Памятники а ахматовой в мире. Памятник анне ахматовой

Монумент в честь Анны Андреевны Ахматовой располагается в маленьком скверике между Шпалерной улицей и Воскресенской набережной (ранее она называлась набережной Робеспьера). Открытие состоялось 18-го декабря 2006-го года – на сорокалетие ухода из жизни поэтессы.

Трехметровая бронзовая скульптура стоит прямо напротив известной на всю Россию тюрьмы “Кресты”. Часть набережной выбрана не случайно, Анна Андреевна сама указала на нее в поэме “Реквием”.

С этим местом связаны судьбы многих представителей интеллигенции, в том числе и самых близких для поэтессы людей: мужа Николая Пунина и сына Льва Гумилева. Впервые они попали в “Кресты” в 1935 году.

Анна Ахматова регулярно навещала их, вместе с другими женами и матерями заключенных стояла в длинных очередях, чтобы передать продукты и вещи своим родным. Отчаявшись, Ахматова написала письмо Иосифу Сталину с просьбой об их освобождении, и действительно добилась этого.

В 1938 Льва Гумилева снова арестовали, почти полтора года ему пришлось провести в тюрьме до того, как его этапировали в колонию. И снова кабинеты тюремных начальников, бесконечные очереди и смиренная тоска…

И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною.

Именно эти слова можно прочесть на постаменте установленного в честь Ахматовой памятника. Примечательно, что, хотя место для памятника сомнений, казалось бы, не может вызывать – они все же были. Звучали предложения установить монумент у здания Федеральной службы безопасности на углу Шпалерной улицы и Литейного проспекта, либо возле сорокового дома все по той же Шпалерной, и даже у Фонтанного дома, в котором Ахматова прожила более 30 лет.

Однако решено было все же последовать воле Анны Андреевны, хоть это и было сопряжено с некоторыми трудностями: дело в том, что к 2006-му году напротив “Крестов” были построены новые дома с подземными парковками. Памятник пришлось устанавливать на крышу такой парковки c помощью свай.

Проект скульптуры тоже выбирали с трудом, провели два конкурса. В первом могли поучаствовать все желающие, но по итогам этого соревнования решение так и не было принято. Во втором же свои предложения вносили только профессионалы и предпочтение было отдано проекту Галины Дадоновой и Владимира Реппо, который и был реализован спустя 8 лет на средства одного из жителей Санкт-Петербурга.

Однако для жителей города это – важное напоминание не только о замечательной поэтессе, но и о судьбе целого поколения. А также прекрасный повод вспомнить проникновенные стихи и задуматься о силе человеческого духа.

Скульптор Галина Додонова о памятнике:

"Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына. Застывшая в бронзе Ахматова - узнаваемая фигура: хрупкая, тонкая, одухотворенная, но в ней скрыто от посторонних глаз страдание, едва заметное в напряженном повороте головы, на расположенные через него "Кресты".



Особенных претензий не имею Я к этому сиятельному дому, Но так случилось, что почти всю жизнь Я прожила под знаменитой кровлей Фонтанного дворца…Я нищей В него вошла и нищей выхожу… («Особенных претензий не имею…»,1952) («Особенных претензий не имею…»,1952)


Почти всю жизнь прожила Анна Ахматова «под знаменитой кровлей Фонтанного дворца». Фонтанный Дом – многолетнее пристанище Ахматовой. Здесь Анна Андреевна прожила в общей сложности около трёх десятков лет. Во дворце графов Шереметевых она особенно чувствовала свою неразрывную связь с русской историей, с Петербургом. Дом на берегу Фонтанки, ворота с фамильным девизом, старинный сад стали для Ахматовой декорациями, на фоне которых разыгрывалась трагедия её собственной судьбы и судьбы поколения.






Бежецк «Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это неживописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, хлеба, хлеба…» Там белые церкви и звонкий, светящийся лёд, Там милого сына цветут васильковые очи. Над городом древним алмазные русские ночи И серп поднебесный желтее, чем липовый мёд… («Бежецк», 26 декабря 1921) («Бежецк», 26 декабря 1921)

Тюрьма "Кресты" кирпичный

Арсенальная наб., 7 - ул. Комсомола, 8

1867 - арх. Львов Владислав Павлович

1884-1889 - арх. Томишко (Томишка) Антоний Иосифович (Осипович) - перестройка

В начале XVIII века на Арсенальной набережной располагался пивоваренный завод. Затем, во времена Анны Иоанновны, на его месте были устроены винные погреба, т.н. «Винный городок», на складах которого хранились винные запасы всего города.

В 1867 г. склады были переоборудованы и перестроены по проекту архитектора Владислава Павловича Львова, директора Санкт-Петербургского тюремного комитета: здесь была устроена уголовная тюрьма, просуществовавшая до 1886 г.

В 1884 г. приступили к возведению новых зданий тюрьмы по проекту акад. арх., архитектора Главного тюремного управления, акад. арх. Антония Иосифовича Томишко. Строительство велось хозспособом, силами самих заключенных. По мере строительства нового здания переходили в него, а старое ломали. Комплекс возведен в кирпичном стиле. Украшены здания фигурной кладкой. Для строительства использовался красный кирпич артели братьев Стрелиных.

Возводился комплекс как одиночная тюрьма. Были построены два арестантских корпуса с одиночными камерами , административный корпус с церковью , входное здание с квартирами надзирателя , дома для надзирателей , кухня с пекарней, четыре больничных корпуса, инфекционный корпус, баня, котельная с электрогенератором, ледник, кузница - всего 20 отдельно стоящих зданий, часть которых была связана переходами или чугунными трапами.

В тюрьме было электрическое освещение, система автономного водоснабжения, эффективная принудительная вентиляция и водяное отопление. В то время, по мнению Главного тюремного управления, это была самая образцовая тюрьма в Европе. Самая большая она до сих пор.

До революции в тюрьме наряду с уголовными преступниками содержались политические заключенные.

В ней побывали Л. Троцкий, А. Луначарский, В Антонов-Овсеенко. В октябре 1917 г. большевики заключили сюда все Временное правительство, за исключением сбежавшего Керенского.

После революции тюрьма называлась Выборгская одиночная тюрьма. В 1921 г. здесь расположился концентрационный лагерь «Кресты», а в 1923 г. - Петроградский окружной изолятор с тюремной больницей.

В 1930-х гг. здесь находились жертвы сталинских репрессий, обвиненные по знаменитой 58-й статье. Своей участи ждали историк Л. Гумилев, будущий маршал К. Рокоссовский, артист Г. Жженов. В 1934-1936 гг. поэтесса Анна Ахматова провела 21 месяц в очередях возле "Крестов", ожидая, вместе с другими женщинами, известия о своих близких. В настоящее время на стене установлена мемориальная доска с профилем поэтессы и отрывком из «Реквиема».

C 1937 по 1953 гг. в составе тюрьмы находилась так называемая «шарашка» - тюрьма специального назначения ОКБ-172. В ней содержались репрессированные специалисты военного профиля, талантливые конструкторы, инженеры, математики, физики, которые трудились в оборонной промышленности, разрабатывали морское вооружение.

С 1964 г. тюрьма "Кресты" стала следственным изолятором № 1. Здесь находятся до вынесения приговора суда лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений.

В настоящее время - ГУ «Следственный изолятор № 1 ГУИН Министерства Юстиции России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области» (СИ)

Текст на мемориальной доске:

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем: не ставить его

Ни около моря, где я родилась

(Последняя с морем разорвана связь),

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слезы струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Музей «Кресты» открылся на территории следственного изолятора № 1 ГУФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области в 1993 г. С 1999 г. музей могут посетить жители и гости Санкт - Петербурга. Экскурсия включает в себя посещение административного и режимного корпусов, храма святого благоверного великого князя Александра Невского, а также осмотр одной из камер.

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (723)

В настоящее время рассматривается вопрос о придании комплексу статуса памятника архитектуры местного значения.

Напротив, через реку Нева - самая знаменитая в Петербурге тюрьма «Кресты», у ворот которой поэтесса провела много тяжелых дней.

Можно сказать, что в поэме «Реквием» Ахматова сама указала на место для будущей скульптуры: «А если когда-нибудь в этой стране // Воздвигнуть задумают памятник мне, // … здесь, где стояла я триста часов // И где для меня не открыли засов».

Засов для Ахматовой в «Крестах» действительно не открыли - она ни разу не была арестована, по чистой, вероятно, случайности. Железная колесница сталинских репрессий проехала по семье Ахматовой, но она не сломала ее. В 1921 году был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу - на тот момент уже бывший муж Ахматовой, известный поэт Николай Гумилёв. Своего обвинения Гумилёв ждал тут же неподалеку, в доме предварительного заключения на Шпалерной 25, в первой российской «образцовой» тюрьме (ныне СИЗО № 3).

  • Читайте все материалы рубрики «Неформальный Петербург » .

Примечательно, что на четверть века раньше, там сидел и Ленин - «образцовая» тюрьма перевидала сотни революционеров до свержения царя и тысячи их противников после 17 года. Сохранилась записка Гумилёва жене из его 7-ой камеры: «Не беспокойся обо мне, я здоров, пишу стихи, играю в шахматы».

Несколько дней спустя он был расстрелян, как враг народа. Сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, будущий знаменитый ученый, историк-этнолог (1912-1992) Лев Гумилёв попадает в «Кресты» в 1935 году. Ему тогда всего 23 года, он учился на историческом факультете Ленинградского университета. «Муж в могиле, сын в тюрьме // помолитесь обо мне» - напишет Ахматова в одной из песен своего «Реквиема». На момент ареста сына Ахматова вновь замужем, за искусствоведом Николаем Пунином.

Пунина «забирают» в одно время с Львом Гумилёвым. К ним обоим носит Ахматова передачки, обивает тюремные пороги, стоит в очередях из сотен таких же несчастных родственников заключенных. В последней надежде пишет письмо Сталину, с просьбой освободить близких. И, как ни странно, по личному распоряжению генсека, мужа и сына действительно выпускают. На время. Через пятнадцать лет Пунин будет репрессирован и погибнет в ссылке в Воркуте. Лев Гумилев за свою долгую жизнь был арестован три раза.

В 38 году, во время второго ареста, семнадцать месяцев подряд приходила Ахматова к стенам «Крестов» прежде чем сына отправили в заключение в норильскую колонию. «Семнадцать месяцев кричу // Зову тебя домой. // Кидалась в ноги палачу - // Ты сын и ужас мой». Потрясение от этого ареста - наряду с другими страшными жизненными событиями - и повлекло за собой возникновение поэмы «Реквием». В предисловии Ахматова расскажет, что в годы ежовщины она провела семнадцать месяцев в тюремных очередях. Как-то стоявшая за ней женщина спросила - может ли она об этом написать. Ахматова ответила - да, и «что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».

И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною.

Скульптор Галина Додонова писала. "Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына. Застывшая в бронзе Ахматова - узнаваемая фигура: хрупкая, тонкая, одухотворенная, но в ней скрыто от посторонних глаз страдание, едва заметное в напряженном повороте головы, на расположенные через него "Кресты".

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

А. А. Ахматова, Реквием

“Кресты“, наравне с Петропавловской крепостью и крепостью “Орешек” , являются одним из самых известных мест пребывания политзаключённых. Безусловно, про эту тюрьму мы знаем ещё со школьной скамьи – по поэме “Реквием” Анны Андреевной Ахматовой. В произведении поэтесса описывает самые страшные периоды своей жизни, когда её сын, Лев Гумилёв, находился в заключении. Часть срока Гумилёв отбывал в “Крестах“.


История “Крестов”

Тюрьма на этом месте существовала с 1867 года. В 1884 году началось строительство современных, известных нам зданий. Стройка продолжалась 6 лет и велась силами самих заключённых – по мере возведения новых корпусов старые уничтожались. Тюрьма была рассчитана на 1150 человек.

Название “Кресты” появилось благодаря форме тюремных корпусов: если смотреть с высоты, здания представляют собой два креста, соединённых административным корпусом. По задумке архитекторов кресты символизировали духовное покаяние заключённых. На верхнем этаже административного корпуса на частные средства была надстроена церковь Александра Невского.



В разное время в “Крестах” содержались маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский, поэт Н. А. Заболоцкий, известный актёр Г. С. Жжёнов, большевики П. Е. Дыбенко, А. В. Луначарский, Л. Д. Троцкий.

Кстати, в интернете можно найти байку о том, что последний, Лейба Давидович Бронштейн, взял свой псевдоним, Троцкий, по фамилии охранника из “Крестов”. История правдива только отчасти, дело действительно обстояло так, только охранник Троцкий работал в Одесской тюрьме, в которой революционер отбывал наказание в конце XIX века.

Тюрьма считалась образцово-показательной и являлась самой большой в Европе.


В советское время большая часть заключённых в “Крестах“ отбывала наказание по “политическим” статьям. В соответствии с антирелигиозной политикой государства, купола на церкви были снесены, а само здание заняли административные помещения. С 1964 года тюрьма стала следственным изолятором. Купола на храме были восстановлены только в 2004 году.

В начале двухтысячных годов было принято решение о строительстве нового здания изолятора в Колпино. 22 декабря 2017 года из “Крестов” в новое место дислокации был вывезен последний заключённый. СИЗО в Колпино неофициально именуется как “Кресты-2”, современный изолятор построен по подобию своего предшественника в форме двух крестов.

Монумент жертвам политических репрессий и памятник Анне Ахматовой

На другой стороне Невы находится установленный в 1995 году памятник жертвам политических репрессий. Он посвящён всем осуждённым по “политическим” делам.





Мемориал поделён на две группы: на набережной установлены гранитные блоки с импровизированным тюремным окном. Если заглянуть в окно, вид открывается на “Кресты”. Также на памятнике установлен терновый венок с колючей проволокой и книга, сделанная также из гранита. На момент написания статьи книга отсутствовала (может быть, была украдена или находилась на реставрации).


В нескольких метрах от этой инсталляции установлены два бронзовых сфинкса, издалека напоминающие сфинксов на Университетской набережной. К домам на набережной фигуры обращены юными женскими лицами. Если смотреть на них со стороны “Крестов”, лица представляют из себя обезображенные скелеты.



Скульптор монумента: Михаил Шемякин

На постаментах фигур находятся таблички с цитатами известных российских и советских авторов.

Недалеко от этого места, на другой стороне Воскресенской набережной, в 2006 году был установлен памятник Анне Андреевне Ахматовой. Сама поэтесса писала в “Реквиеме”:

“А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.”




Этот монумент - не самое туристическое место Санкт-Петербурга , да и не все местные жители знают о нём, но такие памятники помогают помнить историю своей страны, в том числе и такие печальные её периоды.