На какую сторону вешают иконы. Красный угол» дома.лучшее место для иконы в доме

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» () – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ().

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ().

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ().

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ().

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его () – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! () отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ()

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы и – создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ
Санкт-Петербург
2000

Иконы есть почти в каждом доме, за исключением семей убежденных атеистов. Раньше люди знали и соблюдали правила размещения святых образов. Знаем ли мы, как устроить домашний иконостас, так ли строги церковные каноны сегодня и каким должен быть красный угол вашего жилища?

Красный угол в старину

Наши прадеды к иконам относились благоговейно и старались оборудовать домашний иконостас по всем правилам. Божница (киот) со святыми образами размещалась в каждом православном доме в красном углу, на самом почетном месте.

Красный — значит, хороший, красивый. Святой угол устраивали с восточной стороны жилища, в самой светлой стороне дома, так как окна были на обеих стенах, образующих угол.

Для православного христианина его дом — символ храма. И если в церкви самым святым местом является алтарь, то в жилище верующего — именно красный угол, где расположен домашний иконостас, это символический аналог алтаря.


Как же люди устраивали иконостас в доме? Божница представляла собой открытый шкафчик для икон, чаще двухъярусный, делали его из дерева и украшали росписью и резьбой.

Иконы ставились на полки, вешать их было не принято. Образа украшали божником — полотенцем из тканого холста, вышитым на концах и вдоль одной стороны. Божник прикрывал иконы сверху и по бокам, но не закрывал святые лики.

В киоте хранили молитвенные книги, святую воду, масло для лампад, свечи, ладан.

Домашний иконостас сегодня

Большинство из нас не слишком хорошо знакомо с требованиями обустройства иконостаса в доме. Да и церковь сегодня не так строго требует соблюдения определенных канонов, ведь времена меняются и некоторые правила становится все труднее соблюдать.

Не в каждом доме есть возможность расположить иконостас в правильном восточном углу. Если планировка жилья не позволяет — что делать?


Допустимо поместить иконы с любой стороны жилища. Но место должно быть удаленным, чтобы можно было спокойно помолиться. При совместной молитве семьи понадобится свободное пространство всем молящимся. Необходимые при этом книги удобно положить на переносной складной аналой.

Постарайтесь расположить домашний иконостас подальше от телевизора, компьютера и прочей бытовой техники. Соседство святых изображений с техническими приборами неуместно.

Иконостас можно сделать своими руками или купить, подойдет даже обычная книжная полка.

Сколько икон нужно иметь в доме? Дело вовсе не в их количестве, вы ведь не коллекцию святых изображений собираете. Иконы имеют другое предназначение — молитвенное.

Не допускайте соседства образов с книгами, чье содержание далеко от православных взглядов, с разными декоративными предметами вроде статуэток, фигурок, панно, картин.


Даже репродукции картин на религиозные сюжеты лучше разместить подальше от красного угла, картины и иконы — разные вещи.

Плакаты и календари с изображениями популярных личностей: музыкантов, спортсменов, актеров — тоже недопустимо располагать рядом с иконостасом.

Какие иконы должны быть в доме обязательно?

Образ Спасителя — центр иконостаса, как и в самом храме. Эта икона всегда самая большая по размеру (Господь Вседержитель, Спас Нерукотворный). В красном углу также обязательно иметь образ Божьей Матери с Младенцем.

Икону Богородицы нужно расположить слева от образа Спасителя. Над этими двумя главными иконами допустимо поместить лишь изображения Распятия и Троицы.


Традиционно многие дополняют свой домашний иконостас изображениями великих православных святых. Почти в каждом доме есть икона святителя Николая Чудотворца, особо почитаемого верующими. Люди верят в то, что он наделен особой благодатью и обращаются с молитвой к святителю .

Святой великомученик Георгий Победоносец и святой великомученик и целитель Пантелеймон также пользуются любовью и уважением православных христиан.

Изображения великих русских святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского украшают многие домашние иконостасы.

На божнице можно расположить иконы пророка Божиего Илии, первоверховных апостолов Петра и Павла.

Какие еще иконы желательно иметь дома? Это могут быть изображения особо чтимых местных святых, архангелов Гавриила и Михаила, святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, иконы, посвященные праздникам.


На почетном месте домашнего иконостаса можно расположить ту икону, которая особо почитается в семье или святой образ, передаваемый из поколения в поколение (если в вашей семье есть такая реликвия).

В семьях верующих родовую икону чтят особо, ведь перед ней молились Господу их предки. Младенца после крещения было принято подносить к иконе и читать молитвы. Семейной святыней родители благословляли новобрачных, детей, отправляя их на учебу, в дальнюю дорогу, под образами наши прадедушки и прабабушки уходили в мир иной.

На киот традиционно ставят иконы именные — изображения тех святых, чьи имена носят живущие в доме. По поводу икон в домашнем иконостасе лучше посоветоваться с вашим духовником.

Священники советуют иметь дома, кроме святых образов Спасителя и Божией Матери, преимущественно иконы тех святых, к которым действительно обращаются с молитвами члены семьи.

Хорошо, когда иконы есть в каждой комнате вашего жилища. Там, где вы обедаете семьей (на кухне, в столовой) нужно расположить икону Спасителя.

В детской комнате для общения ребенка с Богом обязательно иметь святой образ.

Чем украсить домашний иконостас?

Украсить божницу лучше всего живыми цветами. Веточки освященной вербы ставят возле икон в день празднования Входа Господня в Иерусалим, сохраняя их до следующего Вербного Воскресения.

Дом и иконы украшают березовыми веточками в День Святой Троицы (Пятидесятницы), что символизирует благодать силы Святого Духа, которую несет Православная Церковь.

Перед иконами в красном углу подвешивают или ставят на подставке лампаду. Лампадок может быть несколько, их зажигают во время молитвы, у многих они горят все время, когда кто-то из членов семьи дома. Весь день лампада должна гореть в воскресные и праздничные дни.


Зажженная лампада очищает дом от негатива и всякой скверны. Спичкой зажигать ее не принято. Это делают церковной свечой.

Во время постов используют зеленые и синие лампадки, а в праздники — красные.

У верующих существует обычай мазать крестообразно лампадным маслом детей и близких в случае болезни либо каких-то неблагополучных событий.

Божницу следует увенчать крестом, на всех дверных косяках тоже должны быть кресты.

Можно ли использовать иконы-репродукции?

Святые образа, написанные вручную художниками-иконописцами, предпочтительнее икон-репродукций. Но писаные изображения намного дороже и не каждый верующий может себе позволить их приобрести.

Поэтому репродукции вполне уместны в домашнем иконостасе.

Главное — покупать иконы, свечи, лампады, молитвенные книги, кресты в церковных лавках.


По стилю иконы могут быть древнего образца (древнерусского, греческого, византийского) и западного (академического). Верующий может выбирать стиль икон по своему вкусу, но в иконостасе лучше не смешивать изображения разных техник написания.

Фотографии или репродукции праведных людей, старцев, священников иметь дома нужно, но располагать их следует в стороне от икон.

Отношение к иконам

Подобно тому, как в храме мы ведем себя благочестиво, так и перед изображениями святых недопустимо ругаться, ссориться, обижать друг друга.

Бережное и уважительное отношение к иконам у православных не может перерастать в поклонение. Икона — священное, но все же изображение. За образом всегда нужно видеть суть.


С икон на нас смотрят лики Господа, Богородицы, святых, мы обращаемся к ним со своими молитвами и просьбами о помощи, заступничестве, прощении.

Божественные лики напоминают нам, жителям мира материального, о духовной, вечной жизни, о нашем Спасителе. И, глядя на святые образа, каждый верующий должен стремиться к совершенствованию своей души.

Выбор икон для домашнего иконостаса не может быть универсальным, он всегда индивидуален. Верующий, прислушиваясь к голосу собственного сердца, сам выбирает, к каким Святым будут обращены его ежедневные молитвы. При выборе икон необходимо ориентироваться, в первую очередь, на то, чтобы все они были похожи по стилю и манере исполнения.

Какие иконы должны быть в доме?

Каждому у себя дома обязательно необходимо иметь иконы Божьей Матери и Спасителя. В иконографической традиции существует огромная вариативность изображений Спасителя, среди которых для домашней молитвы чаще всего выбирают образ Господа Вседержателя. Среди множества икон Божьей Матери (Богородицы) чаще всего для домашнего иконостаса отдают предпочтение таким иконам как: Елеуса (Умиление) - Владимирская, Жировицкая, Почаевская, Ярославская и Одигитрия (Путеводительница) - Казанская, Тихвинская, Смоленская.

В домашнем иконостасе положено также размещают именные иконы или просто иконы тех святых, которые особо чтимы членами семьи. Особой популярностью пользуется образ Николая Чудотворца, который вот уже много веков почитается в народе как великий праведник, как святой наделенный особой Божьей благодатью. Среди изображений великомучеников за веру Христа чаще всего свой выбор останавливают на иконах Георгия Победоносца или целителя Пантелеймона.

Как повесить иконы?

Строго регламентированного порядка размещения икон в доме, как в храме нет. Согласно давним традициям в доме каждой православной семьи было отведено специальное место, где размещались иконы. Чаще всего его называли «божница» или «красный угол».

Традиционно иконы лучше повесить на восточной стороне, потому что на молитву принято становиться лицом на восток. Но, если в силу особенностей домашнего интерьера это сделать невозможно, то иконы можно размещать в том месте, где это комфортно. Их можно ставить на полки или вешать на стены в любом удобном месте. Главное — перед ними должно быть достаточного свободного пространства для того, чтобы верующий мог совершать молитвенный ритуал без особых затруднений.


Иконы, для лучшей сохранности, рекомендуют ставить в киоты. Это специальные шкафчики или застекленные полки, предназначенные для защиты икон от грязи, пыли и механических повреждений. Благодаря киотам лики святых хранятся в условиях более щадящего микроклимата, менее подвержены негативному воздействию перепадов влажности и температуры воздуха.

Служители церкви говорят о том, что лучше повесить по иконе в каждой комнате дома. Обязательно икона нужна на кухне над обеденным столом, ведь процесс приготовления пищи и трапеза должны быть освящены молитвой, обращенной к Святым Образам. Поскольку после завершения трапезы традиционно читается «Отче наш», поэтому на кухне обычно вешают икону Спасителя. Также очень часто над обеденным столом вешают икону «Тайная вечеря».


Существует распространенное мнение, согласно которому иконы нельзя размещать в спальне. Но это неправда. Поскольку супружеская близость не считается греховной, их смело можно размещать и в спальне. При этом необходимо помнить, что находиться они должны только у изголовья правильно поставленной кровати. Кроме того, святой образ обязательно должен присутствовать в детской. Чаще всего там вешают икону Ангела-хранителя. Над входной дверью рекомендуют вешать не икону, а православный крест или просто наклейку с его изображением. В крайнем случае, можно повесить подкову над дверью.

Иконы следует повесить в отдельном от скопления других предметов месте. Неуместно они смотрятся в загроможденных книжных шкафах, на трюмо или просто на столах. Кроме того, не советуют возле икон вешать картины, плакаты и другие изображения, пусть даже на библейские сюжеты. Возле них нельзя размещать фотографии усопших, это церковные каноны запрещают.

Правила размещения икон относительно друг друга

При размещении икон необходимо помнить об иерархическом принципе. Главное место в домашнем иконостасе принадлежит иконам Божьей Матери и Спасителя. Чаще всего, они больше остальных по размеру и существует мнение, что их обязательно нужно повесить выше остальных. Это действительно правильно, но совершенно не обязательно. Их можно располагать на одном уровне с остальными иконами, а вот неправильно они будут расположены только в том случае, если они будут находиться ниже других. Это согласно христианским канонам считается неприличным.


Сбоку от главных икон или ниже них размещаются именные иконы или, например, лики святых, которые пользуются особым почитанием среди членов семьи. В красный угол советуют ставить и венчальные иконы.

Необходимо помнить главное - совершенно неважно количество икон в доме или квартире, она может быть и вовсе одна. Бессистемный выбор просто красивых изображений святых может негативным образом отразиться на духовном состоянии жильцов дома. Главное, чтобы икона была почитаемой реликвией всей семьи, ведь это не просто оберег, способный защитить от всех бед и жизненный невзгод. Поэтому очень важно выбрать правильное место, где вы ее разместите в своей жилище. Оно должно помочь вам совершать свои повседневные религиозные практики. Место перед вашим иконостасом должно быть чем-то вроде домашнего алтаря, где каждый день с воодушевлением утром и вечером вы будете обращаться с Богом.


Правильно расположение икон в доме помогает вам открыть окно к светлому и духовному, озаряя ваше жилище радостью и светом.

Жилище православного христианина невозможно представить без икон. Однако не стоит бездумно скупать все понравившиеся образа, ведь их необходимо ещё и разместить в доме, имеющем ограниченное пространство. Таким образом, количество икон в доме должно быть в разумных пределах.

Как правильно повесить иконы в доме? Фото и основные пояснения вы найдёте в статье ниже.

Базовые правила размещения икон

Согласно церковным традициям, верующим следует молиться, обращаясь к востоку. Поэтому иконы советуют размещать на восточной стороне квартиры. Если у вас есть такая возможность – разместите иконостас на востоке.

Однако во многих случаях на востоке в современных постройках размещены двери или окна и, соответственно, тогда поместить образа там не получится. Но как правильно повесить иконы в квартире в таком случае? Выберите любую другую стену, ведь изменить расположение постройки в современных условиях невозможно.

Важно не только расположение стены относительно сторон света, но и её свободность и доступность. Встать перед иконами должно быть удобно всем членам семьи, особенно если в семействе практикуется совместная молитва.

Куда нужно ставить иконы в доме

Разрешается размещать образа на стены (в том числе и у изголовья кровати), на стол. Идеально, когда святыни размещены в киотах. Соседствовать с иконами могут свечи, лампады, молитвослов, : словом, всё, что помогает в молитве.

В то же время нежелательно, когда рядом с иконами находятся светские картины, статуэтки, плакаты с изображениями спортсменов, политиков, музыкантов и так далее.

Добавим, что рядом с иконами нельзя размещать картины даже с библейскими сюжетами. Дело в том, что икона – это средство, через которое верующие общаются с Богом, Богородицей и святыми; молиться же перед картинами нельзя.

Куда поставить иконы в квартире

Можно ли им соседствовать с домашней техникой? Это нежелательно и по возможности такому соседству стоит препятствовать. Однако, если, например, компьютер в конкретной семье является средством работы, то поставить образа рядом – вполне нормальное явление, ведь до, после и даже во время труда можно и нужно помолиться, попросив Божьего благословения на свои деяния.

По старинной традиции, нередко Красный угол в доме украшался доступными в то время средствами: живыми цветами и искусно вышитыми полотенцами. Эту традицию не грех поддержать и сегодня. Поэтому если есть такое желание – смело украшайте свой иконостас и одиночно размещенные иконы.

Итак, куда вешать иконы в доме? Подведем итог:

  • Желательно поместить их на восточную стену дома.
  • Доступность.
  • Иконы можно вешать на стену, ставить на стол и полки, помещать в киоты.
  • Нельзя размещать рядом иконы и декоративные предметы.
  • Иконы можно украсить цветами и полотенцами.

Последовательность размещения икон

Теперь вы знаете, куда правильно вешать иконы в доме. Однако в каком порядке стоит их поместить?

При размещении икон в храме церковные служители учитывают множество требований Устава. Однако правила размещения святынь на домашнем иконостасе отнюдь не такие строгие. К основным из них относят:

  • Продуманность композиции и системность размещения.
  • Выше всего следует размещать образа Святой Троицы, Христа и Пресвятой Богородицы. Под ними могут быть размещены иконы апостолов (если есть). Затем уже необходимо помещать образа святых.
  • стоит помещать справа от молящегося, а – слева.
  • Единообразность стилей.

Желательно, но не строго обязательно, чтобы образа были выполнены приблизительно в одной манере: иначе многообразие стилей может отвлекать от молитвенного делания. Впрочем, это не касается образов – семейных реликвий. Их стоит помещать на домашний иконостас обязательно, независимо от того, вписываются ли они в общий стиль образов или нет.

Итак, теперь вы знайте, как правильно разместить иконы в доме, фото и текст помогут вам в этом благом деле. Надеемся, что наша статья поможет вам создать канонически правильный и эстетически приятный глазу иконостас!

Инструкция

Иконы не обязательно вешать на стены. Их можно разместить на специально предназначенной для этого полочке. Но если икон много, то лучше будет развесить их на стене, соблюдая некоторые нехитрые правила. Если вашем помещении развешены несимметрично, бессистемно и без какой бы то ни было продуманной , это непременно будет вызывать чувство неудобства и неудовлетворенности размещением икон, желанием его изменить. А это очень мешает и отвлекает от молитвы.

Иконы также можно и даже нужно размещать в других комнатах. На кухне также стоит повесить . Обязательно нужно разместить в детской комнате икону Ангела- или Небесного покровителя . По было принято вешать над входом в квартиру или дом икону Покрова Пресвятой Богородицы. Но сейчас ее можно заменить любой другой иконой или крестом.

Кстати, размещая иконы в своей квартире или доме, обратите внимание на то, что они не должны стоять или висеть вместе с другими картинами (пусть даже на библейскую тематику) или элементами быта. Неуместны иконы в книжных шкафах, рядом с игрушками, косметикой, фотографиями членов семьи, статуэтками. Не помещайте также иконы рядом с плакатами политиков, звезд шоу-бизнеса, и прочих знаменитостей.

Нечасто, но все же приходится видеть среди икон на стенах или на полках фотографии отцов, старцев. Это канонически недопустимо, поскольку фотография запечатлевает конкретный миг земной жизни человека, пусть и церковного или даже причисленного впоследствии к лику святых. Икона же представляет его именно в образе святого, в его преображенном, прославленном состоянии. Естественно, присутствие таких фотографий в доме не отменяется. Но ставить или вешать фотографии нужно отдельно от икон.

Источники:

  • где в квартире вешать иконы

По вере вашей и воздастся вам. Необходимо помнить о традициях наших предков и научиться правильно относиться к иконам и их размещению в доме . Следуйте некоторым советам, и все у вас будет хорошо.

Инструкция

Самое главное - чтобы перед «красным углом» было достаточно свободного места для совершения общей молитвы всей семьи. Желательно для иконостаса выделить вместительную полочку. Если на ней не поместятся все иконы , то остальные можно развешать на любой стене. Неправильным будет помещать иконы в книжные или другие шкафы, так как рядом с ними не должны находиться посторонние предметы. Иконы не могут служить в качестве украшения интерьера.

Естественно, что в каждом доме должны быть иконы Иисуса Христа и Божьей Матери. Икону Спасителя располагайте справа, слева – Богородицы. Здесь также важно соблюдать принцип иерархии. Любая почитаемая икона не должна располагаться выше икон Троицы, нашего спасителя, Божьей Матери и апостолов. Желательно, чтобы иконостас был увенчан христианским крестом.

Иконы можно иметь , где обедают домочадцы, чтобы перед трапезой можно было помолиться Всевышнему за хлеб насущный, а после обеда – поблагодарить. Над входом в дом традиционно вывешивают Покрова Святой Богородицы.

Среди икон не должны находиться художественные и гравюры с библейскими сюжетами, которые априори не являются каноническими иконами. Соответственно, там не место изображениям , старцев и , пусть даже и причисленных церковью к Лику Святых. Их можно поместить в другом месте.

Видео по теме

Обратите внимание

Иконы в доме. Украшение дома иконами издревле было одним из главных обычаев русского народа. Сегодня вера возвращается к людям, а с ней и благоговейное отношение к иконе. Существует негласный список икон, которые обязательно нужно иметь дома. В первую очередь, речь идёт об иконах Спасителя и Божией Матери.

Полезный совет

В храме человек молится перед святыми иконами. Стоит это делать и дома. Раньше в каждом доме русского человека были иконы в красном углу. Но в эпоху «красных уголков» у людей старались стереть даже самую память о Церкви, мало сохранилась и память о том, какие иконы нужно иметь в доме и как они должны быть размещены. Где разместить иконы в доме? В свободном и доступном месте.

Связанная статья

Источники:

  • размещение икон в доме

Вопрос этот рано или поздно встает у каждого, кто приобретает икону или получает ее в дар. И действительно, как правильно расположить ее в доме, чтобы возносить молитву Господу и не нарушить никаких священных законов? Ведь молитва – своего рода таинство, а любое таинство должно свершаться в соответствующем месте, а не где угодно. Как же правильно вешать иконы в городских или частных домах?

Инструкция

Самое лучшее место для в доме – красный угол. Именно здесь, по традиции, располагается , духовная , или лампадки . Красный угол дома – это напротив входа в помещение. Расположение это неслучайно, каждый вошедший может поклониться образам, не выискивая их долго по всем углам. Лучше, чтобы пространство возле иконостаса было свободным и позволяло встать на молитву всем членам семьи и гостям одновременно.

Алтарь располагается с восточной стороны, так же располагать и иконы в доме, чтобы молящийся стоял лицом на Восток. Однако если у вас нет подходящего места для образов в восточной части квартиры, можно повесить их в любом другом месте. Важно, чтобы это был ни глухой уголок, в который не попадает солнечный свет, а стена, которую украсит и сделает еще светлее. Повесить можно как на обычный гвоздь, так и установить на специальную полочку рядом с другими иконами. Если икон в доме много, можно сделать для них специальный иконостас. Главное, чтобы процесс собирания образов не превратился в обычное коллекционирование. Ведь назначение их совсем другое, и нет никакой связи между количеством икон в доме и благочестием его обитателей.

Не стоит устанавливать иконы среди книг на стеллажах, а также в полках шкафов вперемешку с косметикой, статуэтками и родственников. Также нельзя вешать иконы рядом с туалетом или в ряду с картинами и другими произведениями искусства. Помните о том, что икона – не красивая и не просто изображение. Назначение иконы в доме – сохранение благоговения и веры, а также священное покровительство. В спальне супругов иконы располагать можно, несмотря на ошибочное представление многих, что это грешно.

Обратите внимание

Многие считают, что супружеская спальня и икона – вещи несовместимые. И даже завешивают на ночь иконостас тканью. Это в корне неправильно. Интимная близость между супругами в браке вовсе не считается грехом. Кроме того, никакой тканью от взора Господа закрыться, конечно, нельзя.

Полезный совет

В первую очередь в доме необходимо иметь икону Иисуса и Богоматери. Они устанавливаются на общий иконостас в Красный угол. Также можно установить иконы покровителей всех членов семьи или какие-либо другие иконы, ценные именно для вас.

Источники:

  • как располагать икону в доме

Зеркало - не простой предмет для украшения интерьера, его всегда наделяли магическими свойствами. Далеко не всякое место в доме подходит для размещения зеркал. Чтобы этот предмет декора приносил пользу своим присутствием, прислушайтесь к советам фэншуй .

Вам понадобится

  • - зеркало.

Инструкция

Приобретите большое , в котором все члены семьи отражались бы целиком. Никому не должно «отрезать» голову, иначе человек будет мучиться головными болями. Иметь большое зеркало необходимо, чтобы энергетический, физический и умственный потенциал каждого члена семьи был реализован в полной мере.

Поместите зеркало в таком месте, чтобы оно отражало только приятные и красивые предметы, например, вазу, картину, декор и многое другое. Можете специально поставить рядом с отражающей поверхностью вещь, символизирующую богатство, успех и . Зеркала имеют свойства усиливать отраженный в них объект.

Самыми удачными местами для зеркала, с точки зрения , является кухня, гостиная и столовая. Повесьте его напротив обеденного стола, тогда в вашем доме всегда будет достаточно денег и вкусной пищи. Если плита находится напротив двери, повесьте над ней зеркало, в этом месте оно будет способствовать созданию приятной психологической обстановки.

Постарайтесь не вешать и не ставить зеркало в спальне. Эта комната является местом освобождения всех негативных эмоций, зеркало будет отражать их обратно. Поставьте лучше другие символы фэншуй . Если убрать зеркало из спальни нельзя, повесьте его так, чтобы в нем не отражались спящие люди или закройте его ширмой или тканью. В ином случае есть риск возникновения супружеской неверности.

Все ваши зеркала должны быть в рамах, чтобы их энергия всегда была положительной и направлялась в нужное место, а не рассеивалась. Следите за тем, чтобы зеркала оставались чистыми, это также способствует сохранению положительной энергии. Никогда не вешайте отражающую поверхность напротив окон или входной двери, иначе благополучие с вами не останется, а вернется обратно во внешний мир.

Обратите внимание на внезапно треснувшее зеркало - оно отвело от вас беду. Такое зеркало содержит только негативную энергию, постарайтесь его побыстрее выбросить. Не пользуйтесь зеркальной плиткой, она дробит отражение и может разбить вашу жизнь. Не смотритесь в осколки, тем самым вы притянете к себе неудачи.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • Зеркала в системе фен-шуй.
  • зеркало по фэншую

Совет 5: Какое значение имеет икона Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы – один из любимейших православных праздников, который отмечается 14 октября. Ему посвящено множество икон. На них изображается Дева Мария, простирающая свой покров как знак особой защиты. Именно так трактовался этот праздник на Руси.

История праздника Покров Пресвятой Богородицы

В основу православного праздника Покров Пресвятой Богородицы легло событие, произошедшее, согласно преданию, в Константинополе в первой половине X века (в 910 году).

В житии блаженного Андрея Юродивого рассказывается о явлении Богоматери во Влахернском храме, свидетелем которого был сам Андрей и его ученик Епифаний. В те времена столица Византии была осаждена сарацинами. В Влахернской церкви хранились священные реликвии – риза Пречистой Девы, часть ее пояса и оморф (головной убор).

Спасаясь от врагов, многие жители города укрылись в храме в надежде на милость и заступничество Царицы Небесной. Во время всенощной блаженному Андрею и его ученику было видение. Сопровождаемая ангелами, Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, Дева Мария подошла к алтарю, помолилась за людей, а потом сняла с себя мафорий (плащ) и, придерживая, распростерла его над всеми собравшимися в храме. Словно хотела заступиться за них перед Спасителем и укрыть от возможных бед. Это чудо положило начало особой церковной службе в честь Богоматери.

Русская православная церковь отмечает праздник Покрова с 1164 года. А в 1165 году князь Андрей Боголюбский построил на реке Нерли храм, освященный в честь Покрова.

Значение иконы Покров Пресвятой Богородицы

В Византии существовал обычай закрывать образ Пресвятой Девы завесой, и, согласно легенде, один раз в неделю эта завеса чудесным образом поднималась на несколько часов, открывая икону.

Однако в Византии праздника Покрова не было. Соответственно, не сложилось и канонов изображения этого события на иконах. Такие изображения появились только на Руси в XIII веке.

Одна из самых ранних Покровских икон – изображение на западных воротах суздальского собора. К началу следующего столетия оформилось 2 варианта изображения Покрова Пресвятой Богородицы: либо Дева Мария держит покров в руках, либо он простерт над Богоматерью.

На этих иконах часто Мария изображается в позе оранты с поднятыми для молитвы руками. Покров как бы парит перед Богоматерью, прикасаясь к ее воздетым рукам.

На новгородской иконе XIV века ангелы поддерживают парящий покров Богородицы, а над ним, раскинув руки в благословляющем жесте, сияет фигура Спасителя.

Как правило, оба варианта Покровских икон многофигурны. В обрамлении арок и куполов художники изображают собравшийся в храме народ, блаженного Андрея с учеником, а также святых, апостолов и Иоанна Предтечу. С обеих сторон к Марии, как к недвижному центру мира, устремляются ангелы.

Строгая симметрия в расположении фигур и архитектурных деталей, присущая Покровским иконам, служит для выражения внутреннего единения, праздничной соборности. Все лица обращены к Богородице в едином светлом порыве. Она и является чудесным покровом, чья защита дарована всему роду человеческому. В этом и заключается главный смысл иконы Покров Пресвятой Богородицы.

В сердце любого европейского стоит мост с тысячей замков. Все дело в том, что всего двадцать лет назад появилась традиция «скреплять» чувства подобным образом. Считает, что если влюбленные, повесив замок на перила моста, выбросят ключ в воду, ничто и никогда не сможет разрушить союз их сердец.

Возникновение традиции

Несмотря на то, что такая традиция кажется очень романтичной и старинной, появилась она только в девяностых годах. Итальянский писатель Федерико Моччиа для одного из своих романов никак не мог изобрести, как его влюбленные герои принесут клятву верности и любви друг другу. Так как действие в его романе происходило в Риме, он хотел найти какое-то особое романтическое место в Вечном городе, а его не оказалось. Поэтому автор изобрел свою традицию. Он назначил мост Мильвио таким местом для всех влюбленных Рима, где его герои принесли друг другу клятвы, повесили замок и выбросили ключ.

Со времени выхода романа мост Мильвио покрылся замками, так что различить его под ними стало затруднительно. Однажды под тяжестью замков упал фонарный столб на этом мосту. Власти Рима очень долго пытались вмешаться, структурировать как-то эту традицию, но безуспешно. Итальянские влюбленные не отдали свое пристанище и продолжили вешать замки на мост Мильвио.

Со временем эта традиция распространилась по всей Европе. Причем там принести клятву подобным образом может любая влюбленная пара, а вот в нашей стране замки, прежде всего, ассоциируются . В Москве, например, Лужковский мост стал местом паломничества половины всех молодоженов столицы. Правда, в случае с Лужковским мостом власти города поступили весьма умно. Рядом с самим мостом было установлено Дерево любви, ветви которого могут выдержать тысячи этих замочных клятв, не нанеся никому вреда. Спустя совсем недолгое время у Дерева любви появилось еще несколько родственников, поскольку на ветвях одного сооружения все замки никак не помещались. Теперь рядом с Деревьями любви на Лужковском мосту стоят еще и скамеечки для поссорившихся влюбленных. Их конструкция предполагает, что любой севший с самого краю человек все равно скатится к центру.

Замки с самых популярных мостов регулярно срезаются, чтобы освободить пространство для новых. Поэтому имеет смысл повесить свой замочек вдалеке от популярных мест, чтобы он продержался подольше.

Славянские традиции

В славянских традициях и мосты, и замки активно использовались. После свадьбы, когда невеста входила в дом мужа, рядом с порогом всегда лежал открытый замок. Когда молодые проходили внутрь, замок замыкался, ключ бросали в глубокий колодец. Иногда топили и замок, который метафорически замыкал брак.
До сих пор многие женихи перед свадьбой переезжают через семь мостов, поскольку это сулит счастье.

Мосты же в славянской традиции всегда считались символом перехода. Поэтому женихи часто носили невест через мосты, чтобы брак был счастливым. Так что европейская новая традиция замочных клятв хорошо прижилась на русской земле.

Онкологические заболевания представляют серьезную угрозу здоровью нации, ведь они ежегодно уносят жизни множества людей от мала до велика. Хирургия и лучевая терапия – далеко не 100%-ная панацея от рака, поэтому больные нередко обращаются за спасением к Богу. Многие иконы помогают справиться с недугом, но самая сильная среди них – «Всецарица».

Инструкция

Икона, именуемая еще греческим словом «Пантонесса», находится в Ватопедском монастыре, расположенном на одной из святынь Греции – горе Афон. Она датируется XVII веком, а изображены на ней сидящая Богородица в красном одеянии и Иисус на коленях Пречистой Девы. В одной руке Спаситель держит бумажный свиток, пальцы другой скрещены в благословляющем жесте. Сзади – два сберегающих их от невзгод ангела. Эта «Всецарица» является первоначальным образом, с которого сделано несколько списков, три из них содержатся в храмах России.

Проявления чудотворной силы начались с предания о том, как к подошел некий человек с черными мыслями и начал что-то невнятно шептать. Лик озарился ярким светом, и чернокнижника буквально отбросило назад. Он сам признался в том, что пытался колдовать, и с тех пор зарекся заниматься магией. Позже было замечено, что «Всецарица» помогает склонившимся перед ней в молитве людям, просящим избавления от опухолей. Исцелению обязательно предшествует горячее обращение страждущих и их сильная вера в чудо. После распространения известий о «Пантонессе» как панацее от рака с нее начали делать списки.

Первая копия, которая стала доступна россиянам, была изготовлена с благословения архимандрита Ефрема, который в августе 1995 года прибыл из далекого Ватопедского монастыре в качестве сопровождающего одного из чудотворных списков. Она была написана с соблюдением всех канонов во славу Богородице для лечения больных онкологией . Когда «Всецарица» была закончена, начались необъяснимые чудеса: состояние пациентов детского онкологического центра значительно улучшилось. Во время святых праздников икона несколько раз мироточила и излучала вокруг себя благоухание. А после излечения наркозависимого юноши к ней стали стягиваться родители, молящиеся за исцеление своего ребенка.

Первый список находится в Храме Всех Святых и периодически завозится в давшее ему начало медицинское учреждение. Каждый понедельник проводится молебен, во время которой читается акафист Богородице и совершается помазание онкологических больных. В России имеются еще две копии чудотворной иконы. Одна из них находится в Новоспасском монастыре – она увешана золотыми изделиями, подношением которых выздоровевшие люди благодарят Богородицу. Третью «Всецарицу» можно найти во Владычном женском монастыре, зафиксировавшем уже несколько десятков фактов ее мироточения, а также случаи исцеления от рака.

Видео по теме

Святая Троица – одно из основополагающих понятий христианской веры. Оно отличает христианство от других авраамических религий: вера в Единого Бога есть и в исламе, и в иудаизме, но понятие Троицы присуще только христианству. Неудивительно, что такое важное понятие нашло отражение в иконографии.

Троица – не только одно из самых важных понятий в христианстве, но и одно из самых таинственных. «Един в трех лицах» – это невозможно понять, осмыслить до конца, постичь умом, это можно только принять как данность, искренне уверовав. Еще труднее представить Святую Троицу в виде конкретного зримого образа, но написание иконы требует именно этого, и иконописцы находили выход из положения, опираясь на Священное Писание.

В Ветхом Завете повествуется о том, как Бог явился Аврааму и Сарре в образе трех странников. Супруги радушно приняли их, не сразу осознав, что перед ними Триединый Бог. Этот эпизод – одна из основ христианского учения о Святой Троице, и именно он часто используется для изображения Троицы на иконах.

Троицу изображают в виде трех ангелов, сидящих под деревом или за столом с угощением, иногда рядом с ними присутствуют Авраам и Сарра.

Самая известная такого рода – «Троица» Андрея Рублева. Икона примечательна своей лаконичностью – в ней нет ни одной лишней детали: ни Авраама и Сарры рядом с ангелами, ни «натюрморта» на столе – только чаша, перекликающаяся с той «чашей страдания», которую предстоит испить Богу-Сыну. Фигуры ангелов воспринимаются как замкнутый круг, соотносимый с понятием вечности.

Новозаветная Троица и Отечество

В другом варианте изображения Троицы Бог-Отец предстает в образе старца. Особенность данного изображения в том, что голова Старца окружена не круглым нимбом, как обычно, а треугольным. На нимбе Бога-Отца помещаются , обозначающие «Сущий», как и на нимбе Спасителя, тем самым подчеркивается единство Бога-Отца и Бога-Сына.

Рядом с Богом-Отцом восседает Бог Сын – Иисус Христос в таком же виде, как Его изображают на других иконах. В руках Он держит крест и раскрытое Евангелие. Третий лик Святой Троицы – Бог-Дух святой.Он представлен парящим над Отцом и Сыном белым голубем – именно в таком образе Дух Святой сошел на Иисуса Христа при Его крещении в Иордане.

Вариант Новозаветной Троицы – Отечество: Бог-Сын в образе ребенка сидит на коленях старца – Бога-Отца, Дух Святой, как и в предыдущем варианте, представлен в виде голубя.

В 1667 году Большим Московским Собором были осуждены любые изображения Бога-Отца (за исключением изображений апокалипсиса). Таким образом, в настоящее время каноническим изображением Святой Троицы является только «Ветхозаветная Троица».

Источники:

  • Об иконе «Троица»

Нередко при посещении незнакомого храма бывает трудно сориентироваться. В храме множество икон, но есть ли среди них тот образ, перед которым вам хотелось помолиться. Обратитесь за помощью к служащим храма или прихожанам. Но если некому подсказать, можно присмотреться к типу изображения и самостоятельно определить, что это за образ.

Почтить празднуемое событие

Если в этот день празднуется событие из жизни Спасителя или Богоматери, либо святого, к иконе которого вы и хотите подойти, то в центре храма обычно выкладывается этот образ на аналой. Эта икона считается праздничной. Если в храме нет отдельной иконы поминаемого в этот день события или святого, то на аналой кладут минейную, т.е. месячную икону. Данный святой или событие будет изображено на ней в числе всех святых и событий данного месяца. В воскресный день на аналое всегда располагается образ Воскресения Христова.

Найти икону Богородицы

Существует множество вариантов изображения Богоматери. Типы иконографии изображения Богоматери делятся на несколько групп.

Тип "Умиление" - в греческой иконописи этот тип называется "Сладкое лобзание". Богородица и младенец прильнули друг к другу ликами, Христос обнимает Мать за шею рукой. Также к этому типу относятся иконы, где Богородица изображается одна. Это иконы Богоматери - Умиление (Дивеевская), Владимирская, Донская, Почаевская, Взыскание погибших, Феодоровская.

Тип "Одигитрия" - с греческого "Путеводительница". Богородица изображена фронтально и указывает рукой на младенца, сидящего на другой ее руке. При этом он благословляет рукой. Это иконы Богоматери - Иверская, Казанская, Смоленская, Троеручица.

Тип "Знамение" - с греческого"Молящаяся" - Богородица с приподнятыми руками, полуфигура Христа в юношеском облике расположена в сфере на уровне груди Богородицы. Это иконы - Знамение Новгородская, Корчемная, Курская-Коренная, Царскосельская.

Найти икону святого

Для этого необходимо знать, кто он: преподобный, мученик, целитель, апостол, святитель и т.д. Каждый чин святого имеет свои обязательные иконографические атрибуты. Одним из опознавательных знаков служит одежда. У мучеников цвет одежды обычно красный, а у преподобных одежда темных оттенков.

Апостолы-евангелисты изображаются пишущими Евангелие, в руках мучеников обычно крест или изображены орудия мучения - колесо, меч и т.д., врачи-бессеребреники держат сосуд с лекарствами или ложечку, столпники изображаются стоящими на столпе.

Желательно знать портретные черты известных святых: так, почти всегда узнаваемы Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Пантелеимон Целитель, Георгий Победоносец, Царская семья.

Можно помолиться и поставить свечу своему святому или/и нескольким святым перед иконой "Всех святых".

Совет 10: Почему на иконах Богородицы изображаются три звезды

В православной традиции широко отображена иконография образов Пресвятой Богородицы. Это неслучайно, ведь Дева Мария является главной заступницей и ходатаицей за человечество перед своим сыном Господом Иисусом Христом.

В настоящее время существует множество различных икон Пресвятой Владычицы Богородицы. Каждый из образов глубоко символичен. В иконографии Девы Марии, как и при изображении Бога или святых, есть свои отличительные признаки. В частности, практически на всех иконах Пресвятой Богородицы на одежде Девы Марии изображены . Расположение звезд на мафории (иначе омофоре) следующее: две звезды располагаются на плечах и одна на голове. Это наиболее частое местоположение этих звезд. Можно задаться вопросом: "Почему именно три звезды"? Имеет ли это свой символизм, и если да, то какой?


Ответ на этот вопрос следующий. Три звезды на иконах Богородицы знаменуют собой великое чудо. Пресвятая Богородица почитается Церковью как Приснодева, то есть, говоря обычным языком, вечная, постоянная Дева. Это означает, что Матерь Божия сохранила девство как до рождества Господа Иисуса Христа, так в рождестве Спасителя, равно как и после рождения Мессии.


Православное вероучение гласит, что Пресвятая Богородица зачала Христа от Святого Духа. Эта непреложная истина отображена в Священном Писании Нового Завета. Сам архангел Гавриил возвестил деве, что рожденное в ней будет от Святого Духа. Равно и символ веры (молитвенное исповедание основ православного вероучения, которое и по ныне звучит в православных храмах во время божественной литургии) говорит о том, что Христос родился "от Духа Свята и Марии Девы".


Святые отцы первых веков также писали, сообразуясь с Евангелием, о непорочном зачатии Господа и Спасителя Иисуса Христа. Особое догматическое значение приснодевство Божией Матери приобрело во времена споров о естествах Христовых (V век). Еретики несториане именовали Божию Матерь Христородицей, вместо привычного термина "Богородица". Однако святые отцы защитили православное исповедание, возвестив, что Мария родила в прямом смысле Бога - воплотившееся второе Лицо Святой Троицы. А уже в 553 году на очередном Вселенском Соборе, проходившем в Константинополе, было официально утверждено, что Пресвятая Богородица является Приснодевой - девственницей до, во время и после рождества Христова.