Что такое эко дизайн в современном мире. Экодизайн: от потребления к созиданию

Экодизайн как большой и серьёзный мировой бизнес тренд распадается на два под-тренда, один из которых претендует на глобальность и большую серьёзность, а второй - ни на что не претендует. Речь идёт об экодизайне и, мы бы сказали, об “экодизайнерстве”.

Разберёмся для начала с “малым” бизнес трендом - “экодизайнерством”, который, как мы заявили выше, ни на что такое особое не претендует. А разобравшись с ним, мы много поймём и про большой тренд.

Тем не менее, тренд “малой экологии” представляет интерес, да и вообще - приносит пользу людям и прибыль торговцам.

Главная идея этого “малого” бизнес тренда - дарить людям иллюзию Природы. Ну, или иллюзию “заботы о Природе”. Когда вы встречаете рекламный слоган типа: “Мы заботимся о Природе, поэтому мы...”, то вы часто понимаете - это лишь красивые слова - игра на модных тенденциях.

Потому что проблемы экологии человека и его жизнедеятельности настолько серьёзны и глобальны, что требуют совместных системных усилий самых передовых учёных и большой денежной поддержки как государственных, так и негосударственных фондов. Грустно признать, но серьёзная забота об экологии, (а не “экологичный” дизайн продукта) вещь в нашем современном мире немыслимо дорогая и очень наукоёмкая. Плюс, как мы уже сказали, требующая общечеловеческих совместных, синхронных - комплексных усилий.

Сегодня нельзя построить дачу-сруб в “прекрасном месте” и при этом быть уверенным в том, что этим красивым жестом ты “нанёс экологии пользу”. Нет, скорее всего, “автор” дачи-сруба “в прекрасном месте” нанёс экологии вред и вред существенный.

Экодизайн - это зачастую лишь, увы, симулякр, игра городских детей в “индейцев” на “необитаемом острове”. То есть, всё - более чем “понарошку”...Ну не может современный человек обойтись без всего, чем окружил себя за последние двести лет!

И тем не менее, мировой тренд этот (“Экодизайн”) скрашивает нам нашу жизнь и хотя бы психологически дарит тот естественный комфорт (связь с землёй), которого лишён житель мегаполиса.

И в этом смысле примитивное “экодизайнерство” может помочь человеку весьма существенно, если сумеет (зная хоть какие-то нехитрые законы психологии и курортологии) обеспечить его нагруженное тело и сознание некоторым подобием релаксации. Так, просто снизив уровень шума в своем помещении, где вы предоставляете услуги или продаёте товары, вы существенно продвинетесь и на ниве “экодизайна”. Правильно организовав зоны досуга, расставив неугнетающий психику свет - вы прослывёте экологом. Вспомнив о пользе зелёного цвета (хлорофилл и фотосинтез - слава им - лёгким нашей планеты!) вы поможете людям обрести островоок гармонии в вашем пространстве.

Поэтому не надо сбрасывать со счетов пользу очень простого (и не очень наукоёмкого) способа сделать своё пространство “экологичным” к человеку. Эти подходы к сервису изучает эргономика, некоторые отрасли медицины (гигиенистика), да тот же - фен-шуй.

Другое дело - как нам быть “экологичными” по отношению не к Человеку, а к самой природе. Мы накопили достаточно информации о том, что дурно влияет на нас. Но мы почити ничего не знаем о том, что дурно влияет на целые природные экосистемы - на море и ручей, на почвы и леса, на атмосферу, виды растений, насекомых...

Этот вопрос изучен нами, людьми, мало, так как никогда не был востребован. До эпохи промышленного капитализма ущерб природе человеком, хотя и наносился, но не катастрофическими темпами. В эпоху же промышленного капитализма передовая наука занималась разработкой и использованием недр - вот и весь интерес к природе. Иной же интерес к Природе находится в стадии начальной разработки исключительно в наши дни. Поэтому когда мы встречаем подлинные образчики самого настоящего “экодизайна” (а не игры бизнесменов в “экологию”), все эти примеры, во-первых, единичны, а во-вторых, разрабатываются исключительно в странах “золотого миллиарда”, странах, которые уже решили свои насущные проблемы и могут себе позволить выделить деньги и досуг на бескорыстную заботу о счастьи и здоровьи как отдельного человека, так и Планеты в целом.

Вот, например, сколько копий сломано в разговорах о снижени физической активности современного человека. О грузе информации, который он обязан перерабатывать каждый день.

А вспомнили ли вы о детях, которые этот “груз информации” вынуждены не только “перерабатывать”, но и физически - носить на своих хрупких несформировавшихся позвонках?... Я имею в виду - конечно же - школьные учебники!

Ну-ка, сани, ступайте в лес сами!

Согласно проведенным исследованиям, вес рюкзака с учебниками, который приходится каждый день носить детям до 12 лет составляет более 4 кг.

Естественно, это не лучшим образом отражается на здоровье - происходит деформация позвоночника, развивается сколиоз, возникают проблемы с мышцами спины и пр. И почему только медики не бьют тревогу?! Предприниматель из Малайзии разработал легкий эргономичный многофункциональный рюкзак для школьников Smart Bag, который изготовлен из экологичных материалов. Его особенность в том, что этот рюкзак можно использовать как … самокат.

Он оборудован удобной ручкой, эргономичными ремнями на плечи, и алюминиевыми колесами диаметром 62 мм для езды.

Посуда изготавливается из листьев и воды по особой технологии с помощью пара и тепла. Причем при ее изготовлении не используется никаких химических веществ, красителей, пластика, воска и т.п. Важная особенность этой посуды - это возможность использования ее в микроволновой печи, духовке и холодильнике.

Действительно, стоящая разработка - экологичный продукт, не загрязняющий окружающую среду и в тоже время удобный в использовании, в том смысле, что ее не нужно мыть. Стоит 1 доллар за тарелку, продается упаковками по 10 или 12 штук.

Я никого не ношу...

Как известно, девиз “Я никого не ем” красовался в вегетарианских столовых России, в эпоху повального увлечения интеллигентным народонаселением философией так называемого “толстовства”.

"Коллекция обуви для веганов появилась на свет благодаря моей любви к живым животным и к моде , - говорит ведущая телевизионного канала Детройта, блоггер и молодая мама Элизабет Кацман, - Хотя обычно эти две составляющих взаимоисключающие, я не думаю, что их нельзя совместить ".

Свою новую коллекцию экологичной обуви для женщин под названием «Elizabeth’s», которая объединила модные тенденции и сострадание к животным Лиз Кацман продвигает активно и грамотно.

Всем бы быть такими мягкими и толерантными (к чужому мнению) ньюзмейкерами!


01.11.2012

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Миллениал пинк - это популярный цвет в мире моды, который иногда называют символом так называемого бесполого поколения. И окраситься в этот цвет сегодня спешат многие бренды, независимо от своей ниши.

Популярность пиксельного дизайна - это не только лишь чудачества от фанатов игры “Майнкрафт”. В пикселях заложена ностальгия по минувшему “святому” детству многих людей на нашей планете.

Тренд "Авокадомания". 33 примера, как авокадо помогает раскручивать любой бизнес

Бизнес охватила настоящая авокадомания. Сегодня на этом трендовом фрукте на Западе не зарабатывает только ленивый. В этом материале мы собрали более 30 примеров прибыльного применения авокадо.

" по адресу ул. Взлетная, 95 готовится к сдаче и приему новых жильцов. В этом жилом комплексе, одном из первых в Барнауле, реализована концепция закрытого двора, которая жестко разграничивает зоны парковки и мест отдыха детей и взрослых. Проще говоря, во дворе ЖК "Времена года" не будет автомобилей - все пространство отдано для детских и спортивных площадок, много место отдано под озеленение и места релаксации. Именно поэтому Инвестиционно-строительная компания "Союз" предлагает идеи для дизайна квартир в рамках гармоничной для этого квартала эко-концепции.

Эко-дизайн в современном мире

Рост городов и появление новых технологий и материалов все дальше уводили людей от природы. Интерьер в стиле хайтек, суперсовременные материалы были признаками достатка и "продвинутости" хозяев квартиры.

Но в конце XX века люди стали уставать от города, от серости, металла, шума и загазованности воздуха. Человек снова потянулся к природе. В дизайне интерьеров это проявилось в новом стиле - эко-дизайне.

Концепция эко-дизайна подразумевает создание интерьера, дающего ощущение единения с природой. Интерьер, выполненный в этом ключе, воспроизводит элементы природной среды, а также создается с помощью максимально возможного объема натуральных материалов. На сегодняшний день является одним из самых востребованных современных стилей.

Материалы для эко-интерьера

Эко-дизайн особенно сильно отличается от других стилей именно применяемыми материалами. Это тот случай, когда содержание определяет форму. Широко используются дерево, камень, глина, стекло, ткани из натуральных материалов. Прекрасно подойдут также камышовые или другие лиственные обои, речные камни, которые можно использовать в качестве облицовки стен. Эти материалы не требуют нанесения дополнительных фактур и форм - без обработки они дополнят интерьер естественностью и простотой.

Возможности натуральных материалов позволяют создать интерьер от "рустика", имитирующего сельские дома, до ультрасовременного, идеально сочетающегося с самой передовой техникой.

Такие строительные материалы хороши не только эстетическими качествами, но и экологической чистотой - находясь в эко-комнате, вы можете быть уверены, что ваш дом не отравляет вас химическими испарениями. Поэтому эко-дизайн рекомендуется для помещений, в которых много времени проводят дети.

Цветовая гамма

Интерьер, выполненный в эко-стиле, создает ощущение, что вы находитесь на природе. Отсюда и цвета, применяемые при эко-дизайне: бежевый, коричневый, белый, нежные пастельные тона. Чаще используют природные цвета: бледно-зеленый, бледно-голубой, цвета травы, воды, камня, дерева, почвы. Чтобы интерьер не был "бесцветным", блеклым, светлые тона сочетают с контрастными – черным или темным деревом.

Эко-интерьер требует много свободного пространства, ощущения "воздуха", не приемлет загроможденности. Важно не перекрывать окна, использовать различные искусственные источники света.

Хворова Н.М.

Бакалавр архитектуры, Российский университет дружбы народов

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Аннотация

В статье обозначены основные принципы экологического дизайна в архитектурном проектировании, которые непосредственно связаны с понятием устойчивости в искусственной среде. Вкратце рассматриваются некоторые аспекты проектирования, которым уделяется большое внимание в «зеленом дизайне».Обращается внимание на некоторые альтернативные источники энергии и их способы применения в экологическом дизайне и «зеленом» проектировании. Предлагаются наиболее эффективные системы, отвечающие требованиям экологического проектирования.

Ключевые слова: экологический дизайн, «зеленый дизайн», устойчивость, эффективность, возобновляемые ресурсы.

Khvorova N.M.

Bachelor of architecture, Peoples’ Friendship University of Russia

FUNDAMENTAL CONCEPTS OF ECOLOGICAL DESIGN IN ARCHITETURAL PLANNING

Abstract

The article deals with fundamental principles of ecological design in architectural planning which are directly related to the concept of sustainability in the built environment. The author briefly touches on the aspects of planning which are paid great attention to in “green design”.The author draws attention to some alternative energy sources and their methods of application in ecological design and green planning.The writer proposes the efficient systems to meet the requirements of ecological design.

Keywords: ecological design, “green design”, sustainability, efficiency, renewable resources.

Экологический дизайн –это одна из самых часто затрагиваемых тем в различных областях науки, имеющих то или иное отношение к созданию искусственной среды. Значение«зеленого дизайна» увеличивается день ото дня, так как мировое население увеличивается, а количество природных ресурсов уменьшается . Парадокс нашего времени – повышение уровня жизни людей при уменьшении потребления природных ресурсов.

В области архитектуры и строительства понятие экологического дизайна определено Скоттом в 1999 году как «создание и ответственное управление здоровой искусственной средой, основанной на эффективном использовании ресурсов и на экологических принципах» .

Проектирование «зеленых» зданий – это не конкретный метод, а объединение множества методик, определенный выбор материалов и технологий, которые при надлежащем интегрировании в проект способны повысить уровень проектируемого объекта с точки зрения его экологичности. Подобное проектирование оптимизирует использование энергии, ограничивает потребление воды и позволяет максимально использовать переработанные материалы.

Основные принципы, которые лежат в основе экологического дизайна в архитектурном проектировании и строительной промышленности, следующие:

  1. экономия существующих материальных ресурсов;
  2. повышение энергоэффективности зданий;
  3. меры по уменьшению тепловых потерь;
  4. необходимость в использовании более эффективных установок и оборудования;
  5. обеспечение иерархии помещений, требующих различного температурного режимаи соответствующей каждому помещению ориентации относительно стран света;
  6. необходимость в использовании возобновляемых источников энергии (солнечная, геотермальная энергия);
  7. обеспечение оптимизации естественной вентиляции .

Принципы экологического дизайна могут быть применены как к отдельным домам, так и к районам и технопаркам . Их можно использовать с целью улучшения существующих городских и загородных районов, а также в проектировании новых. Улучшение уже существующих районов необходимо начинать с рассмотрения таких проблем, как охрана окружающей среды, неэффективность использования материалов, загрязнение окружающей среды.

Люди не могут существовать без использования природных ресурсов в качестве источников еды, материалов, промышленных продуктов и энергии. Основная цель экологического дизайна состоит в том, чтобы поддерживать экологическую устойчивость, применяя способы производить товары, строить здания, проектировать крупные системы, такие как бизнес-парки и технопарки, уменьшая потребление природных ресурсов и избегая нанесения ущерба экологии .

Также в экологическом дизайне особое внимание уделяется проектированию освещения, вентиляции, отопления. Продуманныйдизайн и контроль управления освещениеммогут снизить потребление энергии и позволить в преобладающей мере использовать естественное освещение. Важно обеспечить максимальное проникновение дневного света в зданиепри минимальном притоке тепла, таким образом уменьшая нагрузку на искусственное освещение.Эффективность может увеличиться с помощью использования автоматических средств управления, таких как таймеры и датчики движения в нечасто используемых помещениях .

Грамотная теплоизоляцияперекрытий и стен уменьшила бы перегревание и переохлаждение конструкций зданий, вследствие чего сократились бы и эксплуатационные затраты .

Огромное значение в «зеленом» проектировании имеет солнечная энергия. Системы отопления, работающие на энергии солнца, можно устанавливать во всех типах зданий. Значительно сократить расходы на отопление, как в жилых, так и в коммерческих зданиях позволяет предварительный нагрев воздуха подобной системой. Использование солнечной системы отопления особенно эффективно в больших зданиях таких, как больницы, школы, ангары, спортивные залы, а также многоэтажные жилые дома. Подавляющее большинство солнечных систем отопления требуют установки, так называемых, солнечных стен. Такое оборудование может быть установлено как на новых, так и на существующих зданиях. Солнечные стены требуют минимального обслуживания, не имеют в конструкции наличия жидкостей и съемных частей. Кроме того солнечные системы могут работать в пасмурную погоду и в ночное время, но при этих условиях их эффективность значительно снижается.

В «зеленом» проектировании также эффективно используется геотермальная энергия. Ее используют в системах кондиционирования воздуха, отопления и в системах, преобразующих геотермальную энергию в электричество. Установка геотермальной системы требует крупных инвестиций, но позволяет получить неисчерпаемый источник энергии, который обеспечит от 60 до 70% энергии необходимой на отопление здания. Геотермальная энергия непрерывно поступает из источника, на который не оказывают влияние атмосферные условия. Сложность извлечения этой энергии зависит от структуры геологических образований и состава горных пород.

Что касается строительных материалов и мебели, то они могут быть подобраны так, чтобы их можно было изготовить (с точки зрения потребления энергии и материалов) из возобновляемых ресурсов с длительным сроком службы и с возможностьюповторного использования или переработки. Важно, чтобы при использовании данной мебели и материалов внутри помещения они бы не выделяли вредные вещества . Строительные материалы должны обеспечивать продолжительный жизненный цикл зданий, при этом сокращая неблагоприятные воздействия на окружающую среду. Эффективность строительных материалов должна оцениваться с точки зрения энергии, расходуемой в процессе их добычи, производства и транспортировки.

Особенно распространен прием использования растений в экологическом дизайне. Существует универсальная система использования растений во внутренних помещениях на различных поверхностях. Система состоит из полипропиленовых водонепроницаемых поддонов, которые могут быть любого размера. У этой системы есть желобок и углубление вдоль всей задней поверхности. Независимая ирригационная система компьютеризирована, имеет дистанционное управление и снабжается стандартными баками рециркуляции. Баки рециркуляции располагаются под системойили, они могут наполняться как автоматически, так и вручную .

Как правило, использование в проектировании принципов экологического дизайна ведет к дополнительным затратам. С этой точки зрения «зеленое» проектирование неизбежно становится дороже, чем менее экологически эффективное решение, поскольку оно подразумевает использование высококачественных материалов и более сложных технологий. Но на практике при первоначальных затратах в будущем можно получить значительную выгоду от использования в проектировании разработанных на основе принципов экологического дизайна методик.

Экологический дизайн может быть определен как любая форма дизайна, которая минимизирует разрушительные воздействия на экологию, имитируя или объединяясь с природными экосистемами .

Экологический дизайн – важное понятие в быстро меняющемся и развивающемся мире. В искусственной среде, созданной на основе принципов «зеленого дизайна», внутренние пространства имеют большое значение, поскольку это главные места пребывания людей.

Литература

  1. Aktas, G., “Sustainable Approaches in Shopping Center Public Interiors: Lighting and Finishing Materials” 2nd International Conference on Urban Sustainability and Cultural Sustainability, Green Development, Green Structures and Clean Cars, (USCUDAR,11), 2011, pp:1832-187.
  2. Aktas, G, “Social and Cultural Changes that Prepare contemporary Shopping Centers in Turkey” 2nd International Conference on Art and Culture (ICAC’11),2011, pp 28-32.
  3. Scott, F.A.“Ecological Design handbook: Sustainable Strategies for Architecture, Landscape Architecture, Interior Design, and Planning” Donnelley & Sons Co., New York, N.Y.,1999.
  4. Fan Shu-Yang, F., Freedman, B. and Cote, R. “Principles and Practice of Ecological Design” Environmental Review, 2004, Vol: 12 p: 97–112.
  5. Gissen, David, Big and Green Towards Sustainable Architecture in the 21st Century, Princeton Architectural Press, 2003.
  6. Yang F., Freedman B., Cote R., “Principles and Practice of Ecological Design” Environmental Review, 12, 2004, pp: 97–112.
  7. Aktas, G, “Ecological and Green Design Significances in Interior Spaces” 7th WSEAS Conference on Energy and Environment (EE’12),2012. pp 244-249.
  8. Ozkaynak,G., Ust, S. “Sustainable Design Solutions to Humanitarian Crises” International ustainable Building Symposium, 2010, 270-275.
  9. Todd, J., Brown, E., and Wells, E. “Ecological design Applied” Ecological Engineering, 2003, Vol:20 p:421-440.
  10. Ferreira, A, Mendes, S. “The Relation Between the Traditional Construction and the Sustainable Development” The 21st Conference on Passive and Low Energy Architecture. Eindhoven, The Netherlands, 2004, 9 – 22.

Экостиль – стремительно развивающийся тренд в интерьерном дизайне. Здесь актуальны природные мотивы, обилие дерева, растений, краски и лаки на водной основе. Реализуя принципы эко дизайна, вы сможете создать комфортный заряжающий энергией интерьер, который смотрится свежо и гармонично.

В этой статье мы рассмотрим основы и отличительные черты экостиля, где он применяется и кому подходит. Также вы найдете советы по оформлению современного жилья в природной стилистике и примеры воплощения оригинальных идей.

Экостиль подходит не только для загородного жилья, он удачно смотрится в городских квартирах, отелях, хостелах, кафе, офисах, креативных пространствах. Интересно, что эко дизайн легко сочетается с чертами стиля лофт, скандинавского, морского, тропического, этно, хай-тека или минимализма.

Важно понимать, что экостиль − не просто дизайн интерьера, это целая философия, образ жизни, комплексный подход к обустройству жилья. Его выбираю те, кто ценит единение с природой, экологичный образ жизни, стремится минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. В эпоху густонаселенных городов и ускоренного темпа жизни этот стиль находится на пике популярности. Как и классика, экодизайн всегда будет актуален, ведь он отражает природное начало всего живого.

Почему выбирают экостиль

У экологичного дизайна есть ряд преимуществ, которые делают его таким популярным:

    Положительная энергетика и уютная атмосфера: в такой обстановке человек ощущает умиротворение, настраивается на позитивную волну.

    Природная эстетика: лаконичные формы, спокойные мягкие оттенки, привлекательная древесная текстура смотрятся благородно и гармонично.

    Возможность воплощения творческих замыслов: благодаря отсутствию жестких рамок это направление предоставляет большую свободу творчества. Дизайнеры постоянно удивляют новыми идеями, воплощая свежий взгляд на привычные вещи.

    Безопасность материалов: отдавая предпочтение не содержащим вредных веществ материалам, вы можете не волноваться за здоровье близких.

    Функциональность и практичность: мебельные фабрики сегодня представляют модульные многофункциональные конструкции и предметы-трансформеры. Экспериментируя с основой, вы сможете изменять интерьер под текущие потребности.

В интерьере также можно воплотить психодизайн, отражающий индивидуальность жильцов. Дизайн в стиле eco б лагоприятно влияет на психоэмоциональное состояние, что особенно актуально в условиях ускоренного темпа жизни и нервной перегрузки.

Характерные черты экологичного дизайна

Итак, в чем же выражается экостиль?

Основная идея здесь− гармония интерьера с окружающей средой. Основные используемые материалы: грубо обработанная древесина, пробковое покрытие, бамбук, ротанг, керамика, камень, натуральные ткани, стекло, экокожа. Акцент делается на естественной фактуре материала, органично вписываются искусственно состаренные поверхности. На красоту природных необработанных материалов первыми обратили внимание скандинавские и японские дизайнеры.

В цветовой гамме предпочтительны древесные, пастельные тона, оттенки зелени, воды, камня. В качестве основы подходят белый, молочный, песочный, градации серого, пыльно-синий, светло-голубой. Светлые природные оттенки успокаивают, формируют гармоничную атмосферу. На фоне спокойных тонов отделки эффектно смотрятся яркие акценты и темные цвета.

При сочетании оттенков ориентируйтесь на природные пейзажи. Достаточно посмотреть, какие цвета сочетаются в окружающих ландшафтах. Можно выбрать тему леса, тропических джунглей, морского побережья, березовой рощи.

В этом стиле уделяется особое внимание защите окружающей среды. Под этим подразумевается учет происхождения сырья, рациональное использование ресурсов, условия изготовления товара, возможность утилизации.

Большая часть итальянских фабрик перешла на экологичное производство: производители используют материалы из источников ответственных за природопользование, реализуют замкнутый цикл переработки, окрашивают мебель только безвредными составами.

Материалы должны быть безопасными для здоровья, гипоаллергенными. Приветствуется продукция из вторичного сырья и энергосберегающие технологии. В частных домах часто устанавливают солнечные батареи, ветряные генераторы, контейнеры для раздельного сбора мусора. Наглядный пример экономии электроэнергии − окно в ванной комнате или санузле. Такое решение смотрится эстетично и свежо. В целях экономии энергии можно установить датчики движения для светильников, регуляторы подогрева пола, светодиодные или энергосберегающие лампы.

Для ванных комнат и кухонь производители сантехники предлагают сенсорные смесители, аэраторы на кран или душ, зеркала с проявляющимися надписями, сообщающими об излишнем расходе воды. Органично впишется в экологический интерьер ванной раковина в виде чаши из камня, дерева, цветной керамики или стекла.

Экодизайн предполагает минималистичность, отказ от излишеств, захламления пространства. Дизайнеры экостиля призывают освободить жилье от ненужных вещей, остановить процесс бездумного потребления, восстановить связь с природой. Вся обстановка в таком интерьере настраивает на медитацию, созерцание, расслабление. Поэтому в оформление часто добавляют элементы, характерные для дзен стилистики: настилы из бамбука, гальки, японские татами.

Еще один важный момент − обилие зелени или фитодизайн помещений. Живые растения в доме дают ощущение близости к природе, очищают воздух, формируют здоровый микроклимат. Комнаты украшают цветами в горшках, кашпо или ящиках, флорариумами, цветочными композициями. Эффектно смотрятся зеленые стены с цветами в горшочках, ящиках или из мха, вьющихся растений. Такой вид декора можно реализовать в кафе, офисе, салоне красоты, фитнес-центре, квартире. Для этого необходимо оборудовать дренаж, посадочные емкости, оросительную, осветительную системы. На кухне или лоджии можно посадить съедобную зелень для салатов, заваривания чая.

Не менее популярна тема воды. В помещении можно установить комнатные водопады, аквариумы, светильники с проекцией волн, водные стены. Кстати, об этом же и говорит и философия фен-шуя.

В оформлении актуальны природные мотивы. На стенах, мебели, текстиле можно увидеть флористические, анималистические принты, популярны постеры, картины ботанической тематики, гербарии. Часто встречаются предметы мебели, декора, посуда в виде природных образов: ветвей дерева, пчелиных сот, силуэтов животных, гнезд, листьев, коряг. Удачно вписываются в обстановку керамические цветочные горшки, плетеные кашпо, декор из природных материалов.

Как появился экостиль

Впервые идеи соединения дизайна жилой среды с природными формами в осознанном виде, как направленный шаг появились в начале XX века. Результатом стало рождение архитектурного стиля модерн, получившего свое продолжение и в интерьерных решениях. Это еще не был эко дизайн в современном его понимании. Тогда не стояла задача использовать возобновляемые материалы не наносящие вред окружающей среде и человеку живущему в этом интерьере. Но идея синтеза природных линий с архитектурными формами, которые дарят гармонию и сохраняют естественную красоту пространства, уже прочно укоренилась в умах художников, архитекторов и потребителей. Приятно, что и современные заказчики с удовольствием страивают себе интерьеры и дома в стиле Модерн с использованием современных технологичных и безопасных материалов. И кто скажет, что это не одно из современных проявлений экодизайна.

Основы современного эко дизайна зародились в конце 20 века. В это время остро ощущались проблемы экологии, излишнего потребления и люди стремились воссоздать уголок природы в своем доме. После «пластикового бума» и ярких кислотных цветов дизайнеры вновь обратились к естественным материалам и оттенкам. Истоки стиля следует искать в архитектуре.

Первым об экологической безопасности жилого пространства заявил французский архитектор Ле Корбюзье. Его принципы открытой архитектуры со "свободными фасадами", которые просматриваются насквозь, свободные планировки внутренних помещений, "сады на крыше" были новаторскими. Сейчас мы рассматриваем такие решения, как само собой разумеющееся.

Еще одним идеологом зарождающегося экостиля, в нашем понимании, был американский архитектор Фрэнк Райт (Frank Lloyd Wright), создавший свой знаменитый Дом над водопадом, еще в середине 30-х годов XX века. Этот проект, наряду с собственным домом Райта, названным Резиденцией Талиесин стали "первыми ласточками" созданного им стиля Органической архитектуры.

Определенные методы и решения эко-дизайн заимствует у других стилей, поэтому его сложно назвать уникальным. Схожие принципы можно найти у Лофта: здесь также используются природные материалы, но этот стиль опирается на минимализм.

Натуральные материалы также характерны для кантри, но не следует путать эти стили. В экодизайне отлично сочетаются натуральные материалы и инновационная бытовая техника, электроника, новейшие технологические решения. Тогда как в кантри или, например, деревенском стиле мы видим упрощение технологий и самого быта. Поэтому, как такие решения не совсем принято относить именно к экодизайну.

Особенности оформления дома в экостиле

Экодизайн можно реализовать в любой комнате: спальне, гостиной, детской, прихожей. Особенно выразительно он смотрится в кухнях и ванных комнатах.

Планировка

В помещениях важно оставлять свободное пространство, чтобы естественный свет легко проникал в дом. В таком помещении легко дышится и мечтается, здесь можно отдохнуть от суеты.

Выбирать наиболее удачную планировку с учетом инсоляции следует еще на этапе проектирования. Идеальный вариант − помещения с высокими потолками, панорамными окнами с деревянными рамами. У окна можно обустроить уютный уголок для чтения или работы, расширив подоконник.

В гостиных, столовых предпочтительна открытая планировка и широкие проемы. Комнаты часто объединяют и выделяют функциональные зоны. Для разделения комнат применяются раздвижные двери, шкафы-купе, витражи, арки, стеллажи, декоративные перегородки.

Отделка

Привлекательно смотрится сочетание материалов с однородной поверхностью и предметы с ярко выраженной фактурой. Стены можно облицовывать деревянными панелями, пробковым покрытием, тканевыми обоями, отделочным камнем, использовать штукатурку или водоэмульсионную краску. Приветствуются фотообои, вставки из камня, гальки, деревянных панелей, фрески. Белые стены можно смело сочетать с темными оттенками дерева, черным, яркой зеленью. Оформив часть стены теми же досками, что и пол, вы создадите единое гармоничное пространство.

Популярный дизайнерский прием – амбарная доска, выложенная на стене горизонтальными рядами и декорированная в разные цвета.

Допустимо использовать искусственные материалы с минимальным содержанием вредных веществ. Такой подход позволяет сохранить живую природу, что сейчас особенно важно.

Для пола используют натуральный массив, паркет, инженерную доску, камень, керамическую плиту натуральных оттенков. Отлично вписываются в интерьер циновки, рогожки, ковры с пушистым ворсом, тканевые коврики в этнической стилистике. По такому полу хочется ходить босиком.

Удачная идея для эко интерьера − акцентировать внимание на полотке. Для отделки можно использовать деревянные панели, балки, также подходит простая покраска в матовый белый или светлый оттенок. От натяжных и многоуровневых конструкций стоит отказаться.

Подходят межкомнатные двери из массива, облицованные шпоном, также уместны стеклянные перегородки. Вместо дверей в проеме можно повесить нитяные шторы, оригинальные занавески из ракушек, бусин, бамбука или других материалов.

Текстиль

Для оформления дома подходят натуральные ткани: лен, хлопок, рогожку, шерсть, холст. Чаще всего используют неокрашенный или декорированный вручную текстиль.

Для окон можно купить римские или рулонные шторы. Ткань должна быть натуральных светлых оттенков, может быть украшена легким рисунком или штампами. Не подойдут тяжелые плотные шторы, ламбрекены и рюши.

Освещение

При проектировании жилья в эко стиле используется максимальное количество естественного освещения. Для дополнительного освещения удачно подходит точечная или скрытая подсветка реализованная на светодиодных компонентах. Интерьер украсят оригинальные светильники и торшеры из дерева, металла, ткани, рисовой бумаги, также подойдут лавовые лампы, соляные светильники.

Мебель

Основное правило в мебелировке − минимализм и функциональность. Мебель в стиле эко отличается простотой, правильностью форм и эргономичностью. Для неё характерно отсутствие рельефного декора, сложных рисунков, резьбы.

Предпочтительны конструкции из натуральной древесины светлых тонов. Столешницы, столики могут изготавливаться из спилов, цельного ствола, мрамора, камня, с обработкой или без. Оригинальный элемент эко интерьера − ветви деревьев и целые стволы. Из них изготавливают вертикальные и горизонтальные вешалки, основу светильников, изголовья кроватей.

Подходят изделия простых, грубых форм с естественной или минимально обработанной поверхностью. Другой вариант − мебель плавных силуэтов, встречающихся в природе. Для таких изделий допустима тщательная обработка и полировка. Цвет и форму мебели подбирают под общую колористическую и стилевую концепцию. Отдельные предметы интерьера с выразительной фактурой также могут стать цветовым акцентом.

Мягкая мебель часто оснащается деревянными подлокотниками. В обивке также преобладают ткани натурального или полунатурального происхождения. Диван или кресла оживят подушки с яркими чехлами.

Для террас, веранд, сада, кухонь актуальна плетеная мебель. Отлично вписываются в обстановку кресла-качалки и подвесные модели. Загородный интерьер дополнят настоящие и биокамины, дровяные печи, поленницы.

Из старых винных ящиков, поддонов делают тумбы, столики, стеллажи, полки и даже каркасы кроватей.

Помимо дерева мебель изготавливается из экологически безопасных искусственных материалов и переработанного сырья. Она может быть стилизована под природный объект или имитировать поверхность дерева, камня, травы. Производство из вторичного сырья позволяет минимизировать воздействие на окружающую среду и экономить природные ресурсы, что полностью отражает концепцию стиля. В каталоге европейских производителей можно найти детскую мебель, которая «растет» вместе с ребенком. Ярким примером экоподхода является мебель Caroti, выполненная из 100% массива. Здесь ребенок не только тактильно соприкасается с натуральными материалами. но и находится в окружении безопасной с экологической позиции мебели.


Комод Honey («Мёд») итальянской фабрики Tonin Casa иллюстрирует яркий пример, когда вещь сделана в эко стиле, но из современных материалов. Фасады комода выполнены в виде пчелиных сот. В этом изделии используются как природные материалы: массив, шпон, так и современные: МДФ, стекло, металл.

В каталоге фабрики также представлены оригинальные модели столов, журнальных столиков, предметов интерьера, которые дополнят интерьеры эко стилистики.

Приведем еще несколько вдохновляющих примеров мебели эко стиля из технологичных материалов:

    Полка в форме капли из нержавеющей стали бренда Cattelan Italia. На полочках можно размещать книги, напитки, предметы декора.

    Настенные зеркала интересной обтекаемой формы, напоминающей капли или камни.

    Удивительный шкаф Orion с объемным декором. Рисунок на поверхности напоминает прожилки листа, а также созвездие Орион.

  • Koi с латунным основанием в виде рыбьей чешуи.

    Еще один пример из каталога фабрики Brabbu − кофейный стол Sequoia с покрытием натуральным шпоном и латунной отделкой.

    Напольная металлическая вешалка Alga фабрики Tonin Casa в виде ростков или водорослей.

    Оригинальная вешалка Spiga в форме стебля от Angelo Tomaiuolo, фабрика Tonin Casa .

    Обеденный стол Wave с основанием в виде волны и стеклянной столешницей. Опора стола изготовлена из технологичного материала Baydur − прессованного под высоким давлением полиуретана.

Как видно из примеров, интерьер этой тематики не обязательно должен быть выполнен только из натуральных материалов. Такие варианты понравятся тем, кто любит свежие идеи, готов к экспериментам.

Аксессуары

Декор экостиля сдержанный, функциональный, при этом легкий и привлекательный. Для украшения помещений используйте стеклянные или керамические вазы, комнатные и срезанные цветы, композиции из сухоцветов, зеркала и фоторамки в декоративных рамах. В качестве декора часто используются спилы деревьев, мох, ветви.

Стильный элемент дизайна − плетеные корзинки, кашпо, из натуральных волокон: джута, пеньки, лозы, декор из мешковины, бечевки. Размещать корзины для хранения можно в спальне, детской, ванной, гардеробной. Это одновременно функциональный и декоративный предмет.

Для посуды также используются неяркие цвета, простые узоры. Чашки, пиалы, ковши, принадлежности для готовки размещают на открытых полках, крючках как часть дизайна.

Украсить дом можно самостоятельно, здесь множество вариантов для выражения творческих способностей: вышивка, макраме, печать на ткани для занавесок, салфеток, скатертей, полотенец, декорирование деревянных поверхностей, выращивание растений.

На кухне привлекательно смотрятся деревянные доски, подносы, плетеные вазы под фрукты, посуда ручной работы из керамики.

На фото стеновое панно Майя от творческой мастерской ОСЕВЕР (Санкт-Петербург).

Экодизайн в итальянской мебели

Итальянская мебельная индустрия, как один из лидеров мирового рынка, значительное внимание уделяет не только экодизайну как таковому, но и с особым трепетом относится к экологической безопасности своей продукции. Конечно не обходят стороной и вопросы разумного и рационального использования природных ресурсов. В предложениях большинства крупнейших итальянских фабрик мы найдем мебель для создания интерьера в экостиле. В этом ряду есть и производители элитной мебели, фабрики с массовым производством и небольшие семейные мастерские с демократичными ценами. Предлагаем ознакомиться с некоторыми популярными коллекциями итальянских фабрик в эко стилистике:

Stilema Zen : для комодов, кроватей, шкафов этой серии характерны наклонные заостряющиеся книзу ножки в духе 60-х годов. Фасады украшаются рельефным рисунков в форме волны.

Volpi Sunrise : современная коллекция в теплом древесном оттенке.

Обеденные столы с деревянной столешницей, один из простых и практичных способов придать нужную интонацию в интерьеру в стиле хай-тек или классика. Фабрика Cattelan Italia один из лидеров в этой сфере.

Фабрика MIDJ показывает нам пример того, как можно создавать объекты экосреды с использованием современных конструкционных материалов.

Полностью деревянные конструкции предлагает фабрика Alta Corte :

Их коллекция EcoLab балансирует на грани лофта, экостиля и минимализма

Фабрика Volpi помимо мебели для дома придумала оригинальный кабинет руководителя в экостиле. Элегантны, сдержанный, но в то же время с вызовом, именно это часто хотят видеть в своем кабинете настоящие лидеры.

Коллекции для спальни фабрики Accademia del Mobile в элегантном стиле и полностью из древесины :

Если вы думаете, что экомебель, тем более из Италии безумно дорогая, то это не так. Яркий пример, это серия для дневной зоны от фабрики Maronese . Коллекция называется Scuderia, что в переводе означает – конюшня, и ее стоимость вполне конкурирует с отечественными производителя, превосходя в качестве.

Некоторые фабрики предлагают необычную мебель из состаренного дерева. Для ее производства используют древесину из старинных строительных конструкций: домов, складов, конюшен. В теплом сухом итальянском климате такая древесина красиво естественно состаривается, сохраняя в себе энергетику старинных деревенских построек. Один из таких производителей: фабрика Naturedesign . Кровать их производства вы уже могли видеть выше, а здесь можете полюбоваться натуральной старинной фактурой дерева в обеденном столе ILL TAVOLO.

Иногда идеи экодизайна находят органичное продолжение в классической мебели. Главным приемом такой стилизации выступает отделка поверхности мебели натуральным деревом с так называемой «открытой порой» и покрытие лаками на водной основе, которые подчеркивают естественную структуру древесины. Традиционно добавляется патинирование, придающее мебели античные черты.

В завершение хочется с радостью отметить, что мода на экодизайн интерьеров продолжает набирать силу. Это желание всё большего числа людей жить в гармонии с природой позволяет с надеждой смотреть на будущее нашей планеты.

1

Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания - начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики. Понимание структуры, роли, перспектив развития экологического дизайна возможно только при условии системного рассмотрения этого явления. Предвидеть возможные последствия, минимизировать риски при проектировании среды не только для человека, общества, но и для природы – цель и результат профессиональной деятельности дизайнера. В статье анализируются принципы экологического подхода в дизайне, цели и задачи экологического дизайна как актуального направления проектной практики. Это комплексная и целостная дизайнерская деятельность, которая не нарушает равновесия окружающей среды.

экологический подход в проектировании

экологический дизайн

1. Борев Ю. Б. Эстетика. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник // Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с.

3. Иванов В. В. К семиотическому изучению культурной истории большого города // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам XIX. – Тарту, 1986. – С. 10.

4. Иовлев В. И. Гуманитарно-экологический подход к архитектурному пространству // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 2 (14).

5. Иовлев В. И. Экологическая топология в архитектуре // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 3 (15).

6. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. − СПб.: СПГУТД, 2009. – 110 с.

7. Минервин Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании: автореф. дис… д-ра искусствоведения (техническая эстетика). – М.: МВХПУ, 1975. – 41 с.

8. Панкина М..В. Экологическая парадигма дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2012. – № 2. – С. 90–92.

9. Уваров А. В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: дис… канд. искусствоведения. – М.: МВХПУ, 2010. – 127 с.

Дизайн объединил в себе все виды проектной деятельности. На рубеже ХIХ-ХХ веков, на этапе его становления и формирования, внимание акцентировалось на активном внедрении в различные области жизни продуктов индустриального производства, отказе от декоративности в пользу функциональности. Когда дизайн внедрялся в культуру как принципиально новая сфера творчества, он противопоставлял себя традиционной художественной культуре. Становление дизайна определили такие факторы, как возможность машинного производства изделий, установка на массового потребителя, рациональность, научность, унифицированность. Изначально выдвигались гуманистические идеи: гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек, говорил дизайнер и педагог Л. Мохой-Надь («Баухаус») .

Все более возрастающее негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду явилось стимулом к пониманию обществом причинно-следственной связи между деятельностью человека и экологической деградацией. В последние десятилетия проблемы экологии человека, экологической культуры выступили на первый план. Ограничительные меры начали дополняться другими формами организации сосуществования человека и природной среды. Приоритетным направлением решения природоохранной проблемы стала идея органичного включения созданных человеком продуктов в среду, т.е. экологического подхода в проектной культуре. Направление «зеленого» или экологического дизайна, зародившееся в 1970-х годах, - это попытка гармонизации отношений в системе «человек - природа» и внесения в них ответственности со стороны человека.

Экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию. Это одно из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входит охрана и восстановление окружающей среды. Смысл экологического подхода в дизайне - создание продукции, совместимой с окружающей средой, что подразумевает снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на природу посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов и возобновляемых процессов производства, максимальную экономию ресурсов и материалов, учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительность жизни изделий было оптимальным, возможность их утилизации по окончании срока службы.

Термин «экологический дизайн» в настоящее время широко используется в повседневной проектной практике и в научной литературе. Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания - начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики.

Эта область проектирования объединяет в себе и художественно-проектные основы, и научное, философское осмысление степени влияния созидательной деятельности человека на окружающую среду, последствий взаимодействия человека и окружающей среды. Формируется научный и методический инструментарий этого нового направления в дизайне.

Философы под термином «экологический дизайн» подразумевают любое проектирование в дизайне, направленное не на отражение гармонии, а на саму гармонию отношений человека с окружающим его миром .

Экологический дизайн определяют как «участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры» . С этой точки зрения в задачи экологического дизайна входит обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изготовления объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления с учетом проблемы утилизации отходов и состояния предметно-пространственной среды. Это комплексная деятельность, в которой учитываются требования природной среды и культуры .

По мнению А. В. Уварова: «Экологический дизайн - вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном и пространственном творчестве. Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей среды… Объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, опосредованно влияющая на человека, так и сам человек, его социальные, культурные и психологические потребности в их связи с экологической проблематикой… В настоящее время не существует четких границ, определяющих этот вид проектной деятельности, равно как нет и критериев, по которым можно отнести изделие к продукту экологического дизайна» .

Экология пространства напрямую связана с экологией человека, так как влияет на качество жизненной среды, состояние здоровья, развитие способностей, психофизический комфорт и пр. Жизненное пространство в наибольшей степени демонстрирует единство человека с окружающей средой и соответствует понятию экологии как взаимодействия субъекта и окружения .

Деятельность дизайнера завершает и дополняет проект архитектора, создающего «дом» (пространство для жизни), поэтому необходимо обозначить экологические аспекты в этих областях проектной деятельности в единстве. Если в промышленном дизайне изначально рассматривались программы по производству продуктов из вторичного сырья или минимизации затрат энергии, то в архитектуре речь шла об экологически чистых материалах, об адаптации здания к природному ландшафту, создании максимально комфортной для человека среды.

Архитекторы выделяют два основных уровня архитектурно-экологического формирования пространства: методологический и практический. Методологический уровень экологического моделирования архитектурного пространства отражает общие тенденции развития экологического подхода в архитектуре. Его принципы неоднократно декларировались теоретиками и архитекторами-практиками.

Например, В. И. Иовлев предлагает следующую систему основных методологических принципов формирования экологического пространства:

· принцип целостности и единства человека и пространства, их органичного взаимодействия и согласованности, создающих психофизиологический комфорт, что достигается совершенствованием формы пространства, знаковостью архитектурной среды;

· принцип экоцикличности, проявляющейся во внешней и внутренней изменчивости, динамичности, пластичности, скоординированности, согласованности ведущего природного ритма и подчиненных ему: жизнедеятельности человека и ритма архитектурного пространства;

· принцип нормативности пространства с учётом позитивных и негативных качеств и предельных пограничных состояний, связанных с адаптационными возможностями человека. Оценка предполагает отражение ряда факторов гармонической организации среды, в том числе - эстетических. В оценке пространства с экологических позиций на первое место выходят ценности здоровья, благополучия человека и окружающей среды. Соответствующие качества экопространства - очеловеченность, экоцикличность, уместность, ресурсность, энергоинформационность;

· принцип уникальности пространства, которое формируется в конкретной ситуации места-времени, предполагает учет социальных условий и особенностей отдельного человека, присущий народной культуре и этническому пространству.

Второй практический (прикладной) уровень экологического моделирования архитектурного пространства определяется практическими задачами и отражает специфику собственно пространственного подхода в экологии и его принципов:

· принцип ресурсности пространства соответствует идее нормативности, экономии, разумной достаточности;

· принцип уникальности, феноменологичности, уместности формы пространства в планировочном, визуальном, социально-психологическом, функциональном, знаково-символическом контекстах;

· принцип хронотопологичности, отражающий процессный характер взаимодействия человека со средой и соответствующий экоциклическому подходу к формированию архитектурного пространства;

· принцип архетипичности отражает критерии экологичности, архетипичности форм и средств композиции;

· принцип энергоинформационного баланса в создании физического и психологического равновесия, гармонии человека и его окружения;

· идея альтернативности пространственного развития соответствует положениям синергетики и методам организации многомерного пространства, предполагает моделирование альтернативных вариантов экологизации архитектурной среды.

Возвращаясь к определению понятия «экологический дизайн», рассмотрим его как термин, объединяющий в себе две сферы научного знания и практической деятельности человека. Экология занимается проблемами сосуществования и взаимодействия всех живых существ, включая человека, в среде обитания. Термин «экология» образован от двух греческих слов (oikos - дом, жилище, родина и logos - наука, учение) и означает дословно «наука о доме» или «наука о местообитании». Дизайн - это деятельность, связанная с художественно-техническим проектированием какого-либо объекта. Слово design переводится с английского как замысел, план, цель, намерение, а также - проект, чертеж, эскиз, рисунок, узор, композиция, расчет, конструкция, кроме того - проектирование, конструирование. Первая официально признанная дефиниция дизайна (Industrial Design) принадлежит известному практику и теоретику дизайна Томасу Мальдонадо. В 1964 году это определение после обсуждения и уточнения было принято на международном семинаре по художественно-конструкторскому образованию в г. Брюгге (Бельгия), а в 1967 году ИКСИД определил дизайн как «творческую деятельность, цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством» [по 2, С. 26]. Таким образом, дизайн - творческая деятельность, цель которой - определение формы и смысла предметов, производимых человеком, оптимизация функциональных процессов жизнедеятельности человека в среде, улучшение ее эстетических качеств.

Верно отражая существо дизайнерской деятельности, приведенное выше определение дизайна не характеризует дизайн как вид художественной деятельности, не уточняет, какие потребности человека следует стремиться удовлетворять посредством дизайна, не указывает, что объектом дизайнерской деятельности могут быть не только отдельные изделия, но и их комплексы, системы, предметно-пространственная среда в самых разных сферах жизнедеятельности людей. Осознавая эти недостатки, Г. Б. Минервин уточняет и развивает данное определение, подчеркивая, что целью дизайна является «формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека, что цель эта достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства, что к формальным качествам относится не только внешний вид предмета, но главным образом структурные связи, которые придают ему необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства» .

В. Ю. Медведев уточняет: «Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим» . Автор подчеркивает, что термином «дизайн» может обозначаться не только сама дизайн-деятельность (ее процесс), но и ее метод, и ее результат (дизайн-продукт), и определяет сущность дизайна как проектной творческой деятельности, совмещающей в себе художественное и техническое начала.

Как наиболее существенную в этих определениях выделим антропоцентрическую нацеленность дизайна, которая выражается в стремлении учитывать возможности человека, использующего тот или иной дизайн-продукт, и весь круг его потребностей, запросов, предпочтений, воплощаемых в утилитарно-технических и социально-культурных (в том числе эстетических) свойствах произведений дизайна.

Говоря об экологическом направлении в современном дизайне, можно рассматривать его как способ решения проблем, охватывающий все материальные сферы человеческой деятельности. Дизайн реагирует на частные и глобальные задачи, стоящие перед человеком; лишь в случае наличия проблемы начинается проектный поиск путей ее решения.

Экологический дизайн - это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание гармонизации отношений человека и окружающей его среды, сохранению природной среды. Это комплексная и целостная дизайнерская деятельность, реализующая в проектируемых объектах (от бытовых предметов до зданий, городов и ландшафтов) сближение требований природной среды с потребительскими и эстетическими требованиями человека.

Экологический дизайн ставит перед собой целью создание оптимальных условий удовлетворения человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия окружающей среды, когда соблюдается принцип экологии 3R (reduce, reuse, recycle - сокращать, повторно использовать, перерабатывать).

Задачами экологического дизайна являются:

· совершенствование сложившейся экологической ситуации путём создания продуктов, соответствующих требованиям природы, человека и культуры;

· поиск баланса между совершенствованием формы и функции объектов дизайна и соблюдением принципов экологического подхода;

· пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм;

· формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества продуктов;

· целенаправленное изменение ценностных установок общества посредством художественных образов объектов дизайна.

В сферу экологического дизайна вовлекаются сегодня самые разнообразные явления проектной практики. Экологический дизайн учитывает ценности, достигнутые предшествующими поколениями людей в сфере взаимоотношений человека и природы, формирует экологическую культуру людей, укрепляет здоровье, пробуждает творческие мысли, обостряет художественное восприятие . Это попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека, он воплощает в себе то, что мы видим в природе: природные материалы, фактуры и текстуры, формы, вдохновлённые природой.

Исходя из принципов разумного потребления, качествами продукта экологического дизайна должны быть: многофункциональность, модульность, трансформируемость, долговечность, гигиеничность, неподверженность моде, разумная экономичность. Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна (и экологична) для человека, безусловно, необходимо выполнить эргономические требования. Гармоничный, природоморфный образ является актуальным для объекта экологического дизайна, что будет создавать психологический комфорт для потребителя. Отметим, что образ должен строиться не на формальном копировании конструкции, внешнего вида и цвета природных объектов, а с использованием принципов их формообразования при проектировании предметной среды и организации пространства. Отсутствие даже одного из перечисленных качеств приводит к нарушению равновесия в связке природа - предметно-пространственная среда - человек. Междисциплинарный характер, комплексность и интегративность - отличительные черты экологического направления в дизайне .

Дизайн в современном мире - наиболее массовое искусство, воздействие которого избежать невозможно. Он связывает духовную и материальную культуру, имеет огромную социокультурную роль. Направление экологического дизайна особо актуализирует воспитательную, ценностно-ориентационную (аксиологическую), адаптационную функции дизайна. Экологический дизайн во многом способствует формированию бережного отношения к окружающей среде: экономии ресурсов, стремлению к долговечности вещей, окружающих человека, а также созданию безопасных и благоприятных условий для физического и психического здоровья человека. Причём в понятие «экологически чистый объект» вкладывается не только отсутствие отрицательного воздействия на среду, но и психологический комфорт пользования им.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках проекта проведения научных исследований «Генезис экологического дизайна и экологическая парадигма дизайн-образования на примере Уральского региона», проект № 13-14-66007.

Рецензенты:

Таршис Людмила Григорьевна, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры биологии, экологии и методик их преподавания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Костерина Алла Борисовна, доктор философских наук, профессор, директор Института искусств ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Панкина М.В., Захарова С.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9670 (дата обращения: 13.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»