Как узнать родительный или винительный падеж. Как отличить винительный падеж от родительного: все о трудностях падежей в русском языке
Изменение окончаний частей речи, которые имеют категорию падежа, дает возможность использовать необходимые формы слов для связи в предложении. От умения правильно употреблять слова в нужном падеже зависит точность и грамотность речи. Отличить родительный падеж от винительного несложно, если знать, для чего служит каждый из них.
Родительный падеж:
- указывает на принадлежность субъекта речи кому-либо или чему-либо (гнездо иволги; совет друга; улицы города);
- отражает соотношение части и целого (чашка чаю; ломоть хлеба; прядь волос);
- употребляется, если есть сравнение без указания на предмет сравнения (тверже стали, нежнее шелка, холоднее льда);
- указывает на связь с глаголом, который употреблен с частицей не (не бояться темноты; не видеть горизонта, не любить соседа);
- указывает на связь с глаголом, обозначающим желание или намерение (хотеть добра; желать удачи, уклониться от ответственности).
В каждом из этих случаев существительные, употребленные в родительном падеже, являются зависимыми словами. От главных к ним можно поставить вопросы: нет кого? или нет чего?
Винительный падеж обозначает:
- действие, направленное на предмет речи (читать книгу; гладить собаку, съесть бутерброд);
- пространственные и временные отношения (преодолеть препятствие; взять барьер; работать неделю).
От главного слова к существительному в винительном падеже можно поставить вопросы: вижу кого? или вижу что?
Выводы сайт
- Неодушевленные существительные имеют разные окончания и отвечают на вопрос (нет) чего? в родительном падеже, (вижу) что? в винительном падеже.
Например:
Обойдусь без (чего?) зонтика. (Р. п.)
Посажу (что?) дерево. (В. п.) - Окончания одушевленных существительных в родительном и винительном падежах могут совпадать. Различать падежи в этом случае следует по смыслу предложения.
Например:
Я не обойдусь без помощи отца. (кого? вспомогательный вопрос: нет кого? – Р. П.)
Мы запомнили отца молодым и энергичным. (кого? вспомогательный вопрос вижу кого? – В. П.) - Падеж неизменяемых существительных также определяют по контексту.
Например:
Хочу купить новое пальто. (кого? что?- В.П.)
Клетка оказалась без кенгуру. (кого? чего? – Р. П.)
Какой падеж нужен при отрицании?
Существительное, относящееся к глаголу с отрицанием, может иметь форму родительного или винительного падежа, например: не прочитал этой статьи – не прочитал эту статью . Трудность заключается в том, что в одних случаях тот или иной падеж является предпочтительным, а в других существует равная возможность употребления как родительного, так и винительного падежа.
Когда нужен родительный падеж?
При сочетании с глаголом не иметь : не имеет права , значения , смысла , намерения , понятия , влияния ; не имеет дома , денег , машины , брата , друга , сведений .
При наличии слов никакой , ничей, ни один : не взял на себя никакой ответственности, не потерял ни одного грамма, не прочитал ни одной статьи.
При глаголах восприятия, мысли : не понял вопроса, не знал урока, не чувствовал боли, не заметил ошибки, не видел дорожного знака .
Если существительное имеет отвлеченное значение: не теряет времени, не испытывает желания, не скрывает радости .
Если в качестве зависимого слова используется местоимение: не допущу этого; не делайте того.
Если перед глаголом или непосредственно перед именем есть усилительные частицы и , даже : Отправлялись за покупками втроем , но Любе и слова сказать не удавалось , старики сами все выбирали (Кетл.); Руки дрожат и не держат даже плошки с лекарством - не удержать им и книги (Сарт.); На тротуарах тесно , но никто вас не толкнет , никто ни с кем не ссорится , не услышишь даже громкого слова (газ.)
При наличии повторяющегося союза ни... ни: не читает ни книг, ни газет.
не играет роли , не производит впечатления , не обращает внимания, не уделяет внимания, не приносит ущерба , не придает значения, не вызывает сомнения, не принимает участия и т. д. А также: не говоря (не сказав ) худого слова ; не сводить глаз с кого -чего -л .; не находить себе места ; плетью обуха не перешибешь .
Когда нужен винительный падеж?
Если отрицание не стоит не при глаголе, а при другом слове: не очень люблю стихи, не всегда читает книги, не вполне усвоил предмет (ср.: люблю стихи, но не очень; читает книги, но не всегда; усвоил предмет, но не вполне).
Если при глаголе кроме данного существительного должно быть еще одно зависимое существительное или прилагательное: он не считает книгу интересной ; не прочитал статью за вечер; не обеспечили регион электроэнергией; Разве вы не считаете эту практику полезной ?
Если существительное относится к инфинитиву, отделенному от глагола с отрицанием другим инфинитивом : он не хочет начинать писать мемуары (ср. он не хочет писать мемуаров и мемуары ).
При наличии в предложении местоимений, указывающих на определенность объекта: Эту песню не задушишь , не убьешь; он не решил эту задачу (ср.: он не решал задач ); Ростов , не желая навязывать свое знакомство , не пошел в дом (Л. Толст.).
При наличии после существительного придаточного предложения со словом который : Он не прочитал книгу, которую я ему дал .
При одушевленном существительном или при имени собственном: Со времени моего кондукторства я не люблю Лесную улицу (Пауст.); Но Суровцев уже понимал , что уйти , не повидав Веру , не в силах (Чак.).
Если отрицание входит в состав частицы едва не , чуть не , чуть -чуть не : Едва не уронил стакан ; Чуть не пропустил трамвай ; Чуть было не потерял билет .
В собственно отрицательных предложениях типа Некому показать работу ; негде опубликовать статью.
В некоторых устойчивых сочетаниях: Не морочь мне голову ; Не скаль зубы .
В остальных случаях существительные в описываемых конструкциях обычно можно использовать в форме и родительного падежа, и винительного падежа.
Какой падеж в этих конструкциях использовался раньше – родительный или винительный?
Прежде при глаголах с отрицанием почти всегда употреблялся родительный падеж. «Русская грамматика» пишет: «Единая старая норма обязательного родительного падежа при глаголах с отрицанием в современном языке под влиянием разговорной речи не выдерживается: во многих случаях употребление винительного падежа не только предпочитается, но и является единственно правильным».
Строгая обязательность родительного падежа при глаголе с отрицанием подвергалась сомнениям уже в XIX веке. Возражая критику, А. С. Пушкин писал: «Стих "Два века ссорить не хочу" критику показался неправильным. Что гласит грамматика? Что действительный глагол, управляемый отрицательною частицею, требует уже не винительного, а родительного падежа. Например: я не пишу стихов . Но в моем стихе глагол ссорить управляем не частицею не , а глаголом хочу . Ergo правило сюда нейдет. Возьмем, например, следующее предложение: Я не могу вам позволить начать писать... стихи , а уж конечно не стихов . Неужто электрическая сила отрицательной частицы должна пройти сквозь всю эту цепь глаголов и отозваться в существительном? Не думаю» (из статьи «Опровержение на критики», 1830).
Использованная литература:
Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Словарь грамматических вариантов русского языка. –3-е изд., стер. М., 2008.
Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.
Существительное – это часть речи, называющая предметы и отвечающая на вопросы «что? »/ «кто? ». В русском языке существительное выступает в роли дополнения, обстоятельства, подлежащего или сказуемого. Это одна из основных лексических категорий обозначающих названия вещей, организмов и живых существ, лиц, событий, фактов, географического положения, явлений, а также свойств, состояний, качеств и действий. Видоизменяется существительное по специальным падежам, между которыми существует определенная система различий. Чтобы избежать грамматических и лексических ошибок, необходимо уметь их различать.
Необходимо:
Чтобы научиться отличать винительный падеж от родительного, необходимо вспомнить школьную программу русского языка за 4-5 класс. В данном случае Вам пригодится не только школьный учебник, но и таблица падежей.
Инструкция:
- Школьный учебник нам говорит, что в русском языке есть всего шесть падежей. Называются они следующим образом: именительный , дательный , предложный , творительный , винительный и родительный . Нас интересуют последних два, поэтому сосредоточимся на них.
- Чтобы определить эту характеристику для любого существительного, необходимо использовать специальные вспомогательные вопросы и слова. Следует отметить, что как школьники, так и весьма образованные люди постоянно путают между собой винительный и родительный падежи. Это происходит потому, что вспомогательные вопросы для их определения практически идентичны: для родительного «нет кого? чего? », для винительного «вижу кого? что? ». То есть вопрос к одушевленным предметам задается одинаковый: «кого? ».
- Если у Вас не получается определить нужную форму, задайте уточняющий вопрос к существительному: «вижу что? » или «нет чего? », чтобы определить ее. Винительный падеж употребляется в том случае, если слово приобретает форму именительного после уточняющего вопроса.
- Родительный падеж также можно определить, используя проверочное слово «кошка» . Подставив на место любого существительного указанное слово, обратите внимание на окончание. Пример: вместо слова «учитель» в словосочетании «гордость за учителя», подставив проверочное слово, получаем словосочетание «гордость за кошку» . Окончание « и» указывает на родительный падеж, окончание «у» на винительный.
- Запомните, что родительный всегда указывает на соотношение целого и части (стакан воды ), сравнение с чем-то или кем-то (красивее Василисы ) и принадлежность (мотоцикл брата ). Винительный же описывает и обозначает временно-пространственные отношения (ждать минуту ), а также указывает на переход от действия на предмет (гладить кошку ).
Как отличить винительный падеж от родительного.
Родительный падеж.
Согласно определениям, родительный падеж обозначает:
Принадлежность кому-либо или чему-либо, например «шкурка песца», « журнал учителя»;
Если имеет место соотношение целого и его части, например «страница журнала (Р.п.)»;
Отображение признака предмета по отношению к другому предмету, например «результаты опроса (Р.п.)»;
Объект воздействия при наличии глагола с отрицательной частицей «не», например, «не ест мяса (Р.п.)»;
Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение или удаление, например,
«желать счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»;
Если имеет место сравнение предметов, например, «крепче дуба (Р.п.)»;
Если существительное является объектом измерения, счета или родительной даты, например «ложка
сметаны» или «День Парижской Коммуны».
Винительный падеж.
Винительный падеж обозначает:
Переход действия на предмет полностью, например «листать журнал», «вести машину»;
Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать месяц»;
В редких случаях образуется как зависимость от наречия, например, «обидно за друга».
Чтобы никогда не перепутать падежи существительного, важно помнить, что каждому падежу в русском
соответствует универсальный вопрос, задав который данному существительному, в итоге получаем
соответствующий падеж.
Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для
неодушевленных
существительных.
Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для
неодушевленных существительных.
Определять падежи существительных по его определениям или окончаниям крайне затруднительно.
Допустим,
запомнить все определения родительного и винительного падежей довольно непросто. А окончания
существительных довольно часто совпадают.
Приведем пример с использованием одушевленного существительного во множественном числе:
Неподалеку я заметил людей. (вижу кого? - В.п.)
Вокруг не было людей. (не было кого? - Р.п.)
Как видите, в обоих падежах слово склоняется одинаково.
Но, для того, чтобы окончательно убедиться в правильности определения падежа, подставьте мысленно
вместо одушевленного существительного неодушевленное.
Например:
Неподалеку я заметил столб. (вижу кого? - В.п.)
Вокруг не было столбов. (не было кого? - Р.п.)
Из примера видно: неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от
же существительного, имеющего родительный падеж.
Отсюда можно сделать выводы:
1. Чтобы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.
2. Если вам сложно определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к
обоим падежам, то подставьте вместо этого существительного неодушевленное и задайте ему
определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если
слово будет выглядеть как в именительном падеже, тогда падеж вашего существительного – винительный.
Полезный совет.
В русском языке существуют несклоняемые существительные, например, «пальто», «кофе», когда в любом
падеже слово выглядит одинаково. В этом случае падеж можно определить только по ключевому вопросу.
Родительный падеж также можно определить, используя проверочное слово «кошка». Подставив на место
любого существительного указанное слово, обратите внимание на окончание. Пример: вместо слова
«учитель» в словосочетании «гордость за учителя» подставив проверочное слово, получаем
словосочетание «гордость за кошку». Окончание «и» указывает на родительный падеж, окончание «у» - на
винительный.
Запомните, что родительный падеж всегда указывает на соотношение целого и части (стакан воды),
сравнение с чем-то или кем-то (красивее Василисы) и принадлежность (мотоцикл брата).
Винительный падеж описывает и обозначает временно-пространственные отношения (ждать минуту), а
также указывает на переход от действия на предмет (гладить кошку).
Источник
Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников.
Интересная статья!!!
13 падежей русского языка.
Родительный падеж необходим в русском языке для выражения разных отношений между явлениями мира: это может быть определение предмета через другой предмет (дом из дерева); действие и его субъект (шелест листвы), действие и его объект (строительство дома), действие и его место (гулять около дома), отсутствие предмета (нет ветра).
Любой падеж определяется по вопросу.
На какой вопрос отвечает родительный падеж имени существительного?
Если речь идёт о существительных, это зависит от категории одушевлённости или неодушевлённости. Родительный падеж отвечает на вопрос:
- кого? - одушевлённое существительное
- чего? - неодушевлённое существительное
В таблице даны существительные в родительном падеже с предлогами. Именно эти предлоги употребляются с данным падежом имён существительных.
Обстоятельственные вопросы родительного падежа
Не всегда бывает удобно поставить падежные вопросы. Когда существительное с предлогом в предложении обозначает время, образ, место, цель действия, тогда употребляется родительный падеж, вопросы которого будут обстоятельственными:
- откуда?
- когда?
- зачем?
Определение значения родительного падежа по вопросу
Классифицировать значения удобнее всего в таблице:
Существительные в родительном падеже имеют значение: |
||||
времени действия | образа действия | места действия | причины действия | цели действия |
после обеда среди дня до вечера | без печали без энтузиазма без огонька | из города возле школы из-под куста | с радости из любопытства из-за обиды | для работы для учёбы |
Как видно из таблицы, родительный падеж существительных с предлогами имеет широкий спектр употребления в качестве обстоятельства.
Самая большая проблема при изучении родительного падежа
Как правильно:
- среди турок или среди турков?
- двести грамм колбаски или двести граммов колбаски?
- килограмм мандарин или мандаринов?
Если у кого-то от этих вопросов возникает нормально.
Самая большая головная боль - форма родительного падежа множественного числа.
Конечно, можно сказать: «Нам нет делов, мы не знаем падежов». Но бывают такие обстоятельства, когда знание - сила. Например, предстоит ЕГЭ по русскому.
Эта тема является самой трудной при изучении данного падежа, так как словоформ образуется несчётное множество и не запутаться в них бывает затруднительно.
Для удобства усвоения можно разделить материал на группы по их роду.
Существительные женского рода во родительного падежа
У этих существительных обычно выделяется нулевая флексия. А вот то, что перед окончанием определяется начальной формой (ед. ч, им. п.)
Стоит напомнить, что слова в именительном падеже отвечают на вопрос кто? или что? Родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?
- В им. п. -а с шипящ. перед ней: баржа - барж, кража - краж, лужа - луж, лыжа - лыж, туча - туч (без ь).
- В им. п. -а,-я не после шипящ.: вафля - вафель, туфля - туфель, домна - домен, кочерга - кочерёг, няня - нянь, розга - розог, свадьба - свадеб, сплетня - сплетен, простыня - простынь, усадьба - усадеб.
- В им. падеже - ия: лекция - лекций, армия - армий, пародия - пародий, фамилия - фамилий, экскурсия - экскурсий.
- В им. п. - ья или -я: ладья - ладей, статья - статей, кегля - кеглей. Но: певуний, попрыгуний, хлопотуний, шалуний, колдуний, оладий.
- В им. п. - ня: вишня - вишен, спальня - спален, колокольня - колоколен (здесь без мягкого знака); деревня - деревень, кухня - кухонь, яблоня - яблонь (здесь с мягким знаком).
- В им. п. - ь: мать - матерей, дочь - дочерей, тетрадь - тетрадей, ночь - ночей, площадь - площадей, кровать - кроватей, кость - костей, плеть - плетей, постель - постелей, печь - печей (окончание -ей).
Существительные во множеств. числе среднего рода родительного падежа
В таких существительных форма родительного падежа тоже в большинстве случаев с нулевым окончанием, но бывают и флексии -ев, -ов.
- В им. п. -о: окно - окон, решето - решет, зеркало - зеркал, судно - суден; село - сёл, весло - вёсел; яблоко - яблок Но: шило - шильев, дно - доньев, личико - личиков (окончание -ев, -ов).
- В им. п. -е: поле - полей, блюдце - блюдец, полотенце - полотенец.
- В им. п. -ие, -ье: гнездовье - гнездовий, завоевание - завоеваний, кушанье - кушаний, побережье - побережий, снадобье - снадобий, угодье - угодий. Но: платье - платьев, устье - устьев, низовье - низовьев (окончание -ев).
- В им. п. -ьё: ружей. Но: копий, отребий.
Родительный падеж существительных множественного числа мужского рода и существительные, которые употребляются только во мн. ч.
Слова мужского рода образуют очень много словоформ родительного падежа, не подчиняющихся никаким правилам. Для удобства можно классифицировать их по окончаниям и воспользоваться для этого таблицей:
родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего? |
||
нет англичан, болгар, осетин, молдаван, могикан, мордвин, румын, грузин, армян, турок, туркмен, славян, татар, башкир, бурят, граждан, старшин, солдат, партизан, цыган, | нет латышей, дядей, жителей, королей, королевичей, царей, царевичей, юношей, парней | нет шофёров, зятьёв, литовцев, эстонцев, гениев, бедуинов, бушменов, таджиков, сванов,карелов, сарматов, карелов, тунгусов, узбеков, калмыков, мичманов, бедуинов, киргизов, якутов, сапёров, минёров, гусаров, драгунов, уланов, подмастерьев |
при собирательном значении - эскадрон гусар, полк драгун, десяток улан; рота гренадер, отряд кадет |
||
предметы |
||
чулок, сапог, валенок, опорок, погон, | путей, корней | кореньев, ботов, носков, рельсов, стаканов, листьев, листов, браслетов, брелоков, |
единицы измерения |
||
100 вольт, аршин, рентген, герц, ом, копеек, 5 карат | семь пядей, 100 рублей | 10 граммов, килограммов, центнеров, акров, гектаров, дюймов, литров метров, миллиметров, сантиметров, пудов, фунтов, футов, ярдов, динаров, долларов, тугров, стерлингов |
названия продуков |
||
нет макарон | много абрикосов, апельсинов, помидоров, томатов, бананов, баклажанов, лимонов, мандаринов, |
Существительные, имеющие одну форму множественного числа в родительном падеже также варьируются и не имеют определённого правила.
Прилагательные и причастия в родительном падеже
Имена прилагательные и причастия также склоняются по падежам и имеют окончания, зависящие от вопросов, которые ставятся к ним от существительных.
Если рассматривать только родительный падеж, вопросы ставятся следующие:
- Какого? - муж. и сред. рода
- Какой? - женск. рода
Например:
- зари (какой?) алой, вечерней - окончание -ей, -ой;
- моря (какого?) глубокого, сверкающего - окончания -ого, -его;
- корабля (какого?) большого, плывущего - окончания -ого, -его.
К прилагательным и причастиям ставятся вопросы родительного падежа множественного числа:
- каких?
- что делающих?
- что сделавших?
Например:
Парусов (каких?) белых, (что делающих?) белеющих, (что сделавших?) раскрывшихся.