День рождения евтушенко. Евгений евтушенко - биография, информация, личная жизнь

Стихия
Мне ветра мил веселый посвист,
Когда несдержанны порывы,
Когда он дыбится, напорист,
И треплет ивовые гривы.
И горной речки говор страстный,
Где сил безудержных стремленье,
Покорность водорослей красных
И берегов сопротивленье.
Опять берут форпосты с бою
Моей души друзья лихие,
Опять зовут меня с собою
В свою свободу и стихию.
Опять я слышу голос предков:
"Вперед!" – и падают колодки.
И – по зубам молчанье крепких,
И – по душе согласье кротких.
Ольга Альтовская

Отправить другу

Мой ангел-хранитель – немного скептик,
Такой же, как я сама.
Насыпаны перья в тугой конвертик,
Откроешь – придет зима.
Он скажет насмешливо: «Нужен кальций,
Вот - крылья уже не те…”
Коснется губами замерзших пальцев,
И скроется в высоте.
Он знает, что я по нему скучаю
И снова придет чуть свет.
Заварит на кухне покрепче чаю,
Поправит упавший плед,
Присядет устало у изголовья
И тронет меня за нос.
“Не спишь?” Хитрый прищур сквозит любовью.
“Варенья тебе принес. Ты знаешь, вчера вызывали к Богу,
Ругали тебя опять.
А я им сказал – не судите строго,
Ну что с нее, глупой, взять?
Вы дайте ей чуточку вдохновенья
И будет не до грехов,
И Бог передал мне с собой варенья
Для лучших твоих стихов”.
Смеется лукаво. Совсем не верит
В чудесную эту чушь.
Холодной ладонью мой жар проверит,
Вздохнет, поплетется в душ.
Вернувшись растянется в старом кресле,
Допьет свой остывший чай,
И мой недочитанный томик Гессе
Заложит пером с плеча.

Архипова

Отправить другу

В современном мире технологий,
Взглядом по окрестностям скользя,
Вы задумайтесь, что очень многих,
Называем мы «мои друзья».
И устав от жизненных амбиций,
Нереализованных идей,
Хочется вокруг нам увидеть лица,
Дорогих и близких нам людей.
О друзьях написано немало,
От себя добавить лишь хочу,
Друг – не тот, с кем вместе выпивали,
И не тот, кто хлопал по плечу.
И не тот, кто рад давать советы,
С кем свела житейская стезя,
С кем учился ты когда-то, где-то…
Нет, ребята, это не друзья.
Друг не тот, кто шутит и смеется,
И не тот, кто ценит стиль и стих.
Друг – в твоих проблемах познается,
В радости и горе на двоих.
Благодарности ему твоей не надо,
И они словами не сорят.
Про таких друзей писал Асадов,
Делают они – не говорят.
Нет у них внутри душонок мелких,
Вам желаю просто, без затей,
Прочь гоните жалкую подделку,
Но цените искренних друзей!

Отправить другу

Я люблю тебя, Жизнь, за безмолвный рассвет,
За горячий и знойный твой солнечный свет.
За вечерние сумерки цвета огня,
За ночной ветерок, что ласкает, пьяня.
Я люблю тебя, Жизнь, за морозы, снега,
За жару и дожди, за прохладу, ветра.
За моря и озёра, реки и океан,
За поля и луга, и за гор караван.
Я люблю тебя, Жизнь, за осенний туман,
За весенний, цветочный, пьянящий дурман.
За морскую волну, за хмельной летний зной,
И за снег, что хрустит под ногами зимой.
Я люблю тебя, Жизнь, за бессонье в ночи,
И за мягкое, нежное пламя свечи.
За прохладное утро и красочный день,
За энергию, бодрость, за сон и за лень.
Я люблю тебя, Жизнь, за вопрос и ответ,
За желанное Да! И холодное Нет!
За удары в лицо, за душевную боль,
За набитый карман и за то, что в нём ноль.
Я люблю тебя, Жизнь, за счастливый билет,
За джек-пот, что сорву, и за звон тех монет.
И за будничный хаос и за дня суету,
Оглушающий рёв и в ночи тишину.
Я люблю тебя, Жизнь, за святую любовь,
За родителей, близких, друзей и врагов.
За знакомства и встречи, Привет! и Пока!
За ошибки мои, и за то, что права.
Я люблю тебя, Жизнь, за победы, успех,
За солёные слезы и радостный смех.
За преграды, бои, раны и синяки,
За разбитое сердце, за уныние тоски.
Я люблю тебя, Жизнь, за желания, мечты,
За деревья в саду, за любые цветы.
За искринки добра, за крупинки тепла,
За всё то, что смогу и за то, что смогла.
Я люблю тебя, Жизнь, за твой мудрый совет,
За окошко, в котором всегда горит свет.
За дороги и скорость безумных огней,
И за то, что есть ключик для каждых дверей.
Я люблю тебя, Жизнь, за то, что ты есть,
За хорошую новость, за горькую весть.
И за сладость подарков и горечь потерь,
За искренность истин, за странность смертей.
Я люблю тебя, Жизнь, за болячек букет,
И за вечность, и за быстротечность всех лет.
За минутную слабость, за покорность раба,
За вспышки эмоций, за спокойствие сна.
Я люблю тебя, Жизнь, за надежду на рай,
За обманчивость клятв и за пропасти край.
И за вечную ложность бурных клятв: Навсегда!
За девиз: никогда не кричи никогда!
Я люблю тебя Жизнь, ты так много даёшь,
Между строк всё же учишь - где правда, где ложь.
Назначаешь свидания с добром и со злом,
Только глупый чудак брал тебя на излом.
Жизнь, спасибо тебе за бумаги листы,
За несносную прозу, плохие стихи.
За слова и за мысли, что льются рекой,
И за то, что пока только снится покой.
Моя Жизнь, я всегда пред тобою в долгу,
Я так мало успела, я так много могу!
Я прошу тебя, дай мне ещё один шанс -
Я попробую сделать тебе реверанс!

Можаева С.

Отправить другу

Любовь - над бурей поднятый маяк (У. Шекспир)
Любовь - над бурей поднятый маяк,
Сияющий во мраке и тумане,
Любовь - звезда, которою моряк
Определяет место в океане.
Любовь - не кукла жалкая в руках,
У времени, стирающего розы
На пламенных устах и на щеках,
И не страшны ей времени угрозы.
А если я не прав, и лжет мой стих -
То нет любви и нет стихов моих!

Отправить другу

В прохладе сладостной фонтанов
И стен, обрызганных кругом,
Поэт, бывало, тешил ханов
Стихов гремучим жемчугом.
На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелья
И четки мудрости златой.
Любили Крым сыны Саади,
Порой восточный краснобай
Здесь развивал свои тетради
И удивлял Бахчисарай.
Его рассказы расстилались,
Как эриванские ковры,
И ими ярко украшались
Гиреев ханские пиры.
Но ни один волшебник милый,
Владетель умственных даров,
Не вымышлял с такою силой,
Так хитро сказок и стихов,
Как прозорливый и крылатый
Поэт той чудной стороны,
Где мужи грозны и косматы,
А жены гуриям равны.
1828
Пушкин

Отправить другу

Да...стервой быть меня не научили,
И я не знаю правила игры.
Как видно, мне неправильно внушили
Что люди искренними быть должны.

Я не умею ожиданием мучить,
Скрывать и лгать, презрительно смотреть,
И не могу я подходящий случай
Использовать, чтоб выгоду иметь.

Я говорю ′скучаю′, если грустно,
′Люблю′, когда моя душа поет.
Мне недоступно женское искусство
С лукавством говорить наоборот.

Я не умею обижать напрасно,
капризничать, ругаться и кричать,
Завидовать и злиться ежечасно,
Еще я не умею предавать...

Мне трудно в этот мир вписаться,
Живу, как чувствую, иду своим путем...
Пока не разучилась улыбаться,
И, слава Богу, не жалею ни о чем.

Отправить другу

Говорят… что пятьдесят, да ещё и с хвостиком,
Говорят, часы стучат, и уже за мостиком
Позади немало лет для меня отмеренных…
Я горюю? В общем - нет, мной уже проверено,
Что года тут ни при чём, - пусть себе мотаются,
Если хочется ещё хоть кому-то нравиться.
Если утром - в парк трусцой, - пусть скрипя коленями,
Но бегу - и «хвост трубой»… И войну мигреням я
Объявила, и за жизнь бьюсь свою со старостью -
Ну-ка ты, с дороги брысь!.. Маленькие радости
Позволяю я себе, если хватит пенсии…
Так что я к своей судьбе вовсе не в претензии…
Говорят, что пятьдесят да плюс хвостик, в частности…
А на мой весёлый взгляд - опечатка в паспорте)
(Анна Опарина)

Отправить другу

Давайте собираться у стола
Не для того, чтоб зелье нас пьянило,
А для того, чтоб дружба сохранила
Себя такой, какой она была.

Давайте собираться у стола
Без всяких там заморских разносолов,
Чтоб были наши выцветшие соло,
Как будто ветви одного ствола.

Давайте собираться у стола.
Расчешем на пробор свои седины,
И станут наши помыслы едины,
И откровенья наши, и дела.

Давайте собираться у стола!
Неважно у кого, - один найдётся,
С кем снова так, как в юности, поётся,
А юность общей чашей нам была.

Давайте собираться у стола,
Хоть раз в году, ведь чаще мы не сможем,
И столько новых песен мы не сложим,
Чтоб каждая утешить нас смогла.

Давайте собираться у стола.
Ну, много ли нам надобно на сборы?
Чтоб рухнули нелепые заборы,
Которые нам зрелость возвела.

Давайте собираться у стола,
И с нами те, чья песня не допета,
Они живут, пока мы помним это,
Покуда наша боль за них светла.

Отправить другу

А там – на небе, тоже суета
И ангел поедает мандарины…
Там облака в снежинках – красота.
И январю декабрь уж дышит в спину.
А в Новый Год за праздничным столом
Они здоровья нам всегда желают.
Им радостно за нас, что мы живем.
Они о нас частенько вспоминают…
То птичкою в окошко постучат,
То дверью скрипнут дома по привычке.
Нас напугать, конечно, не хотят,
Но к нашим душам есть у них отмычки…
Они же видят,как в ночи грустим,
Смахнув слезу,уткнувшись в одеяло…
А нам покой души необходим,
Хоть больно от того, что их не стало…
Когда часы пробьют двенадцать раз,
И мы свои желанья загадаем,
Родные наши в небе пьют за нас
Напиток, о котором мы не знаем…
Безалкогольный, вкусный для души…
Там пахнет мандаринами повсюду.
Им вечно в наших душах жить и жить,
Как нам – в их душах. Это ли не чудо?
Там Бог снежинки счастьем заправлял
И слал на землю к нам по просьбе близких…
И по бокалам радость разливал
Своим жильцам, и их родным по списку…
Я верю, там никто не одинок.
Там светятся сердца, а не витрины.
И ангел, подуставший за денёк,
Разносит нашим близким мандарины…

Шикарное как и всегда стихотворение Ирины Самариной

Отправить другу

Порой слепой способен видеть лучше зрячих.
Он смотрит сердцем - это очень много значит.
А мы не видим тех чудес,что окружают.
Наш кругозор пустые ценности сужают.
Мы ценим то,за что оплачено деньгами,
а важно то,о чём молились со слезами.
Мы бережём в своих шкатулках украшения,
не сохранив друг к другу даже уважения.
Мы, замерзая, одеваемся теплее,
не понимая, что бессильны батареи.
Мы получать хотим и греться… греться…
Но излучать тепло не хочет наше сердце…
Любовь мы путаем с потребностью коварной,
но нет отдачи для души… элементарной…
Любовь - не брать,а отдавать,ведь счастье в этом!
Мы ценим фантик, но важнее вкус конфеты…
Без доброты и сострадания друг к другу,
наш поезд жизни мчит по замкнутому кругу…За то, что вы кому-нибудь нужны…
За то, что есть у вас семья и дети,
А если нет, просите у неё!!!
Она ведь не глуха и вам ответит,
Прощая вас за прежнее нытьё…
Хотите быть богатыми? Мечтайте!
К вам деньги будут сами приходить…
Хотите быть счастливыми? Дерзайте!
Учитесь доверять, прощать, любить…
Представьте жизнь свою без опасений,
Без страхов, без упрёков и обид…
Освободитесь от пустых сомнений,
Увидите, что к счастью путь открыт…
Оставьте ваше прошлое в покое!
Оно ушло, обратно не вернуть…
Задумайтесь сегодня над судьбою
И начертите в мыслях светлый путь…
Весь мир под одного не перестроить,
Но можно перестроить мир внутри…
И лучше доверять, чем вечно спорить…
И лучше отыскать, чем не найти…
Вам жизнь даёт бесценные советы…
Того, что есть, могло бы и не быть…
Представили? За каждый лучик света
Учитесь жизнь свою благодарить!!!

Отправить другу

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПЕВЦА ОТТЕПЕЛИ…

Советский и российский поэт Евгений Александрович Евтушенко (при рождении — Гангнус).

Родился 18 июля 1932 года в Зиме Иркутской области - умер 1 апреля 2017 года в Талса, штат Оклахома, США.

Отец – геолог и поэт-любитель Александр Рудольфович Гангнус (по происхождению прибалтийский немец) (1910—1976).

Мать - Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910—2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР.

В 1944 году по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поменяла фамилию сына на свою девичью. При оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.

Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт». С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также – за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому », – рассказывал он.

В 50-е годы, которые были временем поэтического бума, на арену огромной популярности вышли Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Окуджава,. Выступления этих авторов собирали огромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной.

Евгений Евтушенко в молодости.

В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность: «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962). Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов также принимал участие Евтушенко. Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие.

Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход.

Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву.

Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Литературный стиль и манера Евтушенко давали обширное поле деятельности для критики.

Не чурался поэт и политики. В 1962 году в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным стихотворение «Наследники Сталина» приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина.

…В 1963 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. 23.08.1968 через два дня после ввода танков в ЧССР написал стихотворение протест: «Танки идут по Праге» (1968).

Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля.

Несмотря на это, Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова, известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я — за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году.

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года — секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года — сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года — член общества «Мемориал».

14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель».

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время. В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

Евгений Евтушенко в старости

…18 июля 2010 года Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками — Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании.

Ну и мой коммент:

ПРОЩАНИЕ

Когда навек уходят старики,

Мы, вдруг, на них становимся похожи,

Храня прикосновение руки,

И образ тех, кто нам всего дороже.

И делаем, что можно и нельзя,

Лишь для того, чтоб в памяти осталось

То, что и есть всегда для нас – семья.

И что не истребила даже старость.

И видим, в расставании немом,

Как в зеркале внезапных откровений,

Всё то, что в жизни, на пути земном

Прошли они, не ведая сомнений.

Как жертвовали для страны своей

Всем, чем могли, не требуя награды.

…И как учили собственных детей

Жить так, чтоб внуки были жизни рады.

Вклад Евгения Александровича в литературу и поэзию ХХ века сложно переоценить. Он лауреат госпремий СССР и РФ, премии «Поэт» 2013 года, первый из россиян, награжденный в 2015 году одной из самых престижных китайских премий, «Чжункунь», за выдающийся вклад в мировую поэзию, а в 2016-м - итальянской премией Вергилия.

Его стихотворения, пропитанные атмосферой времени, искренними чувствами, страстным желанием жить, любить, собственным опытом постичь все сложности и превратности судьбы, любят и знают все, кто хоть немного интересуется поэзией. Не обращая внимания на возраст, Евгений Александрович активно выступает, пишет поэтические произведения, издает книги. За свою жизнь он читал свои стихи в 97 странах мира и только в этом году выступал в США, Испании, Перу, на Кубе, в Италии. В 2015 году Евгений Евтушенко проехал всю Россию - от Петербурга до Находки, 28 городов за 40 дней - с программой, посвященной великой дате - 70-летию Победы. Стихи и песни о войне и общей победе.

Его поэма «Голубь в Сантьяго», переведенная на несколько языков, спасла от самоубийства многих молодых людей, потерявших веру в жизнь. Стихотворение «Бабий яр» стало основой 13-й симфонии Дмитрия Шостаковича. Его антология «Десять веков русской поэзии», над которой поэт работал более 40 лет, уникальна по своему размаху и глубине. Без таких произведений, как «Братская ГЭС», «Наследники Сталина», «Итальянские слезы», «Танки идут по Праге», «Идут белые снеги», «Казанский университет», невозможно понять историю России. Одновременно Евгений Евтушенко - один из лучших лириков русской поэзии, соединивший в своей манере черты таких поэтов, как В. Маяковский, С. Есенин, Б. Пастернак, помиривший их в своей душе любовью к ним.

Издательство «Эксмо» поздравляет Евгения Александровича с 84-летием и желает долгих лет жизни, крепкого здоровья, безграничного счастья, успехов, процветания! Пусть жизненные силы и творческая энергия никогда не иссякнут, а побуждают только вновь творить и творить! Пусть идеи и замыслы успешно воплощаются. Пусть дни будут всегда солнечными и радостными, а в доме царят мир и любовь! Спасибо вам за ваш талант, за вашу искренность в поэзии, за душу, которую вы вкладываете в свои стихотворения!

Евгений Александрович Евтушенко (при рождении - Гангнус). Родился 18 июля 1932 года в Зиме Иркутской области - умер 1 апреля 2017 года в Талса, штат Оклахома, США. Советский и российский поэт.

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Зиме Иркутской области. По другим данным - в Нижнеудинске.

Отец - геолог и поэт-любитель Александр Рудольфович Гангнус (по происхождению - прибалтийский немец) (1910-1976).

Мать - Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР.

В 1944 году по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поменяла фамилию сына на свою девичью. При оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.

Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».

С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также - за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», - впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому», - рассказывал он.

1950-е годы, которые были временем поэтического бума, на арену огромной популярности вышли , Р. Рождественский, Е. Евтушенко. Выступления этих авторов собирали огромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной.

В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность: «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов также принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени.

Литературный стиль и манера Евтушенко давали обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении.

«Самопрославление не может обрести форму спокойного, уверенного в себе самолюбования, не может быть и выражением аутентичной личности. Амбиции исключительно велики и давно превзошли масштаб дарования. Жанр оказывается яростно полемичным в каждом своём слове, в каждом высказывании, и главное - говорящий не может ни на минуту остановиться; вступив в спор с временем и миром, он вынужден непрерывно манифестировать», - писал литературовед Николай Гладких о его поэме «Фуку!».

Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии, например, «Наследники Сталина» («Правда», 21.10.1962) или «Братская ГЭС» (1965). Или адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр», 1961, или «Баллада о браконьерстве», 1965).

В 1962 году в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным стихотворение «Наследники Сталина» приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. Евгений Евтушенко печатается в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый Мир», «Знамя».

В 1963 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

23.08.1968 через два дня после ввода танков в ЧССР написал стихотворение протест: «Танки идут по Праге» (1968).

Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Несмотря на это, Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова, известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я - за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году.

В интервью 1972 года, опубликованном в октябре 2013 года, лауреат Нобелевской премии крайне негативно отзывался об Евтушенко как поэте и человеке: «Евтушенко? Вы знаете - это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя... У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела. То есть в основном. Основной такой... дух не нравится этого. Просто - мерзит».

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года - секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года - сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года - член общества «Мемориал».

14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель».

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время.

В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

Некоторые источники приписывают П.А. Судоплатову высказывание о том, что Е. А. Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль «агента влияния». Однако, в воспоминаниях самого Судоплатова это описано как рекомендация жены Судоплатова, в прошлом разведчицы, обратившимся к ней за консультацией офицерам КГБ относительно Евтушенко: «установить с ним дружеские конфиденциальные контакты, ни в коем случае не вербовать его в качестве осведомителя».

18 июля 2010 года Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками - Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании.

Рост Евгения Евтушенко: 177 сантиметров.

Личная жизнь Евгения Евтушенко:

Евгений Евтушенко 4 раза был официально женат.

Первая жена - , поэтесса. Состояли в браке с 1954 года.

Вторая жена - Галина Семёновна Сокол-Луконина. В браке с 1961 года.

Третья жена - Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница. Состояли в браке с 1978 года. В браке родились сыновья Александр и Антон.

Четвертая жена - Мария Владимировна Новикова (1962 г.р.). В браке с 1987 года. У пары родились сыновья Евгений и Дмитрий.

Болезнь и смерть Евгения Евтушенко

В 2013 году поэт перенёс сложнейшую операцию. В США, в клинике города Талса (штата Оклахома) 81-летнему Евгению Александровичу ампутировали правую ногу. Проблемы с ногой у Евтушенко начались ещё в 1997 году. У него износился голеностопный сустав, и ему поставили титановый. Первое время всё шло хорошо, однако потом поэта стали мучить невыносимые боли - оказалось, титановый сустав в ноге не прижился. В конечном итоге ситуация зашла так далеко, что врачам пришлось ампутировать конечность.

14 декабря 2014 года во время гастролей в Ростове-на-Дону Евгений Евтушенко был госпитализирован в связи с резким ухудшением состояния здоровья. Далее поэта перевели в НИИ нейрохирургии имени Бурденко, а затем - в Центральную клиническую больницу Управления делами президента в Москве. Тогда поэт попал в больницу после того, как, вылезая из ванной, поскользнулся и разбил голову. Помимо этого, в прессе фигурировала информация и том, что госпитализация Евтушенко была непосредственно связана с подозрением на острую сердечную недостаточность и переломом височной кости.

В августе 2015 года в Москве врачи Центрального клинического военного госпиталя имени П. В. Мандрыка провели операцию на сердце Евтушенко. Для устранения проблем с сердечным ритмом поэту в ходе операции ввели кардиостимулятор.

31 марта 2017 года поэт был госпитализирован в тяжелом состоянии. "Евгений Александрович госпитализирован в тяжелом состоянии, о подробностях говорить пока не могу. Могу только сказать, что это не плановое обследование", - сообщила супруга Мария Новикова.

По сообщениям родных и близких, . "У него был рак в необратимой форме. После изучения анализов врачи давали ему три месяца жизни, но он прожил меньше месяца", - рассказал близкий друг семьи Михаил Моргулис. Такой диагноз поставили американские врачи около шести лет назад. Тогда же поэту была сделана операция и удалена часть почки. За месяц до смерти медики диагностировали четвертую, последнюю стадию рака.

"Он ушел достаточно спокойно, безболезненно. Я держал его руку около часа до его кончины. Он знал, что любим", - рассказал сын литератора Евгений.

Поэт оставил завещание, в котором выразил желание быть похороненным на Переделкинском кладбище рядом с Борисом Пастернаком.

10 апреля в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкино прошло . Чин отпевания совершил бывший руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, публицист и литературный критик Владимир Вигилянский.

Поэмы Евгения Евтушенко:

1953-1956 - «Станция Зима»
1961 - «Бабий яр»
1965 - «Братская ГЭС»
1965 - «Пушкинский перевал»
1967 - «Коррида»
1968 - «Под кожей статуи Свободы»
1970 - «Казанский университет»
1971 - «Откуда Вы?»
1974 - «Снег в Токио»
1976 - «Ивановские ситцы»
1977 - «Северная надбавка»
1974-1978 - «Голубь в Сантьяго»
1980 - «Непрядва»
1982 - «Мама и нейтронная бомба»
1984 - «Дальняя родственница»
1985 - «Фуку!»
1996 - «Тринадцать»
1996-2000 - «В полный рост»
1975-2000 - «Просека»
2011 - «Дора Франко»

Романы Евгения Евтушенко:

1982 - «Ягодные места»
1993 - «Не умирай прежде смерти»

Сборники стихов Евгения Евтушенко:

1952 - «Разведчики грядущего»;
1955 - «Третий снег»;
1956 - «Шоссе Энтузиастов»;
1957 - «Обещание»;
1959 - «Лук и лира»;
1959 - «Стихи разных лет»;
1960 - «Яблоко»;
1962 - «Взмах руки»;
1962 - «Нежность»;
1965 - «Братская ГЭС»;
1966 - «Катер связи»;
1966 - «Качка»;
1966 - «Со мною вот что происходит»;
1967 - «Стихи и поэма "Братская ГЭС"»;
1967 - «Стихи»;
1969 - «Идут белые снеги»;
1971 - «Я сибирской породы»;
1971 - «Казанский университет»;
1972 - «Поющая дамба»;
1972 - «Дорога № 1»;
1973 - «Интимная лирика»;
1973 - «Поэт в России - больше, чем поэт»;
1975 - «Отцовский слух»;
1976 - «Спасибо»;
1977 - «В полный рост»;
1977 - «Просека»;
1978 - «Утренний народ»;
1978 - «Присяга простору»;
1978 - «Компромисс Компромиссович»;
1979 - «Тяжелее земли»;
1980 - «Сварка взрывом»;
1981 - «Стихи»;
1982 - «Две пары лыж»;
1983 - «"Мама и нейтронная бомба" и другие поэмы»;
1983 - «Откуда родом я»;
1985 - «Почти напоследок»;
1986 - «Полтравиночки»;
1987 - «Завтрашний ветер»;
1987 - «Стихи»;
1988 - «Последняя попытка»;
1989 - «1989»;
1989 - «Граждане, послушайте меня»;
1989 - «Любимая, спи»;
1990 - «Зелёная калитка»;
1990 - «Последняя попытка»;
1990 - «Белорусская кровинка»;
1990 - «Стихи и поэмы»;
1993 - «Нет лет: любовная лирика»;
1994 - «Золотая загадка моя»;
1995 - «Моё самое-самое»;
1995 - «Последние слёзы»;
1997 - «Медленная любовь»;
1997 - «Невыливашка»;
1999 - «Краденные яблоки»;
2001 - «Я прорвусь в XXI век...»;
2007 - «Окно выходит в белые деревья»;
2007 - «Гимн России»;
2008 - «Стихи XXI века»;
2009 - «Моя футболиада»;
2011 - «Можно всё ещё спасти»;
2012 - «Счастья и расплаты»;
2013 - «Не умею прощаться»

Песни Евгения Евтушенко:

«А всё-таки что-то есть в нашем народе» (Ал. Карелин) - исполняет Нат. Москвина;
«А снег повалится» (Г. Пономаренко) - исп. Клавдия Шульженко;
«А снег повалится» (Д. Тухманов) - исп. Муслим Магомаев;
«Бабушки» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина;
«Баллада о дружбе» (Е. Крылатов);
«Баллада о рыбацком посёлке Аю» (Ю. Саульский) - исп. А. Градский;
«Все силы даже прилагая» (А. Пугачёва) - исп. Алла Пугачёва;
«Вы полюбите меня» (Н. Мартынов) - исп. Виктор Кривонос;
«Глаза любви» («Всегда найдётся женская рука») (Брендон Стоун) - исп. Брендон Стоун;
«Глаза любви» («Всегда найдётся женская рука») (Микаэл Таривердиев) - исп. Галина Беседина;
«Дай Бог» (Раймонд Паулс) - исп. А. Малинин;
«Дельфины» (Ю. Саульский) - исп. ВИА «Акварели»;
«Дитя - злодей» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Зависть» (В. Махлянкин) - исп. Валентин Никулин;
«Заискивание» (И. Тальков) - исп. Игорь Тальков; (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Заклинание» (И. Лученок) - исп. Виктор Вуячич;
«Заклинание» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец;
«Зашумит ли клеверное поле» (Е. Крылатов) - исп. Эдуард Хиль, Людмила Гурченко;
«Как пустотелый колос» (В. Махлянкин) - исп. Валентин Никулин;
«Киоск звукозаписи» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Когда звонят колокола» (В. Плешак) - исп. Эдуард Хиль;
«Когда взошло твоё лицо» (Брендон Стоун);
«Когда мужчине сорок лет» (И. Николаев) - исп. Александр Кальянов;
«Когда придёт в Россию человек» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Когда человек человека предаёт» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов;
«Кое-что я в жизни этой понял» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец;
«Колокольчик» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Кошелёк» (Брендон Стоун);
«Любимая, спи» (Д. Тухманов) - исп. Валерий Ободзинский, Леонид Бергер (ВИА «Весёлые ребята»), А. Градский;
«Любовь - дитя планеты» (Д. Тухманов) - исп. ВИА «Весёлые ребята»;
«Людей неинтересных в мире нет» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин;
«Метаморфозы» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина;
«Наш непростой советский человек» (А. Бабаджанян) - исп. Георг Отс, Муслим Магомаев;
«Не надо бояться» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов;
«Не спеши» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев, Анна Герман;
«Нет лет» (Сергей Никитин);
«Неужели смертен я» (С. Никитин, П. И. Чайковский);
«Ничей» (Ю. Саульский) - исп. Заур Тутов, А. Градский;
«Песни русские» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Песня моя» (Е. Крылатов) - исп. Ген. Трофимов;
«Плач по брату» (С. Никитин);
«Плач по коммунальной квартире» (Луиза Хмельницкая) - исп. Гелена Великанова, Иосиф Кобзон;
«Под скрипучей, плакучей ивой ("Как любимую сделать счастливой")» (Г. Мовсесян) - исп. Георгий Мовсесян, Иосиф Кобзон;
«Позвольте надеяться» (А. Бабаджанян) - исп. Владимир Попков;
«Признание» (Ю. Саульский) - исп. София Ротару, Ксения Георгиади;
«Принцесса на горошине» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Простая песенка Булата» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Профессор» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»);
«Ребёнок» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина;
«Родина» (Б. Терентьев) - исп. ВИА «Синяя птица»;
«Родник» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Романс» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец;
«Свежий запах лип» (И. Николаев) - исп. А. Кальянов;
«Спаси и сохрани» (Е. Крылатов) - исп. Валентина Толкунова;
«Старый друг» (И. Николаев) - исп. А. Кальянов;
«Твои следы» (Арно Бабаджанян) - исп. Люд. Зыкина, София Ротару;
«Тиль» (А. Петров) - исп. Эд. Хиль;
«Ты уходишь, как поезд» (М. Таривердиев) - исп. ВИА «Поющие гитары»;
«У моря» (Б. Емельянов) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Уходит любимая» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин;
«Церковь должна быть намоленной» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина;
«Чёртово колесо» (Арно Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Что знает о любви любовь» (А. Эшпай) - исп. Людмила Гурченко;
«Я - гражданин Советского Союза» (Д. Тухманов) - исп. Муслим Магомаев;
«Я люблю тебя больше природы» (Р. Паулс) - исп. Ирина Дубцова;
«Я разлюбил тебя» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин;
«Я хочу довести» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов;
«Бежит река» - исп. Люд. Зыкина, Людмила Сенчина, Мария Пахоменко;
«Вальс о вальсе» - исп. Клавдия Шульженко, Майя Кристалинская;
«Долгие проводы» - исп. Лев Лещенко;
«Идут белые снеги» - исп. Гелена Великанова, В. Трошин;
«Рано или поздно» - исп. В. Трошин;
«Родина моя» - исп. Люд. Зыкина;
«Старинное танго» - исп. Вит. Марков, Иосиф Кобзон;
«Товарищ гитара» - исп. Клавдия Шульженко;
«Убийцы ходят по земле» - исп. Артур Эйзен, Марк Бернес, Ансамбль имени Александрова;
«Хотят ли русские войны?» (посвящается Марку Бернесу) - исп. Юрий Гуляев, Марк Бернес, Вад. Русланов

Фильмография Евгения Евтушенко:

Актёр:

1965 - «Застава Ильича» (Евтушенко появляется в документальной вставке о вечере поэзии в Политехническом музее)
1979 - «Взлёт» - К. Э. Циолковский
1983 - «Детский сад» - шахматист
1990 - «Похороны Сталина» - скульптор

Режиссёр:

1983 - «Детский сад»
1990 - «Похороны Сталина»

Сценарист:

1964 - «Я - Куба» (с Энрике Пинедой Барнетом)
1990 - «Похороны Сталина»

Песни:

1961 - «Карьера Димы Горина». Песня «А снег идёт» (Андрей Эшпай) - исп. Майя Кристалинская. Также песню исполняли Жанна Агузарова, Анжелика Варум;
1975 - «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», режиссёр Эльдар Рязанов. Песня «Со мною вот что происходит...» (Микаэл Таривердиев - исполняет С. Никитин);
1977 - «Служебный роман», режиссёр Эльдар Рязанов. Песня «Нас в набитых трамваях болтает...» Андрей Петров;
1977-1978 - песни из сериала «И это всё о нём» (по роману Виля Липатова). Музыка Е. Крылатова: «Серёжка ольховая» - исп. Геннадий Трофимов, Эдуард Хиль;
«Не надо бояться» - исп. А. Кавалеров;
«Шаги» - исп. Ген. Трофимов;
1981 - В небе «ночные ведьмы». Песня «Когда Вы песни на Земле поёте...» (Е.Крылатов) - исп. Елена Камбурова.


18 июля 2018 г. – юбилейная дата со дня рождения великого советского и российского поэта Евгения Евтушенко, хотя на самом деле 85 лет ему исполнилось бы годом ранее.

В паспорте Е. Евтушенко было указано, что он родился в 1933 г., хотя в действительности он появился на свет на год раньше. Поэтому 85-летие отмечается в этом году.

Многообразие талантов Е. Евтушенко

Евгений Евтушенко добился наибольшей известности в России и мире из всего поколения шестидесятников. Человеком с тысячью лиц называл его Давид Сикейрос, художник из Мексики. Сам Евтушенко писал о себе, как об очень разном человеке. И это действительно так. Он выступает то в роли оратора и даже пророка, но тонкого и нежного лирика, то обычного человека - грустного и радостного, открытого и полного иронии, умеющего горячо любить и страдать.

В разное время он занимался режиссурой и фотографией, писал сценарии и прозу, снимался в кино, стал членом европейской Академии искусств, но всегда оставался поэтом.

За многие годы его известности сказано много разных слов об этом человеке. И неизвестно, сколько еще будет написано и сказано. Когда из жизни уходит поэт, это не означает, что его время окончено.

Его произведения остаются, а с ними и легенда об их авторе. С его легкой подачи высокое искусство поэзии, казалось бы, недоступное миллионам, превратилось в зрелище, способное собирать стадионы.