ биологическо­го существования каких-либо представителей флоры и фауны.

Социальные изоляты появляются добровольно и принудительно, суще­ствуют относительно непродолжительное или длительное время, порыва­ют полностью или частично контакты с остальным миром, получая от сво­его состояния как добро, так и вред. К примеру, отдельные приемы ману­ального воздействия сохранялись в народной среде, прежде всего в изолятах, и передавались только избранным из поколения в поколение. Точно так же

шаманские традиции, техники и ритуалы передавались из поколения в по­коление только в пределах одной семьи (родственного клана), благодаря чему они и дошли до наших дней.

Термин «изолят» впервые появился в концепции функционирования культуры известного антрополога Б. Малиновского. Природа изолятов раз­лична. Во-первых, есть географические изоляты, оторванные от массива Евразии, которую следует рассматривать как главную арену развития ми­ровых цивилизаций. Во-вторых, можно указать на изоляты, обязанные кли­матическим условиям. К таким местам следует отнести далекий Север и не­которые экваториальные регионы. Специфический этнокультурный изолят представляет собой Северный Кавказ - горная страна, отделенная от Ев­ропы естественными преградами.



Различают географические изоляты - островные сообщества, племена, долгие годы жившие затерянно в джунглях, и социокультурные (соци­альные) изоляты - андерграундные сообщества (гетто, замкнутые религи-

озные общины, криминальные группировки и заключенные, общины хип­пи), живущие в обществе, не принимающие его законы и культурные цен­ности, сознательно дистанцирующиеся от него.

Антропологам хорошо известно, что изоляция малых групп приводит к замедлению эволюции сообщества. Если ныне встречаются отсталые пле­мена, то с высокой долей вероятности можно считать, что задержаться на неолитической и даже палеолитической стадии развития их заставила со­циальная изоляция.

Этнологи причисляют к условиям социальной изоляции еще и формы брака, исторически сформировавшиеся в разных уголках планеты. Так, на­пример, эндогамия (от «эндо...» и греч. gamos - брак) - брачные связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытно-общин­ного строя. Эндогамной группой обычно было племя. Эндогамия племе­ни, как правило, сочеталась с экзогамией входивших в него родов и фрат­рий. Такого рода изоляты образуют группы населения с брачными связя­ми, реализуемыми лишь в достаточно узких рамках. Сообщества, живущие изолированными колониями, в результате малочисленности и родствен­ных браков постепенно вырождаются. Полудикие племена сохранились в изолятах, таких как острова Тихоокеанского региона, джунгли Амазонки и Африки.

В Библии описано правило, согласно которому верующие должны были заключать браки только в пределах собственной религиозной общины. По­скольку в Ветхом Завете община фактически совпадала с этносом, эндога­мия часто принимала племенной, национальный характер. Первое указа­ние на такого рода эндогамию содержится в рассказе об Аврааме, который