М достоевский мальчики из романа братья карамазовы. Мальчик у христа на елке

Ф. М. Достоевский - один из величайших мировых писателей. Его творчество пронизано духовностью и размышлениями о добре и зле.

Среди романов писателя особое место занимают «Братья Карамазовы». Произведение состоит из 4 частей и эпилога. В этой статье мы перескажем рассказ Достоевского «Мальчики». Он относится к четвертой части романа, десятой книге.

Ф. М. Достоевский, рассказ «Мальчики». «Коля Красоткин»

Узнав об этом, его мать была несколько дней в припадках. В прогимназии, где обучался Коля, такая весть начальству не понравилась. Однако за парня вступился учитель Дарданелов, влюбленный в мать Красоткина. Но Коля против этих отношений и дает это понять вдове. Он показывает свое превосходство над учителем, задавая ему вопрос, на который тот не знает ответа.

Парень заводит собаку, обучает ее командам и тиранит ее. Однако пес любит хозяина.

В конце этой главы о Коле Красоткине мы узнаем, что это тот самый парень, которого пырнул ножичком Илюша Снегирев.

Достоевский, «Братья Карамазовы», «Мальчики». «Детвора»

В этой части мы узнаем, что в доме, где живет Коля Красоткин со своей матерью, собакой и служанкой бабой Агафьей, проживают и другие люди: докторша с двумя детьми и служанкой Катериной. В описываемый день главный герой собирался сходить на важное дело, однако был вынужден просидеть с «пузырями». Так он называл детей докторши - Настеньку и Костю. Дома, кроме него, взрослых не было. Катерина собиралась рожать, поэтому она, мать Красоткина и докторша уехали к повивальной бабке, а Агафья ушла на рынок. Чтобы развлечь детей, Коля показал им пушку. Когда служанка Красоткиных вернулась, он побранился с нею.

«Школьник»

Коля вместе с мальчишкой помладше, Матвеем Смуровым, решил навестить болеющего и умирающего Илюшу Снегирева. Краткое содержание (Достоевский, «Мальчики») можно продолжить тем, что по дороге Красоткин дерзит окружающим: торговкам, парням, мужикам. Он считает себя умнее других и всячески показывает это людям. Когда они добираются до дома Илюши, Красоткин велит Смурову позвать

«Жучка»

Когда Карамазов выходит к Красоткину, Коля заметно нервничает. Он давно мечтал с ним познакомиться. Коля рассказывает Алеше про их дружбу с Илюшей, про то, как тот пырнул его ножиком. А дело было так: мальчики дружили, Снегирев боготворил Красоткина, однако чем больше он к нему тянулся, тем сильнее его отталкивал своей холодностью Коля. Однажды Илюша проделал гнусное дело: засунул в хлеб булавку и кинул ее Жучке. Собака съела, завизжала и убежала. После такого поступка Коля сказал, что не хочет иметь с ним дела. Над Илюшей все смеялись, обижали его, и в такой момент он пырнул Красоткина.

Когда Снегирев тяжело заболел, он говорил, что его так бог наказал за собаку, которую он, возможно, убил.

Колина собака по кличке Перезвон была похожа на Жучку. Ребята вошли домой, и Коля обещал удивить необычным появлением пса.

«У Илюшиной постельки»

Краткое содержание (Достоевский, «Мальчики») этой части включает в себя описание характера Коли. Красоткин показал себя горделивым, самовлюбленным и хвастливым парнем. Он привел собаку (Перезвона) и сказал, что это на самом деле Жучка. Коля признался, что держал пса у себя дома для обучения его командам, чтобы вернуть его Илюше и удивить теми навыками, которые приобрело животное.

К тому момента болеющему мальчику подарили породистого щенка, чтобы тот себя почувствовал легче.

Красоткин вызывающе ведет себя перед всеми. Он дарит свою пушку Илюше, ставит на место одного мальчишку, который осмелился сказать, что знает ответ на вопрос, который поставил в тупик учителя. Он пытается произвести впечатление на Алешу, рассказывая о себе разные истории и хвастаясь своими знаниями. И тут приходит доктор.

«Раннее развитие»

Здесь приводится диалог между Алешей и Колей. Красоткин снова пытается впечатлить Карамазова. Он делится своими мыслями о медицине, вере, приписывая свои суждения известным философам, критикам и писателям. На что Карамазов отвечает ему, что это не его слова, что его самомнение - дело возрастное. Коля выясняет, как Алеша к нему относится.

«Илюша»

Как завершает свое произведение (краткое содержание) Достоевский? «Мальчики» - рассказ, который заканчивается тем, что доктор сообщает, что больному осталось жить недолго. Он брезгливо смотрел на этих людей. Красоткин начал язвить ему в ответ, но Алеша его остановил. Они подошли к Илюше, все плакали. В слезах Коля убежал домой, пообещав вечером вернуться.

Затем мальчик поступил в университет, где научился зарабатывать на жизнь газетными публикациями. После окончания учебы он вернулся к отцу и довольно легко с ним ужился. Алексей был всеобщим любимцем. Его обожали и в приемной семье, и в гимназии. Лучше чем к другим детям относился к младшему и Федор Павлович. Даже когда Алеша решил уйти послушником в монастырь, отец не стал возражать. Свой выбор юноша сделал под влиянием старца Зосимы. Желая прекратить спор между отцом и Дмитрием о наследстве, Алексей предложил всей семье собраться и обсудить проблему в монастыре у старца. Книга вторая. Неуместное собрание В келье старца Зосимы собрались все Карамазовы, а также Петр Миусов. Федор Павлович, не стесняясь старца, завел шутовской разговор, стараясь задеть Миусова. Эта выходка спровоцировала скандал, чем встреча и закончилась.

Достоевский, «мальчики»: краткое содержание по главам

Собака хорошо поддается дрессировке, но Коля все равно причиняет боль бедному животному, причем делает он это намеренно, как бы унижая и подавляя того, кто заведомо слабее, чем он сам. Но собака все равно продолжает его любить самой искренней собачьей любовью.

Мальчику Илюше, который когда то был Колиным другом, поставили страшный диагноз, из которого было ясно, что мальчик скоро умрет. Не смотря на то, что обстановка в доме у друга была очень бедная, доктор, не стесняясь в словах, посоветовал Илюшиному папе, вывезти его в Италию не менее чем на год.


Сказав, что только это сможет продлить ему жизнь. А так же посоветовал сдать жену в психологическую лечебницу, а дочь свозить на Кавказские минеральные воды, чтобы подлечить ее. Услышав такие слова от доктора, Коля расстроился и нагрубил ему, назвав того «лекарем», а затем вышел в сенки и заплакал.

Мальчики

Дмитрий решительно настроен воспрепятствовать встрече девушки со своим родителем. Из ревности он даже готов убить отца. О приходе Грушеньки Митю должен предупредить Смердяков – слуга в доме Федора Павловича.



Смердяков, как и его мать, страдал припадками, жестоко обращался с животными и был очень подлым человеком. У Катерины Ивановны Алексей застает Грушеньку. Женщины разговаривают на повышенных тонах.


Горничная передает Алексею письмо с признанием в любви от Лизы, больной дочери помещицы Хохлаковой. Дмитрий врывается в дом отца, подозревая, что пришла Грушенька, и в порыве гнева избивает Федора Павловича. Книга четвертая. Надрывы Алексей идет к Хохлаковым. По дороге он вступает в драку со школьниками, один из которых кусает его за палец.

Краткий пересказ мальчики достоевский по главам

Он давно мечтал с ним познакомиться. Коля рассказывает Алеше про их дружбу с Илюшей, про то, как тот пырнул его ножиком. А дело было так: мальчики дружили, Снегирев боготворил Красоткина, однако чем больше он к нему тянулся, тем сильнее его отталкивал своей холодностью Коля.

Внимание

Однажды Илюша проделал гнусное дело: засунул в хлеб булавку и кинул ее Жучке. Собака съела, завизжала и убежала. После такого поступка Коля сказал, что не хочет иметь с ним дела.


Над Илюшей все смеялись, обижали его, и в такой момент он пырнул Красоткина. Когда Снегирев тяжело заболел, он говорил, что его так бог наказал за собаку, которую он, возможно, убил.

Колина собака по кличке Перезвон была похожа на Жучку. Ребята вошли домой, и Коля обещал удивить необычным появлением пса.

«У Илюшиной постельки» Краткое содержание (Достоевский, «Мальчики») этой части включает в себя описание характера Коли.

One more step

Картинка к рассказу Сейчас читают

  • Краткое содержание Заводной апельсин Энтони Бёрджесса В романе Энтони Бёрджесса рассказывается о достаточно далеком будущем, которое автор представляет в достаточно мрачных тонах. По версии автора будущее должно было выглядеть очень ужасным.
  • Краткое содержание Чуковский Живой как жизнь В произведении «Живой как жизнь», созданном Корнеем Ивановичем Чуковским, исследуется русский язык.

    Текст произведения написан интересным языком, который не даёт читателю заскучать.

  • Краткое содержание Стальное колечко Паустовский Варя с дедом Кузьмой проживала в деревне, которая находится возле лесной полосы. В зимние дни этого года поднимался сильный ветер и шёл постоянно снег.
  • Краткое содержание Зойкина квартира Булгакова Зоя Пельц наряжается в своей квартире.

    К ней приходит Аллилуя из домкома.

Но такое юному пареньку не по душе, он встал против отношений учителя с матерью и всеми силами показывает это. Так мальчик задает вопрос, на который учитель не знает ответа, этим поступком он не только унижает учителя, но и показывает свое превосходство над ним.

Через некоторое время мальчик заводит собаку, он старается ее обучать разным командам, иногда мучает и приносит боль животному, но несмотря на это, собачонка любит мальчика и привязана к нему. Коля Красоткин до этого момента был ранен ножом, это сделал Илья Снегирев.

Данный рассказ учит тому, что человек должен всегда отвечать за свои поступки и знать меру своим действиям. Да, важно оставить свою честь чистой, но думать об окружающих — важнее.
Коля поставил не только свою жизнь в опасную ситуацию с поездом, но и жизнь матери, которая переживала за него.

Вдова Красоткина 30 лет проживала на свои средства в маленьком, но очень уютном доме. Её супруг умер очень давно, около 13 лет назад, он был очень хорошим собой, добрым и опрятным человеком. Вдова недолго смогла прожить в браке, всего год. У них родился ребёнок, мальчик, назвали его Коля, именно ему она и решила посвятить свою жизнь.

Мама очень долго заботилась о своём сыне, когда же мальчик смог вырасти, она отправила его в прогимназию. Вместе с ним она очень много изучала, чтобы иметь возможность помогать ему делать уроки. Николая часто дразнили, что он маменькин сынок, но мальчик оказался очень сильным и всегда отстаивал себя. Николай учился прилежно, хорошо относился к одноклассникам, не показывал, что он умнее многих, был дружелюбным и знал, как держать себя в руках при общении с учителями. Мальчик был эмоционально сильнее мамы, и она так и не смогла подчинить его себе. Она слушалась сына, хотя и хотела, чтобы мальчик ее любил больше. Сын относился к маме с трепетом, хотя и не любил тесного контакта. Иногда Николай шалил и любил повырисовываться. Из всего того, что осталось от отца, были книги, мальчик прочитал их все, даже те, которые ему нельзя читать.


Вдова решила отвести сына к своей очень хорошей подруге. Её муж служил на станции. На ней Николай захотел испытать себя и, познакомившись с мальчишками, поспорил, что сможет пролежать под поездом в движении. Николай смог выиграть спор, но, оказавшись под поездом, его сознание его покинуло, мать очень испугалась за него, вскоре это происшествие дошло до прогимназии и все начали относиться к нему, как к отчаянному. Николая хотели исключить, но Дарданелов, который был влюблён в Красоткину, смог это предотвратить. Вдова всё же дала какую-то надежду на дальнейшие отношения. Николаю не нравилось, что Дарданеллов ухаживает за матерью, но всё же Коля к нему хорошо относился. Спустя немного времени Николай принес в дом собаку и придумал ей кличку, назвал его Перезвоном. Он с трепетом относился к питомцу и обучал его командам.


Как-то в морозный ноябрьский день, это было в выходной, Николай очень хотел погулять, но такой возможности ему не представлялось, так как взрослых дома не было, а его оставили приглядывать за маленькими детьми: сестрёнкой и братиком. Николай очень любил брата с сестрой и часто называл их ласково «пузырями». Это были дети соседки Красоткиной, её муж когда-то ее бросил.


Это случилось в день, когда служанка соседки решила рожать, её повезли на роды к Агафье, она служила маме Николая и сегодня припозднилась на рынке. Николаю очень понравились разговоры детей про то, откуда они появляются, мальчик и девочка не хотели оставаться одни, поэтому Николаю пришлось их занимать. Он показал им свою пушечку, ведь она умеет стрелять и показал свою собаку, и те трюки, которым он сумел её научить. Агафья пришла, Николай ушел и забрал Перезвона.

Скоро Коля встретился со своим другом Смуровым, он был сыном богатого чиновника. А по возрасту был младше на 2 года. Родители этого мальчика не любили Николая, так как он любил шалости, но это не мешало общаться мальчикам в тайне.


Вскоре мальчики отправились ещё к одному их другу, его звали Ильёй. Илья Снегирев сильно болел и не мог встать с кровати. Карамазов очень просил мальчиков навещать Снегирёва, ведь ему так необходимо общение в последние дни жизни. Николай был в удивлении от того, что у Карамазова итак много своих проблем, но он всё равно общается с детьми, несмотря на то что его брат недавно убил отца.


Для мальчика Карамазов был странный, но Коля очень хотел пообщаться с ним более близко, чтобы иметь возможность узнать этого человека более глубоко.


Друзья решили пойти через рынок на площади. Николай рассказал Смурову, что он хочет стать социалистом, что он считает, что общество должно быть равным. Но вскоре их разговор зашёл о том, что рано пришли морозы и граждане к этому не готовы. Пока они шли по базару, Николай разговаривал со всеми, иногда задерживался, он говорил, что прекрасно разговаривать. Он учинил не совсем большой скандал, а также запутал парня приказчика. Мальчики дошли до штабс-капитана Снегирёва. Николай сказал Смурову позвать Карамазова. Николай с большим трепетом ожидал этой встречи, молодой человек собрал все свои силы в кулак. Он не хотел, чтобы Карамазов увидел его в плохом свете. Николай решил, что он будет показывать всем своим видом независимость, но всё же он очень боялся, что из-за того, что он маленький, Карамазов даже не решится с ним разговаривать. Алексей был очень рад от того, что смог увидеть Николая.


Иногда у Илюши был бред воспоминания о друге. Он горевал, что друзья совсем его бросили. Карамазов узнал от Николая, как они познакомились с Ильёй. Он сказал, что он заметил Илью ещё тогда, когда они ходили на подготовку к обучению. Все в классе не любили маленького мальчика, но он всегда давал отпор и не подчинялся обидчикам, именно это тогда и понравилась Николаю, поэтому Илюшу он решил защищать любой ценой.


В какой-то день произошло очень неприятное событие, Николай услышал, что лакей семьи Карамазова показал Илье, как можно пошутить над собакой. Он сказал, что надо взять хлебного мякиша и засунуть туда булавочку, и всё это дать самой голодающей собаке. Мальчик дал хлебный мякиш с булавкой Жучке. Вскоре Илья понял, что наделал и посчитал, что животное умерло.


Он очень сильно чувствовал свою вину перед ней. Николай захотел проучить Илюшу и сказал, что больше никогда, ни при каких обстоятельствах не будет разговаривать с ним.


Конечно Николай хотел простить Илью спустя некоторое время. Но их одногрупники поняли, что Илюша больше не под защитой Николая. Они вновь стали издеваться над мальчиком, обзывая его отца и не давая ему прохода. Как-то раз мальчика очень сильно побили. Николай тоже присутствовал при драке, он хотел помочь Илье, но мальчик подумал, что Николай тоже смеется и запереживав в предательстве друга, ударил в его ногу ножом. У Николая потекла кровь. В этот день, уже сильно перевозбудившись, Илья прокусил палец Алексею. Спустя некоторое время он заболел. Николаю было стыдно, что он тогда не заступился за Илью, поэтому он боялся зайти, навестить его и поговорить с ним хотя бы о чём-то.


Всё время своей болезни Илья корил себя за Жучку, и считал, что это Бог наказал. Ребята во главе со Снегиревым не смогли найти собаку. Они думали, что Николай точно сможет найти, хотя он пытаться искать не собирался.


Николай очень боялся идти к Илье, поэтому он попросил Карамазова немного рассказать, кто такой отец Ильи, и кто такой штабс-капитан, и почему весь город называл его отца шутом.


Штабс-капитан очень любил сына. Алексей часто задумывался, что когда Илья умрет, отец не сможет выдержать этого и закончит жизнь самоубийством. Николай боялся, что все остальные ребята рассказали о нём очень плохо Карамазову и что много из того, что рассказали было неправдой. К примеру, он боялся, что до него донесли, как он во время перерывов играет в шумные игры. Алексей считал, что в этой игре нет ничего плохого, а также она развивает мальчишек. Коля успокоился, пообещав, что он сможет показать Илье какое-то небольшое представление. Когда Николай зашёл туда, он увидел маленькую, тесную и очень бедную комнату, в ней было очень много ребят, которые учились вместе с ним. Снегирев потихоньку заводил в комнату к Илье друзей, одного за другим, он очень надеялся, что сыну станет чуть лучше. Он заранее поговорил со всеми и все знали кто следующий пойдет в комнату. Единственный, с кем он не смог договориться, это Красоткин, так как он имел свое мнение, сам решал, когда пойдёт к больному.


Илья всё время находился в кровати, над ним были иконы, недалеко от него была его сестра, у которой не было ног и сошедшая с ума мама, которая напоминала своим поведением ребенка. Когда Илья начал болеть, Снегирев перестал пить, а мама стала пребывать в задумчивом виде. Снегирев очень старался для сына, развеселить его, поддержать или что-то другое, но когда его покидали силы, он убегал из дома и начинал рыдать очень сильно, так что его слышал весь дом. Совсем недавно очень богатая купчиха Екатерина решила помогать Снегирёвым, она давала приличные деньги, вызывала врачей.

В этот день тоже должен был приехать доктор из Москвы, именно Екатерина попросила доктора посмотреть на юношу.


Николай, увидев Илью, сильно удивился, как может болезнь изменить человека за такой короткий срок. Коля подошел и очень грозно посмотрел на Илюшу, этим взглядом он постарался напомнить Илье о том, что он сделал с Жучкой, но спустя минуту в комнату вбежал Перезвон. Илюша узнал ту собаку, которую накормил булавкой.


Коля поведал, что когда Илья накормил собаку, он сразу пошёл искать и спустя несколько дней нашёл собаку, закрыл ее у себя дома и научил разным командам, только поэтому он не мог приходить к нему.

Николай даже не представлял, что это очень сильно повлияет на умирающего мальчишку, ведь такая новость сильно его взволновала, несмотря на всё, он радовался воскрешению жучки. Николай смог показать всё, чему он научил Перезвона, а после этого он отдал Илюше свою пушечку и хорошую книгу, ведь именно для него он поменял её у одноклассника.


Маленькая пушечка очень понравилась маме и сын отдал эту игрушку. После этого Красоткин рассказал всё то, что произошло и не забыл то приключение, которое произошло с ним на базаре. Он поведал, что как-то предложил одному глупому мальчику провести тест, сможет ли гусиная шея выдержать колесо телеги. Гусь умер и все они попали на суд. Суд присудил этого гуся парню, но он должен был заплатить деньги хозяину птицы. Николая судья отпустил, но доложил в прогимназию. Скоро приехал доктор, все вышли из комнаты.


Николай всё-таки смог поговорить с Алешей Карамазовым. Это произошло в сенях, он очень старался быть взрослым и разговаривать образовано. Мальчик рассказал всё, что он думает обо всём, он даже не забыл женщин, у которых тоже должны быть права, и о боге, и его необходимости в нашем мире. Николай в свои 13 лет говорил, что Господь необходим для порядка, что если бы Иисус жил сейчас, он точно бы был революционером. Алексей долго слушал Николая. Он крайне сильно изумился столь раннему развитию ребенка, он смог прочитать о Вальтере, Белинском и запрещенной литературе. Ну разве что первый выпуск журнала.


Мальчик не читал все это, но всё же имел свое правильное мнение. Наверное, в голове у Николая было столько много мыслей и додумок из того, что он смог найти, ведь много из того, что он прочитал он даже не понимал. Карамзину стало очень печально, он понял, что этот молодой человек, только недавно начавший жизнь, сильно испорчен всем прочитанным, он понял, что мальчик самолюб, но это отличало всех гимназистов. Алексей знал, что Николай еще может измениться, только если начнёт общаться со Снегиревым. Николай сам сказал Карамазову, что его сильно тяготит самолюбие, также он сказал, что изредка у него появляется такое чувство, что весь мир не принимает его, поэтому часто страдает его мать.


Карамазов сказал что он должен слушать только себя, не смотреть на других и должен осуждать сам плохие свои поступки и что он способен на это. Он хотел сказать Коле, что его ждёт нелегкая, но прекрасная жизнь. Мальчик был в восхищении от Алексея, а также от того, что Алексей поговорил с ним как со взрослым. Он всё ещё мечтал о крепкой дружбе. В то время, когда Коля и Алексей разговаривали, доктор посмотрел Илью и сестру и маменьку. И вышел ко всем. Николай слышал, что всё, что он смог сделать, он сделал, больше ничем он помочь Илюше не может и предложил увести его в Италию и постараться вылечить там. Также он предложил Снегирёву съездить с дочерью на Кавказ, а с женой в психиатрическую клинику.

Денег у Снегирёва не было. Николай очень рассердился на этого врача, он начал разговаривать с ним грубо, да так, что Алексею пришлось приструнить мальца. Врач сильно затопал ногами и покинул дом.

Отец начал плакать, Илья понял, что скоро умрет. Он сказал отцу, что когда его не станет, он должен взять себе нового сына на воспитание. Также он попросил Колю ходить вместе с псом на могилу. После этого мальчик попытался крепко обнять отца и Николая.


Николай был обескуражен, поэтому он выбежал в сени и начал громко плакать.

Алексей попросил парня приходить как можно чаще к маленькому умирающему Илье...

Книга десятая
Мальчики

I
Коля Красоткин

Ноябрь в начале. У нас стал мороз градусов в одиннадцать, а с ним гололедица. На мерзлую землю упало в ночь немного сухого снегу, и ветер «сухой и острый» подымает его и метет по скучным улицам нашего городка и особенно по базарной площади. Утро мутное, но снежок перестал. Недалеко от площади, поблизости от лавки Плотниковых, стоит небольшой, очень чистенький и снаружи и снутри домик вдовы чиновника Красоткиной. Сам губернский секретарь Красоткин помер уже очень давно, тому назад почти четырнадцать лет, но вдова его, тридцатилетняя и до сих пор еще весьма смазливая собою дамочка, жива и живет в своем чистеньком домике «своим капиталом». Живет она честно и робко, характера нежного, но довольно веселого. Осталась она после мужа лет восемнадцати, прожив с ним всего лишь около году и только что родив ему сына. С тех пор, с самой его смерти, она посвятила всю себя воспитанию этого своего нещечка мальчика Коли, и хоть любила его все четырнадцать лет без памяти, но уж, конечно, перенесла с ним несравненно больше страданий, чем выжила радостей, трепеща и умирая от страха чуть не каждый день, что он заболеет, простудится, нашалит, полезет на стул и свалится, и проч., и проч. Когда же Коля стал ходить в школу и потом в нашу прогимназию, то мать бросилась изучать вместе с ним все науки, чтобы помогать ему и репетировать с ним уроки, бросилась знакомиться с учителями и с их женами, ласкала даже товарищей Коли, школьников, и лисила пред ними, чтобы не трогали Колю, не насмехались над ним, не прибили его. Довела до того, что мальчишки и в самом деле стали было чрез нее над ним насмехаться и начали дразнить его тем, что он маменькин сынок. Но мальчик сумел отстоять себя. Был он смелый мальчишка, «ужасно сильный», как пронеслась и скоро утвердилась молва о нем в классе, был ловок, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого. Учился он хорошо, и шла даже молва, что он и из арифметики, и из всемирной истории собьет самого учителя Дарданелова. Но мальчик хоть и смотрел на всех свысока, вздернув носик, но товарищем был хорошим и не превозносился. Уважение школьников принимал как должное, но держал себя дружелюбно. Главное, знал меру, умел при случае сдержать себя самого, а в отношениях к начальству никогда не переступал некоторой последней и заветной черты, за которою уже проступок не может быть терпим, обращаясь в беспорядок, бунт и в беззаконие. И однако, он очень, очень не прочь был пошалить при всяком удобном случае, пошалить как самый последний мальчишка, и не столько пошалить, сколько что-нибудь намудрить, начудесить, задать «экстрафеферу», шику, порисоваться. Главное, был очень самолюбив. Даже свою маму сумел поставить к себе в отношения подчиненные, действуя на нее почти деспотически. Она и подчинилась, о, давно уже подчинилась, и лишь не могла ни за что перенести одной только мысли, что мальчик ее «мало любит». Ей беспрерывно казалось, что Коля к ней «бесчувствен», и бывали случаи, что она, обливаясь истерическими слезами, начинала упрекать его в холодности. Мальчик этого не любил, и чем более требовали от него сердечных излияний, тем как бы нарочно становился неподатливее. Но происходило это у него не нарочно, а невольно — таков уж был характер. Мать ошибалась: маму свою он очень любил, а не любил только «телячьих нежностей», как выражался он на своем школьническом языке. После отца остался шкап, в котором хранилось несколько книг; Коля любил читать и про себя прочел уже некоторые из них. Мать этим не смущалась и только дивилась иногда, как это мальчик, вместо того чтоб идти играть, простаивает у шкапа по целым часам над какою-нибудь книжкой. И таким образом Коля прочел кое-что, чего бы ему нельзя еще было давать читать в его возрасте. Впрочем, в последнее время хоть мальчик и не любил переходить в своих шалостях известной черты, но начались шалости испугавшие мать не на шутку, — правда, не безнравственные какие-нибудь, зато отчаянные, головорезные. Как раз в это лето, в июле месяце, во время вакаций, случилось так, что маменька с сынком отправились погостить на недельку в другой уезд, за семьдесят верст, к одной дальней родственнице, муж которой служил на станции железной дороги (той самой, ближайшей от нашего города станции, с которой Иван Федорович Карамазов месяц спустя отправился в Москву). Там Коля начал с того, что оглядел железную дорогу в подробности, изучил распорядки, понимая, что новыми знаниями своими может блеснуть, возвратясь домой, между школьниками своей прогимназии. Но нашлись там как раз в то время и еще несколько мальчиков, с которыми он и сошелся; одни из них проживали на станции, другие по соседству — всего молодого народа от двенадцати до пятнадцати лет сошлось человек шесть или семь, а из них двое случились и из нашего городка. Мальчики вместе играли, шалили, и вот на четвертый или на пятый день гощения на станции состоялось между глупою молодежью одно преневозможное пари в два рубля, именно: Коля, почти изо всех младший, а потому несколько презираемый старшими, из самолюбия или из беспардонной отваги, предложил, что он, ночью, когда придет одиннадцатичасовой поезд, ляжет между рельсами ничком и пролежит недвижимо, пока поезд пронесется над ним на всех парах. Правда, сделано было предварительное изучение, из которого оказалось, что действительно можно так протянуться и сплющиться вдоль между рельсами, что поезд, конечно, пронесется и не заденет лежащего, но, однако же, каково пролежать! Коля стоял твердо, что пролежит. Над ним сначала смеялись, звали лгунишкой, фанфароном, но тем пуще его подзадорили. Главное, эти пятнадцатилетние слишком уж задирали пред ним нос и сперва даже не хотели считать его товарищем, как «маленького», что было уже нестерпимо обидно. И вот решено было отправиться с вечера за версту от станции, чтобы поезд, снявшись со станции, успел уже совсем разбежаться. Мальчишки собрались. Ночь настала безлунная, не то что темная, а почти черная. В надлежащий час Коля лег между рельсами. Пятеро остальных, державших пари, с замиранием сердца, а наконец в страхе и с раскаянием, ждали внизу насыпи подле дороги в кустах. Наконец загремел вдали поезд, снявшийся со станции. Засверкали из тьмы два красные фонаря, загрохотало приближающееся чудовище. «Беги, беги долой с рельсов!» — закричали Коле из кустов умиравшие от страха мальчишки, но было уже поздно: поезд наскакал и промчался мимо. Мальчишки бросились к Коле: он лежал недвижимо. Они стали его теребить, начали подымать. Он вдруг поднялся и молча сошел с насыпи. Сойдя вниз, он объявил, что нарочно лежал как без чувств, чтоб их испугать, но правда была в том, что он и в самом деле лишился чувств, как и признался потом сам, уже долго спустя, своей маме. Таким образом слава «отчаянного» за ним укрепилась навеки. Воротился он домой на станцию бледный как полотно. На другой день заболел слегка нервною лихорадкой, но духом был ужасно весел, рад и доволен. Происшествие огласилось не сейчас, а уже в нашем городе, проникло в прогимназию и достигло до ее начальства. Но тут маменька Коли бросилась молить начальство за своего мальчика и кончила тем, что его отстоял и упросил за него уважаемый и влиятельный учитель Дарданелов, и дело оставили втуне, как не бывшее вовсе. Этот Дарданелов, человек холостой и нестарый, был страстно и уже многолетне влюблен в госпожу Красоткину и уже раз, назад тому с год, почтительнейше и замирая от страха и деликатности, рискнул было предложить ей свою руку; но она наотрез отказала, считая согласие изменой своему мальчику, хотя Дарданелов, по некоторым таинственным признакам, даже, может быть, имел бы некоторое право мечтать, что он не совсем противен прелестной, но уже слишком целомудренной и нежной вдовице. Сумасшедшая шалость Коли, кажется, пробила лед, и Дарданелову за его заступничество сделан был намек о надежде, правда отдаленный, но и сам Дарданелов был феноменом чистоты и деликатности, а потому с него и того было покамест довольно для полноты его счастия. Мальчика он любил, хотя считал бы унизительным пред ним заискивать, и относился к нему в классах строго и требовательно. Но Коля и сам держал его на почтительном расстоянии, уроки готовил отлично, был в классе вторым учеником, обращался к Дарданелову сухо, и весь класс твердо верил, что во всемирной истории Коля так силен, что «собьет» самого Дарданелова. И действительно, Коля задал ему раз вопрос: «Кто основал Трою?» — на что Дарданелов отвечал лишь вообще про народы, их движения и переселения, про глубину времен, про баснословие, но на то, кто именно основал Трою, то есть какие именно лица, ответить не мог, и даже вопрос нашел почему-то праздным и несостоятельным. Но мальчики так и остались в уверенности, что Дарданелов не знает, кто основал Трою. Коля же вычитал об основателях Трои у Смарагдова, хранившегося в шкапе с книгами, который остался после родителя. Кончилось тем, что всех даже мальчиков стало наконец интересовать: кто ж именно основал Трою, но Красоткин своего секрета не открывал, и слава знания оставалась за ним незыблемо. После случая на железной дороге у Коли в отношениях к матери произошла некоторая перемена. Когда Анна Федоровна (вдова Красоткина) узнала о подвиге сынка, то чуть не сошла с ума от ужаса. С ней сделались такие страшные истерические припадки, продолжавшиеся с перемежками несколько дней, что испуганный уже серьезно Коля дал ей честное и благородное слово, что подобных шалостей уже никогда не повторится. Он поклялся на коленях пред образом и поклялся памятью отца, как потребовала сама госпожа Красоткина, причем «мужественный» Коля сам расплакался, как шестилетний мальчик, от «чувств», и мать и сын во весь тот день бросались друг другу в объятия и плакали сотрясаясь. На другой день Коля проснулся по-прежнему «бесчувственным», однако стал молчаливее, скромнее, строже, задумчивее. Правда, месяца чрез полтора он опять было попался в одной шалости, и имя его сделалось даже известным нашему мировому судье, но шалость была уже совсем в другом роде, даже смешная и глупенькая, да и не сам он, как оказалось, совершил ее, а только очутился в нее замешанным. Но об этом как-нибудь после. Мать продолжала трепетать и мучиться, а Дарданелов по мере тревог ее всё более и более воспринимал надежду. Надо заметить, что Коля понимал и разгадывал с этой стороны Дарданелова и, уж разумеется, глубоко презирал его за его «чувства»; прежде даже имел неделикатность выказывать это презрение свое пред матерью, отдаленно намекая ей, что понимает, чего добивается Дарданелов. Но после случая на железной дороге он и на этот счет изменил свое поведение: намеков себе уже более не позволял, даже самых отдаленных, а о Дарданелове при матери стал отзываться почтительнее, что тотчас же с беспредельною благодарностью в сердце своем поняла чуткая Анна Федоровна, но зато при малейшем, самом нечаянном слове даже от постороннего какого-нибудь гостя о Дарданелове, если при этом находился Коля, вдруг вся вспыхивала от стыда, как роза. Коля же в эти мгновения или смотрел нахмуренно в окно, или разглядывал, не просят ли у него сапоги каши, или свирепо звал Перезвона, лохматую, довольно большую и паршивую собаку, которую с месяц вдруг откуда-то приобрел, втащил в дом и держал почему-то в секрете в комнатах, никому ее не показывая из товарищей. Тиранил же ужасно, обучая ее всяким штукам и наукам, и довел бедную собаку до того, что та выла без него, когда он отлучался в классы, а когда приходил, визжала от восторга, скакала как полоумная, служила, валилась на землю и притворялась мертвою и проч., словом, показывала все штуки, которым ее обучили, уже не по требованию, а единственно от пылкости своих восторженных чувств и благодарного сердца. Кстати: я и забыл упомянуть, что Коля Красоткин был тот самый мальчик, которого знакомый уже читателю мальчик Илюша, сын отставного штабс-капитана Снегирева, пырнул перочинным ножичком в бедро, заступаясь за отца, которого школьники задразнили «мочалкой».

26 декабря 1875 года Ф. М. Достоевский вместе с дочерью Любой побывал на детском балу и рождественской ёлке, устроенной в Петербургском клубе художников. 27 декабря Достоевский и А. Ф. Кони прибыли в Колонию для малолетних преступников на окраине города на Охте, возглавляемой известным педагогом и писателем П. А. Ровинским. В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Санкт-Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой»). Все эти предновогодние впечатления легли в основу рождественского (или святочного) рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».

С другой стороны, рассказ тесно перекликается с сюжетом баллады «Ёлка сироты» («нем. Des fremden Kindes heiliger Christ») 1816 года Фридриха Рюккерта, — немецкого поэта-романтика. В то же время Достоевский, соблюдая традиции классиков святочного рассказа Г. Х. Андерсена («Девочка с серными спичками») и Ч. Диккенса («Рождественские рассказы»), максимально наполнил короткий аллегорический рассказ реалиями жизни большого города. В данном случае, речь идёт о С-Петербурге, чьё холодное в прямом и переносном смысле великолепие противопоставлено провинциальному мраку неназванной родины мальчика, где однако же у него всегда были еда и тепло. Тема голодного и нищего ребёнка была начата писателем в 40-х годах произведениями «Бедные люди», «Ёлка и свадьба», и автор не отступал от неё в течение всей жизни вплоть до «Братьев Карамазовых».

Достоевский приступил к рассказу 30 декабря 1875 года, и к концу января «Мальчик у Христа на ёлке» был опубликован наряду с другими материалами о «русских теперешних детях» в январском выпуске «Дневника писателя». В первом выпуске своего возобновлённого издания Достоевский намеревался сообщить своим читателям «кое-что о детях вообще, о детях с отцами, о детях без отцов в особенности, о детях на ёлках, без ёлок, о детях преступниках…». Рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» в «Дневнике писателя» предшествовала маленькая главка «Мальчик с ручкой», и все вместе взятые материалы двух первых глав «Дневника писателя» (в первой главе писатель поместил свои публицистические размышления на ту же тему) были объединены темой сострадания к детям.

Федор Достоевский - Мальчик у Христа на елке. Святочный рассказ:


I Мальчик с ручкой


Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед елкой и в самую елку перед Рождеством я все встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как семи лет. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, - значит, его все же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил «с ручкой», это технический термин, значит - просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, - стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают «с ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда зальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол,

…И в рот мне водку скверную
Безжалостно вливал.

Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят все - голод, холод, побои, - только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однако ж, все факты.

II Мальчик у Христа на елке


Но я романист, и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», - подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется - никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь - господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

Вот и опять улица, - ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно: как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, и на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие - миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, - только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, - вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик; большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, - и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть! «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, - подумал, мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, - совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»

Пойдем ко мне на елку, мальчик, - прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, - о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, - но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! - кричит ей мальчик и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. - Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? - спрашивает он, смеясь и любя их.

Это «Христова елка», - отвечают они ему. - У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… - И узнал он, что мальчики эти и девочки все были все такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…

А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.

И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, - то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа - уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.