Диктант запятая в сложном предложении. Урок-практикум "Сложносочиненные предложения

Дата: 08.10.2014 Тема:

Упражнение 344 . Перепишите, расставив недостающие знаки препинания.

I. 1. Обломки скал кучи щебня методично валились в реку и невидимая еще плотина росла под водой все выше и выше. (Полев.) 2. Серые, холодные туманы начинают светлеть розоветь таять и вот уже нечетко проступает зубчатая линия лесной опушки, потом высвеченные первыми лучами возникают над тайгой стрельчатые вершины высоких елей и вдруг все розовеет начинает искриться и лес встает во всей красе - тихий молчаливый благостный. (Полев.) 3. Лес скоро кончился и перед ними развернулась поляна будто сверкающим лаком покрытая настом розовевшим в лучах заходящего солнца. (Полев.) 4. Большинство льдин лежало на лугу плашмя но многие стояли под углом взгромоздившись друг на дружку. Солнце не то чтобы просвечивало их насквозь но все же проникало через них и оттого на лугу под такими льдинами хранился зеленый полусвет-полумрак. (Солоух.) 5. Побледневшее небо стало опять синеть но то уже была синева ночи. (Т.) 6. На пологом склоне горного берега раскинуты зеленые ковры озими и птицы маленькими точками вьются над ними и ясно видны на голубом пологе неба. (Горьк.) 7. Туман отполз далеко в море, плотный и белый и на его фоне очень четко рисовались мачты и паруса больших кораблей стоявших в третьей линии а спереди от пароходов и транспортов к берегу и обратно вспенивая тихое море веслами во множестве сновали шлюпки. (С.-Ц.)

II. 1. Южная бухта будто кипела от обилия разрывавшихся над ней конгревовых ракет от каленых ядер и бомб щедрой рукой посылавшихся с английских батарей но едва только отчалила от пристани и пошла в очень опасный путь шлюпка с князем и его адъютантами, Корнилову будто даже в виски ударила эта спрятавшаяся на время насмешка: «Не предполагал, что застану дома!» (С.-Ц.) 2. Десять больших судов союзного флота принесли много потерь своей бомбардировкой в эту ночь севастопольскому гарнизону но шесть русских пароходов явились так вовремя и так кстати, что второй бригаде Мейрана пришлось отступить в глубь балки оставив первую без поддержки а первая не вынесла густой картечи и не дойдя всего тридцать шагов до второго бастиона остановилась. (С.-Ц.) 3. Все способы заградить фарватер были пущены в дело, когда началась осада Севастополя. Прежде всего протянут был обыкновенный бон из цепей и бревен у самого входа в пролив со стороны Черного моря однако осенние бури так изорвали его, что пришлось вытянуть остатки его на берег. (С.-Ц.) 4. Нахимов был доволен, что кровь в его небольшой ране над виском запеклась, что не нужно вытирать щеку платком и что Корнилов ничего не заметил. (С.-Ц.) 5. При всем своем упрямстве Бабченко понимал, что атака была неудачной по его вине и что следующая атака едва ли будет удачной. (Сим.) 6. Сухой треск ракетницы и в небе вспыхивают два рассыпчатых зеленых огня. (Перв.)

Упражнение 345 . Подберите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2-3 примера на основные правила пунктуации в сложносочиненном предложении.

Упражнение 346 . Составьте предложения на все случаи употребления знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Упражнение 347 . Перепишите, расставив недостающие знаки препинания и пропущенные буквы, раскрыв скобки и заменив, где надо, строчные буквы прописными. Укажите допустимые правилами пунктуационные варианты.

1. Прошла неделя и умытая степь преобразилась помолодела и зас…яла свежими красками. (Бабаев.) 2. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей но ветер разг…няет раздвигает накопившейся зной и вихри-круговороты (не) сомнен…ый признак постоя…ой погоды высокими белыми столбами гуляют по дорогам. (Т.) 3. Вот опять хлынули играющие лучи и весело и вел…чаво поднимается могучее светило. (Т.) 4. Все (так) же шумели (во) время ветра леса и ручей крутил в маленьких водоворотах темную листву. (Пауст.) 5. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плес…ет большая рыба и пр…брежный трос…ик слабо зашумит едва поколебле…ый набежавшей волной. (Т.) 6. Лесной океан р…тилался до самого г…р…зонта и не было ему н… конца н… края. (Солоух.) 7. Вода журчала, как вчера и (так) же шептались кусты черемухи, только вчера было темно а теперь стояло жаркое солнечное утро. (Кор.) 8. В сорок втором на земле Сталинграда его видели во всех подразделениях державшихся на узкой береговой кромке и его тело было опущ…о в бра…кую могилу на площади павших борцов. (Бер.) 9. Удар пешней по Громотухе стоит удара тяжелого копра на Ангаре а торчком спуще…ая здесь в воду свая все равно что кубометр б..тона уложенного в тело пл…тины на братской гэс. (Сарт.) 10. Дубы стояли редко и прочно, травы под ними было мало и здесь за лето выг…рело но дуб есть дуб и его корни тянули влагу из таких глубин, которые были (не) доступны н… только травам и злакам но и другим деревам. (Проск.) 11. По весне оживали обгоревшие деревья, густо зеленели края в…ронок. В первый же сильный дождь стали оползать траншеи ячейки окопы и где-нибудь в зар…слях возле (не) найденного трупа (голубовато) белой рос…ыпью проклевывались по…снежники. (Проск.) 12. Вн…запное ж…лание укусить возникало как молни…носный припадок безумия и тогда берегись! (Кат.)

Знаки препинания ставятся

В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга знаками препинания:
1) запятой,
2) точкой с запятой,
3) тире.

1) Запятая - это самый распространённый знак. Он ставится перед сочинительными союзами , одиночными или повторяющимися.

Люди, умеющие веселиться, не имеют денег, 1 / а люди, имеющие деньги, не умеют веселиться 2 (Б. Шоу).

Схема: […], 1 а […] 2 .

То Маша мечтала о театральном, 1 / то её трясло от одной мысли о судьбе актрисы 2 .

Схема: То […] 1 , то […] 2 .

2) Точка с запятой может ставиться, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей, например:

Женщина хочет жить своей жизнью, 1 /а мужчина - своей; 2 / и каждый старается свести другого с правильного пути 3 (Б. Шоу).

Схема: […], 1 a […]; 2 и […] 3 .

3) Тире может ставиться, если части содержат резкое противопоставление, передают резкую смену событий, например:

Лишь на мгновение зависла пауза - 1 /и вдруг раздался резкий крик 2 .

Схема: […] 1 - и[…] 2 .

Знаки препинания не ставятся

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью - общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью . Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению - вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 .

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1- 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются.

Дата публикации: 2016-04-24

Краткое описание: ...

Муниципальное казённое общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

школа №5 пос. Красочный Ипатовского района

Ставропольского края

Терещенко Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы

ТЕМА УРОКА:

«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

(Подготовка к ЕГЭ)

Цели урока:

1. Повторение и обобщение знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», « «Лексика», « Орфография».

2.Закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения

3.Отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте

4.Подготовка к работе по тексту в соответствии с форматом ЕГЭ

Задачи:

1. Образовательные:

    Закрепить знания о сложносочинённых предложениях (ССП).

    Формировать умения определять смысловые отношения между частями ССП.

    Отработать навык постановки знаков препинания в ССП.

4. Повторение сложных вопросов различных разделов языкознания с целью подготовки к ЕГЭ.

2. Развивающие:

1. Развивать навыки самостоятельного анализа текста.

2. Развивать логическое и образное мышление, творческое

воображение.

3. Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся эстетический вкус, чувство слова.

2. Воспитание сплочённости, доброжелательности.

Ожидаемые результаты.

Личностные: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Предметные: освоение базовых понятий, умение работать с текстами, знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести самостоятельный поиск информации.

Оборудование:

    компьютер

    проектный экран

    учебные таблицы

    раздаточный материал

Ход урока

I . Организационный момент.

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

II . Озвучивание целей урока.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
А.Сумароков

О чём заставляют нас задуматься слова А.Сумарокова?

(быть грамотным, образованным и культурным человеком, достойным гражданином своей страны необходимо знать, любить и уважать родной язык; наш язык прекрасен и певуч)

Для того чтобы пополнять свой словарный запас, а по словам поэта « свой склад» необходимо постоянно развивать свою речь, расширять свой кругозор.

III . Лексический диктант.

(По лексическому значению узнать слово и записать его. Первые буквы искомых слов демонстрируются на слайде №2 ).

    Человек, который противится нововведениям (К).

    Направление развития (Т).

    Система взглядов на природу и общество (М).

    Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).

    Последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).

    Антоним к слову “идентичный” (Р).

    Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).

    Антоним к слову “лаконичный” (М).

    Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).

    Синоним к слову “первенство” (П).

    Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.

    Раздел науки о языке, в котором изучается постановка знаков препинания

Ключ открывается полностью на слайде №3.

    Консерватор

    Тенденция

    Мировоззрение

    Демократия

    Эпигон

    Различный

    Баллада

    Многословный

    Эмансипация

    Приоритет

    Предложение

    Пунктуация

IV . Работа над темой урока.

Прочитаем формулировку темы урока, найдём в неё ключевые слова и определим содержание терминов. (Ключевые слова темы урока:сложное предложение, сложносочинённое предложение, пунктуация.). Определим c одержание выделенных нами терминов. Задание для активизации имеющих знаний обучающихся.

1.Дайте определение сложного предложения. (Сложным называется предложение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу, связанных в единое целое по смыслу и интонации.) Слайд №4

2. Какое предложение называется сложносочинённым?

3.На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)

Назовите основные виды сочинительных союзов. (соединительные: И, ДА (=И), НИ…,НИ; ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И; разделительные: ТО…,ТО; НЕ ТО…, НЕ ТО; ИЛИ; ЛИБО; ТО ЛИ…, ТО ЛИ; противительные: А, НО, ДА (=НО); ОДНАКО; ЗАТО; НО ЗАТО; частицы ТОЛЬКО; ЖЕ в значении противительных союзов).

4.Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений). Слайд № 5,№6.№7,№8, №9.

5.Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)

6. Постановка проблемной задачи: «Всегда ли нужно ставить запятую в сложносочиненном предложении?»

V . Работа с теоретическим материалом. Примеры предложений спроецированы на доске. Слайд №10

На каждом столе раздаточный материал. Приложение 1.

З наки препинания в сложносочиненных предложениях 1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятыми :

Окна во всех корпусах были ярко освещены , и оттого на громадном дворе казалось очень темно (Чехов); На улице жара , а цыплятам холодно (Песков). Слайд №11

2. Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо не ставится в следующих случаях:

а) общий второстепенный член :

В скоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода , ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь ); б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение : Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени когда я вернулся в свою комнату является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату ); Слайд № 12, №13 в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью : Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзного: Он чувствовал себя нехорошо );

г)Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться точкой с запятой . Точка с запятой ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа – с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые. Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и , реже перед союзом а: Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Гоголь). Перед союзами и, да (в значении «и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой: Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Чехов). 3. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире: Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложении содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление: Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (Пушкин); Я спешу туда ж – а там уже весь город (Пушкин). Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными): Ещё напор – и враг бежит (Пушкин); Ещё год, два – и старость... (Эренбург). Слайд №14

План разбора сложносочинённого предложения. Слайд 15

    Указать тип сложного предложения (сложносочинённое предложение).

    Указать, из скольких частей состоит сложносочинённое предложение (выделить грамматические основы).

    Указать, какими союзами связаны части сложносочинённого предложения.

    Построить схему сложносочинённого предложения.

VI . Упражнение для закрепления. Записать предложения под диктовку, объяснить постановку знаков препинания. По образцу дать характеристику предложений. (Работа в парах)

1. Он очнулся, перестал шуметь, но, по-видимому, никого и ничего не было.

2. Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.

3. Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

4. Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.

5 . Я сажусь на трамвай- и через двадцать минут я опять в поле.

6. Любовь есть сон, а сон- одно мгновенье.

7. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

Физминутка . (Упражнение для глаз)

VII . Подготовка к ЕГЭ. Так формулируется задание в демоверсии 2015 года:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Помните: за выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в сложносочинённых предложениях и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами. Слайд № 16

Самостоятельное выполнение тестов , заранее распечатанных. Проверка и исправление ошибок. ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Вывод урока.

Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых… (части равноправны по смыслу и соединены сочинительными союзами).

Сочинительные союзы делятся на… (соединительные, разделительные, противительные).

В сложносочиненном предложении с соединительными союзами перечисляются явления, которые… (происходят одновременно или следуют одно за другим).

В сложносочиненном предложении с разделительными союзами указывается на…(чередование явлений).

Если одна из частей сложносочиненного предложения имеет значение результативности, быстрой смены событий, то…(между частями ССП ставится тире).

VIII . Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Рефлексия (ответить письменно или устно). Слайд № 17

XI . Домашняя работа. Слайд №18

    Выучить теоретический материал по теме.

    Выписать из стихотворений А.С.Пушкина примеры с использованием сочинительных союзов.

    Проанализировать постановку знаков препинания в стихотворении А.Блока « Незнакомка»

Урок-практикум.

Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

Цели: научить определять смысловые отношения в сложносочиненном предложении и ставить в нем знаки препинания; рассмотреть слож­носочиненные предложения с разными структурными элементами.

Ход урока 1. Повторение.

1. Графический диктант.

Прослушайте предложение, и, не записывая его, составьте схему.
Предложения могут быть любого типа.

Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.

Была осень. Березки и осинки начали сыпать на молодые елочки золотые и красные пятачки. День был теплый и даже паркий. Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку - здравствуйте!

Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине ее две березы. Под березами - пень. Рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я еще не видел. Она такая старая, что края ее завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик - маленький, сухой, желтый.

    Какие типы предложений встретились в этом тексте?

    Какие пунктограммы вы вспомнили?

2. Самостоятельная работа.

а) составьте сложные предложения с разделительными союзами по
данному началу: То завыл ветер,...

Или надо было ехать на юг,

б) придумайте три предложения с соединительными, противительными
и разделительными союзами;

в) составьте предложения с союзом да - соединительным и союзом да -
противительным;

г) сделайте синтаксический разбор этих предложений;
2. Знакомство с темой урока.

Части сложносочиненного предложения, соединенные союзами
соединительными (и, да, ни... ни), противительными (а, но, да, однако,
же, зато, а то), разделительными (или, либо, ли... ли, то... то, не то... не
то), разделяются запятыми:

Например:

Я упал на подушку, и песня ребятишек стала уплывать куда-то все

Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у

колонистов накипело, но на Буруна обрушились дружно и страстно.

Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

Он [лейтенант] знал много разных историй и иногда рассказывал о

жизни ученых и полководцев, а Мамочкин был любознателен.

Но в некоторых предложениях между частями сложносочиненного

предложения запятая отсутствует:

а) если части сложносочиненного предложения имеют общий
второстепенный член или общее придаточное предложение:

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).

Около высоких свежих скирд копошились бабы с граблями и двигались арбы (А. Чехов).

б) если части сложносочиненного предложения выражены двумя
номинативными или безличными предложениями со сказуемыми
однородного состава:

Светит догорающая лампа, выстрелы да снега синева (К. Симонов).

в) если части сложносочиненного предложения выражены двумя
вопросительными или двумя восклицательными предложениями,
объединенными общей интонацией: Когда приедет делегация и кто
будет ее встречать?; На поручни не облокачиваться и чемоданов на
ступени не ставить!;

г) если части сложносочиненного предложения включены в бессоюзное
сложное предложение и поясняют общую для них часть предложения:
Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались
водой
(К. Паустовский).

3. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Давайте с вами вспомним, как разбирается сложносочиненное предложение.

На доске записаны основные пункты схемы разбора предложения.
Разберем два предложения по этой схеме.

а) Потемки между тем все более сгущались, и предметы теряли свои контуры.

б) Редеет мгла ненастной ночи, й бледный день уж настает.

Схема синтаксического разбора предложения

    Найти грамматические основы предложения, прочитать прсстые предяожения.

    Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, про­тивительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные.

3. Определить значение сложного предложения (перечисление,
противопоставление, чередование).

4. Объяснить расстановку знаков препинания.

5. Разобрать каждое простое предложение, входящее в состав
сложносочинённого.

4. Предупредительный диктант.

На доске в произвольном порядке нарисованы схемы. Ваша задача -
прослушать предложение и указать, какой схеме оно соответствует;
записать, расставляя знаки препинания и делая обозначения.

1) Крепко деды землю защищали, сберегли и честь свою, и речь и
навек потомкам завешали золотую родину беречь.

    Все жители были одеты по-праздничному, и, говорят, это было одно из красивейших зрелищ на всем побережье.

    Сегодня целый день играет во дворе последний мотылек и, точно белый лепесток, на паутине замирает.

    Порывами метался по полю и шумел ветер, да в лицо хлестал не то дождь, не то снег.

5) Кувшины, звуча, налилися водою, и, гордо кивая махровой главою,
приветствуют пальмы нежданных гостей, и щедро поит их студеный
ручей.

5. Закрепление новых знаний на практике.

А) Добавьте подходящее по смыслу простое предложение и запишите,

расставляя недостающие знаки препинания.

1) Рассветало и... 2) ... и в старом саду стало тихо, грустно. 3) ... и

нигде ни души.

Б) Поставьте номер продиктованного предложения и рядом начертите

его схему.

1) Морозка вышел на прогалину и, заложив два пальца в рот, свистнул

три раза пронзительным разбойным свистом. 2) Ночью было

похолодание, и, может быть, на болотах на восходе на невидимой

солнцу северной стороне кочки побелели.

6. Итог урока.

Расскажите о постановке запятой в сложносочиненном предложении.

Приведите пример сложносочиненных предложений, где запятая
ставится, и может и не ставиться.

7. Домашнее задание.

Разделы: Русский язык

Цели:

  • повторение сведений о сложносочинённом предложении;
  • совершенствование навыков постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;
  • совершенствование навыков синтаксического разбора сложносочинённого предложения;
  • подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Оборудование: учебная книга, тестовый материал, индивидуальный раздаточный материал .

Ход урока

I. Подготовительный этап.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос:
а) какое предложение называется сложным?
б) какие виды сложных предложений вы знаете?
в) расскажите о структуре сложносочинённого предложения.
г) какие типы придаточных предложений вы знаете?

2. Индивидуальное задание у доски. Записать на доске предложение Б (зад. А-9 В-2), подчеркнуть грамматические (ую) основы (у), определить вид предложения по структуре.

С того времени имя Герострата стало нарицательным, им стали называть тех, кто …стремится стать знаменитым и предпочитает дурную славу известности.

III. Повторение. Словарно-орфографический диктант.

Бородатый, волосинка, заглядение, заграждение, зачарованный, клеёнка, копна, корпусной, молить, носатый, ободрённый, обрамление, опалить, оснащение, перегревание, повалиться, поглодать, пронизать, родиться, удивляться, цветистый, спина.

  • над какой орфограммой вы работали?
  • откройте тесты на стр. 46, рассмотрите задание А-13 В-5, выполните задание, запишите в тетрадь правильный ответ (слова с безударной гласной), подберите проверочные слова.

IV. Работа над темой урока.

1. Знакомство с теоретическим материалом (чтение текста параграфа 95).

– Какими знаками препинания разделяются части сложносочинённого предложения?

– Расскажите о постановке запятой в сложносочинённом предложении.

– Расскажите о постановке тире в сложносочинённом предложении.

– При каком условии части сложносочинённого предложения разделяются точкой с запятой?

2. Закрепление.

– Работа с микротекстом (записать текст под диктовку, выполнить задания).

Море.
Оно (море) дышало влажным солёным ароматом и ласково звучало, плескало о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. 2)Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. 3)Лодка быстро поплыла по скользкой воде, и вода под ударами вёсел загоралась голубоватым фосфорическим сиянием. 4) Впереди плотов сияло чистое, ясное небо, и солнце, ещё холодное по-утреннему, но яркое по-весеннему, важно и красиво всходило всё выше в голубую пустыню неба и пурпурно-золотых волн реки.
(М. Горький).

Послетекстовые задания.

  1. Найдите в тексте простые (ое) предложения (е).
  2. Найдите в тексте сложносочинённые (ое) предложения (е).
  3. Выполните пунктуационный разбор 4 предложения.
  4. Начертите схему 3 предложения, объясните условия постановки запятой.
  5. Найдите в тексте средства художественной выразительности.

Синтаксический анализ предложения (у доски).

Она глядит – и сердце в ней забилось.

– Выполнение упражнения 466 (самостоятельно). Синтаксический анализ 1, 4, 6 предложений.

– Работа с индивидуальным раздаточным материалом.

V. Подведение итогов.

Назовите средства синтаксической связи частей сложносочинённого предложения.

– При каких условиях части сложносочинённого предложения не разделяются запятой?

VI. Домашнее задание .

Параграф 95, упр. 467 (расставить знаки препинания).

Литература:

  1. «Русский язык». 10-11 классы. Авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.-М. : «Русское слово», 2007.
  2. «Типовые тестовые задания», Л.И. Пучкова.-М.: «Экзамен», 2010.