Формула определения бенефициарного владельца. Кто такой бенефициар (выгодоприобретатель), где посмотреть сведения о бенефициарных владельцах, как правильно заполнить анкету

Бенефициарный владелец юридического лица - это субъект, который обладает расширенным кругом полномочий по сравнению с иными участниками, имеющими долю в уставном капитале. Из нашей статьи вы узнаете о том, какими основными признаками характеризуется бенефициарный владелец организации, каковы его полномочия и чем он отличается от других лиц, имеющих отношение к деятельности компании.

Кто такой бенефициарный владелец в ООО?

Согласно положениям абз. 13 ст. 3 федерального закона «О противодействии…» от 07.08.2001 № 115, бенефициарные владельцы юридического лица - это физические или другие юридические лица, которые самостоятельно или через третьих лиц владеют этим юрлицом или имеют право на осуществление контроля над его действиями. Основанием для получения статуса бенефициара является наличие у него доли в капитале компании размером 25% и более.

Порядок определения точного размера доли, принадлежащей тому или иному лицу, ФЗ № 115 не определяет, поэтому при решении этого вопроса можно руководствоваться порядком определения степени взаимозависимости лиц, используемым в сфере налогообложения. Точная последовательность таких действий установлена п. 3 ст. 105.2 НК РФ, а также детально прокомментирована в письме Минфина «О применении…» от 16.08.2013 № 03-01-18/33535.

Бенефициарный владелец может:

  • принимать участие в собраниях владельцев акций;
  • влиять на выбор руководителя компании;
  • выбирать сферу деятельности предприятия;
  • распоряжаться принадлежащей ему долей в уставном капитале и т. д.

Сведения о бенефициарах не всегда отображаются в официальной документации компании, однако это не является препятствием для оказания ими влияния на ее деятельность.

Причиной отсутствия прямых указаний на лиц, являющихся бенефициарами компании, может быть:

  • использование офшорных зон для операций с денежными потоками;
  • уклонение от уплаты налогов;
  • легализация доходов, полученных преступным путем, и пр.

Бенефициар и выгодоприобретатель — в чем разница?

Стоит отличать сущность понятия «конечный бенефициар» от понятия «выгодоприобретатель». В качестве последнего, согласно абз. 12 ст. 3 ФЗ № 115, может выступать любой субъект, получивший доход или иную выгоду от деятельности компании. Основанием получения выгоды может стать исполнение различных договоров:

  • агентских;
  • комиссионных;
  • поручительских;
  • доверительного управления и пр.

Однако выгодоприобретатель не может принимать участия в распределении прибыли и управлении компанией по причине отсутствия у него доли в ее уставном капитале. Таким образом, понятие «конечный бенефициар» является более узким, чем понятие «выгодоприобретатель», т. к. к первой категории субъект может быть отнесен лишь в том случае, если он обладает определенной законом долей в капитале компании, а также получает выгоду от осуществления ею своей деятельности. Именно поэтому при выявлении нарушений законодательства предприятием контролирующие органы в первую очередь проводят проверки в отношении бенефициаров, решения и указания которых задают основное направление его работы.

Конечный бенефициар юридического лица

В число собственников предприятия могут входить не только физические, но и юридические лица, которые имеют одного или нескольких владельцев. В особо сложных случаях количество звеньев в такой цепочке может достигать нескольких десятков. Чтобы установить, кто на самом деле является владельцем предприятия, обладающего полномочиями, которые позволяют контролировать и регулировать его деятельность, необходимо найти конечного бенефициара. Конечный бенефициар - это лицо (или группа лиц), которое реализует свое право осуществления контроля над деятельностью предприятия косвенно, с привлечением третьих лиц, номинально наделяя их полномочиями по принятию стратегически важных решений.

В том случае, если конечный бенефициар намеренно скрывает сведения о себе, создает видимость передачи права управления третьему лицу, регистрируя на него крупные банковские счета и заключая от его имени серьезные сделки, в дело вступают правоохранительные органы. Их основной задачей является изучение принадлежащих компании счетов и формирование цепочки их владельцев, которая в итоге должна привести к истинному собственнику юридического лица. Подобный подход позволяет снизить объемы легализации средств, полученных преступным путем, а также обеспечить прозрачность иных сделок, в том числе проводимых с привлечением крупных государственных и частных компаний.

Идентификация конечного бенефициара

Обязательным условием сотрудничества предприятия с государственными заказчиками и кредитными организациями является предоставление информации о его бенефициарах, которая включает:

  • паспортные данные;
  • адрес официальной регистрации и фактический адрес проживания;
  • иные сведения, перечень которых зависит от организации, в которую они представляются.

С целью совершенствования законодательных механизмов, направленных на получение сведений о конечных бенефициарах, Банком России было издано положение «Об идентификации…» от 15.10.2015 № 499-П, устанавливающее:

  • критерии определения наличия у физического/юридического лица признаков бенефициара;
  • перечень документов, которые могут быть запрошены кредитной организацией с целью установления степени соответствия клиента указанным критериям;
  • правила ведения личного дела каждого клиента и пр.

Бенефициарный владелец — это учредитель или нет?

Учредитель компании может одновременно являться и ее бенефициаром лишь в том случае, если его доля в уставном капитале составляет не менее 25%. Это значит, что любой участник ООО, обладающий долей, не превышающей указанного значения, имеет все права и обязанности участника, но при этом не может оказывать непосредственного влияния на деятельность фирмы и получаемые по итогам ее осуществления результаты.

Информация об участниках компании не является конфиденциальной и размещается в открытом доступе, в том числе на общедоступных интернет-ресурсах (например, на сайте ФНС). Найти информацию о бенефициаре предприятия гораздо сложнее, т. к. проблемы с определением лица, обладающего реальными полномочиями по управлению фирмой, могут возникнуть даже у правоохранительных структур. Именно поэтому юридические лица, согласно действующему законодательству, обязаны раскрывать информацию о своих бенефициарах (в том числе конечных), а контролирующие органы и кредитные организации — запрашивать такую информацию при любом взаимодействии с компанией.

Итак, бенефициары юридического лица - это физические лица, которым принадлежит не менее четверти его уставного капитала, получающие прибыль от его деятельности. Основным отличием их от выгодоприобретателей является то, что последние не могут участвовать в деятельности компании и принимать решения, которые оказывают существенное влияние на ее результаты. Конечный бенефициар юридического лица - это лицо, обладающее правом управление компанией и являющееся итоговым звеном в цепочке из нескольких реальных и формальных управляющих.

Идентификация конечных бенефициаров – это одна из ключевых проблем реализации антимонопольной и налоговой политики российских властей. Процедура позволяет выявить людей, которые стоят за крупными коммерческими компаниями и фактически руководят их деятельностью.

Понятие впервые использовано законодателем в 2013 году, когда были внесены изменения в 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Ранее использовались схожие, но неравнозначные категории. В законодательстве антимонопольной направленности еще с 1991 года фигурирует понятие «аффилированные лица», начиная с 2006 года используется словосочетание «группа лиц». Закон о банкротстве использует категорию «заинтересованные лица», а Налоговый кодекс – «взаимосвязанные лица». Эти понятия соотносятся как общее и целое. Каждый бенефициар – заинтересованное лицо по отношению к контролируемой им компании, но не каждое заинтересованное лицо – бенефициар.

  • оффшорные зоны;
  • вывод капитала из России;
  • банковское обслуживание;
  • налогообложение дивидендов, процентов, роялти
  • использования схем минимизации налоговых сборов;
  • легализация доходов от преступной деятельности.

Конечный бенефициар юридического лица это всегда человек – гражданин РФ или иностранец. Согласно Гражданскому кодексу учредителем фирмы может быть другая фирма. Такие взаимоотношения регламентированы ст. 105 Гражданского кодекса «Дочернее хозяйственное общество». Если учредитель материнской компании – физическое лицо, то оно является конечным бенефициаром дочерней организации. Когда материнская компания основана юридическими лицами, для установления конечного выгодоприобретателя дочерней организации следует отследить структуру собственности материнской организации, а при необходимости – структуру собственности ее учредителей вплоть до физических лиц.

Поиск итоговых владельцев усложнен следующими обстоятельствами:

  • Право собственности зачастую распылено, в одних руках может находиться 1 акция АО или сколько угодно малая доля уставного капитала ООО;
  • соучредители материнской компании, в свою очередь, могут быть связаны общими учредителями;
  • конечный правообладатель может быть скрыт с помощью регистрации последнего хозяйствующего субъекта в цепочке правообладателей в оффшорной зоне.

Экономическое определение «конечный бенефициар»

В понимании 115-ФЗ конечные бенефициары это люди, напрямую или в результате участия в организациях фактически пользующиеся правомочностями собственника, выступающие реальными распорядителями активов хозяйствующего субъекта. Важно учесть, что речь идет именно о фактическом, а не юридическом владении. Зачастую действительный выгодоприобретатель вовсе не входит в число собственников либо не может быть отслежен вследствие использования сервисов, предоставляемых оффшорными юрисдикциями.

Конечный бенефициар может быть реальным собственником компании. В российских реалиях за официальным правообладателем нередко стоят теневые владельцы, обеспечивающие свое влияние с помощью административного давления и силовых ресурсов организованной преступности.

На данный момент контролирующие структуры лишь собирают сведения, однако правительством озвучиваются и другие планы. Сегодня правосубъектность конечного бенефициара не определена. Выгодоприобретатель не отвечает за текущую деятельность компании и не несет ответственности за ее долги.

  • Формирует уставной капитал контролируемой организации;
  • Разрешает вопросы о смене профиля деятельности;
  • Негласно назначает ее руководство.

Итоговый выгодоприобретатель, получающий доход от деятельности компании, может выступать распорядителем средств на расчетном счету. В этом случае личность конечных бенефициаров вынуждено раскрывается финансовому учреждению. По правилам 115-ФЗ обслуживающий банк обязан идентифицировать конечного выгодоприобретателя клиента – организации. Банк требует сведения о физических лицах, контролирующих 25% капитала компании и более. Если, собственниками ООО в равных долях по 10% является 10 человек, то никто из них не признается бенефициаром.

Отечественный законодатель установил следующее: если конечного владельца установить не удалось, им признается единоличный исполнительный орган клиента. Это идет вразрез с международной практикой. Коммерческие банки стран – участниц FATF отказывают в открытии и ведении счетов клиентам, итоговый собственник которых не установлен. Таким образом, в отечественной правовой системе конечные бенефициары – это сложная экономически-правовая категория, находящаяся в процессе разработки.

Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое может контролировать деятельность компании. Контроль осуществляется как де-юре, так и де-факто.

Кто такой бенефициарный владелец

Бенефициар – это физическое лицо, принимающее участие в юридическом лице. Размер этого преобладающего участия составляет более 25%. Это же лицо имеет полномочия по контролю над действиями ЮЛ. Значение рассматриваемого понятия зависит от конкретной сферы.

Бенефициарным владельцем могут являться эти лица:

  • Арендодатели.
  • Держатели счетов.
  • Клиенты трастовых фирм, которые отдали свою собственность на условиях доверительного управления.
  • Владельцы документарных аккредитивов.
  • Реальные владельцы фирм.

Часто сведения о бенефициарном владельце скрываются. Делается это для обеспечения безопасности деятельности компании, а также для предупреждения претензий со стороны государственных структур.

Законодательная база

Термин «бенефициар» дан в ФЗ №115 (абзац 13 статья 3). Закон этот регулирует область противодействия отмыванию средств. ФЗ №115 обязывает финансовые учреждения устанавливать бенефициарных владельцев. Там же даны критерии для их выявления. Поправка к ФЗ дана в законе №215. В положении содержатся нюансы обнародования соответствующих сведений ЮЛ. ФЗ обязывает юридических лиц заносить в базы данных информацию о бенефициарах. Сведения должны обновляться раз в год.

Определение бенефициаров позволяет увеличить «прозрачность» работы фирм, предотвратить легализацию доходов, добытых преступным путем. Отношения с этими лицами регулируются Положением ЦБ №499. Это Положение содержит следующую информацию:

  • Критерии установления бенефициаров.
  • Перечень документов для определения скрытых владельцев.
  • Правила ведения досье.
  • Прочие пункты.

Дополнительная информация раскрывается в письмах Центробанка. Эти письма содержат различные пояснения, разбор исключительных случаев.

Как определить бенефициара

Бенефициарами могут быть как один, так и несколько фактических владельцев фирмы. Отличительный признак таких собственников – наличие возможности различной степени влияния на деятельность компании. Установить бенефициаров, как правило, сложно. Дело в том, что информация о таких владельцах может вовсе не фигурировать в документах фирмы. Также сведения о собственниках могут содержаться в официальных бумагах, но степень их участия может быть занижена. Отсутствие информации о бенефициарах может быть связано с этими причинами:

  • Наличие оффшоров.
  • Уклонение от налоговых платежей.
  • Легализация денег, полученных преступным путем (отмывание).

Для сокрытия бенефициаров используются различные схемы. Для установления скрытых владельцев нужно знать все эти схемы. Как правило, для сокрытия сведений используется особый метод оформления имущества и правоустанавливающих документов. К примеру, лицо получает доступ к счетам фирмы по доверенности. Доверенность предоставляется «подставным» руководителем. В итоге бенефициар фактически наделяется правом собственности на акции на предъявителя. Вместо «подставного» директора могут фигурировать номинальные владельцы ценных бумаг.

ВАЖНО! Существует также термин «конечный бенефициар». Что он обозначает? В процессе установления фактических владельцев выявляется цепочка выгодоприобретателей. Данная цепочка завершается основным получателем выгоды – конечным бенефициаром. Это лицо, получающее доход от работы фирмы.

Чем отличается бенефициар от выгодоприобретателя

В законодательстве других стран бенефициар и выгодоприобретатель – это тождественные понятия. Однако в законах РФ различают эти термины. Бенефициарный владелец – понятие более узкое. Бенефициар, в отличие выгодоприобретателя, владеет большее 25% долей в капитале фирм. У этого лица есть доступ к управлению. То есть бенефициарный владелец – это более значимый участник. По этой причине именно бенефициаров пытаются выявить официальные структуры.

Кому нужны данные о бенефициарных владельцах

Информация запрашивается для противодействия следующим правонарушениям:

  • Легализация денег, приобретенных незаконным путем.
  • Финансирование террористических структур, преступных группировок.
  • Неправомерный вывод денег на иностранные счета.

Информация может запрашиваться также частными ЮЛ. К примеру, это могут быть финансовые учреждения, предоставляющие кредиты. Для выдачи займа учреждение запрашивает информацию о бенефициарах. Эти сведения позволяют оценить репутацию фирмы, а также проанализировать риски кредитования. Финансовые компании, в свою очередь, предоставляют соответствующую информацию Росфинмониторингу. Под финансовыми компаниями понимаются следующие субъекты:

  • Представители рынка ценных бумаг.
  • Страховые организации.
  • Ломбарды.
  • Лизинговые фирмы.
  • Кредитные учреждения.

Информация о бенефициарах должна передаваться следующим структурам:

  • Уполномоченные органы.
  • Налоговые структуры.
  • Федеральные подразделения исполнительной власти.
  • Различные государственные и муниципальные структуры.
  • Коммерческие фирмы, связанные с государственными структурами.

Если фирмы отказываются предоставить нужные сведения, на них накладывается штраф. Данные о бенефициарном владельце запрашиваются при заключении контрактов, касающихся государственных закупок. Фирма в ответ на запрос должна отправить документ, включающий в себя информацию о собственниках, в том числе физических лицах, которые считаются учредителями.

Права бенефициаров

Бенефициарный владелец получает права только в том случае, если отношения с ними оформлены официально. Рассмотрим права бенефициаров:

  • Распоряжение своей долей в фирме. К примеру, лицо может продавать свою долю.
  • Контроль над исполнением обязанностей руководителем фирмы.
  • Назначение на должность и увольнение гендиректора.
  • Участие в различных собраниях: акционерных, учредительных.
  • Получение прибыли от работы фирмы в объеме дивидендов.

Точный перечень прав зависит от того, в какой именно области работает бенефициарный владелец.

Защита прав бенефициара

Права бенефициарного владельца часто нарушаются. Рассмотрим самые распространенные правонарушения:

  • Несоблюдение достигнутых ранее соглашений.
  • Сокращение возможности контроля над деятельностью фирмы.
  • Ограничение доступа к сведениям о фактическом положении дел.
  • Ограничение возможности получать доход.

ВАЖНО! Для предупреждения нарушения прав рекомендуется оформлять соглашения в письменном виде. В договоре нужно прописать положения, устанавливающие контроль над организацией. В них можно вписать пункты о необходимости неразглашения информации, возмещения ущерба от неправомерных или непрофессиональных действий.

Может ли компания существовать без бенефициаров?

Компании, в состав которых не входят бенефициарные владельцы, – это, как правило, некоммерческие субъекты. То есть целью их деятельности не является извлечение прибыли. Если это коммерческий субъект, всегда будут лица, которые являются конечными получателями дохода. Однако часто определить конечного бенефициара почти невозможно.

К СВЕДЕНИЮ! Несмотря на то что государственные структуры пытаются установить бенефициарного владельца, в результате редко возможно получить всю нужную информацию. Связано это с тем, что существует неограниченное число схем, служащих для сокрытия личности бенефициара.

В декабре 2016 года Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) был дополнен статьей 6.1. «Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах» . Несмотря на то что с момента вступления новшеств в силу прошел год, многие компании до сих пор не наладили работу по выполнению данных обязанностей. А между тем игнорирование требований «антиотмывочного» закона может привести к серьезным последствиям. Штрафы за нарушения установлены драконовские. За отсутствие информации о бенефициарах организации может грозить штраф до полумиллиона рублей. В статье мы опишем базовые алгоритмы работы и дадим советы, которые могут помочь избежать негативных последствий.

Кто такой бенефициарный владелец?

В абз. 13 ст. 3 Закона № 115-ФЗ дано четкое определение бенефициара. Когда речь идет о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие) более 25% в капитале организации либо имеет возможность контролировать действия клиента другими способами.

К сведению

Свернуть Показать

Физические лица с точки зрения Закона № 115-ФЗ «владеют» сами собой, если не доказано иное. Конечно, фраза: «бенефициарным владельцем… физического лица считается это лицо» вызывает улыбку, но именно таким оригинальным образом сформулирован закон.

Как видно, законодатель оставил для правоприменителей очень широкое поле деятельности. «Физика» можно признать бенефициаром как по одному четкому критерию (владение более 25% в уставном капитале), так и по абстрактной «возможности контролировать действия клиента».

Контроль над капиталом

Бенефициарное владение может быть прямым или косвенным.

С прямым владением все относительно понятно: если «физик» владеет 25% акций (долей в уставном капитале), он признается бенефициаром.

Пример 1

Свернуть Показать

Долями в ООО «Ромашка» владеют два физических лица по 50% каждый. Оба они будут признаны бенефициарными владельцами.

С косвенным контролем дела обстоят несколько сложнее. Здесь вариантов может быть гораздо больше.

Пример 2

Свернуть Показать

Среди участников ООО «Ромашка» одно физическое лицо (доля 50%) и два юридических лица, у каждого из которых по 25%. Однако 100% долей в обоих юридических лицах находятся в собственности одного физического лица. Соответственно, оба «физика» по-прежнему являются бенефициарными владельцами.


Пример 3

Свернуть Показать

Возможны и более сложные вариации опосредованного владения, например, родителей или опекунов через несовершеннолетнего или недееспособного опекаемого.


Пример 4

Свернуть Показать

Бенефициарами может быть признана группа родственников, притом что доля каждого из них может быть меньше контрольной величины. Логика в этом случае достаточно проста - родственники имеют влияние друг на друга, а значит, могут совместно реализовывать свои права.


Братья Сидоровы совместно контролируют 40% долей в уставном капитале ООО «Ромашка». Так же совместно они могут быть признаны бенефициарами.

В целом процедура определения бенефициарных владельцев через прямое или косвенное владение «долей в бизнесе» интуитивно понятна. Куда больше вопросов обычно вызывает «возможность контролировать действия клиента».

Другие способы контроля

Закон № 115-ФЗ не дает критериев, по которым можно было бы установить возможность контроля. Пролить свет на этот вопрос попытался Росфинмониторинг в информационном сообщении «Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"» (без номера и даты).

По мнению Росфинмониторинга, к бенефициарным владельцам можно отнести, во-первых, лиц, занимающих руководящие должности, например генерального директора, членов совета директоров и правления (дирекции). Эти лица заключают и одобряют сделки, то есть «имеют возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения». В эту же категорию входят физические лица, руководящие управляющей компанией организации.

Пример 5

Свернуть Показать

Кстати, именно по этому пути пошел и законодатель. Если организация по какой-то причине не может выявить бенефициара, им может быть признан ее генеральный директор (подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Во-вторых, бенефициаром можно признать лицо, которое может использовать свои полномочия для давления на формальных владельцев компании. Например, бенефициаром может быть признан руководитель организации, в которой работают лица, на бумаге являющиеся владельцами компании. Многие предприниматели считают, что если оформить бизнес на водителя или охранника, это поможет оставаться в тени. На самом деле такой подход - далеко не панацея.

В-третьих, бенефициарным владельцем может быть лицо, которое способно влиять на принятие решений в силу родственных либо дружеских отношений с формальными руководителями либо владельцами долей в уставном капитале организации.

Вообще, с практической точки зрения понятие «бенефициар» очень близко к налоговому «фактический получатель дохода» (п. 2 ст. 7 НК РФ). В конечном итоге, именно через классический вопрос «кто получает итоговый доход?» и определяется бенефициар.

Кто обязан устанавливать бенефициаров?

Требование об установлении бенефициарных владельцев распространяется почти на все компании, независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы. Более того, закон в этом случае не различает коммерческие и некоммерческие организации. Что само по себе странно. Ведь по определению бенефициар - это выгодополучатель. То есть тот, кому бизнес приносит доход. Поэтому в отношении некоммерческих организаций подобный подход представляется странным. Так, учредители благотворительных организаций в силу целей их создания теоретически не должны получать выгоду от их деятельности. Однако закон в данном случае различий не делает. Информацию должны собирать все юридические лица, за некоторыми незначительными исключениями.

Не нужно устанавливать бенефициарных владельцев (абз. 2-5 подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ):

  • учреждениям, находящимся в ведении органов государственной и муниципальной власти;
  • государственным корпорациям или организациям, в которых Российская Федерация, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50% акций (долей) в капитале. В данном случае бенефициар и так очевиден;
  • эмитентам ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию о ценных бумагах. Данные организации исключены из перечня, поскольку они раскрывают эти данные по требованию других нормативных актов (в первую очередь Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
  • иностранным организациям, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России. Так же как и в предыдущем пункте, требование об установлении бенефициарных владельцев исключено как дублирующее более подробные требования других законов.

Кому сообщать?

Информацию о бенефициарах могут запросить:

  • Федеральная налоговая служба (ФНС России);
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Правила представления информации утверждены постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913 (далее - Правила).

Запрос может поступить в организацию на бумаге либо электронно. При этом Росфинмониторинг для направления запросов в электронной форме использует ресурсы налоговой службы. На практике запросы обычно направляются в электронной форме по каналам обмена информацией с налоговыми органами.

Компания должна представить сведения о бенефициарных владельцах в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Информация представляется по состоянию на дату, указанную в запросе. Ответ должен направляться по тем же каналам, по которым был получен запрос. При получении электронного запроса ответ может быть не только по каналам взаимодействия с налоговыми органами, но и на материальном носителе (флешка или диск). В последнем случае понадобится сопроводительное письмо с подписью генерального директора. Такое письмо надо приложить к носителю информации и представить нарочным либо переслать по почте заказным письмом.

Ответ не будет принят, если:

  • электронное сообщение не соответствует установленным структуре и формату;
  • отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись уполномоченного лица (или стоит подпись неуполномоченного лица);
  • на сопроводительном письме нет подписи уполномоченного лица;
  • оптический или цифровой носитель поврежден, из-за чего невозможно прочесть его содержимое (при ответе на запрос на бумажном носителе).

Если сообщение не принято, то после получения от налогового органа соответствующего уведомления у компании будет ровно три рабочих дня на внесение исправлений и повторную отправку сообщения.

Что сообщать?

Новая ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ называется «Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах». В соответствии с ней компании обязаны:

  • располагать информацией о своих бенефициарах;
  • регулярно (не реже одного раза в год) обновлять эту информацию;
  • хранить информацию о бенефициарах не менее пяти лет со дня ее получения;
  • раскрывать информацию о бенефициарах в отчетности (когда это необходимо по закону).

Перечень сведений о бенефициарах, которыми должна располагать компания, приведен в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ. Как минимум должны быть установлены следующие данные о бенефициаре:

  • Ф.И.О., дата рождения, гражданство, ИНН;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты;
  • данные документа, подтверждающего право иностранца или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.

Порядок хранения и порядок направления запросов бенефициарам законодательство не регламентирует. Поэтому его можно утвердить внутренними документами компании. Так же необходимо определить ответственных за эту работу.

Поиск бенефициара

Итак, организация обязана принять все меры для установления своего бенефициара, а после установления - хранить информацию о нем и регулярно обновлять данные. Рассмотрим, как это сделать, на примере хозяйственных обществ.

По сути, единственный способ получить данные - направить письменные запросы лицам, которые могут являться бенефициарными владельцами. Разумеется, факты направления и получения запроса адресатом должны быть зафиксированы документально. Поэтому запрос лучше направить заказным письмом с описью вложения или курьерской службой.

Бенефициар контролирует капитал

На первом этапе работы необходимо выявить тех лиц, кто потенциально может быть бенефициаром. Росфинмониторинг предлагает использовать для этого любые законные источники информации (п. 2.1 информационного письма Росфинмониторинга от 18.03.2009 № 2 «О порядке применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ»). Для хозяйственных обществ основными источниками выступают ЕГРЮЛ (для ООО) и реестр акционеров (для АО).

Компания должна выявить:

  • физических лиц, которые прямо владеют более 25% долей (акций);
  • всех(!) юридических лиц, являющихся ее участниками (акционерами).

Первая категория лиц автоматически (в силу закона) заносится в список бенефициаров. В их адрес необходимо направить запрос для подтверждения данного статуса, поскольку они могут владеть долями (акциями) в интересах кого-то другого. В адрес физических лиц, которые владеют менее 25% долей (акций), мы также рекомендуем направить запросы, ведь они могут состоять в родственных отношениях, а значит, их доли (акции) можно суммировать.

В адрес второй категории лиц необходимо направить запрос для уточнения того, кто владеет их уставным капиталом (Пример 6). Это нужно для установления опосредованного владения 25% пакетом долей (акций). Причем запросы, на наш взгляд, необходимо отправлять вне зависимости от доли владения данных юридических лиц. Ведь возможно, что пакет владения «сложится» из нескольких частей.

Пример 6

Свернуть Показать

Второй этап - это обработка полученных ответов. По ее результатам компания должна понять, есть ли необходимость в направлении дальнейших запросов. Возможно, организация получит информацию о том, что долями в уставном капитале ее участника - юридического лица владеют другие фирмы. А по закону для выявления бенефициара нужно дойти до конца цепочки - до физического лица.

Конечно, законодатель предполагает, что вышестоящие в цепочке организации сообщают нижестоящим о всех звеньях, которые находятся над ними. Вот только это предположение не всегда соответствует действительности. Поэтому, получив в ответ сообщение без прямого указания на бенефициара, стоит направить запросы в адрес организаций, стоящих дальше по цепочке владения. И такие запросы необходимо отправлять до тех пор, пока не будут выявлены все «физики» (или пока не перестанут приходить ответы).

Пример 7

Свернуть Показать

Стоит отметить, что обязанность представлять информацию, необходимую для установления бенефициарных владельцев, лежит только на компаниях первого звена. То есть на юридических лицах - участниках данной компании, а также на лицах, иным образом контролирующих ее (п. 5 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ). А значит, участник участника может с чистой совестью проигнорировать запрос, если он не является лицом, контролирующим компанию.

Бенефициар использует другие способы контроля

Если бенефициар контролирует компанию не через владение ее долями (акциями), то механизмов для его установления не очень много. Точно так же, как и в случае с контролем капитала, необходимо направить запросы возможным бенефициарным владельцам. Но очертить круг «кандидатов» в бенефициары гораздо сложнее. Во-первых, для установления таких лиц нет единых критериев. Во-вторых, сам факт того, что их необходимо выявлять, указывает на их стремление оставаться в тени.

А теперь зададим себе вопрос - какой генеральный директор (наемный работник) будет идти против воли лица, фактически контролирующего компанию? То есть против воли того, кто платит ему зарплату?

Получается, что в данной ситуации компания может выявить своих бенефициаров только в одном случае - если сам бенефициар о себе заявит и объяснит механизм своего контроля. На самом деле, такие ситуации бывают достаточно часто. Обычно «выход из тени» происходит после общения с банком, например, при оформлении кредита. Соответственно, точно так же принимается и решение о внесении бенефициарного лица в реестр самой организации.

Нашли. Что дальше?

Информацию необходимо не только выявлять, но и хранить. Делать это проще всего в реестре выявленных бенефициаров (Пример 8). Форму такого реестра диктует сам перечень данных о бенефициаре, которыми должна располагать компания (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Пример 8

Свернуть Показать

При этом документы, на основании которых было установлено бенефициарное владение, также нужно формировать в архивное дело. Хранить их необходимо в течение пяти лет (подп. 2 п. 3 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ).

Не нашли. Накажут?

К тем, кто не владеет информацией о своих бенефициарных владельцах, закон суров. Штрафы достаточно весомы даже для крупных компаний. Заплатить полмиллиона просто за то, что реестр бенефициарных владельцев компании не был своевременно заполнен, - «удовольствие» сомнительное.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Статья 14.25.1. КоАП РФ

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Избежать ответственности просто. Надо лишь в срок предоставить ответ на запрос Росфинмониторинга или ФНС России. Но что делать, если компания не смогла получить информацию о собственных бенефициарах? Как быть в этом случае?

Главное - показать контролирующим органам, что компания старалась собрать необходимые сведения. Действительно, закон устанавливает обязанность собирать и хранить такие сведения, но при этом не устанавливает ответственность за отказ других лиц их предоставить. Более того, даже теоретическая обязанность (п. 5 ст. 6.1 ФЗ Закона № 115-ФЗ) распространяется только на собственных участников организации и лиц, ее прямо контролирующих, но совершенно не касается учредителей ваших учредителей.

Поэтому, как бы ни старалась организация, вполне вероятно, что она не сможет выявить своих бенефициаров (либо выявит не всех). Самая простая ситуация, когда у ООО все участники - юридические лица, однако цепочка на этом не заканчивается, т. к. и учредители учредителей - тоже юридические лица. Даже если компании «первой линии» (ваши участники) вам ответили, то уже «вторая линия» может проигнорировать запрос. Тем более если в цепочке появляются компании, зарегистрированные за границей. Грозит ли вам штраф? Росфинмониторинг считает, что нет.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Информационное сообщение Росфинмониторинга «О порядке раскрытия юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"»

В случае, если юридическое лицо не может установить своего бенефициарного владельца и приняло все доступные меры для того, чтобы установить соответствующие сведения относительно него, то такое юридическое лицо, в случае получения запроса уполномоченных органов государственной власти, должно представить информацию о принятых мерах по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах. Документами, подтверждающими принятие мер, могут являться вышеуказанные запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них.

Таким образом, если организация не смогла собрать данные о своих бенефициарах не по своей вине, штрафа можно не бояться. Однако нужно будет подтвердить, что компания сделала все от нее зависящее. Как указал Росфинмониторинг, по сути, единственный способ это сделать - приложить почтовые квитанции и описи вложений, подтверждающих, что запросы в адрес возможных бенефициаров были направлены.

Заключение

Практику привлечения к ответственности за отсутствие данных о бенефициаре пока нельзя назвать массовой. И это не удивительно, ведь подзаконные акты, определяющие порядок взаимодействия контролирующих органов с юридическими лицами, вступили в силу только 18 августа 2017 г. (дата вступления в силу Правил). Поэтому, вероятно, с массовыми запросами бизнес столкнется уже в следующем году. И к этому необходимо готовиться заранее, ведь после получения запроса оперативно (за пять рабочих дней) собрать информацию о бенефициарах организация просто не успеет.

Бенефициар (от франц. benefice - выгода, прибыль или лат. beneficium - благодеяние) - это выгодоприобретатель, то есть получатель денежного платежа, доходов, прибыли и других преимуществ и выгод согласно долговому документу или договору. Бенефициаром может быть как юридическое, так и физическое лицо. Встречается написание «бенефициарий».

Бенефициарами называют:

1. Лиц, которые получают доход от своей собственности, находящейся в доверительном управлении или используемой третьими лицами. Например, при сдаче внаем или аренду движимого и недвижимого имущества, либо передаче акций в пользование брокерам.

2. Назначенных страхователем получателей страховых выплат. В этом случае бенефициар указан в страховом полисе (возможно страхование имущества в пользу стороннего лица). Если указанный в договоре страхования бенефициар не доживает до наступления выплат, выгодоприобретателем становится лицо, унаследовавшее права.

3. Лиц, указанных банком банком-эмитентом в качестве владельца документарного аккредитива.

4. Лиц, получающих финансовую выгоду от траста.

5. Получателей денежных средств в инкассо.

6. Получателей банковского сертификата.