Похищение огня. Значение слова прометей в словаре-справочнике мифы древней греции

Некоторые говорят, что людей слепил из земли и воды по образу богов Прометей, а Афина вдохнула в них жизнь.
Другие утверждают, что люди и животные были созданы богами из смеси огня и земли, а Прометею и его брату Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Непредусмотрительный Эпиметей щедро наделил способностями животных, оставив людей беззащитными.
Получилось, что животные были заботливо снабжены всем необходимым для выживания, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия». К тому же Зевс решил извести человечество голодом, заставив лучшую часть пищи приносить в жертву богам. Однако Прометей сумел перехитрить его.
Когда решался вопрос, какую часть быка нужно жертвовать богам, а какую оставлять людям, Прометей содрал с быка шкуру и сшил из нее два мешка. Разделав тушу, он сложил в один мешок всю мякоть, прикрыв ее сверху требухой - наименее соблазнительной частью любого животного, а во второй сложил все кости, спрятав их под толстым слоем жира. Зевс, которому Прометей предложил выбрать мешок, поддался на обман и взял мешок с костями и жиром, которые с тех пор считались принадлежащими богам. Обнаружив хитрость Прометея, Зевс решил проучить его, лишив людей огня и вынудив их «есть свою мякоть сырьем».

Тогда Прометей похитил огонь (по одной версии, взял его в кузнице Гефеста, по другой - с помощью Афины поднявшись с черного входа на Олимп, зажег факел от огненной солнечной колесницы) и отдал его людям.

Кроме того, он научил людей строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежду, читать, писать и считать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. Но при этом он лишил их знания будущего (которым они раньше обладали), дабы не разбивать их сердец.
Ночью Зевс увидел с Олимпа мириады мерцающих на земле костров и пришел в ярость. По его повелению Прометей был прикован цепями к Кавказским горам. Каждый день к нему прилетал орел‑стервятник и терзал его печень, которая к следующему дню вырастала вновь.

Чтобы наказать людей за кражу Прометеем огня, Гермес по повелению Зевса вылепил из глины женщину - Пандору, сделав ее глупой, злой, ленивой, хитрой и лживой.

Афина вдохнула в Пандору жизнь, после чего Афродита одарила ее неотразимой прелестью.

В сопровождении Гермеса громовержец отправил Пандору к титану Эпиметею, который сразу же пленился ее красотой и взял ее в жены.

В доме Эпимитея хранился оставленный ему на хранение Прометеем, его братом, сосуд, в который Прометей ранее с большим трудом заключил все досаждающие человечеству невзгоды: старость, родовые муки, болезнь, безумие, порок и страсть. Однажды Пандора, не устояв перед естественным женским любопытством (на это и рассчитывал Зевс), открыла сосуд. Мгновенно из него вылетели тысячи бед и стали жалить Пандору и Эпиметея, а затем напустились на смертных. Несбыточная мечта, которую Прометей также спрятал в сосуд, не дала людям покончить с собой.

Есть и такие, кто утверждает, что в принадлежавшем Прометею сосуде хранились все добрые дары, которыми он намеревался осчастливить человечество. Когда Пандора открыла крышку, они разлетелись, чтобы никогда больше не вернуться, и лишь медлительная надежда осталась на дне.

Вероятно, мало кто не слышал выражение «Прометеев огонь», который означает стремление совершать хорошие поступки, действуя на благо других и принося себя в жертву.

Откуда же пошло это выражение, и кто такой – легендарный Прометей?

Происхождения великого титана

Прометей был великим титаном, рожден был еще до олимпийских богов.

В некоторых источниках сказано, что был он сыном Урана и Геи, в других – что сын титана Иапета и океаниды Климены или богини Фемиды.

Его имя переводится, как «знающий наперед», «предвидящий», имя было говорящим, помимо остальных своих качеств Прометей обладал даром предвидения. Точно известно, что был он мудрым древним существом, живущим еще задолго до Зевса и его братьев.

Именно этим обусловлено его независимое положение от олимпийских богов, несмотря на то, что Прометей признал владычество над вселенной и даже помог ему в войне со своими собратьями титанами, такими как Крон, Атлант, Тифон.

Война против титанов

Когда Зевс победил своего отца Крона, низверг его в глубины Тартара, титаны восстали против него.

Прометей встал на его сторону, потому что противился насилию и жестокости своих древних собратьев, и считал, что Зевс наделен большей мудростью, нежели они.

Он считал, что боги младшего поколения лучше справятся с ролью властителей мира и людей.

Эта беспощадная война длилась десять лет, на помощь Зевсу пришли сторукие великаны, сам Громовержец метал молнии. Титаны были повержены и жестоко наказаны.

Прометеев огонь

По одной версии, война эта была настолько ужасна, что все живое на земле вымерло. приказал Прометею вылепить из глины людей, а вдохнула в них жизнь.

По другим версиям, Зевс желал избавиться от людей, которые жили во времена правления титанов, поэтому оставил их на произвол судьбы без средств к существованию, в том числе и без огня. И эти люди были настолько слабы и глупы, что не могли позаботиться о себе, жили в пещерах, как муравьи, не могли себя согреть, приготовить пищу, не имели ремесел, с трудом добывали себе пищу.

Бог-Громовержец запретил богам помогать людишкам, ему не было до них никакого дела.

А Прометей, в отличие от кровожадного и жестокого Зевса, пожалел свои создания, он любил их всем своим сердцем.

Он поднялся на гору, в которой была кузница бога-кузнеца Гефеста и вынес из горна бога ремесел несколько угольков в полой деревянной трубке.

Он отдал огонь людям и показал, как пользоваться. Научил строить дома, лепить из глины домашнюю утварь, готовить еду, разъяснил, как отличать ночь ото дня, зиму от лета, показал им письменность, дал им законы. И еще многому другому научил своих любимых людей Прометей.

Так «огонь» нужно понимать не только в буквальном смысле, но и в качестве метафоры просвещения. Людям стало легче жить, они из дикарей превратились в счастливое общество.


Гнев Зевса

За то, что ослушался титан Громовержца, защищал и покровительствовал людям, на него разозлился Зевс.

Бог-олимпиец отнял у людей огонь, когда Прометей обхитрил его в вопросе принесения жертв богам, вставая на сторону людей. Но Прометей вернул его с горы Олимп обманом и хитростью.

Тогда решил Зевс наказать его, он давно уже невзлюбил Прометея за то, что тот был титаном. Приказал своим слугам Силе и Власти схватить великого титана и увести на кавказскую гору.

Гефест приковал его цепями к горе и вбил в его грудь алмазный клин, который терзал тело Прометея.

Мужественно держался Прометей, принял свое наказание и ни за что не захотел покориться кровожадному Зевсу, уступить ему, как его ни уговаривали Фемида, титан Океан и его океаниды.

Благодаря своему дару предвидения, Прометей знал, что явится могучий герой Геракл, который и освободит его от оков после многих лет страданий.

Также сделал Прометей предсказание Зевсу, что ожидает его участь отца его, Крона. Но подробности отказался говорить, не желая покориться жестокому Зевсу. Тогда Громовержец еще сильнее рассердился на Прометея и послал своего орла, чтобы он ежедневно выклевывал печень непокорного титана.

Страдает так Прометей до того момента, Пока не приходит Геракл, сын Зевса, чтобы освободить многострадального благодетеля людей.

Титан рассказал ему пророчество, и великий герой разрубил оковы. За время пленения Прометея, Зевс стал мягче по отношению к людям, стал им благодетельствовать и помогать, поэтому Прометей и Зевс примирились.

Образ Прометея

Во всех источниках Прометей выступает как защитник людей, благодетель, в отличие от Зевса, которому нужна власть и поклонение. Он сочетает в себе образ нового бога, вплетенного в иерархию олимпийских богов, и покровителя древнего племени.

Подчинившись Зевсу в войне против титанов, Прометей, не желающий власти и насилия, противопоставляется титанам.

Мудрый и хитрый Прометей не жалеет себя для помощи людям, страдает за них, поэтому выступет в роли святого мученика.

И в глазах смертных он находится выше даже Зевса-Олимпийца, который действует при помощи силы и жестокости.

В литературе, искусстве Прометей выступает как покровитель наук, несущий людям просвещение, образование, культуру и ремесла. Он – творец, создатель, художник, который сначала создал род людской, а затем дал ему инструменты для обретения величия.

(сын Прометея и Пандоры, Schol. Apoll. Rhod. III 1086), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры) (Apollod. I 7, 2).

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня mē-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе Прометея несомненны черты древнего доолимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. Прометей олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. Прометей не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого Прометей сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. Прометей действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром Прометей, несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона , жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие Прометея в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - Прометея и Зевса. Поэтому Прометей обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т.е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221).

Мифы о Прометее связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, Прометей как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это Прометей по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, Прометей дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320d-321e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от Прометея», причём, оказывается, что Прометей наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли Прометея в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами Прометея, а с деятельностью Зевса (Hes. Theog. 96, Opp. 256-264). Научить людей жить обществом Прометей не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.

Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т.е. сын Прометея и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так Прометей, теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах Прометей - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором Прометей займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом Прометея роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно Прометею (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает Прометею похитить огонь (Serv. Verg. Buc. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то Прометей был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. p. 987, 4 след.). Прометей вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248-250). Прометей - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга Прометея, обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман Прометея, допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея. В результате Зевс лишает людей огня. Прометей в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь Прометея подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь (Apollod. I 7, 1). В отместку людям и Прометею боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. Прометей внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. Прометей сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает Прометея в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла , чтобы, освободив Прометея, тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение Прометея Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к Прометею и от кентавра Хирона , сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать Прометею своё бессмертие (Apollod. II 5, 4). Пока совершаются деяния знаменитых героев, Прометей, которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение Прометей получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны Прометей - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода Прометей - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того Прометея (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный Прометей» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей Прометея и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. Прометей так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения Прометея, причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва (I 16, 13-16); Прометей заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей (Propert. III 5, 7-12).

Следы культа Прометея должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не Прометею, а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник Прометея; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь Прометея, справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был Прометей. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника Прометея в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях выступали хоры мужчин и мальчиков.

Лит .: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки МГПИ им. Ленина», 1953, т. 72; его же, Эсхил, в сб.: Греческая трагедия, М., 1958, с. 43-102; его же, Проблема символа и реалистическое искусство, М., 1976 (лит. и подробный анализ образа Прометея в мировой литературе); Kerényi K., Prometheus. Das griechischen Mythologem von der menschlichen Existenz, Z., 1946; Séchan L., Le mythe de Prométhée, P., 1951.

А .Ф . Лосев

Сюжеты мифа о Прометее («наказание и освобождение Прометея» - древнейший из прометеевских сюжетов в античном искусстве, «Прометей, приковываемый к скале», «орёл, клюющий печень Прометея», «Прометей, несущий огонь») получили отражение в греческой вазописи, на этрусских зеркалах 5-4 вв. до н.э., на помпейских фресках, на римских светильниках. Сюжет «сотворение человека» изображается на рельефах саркофагов, геммах 3-1 вв. до н.э. В европейском изобразительном искусстве сюжеты мифа о Прометее разрабатывались Пьеро ди Козимо, Л. Карраччи, Аннибале Карраччи, П.П. Рубенсом, Я. Йордансом, Тицианом и др. В европейской литературе к образу Прометея обращались Боккаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И.В. Гёте, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, Вяч. Иванов, А. Жид, Ф. Кафка и др.

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 337-340.

Легенда о Прометее, наверное, одна из самых печальных и красивых сказок, которые создало человечество за недолгий срок своего существования. Родилась она в Древней Греции, стране, давшей нашей цивилизации огромный культурный толчок и заложившей основы современной демократии.

Отдельным пластом лежат мифы, сотворенные в Элладе тысячелетия назад. Они настолько прочно вошли в современную историю, быт, что многие даже не знают и не понимают значения обыденных вещей и ритуалов, считая их чем-то естественным и недавно родившимся. А ведь даже простое кольцо с камнем является символом­ и пришло к нам из тех давних времен. И связано оно именно с Прометеем. Большинство, конечно, слышали о нем, но вряд ли смогут толком сказать, что принес Прометей людям, кроме огня, и чем еще знаменит этот мифический титан. А ведь Прометей дал человечеству не только живительное пламя…

Предыстория

Легенд о Прометее много, и каждая имеет право на существование. Попробуем объединить их в одно целое.

Когда-то мир населяли два вида сказочных существ – титаны и боги. Сосуществовали они более-менее мирно, ссорились по пустякам, но дальше этого дело не шло. Но однажды все переменилось, и случилась между богами и титанами настоящая война. Победителями оказались боги во главе с громовержцем Зевсом. Побежденных суровый повелитель молний низверг в мрачные глубины Земли, навеки заточив их за медными дверями и поручив охрану гекатонхейрам – чудовищным сторуким и пятидесятиглавым тварям.

Однако не все титаны сражались против богов. Были и такие, которые, наоборот, поддержали Зевса и его соратников. Среди них был и Прометей – сын титана Япета. Зевс не забыл его услуг и разрешил Прометею свободно жить на Олимпе среди богов.

Творение богов

У древних греков есть несколько версий происхождения племени человеческого. Одна из них утверждает, что это событие произошло благодаря Прометею. Что слепил он первого человека из сырой глины по образу и подобию олимпийских небожителей. Помогла ему в этом Афина, дочь Зевса, вдохнув в ожившую фигурку душу. В результате титан стал создателем, как бы отцом человеческого рода. Именно этим объясняют его такую горячую любовь к людям.

Забота отца о своих детях

Первые люди были слабы и беззащитны. Они ничего не умели и не знали. Человек жил как во сне. Он не различал ни дня, ни ночи, пение птиц и шум ветра ни о чем ему не говорили. Однако Прометей не оставил детей своих. Терпеливо обучал он их всевозможным ремеслам, давал знания об окружающем мире, рассказывал, что такое дружба и любовь. А так как в них была заложена искра божья, то эти примитивные существа постепенно становились настоящими людьми.

Интерес со стороны богов

Смелый эксперимент чудаковатого титана заинтересовал обитателей Олимпа. Для начала они взяли род людской под покровительство, но взамен потребовали поклонения и приношения жертв на воздвигнутых в их честь алтарях. Но и этого показалось мало высокомерным небожителям. Решили они провести общий совет, чтобы придумать, как еще нагрузить простых смертных.

Прометей считал, что люди и так достаточно почитают богов, и поэтому решил не только присутствовать на этом собрании, но и сделать все возможное, чтобы помочь детям своим.

Бык, ставший знаменитым

Главным вопросом было жертвоприношение. Боги хотели, чтобы им отдавали лучшую часть жертвенного животного. Естественно, для людей, живших и так не слишком сытно, это был не лучший вариант. Поэтому Прометей решил пойти на хитрость. Он привел быка, заколол его и разделил на две неравные части. В большую часть он сложил кости, сухожилия и все это замаскировал жиром. В меньшую часть отправились лучшие куски мяса, съедобные внутренности, а сверху была накинута шкура и совсем непригодные в пищу части быка. Зевс заметил хитрость, но выбрал все-таки большую кучу. Сделал он это специально, чтобы обосновать свое последующее наказание сына Япета, которого он всегда недолюбливал.

Огонь и жизнь

За обман богов лидер олимпийцев наказал для начала не Прометея, а род человеческий, не дав ему огня – он рассудил, что так будет гораздо больней для чувств гордого титана. И он был прав. Прометей относился к людям, как к своим детям, и переживал за них едва ли не больше, чем они сами. Тем более он понимал, что, не получив огня, люди очень быстро вернутся к дикому состоянию, из которого он их с таким трудом вывел.

И тогда Прометей пошел на неслыханную дерзость. Он посмел ослушаться повелителя всего живого на Земле. Мятежный титан украл огонь, чтобы отдать его людям. Придя на Олимп в простой одежде путника, он подошел к божественному огню. Опершись на обычный деревянный посох, долго и задумчиво смотрел Прометей на играющее пламя. А когда на него перестали обращать внимание, быстро и осторожно положил внутрь посоха, который оказался пустотелым, тлеющие угли. Незаметно спустившись на землю, титан вихрем пронесся по местам, где жили люди, и везде раздавал угольки. И осветилась темная ночь яркими искрами домашних очагов и веселыми сполохами пастушьих костров. И принесли люди благодарственные жертвы своему отцу и покровителю Прометею, спасшему их от дикости и вымирания.

Гнев богов

Ужасен был гнев свирепого Зевса, когда увидел он с Олимпа, как весело засверкала ночная Земля тысячами маленьких огоньков. Ему не надо было спрашивать – кто дал людям огонь. Он это знал и так. Злопамятный бог решил отмстить и Прометею, и людям.

Пандора

Глупая красавица Пандора открыла страшный ящик, названный потом ее именем. Когда-то, желая как можно больше облегчить жизнь детей своих человеческих, загнал в него Прометей все болезни и печали, все беды и невзгоды, чтобы люди могли жить долго и счастливо. Этот сосуд он отдал своему брату Эпитемею на хранение. Вот к нему и подослал коварный Зевс солнцеликую Пандору, ставшую женой Эпитемея. Открыв это вместилище зла, недалекая и любопытная «мисс Эллады» выпустила на волю всю гадость, что там таилась. С тех пор обречены люди на вечные страдания и беды.

Месть Зевса

Но для Прометея Зевс придумал еще более страшные мучения. Беспощадные слуги царя богов Власть и Сила схватили мужественного титана. По приказу Зевса отвели его в самую безлюдную и дикую часть Земли – на Кавказские горы. Среди угрюмых гор выбрали одинокую скалу, о подножье которой билось в бессильной ярости седое море. Лучший друг Прометея, знаменитый мастер и кудесник кузнечного дела, хромой Гефест, нелюбимый сын Зевса и красавицы Геры, приковал титана нерушимой цепью к самой вершине скалы. Плача от горя и сострадания к своему верному другу, но не смея ослушаться грозного отца, вбил кузнец в грудь Прометея алмазный клин, на все времена пригвоздив непокорного бунтаря к каменному утесу.

Пророчество

Но ничто не могло сломить мужество и гордость неустрашимого титана. Каждый день он посылал проклятия повелителю Олимпа, показывая всем, что дух его не сломлен. А однажды он воскликнул: «Не вечно твое царство, высокомерный владыка! Придет время, и кончится твоя власть. Я вижу твой конец и знаю, как его избежать. Но ты никогда не узнаешь этой тайны!»

Как и любой диктатор, Зевс мечтал жить и править вечно. Поэтому, услышав пророчество поверженного титана, испугался и решил любым способом выведать у него самую главную тайну своей жизни. Он послал к Прометею бога хитрости и коварства, лукавого Гермеса, чтобы тот выпытал обманом у него этот секрет. Но прикованный титан только посмеялся над жалкими потугами бога лжи и подлости: «Никогда я не буду рабом твоего хозяина, никакие мучения не сломят меня и не заставят рассказать тебе правду!»

Униженный Гермес вскричал в бешенстве: «Тогда я расскажу, что тебя ожидает! Скоро, очень скоро ты окажешься в самой мрачной каменной бездне, где проведешь века. А когда ты потеряешь счет времени, ты снова увидишь свет, но, поверь, тебе захочется обратно в бездну. Потому что каждый день к тебе будет прилетать огромный орел и терзать твою печень! И вот тогда ты сам взмолишься о пощаде!» Но в ответ коварный бог услышал только презрительный смех.

Несломленный духом

Все случилось, как и предрекал Гермес. В одну страшную ночь началась небывалая буря. Море ревело, как взбесившийся Немейский Лев, а небо беспрерывно хлестало молниями. И не выдержала могучая скала, к которой был прикован мятежный титан. Надломилась и рухнула в клокочущее море, уйдя через него в черную бездну.

Примечание. Немейский Лев – чудовище, убитое Гераклом (1-й подвиг из 12).

Никто не может сказать, сколько прошло времени, может, 10 веков, а может, 100. Но пришел час, когда ничего не забывающий Зевс поднял скалу из пучины и снова поставил ее на землю. В тот же день прилетел гигантский орел и начал клевать печень бесстрашного мученика. Насытившись, мерзкая птица улетала за горизонт, чтобы завтра появиться вновь. Прометей был бессмертен, как и все богоподобные создания, поэтому за ночь печень восстанавливалась и у орла все время была сытная трапеза. День за днем, год за годом, столетие за столетием длилась эта пытка. Но ни одного стона не слышали пролетающие мимо чайки, ни одного крика боли не донеслось до чутких ушей Зевса.

Не боящийся богов

Все когда-нибудь заканчивается. Пришел конец и мукам Прометея. Легендарный герой Эллады, могучий Геракл, во время одного из своих бесчисленных путешествий случайно оказался в тех безлюдных местах. Прометей давно ждал его, так как обладал даром предвидения и знал, что рано или поздно появится герой и спасет его. Он позвал Геракла, и богатырь, подойдя ближе, ужаснулся, глядя на истерзанного титана, о котором слышал только хорошее. Ни минуты не колебался могучий Геракл. Его не страшили ни гнев Зевса, ни гигантский орел, который уже приближался к скале. Вскинув свой огромный лук, герой пустил стрелу и наповал убил кровожадную птицу. А потом одним ударом своей мощной палицы разбил волшебные цепи, сковывающие титана. Так наконец-то Прометей обрел свободу. И лишь после этого он рассказал примчавшемуся Гермесу, что ожидает Зевса. Ну, это уже другая история.

Прометей – герой древнегреческого эпоса, титан, хтоническое существо. Является сыном Титана Иапета и океаниды Климены .

Известен тем, что подарил людям огонь знаний и ремесел , превратив их из зверей в разумных существ и запустив технический прогресс. Причем, совершивший это деяние против воли богов, за что и поплатился.

Вариантов легенды о Прометее несколько, но основные факты и события остаются неизменными.

Началось все в далекие времена, которые помнят лишь боги и титаны.

О людях и богах

Легенда гласит о тех давних-предавних временах, когда люди еще были практически животными, ютились в пещерах , гибли сотнями, не знали огня, и не умели постоять за себя.

А боги жили на вершине Олим па , были сильны и прекрасны. Обладали несокрушимой властью над миром и над людьми. Если почитать Мифы Древней Греции и немного подумать, сделав необходимые выводы, о людях мало кто из них заботился, большей частью боги предавались разгулу, пирушкам, борьбой за власть и развлечением над людьми. Например, Зевс – вроде как главное божество, очень любил в свободное время превратиться, скажем, в быка, совратить невинную девушку и наплодить зверо-подобного потомства. Ничего так развлечения?

Но существовали и более древние существа – Титаны – порождения Земли и Неба, существа, называемые хтоническими , то есть ведущими свое происхождение от первозданного Хаоса. Титаны в то время еще не были поверженными, а проводником между Титанами и богами Олимпа был Прометей – двоюродный брат Зевса.

Титаны, по всей видимости, огня не знали, да им он и без надобности, а вот на Олимпе он уже был у бога-кузнеца Гефеста и Афины, его супруги.

Кража огня

И вот увидел Прометей, что боги на Олимпе лишь развлекаются, а внизу, на Земле люди страдают от холода и голода. И решает Прометей помочь людям. Именно ради людей он идет наперекор и против воли богов, а впоследствии и отправится на длительную казнь.

Прометей каждый раз приходил на Олимп с жезлом, и вот однажды он принес с собой вместо жезла полый стебель тростника. Придя в кузницу своего друга Гефеста, Прометей незаметно, отвлекая хозяев разговором, взял уголек из огня кузницы, и положил его в свой полый своеобразный посох.

Никто ничего не заподозрил, и Прометею удалось незаметно отнести огонь на землю и передать его людям.

Огонь, переданный людям – лишь символ, вещественное воплощение божественных умений, украденных на Олимпе и переданных людям – знания, умения, понимание, умение различать злое и доброе – технический прогресс.

Расплата за помощь людям

И все бы ничего, но однажды Зевс взглянул на Землю и увидел, что люди уже не те люди в шкурах, злобные, почти звери, что они уже умеют обогревать свои жилища, готовить еду, делать орудия труда и охоты, отделывать шкуры, в общем, получили знания и начали путь эволюции.

Разгневался Зевс, так как понял, что со временем люди могут стать соперниками ему, а также, что кто-то ослушался его. Конечно, обман вскрылся, и о Прометее узнали.
И был он за свой поступок свергнут с Олимпа и прикован на веки вечные к скале на Земле, обреченный на страдания. Причем, приковать его Зевс приказал его другу Гефесту , вонзив стальной кол ему в грудь, и как бы больно ему не было, пришлось выполнить приказ.

И было предсказано Прометею, что страдать ему до тех пор, пока не освободит его один из смертных .

Прометей стиснул зубы, и ни один стон не вырвался из его уст. Лишь, когда Гефест ушел, он позволил себе закричать от боли. Но не жалел он о своем поступке, так как видел, что сумел помочь людям. На этом его страдания не кончились. Зевс, пылая гневом, послал к нему своего орла, и каждый день прилетал этот орел и клеван печень Прометея. Человек бы мог избежать страданий, уйдя в смерть, но Прометей был бессмертным Титаном. И каждую ночь раны его зарастали, а на следующий день все начиналось снова.

Освобождение Прометея

К счастью, не вечно длились страдания Прометея. Геракл , известный греческий герой, освободил его. Во время странствия своего наткнулся Геракл на прикованного к скале Прометея и захотел узнать, за что же обречен он на такие муки. И рассказ ему Прометей, как принес он огонь знаний людям, украв его у богов, за что Зевс и обрек его на такие муки. Ужаснулся Геракл, но казалось, что не все еще он видел. Во время разговора прилетел Орел Зевса и нацелился на Прометея, но Геракл не позволил ему терзать плоть титана, сразив его стрелой. Орел упал в море, а с Олимпа явился воздушный Гермес, узнать. Что произошло. Геракл, очередной сын Зевса, начал просить у Гермеса поговорить с отцом за Прометея.
Зевс к этому времени уже успел сменить гнев на милость, поняв, что люди ему не соперники. Да и сам начал благоволить к ним, иногда снисходя до судеб отдельных людей. Бог-самодержец дает добро, и Геракл вырывает из груди титана штырь, который держал его.

Так сбылось предсказание и том, что освободит страдающего титана смертный.

Изучая легенду о Прометее, заметил ряд интересных особенностей. Прочитайте и подумайте, ничего не поминает?
1. Прометей – существо из Хаоса, родственник Зевса.
2. Впоследствии стал противником Зевса, пойдя против его воли.
3. Принес людям огонь знаний, и стали они «знать добро и зло»
4. За что и был свергнут с небес Олимпа вниз.
5. И обречен на вечные страдания.
6. По некоторым версиям легенды Зевс, разгневанный на людей, насылает на землю мировой потоп, и выживают только два человека.
7. Причем один из них – сын Прометея. И все люди, что жили после – его потомки.

Есть еще несколько мелких признаков того, откуда были списаны некоторые христианские легенды, но я думаю, уже понятно, почему так часто проводят параллель между Люцифером и Прометеем . И к слову о том, чьи мы потомки на самом деле.

От этой легенды берет свое начало Олимпийский огонь . Его зажигают в Олимпии и несут через города и страны к месту прохождения Олимпиады.