Искандер произведения. Фазиль искандер краткая биография
русский и абхазский писатель и поэт
Фазиль Искандер
Краткая биография
Фази́ль Абду́лович Исканде́р (абх. Фазиль Абдул-иҧа Искандер; 6 марта 1929, Сухум, ССРА, ЗСФСР, СССР - 31 июля 2016, Переделкино, Московская область, Россия) - русский и абхазский писатель и поэт.
Родился 6 марта 1929 года в Сухуме в семье бывшего владельца кирпичного завода, выходца из Ирана, по происхождению - наполовину абхазца, наполовину перса. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Искандер больше никогда отца не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.
Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Пытался поступить на философский факультет МГУ, но в итоге стал студентом Библиотечного института в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького , который окончил в 1954 году.
В 1954-1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата. С 1962 года постоянно жил в Москве.
Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957 году, в 1960-х годах начал печататься в журнале «Юность». Прозу начал писать с 1962 года. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в августовском номере «Нового мира» повести «Созвездие Козлотура». Повесть высмеивает «кампании» по подъёму сельского хозяйства в СССР и общественное мнение, легко поддающееся манипулированию. Экранизирована с включением мотивов также и других произведений Искандера в 1989 году. В одном из поздних интервью Искандер пояснил, что «сатира - это оскорблённая любовь: к людям ли, к родине; может быть, к человечеству в целом».
Фазиль Искандер печатался также в изданиях «Литературная Абхазия», «Новый мир», «Неделя». Ещё в советские времена Искандер был известен как автор остроумных афоризмов. Наиболее острый резонанс в эпоху творческой несвободы в СССР вызвал такой: «Если не в силах распилить свои оковы, плюй на них - может, проржавеют ».
В 1979 году участвовал в создании неподцензурного альманаха «Метрополь» (повесть «Маленький гигант большого секса»). После этого в течение ряда лет, вплоть до горбачёвской перестройки, испытывал проблемы с публикацией своих произведений в СССР.
Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.
Творчество
Смех Искандера естествен, как реакция самой жизни на неестественную формальность официоза. Смех вскрывает и убивает фальшь, глупость и самодовольство тех, кто мнил себя наделённым властью над детьми, блаженными и коровами. Ho этот смех лишён назидательности, нравоучительства. Если хотите - плутовской смех, весёлый обман лжи, надувательство лицемерия. Он уничтожает, утверждая. Этот смех целителен и спасителен, ибо трагические обстоятельства времени столь сильны, что человека без ободряющего присутствия смеха охватили бы отчаяние и безнадёжность. Смех побеждает ложь, предательство, даже смерть.
Наталья Иванова, литературовед
Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». А также популярны повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», рассказы: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие произведения.
Роман-эпопея «Сандро из Чегема», полный текст которого состоит из 32 глав и почти 1100 страниц, был урезан советской цензурой на две трети. В журнале «Новый мир» (1973, № 8-11) были фрагментарно опубликованы выдержки из романа, объёмом 240 журнальных страниц. Полный текст вышел в США: издательство Ann Arbor, в 1979 и 1981 годах, в СССР издан полностью в трёхтомнике в 1989 году. Роман включает в себя цикл новелл о старом дяде Сандро из горной кавказской деревни, образ которого близок персонажам абхазского фольклора. Новеллы составляют вместе нечто вроде современного плутовского романа, в котором нет сквозного действия, а в сатирическом ключе описываются тематически близкие эпизоды из разных времён - от предреволюционных до современных. Жанр произведений Искандера некоторыми литературоведами определялся как «магический реализм » или «мистический реализм ».
Сюжет многих сочинений Искандера разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства. Вольфганг Казак отмечал, что Искандер-прозаик отличается богатством воображения. «Искандер предпочитает повествование от первого лица, выступая в роли явно близкого самому автору рассказчика, охотно и далеко отклоняющегося от темы, который среди тонких наблюдений не упускает случая с юмором и критически высказаться о современности». Многим произведениям Искандера присущ стереоскопический «двойной взгляд»: глазами взрослого и глазами ребёнка, когда повествование много пережившего рассказчика перемежается с его воспоминаниями из дня сегодняшнего своего детства и тогдашнего видения мира.
Среди излюбленных тем философских размышлений в произведениях Искандера - понятия справедливости, чести, достоинства, аскетизм, любовь к земле, уважительное отношение к смерти и покойным. К числу «красных нитей», пронизывающих творчество Искандера, литературоведы относят «распад человечности, забвение веками складывавшейся народной этики», утрату добродетели в погоне за утилитарными выгодами, гибель и разрушение рода, равнодушие людей к будущему народа. Движущей же силой самосохранения человека в жестокое время нравственных утрат и духовного порабощения («Кролики и удавы») являются саркастичный, временами язвительный оптимизм, ни на миг не затихающее в произведениях Искандера противоборство «смех против страха ». И плутовской, по определению самого писателя, смех всегда побеждает: у Искандера почти нет произведений с трагическим и безысходным финалом.
В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я - безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен ».
Книги Искандера переведены на десятки языков мира.
Сам Искандер восхищался поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.
Политическая и общественная деятельность
У нас в республике Фазиля Искандера знают в каждом доме. В своих произведениях он создал потрясающий образ Абхазии. Писатель Искандер - выдающийся. К сожалению, человек он не столь выдающийся. Сто раз выступив в защиту разных народов, он за всё время войны ни разу не возвысил голос в защиту родной Абхазии.
Владислав Ардзинба, первый президент Абхазии, 1994
Как общественный деятель и духовный авторитет общества, неоднократно выступал в защиту малочисленных народов, подписал множество писем в защиту высланных и репрессированных писателей. В 1989 году был избран от оппозиционных сил в составе 11 депутатов от Абхазской АССР в Верховный Совет СССР 12-го созыва. Избирательная кампания носила обострённый характер, но Ф. Искандер победил и работал депутатом до самороспуска Верховного Совета в 1991 году. В дальнейшем политикой больше не занимался. От первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы деликатно дистанцировался, в период грузино-абхазской войны как общественный деятель находился в тени. Не известно ни одного публичного выступления Искандера в поддержку суверенитета Абхазии - напротив, Станислав Рассадин цитировал спич Искандера, где он выступал против отделения Абхазии от Грузии, мотивируя тем, что это путь в «кровавый тупик», а сецессия болезненно воспринимается даже в Европе.
Фазиль был старейшиной и самой уважаемой фигурой в московской абхазской диаспоре.
Кончина и траур
Фазиль Абдулович Искандер скончался от острой сердечной недостаточности 31 июля 2016 года у себя на даче, в подмосковном Переделкино на 88-м году жизни. Глубокие соболезнования семье и поклонникам творчества и таланта Искандера выразил Президент России Владимир Путин.
Писатель был похоронен 2 августа после отпевания на Новодевичьем кладбище в Москве. В этот день в Абхазии был объявлен траур.
Семья
Был женат с 1960 года, жена - поэтесса Антонина Михайловна Хлебникова (Искандер). Имел сына и дочь.
Отметив золотую свадьбу весной 2011 года, Фазиль и Антонина Искандер совместно выпустили книгу стихов «Снег и виноград».
Награды и премии
- орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 сентября 2004 года)
- орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 марта 1999 года)
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 марта 2009 года)
- Государственная премия СССР (1989) - за роман «Сандро из Чегема»
- премия Правительства РФ (26 декабря 2011 года) - за книгу «Избранные произведения»
- Пушкинская премия (1993)
- Государственная премия Российской Федерации (1994)
- Государственная премия Российской Федерации - за вклад в развитие отечественной литературы (2014)
- премия «Триумф» (1999)
- орден «Честь и слава» I степени (18 июня 2002 года, Абхазия)
- Почётный член Российской академии художеств
- В честь Ф. А. Искандера астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (5615) Iskander, открытый 4 августа 1983 г.
- В 2009 году Банк Абхазии выпустил посвящённую Фазилю Искандеру памятную серебряную монету из серии «Выдающиеся личности Абхазии», номиналом 10 апсаров.
- Лауреат Бунинской премии (2013)
Сочинения
Стихи
- Горные тропы. Стихи. Сухуми, 1957.
- Доброта земли. Стихи. Сухуми, 1959.
- Зелёный дождь. М., 1960.
- Дети Черноморья. Сухуми, 1961.
- Молодость моря. М., 1964.
- Зори земли. М., 1966.
- Летний лес. Стихи. М., 1969.
- Путь. Стихи. М.: Сов. писатель, 1987.
- Стихотворения. М., 1993.
Проза
- Смеётся тот, кто смеётся (роман) // Неделя, апрель-июль 1964 г. (один из девяти авторов)
- Созвездие Козлотура // Новый мир. 1966. № 8.
- Запретный плод. М., 1966.
- Колчерукий // Новый мир. 1967. № 4.
- Три рассказа // Новый мир. 1969. № 5.
- Дерево детства. М., 1970; 1974.
- День Чика // Юность. 1971. № 10.
- Сандро из Чегема // Новый мир. 1973. № 8-11. отд. изд. - 1977
- Время счастливых находок. М.: Молодая гвардия, 1973.
- Под сенью грецкого ореха. 1979.
- Маленький гигант большого секса, в альманахе «Метрополь» (Ann Arbor, 1979); под названием «О, Марат!» в журнале «Огонёк» (1988. № 21-22); вошёл в роман «Сандро из Чегема» (Гл. 23. 1989). (Описание любовных приключений Берии)
- Кролики и удавы. Ann Arbor, 1982; журнал «Юность», 1987.
- Защита Чика. 1983.
- Большой день большого дома. Сухуми, 1986.
- Избранное. - М.: Советский писатель, 1988. - 576 с. - 100 000 экз.
- Кофейня в море. Пьеса // Театр. 1988. № 6.
- Стоянка человека. 1990.
- Человек и его окрестности.
- Тринадцатый подвиг Геракла.
- Софичка. 1997.
- Незваный гость. 1999.
Фильмография
- 1969 - «Время счастливых находок».
- 1984 - «Снег в сентябре» по рассказу «Заира».
- 1986 - «Чегемский детектив».
- 1989 - «Праздник ожидания праздника».
- 1989 - «Воры в законе» по мотивам рассказов - «Бармен Адгур», «Чегемская Кармен» .
- 1989 - «Созвездие Козлотура» по мотивам одноимённой повести.
- 1989 - «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» по мотивам главы «Пиры Валтасара» романа «Сандро из Чегема» .
- 1991 - «Расстанемся, пока хорошие» по мотивам рассказа «Дудка старого Хасана» .
- 1992 - «Маленький гигант большого секса» по мотивам повести «О, Марат!» .
- 2004 - телеспектакль «Привет от Цюрупы!», телеверсия спектакля Театра Сатиры по мотивам произведений («Думающий о России и американец» ).
- 2016 - «Софичка» по мотивам одноимённой повести.
Документальные фильмы с участием Ф. Искандера
- Апсны-Абхазия. Страна души. 2010 год.
Память
- Имя Фазиля Искандера увековечено при жизни - его именем названа бывшая московская библиотека семейного чтения № 185 (ныне - библиотека № 202 «Культурный центр Фазиля Искандера») на Кастанаевской улице, 52, строение 2.
- 6 марта 2017 года имя Фазиля Искандера присвоено Государственному Русскому Театру Драмы Республики Абхазия (РУСДРАМ) в Сухуме.
Фазиль Искандер – русский прозаик, поэт, сценарист и журналист. По его произведениям до сих пор ставят спектакли и снимают фильмы.
Книги Искандера переведены на многие языки мира. В 1993 г. он был удостоен престижной Пушкинской премии.
Биография Искандера
Его отец, Абдул-Керим, являлся бывшим владельцам кирпичного завода. Мать, Лели Мишелия, была родом из небольшого поселка Чегем.
Кроме Фазиля в семействе Искандеров родились девочка Гюли и мальчик Фири.
Детство и юность
Когда будущему писателю исполнилось 9 лет, его отца насильно депортировали из . С того времени больше о нем не было никаких известий.
Фазиль Искандер с отличием окончил русскую школу, после чего отправился в для продолжения учебы в МГУ. Однако поступить в университет он не смог по причине своей национальности.
В связи с этим он стал студентом Библиотечного института. Проучившись в нем 3 года, Искандер перевелся в Литературный институт им. А. М. Горького. В этот период биографии он начал писать свои первые произведения.
Творческая биография Искандера
Фазиль Искандер в молодостиВ 1957 г. в печать вышла первая книга Искандера «Горные тропы». Почувствовав уверенность в собственных силах, он принялся писать прозу.
Позже Искандер устроился работать журналистом и редактором в издательствах «Курская правда» и «Брянский комсомолец».
Параллельно с этим он печатал свои произведения в разных в журналах и газетах.
Произведения Искандера
В 1966 г. из-под пера Фазиля Искандера вышла повесть «Созвездие Козлотура», которая приобрела определенную популярность и признание в обществе.
Позже по мотивам данного произведения будет снята комедия, в которой примут участие известные советские актеры.
Интересен факт, что в этой повести писатель с определенной долей иронии описывал засевание полей , которое происходило в период правления .
Затем Искандером был написан рассказ «Софичка», в котором говорилось о доброй и честной девушке.
В 1973 г. в свет вышел цикл новелл Искандера «Сандро из Чегема». Интересно, что у всех новелл был один общий герой.
Произведения Фазиля Абдуловича отличались тонким юмором с элементами сарказма.
В них он рассуждал над такими человеческими качествами, как жестокость, тщеславие, честность, справедливость, благородство и т.д. Кроме этого писатель был мастером аллегорий и сравнений.
В 1992 г. состоялась премьера картины «Маленький гигант большого секса», снятая по мотивам одноименного рассказа Искандера. Главную роль в ней сыграл актер и сатирик Геннадий Хазанов.
Смерть
Фазиль Абдулович Искандер умер от острой сердечной недостаточности 31 июля 2016 года у себя на даче, в подмосковном Переделкино. Ему было 87 лет.
Глубокие соболезнования семье и поклонникам творчества и таланта Искандера выразил .
Писатель был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В этот день в Абхазии был объявлен траур.
Фото Искандера
Ниже можно посмотреть фото Искандера. Несмотря на то, что фотографий с его участием не так много, мы постарались найти лучшие снимки в хорошем качестве.
Фазиль Искандер биография кратко для детей расскажет о жизни и творчестве писателя.
Фазиль Абдулович Искандер краткая биография
Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия), в семье владельца кирпичного завода. Школу закончил в Абхазии.
После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 перевелся в Литературный институт им. А.М.Горького, окончив его в 1954.
В 1954-1956 работал журналистом в Брянске (газета «Брянский комсомолец») и Курске (газета «Курская правда»). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х.
В 1957 году вышла первая книга стихов Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой.
Еще в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Первое дело». Через шесть лет появляются два его новых рассказа – «Рассказ о море» и «Петух». В 1964 году в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году 8 рассказов Искандера были включены в 5-томник «Библиотеки произведений советских писателей».
Печатался в журналах «Литературная Абхазия», «Юность», «Новый мир», «Неделя».
Фазиль Абдулович Искандер - советский и российский прозаик, переводчик и поэт, лауреат ряда премий.
Родился 6 марта 1929 в Сухуми в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, больше его Фазиль никогда не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем. Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Поступил в Библиотечный институт в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А.М. Горького, который окончил в 1954 году.
В 1954-1955 годах Искандер был литературным сотрудником газеты «Брянский комсомолец», в 1955-1956 годах - газеты «Курская правда». В 1956 стал редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. С начала 1990-х постоянно живёт в Москве. Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957, в конце 1950-х годов начал печататься в журнале «Юность» . Прозу начал писать с 1962 года. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура». Печатался также в изданиях «Литературная Абхазия», «Новый мир», «Неделя» .
Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.
В 1979 году участвовал в создании неподцензурного альманаха «Метрополь», изданном в США, за что на несколько лет был практически отлучен от советской печати. Только в 1984-1985 годах в периодике появились новые рассказы Искандера.
Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года. Как общественный деятель и духовный авторитет общества, неоднократно выступал в защиту малочисленных народов.
Фазиль Искандер был членом Центральной ревизионной комиссии Союза писателей СССР (1986-1991), сопредседателем секретариата правления СП СССР (1991), народным депутатом СССР от Абхазской АССР (1989-1992), членом комиссий по Государственным премиям России, по правам человека и по помилованиям при президенте РФ, совета по культуре и искусству при президенте РФ. Также является академиком РАЕН (1995), членом Академии российского искусства (1995), Независимой академии эстетики и свободных искусств (1995), почетным доктором Норвичского университета (США), членом и лауреатом Баварской академии изящных искусств (Германия).
В настоящее время живёт в Москве, является старейшиной и наиболее уважаемой фигурой в московской абхазской диаспоре.
Рассказы и повести Искандера переведены практически на все европейские языки. По мотивам произведений Искандера было снято множество фильмов.
Сам Искандер восхищается поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского , прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева .
Женат с 1960 года. Жена - поэтесса Антонина Хлебникова (Искандер). Имеет сына Александра и дочь Марину. Весной 2011 Фазиль и Антонина Искандер совместно выпустили книгу стихов «Снег и виноград».
Фазиль Искандер награждён рядом престижных отечественных и зарубежных премий: Государственной премией СССР (1989), Государственной премией РФ (1993), премией имени А.Д. Сахарова «За мужество в литературе» (1991), Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1992), премией «Золотой Остап», Малапарти (Италия), «Триумф» (1998), памятной медалью РАН «Шедевры русской литературы ХХ века» за выдающийся вклад в развитие культуры России (2003). В 2011 году Искандер стал лауреатом литературной премии «Ясная Поляна» имени Л.Н. Толстого и обладателем премии правительства России за сборник «Избранные произведения». Указом президента был трижды награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» в 1999, 2004 и 2009 годах. Награждён орденом «Честь и слава» I степени Абхазии (2002).
Фантастика в творчестве Фазиля Искандера.
Творчество Ф. Искандера представляет собой уникальное явление – оно сочетает в себе, казалось бы, несочетаемые элементы. Его творчество контаминирует и романтические мотивы и образы, и реалистичность изображения, злободневность поставленных вопросов и заявленных тем, сложную проблематику, многогранные характеры, облечённые в нетривиальные образы героев, дабы лучше раскрыть их сущность.
В своём творчестве Искандер использует множество приёмов, играет с образами и сюжетами, использует мифы, сказки, аллегории и гиперболы. Но как таковой фантастики в традиционном её понимании в творчестве Фазиля Искандера мы не найдем в силу того, что автор он неординарный, самобытный и весьма нетрадиционный, а потому интересный. Фантастика у него неявная, завуалированная, невидимая на первый взгляд, но оттого не менее значимая. Наиболее ярко фантастические элементы проявляются в философских сказках автора. Например, сказка «Кролики и удавы», где героями являются животные, а действие разворачивается в Государстве Кроликов. Использован и евангельский сюжет. Это, пожалуй, наиболее яркий пример использования фантастических приёмов в творчестве писателя. Подобные сказки аллегоричны и несут в себе яркие элементы фантастики. Но фантастика здесь выполняет несколько иную функцию, чем обычно, - она здесь не главный элемент, но в то же время элемент необходимый. Здесь подобные приёмы позволяют глубже раскрыть суть поставленных проблем, показать глубину образов и заявленной проблематики, расширить и углубить пространство и время, выведя их из жёстких рамок.
Повесть «Созвездие козлотура» рассказывает о выведении нового животного - козлотура, происходящего от горного тура и домашней козы. Здесь автор использует как традиционные фантастические элементы, так и свои излюбленные приёмы. Образ козлотура выступает здесь метафорой социального эксперимента по созданию идеологизированного человека.
В рассказе «Сон о боге и дьяволе» Искандер обращается к библейской тематике. Рассказ представляет собой диалог бога и дьявола о людях, вере, сомнении, истине.
Философская сказка «Джамхух - Сын Оленя, или Евангелие по-чегемски» повествует о судьбе истины в мире. Основой сюжета выступает абхазская легенда, но облечён сюжет в форму волшебной сказки с использованием её традиционных элементов (испытание героя, волшебные помощники). Библейские реминисценции лишь усиливают смысловую глубину произведения.
В фантастическом ореоле предстаёт перед читателем хронотоп Абхазии, присутствующий во многих произведениях писателя (например, «Сандро из Чегема»). Абхазия здесь сродни некоей вымышленной стране, она идеализирована, приближена к временам легендарным, даже мифическим, наделена иными свойствами, словно одушевлена. Здесь очень велико влияние фольклора.
К фантастическим элементам стоит отнести и антропоморфизм и сакрализацию природы, животных и деревьев (“Рассказ о море”, “Чаепитие и любовь к морю”, “Школьный вальс”, “Святое озеро”, “Дерево детства”, “Большой день большого дома”). Образ дерева у Искандера – это отдельный архетип и символ – символ жизни, развития человека и народа, символ надежды.
Сказочные и мифологические сюжеты, как и намёки на них, способствуют более глубокому изображению современного мира, расширяют границы времени и пространства, углубляют художественный смысл повествования за счёт возникающих культурных реминисценций.
Проза Искандера сложна и многогранна, за внешним сюжетом всегда лежит внутренний подтекст, иные пласты смысла. Так и с фантастикой в его творчестве: она не лежит на видном месте, но она есть в большинстве его произведений. Автор испытал на себе влияние многих писателей, как прошлых поколений, так и своих современников, но умело выработал собственную поэтику и неповторимый стиль. К примеру, в философско-социальных повестях и сказках звучат отголоски творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина , в социально-психологических произведениях – М.А. Булгакова , часто автор обращается к мифологии, используя как отдельные мотивы, так и мифы в целом.
Окончил с золотой медалью общеобразовательную школу, после чего поступил в Библиотечный институт в Москве. Через три года перевелся в Литературный институт им. А.М. Горького.
Первый сборник стихов «Горные тропы» был издан в Сухуми в 1957 году. С конца 50-х годов печатался в сборнике «Юность». Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в журнале «Новый мир» повести «Созвездие Козлотура».
С 1962 года Искандер начинает писать прозу, причем делает это в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где писатель провел большую часть своего детства.
В 1979 году участвовал в создании неподцензурного альманаха «Метрополь» и опубликовал там свою повесть «Маленький гигант большого секса». В 1987 году был членом жюри в финальной игре Высшей лиги КВН.
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, орденом «Честь и слава» I степени. Неоднократно был награжден Государственной премией РФ. Почетный член Российской академии художеств.
Список сочинений
Стихи:
- Горные тропы. Стихи. Сухуми, 1957.
- Доброта земли. Стихи. Сухуми, 1959.
- Зелёный дождь. М., 1960.
- Дети Черноморья. Сухуми, 1961.
- Молодость моря. М., 1964.
- Зори земли. М., 1966.
- Летний лес. Стихи. М., 1969.
- Путь. Стихи. М.: Сов. писатель, 1987.
- Стихотворения. М., 1993.
Проза:
- Созвездие Козлотура // Новый мир. 1966. № 8.
- Запретный плод. М., 1966.
- Колчерукий // Новый мир. 1967. № 4.
- Три рассказа // Новый мир. 1969. № 5.
- Дерево детства. М., 1970; 1974.
- День Чика // Юность. 1971. № 10.
- Сандро из Чегема // Новый мир. 1973. № 8-11. отд. изд. — 1977 (урезано цензурой на две трети); полный текст вышел в США: Ann Arbor, 1979 и 1981, в СССР полностью в 3-х тт., 1989
- Время счастливых находок. М.: Молодая гвардия, 1973.
- Под сенью грецкого ореха. 1979.
- Маленький гигант большого секса, в альманахе «Метрополь» (Ann Arbor, 1979); под названием «О, Марат!» в журнале «Огонёк» (1988. № 21-22); вошёл в роман «Сандро из Чегема» (Гл. 23. 1989).
- Кролики и удавы. Ann Arbor, 1982; журнал «Юность», 1987.
- Защита Чика. 1983.
- Большой день большого дома. Сухуми, 1986.
- Избранное. — М.: Советский писатель, 1988. — 576 с. — 100 000 экз.
- Кофейня в море. Пьеса // Театр. 1988. № 6.
- Стоянка человека. 1990.
- Человек и его окрестности.
- Тринадцатый подвиг Геракла.
- Софичка. 1997.
- Незваный гость. 1999.
Фильмография:
- 1969 — «Время счастливых находок»
- 1986 — «Чегемский детектив»
- 1989 — «Праздник ожидания праздника»
- 1989 — «Воры в законе» по мотивам рассказов — «Бармен Адгур», «Чегемская Кармен»
- 1989 — «Созвездие Козлотура» по мотивам одноимённой повести
- 1989 — «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» по мотивам главы «Пиры Валтасара» романа «Сандро из Чегема»
- 1991 — «Расстанемся, пока хорошие» по мотивам рассказа «Дудка старого Хасана»
- 1992 — «Маленький гигант большого секса» по мотивам повести «О, Марат!»
- 2016 — «Софичка» по мотивам одноимённой повести