Эпоха возрождения и реформации. Психология эпохи возрождения

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV
и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения
было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно - денежные отношения. Одной из первых
вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации,
подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных
не только на внутренний, но и на внешний рынок.
Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в
настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного
торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной
практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой богатству. В
психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости,
смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась
мораль, оправдывающая “честное обогащение”, радости мирской жизни, венцом успеха которой считались
престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков.
Термин «Возрождение» (Ренессанс) появился в XVI веке. Рассматривая эпоху Средневековья как простой
перерыв в развитии культ. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства,
автор прославленных «Жизнеописаний» наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о
«возрождении» искусства Италии1. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время
исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного
варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической уры, историки того
времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к
новой жизни. Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый
момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее
понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах
сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как
«величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».
1. Культура Возрождения
XIII - XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни
европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного
производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы
постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения
Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой
Европы. 2 Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы
средневекового мира - империя и папство переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся
Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций -
Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи,
происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще
неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях
художественной культуры и эстетической мысли того времени.
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры расцветом
естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства.
Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление
книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных
произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному
проникновению новых художественных течений.
Это не означает, что средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании
традиционные представления сохранялись. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое
средство - инквизицию. Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе,
разделенном на сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах
(Германии, в Центральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла
достаточно большую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих
хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и
в городе, и в деревне. Тем не менее патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое.
Огромную роль в этом прорыве сыграли Великие географические открытия. В 1456 году португальские
корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга,
миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, португальцы одновременно посылали корабли в
открытый океан, на запад и юго-запад. В результате на картах появились неизвестные раньше Азорские острова
и острова Мадейра. В 1492 г. свершилось великое событие - Х. Колумб, итальянец, перебравшийся в Испанию, в
поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый
континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои
корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь
самое смутное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В XVII в. была открыта Австралия. 3
Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-
1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара.
Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов
феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным
интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века
первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума,
который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес
божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово
от восходящего к Цицерону понятия «studia humanitanis», означавшее изучение всего, что связано с природой
человека и его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее
одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для
эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о
человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими
возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного,
возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически творческой человеческой личности сочетался у
теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии
перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое
восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также субъективистски
индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального
истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на
подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей
творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе
произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная
самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный
характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что
свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической
«учености» предшествующих эстетических теорий. Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею
абсолютизации человеческого индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века, но и
определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном
самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У. Шекспира, М.
Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично - средневековых
абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев.
Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения.
Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное
начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках,
нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых,
среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.
Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из
мировоззренческих задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Но в эпоху
Возрождения существовала и другая тенденция – ощущение человеком трагичности своего существования. 4
Русский философ Н. Бердяев считал, что в эпоху Возрождения совершилось небывалое столкновение
языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения
человека. 5
2. Деятели Ренессанса
Ранние гуманисты: поэт философ Ф. Петрарка (1304- 1374), писатель Дж. Боккаччо (1313- 1375) - хотели
создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде
всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении
античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе
церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.
В своей “Исповеди” Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее
важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось
средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в
апологии красоты мира и человеческого тела, плотской любви.
Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового
искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483- 1520),
Леонардо да Винчи (1452- 1519), Микеланджело Буонарроти (1475- 1564) воспевали своим творчеством
совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с
требованиями античной эстетики. 6
Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской
любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло
духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их
уравновесить. В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с
трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных
прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной
гармонии.
Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм,
способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские
гуманисты Лоренцо Валла (1407- 1457) и Л. Альберти (1404- 1472) считали накопленные знания, которые
помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно
связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.
Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе: “Благородство
- словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не
были.” Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от
средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма,
который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные
Микеланджело, и самого их творца поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или
Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.
3. Реформация
Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия
Мартин Лютер (1483- 1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента
начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в
Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской
войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение
средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии
крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (15091564), которого
прозвали “женевским папой”.
В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной
основой западной цивилизации - протестантизм. От католичества отошла часть населения Европы: Англия,
Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д. Да и в
самом католичестве происходили существенные изменения. 7
Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным
делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность
упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее
индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать
за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение
мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом через устроенное соответствующим
образом общество.
Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической
деятельности: успех или неуспех – критерий, позволяющий понять, проклятие или благодарность лежит на
человеке. Трудовая этика реформации освещала практицизм, предпринимательство, что было наиболее
адекватным западному образу жизни. “Результатом реформации… было прежде всего то, что в противовес
католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за
него чрезвычайно выросли”.
Разными историками вопрос соотношения Возрождения и Реформации решается по-разному. И
Реформация и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на
преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более
дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали,
основанной на религиозных ценностях.
Есть и другие различия. Так С. Б. Сказкин полагает, что гуманизм и Возрождение выражают жизнь во
всем ее многообразии, ибо классовая основа гуманистической интеллигенции различна. Более того, гуманизм
далеко не всегда враждебен церкви (знаменитое Эразмовское: Сократ, молись за нас!). 8 Реформация же в своей
основе – буржуазное явление. Она вызвана появлением и развитием буржуазии, выступающей против
феодализма и его освещения церковью. Буржуазия на этом этапе своего развития еще слишком слаба, чтобы
самостоятельно выступать или организовывать движение всего “третьего сословия”. Она борется только против
специфической формы феодальной эксплуатации, но не против феодальной эксплуатации вообще. Феодально-
абсолютическое государство для нее еще не пройденная ступень, а, наоборот, прогрессивная форма
политической организации. Пройденной ступенью для нее является лишь феодальная форма религии в виде
католической церкви, и лишь против католической религиозности и католической религиозной организации она
выступает революционно.
С. М. Стам утверждает противоположность двух идейных систем с несколько иных позиций. Он не
отрицает того очевидного факта, что и те и другие были противниками средневековой схоластики и духовной
диктатуры католической церкви. Лютер и Кальвин признавали известную ценность земной жизни и
практической деятельности, полезность некоторого светского знания. Невозможно отрицать
индивидуалистическую тенденцию: признания права собственного решения, а значит – разума и воли человека
(кальвинистская идея божественного избранничества и обязанности каждого проявить максимум энергии в
своем “призвании”). 9
На этом сходство заканчивается, и начинаются противоположности: христианство стремилось
ограничить человеческую любознательность, тогда как гуманизм всячески стремился ее развить. Гуманисты
были убеждены во всемогуществе человеческого разума, напротив, реформаторы вдохновлялись идеей
всемогущества веры. “Пусть никто не думает, - писал Лютер, - что он может постичь веру разумом…. То, что
говорит Христос, - истина, независимо от того, могу ли я или какой либо иной человек понять это”.
Гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной морали. Человек может
достигнуть совершенства не в силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом и
волей, направленной на максимальное раскрытие всех своих естественных способностей.
Напротив, Лютер исходил из “коренной и общей испорченности человеческой природы”. Снискать
божью благодать человек может только покаянием, самоуничижением и самопопранием перед богом,
подавлением собственных желаний и стремлений.
Наконец, доминантой ренессансного гуманизма была идея человека, чье высокое достоинство
определялось не знатностью происхождения, не званиями или богатством, но только личной доблестью,
благородством в делах и помышлениях. Новое понимание человека объективно противостояло феодально-
сословной дискриминации как программа человеческого равенства. Отсюда, гуманизм Возрождения – идеология
раннебуржуазная, т.е. антифеодальная, народная. Напротив близость церковно-реформационной идеологии к
массам и тем более ее революционность представляются С. М. Стаму весьма относительными. Говоря о свободе
христианина, Лютер имеет в виду только духовную, а отнюдь не мирскую свободу.
Заключение
Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения
проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские
гуманисты требовали свободы для человека. «Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его
знаток А. К. Дживелегов, - имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах,
в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли,
мешающий ему чувствовать и думать, как хочется». В современной науке нет однозначного понимания характера,
структуры и хронологических рамок ренессансного гуманизма. Но безусловно, гуманизм следует рассматривать
как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития
Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений. Гуманизм
был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь
прежде всего на античное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий
расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке. Эволюция
итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других
форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру
Ренессанса.
Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию,
историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало
учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и
обогащалось в самых разных областях ренессансной культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый
план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты
по-новому подошли к вопросам социальной этики, в решении которых они опирались на представления о мощи
творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной
предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного
развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических
порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный
характер.
Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую
актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более
важную социальную функцию.
Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи
Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
Реформация сыграла важную роль в становлении мировой цивилизации. Не провозглашая никакого
определенного социально-политического идеала, не требуя переделки общества в ту или иную сторону, не
совершая никаких научных открытий или достижений на художественно-эстетическом поприще, Реформация
изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу
самостоятельно мыслить, освободился от опеки церкви, получил самую высшую для него санкцию –
религиозную на то, чтобы только собственный разум и совесть диктовали ему, как следует жить.
Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества – независимого автономного
индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и
поступках.

В XV-XVI вв. два ярких явления – Возрождение (или Ренессанс) и Реформация , произвели революцию в общественной жизни Западной Европы.

Ренессанс – это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация – обновление церкви, сопровождающееся всплеском религиозных чувств.

Объединяет эти два явления то, что разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Культура Возрождения зародилась в Италии во второй половине XIV века и продолжала развиваться до XVI века, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения – это появление гуманизма в философии. В развитие идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альберти и Витториано да Фельтре . Гуманисты не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Гуманисты стремились соединить две шкалы ценностей.

Гуманисты XV в. вплотную подошли к проблеме нового научного метода, отличного от схоластической диалектики. Это положительно сказалось на развитии естествознания. Известный математик Лука Пачоли (1445-1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, бухгалтерского учета.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого гуманисты считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.

Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. Наступила эпоха самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому.

Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Родиной Реформации была Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась во Франции, Англии, Нидерландах. В Швейцарии реформационные идеи поддержал и продолжил Жан Кальвин (1509-1564).

В Европе, охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви – англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической.

Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Кальвин пропагандировал, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и предпринимательство. С течением времени протестантская этика, разработанная Жаном Кальвином, охватила широкие слои общества и главными носителями ее стали буржуа. И это естественно: она давала ориентиры, которые были необходимы для жизни в зарождающемся капиталистическом обществе, где многое зависело от трудолюбия и предприимчивости, а социальное происхождение уже не предопределяло судьбу человека.

Тема 6 Западная и восточная цивилизации в XV-XVII веках

1/ Становление современной европейской цивилизации. Ренессанс и Реформация

2/ Характерные черты развития основных стран Востока в XV-XVII вв.

В Европе в XV-XVII вв. происходят качественные изменения в историческом развитии, «цивилизационный скачок», переход к новому типу цивилизационного развития, который получил название «западного».

Предпосылки западной цивилизации закладывались в античности и средневековье. Однако средневековая европейская цивилизация замыкалась в узкие рамки европейской территории. Ее отношения с Востоком и Россией носили спорадический и ограниченный характер и были связаны главным образом с торговлей. Попытки прорыва на Восток в эпоху крестовых походов XI-XIII вв. закончились неудачей. Захваченные земли снова перешли в орбиту арабо-мусульманской цивилизации. В XV-XVII вв. Европа начинает осваивать мировой океан. Португальцы, испанцы, а вслед за ними голландцы, англичане и французы устремились за пределы Старого света в поисках богатства, славы и приобретения новых территорий. Уже в середине XV в. португальцы организовали целую серию экспедиций вдоль побережья Африки. В 1460 г. их корабли добрались до островов Зеленого Мыса. В 1486 г. экспедиция Бартоломео обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. В 1492 г. Христофор Колумб пересек Атлантический океан и, высадившись у Багамских островов, открыл Америку. В 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, успешно провел свои корабли к берегам Индии. В 1519- 1522 гг. Ф. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.

Одновременно с формированием нового уклада в экономике европейских стран шел процесс первоначального накопления капитала, источником которого стали внутренняя, международная торговля, ограбление колоний, ростовщичество, эксплуатация крестьянства, мелких городских и сельских ремесленников.

Технический прогресс, углубление общественного разделения труда, эволюция частнособственнических отношений способствовали развитию товарно-денежных отношений. Известные и на предыдущих этапах развития общества и выполнявшие в условиях господства натурального хозяйства подчиненную роль, товарно-денежные отношения в XV-XVII вв. перерастают в рыночную систему хозяйствования. Они проникают во все сферы экономики, выходят за рамки местных, национальных границ, а с развитием морского судоходства и великими географическими открытиями создают базу для формирования мирового рынка.

Глубокие экономические сдвиги повлекли за собой изменения в социальной структуре общества. Сословные перегородки традиционного, феодального общества стали рушиться. Начала формироваться новая социальная структура общества. С одной стороны - буржуазия (выросшая из богатых горожан-купцов, ростовщиков, отчасти цеховых мастеров) и новые дворяне (землевладельцы, пришедшие к использованию наемного труда в сельском хозяйстве, а также занимавшиеся торговлей и предпринимательской деятельностью), с другой стороны - наемные рабочие (сформировавшиеся из разорившихся ремесленников и потерявших землю крестьян). Все они - свободные собственники, но у одних в собственности материальные ценности, позволяющие использовать наемный труд, а у других - только свои рабочие руки. Дифференциация в обществе углубляется, обостряются отношения между социальными группами, классами.


Особенностью западноевропейского общества было обеспечение определенного равновесия, баланса социальных сил сначала в рамках сословной монархии и на первых порах при абсолютизме. Центральная власть в европейских странах имела ограниченные возможности для вмешательства в социально-экономическую жизнь из-за отсутствия развитой бюрократии. Борьба между королевской властью, феодалами, городами и крестьянством привела к относительному равновесию сил, политической формой которого стала сословная монархия с выборными учреждениями. Но в XVI- XVII вв. происходят подавление сословных представительных органов (кортесов в Испании, Генеральных штатов во Франции), самоуправления городов и становление абсолютистских монархий. Для управления отдельными территориями и отраслями хозяйства создавался бюрократический аппарат и аппарат принуждения. Формировалась постоянная армия. Все это делало центральную власть главной политической силой.

Абсолютная монархия на первых порах в ряде европейских стран сыграла прогрессивную роль в консолидации нации, в содействии укреплению новых черт в экономике. В борьбе против феодальной аристократии, за объединение страны абсолютная монархия опиралась на формирующийся класс буржуазии. Она использовала развитие промышленности, торговли в целях укрепления армии, получения дополнительных доходов в государственную казну. На этом этапе сильная государственная власть нужна была и буржуазии. В то же время королевская власть оставалась формой власти дворянства, но при абсолютизме она могла иметь некоторую независимость от дворянства и буржуазии. Играя на противоречиях между дворянством и буржуазией, абсолютизм держал их в равновесии. Но долговечным этот союз не мог быть. Когда вмешательство выросшей и усилившейся бюрократии в экономику начинает препятствовать капиталистической эволюции, буржуазия вступает в решительную борьбу за власть. Происходят первые буржуазные революции (в Нидерландах, Англии).

Параллельно с географическими открытиями шло колониальное освоение территорий. В начале XVI в. начинается завоевание Америки (конкиста). Из-за недостатка рабочих рук в Америку стали в массовом порядке ввозить негров. Так, благодаря великим географическим открытиям и колониальному овладению новых территорий началось создание океанической глобальной цивилизации. Границы мира в этой цивилизации резко раздвинулись. Социальное взаимодействие: торговые, политические, культурные контакты пролегли через океаны, связывая между собой континенты.

Эта экспансия европейской цивилизации за пределы Европы оказала сильнейшее влияние и на внутреннюю жизнь самой Европы. Сместились торговые центры. Средиземноморье стало терять свое значение, уступая свое место сначала Голландии, а позже - Англии. Произошла революция в мировоззрении людей, начал формироваться новый тип общественных отношений - капиталистические отношения.

Благодаря великим географическим открытиям изменилась традиционная картина мира. Эти открытия доказали, что Земля имеет форму шара. Н. Коперник, Дж. Бруно и Г. Галилей научно обосновали гелиоцентрическое представление об устройстве космоса. В связи с интенсивным развитием научного познания получает мощный импульс европейский рационализм. В умах людей утверждается представление о познаваемости мира, о возможности познания законов, управляющих им, о науке как главной производительной силе общества. Таким образом, формируется одна из главных ценностных установок западной цивилизации, утверждающая особую ценность разума, прогресса науки и техники.

В экономической сфере в этот период происходит становление капиталистических общественных отношений. Западную цивилизацию этого типа называют техногенной. Потребности производства, развитие науки стимулировали технический прогресс. Ручной труд стал постепенно вытесняться машинным. Использование водяных и ветряных мельниц, использование новых технологий в судостроении, совершенствование огнестрельного оружия, изобретение печатного станка и т. д. вели к росту производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве.

В то же время происходят важные сдвиги в организационной структуре производства. На смену ремесленному производству в структуре цеха приходит мануфактура, базирующаяся на внутреннем разделении труда. Обслуживались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы. Во главе ее стоял предприниматель, владеющий средствами производства и обслуживающий сам процесс производства.

В капиталистические общественные отношения постепенно втягивалось и сельское хозяйство. В деревне шел процесс раскрестьянивания через переход на аренду, создание фермерских хозяйств и т. д. Особенно заметно этот процесс шел в Англии, в связи с развитием там текстильной промышленности («огораживание»).

В комплексе факторов, приведших к качественным переменам в европейском обществе и способствующих новому типу цивилизационного развития, важную роль сыграли два явления в ее культуре: Ренессанс (Возрождение) и Реформация.

Термин «Возрождение» употребляется для обозначений определенного культурно-мировоззренческого движения, которое зародилось в Италии во второй половине XIV в. и на протяжении XV-XVI вв. охватило все страны Европы. Ведущие деятели культуры этого времени заявляли о своем стремлении преодолеть наследие средневековья и возродить ценности и идеалы античности. В утверждаемой системе ценностей на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus - человечный). Поэтому деятелей Возрождения нередко называют гуманистами. Гуманизм развивается как крупное идейное движение: он охватывает деятелей культуры и искусства, включает в свои ряды купечество, чиновничество и даже высшие религиозные сферы - папскую канцелярию. На этой идейной основе складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух.

Мировоззрение эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура мироздания не Бог, а человек. Бог начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией, одним словом - «титанов».

В искусстве этой эпохи возрождается идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры. Плоскостные как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступают место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Происходит реабилитация телесного начала в человеке. В литературе, скульптуре, живописи изображается человек с его земными страстями и желаниями. Однако плотское начало в эстетике Возрождения не подавляло духовного, литераторы и художники в своем творчестве стремились изобразить личность, в которой физическая и духовная красота слились воедино.

Характерна также антицерковная направленность художественных, философских и публицистических сочинений деятелей Возрождения. Наиболее яркие произведения этого жанра «Декамерон» Дж. Бокаччо (1313-1375) и «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (1469-1536).

Эпоха Возрождения позволила европейцам освоить опыт, накопленный античной цивилизацией, освободиться от оков средневековых ценностей и идеалов, сделать крупный шаг в формировании новых цивилизационных ориентиров и ценностей: 1) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 2) индивидуализм, установка на автономию личности; 3) динамизм, ориентация на новизну; 4) терпимость к иным взглядам, мировоззренческим позициям.

Огромную роль в истории европейского общества сыграла также Реформация - широкое социально-политическое и идеологическое движение борьбы против католической церкви, охватившее в XVI в. большинство стран Западной и Центральной Европы. К началу XVI в. католическая церковь стала влиятельной международной силой, считавшей себя оплотом существующего строя, оплотом начавшейся национальной консолидации. Это повлекло за собой возросшие претензии католической церкви во главе с папой на установление своей политической гегемонии, подчинение светской власти.

В централизованных странах папские претензии встречали решительный отпор со стороны королевской власти. Раздробленным странам труднее было защищать себя от политических интриг и финансовых вымогательств папства. Этим объясняется то, что ранее всего реформационное движение началось в раздробленной Германии. Притязания папства ассоциировались здесь с иноземным владычеством и вызывали всеобщую ненависть к католической церкви. Другой не менее важной причиной реформационного движения было стремление реформировать церковь, сделать ее «дешевой».

В результате Реформации возникло новое крупное направление в христианстве - протестантизм. Протестантизм в Германии развивался в двух направлениях умеренно-бюргерском, лидером которого был Мартин Лютер, и радикально-крестьянском во главе с Томасом Мюнцером. Кульминацией германской Реформации стала Крестьянская война 1524-1525 гг. Ее лидер Томас Мюнцер главные задачи Реформации видел в осуществлении социально-политического переворота, в освобождении народа от эксплуатации и удовлетворении его повседневных нужд. После поражения радикально-крестьянских сил в Великой Крестьянской войне борьба политических сил привела к образованию двух группировок немецких княжеств - католической и протестантской (в лютеранском варианте). Заключенный в 1555 г. Аугсбургский религиозный мир, провозгласивший принцип «Чья власть, того и вера» означал распространение княжеского суверенитета и на область религии, а следовательно, закрепление германской раздробленности.

В других европейских странах реформационное движение распространялось в формах лютеранства, цвинглианства, а также кальвинизма. Так, в Нидерландах буржуазная революция совершалась под знаменем кальвинизма, там он стал официальной религией. Широкое распространение получил кальвинизм (гугеноты) во Франции в 40-50-е гг. XVI в., причем его использовало не только бюргерство, но и феодальная аристократия в борьбе против королевского абсолютизма. Гражданские или религиозные войны, происходившие во Франции во второй половине XVI в., закончились победой королевского абсолютизма. Официальной религией остался католицизм. В Англии произошла так называемая королевская реформация. Акт 1534 г. о суперматии (т. е. верховенстве), в соответствии с которым король стал главой церкви, подвел итоги конфликта английского абсолютизма с папством. В стране утвердилась англиканская церковь, которая стала государственной, а англиканское вероисповедание принудительным. И хотя английская буржуазная революция происходила под знаменем кальвинизма, пуритане (так называли последователей кальвинизма) распались на несколько течений и к концу XVII в. государственной церковью осталась англиканская.

Реформация разрушала представления о незыблемости духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и человеком. Главное новшество, вносимое в вероисповедание христианства М. Лютером, Т. Мюнцером и Ж. Кальвином, состоит в утверждении, что между человеком и Богом возможны только непосредственные личные отношения. А это значит, что вся церковная иерархия для дела спасения его души не нужна, не нужны и священники - монахи как посредники между человеком и Богом, не нужны монашеские ордена и монастыри, в которых сосредоточивались огромные богатства. Человек может спастись («попасть в Рай») только личной верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Лишенный посредничества церкви, человек теперь сам должен был отвечать перед Богом за свои поступки.

Протестантизм утверждает; что спасение может прийти к человеку не в результате церковных обрядов или «добрых дел» человека. Спасение - это дар божественной благодати. И Бог заранее предопределил одних людей к спасению, других - к погибели. Никто не знает своей судьбы. Но косвенно можно об этом догадаться. Такими косвенными «намеками» является то, что Бог дал этому человеку веру, а также успех в делах, который рассматривается как показатель благоволения к данному человеку Бога.

Верующий человек - это призванный Богом к спасению человек. В протестантском истолковании термина «призвание» содержится такой смысл, что все формы жизнедеятельности человека - это способы служения человека Богу. Отсюда следует, что человек должен честно трудиться, отдавать все свои силы не на аскетические упражнения, направленные на умерщвление плоти, а на конкретные дела по лучшему устройству этого мира. Протестантизм, отвергнув учение о спасающей роли церкви, значительно упростил и удешевил культовую деятельность. Богослужение сведено главным образом, к молитве, проповеди псалмов, гимнов и чтению Библии.

С середины XVI в. в Европе католическая церковь сумела организовать противодействие Реформации. Развернулась контрреформация, которая привела к подавлению протестантизма в части Германии, Польше. Были пресечены попытки реформации в Италии и Испании. Однако протестантизм утвердился на значительной части территории Европы. Под его влиянием сформировался новый тип личности, с новой системой ценностей, с новой трудовой этикой, с новой, более дешевой организацией религиозной жизни. И это, бесспорно, способствовало развитию буржуазных общественных отношений.

Совокупность всех этих факторов обусловила переход ряда европейских стран от традиционного общества, основанного на натуральном хозяйстве, со статичными социальными образованиями и господством религиозного мировоззрения к новому типу экономики, новой социальной структуре общества, новым формам идеологии и культуры, не имевшим аналогов в предшествующей истории человечества.

Эпоха Возрождения относится по некоторым данным к XIV - XVII вв. по другим -- к XV - XVIII вв. Термин Возрождение (Ренессанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху возрождались лучшие ценности и идеалы античности - архитектура, скульптура, живопись, философия, литература. Но этот термин трактовался весьма условно, т. к. нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде -- это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности.

Последним периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры.

Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии. Это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии.

Духовную жизнь того времени определяла религия. Но церковь не смогла дать отпор вызову времени. Католическая церковь, имела власть над Западной Европой и несметные богатства, но оказалась в печальном положении. Возникнув как движение униженных и порабощенных, бедных и гонимых, христианство в средние века стало господствующим. Безраздельное господство католической церкви во всех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и разложению. Доносы, интриги, сожжение на костре и пр. творились именем учителя любви и милосердия -- Христа! Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Наживалась на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.

Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509 - 1564), которого прозвали "женевским папой. В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации - протестантизм. Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Разными историками вопрос соотношения Возрождения и Реформации решается по-разному. И Реформация и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Эпоха Возрождения способствовала появлению независимого человека свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.

Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию.

Церковь постепенно утратила позицию «государства в государстве», ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику значительно уменьшилось, а позже и вовсе сошло на нет.

Учения Яна Гуса оказали влияние на Мартина Лютера, который в общем понимании не был философом и мыслителем. Но он стал немецким реформатором, более того, основателем немецкого протестантизма.

С XV века в социально-экономической и духовной жизни Запада произошел ряд общественных изменений, ознаменовавших начало новой эпохи, которая вошла в историю как эпоха Возрождения . Новая эпоха представляла собой период возрождения античной культуры, античного образа жизни, отсюда и пошло название Ренессанс, то есть Возрождение. В действительности, ренессансная культура являлась синтезом античности и средневековой культуры .

В XIV-XV вв. широкое развитие получили:

    Товарно-денежные отношения

    И появились элементы новой, капиталистической хозяйственной системы.

Италия вступила на этот путь первой, чему способствовали:

    высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии,

    подчинение деревни городу,

    широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела ориентированного

на внутренний и внешний рынок.

Перемены в умонастроениях общества были связанны прежде всего с процессом секуляризации – освобождения человека от влияния религии и церковных институтов культурной и общественной жизни.

Идеологией Возрождения стал гуманизм, означающий на первых порах комплекс знаний о человеке, его месте в природе и обществе.

В последующие века содержание гуманизма значительно расширилось. Усилилось влияние гуманистических идей в первые 10 лет в XIV веке благодаря книгопечатанию.

Главным в гуманистическом мировоззрении стало признание высокого достоинства человеческой личности и ее творческих способностей. Гуманистическая идея активной жизнедеятельности человека никак не совпадала с проповедью пассивности и терпеливости ожидания божьей милости. Гуманизм решительно порвал с аскетической этикой католицизма.

Складывалась новая мораль :

    оправдывает «честное обогащение»,

    утверждает радости мирской жизни,

    поднимает престиж семьи,

    поднимает уважение сограждан,

    упоминание и слава в памяти потомков,

    утверждает высокую нравственную роль труда,

    ценит творческую, созидательную роль человека,

    новым было оправдание накопительства, которое приносит пользу обществу и служит основой достойной жизни членов общества,

    осуждают ростовщичество и страсть к стяжательству, неумеренное расточительство,

В отличие от средневековой традиции они не читали бедность атрибутом нравственной жизни!!!

Их идеи подготавливали почву для формирования буржуазной этики.

Гуманизм сформировался в переходную эпоху, отделявшую средневековье от нового времени. Объективно его задача состояла в том , чтоб подготовить почву для свободного развития науки, отделив ее от религии, освободив тем самым социальный и экономический прогресс в странах Европы. Однако завершить этот процесс стало возможным лишь в эпоху нового времени, в XVII-XVIII вв., и не в Италии , где он был прерван католической реакцией и общим упадком страны, а в других странах, вставших на путь капиталистического развития.

XV - XVI вв. - время создания централизованных государств в Западной Европе. В это время католическая церковь пыталась встать выше светской власти, но в ряде стран папские права были ограничены, особенно это проявилось в Германии.

Необходимость церковной реформы признавалась всеми социальными слоями страны.

Сложное внутреннее положение Германии, в том числе бурный экономические и социальный подъем в обстановке неблагоприятных условий национального развития, явилосьпричиной Реформации – события общего для ряда стран. Идеологом Реформации в Германии был Мартин Лютер (1483-1546гг.), критиковавшего злоупотребление и испорченность нравов католического духовенства и отстаивал идею о том, что роль церкви должна сводиться к поучениям и наставлениям христиан в духе благочестия, отвергал роль церкви как посредника между Богом и людьми, требовал предоставления мирянам права устройства церковных дел. В 1520ых годах изменилось положение, единая оппозиция распалось и оформились два основных направления: последователи Лютера и народная Реформация по главе с Т.Мюнцером и М. Гайсмахером.

Выразителем народной Реформации являлся Т.Мюнцер, главной задачей своей считали это проведение социально-экономического переворота , который должны провести крестьяне и городская беднота, возражая против угнетения народа и выступал за такой общественный строй, в котором отсутствуют классовые различия, частная собственность и государственная власть.

Кульминацией Реформации стала Крестьянская война 1524-1525 гг. В ходе ее усилилась княжеская власть и ее орудием была лютеровская реформация, продолжавшая путь к секуляризации церковных земель. Император Карл V приостановил «огосударствление» церковных земель.

В 1555 г. протестанские и католические князья Германии заключили между собой и императором религиозный мир , согласно которому княжеский суверенитет объявляется незыблемым и распространяется на религиозную область. В результате договора в Германии образовались католические и протестанские княжества, отличавшиеся религиозной и политической ориентацией. Реформация в Германии способствовала усилению и закреплению политической раздробленности, что обусловило застой и хозяйственный упадок.

С середины XVI в Германия потеряла свое место на внешнем рынке. Набирала силу тенденция к усилению закрепощения крестьян.

В Швейцарии зачинателем Реформации был священник Ульрих Цвингли (1484-1531гг) и сменивший его Жан Кальвин (1509-1564 гг.), завершивший Реформацию. Они считали, что заранее предопределенно кому идти после смерти в ад, а кому в рай, поэтому главной обязанностью христианина делать свое дело честно, добросовестно старательно.

Его учение распространилось во Франции (Гугеноты) и Англии (пуритане). В Нидерландах кальвинизм (последователь Лютера) стал идейной основной революционной борьбы за независимость от католической Испании (1566-1609). В Скандинавских странах приветствовали учение Лютера. Все сторонники Реформации с этого времени стали называться протестантами.