«Дуальная система обучения, в учреждениях среднего профессионального образования. Внедрение дуальной системы обучения в профессиональное образование Цель деятельности внедрение дуальной модели обучения

Демесинова Динара Валерьевна. УТК «Сервис»

«ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ»

Аннотация

В данной статье изложен материал о системе «Дуального обучения». Рассмотрены общие методы внедрения дуального обучения в систему профессионального образования, преимущества этой системы на примере зарубежных учебных заведений. В статье разработан и собран материал для среднего профессионального образования по специальности «Организация питания». Статья интересна тем, что всесторонне рассматриваются пути и методы внедрения и реализации системы дуального обучения, именно в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Вхождение Республики Казахстан в международное сообщество, быстро развивающаяся экономика, производство и научные достижения требуют инновационного развития системы профессионального образования и подготовки конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.

Одной из динамично развивающихся отраслей городского хозяйства является сегодня индустрия питания, которая испытывает дефицит профессионально подготовленных кадров менеджеров по сервису, рестораторов, отельеров, менеджеров ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса. Формирующиеся в городах ресторанные комплексы требуют постоянно возрастающее количество квалифицированных работников с высоким уровнем профессиональной компетентности, способных к эффективной работе по специальности на уровне международных стандартов. Такой уровень квалификации, может быть, достигнут на основе компетентностного подхода в профессиональном образовании, позволяющеговыпускнику образовательного учреждения успешно применять полученные знания, умения, навыки для решения практических производственных задач, эффективно осуществлять деловые коммуникации, быть готовым к обучению в течение всей жизни в связи с изменениями требований профессиональной деятельности.

В связи с этим возникла необходимость внедрить новую – «Дуальную систему обучения».В мировой практике профессионального образования дуальная система,зародившаяяся в германии,получила широкую известность и признание [К.А. Гесслер, В. Грейнерт, Г. Кутшаи др.]

Дуальная система профессиональной подготовки, строится на взаимодействии двух самостоятельных, в организационном и правовом отношениях носителей образования, в рамках официально признанного профессионального обучения,

т.е. осуществляемого в соответствии с законодательством о профессиональном образовании. Эта система включает две различные учебно-производственные среды, такие как предприятие и государственная профессиональная школа, которые действуют сообща во имя общей цели - профессиональной подготовки обучаемых.

Дуальная система обучения – это две производственные среды

ПРЕДП РИЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА

Одна цель

Профессиональная подготовка специалистов

Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают что затраты на качественное профессиональное обучение являются хорошим вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации и т.д. Этим и определяется значимость дуальной системы как модели организации профессиональной подготовки, которая позволяет преодолеть разрыв, рассогласованность в отношениях производственной и образовательной сфер по вопросам подготовки профессиональных кадров.

Как показывает анализ работ немецких исследователей [А. Шелтен, К.В. Штратман, Н. Stegmann и др.], дуальная система обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимодействие профессионального обучения с производственной сферой, своевременное реагирование на изменение ее потребностей и учет тенденций развития.Как известно, новое поколение образовательных стандартов основано на компетентностном подходе, в соответствии с которым современный специалист должен обладать определенным набором социальных и профессиональных характеристик, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере

Можно перечислить ряд преимуществ дуальной системы образования исходя из международной практики:

Образовательная деятельность и работа студентов непосредственно на предприятиях общественного питания будет направлена на обеспечение конкурентоспособности выпускников в соответствии с запросами регионального рынка труда, потребностями отрасли, требованиями профессионального стандарта рестораторов и отельеровт.кобразовательные технологии имеют практическую направленность и способствовать формированию готовности студентов к профессиональной деятельности:

Процесс курсового и дипломного проектирования построен на использовании студентами реальных проектов предприятий сферы общественного питания по предложениям работодателей и социальных партнеров.

Осуществляется принципа непрерывности профессионального образования как постоянного приобретения, применения и совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, углубление профессионального опыта;

Организация процесса подготовки специалистов в соответствии с социальным заказом, с учетом требований социальных партнеров, на основе культурных и социально-экономических особенностей региона;

Обеспечение качества подготовки выпускников на основе ориентации профессионального образования на модель специалиста, владеющего комплексом профессиональных компетенций.

В ходе обучения формулируются ряд качественных критериев, входящих в характеристику специалиста гостиничного и ресторанного бизнеса:

Профессиональные знания, умения, навыки;

Социально и профессионально значимые качества специалиста;

Ценностные ориентации личности;

Требования к профессиональной компетентности: владению способами деятельности, выполнение профессиональных функций, культурная компетентность.

Компетентность, как способность делать работу качественно и эффективно, проявляется через формы поведения в профессиональной среде, связывается с эффективностью труда, оценкой качества процесса и результатов деятельности.

Компетентность выпускников получивших образование по дуальной системе рассматривается и в диссертационной работе Фоминой Ольги Викторовныпо теме "Теория и методика профессионального образования":

«Компетенция является результатом образования, выражающимся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

В ходе исследования профессиональная компетентность определена как профессиональной подготовки и как свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций, культура труда и межличностных коммуникаций, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, готовность к предприимчивости и принятию управленческих решений, адаптация к изменяющимся условиям деятельности.

В ходе исследования определены и экспериментально проверены возможности формирования профессионально компетентного специалиста гостиничного и ресторанного бизнеса на примере государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Колледжа гостиничного хозяйства «Царицыно» №37 г. Москвы.

Исследование организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности специалиста гостиничного и ресторанного бизнеса осуществлено с учетом требований рынка труда и направлено на формирование качеств конкурентоспособной личности, к которым отнесены: профессиональная мобильность, готовность к продуктивной деятельности в проблемных ситуациях; способность мобилизовать умения и навыки для принятия самостоятельных решений; умение конструктивно взаимодействовать с другими людьми, работать в команде и др.»

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что необходимо внедрение технологий развития социального партнерства. Так же учитывать мнение работодателей в разработке учебных планов и программ колледжа; тем самым решаются проблемы обеспечения практики студентов на современных предприятиях ресторанного и гостиничного бизнеса, организацияпроведения независимой экспертизы оценки качества подготовки выпускников и содействие их трудоустройству.

Внедрение дуальной системы в профессиональное образование решит проблемы, связанные с использованием студентов III курса на рабочих местах, должностях, которые не только позволяют ликвидировать дефицит рабочих кадров, но способствуют совершенствованию подготовки работников управленческого звена. Будут разрешены проблемы сочетания успешной учебы и работы; коллектив колледжа профессионально и целесообразно может использовать производственный и учебно-методический опыт преподавателей спецдисциплин, их знания производственных процессов предприятия.Дуальная система обучения позволяет студентам получить и применить практические навыки в конкретном виде деятельности на стадии обучения в колледже. Кроме того, базовое предприятие получает целевой адаптированный кадровый потенциал. Студенты могут по окончании колледжа выбрать место работы на базовом предприятии.

В основу формирования практико-ориентированного (повышенного) уровня обучения положены принципы:

Приоритета качества подготовки специалистов;

Усиления профессиональной направленности содержания образования за счёт широкого участия социальных партнёров;

Коллективной мыследеятельности, заключающейся в выработке общих подходов к разработке требований и содержания профессиональных образовательных программ совместными усилиями педагогической общественности, учёных, работодателей и других социальных партнеров:

Практикоориентированности среднего профессионального образования, выражающейся в том, что практическая подготовка студента (производственная практика, лабораторные работы, практические занятия, курсовые работы, проекты) должна составлять не менее 50% от общего объёма времени, отведённого на теоретическое обучение и практику.

Выпускник при продолжении работы на предприятии не нуждается в психологической и профессиональной адаптации, он хорошо ориентируется в проблемах возникающих в процессе работы, для производственных целей он коммуникабелен. Здесь, несомненно, учитываются и техническое развитие (овладение производственными технологиями), и социальный уровень (профессиональная трудовая деятельность) будущих специалистов. Поэтому, можно сказать, что эта система подготовки кадров носит социально-технологический характер, где наряду с технологическим оборудованием и применяемыми технологиями присутствует и необходимый уровень социальной подготовки специалиста.

К примеру: в России, в Казанском технологическом колледже с 1999 по 2008 год проводилось исследование дуальной системы обучения. Производился анализ и мониторинг выпускников на протяжении 9 лет. Большинство выпускников базового уровня определились с работой в период технологической и преддипломной практик на базовых предприятиях и во время посещения ярмарки вакансий.

99 (+155) специалистов (96,3%), закончившие курс повышенного уровня, решили продолжать работать на заводах и производствах. Предприятия направляют их по целевой контрактной подготовке на обучение в Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева по сокращенной программе.

Практически 100% выпускников колледжа остаются жить и работать всвоих городах. Что очень важно и для наших регионов.

Список использованной литературы:

1. Аксенов, B.C. Социальная и профессиональная адаптация студентов СПО во взаимодействии учебных заведений и социальных партнеров / B.C. Аксенов // Среднее профессиональное образование. - 2004. - № 1. - С.21.

2. Актуальные проблемы среднего профессионального образования: опыт апробации и внедрения / Под ред. Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: ИСПО РАО, 1998. 94 с.

3. Александров, Г.Н. Формирование творческой личности специалиста в системе ЦИПС / Г.Н. Александров, A.B. Райцев / Проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов: Межвузовский тематический научный сборник. - Уфа: изд. УАИ, 1989.-176 с. С. 111-119.

4. Алексюк A.M., Аюрзанайн A.A., Пидкасистый П.И., Козаков A.A. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. Киев: ИСИО, 1993.-336 с.

5. Анисимов, П.Ф. Развитие СПО в контексте модернизации российского образования / П.Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. -2004. -№ 2.-С. 10.

6. Анисимов, П.Ф. Современное состояние и основные направления развития среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. - 2001. № 12. - С. 5-9.

7. Анисимов, П.Ф. О состоянии и перспективах развития среднего технического образования / П.Ф. Анисимов, А.Л. Коломенская // Среднее профессиональное образование. - 2004. № 4. - С. 2.

8. Анисимов, П.Ф, Тенденции развития практико-ориентированного образования в контексте международного образовательного пространства / П.Ф. Анисимов, A.JI. Коломенская, Н.

9. Фомина О.В. диссертационная работа- «Теория и методика профессионального образования»

Итак, какую же цель преследует дуальное обучение, какие его основные задачи перед собой ставит и что можно получить в результате?

Данная система обучения специалистов направлена на совершенствование модели подготовки профессиональных кадров с учётом экономических нужд в специалистах для увеличения инвестиционной заинтересованности регионов.

К основным задачам дуальной системы обучения относятся:

  • создание моделей, обращённых на финансовое участие предприятий в выполнении программ обучения кадров, разработка форматов и моделей сетевого взаимодействия ОО и предприятий в подготовке кадров;
  • создание, утверждение на основе проверок, внедрение и популяризация моделей дуального образования в пилотных регионах.

К ожидаемым результатам внедрения дуальных моделей профессионального образования можно отнести:

  1. Обучение, сориентированное на существующее производство.
  2. Повышение заинтересованности предприятий в финансировании.
  3. Улучшение системы прогнозирования необходимости в специалистах.
  4. Вариабельность индивидуальных образовательных программ.
  5. Улучшение квалификации. Рост престижа профессий.

Основные аспекты дуальной модели обучения

В следующем списке характеристик, можно увидеть отличия практико-ориентированного образования по отношению к другим видам:

  1. Усовершенствованные партнёрские механизмы (социальная сфера).
  2. Направленность целей на экономическую сферу.
  3. Использование в обучении технологических стандартов — определяется как преимущественный ориентир при выборе средств, методов и форм обучения.
  4. Использование в первую очередь практических форм обучения, которые ориентированы в первую очередь на развитие конкретных умений и навыков по стандартам.

Дуальное образованиеподразумевает привлечение и вовлечение в систему ПО организаций работодателя как провайдера образовательных услуг. В РФ и во многих других странах внедрение дуальная модель обучения в таком формате невозможно.

Понятие «дуального обучения» в России используется в широком и узком смысле .

В широком смысле под дуальным образованием понимается инфраструктурная региональная модель. Она обеспечивает взаимодействие нескольких систем. К этим системам относятся:

  1. Система прогнозирования потребностей в кадрах.
  2. Система профессионального образования.
  3. Система профессионального самораспределения.
  4. Система подготовки, повышения и квалификации педагогических кадров. Сюда же включены и наставники на производстве.
  5. Система оценки профессиональной квалификации.

Системы взаимосвязаны и одна без другой попросту не смогут существовать.

В узком смысле дуальное обучение можно рассматривать как форму организации и реализации образования, подразумевающую теоретическое обучение в ОО, а практическое - у работодателя в организации.

На сегодняшний день дуальное обучение считается самым перспективным направлением в подготовке специалистов для реального сектора экономики. Крупный бизнес с высокотехнологичным производством, ориентиры которого — международные стандарты качества продукции и квалификации самих кадров, затрагивается напрямую .

Факторы привлекательности дуальной системы подготовки кадров для бизнеса:

  1. Составление учебных планов реализовывается с учётом предложений работодателей. Для студентов это выливается в получение знаний, прежде всего связанных с тем, что им пригодится на производстве. Как результат — квалификация будущих специалистов соответствует действующим на производстве профстандартам.
  2. Будущий специалист прямо на рабочем месте приобретает профессиональные навыки, умения, компетенции — он подготовлен к работе на производстве и мотивирован на производственную деятельность.
  3. Студент знакомится и усваивает нормы корпоративной культуры на практике.
  4. Предприятие экономит на кадровом рекрутинге. В подавляющем большинстве случаев выпускники СПО идут работать в те предприятия, где проходили практику.
  5. Кадровые службы совершают меньше ошибок — за время продолжительной практики уже можно отметить сильные и слабые стороны обучающихся.
  6. Сотрудничество с ОО в рамках дуального обучения предоставляет работодателю возможность организовать систему обучения внутри фирмы и в рамках программы повышения квалификации выбрать на своё усмотрение наиболее квалифицированных преподавателей из образовательной организации.

Нормативно-правовое оформление дуального обучения: о положениях

Пошаговая реализация дуальной модели обучения выглядит следующим образом:


Остановимся и подробно рассмотрим второй пункт. Для нормативно-правового оформления внедрения дуальной модели обучения требуется подготовка соответствующей нормативно-правовой базы. Она разделяется на три уровня управления:

  1. Локальный.
  2. Региональный.
  3. Федеральный.

Что касается термина «Дуальное образование», то на сегодняшний день на федеральном уровне для него нет определения . Использоваться ОО и работодателями он может при наличии нормативных правовых актов субъекта РФ о проведении регионального эксперимента.

На опыте пилотных регионов можно увидеть, что общие условия организации профессионального образования определяются нормативными актами субъекта РФ. Документы могут иметь различные названия, но, как правило, это «Положение о дуальном обучении». Документ может носить и другие названия:

  1. Положение о мониторинге трудоустройства выпускников образовательных программ с использованием элементов дуального обучения.
  2. Положение о наставничестве.
  3. Типовой договор о сетевой форме реализации образовательного процесса
  4. Положение об организации обучения на рабочем месте.
  5. Положение о Службе содействия трудоустройству выпускников, обученных по дуальной системе подготовки кадров.
  6. Типовой ученический договор.

Все вышеперечисленные названия можно применять на региональном уровне. При этом они не будут противоречить федеральному законодательству.

Детально же прорабатывать образовательный процесс могут его участники локальными нормативными актами , содержание которых будет зависеть от специфики конкретной образовательной программы, принятой за основную в конкретной профессиональной образовательной организации. К примеру, это могут быть документы со следующими названиями и соответствующим содержанием:

  1. Положение о производственном экзамене.
  2. Положение о производственной практике.
  3. Положение о моральном и материальном поощрении лучших выпускников, преподавателей, мастеров производственного обучения.

Вот примеры положений, написанные некоторыми ОО.

Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в контексте ФГОС СПО

В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития роль системы среднего профессионального образования существенно возрастает в обеспечении новых рабочих мест квалифицированными кадрами, в стимулировании творческой активности молодёжи и в создании условий для её эффективной занятости.

Сегодня экономика остро нуждается в квалифицированных специалистах и рабочих. На первый план выдвигаются задачи приведения структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, престижа соответствующих профессий и привлекательности соответствующих образовательных программ.

Актуальность данной темы состоит в отличительном для нашего времени изменении в характере образования и осуществлении подготовки специалистов на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), основанных на компетенциях.

В соответствии с законодательством РФ федеральный государственный образовательный стандарт - главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении.

Практика студентов является составной частью ОПОП, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности (профессии). Видами практики студентов, осваивающих ОПОП, являются: учебная практика и производственная практика.

Создание на базе колледжа дуальной образовательной среды предполагает реальное включение стратегических партнеров (работодателей) в разработку нового содержания профессионального образования, основанного на профессиональных стандартах и компетенциях; участие в формировании инновационной инфраструктуры колледжа, процедурах контроля качества профессионального образования.

Дуальная система включает две различные, но самостоятельные в правовом и организационном отношениях учебно-производственные среды, такие как учреждение СПО и предприятие - работодатель.

Именно эти субъекты образовательного процесса в большей степени заинтересованы не только результатами обучения, но и содержанием, его организацией. Система дуального обучения лишена, каких либо недостатков в подготовке будущих специалистов, так как совмещает в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.

Дуальное обучение представляет собой такую форму профессиональной подготовки специалистов, которая комбинирует теоретическое обучение в образовательном учреждении и практическое - на площадках компаний и предприятий. Основной принцип дуальной системы обучения - это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

Примером может служить система профессионального образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы, является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза. Успешный опыт немецкой дуальной системы образования представляет большой интерес для нашей страны, так как способствует инновационным процессам в современном образовании, позволяет преодолеть отставание в качестве трудовых кадров от реальных требований современного производства и возможность обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами предприятия.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон: предприятий, работников, государства.

Для работодателей это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.

В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
В заключение следует подчеркнуть, что реализация инновационной программы, основанной на дуальном подходе, будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичного производства, а также формированию общих и профессиональных компетенций выпускников колледжа, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда. А также развитию эффективной системы социального партнерства в сфере профессионального образования.

13.12.2016

Что понимается под дуальным образованием?

«Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».

Существенные характеристики практико-ориентированного образования, отличающие его от всех других типов образования:

источник целеполагания - запрос экономической сферы (которая рассматривается как ядро «социальной практики», понимаемой в широком смысле) в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации;

развитые механизмы социального партнерства (включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы - непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов практико-ориентированного образования);

первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);

преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения.

Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации.

В узком смысле, дуальное обучение - это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое - в организации работодателя.

Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации.

В широком смысле, дуальное образование - это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления. Каждая система влияет на развитие другой и одна без другой не может существовать.

Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования).

Разработка (обновление) основной профессиональной образовательной программы должно осуществляться совместно представителями организаций-работодателей и профессиональных образовательных организаций. Разработка или обновление требует создания отдельных рабочих групп, тесно взаимодействующих друг с другом.

Важно соблюдать последовательность шагов алгоритма: от определения результатов освоения образовательной программы к процедурам оценивания и оценочным средствам, только потом - к формированию собственно содержания и структуры программы. Понимание целей (результатов) и способов их проверки дает возможность выстроить программу самым оптимальным способом. При этом формирование структуры программы (состав профессиональных модулей, учебных дисциплин) и ее содержания проводится по принципу «от обратного»: сначала определяются виды работ (практик), входящих в состав модулей, затем состав и содержание МДК по модулям, а затем уже состав и содержание дисциплин. Содержание профессионального модуля должно обеспечивать принцип синхронизации теории и практики, а содержание учебных дисциплин должно «поддерживать», подготавливать освоение модулей. В процессе формирования содержания программ профессиональных модулей и дисциплин происходит перераспределение учебного материала: все специальное, профессионально значимое входит в состав модулей, общепрофессиональные вопросы освещаются в содержании дисциплин. Важно понимать, что все содержание программы должно быть направлено на достижение целей обучения - освоения профессиональных и общих компетенций, определяющих квалификацию выпускников.

Соблюдение алгоритма дает возможность в процессе разработки образовательной программы совместной рабочей группе обсудить условия реализации программы, распределить зоны ответственности за реализацию отдельных элементов программы, что ведет к обоснованному целесообразному построению учебного плана и календарного учебного графика.

Приоритетное значение в построении основной профессиональной образовательной программы с использованием элементов дуальной формы обучения имеет достижение выпускниками квалификации, необходимой работодателю. Это цель сетевого взаимодействия сторон, для обеспечения которой с учетом особенностей производства определяется, какие необходимы педагогические кадры (включая работников предприятий), оборудование, инфраструктура для проведения практик, каким должен быть календарный учебный график, учебный план и содержание составляющих его дисциплин и профессиональных модулей.

Теоретические и практические задания для аттестации по профессиональному модулю, для оценки результатов обучения составляет совместная рабочая группа экспертов от профессиональной образовательной организации и организации работодателей.

Практическая часть экзамена может проходить в рамках производственной практики. При этом необходимо обеспечить экспертную оценку выполнения студентом определенного задания с оформлением соответствующего протокола, который войдет в состав портфолио студента. В экзаменационную комиссию входят представители профессиональной образовательной организации (именно она несет ответственность за организацию аттестации), представители организации работодателей. Желательно предусмотреть «эффект независимости» - включить в состав комиссии преподавателей, мастеров производственного обучения колледжа и наставников на производстве, которые не обучали именно этих студентов.

Подробнее см. . - Москва, 2015, С. 23-25

Как организуется работа студентов над курсовыми работами и дипломными проектами?

Очевидно, принципиальным отличием является два аспекта. Первое - тематика курсовых, дипломных связана с конкретными технологическими, производственными процессами, видами работ конкретного предприятия и программами профессиональных модулей ОПОП. Тематика разрабатывается совместно профессиональной образовательной организацией и организацией работодателя.

Руководство курсовыми и дипломными работами осуществляется как преподавателями колледжа, так и работниками (наставниками) предприятий. Защита также проходит при комиссии, в состав которой входят представители обеих организаций, при этом должны быть приглашены независимые (не обучавшие и не руководившие работами, проектами) эксперты.

Все особенности организации этой работы закрепляются локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.

При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на следующее: на предприятии должен быть создан учебный центр (производственно-учебное подразделение). В этом подразделении работают разные по своему функционалу и уровню педагогической подготовки сотрудники. Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников. Можно разделить наставников на тех, кто непосредственно обучает и тех, кто организовывает процесс обучения, взаимодействует с другими организациями, в том числе образовательными.

Наставник-организатор обучения на предприятии может проводить вводные занятия, практические занятия, аналогичные занятиям в колледже, с группой студентов (10-15), а затем они расходятся по рабочим местам, где у каждого из них есть свой наставник. Это идеальный вариант. Если это невозможно, то желательный вариант - 2-3 студента на одного наставника. При этом педагогическая и методическая подготовка таких наставников минимальна (базовая). С ними также взаимодействует наставник-организатор и помогает грамотно организовать обучение студентов.

Какие существуют критерии отбора Наставников на предприятии и как мотивировать их к работе со студентами?

Поскольку на федеральном уровне нет документа, закрепляющего такие требования и меры, в каждом из пилотных регионов и на разных предприятиях эти вопросы решаются по-своему. В рамках проекта на основе обсуждения с экспертами-участниками проекта был подготовлен проект документа «Типовое положение о наставничестве», который дает ответ на данный вопрос с точки зрения лучших практик проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Подробнее - см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров . - Москва, 2015, С. 110-113

Какое обучение (повышение квалификации) проходят наставники, преподаватели образовательного центра, мастера производственного обучения? Рекомендуемые программы.

Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников, как следствие - о различиях требований к уровню образования.

Деятельность наставника не ограничивается только подготовкой рабочих. Она необходима для техников и технологов, инженеров и т.д. Обучать возможно не только определенным действиям, операциям на рабочем месте, но и исследовательской, проектной, конструкторской деятельности.

Однако говоря о психолого-педагогической и методической составляющей подготовки наставника, можно выделить компетенции, в равной степени необходимые всем, как и педагогическим кадрам колледжей. Среди них: компетенции в области педагогического проектирования; создания практикоориентированной образовательной среды; сопровождения профессионального самоопределения студентов; формирования и оценивания компетенций; организации самостоятельной работы студентов; обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В программе подготовки наставников можно выделить пять основных разделов:

1. Профессиональное обучение: цель и средства ее достижения.

2. Оценивание результатов освоения профессиональной деятельности.

3. Проектирование профессионального обучения.

4. Организация и ведение профессионального обучения.

5. Документирование процесса и результатов деятельности мастера производственного обучения и наставника на производстве.

6. Работа над программой и учебно-методическим комплексом ведется в настоящее время Центром профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»

Анализ опыта реализации программ дуального обучения в

ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж»

Старооскольский педагогический колледж в числе образовательных учреждений среднего профессионального образования Белгородской области на основании постановления Правительства Белгородской области «О порядке организации дуального обучения обучающихся» № 85-пп от 18 марта 2013 г., постановления Правительства Белгородской области от 19 мая 2014 года № 190 «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 года № 85-пп» внедряет дуальное обучение.

Дуальное обучение представляет собой форму, основанную на взаимодействии работодателей и образовательных учреждений СПО, а именно согласованное взаимодействие управления образования администрации Старооскольского городского округа и педагогического колледжа.

Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в колледже студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте: в школах, учреждениях дополнительного образования города.

Программы дуального обучения, реализуемые на конкретных рабочих местах в образовательных учреждениях города под руководством школьных учителей-наставников, включают в себя три основных компонента:

1) учебную, производственную (педагогическую) практику;

2) практические и лабораторные занятия;

3) внеаудиторную работу (экскурсии, круглые столы, семинары-практикумы)

В настоящее время ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж» осуществляет дуальное обучение студентов по следующим специальностям:

На первом этапе подготовки к проведению дуального обучения колледжем разработана нормативно-правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения:

– заключены договоры о дуальном обучении студентов колледжа с управлением образования администрации Старооскольского городского округа, «якорным работодателем» и с базовыми школами и учреждениями дополнительного образования детей: МБОУ «НОШ № 31»,МБОУ «Гимназия № 18»,МАОУ «СОШ № 24 с УИОП»,МАОУ «СОШ № 40»,МБОУ «СОШ № 16 с УИОП»,МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова», МБОУ «СОШ № 21»,МБОУ «СОШ № 30»,МБОУ «СОШ № 14» им. А.М. Мамонова, МБОУ «СОШ № 20 с УИОП»,МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ»,МБУДО ЦДО «Перспектива»,МАДОУ детский сад № 69 «Ладушки»,МБДОУ детский сад № 71 «Почемучка», МБДОУ детский сад № 20 «Калинка», МБДОУ детский сад № 68 «Ромашка».

– дополнительно определены учреждения для проведения отдельных видов дуального обучения студентов: МБУДО «Детская школа искусств № 2», МБУДО «Детская музыкальная школа № 5», МБУДО «Детская музыкальная школа № 3» МБУДО «Детская школа искусств имени М.Г. Эрденко №1», МБУК «Старооскольский Дом ремесел», МАУК ДК «Комсомолец», МБУКДО «Центр эколого-биологического образования», ООО «Арт-Мастер», студия мебели «Astoriya», ООО РА «Премьера Плюс», ООО «Яркий мир», МУП «Зеленстрой», МКУК «Старооскольский художественный музей»,Веб-студия ITUp, ООО РПК «Реклайн», ООО «Гелион», ООО «Софтсервис».

Практические занятия студентов 21-М группы по МДК 01.11. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности:хоровой класс и практика работы с хором на базе

МБУДО «Детская школа искусств им. М. Эрденко № 1». Занятие по хору проводит педагог-наставник Иванова С.Н.


Практическое занятие студентов 22-Х группы по МДК 01.02.Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: ритмика с методикой преподавания на базе МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 5» (педагог-наставник Клещевникова С.А., преподаватель колледжа Христолюбов В.Н.)

– разработаны Программы дуального обучения по всем специальностям, прошло согласование Программ с управлением образования администрации Старооскольского городского округа, с департаментом внутренней и кадровой политики Белгородской области;

– разработаны учебные планы по всем специальностям, учебные планы согласованы с управлением образования администрации Старооскольского городского округа;

– планы-графики дуального обучения согласованы с управлением образования администрации Старооскольского городского округа и базовыми образовательными учреждениями;

– составлена «дорожная карта» (план мероприятий) по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения;

– утверждено Положение «Об организации и проведения дуального обучения в колледже»;

– заключены ученические договоры о дуальном обучении;

– управлением образования администрации Старооскольского городского округа и ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж» проведено совместное совещание «О порядке организации и внедрения дуального обучения студентов».

На втором этапе – этапе реализации программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам осуществляется дуальное обучение студентов 2-4 курсов посредством проведения практических занятий (просмотр и анализ уроков, внеклассных мероприятий, классных часов) на базе работодателя. Эта форма сегодня дает положительные результаты в приобретении студентами колледжа более качественного профессионального опыта.

№ п\п

Название специальности

Базы дуального обучения

1.

44.02.02 Преподавание в начальных классах

МБОУ «НОШ № 31», МБОУ «Гимназия № 18», МАОУ «СОШ № 24 с УИОП», МАОУ «СОШ № 40», МБОУ «СОШ № 16 с УИОП», МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова»

2.

49.02.02 Адаптивная физическая культура

МБОУ «СОШ № 30», МБОУ «СОШ № 14» им. А.М. Мамонова, МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ», МБОУ «СОШ № 20 с УИОП».

3.

44.02.01 Дошкольное образование

МАДОУ детский сад № 69 «Ладушки», МБДОУ детский сад № 20 «Калинка», МБДОУ детский сад №71 «Почемучки», МБДОУ детский сад № 68 «Ромашка», МАДОУ детский сад № 11 «Звездочка».

4.

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

09.02.07 Информационные системы и программирование

МАОУ «СОШ № 40», МАОУ «СОШ № 24 с УИОП», МБОУ «СОШ № 16 с УИОП», МБОУ «СОШ № 20 с УИОП», МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова», ООО «Гелион», ООО «Софтсервис».

5.

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова», МБОУ «СОШ № 21», МБОУ «Гимназия № 18», МАОУ «СОШ № 40», МАОУ «СОШ № 24 с УИОП», МБУДО «Детская школа искусств № 2», МБУДО «Детская музыкальная школа № 5», МБУДО «Детская музыкальная школа № 3», МБУ ДО «Детская школа искусств имени МБУДО М.Г. Эрденко №1».

6.

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)

МБОУ «Гимназия № 18», МБУДО ЦДО «Перспектива», МАОУ «СОШ № 40», МБОУ «НОШ № 31», МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 5», МБУ ДО «Детская школа искусств имени М.Г. Эрденко №1», МАУК ДК «Комсомолец», МБУДО «Детская школа искусств № 2».

7.

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

МБУДО «Центр эколого-биологического образования», ООО «Арт-Мастер», студия мебели «Astoriya», ООО РА «Премьера Плюс», РА «Яркий мир», МУП «Зеленстрой», МКУК «Старооскольский художественный музей», ООО РПК «Реклайн», МАУК ДК «Комсомолец».

На третьем – этапе реализации программ учебной и производственной практики реализуется более 15 видов практики. Учебная и производственная практика студентов проходят в более чем в 30 организациях, образовательных учреждениях разного типа (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования).

09.02.07 Информационные системы и программирование

09.02.05 Прикладная информатика


44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)

49.02.02 Адаптивная физическая культура

Летняя практика студентов

Практика в рамках дуального обучения организуется по профессиональным модулям. По завершению вида практики проводятся дифференцированные зачеты. Защита результатов практики является составной частью экзамена (квалификационного).

Таким образом, переход на систему дуального обучения:

во-первых, позволил значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО;

во-вторых, способствовал решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к педагогической деятельности;

в-третьих, повысил профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда;

в-четвертых, укрепил взаимосвязь образовательных учреждений общего и профессионального образования.

Программы дуального образования

Адаптивная физическая культура 2018г.