Горбачев на мальте сдал ссср. «Этот новый малый — Михаил Горбачев

С президентством Буша начался заключительный этап процесса демонтажа политико-правового и военного арсенала холодной войны в Европе. Уже в декабре 1988 г., выступая на Генеральной Ассамблее ООН, Горбачев объявил о своем намерении вывести в одностороннем порядке советские войска из стран Варшавского договора: еще один шаг в сторону разрядки, который, вместе с тем, скрывал растущие трудности, возникшие в отношениях СССР с союзниками.

Горбачев продолжал поиски окончательных договоренностей с Бушем по стратегическим вооружениям, но ему удалось добиться только частичных результатов. Первая встреча нового американского президента с Горбачевым состоялась на рейде Мальты 2-3 декабря 1989 г. после падения Берлинской стены. С первого взгляда реальные результаты встречи было трудно оценить, но в действительности она означала поворотный момент в двусторонних отношениях. Во время прямых переговоров Горбачев поднял все критические вопросы международной ситуации, не исключая угро

1Г2л8а4ва 13. От кризиса разрядки к советскому кризи-

зы в связи с началом отделения Прибалтийских стран от Советского Союза.

Не колеблясь, Горбачев открыто говорил и о внутренних трудностях. Он говорил о проблемах бюджета, о последствиях Чернобыля. «Главное испытание, которое ему предстояло, заключалось в том, чтобы покончить с недостатком потребительских товаров». Для достижения этого результата, по мнению Горбачева, было недостаточно реформировать экономические структуры: «нужно было изменить отношение трудящихся к труду». Затем участники переговоров перешли к обсуждению закрытых вопросов, и этот момент доверительности показал американскому президенту, что Горбачев, наконец, признал слабость своей позиции. Хотя он и продолжал утверждать, что Советы сохраняют превосходство в Европе, но при этом заявил: «Вы не являетесь больше нашими врагами. Времена изменились. Вы нужны в Европе. Вы должны оставаться в Европе. Для будущего континента важно, чтобы вы присутствовали». Государственный секретарь Джеймс Бэйкер оценил эти заявления как самые важные и многообещающие из тех, что сделал Горбачев. Именно в то время, когда советская империя в Восточной Европе разваливалась, Горбачев подтвердил свою готовность связать советскую внешнюю политику с доминированием американцев. С другой стороны, переговоры на Мальте убедили Буша, что Горбачев - лучший из возможных собеседников на тот момент; надежный партнер в эпоху новых отношений между Москвой и Вашингтоном; гораздо более надежный, чем такие непредсказуемые политики как Валенса или появившийся на политической арене Ельцин.

В этой обстановке глубоких политических перемен Буш и Горбачев на Мальте весьма решительно обязались продолжать в последующие месяцы переговоры о разоружении и подошли к ситуации с такой обостренной заинтересованностью, которой, возможно, и не требовалось. Они договорились о существенном ограничении своих войск, размещенных в Европе. Получив одобрение НАТО и Варшавского договора (в продолжительности существования которого уже появились законные сомнения), 13 февраля 1990 г. в Оттаве состоялась встреча представителей двух союзов, которые установили максимальный предел - в 195 000 человек - для советских и американских войск в Европе. Внешне это казалось большим завоеванием, так как число американских войск в Европе достигало 350 000, а советских - 600 000, но мало кто тогда знал, что Советы держали свои войска за рубе

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризШу

жом, потому что не знали, как разместить их, если они вернутся на родину.

В Вашингтоне и Кэмп-Дэвиде. На этот раз они договорились, что переговоры СНВ должны быть завершены, подтвердили обязательство сократить на 50% соответствующие ядерные силы, уничтожить арсеналы химического оружия и подписать новое торговое соглашение.

Прежде, чем соглашение, достигнутое во время встречи в верхах в 1990 г., стало официальным договором, на пути к разоружению был сделан новый важный шаг: в Париже завершились переговоры, начатые в Вене в 1973 г. о взаимном и сбалансированном сокращении вооруженных сил и вооружений в Европе. Соглашение было одобрено на встрече глав государств и правительств СБСЕ, которая состоялась 19 ноября 1990 г. во французской столице, где были подписаны два документа. Первый из них, подписанный 22 участниками официально еще существовавших военно-политических союзов, был Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ). Он подтверждал обязательства, уже содержавшиеся в Заключительном Хельсинкском акте, и устранял возможность неожиданного нападения и проведения крупных наступательных операций в Европе. Второй документ, подписанный 21 ноября всеми странами-участницами СБСЕ, провозглашал принципы «Парижской хартии для новой Европы», т.е. правила будущего мирного сосуществования на Европейском континенте.

Заключение этого договора открыло путь к соглашению о стратегических вооружениях. Переговоры по этой проблеме завершились 31 июля 1991 г., когда Буш и Горбачев подписали в Москве договор СНВ-1, т.е. договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Договор СНВ-1 завершил долгую работу, начатую договорами по ОСВ и продолженную после 1981 г. на переговорах в Женеве, он открывал действительно новую эру в истории международных отношений. Соглашение отражало договоренности, достигнутые на разных стадиях в ходе встреч на высшем уровне Горбачева с Рейганом и Бушем. Их результаты отражает нижеследующая таблица.

Силы до СНВ-1 Лимит СНВ

МБР 2450 6612 4900*

БРПЛ 5760 2804

ГШва 13. От кризиса разрядки к советскому кризи--сутт.-

Ядерные боеголовки В целом

МБР - межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирова-

ния; БРПЛ - баллистически; ракеты на подводных лодках; ТБ - тяжелые бомбардировщики, оснащенные ракетами с ядерными боеголовками; *---Лимит в

4900 в первой строке таблиЦы относится к общему количеству боезарядов на

баллистических ракетах морСкого и наземного базирования] разрешенных каждой державе.

Эти переговоры завершились в январе 1993 г. заключением нового договора между Бушем и Ельциным, названного СНВ-2, в соответствии с параметрами, согласованными в целом во время встречи двух государственных деятелей в Вашингтоне 16-17 июня 1992 г. Новый договор практически вдвое снижал лимиты, установленные первым договором СНВ, и допускал, чтобы США и Россия имели по 500 межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и соответственно 1728 и 1744 баллистические ракеты, размещенные на подлодках, а также 1264 и 800 тяжелых бомбардировщиков. Общее количество ядерных боеголовок в соответствии с договором составляло для Соединенных Штатов - 3492, а для России - 3044.

Соглашения от 31 июля 1991 г. были для Горбачева кульминационным и заключительным моментом его международной деятельности как руководителя государства.

После этого наступила острая фаза кризиса в Советском Союзе - в августе 1991 г. произошел государственный переворот и Горбачев был практически отстранен от власти, а в декабре 1991 г. он официально прекратил исполнение обязанностей президента СССР. Одновременно Советский Союз перестал существовать «как субъект международного права и геополитическая реальность». 9 декабря 1991 г. Ельцин приступил к формированию отношений между бывшими советскими республиками на новой основе: до этого вопрос оставался открытым, так как в августе не был подписан новый Союзный договор. Американскому правительству предстояло сделать выбор между четырьмя субъектами, обладавшими атомным оружием, которым располагал бывший Советский Союз, т.е. между Российской Федерацией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Выбор должен был пасть на самого сильного преемника и наиболее надежного с точки зрения ответственности, которая предполагала способность контролировать атомный арсенал, еще достаточно мощный и как никогда ранее опасный.

Осенью 1991 г. Буш приступил к переговорам с президентом Российской Федерации Борисом Ельциным, и именно с ним в

Часть 5. От «большой разрядки» к советскому кризису

январе 1993 г. было, наконец, подписано соглашение СНВ-2. Между тем в момент подписания соглашения наступил кризисный этап, так как было трудно понять, в какой мере Ельцин контролирует бывший советский ядерный арсенал. Распад СССР породил проблемы, неизвестные в прошлом. Политика Горбачева привела к окончанию холодной войны, но после его ухода во внутренней ситуации всего региона, прямо или косвенно находившегося под влиянием Советского Союза, начался процесс дестабилизации с непредсказуемыми результатами.

С президентством Буша начался заключительный этап процесса демонтажа политико-правового и военного арсенала холодной войны в Европе. Уже в декабре 1988г., выступая на Генеральной Ассамблее ООН, Горбачев объявил о своем намерении вывести в одностороннем порядке советские войска из стран Варшавского договора: еще один шаг в сторону разрядки, который, вместе с тем, скрывал растущие трудности, возникшие в отношениях СССР с союзниками.

Горбачев продолжал поиски окончательных договоренностей с Бушем по стратегическим вооружениям, но ему удалось добиться только частичных результатов. Первая встреча нового американского президента с Горбачевым состоялась на рейде Мальты 2-4 декабря 1989г. после падения Берлинской стены. С первого взгляда реальные результаты встречи было трудно оценить, но в действительности она означала поворотный момент в двусторонних отношениях. Во время прямых переговоров Горбачев поднял все критические вопросы международной ситуации, не исключая угрозы в связи с началом отделения Прибалтийских стран от Советского Союза.

"Не колеблясь, Горбачев открыто говорил и о внутренних трудностях. Он говорил о проблемах бюджета, о последствиях Чернобыля. По его словам, "главное испытание заключалось в том, чтобы покончить с недостатком потребительских товаров". - Эннио Ди Нольфо. История международных отношений. - 2003. - С. 716

"Затем участники переговоров перешли к обсуждению закрытых вопросов, и этот момент доверительности показал американскому президенту, что Горбачев признал слабость своей позиции. Хотя он и продолжал утверждать, что Советы сохраняют превосходство в Европе, но при этом заявил: "Вы не являетесь больше нашими врагами. Времена изменились. Вы нужны в Европе. Вы должны оставаться в Европе. Для будущего континента важно, чтобы вы присутствовали". Государственный секретарь Джеймс Бэйкер оценил эти заявления как самые важные и самые многообещающие из тех, что сделал Горбачев. Именно в то время, когда советская империя в Восточной Европе разваливалась, Горбачев подтвердил свою готовность связать советскую внешнюю политику с доминированием американцев. С другой стороны, переговоры на Мальте убедили Буша, что Горбачев - лучший из возможных собеседников на тот момент; надежный партнер в эпоху новых отношений между Москвой и Вашингтоном". - Эннио Ди Нольфо. История международных отношений. - 2003. - С. 717

В этой обстановке глубоких политических перемен Буш и Горбачев на Мальте весьма решительно обязались продолжить в последующие месяцы переговоры о разоружении и подошли к ситуации с такой обостренной заинтересованностью, которой, возможно, не требовалось. Они договорились о существенном ограничении своих войск, размещенных в Европе. Получив одобрение НАТО и Варшавского договора 13 февраля 1990г. в Оттаве состоялась встреча представителей двух союзов, которые установили максимальный предел - в 195 000 человек - для советских и американских войск в Европе.

Буш и Горбачев снова встретились 30 мая в Кэмп - Дэвиде. На этот раз они договорились, что переговоры СНВ должны быть завершены, подтвердили обязательство на 50% сократить соответствующие ядерные силы, уничтожить арсеналы химического оружия и подписать новое торговое соглашение.

Прежде чем соглашение, достигнутое во время встречи в верхах в 1990г., стало официальным договором, на пути к разоружению был сделан новый важный шаг: в Париже завершились переговоры, начатые в Вене в 1973г. о взаимном сбалансированном сокращении вооруженных сил и вооружений в Европе. Соглашение было одобрено на встрече глав государств и правительств СБСЕ, которая состоялась 19 ноября 1990г. в Париже, где были подписаны два документа. Первый из них - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ). Он подтверждал обязательства, уже содержавшиеся в Заключительном Хельсинкском акте, и устранял возможность неожиданного нападения и проведения крупных наступательных операций в Европе. Второй документ, подписанный 21 ноября всеми странами - участницами СБСЕ, провозглашал принципы "Парижской хартии для новой Европы", т.е. правила будущего мирного сосуществования на Европейском континенте. Заключение этого договора открыло путь к соглашению о стратегических вооружениях. Переговоры по этой проблеме завершились 31 июля 1991г., когда Буш и Горбачев подписали в Москве Договор СНВ-1, т.е. договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Соглашение отражало договоренности, достигнутые на разных стадиях в ходе встреч на высшем уровне Горбачева с Рейганом и Бушем. Их результаты отражает нижеследующая таблица.

Эти переговоры завершились в январе 1993г. заключением нового договора между Бушем и Ельциным, названного СНВ-2 . Этот договор практически вдвое снижал лимиты , установленные СНВ-1.

Соглашения от 31 июля 1991 г. для Горбачева были кульминационным и заключительным моментом в его международной деятельности как руководителя государства.

"После этого наступила острая фаза кризиса в Советском Союзе - в августе 1991г произошел государственный переворот и Горбачев был отстранен от власти, а в декабре 1991г. он официально прекратил исполнение обязанностей президента СССР. Одновременно СССР перестал существовать "как субъект международного права и геополитическая реальность". 9 декабря 1991г. Ельцин приступил к формированию отношений между бывшими советскими республиками на новой основе". - Эннио Ди Нольфо. История международных отношений. - 2003. - С. 718Американскому правительству предстояло сделать выбор между четырьмя субъектами, обладавшими атомным оружием, которым располагал бывший СССР, т.е. между Российской Федерацией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Выбор должен был пасть на самого сильного преемника.

Осенью Буш приступил к переговорам с президентом Российской Федерации Борисом Ельциным, и именно с ним в январе 1993г. было подписано соглашение СНВ-2.

В начале декабря 1989 года, когда Берлинская стена уже пала, а страны социалистического блока были охвачены пламенем революций, на острове Мальта встретились два лидера — Михаил и . О чем они там говорили, до сих пор остается загадкой — подробностей нет даже в мемуарах обоих политических деятелей. Однако пресс-конференция, проведенная по итогам мальтийских переговоров, определенно запомнилась.

«Мир покидает одну эпоху и вступает в новую. Мы стоим в начале длинного пути. Это путь в эпоху прочного мира... Я заверил президента Соединенных Штатов, что никогда не начну войну против США», — сказал Михаил Горбачев. Джордж Буш приветствовал его слова.

Именно так и завершилась «холодная война». Однако даже сами мальтийские переговоры не были спонтанными: Буш и Горбачев хотел переговорить уже давно — причиной тому была напряженная обстановка в Восточной Европе, а также необходимость согласования шагов по взаимному разоружению. В качестве локации для диалога двух лидеров была выбрана Мальта. Правда, сначала предполагалось, что переговоры пройдут поочередно на борту советского и американского военных кораблей.

Изменения в планы Горбачева и Буша внесла погода — пришлось проводить переговоры на теплоходе «Максим Горький». Согласно воспоминаниям посла США в Советском Союзе Джека Мэтлока, Горбачеву «необходимо было, чтобы видели: он ведет дела с на равных, а не как побежденный противник».

Уже в самом начале переговоров Горбачев сделал уступки по главному пункту — отказался от «доктрины Брежнева», то есть от любого вмешательства в дела стран социалистического блока.

«Пусть народы сами, без вмешательства извне, решают, как им быть», — заявил советский лидер, пообещав заняться и выводом советских войск, размещенных на территории Восточной Европы. Таким образом, был решен и вопрос об объединении Германии, хотя в Политбюро такой сценарий рассматривали лишь в случае, если и Варшавский договор одновременно самораспустятся.

Кроме того, во время переговоров был заложен фундамент для подписания договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Примечательно, что в ответ Буш пообещал остановить действие поправки Джексона-Веника, которая ограничивала торговлю современными технологиями с СССР, а также с рядом других государств соцблока. Произошло это, правда, только в 2012 году. Причем одновременно с отменой этой поправки начал действовать санкционный «список Магнитского».

Наконец, в ходе переговоров Горбачев пообещал Бушу не использовать насильственные методы в отношении сепаратистов в государствах Прибалтики.

«Встреча на Мальте Буша с Горбачевым. Это был советский Мюнхен. Американский президент напрочь переиграл «наивного» советского лидера, Советский Союз без всяких компромиссов сдал стратегические плацдармы в Восточной Европе», — уверен сын прославленного советского дипломата Анатолий.

Однако сам главный герой этой истории придерживается иной версии событий. В интервью ТАСС Михаил Горбачев заявил, что необходимо помнить об уроках Мальты, констатировав, что «опасность исходит от американской позиции».

«Теперь опять появились признаки «холодной войны». Можно и нужно остановить весь этот процесс. Ведь остановили же в 80-х годах. И пошли на разрядку, на объединение. Там было покруче нынешнего. Можем и сейчас так сделать», — уверен Горбачев.


С президентством Буша начался заключительный этап процесса демонтажа политико-правового и военного арсенала холодной войны в Европе. Уже в декабре 1988г., выступая на Генеральной Ассамблее ООН, Горбачев объявил о своем намерении вывести в одностороннем порядке советские войска из стран Варшавского договора: еще один шаг в сторону разрядки, который, вместе с тем, скрывал растущие трудности, возникшие в отношениях СССР с союзниками.

Горбачев продолжал поиски окончательных договоренностей с Бушем по стратегическим вооружениям, но ему удалось добиться только частичных результатов. Первая встреча нового американского президента с Горбачевым состоялась на рейде Мальты 2-4 декабря 1989г. после падения Берлинской стены. С первого взгляда реальные результаты встречи было трудно оценить, но в действительности она означала поворотный момент в двусторонних отношениях. Во время прямых переговоров Горбачев поднял все критические вопросы международной ситуации, не исключая угрозы в связи с началом отделения Прибалтийских стран от Советского Союза.

"Не колеблясь, Горбачев открыто говорил и о внутренних трудностях. Он говорил о проблемах бюджета, о последствиях Чернобыля. По его словам, "главное испытание заключалось в том, чтобы покончить с недостатком потребительских товаров".

"Затем участники переговоров перешли к обсуждению закрытых вопросов, и этот момент доверительности показал американскому президенту, что Горбачев признал слабость своей позиции. Хотя он и продолжал утверждать, что Советы сохраняют превосходство в Европе, но при этом заявил: "Вы не являетесь больше нашими врагами. Времена изменились. Вы нужны в Европе. Вы должны оставаться в Европе. Для будущего континента важно, чтобы вы присутствовали". Государственный секретарь Джеймс Бэйкер оценил эти заявления как самые важные и самые многообещающие из тех, что сделал Горбачев. Именно в то время, когда советская империя в Восточной Европе разваливалась, Горбачев подтвердил свою готовность связать советскую внешнюю политику с доминированием американцев. С другой стороны, переговоры на Мальте убедили Буша, что Горбачев - лучший из возможных собеседников на тот момент; надежный партнер в эпоху новых отношений между Москвой и Вашингтоном".

В этой обстановке глубоких политических перемен Буш и Горбачев на Мальте весьма решительно обязались продолжить в последующие месяцы переговоры о разоружении и подошли к ситуации с такой обостренной заинтересованностью, которой, возможно, не требовалось. Они договорились о существенном ограничении своих войск, размещенных в Европе. Получив одобрение НАТО и Варшавского договора 13 февраля 1990г. в Оттаве состоялась встреча представителей двух союзов, которые установили максимальный предел - в 195 000 человек - для советских и американских войск в Европе.

Буш и Горбачев снова встретились 30 мая в Кэмп - Дэвиде. На этот раз они договорились, что переговоры СНВ должны быть завершены, подтвердили обязательство на 50% сократить соответствующие ядерные силы, уничтожить арсеналы химического оружия и подписать новое торговое соглашение.

Прежде чем соглашение, достигнутое во время встречи в верхах в 1990г., стало официальным договором, на пути к разоружению был сделан новый важный шаг: в Париже завершились переговоры, начатые в Вене в 1973г. о взаимном сбалансированном сокращении вооруженных сил и вооружений в Европе. Соглашение было одобрено на встрече глав государств и правительств СБСЕ, которая состоялась 19 ноября 1990г.в Париже, где были подписаны два документа. Первый из них - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ).Он подтверждал обязательства, уже содержавшиеся в Заключительном Хельсинкском акте, и устранял возможность неожиданного нападения и проведения крупных наступательных операций в Европе. Второй документ, подписанный 21 ноября всеми странами - участницами СБСЕ, провозглашал принципы "Парижской хартии для новой Европы", т.е. правила будущего мирного сосуществования на Европейском континенте. Заключение этого договора открыло путь к соглашению о стратегических вооружениях. Переговоры по этой проблеме завершились 31 июля 1991г., когда Буш и Горбачев подписали в Москве Договор СНВ-1, т.е. договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Соглашение отражало договоренности, достигнутые на разных стадиях в ходе встреч на высшем уровне Горбачева с Рейганом и Бушем. Их результаты отражает нижеследующая таблица.

Эти переговоры завершились в январе 1993г. заключением нового договора между Бушем и Ельциным, названного СНВ-2. Этот договор практически вдвое снижал лимиты, установленные СНВ-1.

Соглашения от 31 июля 1991 г. для Горбачева были кульминационным и заключительным моментом в его международной деятельности как руководителя государства.

"После этого наступила острая фаза кризиса в Советском Союзе - в августе 1991г произошел государственный переворот и Горбачев был отстранен от власти, а в декабре 1991г. он официально прекратил исполнение обязанностей президента СССР. Одновременно СССР перестал существовать "как субъект международного права и геополитическая реальность". 9 декабря 1991г. Ельцин приступил к формированию отношений между бывшими советскими республиками на новой основе". Американскому правительству предстояло сделать выбор между четырьмя субъектами, обладавшими атомным оружием, которым располагал бывший СССР, т.е. между Российской Федерацией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Выбор должен был пасть на самого сильного преемника.

Осенью Буш приступил к переговорам с президентом Российской Федерации Борисом Ельциным, и именно с ним в январе 1993г. было подписано соглашение СНВ-2.