Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду. Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду пример

В законодательстве Российской Федерации существуют нормы, согласно которым с каждого предприятия или организации, которые оказывают (даже потенциально) негативное воздействие на экологию и/или окружающую среду, взимается определенная плата в пользу государства (должны платить). Средства уходят на восстановление природных хозяйств и оплату труда контролирующих органов. Теме расчетов и уплаты взносов мы и предлагаем уделить внимание в рамках публикации.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году

Этот взнос не является фиксированной суммой и рассчитывается сколько придется платить каждой компании отдельно согласно нормативам (высчитывается по технологическим процессам и размещению предприятия, которые могут негативно воздействовать на окружающую среду).

Что это такое: определение?

Согласно статье закона РФ (ФЗ РФ №7) негативным воздействием на атмосферные и экологические процессы (окружающую среду) является хозяйственная или иная форма деятельности, которая способствует изменению качества (состояние частичное или полное) окружающей среды и/или происходят иные негативные изменения (выхлопы, испарения, отходы и пр.).

Загрязнение окружающей среды: ответственность по закону

За несоблюдение установленных норм и/или несвоевременную уплату взноса по компенсации за негативное воздействие на окружающую среду государством предусмотрено наказание в зависимости от сложности нарушений. К видам ответственности в данной области относятся:

  • дисциплинарная;
  • имущественная;
  • уголовная;
  • административная.

Самое малое предусмотрено в дисциплинарном наказании: выговор, взыскание, замечание и пр.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году: кто должен платить?

На вопрос кто должен платить довольно четко отвечает ФЗ РФ в теле которого указано, что платить должен каждый объект и субъект, который способен нанести какой-либо вред (оказать негативное воздействие) окружающей среде. К таким источникам относят:

  • предприятия;
  • компании;
  • организации;
  • физические и юридические лица.

Т.е. к ним относят всех, чья деятельность предусматривает природопользование. Примечательно, что согласно постановлению Конституционного суда вносить платежи обязаны и те организации, которые получили ранее освобождение от уплаты. Финансирование в данном случае также не имеет значение (сюда относят также и организации, которые получили гранты или их финансирование проходило из любых бюджетов, т.е. лимитная, безлимитная или сверхлимитная форма не освобождает от платы).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году сроки

Когда и куда плательщик должен платить взносы? Согласно законодательным актам страны отчетным периодом является календарный год. Исчисления, изложенные в декларации, сдаются в налоговый орган. Срок оплаты – март следующего года (первое число). Именно до этого срока плательщик обязан заполнить соответствующий бланк и внести полный расчет по платежам.

Каков порядок и сроки для внесения платежа?

Все платежи рассчитываются индивидуально по каждому объекту и субъекту в соответствии с установленными нормативами и ставками (существуют специальные программы и формулы для исчисления). На основании этих данных заполняется соответствующая декларация. Контроль за соблюдением норм (охрана, размер и учет взимания платежей, которым нужно неукоснительно следовать) осуществляет Росприроднадзор и другие федеральные органы.

Относительно сроков внесения платежей и порядка, как именно платить за негативное воздействие на экологию, флору и фауну (окружающую среду) нет однозначного ответа. Внесение платежей возможно поквартально (квартал, полгода, год), ежемесячно или ежегодно. В первом варианте ИП сдает платеж не позднее 20 числа в начале следующего отчетного периода (например, за первый квартал не позже 20 апреля, за последний 20 января и т.д.), во втором не позже 10 дней следующего месяца, и в третьем – до первого марта следующего года.

Форма бланк для заполнения

  • нормативная плата
  • сверхлимитная плата

Расчёт суммы сбора за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения.

2.1.1. Нормативная плата:

П н - нормативная плата за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (руб);

i – вид загрязняющего вещества;

М i - величина фактического выброса i

Н бi i

К э

К ф К ф =2);

К и - коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы (при использовании в расчетах нормативов в редакции 2005 г., данный коэффициент = 2,07).

2.1.2. Сверхлимитная плата:

П сл - плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения (руб);*

* предельно допустимый выброс i -го загрязняющего вещества в данном случае не указывается;

сумма сбора за выбросы в атмосферу

М i - величина выброса i -го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т);

М сл - величина сверхлимитного выброса i -го загрязняющего вещества в тоннах (т);

Н бi - базовый норматив сбора за тонну выбросов в атмосферу i -го загрязняющего вещества, (руб./т);

К э - корректирующий коэффициент, который учитывает экологическое состояние населенного пункта (применяется с дополнительным коэффициентом =1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов);

К ф - дополнительный коэффициент для особо охраняемых природных территорий (в том числе курортов), районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностей) и зон экологического бедствия (К ф =2);

К и - коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы (при использовании в расчетах нормативов в редакции 2005 г., данный коэффициент = 2,07);

К п - коэффициент кратности платы за сверхлимитный выброс в атмосферу загрязняющих веществ (К п = 5).

Общая плата за загрязнение атмосферы стационарными источниками загрязнения определяется по формуле:

ПРИМЕР РАСЧЕТА

В г. Томск (бассейн р. Обь, Западно-Сибирский экономический район.) расположен завод производящий кровельные материалы (ондулин и металлочерепицу).

В 2012 г. завод изготовил 82000 м. кв. кровельных материалов. Для производственных нужд предприятие использовало водные ресурсы из поверхностных водных объектов государственного значения в объеме 320000 м. куб. при лимите 250000 м. куб.

Фактические выбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ от стационарных источников предприятия составили: ангидрид сернистый - 0,4 т. (установленный лимит – 0,5т.), бутилацетат - 0,5 т. (лимит - 0,33 т.), ацетон – 3,5 т. (лимит - 3,5 т.), аммиак – 0,67 т. (лимит - 0,6 т.), свинец – 3,2 т. (лимит - 2,5 т.), формальдегид – 0,02 т. (лимит - 0,02 т).

Количество использованного топлива передвижными источниками составило: дизтопливо – 140 т., бензин неэтилированный – 500 т.

Фактические сбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ в водные источники составили: взвешенные вещества – 10 т. (установленный лимит 12т.), хлориды – 2,2 т. (лимит - 2,5 т.), сульфаты – 3,1 т. (лимит - 3 т.).

Отходы I класса опасности в объеме – 120 т. (установленный лимит 100т), II класса – 290 т. (лимит - 250 т.) , IV класса -12,70 т (лимит -12 т.) размещаются на полигоне бытовых отходов, на котором не обеспечена защиту атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения. Он находится на расстоянии 5 км от города.

1. Рассчитаем размер платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными объектами по каждому вредному веществу .

Плата по загрязняющему веществу «ангидрид сернистый» рассчитывается как нормативная:

Ангидрид сернистый = 0,4*21*1,2*1,2*2,07=25,04 руб,

Плата по загрязняющему веществу «бутилацетат» рассчитывается как сумма нормативной и сверхлимитной плат:

Бутилацетат норм=0,33*21*1,2*1, 2*2,07=20,66 руб.,

Бутилацетат сверхлимит = (0,5-0,33)*21*5*1,2*1,2*2,07=53,20 руб.,

Бутилацетат общ=73,86 руб, где:

Величина Характеристика Приложение
0,5 -
0,33
Приложение 2
1,2 Приложение 6
1,2 Примечание к Приложению 6
2,07

Плата по загрязняющему веществу «ацетон» рассчитывается как нормативная:

Ацетон = 3,5*6,2*1,2*1,2*2,07=64,68 руб,

Плата по загрязняющему веществу «аммиак» рассчитывается как сумма нормативной и сверхлимитной плат:

Аммиак норм = 0,6*52*1,2*1,2*2,07=93,00 руб.,

Аммиак сверхлимит=(0,67-0,6)*52*5*1,2*1,2*2,07=54,25 руб.,

Аммиак общ=147,25 руб.

Величина Характеристика Приложение
0,67 Фактический объем выбросов за отчетный период, т -
0,6 Установленный лимит выбросов за отчетный период, т
Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов Приложение 2
1,2 Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) для Западно-Сибирского экономического района РФ Приложение 6
1,2 Дополнительный коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов Примечание к Приложению 6
Повышающий коэффициент за сверхлимитное загрязнение
2,07 Дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы

Плата по загрязняющему веществу «свинец» рассчитывается как сумма нормативной и сверхлимитной плат:

Свинец норм= 2,5*1206*1,2*1,2*2,07=8987,11 руб.,

Свинец сверхлимит=(3,2-2,5)*1206*5*1,2*1,2*2,07=12581,96 руб.,

Свинец общ=21569,07 руб.

Плата по загрязняющему веществу «формальдегид» рассчитывается как нормативная

Формальдегид =0,02*683*1,2*1,2*2,07=40,72 руб.

Итого нормативная плата за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения: 25,04+20,66+64,8+93,00+8987,11+40,72=9231,33 руб.

Итого сверхлимитная плата за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения: 53,21+54,25+12581,96=12689,41 руб.

Итого сумма сбора за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения: 9231,33+12689,41=21920,74 руб

2. Расчёт суммы сбора за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения. В связи с отсутствием установленных лимитов на выброс загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения рассчитывается только нормативная плата.

Дизтопливо = 140*2,5*1,2*1,2*2,07=1043,28 руб.

Бензин неэтилированный = 500*1,3*1,2*1,2*2,07=1937,52 руб.

Итого сумма сбора за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения: 1043,28+1937,52=2980,80 руб.

Вариант № 23

В г. Владивосток (бассейн р. Амур, Дальневосточный экономический район) расположено предприятие, производящее битумную черепицу. Для производственных нужд предприятие использовало водные ресурсы из поверхностных водных объектов местного значения в объеме 106000 м. куб. при лимите 95000 м. куб.

Фактические выбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ от стационарных источников предприятия составили: сернистый ангидрид – 12,3 т. (установленный лимит - 11 т.), бутилацетат – 0,4 т. (0,6 т.), ацетон – 0,95 т. (1,8 т.), аммиак – 1,32 т. (1,2 т.), свинец – 5,8 т. (4 т.), твёрдые вещества – 2,8 т. (2,3 т.), формальдегид – 0,54 т. (0,35 т.).

Количество использованного топлива передвижными источниками составило: дизтопливо – 42 т., бензин неэтилированный – 12 т.

Фактические сбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ в водные источники составили: взвешенные вещества – 47 т. (установленный лимит 36 т.), хлориды – 12,8 т. (15 т.), сульфаты – 7,95 т. (9,2 т.).

Отходы I класса опасности в объеме – 81 т. (установленный лимит 56 т.), III класса – 33 т. (52 т.) размещаются на полигоне бытовых отходов, на котором обеспечена защита атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения. Он находится на расстоянии 1,7 км от города.

Приложение 2

Приложение 3

НОРМАТИВЫ ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ (ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410)

(рублей)

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

КОЭФФИЦИЕНТЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ), ПО БАССЕЙНАМ МОРЕЙ И РЕК

Бассейны морей и рек Значение коэффициента
Бассейн Балтийского моря
Бассейн р. Невы
Республика Карелия 1,13
Ленинградская область 1,51
Новгородская область 1,14
Псковская область 1,12
Тверская область 1,08
Город Санкт-Петербург 1,51
Прочие реки бассейна Балтийского моря 1,04
Бассейн Каспийского моря
Бассейн р. Волги
Республика Башкортостан 1,12
Республика Калмыкия 1,3
Республика Марий Эл 1,11
Республика Мордовия 1,11
Республика Татарстан 1,35
Удмуртская Республика 1,1
Чувашская Республика 1,11
Астраханская область 1,31
Владимирская область 1,17
Волгоградская область 1,32
Вологодская область 1,14
Ивановская область 1,17
Калужская область 1,17
Кировская область 1,11
Костромская область 1,17
Московская область 1,2
Нижегородская область 1,14
Новгородская область 1,06
Оренбургская область 1,09
Орловская область 1,17
Пензенская область 1,31
Пермская область 1,13
Рязанская область 1,17
Самарская область 1,36
Саратовская область 1,32
Свердловская область 1,1
Смоленская область 1,16
Тамбовская область 1,09
Тверская область 1,17
Тульская область 1,19
Ульяновская область 1,31
Челябинская область 1,1
Ярославская область 1,19
Город Москва 1,41
Коми-Пермяцкий автономный округ 1,06
Бассейн р. Терек
Республика Дагестан 1,11
Республика Ингушетия 1,48
Кабардино-Балкарская Республика 1,11
Республика Калмыкия 1,11
Республика Северная Осетия - Алания 1,12
Чеченская Республика 1,48
Бассейн р. Урал
Республика Башкортостан 1,14
Оренбургская область 1,45
Челябинская область 1,2
Прочие реки бассейна Каспийского моря 1,06
Бассейн Азовского моря
Бассейн р. Дон
Ставропольский край 1,26
Белгородская область 1,15
Волгоградская область 1,07
Воронежская область 1,15
Курская область 1,11
Липецкая область 1,2
Орловская область 1,11
Пензенская область 1,07
Ростовская область 1,56
Саратовская область 1,07
Тамбовская область 1,12
Тульская область 1,14
Бассейн р. Кубани
Республика Адыгея
Карачаево-Черкесская Республика 1,53
Краснодарский край 2,2
Ставропольский край 1,53
Прочие реки бассейна Азовского моря, включая реки Республики Крым 1,15
Бассейн Черного моря
Бассейн р. Днепр
Белгородская область 1,05
Брянская область 1,3
Калужская область 1,12
Курская область 1,14
Смоленская область 1,33
Прочие реки бассейна Черного моря, включая реки Республики Крым и г. Севастополя 1,2
Бассейны морей Северного Ледовитого и Тихого океанов
Бассейн р. Печоры
Республика Коми 1,17
Архангельская область 1,34
Ненецкий автономный округ 1,1
Бассейн р. Северной Двины
Республика Коми 1,1
Архангельская область 1,36
Вологодская область 1,14
Кировская область 1,02
Бассейн р. Оби
Республика Алтай 1,04
Республика Хакасия 1,03
Алтайский край 1,04
Красноярский край 1,03
Кемеровская область 1,16
Курганская область 1,05
Новосибирская область 1,08
Омская область 1,1
Свердловская область 1,18
Томская область 1,03
Тюменская область 1,04
Челябинская область 1,13
Ханты-Мансийский автономный округ 1,04
Ямало-Ненецкий автономный округ 1,03
Бассейн р. Енисей
Республика Бурятия 1,36
Республика Тыва 1,02
Красноярский край 1,17
Иркутская область 1,36
Агинский Бурятский автономный округ 1,1
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ 1,17
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 1,1
Эвенкийский автономный округ 1,02
Бассейн р. Лены
Республика Бурятия 1,24
Республика Саха (Якутия) 1,22
Хабаровский край 1,02
Амурская область 1,01
Иркутская область 1,14
Бассейн р. Амур
Приморский край 1,04
Хабаровский край 1,27
Амурская область 1,05
Читинская область 1,05
Еврейская автономная область 1,05
Прочие реки бассейнов морей Северного Ледовитого и Тихого океанов

МЕТОДИКА РАСЧЁТА ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

При расчете платы за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения, сбросы в водные объекты и размещение отходов применяют следующие виды экологических платежей:

  • нормативная плата – такая плата за загрязнение, фактические объемы которого не превышают допустимые нормативы.

Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:

Нормативная плата = объемы загрязнений * соответствующие ставки платы

  • сверхлимитная плата – плата за сверхлимитное загрязнение, т. е. загрязнение, фактический объем которого выше установленных лимитов.

Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:

сверхлимитная плата = (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * соответствующие ставки платы * повышающий коэффициент 5.

Итоговая сумма платы за НВОС по каждому виду загрязняющих веществ = нормативная плата + сверхлимитная плата

Расчет ведется по каждому виду загрязнения, потом полученные результаты суммируются.


Росприроднадзор присваивает категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Соответственно, если вы не знаете, какая категория присвоена вашим объектам – обратитесь в Росприроднадзор и уточните информацию о классе опасности ваших объектов. Рекомендуем различать плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором – это совершенно разные неналоговые платежи. Расчет платы за зягрязнение Правильность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Это следует из Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 995. С 23 сентября старый порядок расчета платежа за загрязнение окружающей среды не действует. Правительство РФ постановлением от 13 сентября 2016 г. № 913 отменило постановления от 19 ноября 2014 г.

Расчет платы за нвос (экологический налог)

Важно

Фактическая масса выбросов, сбросов и размещения отходов определяется по данным учета, который должны вести все организации, обязанные вносить плату за загрязнение окружающей среды (ст. 30 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, подп. 5 п. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, ст. 19 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, используется порядок, предусмотренный п.5.6 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г. Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, используется порядок, предусмотренный п.5.7 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.

Онлайн журнал для бухгалтера

Инфо

Авансовые платежи в 2018 году: сроки Если говорить про 2018 год, то сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду по авансовым платежам следующие:

  • за 1 квартал – не позднее 20 апреля 2018 года – 47 500 руб.;
  • за полугодие – не позднее 20 июля 2018 года – 47 500 руб.;
  • за 9 месяцев – не позднее 20 октября 2018 год – 47 500 руб.

Общую итоговую сумму платы за загрязнение в отношении 2018 года потребуется внести не позднее 1 марта 2019 года. Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя:

  • квартальные авансовые платежи;
  • итоговую сумму платы, которую нужно перечислить в бюджет по итогам года.

Квартальные авансовые платежи перечисляют все плательщики (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства). Срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Плата за негативное воздействие за 2017 год — расчет

В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009г., все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 г. также осуществлять данные платежи. 3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС? Согласно п. 1 Приказа Ростехнадзора РФ от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» все экологические платежи нужно перечислять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. 4.
Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.

Порядок заполнения декларации

Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые освобождены от квартальных авансовых платежей, всю сумму платы за год перечисляют в бюджет единовременно не позднее 1 марта следующего года (письмо Росприроднадзора от 11 апреля 2016 № АС-06-01-36/6155). Как вносить плату за загрязнение в 2018 году В 2018 году платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды составляйте по общем правилам (как на уплату налогов и страховых взносов). При этом имейте в виду, что суммы платы отправляйте в банк одним платежным поручением (без распределения между бюджетами) на счета территориальных управлений Федерального казначейства (письмо Минфина России от 24.07.2008 № 03-06-06-04/1).

Какая плата за загрязнение окружающей среды: расчет

Сроки уплаты Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал). Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет. Расчет платежа Для того, чтобы рассчитать платеж, следует вести детальный учет по каждому виду вредных веществ и размещенных отходов.


Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 установлены:

  • Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов в рублях за тонну, отходов – за единицу их размещения;
  • Коэффициенты с учетом экологии в разных регионах России.
  • Дополнительные коэффициенты для природоохранных зон (санатории, курорты, заповедники и т.д.).

Ставки ежегодно увеличиваются с учетом инфляции.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: ставки в 2016 — 2018 годах

Внимание

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы. Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение. Ставки, применяемые для расчета за 2017 год Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение за 2017 год, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.


В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:
  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

Пример расчета платы за негативное воздействие

Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты Штрафы за нарушение правил уплаты платежа 1 января 2015 года (в тыс.руб.): Вид нарушения Штраф с организации Штраф с должностных лиц Штраф сграждан Умышленное искажение или скрытие информации: - о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; - о загрязняющих источниках; - о возникновении радиации. 20-80 3-6 0,5-1 Умышленное искажение или скрытие данных: - полученных в результате проведения плана по экономическому контролю; - в заявлении при постановке на учет; - в декларации; - отчета о выполнении мер по повышению эффективности использования отходов. 20-80 3-6 0,5-1 Несвоевременная постановка на учет или отсутствие постановки на учет 30-100 5-20 - Отсутствие паспортов с указанием класса опасности отходов До 100 За просрочку платежа начисляются пени в размере 1/30 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.

Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду 2015

Нет утвержденных лимитов на размещение отходов n*5 Теперь понятна выгода ежегодного продления лимитов на отходы, ведь наличие этих документов позволяет снизить размер платы в пять раз. Также для 2015 года заданы новые коэффициенты инфляции, на которые надо поменять прошлогодние значения: Постановление Было в 2014 Стало в 2015 № 344-ФЗ от 12.06.2003 2,33 2,45 № 410-ФЗ от 01.07.2005 1,89 1,98 Ответственность за невнесение платы за негативное воздействие Статья 8.41 (КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ) устанавливает штрафы за неуплату взноса:

  • 50-100 тысяч рублей - юридическим лицам

Статья 8.5 за умышленное сокрытие информации о состоянии окружающей среды:

  • 3-6 тысяч рублей - должностным лицам
  • 20-80 тысяч рублей - юридическим лицам

В любом случае сохраняется обязательство внести плату за НВОС.

Пример расчета платы за негативное воздействие 2016

Что нужно знать для расчета экологических платежей? Чтобы рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо знать:

  1. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и лимиты на размещение отходов.
  2. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы временно согласованных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
  3. Количество топлива, израсходованного передвижными источниками в отчетном периоде.
  4. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (в ред.

Пример расчета платы за негативное воздействие 2012

Кто уплачивает сбор и объекты обложения Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием. Объектами обложения являются стационарные объекты: объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.). Плата взымается по каждому объекту. С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.


По мере воздействия на экологию объекты делят на группы: Уровень негативности Группа значительный 1 умеренный 2 незначительный 3 минимальный 4 Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.

Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду 2016

Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410). Сумма платы рассчитывается отдельно по каждому загрязняющему веществу и отходу, а также по каждому виду топлива для передвижных объектов. При расчете платы за выбросы нужно учитывать коэффициенты экологической значимости региона и дополнительные коэффициенты 2 и 1,2.

При расчете платы за сбросы — коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент для взвешенных веществ. При расчете платы за отходы учитываются коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент месторасположения объекта размещения отходов (1 или 0,3). Ко всем рассчитанным суммам платы должен быть применен коэффициент, учитывающий инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной календарный год.

Ежегодно подается в Росприроднадзор расчет платы за негативное воздействие – в 2018 году декларация составляется по обновленной форме. В этом документе отражается информация об оказанном негативном воздействии на природу в разбивке по типам наносимого вреда. Негативное влияние проявляется через:

  • вредные выбросы в воздушные массы;
  • вывоз и складирование производственных отходов, их захоронение;
  • сбросы сточных вод, которые меняют химический состав ресурсов водных объектов (ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Срок представления расчета платы за негативное воздействие – не позднее 10 марта года, который следует за отчетным годовым диапазоном. В роли плательщиков такого сбора могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Критерии признания плательщиком – осуществление деятельности, побочным эффектом которой является загрязнение окружающего пространства, в пределах территории РФ.

Арендаторам не надо подавать расчет по экологии, если в их договорах аренды имущества указано, что платежи в бюджет по загрязняющим факторам осуществляются арендодателем. Освобождаются от экологических платежей лица, деятельность которых базируется на объектах, относящихся к 4, наименее «вредной», категории. Условия отнесения объектов к 1-4 категориям приведены в п. 6 правительственного Постановления от 28.09.2015 г. № 1029.

Порядок заполнения расчета платы за негативное воздействие

Бланк для оформления отчета утвержден приказом Минприроды от 09.01.2017 г. № 3. Документ составляется в электронном виде, подписывается ЭЦП и сдается через электронные сервисы. При этом дублировать его на бумаге не нужно. Сдача форм на бумажных носителях допускается при условии, что:

  • у плательщика нет действующей электронной подписи;
  • суммарная величина платежа за последний отчетный период не превышает 25 тыс. руб.;
  • отсутствие у субъекта хозяйствования подключения к интернету по объективным причинам (техническая невозможность подсоединения к сети).

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду должна быть пронумерована, все заполненные страницы шнуруются. При нумерации первый номер всегда присваивается титульной странице. Для предотвращения фактов изъятия листов из бумажного комплекта отчета шнуровка скрепляется печатью налогоплательщика.

Если декларация по негативному воздействию на окружающую среду содержит недостоверные или ошибочные сведения, самостоятельно откорректировать эти данные можно через уточняющую форму. Такое право предоставляется плательщикам, которые выявили недочеты до окончания срока подачи декларации.

Как оформить отчет за негативное воздействие на окружающую среду:

  • ячейки, предполагающие наличие числовых значений, заполняются по направлению справа налево, начиная от наименьшего разряда цифры;
  • пустые ячейки не должны содержать нули;
  • рублевые значения прописываются без копеек, округление числовых показателей до целых рублей производится по математическим правилам.

Из каких разделов состоит декларация по экологии (расчет платы за загрязнение):

  1. Обязательный для всех титульный лист.
  2. Страница расчета итогового платежа, который субъект хозяйствования должен перечислить в бюджет.
  3. Формы для вычисления размера платы по разным категориям источников загрязнения.

Раздел 1 отведен для отображения сведений по загрязнению воздуха, раздел 2 посвящен водным объектам, а раздел 3 систематизирует данные по твердым отходам. Заполняются только те разделы декларации, которые касаются деятельности плательшика. Дополнительно прикладываются документы, подтверждающие факт перечисления положенных средств в бюджет и обосновывающих произведенные траты на природоохранные мероприятия.

Расчет по экологии в 2018 году производится с учетом ставок, приведенных в правительственном постановлении от 13.09.2016 г. № 913 . Размер платы привязан к тоннам произведенных загрязняющих веществ. В форме расчета в разделах прописывается тоннаж таких веществ, применяемая по каждому виду ставка и коэффициенты к ней. На основе этих числовых параметров выводится сумма платы по конкретному источнику загрязнения. Все эти итоги суммируются и отображаются в сводной странице расчета. Отдельно указываются рассчитанные величины по загрязнениям в пределах лимитов на выбросы и в размерах, превышающих установленные допустимые нормы.

Плата за негативное воздействие за 2018 год рассчитывается в обновленной декларации. Рассмотрим, какие новшества появились в этом формуляре, от каких факторов зависит расчет, изменились ли ставки на 2018 год, а также в какие сроки нужно произвести оплату за негативное воздействие и как отразить ее в учете.

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I-IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности только образуются отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно .

Скачать бланк отчета по экологическому контролю, действующий с 14.09.2018, можно .

ВАЖНО! Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Ставки, применяемые для расчета за 2018 год

Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение за 2018 год, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (с изменениями от 29.06.2018).

В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:

  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

Выбирая нужную величину ставки, следует иметь в виду, что каждая из них в постановлении № 913 приведена в трех значениях, относящихся к трем годам (2016, 2017 и 2018). Если ставки 2017 и 2018 годов идентичны по величине, то ставки, действовавшие для расчета за 2016 год, существенно ниже. Ошибка, допущенная в выборе, может привести к неверному расчету платы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Начиная с 2019 года ставки платы за НВОС увеличиваются на 4%. Подробности см. .

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2018 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (приложение № 2) и использовавшейся для отчетности за 2017 год.

Бланк декларации доступен для просмотра и скачивания в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС» .

Декларация состоит:

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Срок сдачи декларации установлен п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2019 году этот день приходится на выходной (воскресенье). Однако возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдать декларацию за 2018 год придется не позднее 07.03.2019 (08.03.2019 (пятница) — нерабочий праздничный день).

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О проблемах, существующих в отношении возможности возврата излишне уплаченных платежей за загрязнение, читайте в материале «Переплата ”за грязь” - сложности возврата» .

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2018 году оплаты за негативное воздействие (с учетом внесенных в нем авансов), определятся величины авансовых платежей, которые нужно будет сделать в 2019 году. Сумма каждого из них будет равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2018 год.

О том, как может измениться расчет авансов по таким платежам, читайте в материале «Порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду могут изменить» .

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2018-2019 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Процедура расчета годового размера платы за загрязнение по итогам 2018 года осталась такой же, как и в 2017 году. Сам расчет делается в специально отведенных для этого разделах декларации (она тоже сохранила свою форму с отчета за 2016 год), выделяемых в зависимости от вида загрязняющего объекта. Начисленная по этим разделам плата затем корректируется на величину расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на суммы уплаченных в течение года авансов.