Предложение с обособленными уточняющими чл предложения. Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения

Разделы: Русский язык

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Вид урока: комбинированный (лекция с обратной связью, практическое занятие исследовательского типа).

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубить знания об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработать навыки анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

Развивающий аспект: развивать совершенствование языкового чутья, умение дифференцировать виды обособленных членов предложения и знаки препинания при них, формировать интерес к учебно-исследовательской и учебно-практической деятельности.

Воспитательный аспект: поддерживать интерес к изучению русского языка, освоению темы через групповую работу, воспитывать сотрудничество и стремление к высокому качеству результата работы.

Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Обеспечение урока: раздаточный материал (тесты, таблицы, алгоритмы).

Материал для словарно-семантической работы: обособление, определяемое слово, согласованное и несогласованное определение, обособленные приложения, обособленные дополнения, обособленные обстоятельства.

Литература:

Учебники:

1. Власенков А.И., Потемкина Т.В., Русский язык. Среднее профессиональное образование. - М.: Дрофа, 2007 год.

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 класс. – М.: “Русское слово - РС” 2008 год.

3. Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. Русский язык НСПО. -М.: Издательский центр “Академия”. 2012.

Этапы урока

Структурные элементы урока, методы обучения Содержание этапа Время
1. Орг.момент

Метод: беседа

Проверка готовности аудитории к занятию.

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Тема Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Постановка целей: преподаватель знакомит учащихся с целями занятия, поясняет, что для эффективной работы и достижения поставленной цели необходимо внимание, собранность, иметь на рабочем столе тетради, ручки, карандаши, учебники

Цели: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубить знания об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработать навыки анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

1 мин.
2. Проверка домашнего задания

Метод: фронтальный опрос

Устный опрос по словарно-семантической работе. Проверка письменного упражнения по теме “Осложненное предложение”. 5 мин.
3. Вызов “Корзина” понятий

Метод: информация для размышления

Преподаватель акцентирует внимание студентов на ключевых понятиях изучаемой темы, стимулирует обучающихся к активному и творческому восприятию учебного материала. Записываются термины, затем обсуждаются в парах, вместе с преподавателем приходят к нужному выводу. В процессе студенты демонстрируют первичные знания по изучаемой теме, составляется “Корзина” понятий. 10 мин.
4. Реализация смысла

Метод: лекция препо давателя и студента, самостоятельная работа

Происходит непосредственный контакт с новой информацией, преподаватель напоминает правила составления тезисов, поддерживает инерцию движения, созданную во время стадии вызова. Тема урока записывается на доске и в тетрадях. Применяется учебник.

План лекции:

1. Понятие об обособленных членах предложения.

2. Виды обособленных членов предложения.

3. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

4. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения и присоединения.

5. Правила обособления согласованных и несогласованных определений.

20 мин.
5. Актуализация знаний

Метод: объяснение, работа в группах, тестирование, самостоятельная работа

Преподаватель предлагает выполнить задания обобщающего характера, которые помогают систематизировать знания. Студенты анализируют предложенный текст, разграничивая обособленные члены предложения, отвечая на вопросы преподавателя. Работа в группах с таблицами активизирует творческую и познавательную деятельность обучающихся. Комментируемый диктант и практическое задание подготавливают к выполнению контрольного тестирования. 35 мин.
Физкультминутка 4 мин.
6. Рефлексия

Метод: фронтальный опрос по применению новых знаний, индивидуальная работа по карточкам, составление алгоритма

Преподаватель проводит фронтальный опрос. Работа на группу, при которой происходит творческая переработка, интерпретация. Во время опроса 4 студента индивидуально выполняют задания по карточкам. Составление алгоритма привносит интегрирующий элемент. 10 мин.
7. Подведение итогов

Метод: рассказ-информация

Преподаватель подводит итоги, формулирует выводы и выставляет оценки за активную работу на занятии, правильные и полные ответы на вопрос, обращает внимание на то, что не все студенты готовы правильно оценить свою работу, последовательно и четко изложить свои мысли, напоминает о необходимости исправить ситуацию. 2 мин.
8. Задание на дом

Метод: объяснение

Преподаватель комментирует домашнее задание:
  1. Упр. 235.
  2. Составить конспект по теме “Вводные слова и предложения”.
  3. Подготовиться к словарному диктанту “Н и НН в прилагательных и причастиях”.
3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Дать определения ключевым понятиям: “Однородные члены”, “Сочинительная связь”, “Ряд однородных членов”, “Обобщающее слово”.

2. Упражнение 372 (1).

III. Вызов “Корзина” идей.

Объясните значение ключевых понятий: “Обособление”, “Оборот”, “Определяемое слово”, “Обособленные определения”, “Причастный оборот”, “Обособленные приложения”, “Обособленные обстоятельства”, “Деепричастный оборот”.

IV. Реализация смысла.

1. Слово преподавателя.

Простое предложение может быть осложнено обособленными членами, которые в устной речи выделяются интонационно и по смыслу, а на письме – запятыми или тире.

Обособленные члены предложения содержат добавление, пояснение, уточнение по отношению к определяемому слову, например: Стеклянные чашечки, полные чистого огня, горели по сторонам (К. Паустовский) – обособленное определение полные чистого огня в речи получает особое интонационное оформление, содержит добавочное значение по отношению к выделяемому слову и на письме выделяется запятыми.

При обособлении второстепенных членов предложения следует учитывать:

  1. К какому слову (какой части речи) относится член предложения.
  2. Чем выражен обособленный член предложения, распространен он или нет.
  3. Положение обособленного члена относительно определяемого слова (перед или после него, отделен или нет от него другими членами предложения).
  4. Наличие или отсутствие дополнительных смысловых оттенков (чаще всего обстоятельственных).

Обособленные члены предложения могут преобразовываться в синонимичные конструкции – придаточные предложения, например, ср.: Там отражалось в воде привычное небо, забытое на этот вечер людьми (К. Паустовский). Там отражалось в воде привычное небо, которое было забыто на этот вечер людьми; К рассвету, догорев, лампа погасла (А. Грин). – К рассвету, когда догорела, лампа погасла.

Обособляться могут разные второстепенные члены предложения6 определения (согласованные и несогласованные), приложения, дополнения, обстоятельства, второстепенные члены предложения, имеющие уточняющее, пояснительное, присоединительное значение.

Обособляются существительные с предлогами вместо, кроме, включая, за исключением, помимо, сверх, наряду с и др., условно называемые дополнениями: Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей (С.Т.Аксаков); За окном ничего нет, кроме фонарей (К. Паустовский).

Обособленные дополнения содержат добавочное сообщение к основной мысли предложения и имеют значение включения, исключения, замещения, ср.: В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (К.Паустовский). - В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, но есть леса, луга и прозрачный воздух.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда, ср.: Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь (М.Пришвин). - Стараясь оторваться и улететь, трепещущие листики бьются друг о друга.

Одиночные деепричастия обособляются, если они сохраняют значение глагольности, указывая на время, место, причину действия. Такие деепричастия чаще стоят перед сказуемым: Лошади, храпя, пронеслись мимо часового у околицы (К. Паустовский); Отдыхая, я долго лежал на кургане (И.А.Бунин).

Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящее после союза (союзного слова), отделяется от него запятой, ср.: По двору ходили люди, но не замечали меня и, громко разговаривая, проходили мимо (В. Гаршин). - По двору ходили люди, но не замечали меня и проходили мимо, громко разговаривая (такой оборот можно свободно переставить в другое место); ср.: Звягинцев не сомневался, что, осмотрев территорию завода, быстро сориентируется в обстановке и сможет помочь в строительстве оборонительных укреплений (А. Чаковский). - Звягинцев не сомневался, что быстро сориентируется в обстановке и сможет помочь в строительстве оборонительных укреплений, осмотрев территорию завода.

Два деепричастия и деепричастных оборота, соединённые неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, как однородные члены, соединённые одиночным союзом и: Ветер быстро гнал тучи, свистя и взвизгивая (И.С.Тургенев); Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

Обстоятельства обязательно обособляются, если они выражены существительными с предлогами несмотря на, невзирая на, например: У ворот домов, несмотря на раннее утро, толпился народ (В. Гаршин); Наконец терпение наше лопнуло, и, невзирая на непогоду, мы решили идти назад к морю (В. К. Арсеньев).

Обычно обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами благодаря, вопреки, в отличие от, ввиду, вследствие, за неимением, наподобие, подобно, по причине, согласно и др.: Вопреки ожиданиям, хозяин встретил нас хотя и не очень любезно, но всё же распорядился накормить нас и позволил ночевать у себя в фанзе (В. К. Арсеньев); В отличие от журавля, цапли плохо привыкают к человеку (И. Соколов-Микитов).

Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения.

Уточняющие члены предложения - это слова, словосочетания, поясняющие другие члены предложения.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места, времени, образа действия и др., конкретизирующие значение слова, к которому они относятся: Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле ещё стоял сумрак (К. Паустовский); Муравьи выползали и плотной массой, один к одному, сидели и ждали чего-то (М.Пришвин).

На письме уточняющие члены выделяются (отделяются) запятыми. Кроме обстоятельств, могут уточняться и другие члены предложения: Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л.Н.Толстой) - определение.

Уточняющие члены предложения со значением пояснения могут присоединяться союзами то есть, или (в значении то есть), а именно: Само собой разумеется, что в мокрое время надо уже искать спасения под шатром, или в балагане, как говорят сибиряки (А.Черкасов); Как только сойдёт снег и станет просыхать ветошь, то есть прошлогодняя трава, начинаются "палы", или степные пожары (С.Т.Аксаков).

Уточняющие присоединительные конструкции, включающие в себя дополнительное сообщение о содержании высказывания, присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, да и вообще. На письме они выделяются запятыми, реже - тире: Окраска крыши, особенно с нашей олифой и краской, считалась очень выгодным делом (А.П.Чехов); Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня (С.Т.Аксаков).

2. Выступление студента “Обособление согласованных определений” (студенты записывают тезисы)

1. Согласованное определение обособляется, если оно относится к личному местоимению , независимо от места в предложении, ср.: Она, возмущенная , вдруг переменилась ко мне… (М. Пришвин). – Возмущенная , она вдруг переменилась ко мне.

Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательные с зависимым словом, стоящим после определяемого слова: Горы, покрытые снегом , белели среди ночи (К. Паустовский); Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы (И.А. Бунин).

2. Согласованные определения обособляются всегда, если оно стоит после определяемого слова, которому предшествует одно или несколько определений : Черные обильные грозди, издавшие слабый запах клубники , тяжело свисали между темной зеленью, кое-где озолоченной солнцем (И.А. Куприн).

3. Если определяемое слово не имеет предшествующего определения, то обособление зависит от смысла и интонации : Луна, яркая и точно мокрая , мелькала по голым верхушкам (И.А. Бунин); Ели они рыбу, жареную и соленую , а пили воду и мед, старый, выстоянный (П. Загребельный).

4. Согласованное определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки и др.), ср.: Усталые и продрогшие , все вяло тащились по рассклизшей и грязной дороге (В.В. Вересаев) – значение причины. Будучи усталыми и продрогшими , все вяло тащились по рассклизшей и грязной дороге; Не замеченная никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью (С.Т. Аксаков) – значение уступки.

5. Согласованное определение обособляется, если оно отделено от определяемого слова другими членами предложения : Паровоз ликующе кричал, опьяненный собственным стремительным ходом (К.Паустовский).

Если согласованные определения, зависящие от личного местоимения, связаны по смыслу и с подлежащим, и со сказуемым, то они не обособляются: Они вернулись домой довольные и счастливые .

Не обособляется согласованное определение при существительном, если оно связано по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым: Листва

Из-под ног выходит плотно слежалая, серая (М. Пришвин).

Несогласованные определения обособляются (выделяются, отделяются запятыми) в следующих случаях:

  1. Если они относятся к имени собственному: Теперь Макарка, в своей прежней одёже и с палкой в руке , стоял у порога и пел (И.А. Бунин).
  2. Если относятся к личному местоимению: С избитыми ногами , я добрался наконец до родного городка (К. Паустовский).
  3. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Она вошла в дверь комнаты свиданий, под густой вуалью , и стала по ту сторону частной двойной решетки (М.Пришвин).
  4. Если стоят в ряду однородных членов предложения с обособленными согласованными определениями: Даже шахматы, старые, поломанные, исцарапанные, с катушкой от ниток вместо ладьи и оловянным солдатиком вместо слона , вызвали во мне теплое чувство (Е. Рысс).
  5. Если выражены оборотами с прилагательным в форме сравнительной степени: Другая комната, почти вдвое более , называлась залой (А. П. Чехов).
  6. Если выражены существительными с предлогом и относятся к имени нарицательному; при этом подчеркивается самостоятельность значения данного определения: Среди них, подняв брови, ходил еврей-хлеботорговец, в котелке, в пальто с капюшоном (И. А. Бунин).

V. Актуализация знаний. Отработка умений и навыков

Объясните знаки препинания в тексте, определите, чем осложнено простое предложение в сложном?

Какими членами предложения являются обособленные обороты?

Какую функцию выполняют в тексте причастные обороты? (Причастия с зависимыми словами передают признак предмета как действия. Причастные обороты придают тексту выразительную краткость, так как обладают “энергией” глагола и живописной силой прилагательного. Поэтому причастия и причастные обороты являются выразительным художественным средством в тексте.)

Какая особенность у этого отрывка? (В небольшом по объему тексте много деепричастных оборотов. Деепричастные обороты обычно используются в книжной речи. Их достоинство – краткость, лаконичность. Деепричастия и деепричастных оборотов и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, поэтому они широко используются в художественной речи.)

2. Работа студентов в группах “Кто быстрее?”: необходимо дополнить таблицу примерами, используя толковые словари, примеры из художественных текстов. (Задание выполняется письменно с последующей проверкой).

Обособленные члены предложения Условия обособления
Определения Обособляются:

1) Распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательные с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова.

2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова.

3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.

4) Определения, относящиеся к личному местоимению.

Приложения 1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящимся к нарицательному существительному.

2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово.

3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного.

4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособляемого приложения, если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное.

5) Приложения при личном местоимении.

Обстоятельство 1) Деепричастный оборот или одиночное деепричастие.

2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения.

Оборот с предложными сочетаниями несмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в связи, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др.

Дополнение Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду и др.
Уточняющие члены предложения Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов:

1) Уточняющие обстоятельства места.

2) Уточняющие обстоятельства времени.

3) Уточняющие обстоятельства образа действия,.

4) уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д.

Пояснительные конструкции Пояснительные члены предложения с союзом или .
Присоединительные конструкции Конструкции, присоединяющиеся словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и потом, причем, да и вообще и др.

3. Запись предложений под диктовку преподавателя. Комментируемый диктант.

В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земля, покрытая пушистым мягким слоем, совершенно смокла, не отдавая звуков: зато воздух стал особенно чуток, отчетливо и полно перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звук, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчики кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой пленкой первого льда.

В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельницы, отяжелевшая и темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. Петр подошел к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды был другой – тяжелее и без мелодии. В нем как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей…

В душе Петра тоже было холодно и сумрачно. Темное чувство, которое еще в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением, не удовлетворенностью и вопросом, теперь разрослось и заняло в душе место, принадлежавшее ощущениям радости и счастья. (В. Короленко.)

Покажите в записанном вами тексте синтаксическую функцию обособленных второстепенных членов.

4. Письменное задание.

Перестройте предложения так, чтобы необособленные определения стали обособленными. Сравните оба варианта, обращая внимание на интонацию. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Великолепное и яркое солнце поднималось над морем. 2. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас к себе. 3. Подгоняемый попутным ветром челн легко скользил по воде. 4. Морской и чистый месяц освещал наш путь. 5. Внезапно закрывший берег плотный туман заставил нас встать на рейде.

5. Контрольное тестирование.

1. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными определениями:

а) запятую перед и ;

б) запятую после и ;

в) знаки расставлены верно.

1. Сейчас, наверное, подует ветер, резкий, неприятный и размечет в клочья этот туман.

2. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки и на печи большой чугун.

3. Желтые доски спокойно лежали на воде и увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке.

4. Я предполагал, что дело окончится небольшим дождем и, убаюканный этой мыслью, спокойно заснул.

5. Самолетик задымился и пригибаемый лучом, пошел к себе на запад.

6. Гулко била волною вздыбленная река, уже подернутая салом в протоках и схваченная ледком у берегов.

7.Бедный гость, с оборванной полой и до крови исцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол.

8. Глаза слипались и полузакрытые тоже улыбались.

9. Долина, покрытая травами, и прозрачная река купались в беловатой дымке, пронизанной лунными лучами.

10. Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями, слегка серебрился осеннею изморосью.

Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – б; 9 – а; 10 – в.

2. Определите, есть ли в предложениях с обособленными обстоятельствами пунктуационные ошибки: а) есть; б) нет:

1. Жили Васнецовы, ни с кем не знакомясь.

2. Спустя полчаса, Анна вывела их на поляну.

3. Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем (Вовенарг).

4. Я трепещу все время от мысли, что, желая высказать истину, я записываю только вздох (Стендаль).

5. Учитель быстро и, не ожидая ответа, забросал школьников вопросами.

6. Вдали сливаясь с небом, громоздились льды.

7. Схватив удочку, Павка дернул ее и оборвав зацепившуюся лесу, выскочил на дорогу.

8. В тихий весенний час, хорошо бы постоять в пробудившемся лесу.

9. Несмотря на неоднократные предупреждения синоптиков, следопыты отправились в дорогу.

10. Мать, по своей старушечьей привычке явилась на вокзал за целый час.

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 - б; 10 – а.

3. В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?

Соловей (1) Рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.

а) 2 – выделяется причастный оборот;

б) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот;

в) 1, 2 – выделяется причастный оборот;

г) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот.

Ответ: б).

4. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

а) 1 – выделяется причастный оборот;

б) 2 - выделяется деепричастный оборот;

в) 1, 3 - выделяется причастный оборот;

г) 1, 3 - выделяется деепричастный оборот.

VI. Рефлексия

1. Вопросы.

Назовите случаи обязательного обособления согласованных определений.

В каких случаях обособляются деепричастия и деепричастия с зависимыми словами?

Какие знаки препинания используются при уточняющих присоединительных конструкциях?

Каковы принципы дифференцирования обособленных членов предложения?

2. Работа по карточкам.

Прочитайте и подчеркните уточняющие члены предложения.

1) Пели соловьи в той стороне, где заря за рекой, и на горе надо мной, и внизу, в овражном ольшанике, и я слушал и выбирал, в какой стороне соловьи лучше поют.

2) Все хорошее, в том числе и хороший рассказ, происходит не только от личного усилия, нет, оно само выспевает, ка яблоко на стволе человеческой личности.

3) Чтобы настоящим быть художником, надо преодолеть в себе злобную зависть к лучшему и заменить преклонением перед совершенно прекрасным.

Зачем мне завидовать лучшему, если лучшее есть маяк перед совершенно прекрасным, если я в нем в какой-то мере, пусть даже в самой малой, но участвую: тем самым, что я восхищаюсь, я участвую.

Обоснуйте коммуникативную целесообразность использования уточняющих обособленных членов предложения в приведенных отрывках.

3. Составление алгоритма “Обособление согласованных определений”.

VII. Подведение итогов. Оценивание.

VIII. Домашнее задание:

Составить конспект “Вводные слова и предложения”.

Подготовиться к словарному диктанту “Н и НН в прилагательных и причастиях”.

Рассмотрите два предложения:

Уточнение: Утром, ровно в восемь часов, все общество собиралось к чаю… (Тургенев);

Пояснение: Федор получил пятерку, то есть высшую оценку .

В первом примере выражение РОВНО В ВОСЕМЬ ЧАСОВ используется для конкретизации, уточнения значения слова УТРОМ. Такие обороты называются уточняющими. Во втором примере оборот ТО ЕСТЬ ВЫСШУЮ ОЦЕНКУ служит для пояснения значения слова ПЯТЕРКА. Такие обороты принято называть пояснительными.

Обратите внимание, что уточняющие члены предложения обязательно должны стоять после уточняемого слова. Если в предложении слово с более конкретным значением стоит перед словом с более широким значением, то в этом предложении нет уточняющих членов. Сравните два примера ниже.

На третьем этаже в нашем доме появились новые жильцы.

В нашем доме, на третьем этаже, появились новые жильцы.

Иногда за одним членом предложения может выстраиваться целая цепочка уточнений. Рассмотрите предложение из романа И. С. Тургенева, в котором три обстоятельства последовательно уточняют друг друга.

В Никольском, в саду, в тени высокого ясеня, сидели на дерновой скамейке Катя с Аркадием (Тургенев).

Пояснительные члены предложения тоже всегда стоят после поясняемого слова и выделяются запятыми. Ошибки на обособление пояснительных членов предложения встречаются редко, так как пояснения всегда присоединяются к главному слову с помощью специальных союзов ТО ЕСТЬ, ИЛИ, а также с помощью слов ИМЕННО, А ИМЕННО, которые легко запомнить. Рассмотрите примеры ниже.

Ростовы до первого сентября, то есть до кануна вступления неприятеля в Москву, оставались в городе (Толстой).

Недалеко от нас, а именно в деревне Петрове, происходят прискорбные факты (Чехов).

Упражнение

    В тот же день_ но уже вечером_ часу в седьмом_ Раскольников подходил к квартире матери и сестры своей…(Достоевский).

    Там_ в самом углу_ внизу_ в одном месте были разодраны отставшие от стены обои… (Достоевский).

    В город Анна Сергеевна являлась очень редко_ большею частью по делам_ и то ненадолго (Тургенев).

    Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад_ в свою любимую беседку (Тургенев).

    Налево_ во флигеле_ виднелись кой-где отворенные окна… (Достоевский).

    Посреди леса_ на расчищенной и разработанной поляне_ возвышалась усадьба Хоря (Тургенев).

    Он сидел возле кузни_ на косогоре над речкой_ над плесом_ против водяной мельницы (Бунин).

    Вдали_ ближе к роще_ глухо стучали топоры (Тургенев).

    Аристофану удивительно повезло - из его сорока комедий сохранилось целиком одиннадцать_ то есть больше четверти всего написанного_ в то время как из драм популярнейшего в античности Еврипида была отобрана только одна десятая часть (впоследствии к ней случайно прибавились еще девять пьес), Эсхила - примерно одна двенадцатая, а Софокла - вовсе одна семнадцатая (Ярхо).

    Однажды весною_ в час небывало жаркого заката_ в Москве_ на Патриарших прудах_ появились два гражданина (Булгаков).

    Положительно и окончательно этого еще, правда, нельзя было сказать, но действительно в последнее время_во весь последний год_ ее бедная голова слишком измучилась, чтобы хоть отчасти не повредиться (Достоевский).

    В 1717 году_ 12 ноября_ двигатель, находившийся в уединенной комнате, был приведен в действие… (Перельман).

    На столе_ под лампой_ валялся изорванный кусок старой, мятой газеты (Набоков).

    Мы встречаемся каждый день у колодца_ на бульваре… (Леромонтов).

    «Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой начальник_ чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо» (Чехов).

    И опять, как прежде, ему захотелось вдруг куда-нибудь далеко: туда_ к Штольцу, с Ольгой, и в деревню, на поля, в рощи, хотелось уединиться в своем кабинете и погрузиться в труд… (Гончаров).

    Он был замечателен тем, что всегда_ даже в очень хорошую погоду_ выходил в калошах и с зонтиком, и непременно в теплом пальто на вате (Чехов).

    На Неве_ от Исаакиевского моста до Академии художеств_ тихая возня: в узкие проруби спускают трупы (Тынянов).

    Впоследствии_ во время южной своей ссылки_ Пушкин не раз встречался с Марией Раевской и в Каменке, и в Киеве, и в Одессе, и, возможно, в Кишиневе… (Вересаев).

    12 августа 18.. года_ ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки_ в семь часов утра_ Карл Иваныч разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой из сахарной бумаги на палке по мухе (Толстой).

    Из-за плохих дорожных условий и многочисленных ДТП самой опасной была признана федеральная трасса Москва-Минск, а ее самым аварийным участком – с 16-го по 84-й км._ то есть от города Одинцово до поворота на Рузу: именно здесь произошло 49 % всех аварий на трассе.

    В Гороховой улице_ в одном из больших домов_ народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели_ на своей квартире_ Илья Ильич Обломов (Гончаров).

Обособление согласованных определений

Согласованные определения обособляются, если:

1) выражены причастным оборотом или оборотом с главным словом прилагательным и стоят после определяемого существительного: Событие, оставившее глубокий след в моей жизни , произошло первого апреля. Я прожил жизнь, полную неожиданностей и предательств .

2) такие обороты стоят перед определяемым существительным, но имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, условия, времени): Разрозненная усталостью , огромная колонна нестройно растягивалась (какая колонна? + почему растягивалась?).

3) одиночные определения составляют однородный ряд и стоят после определяемого существительного, перед которым часто есть еще одно (необособленное) определение: Прошло два года странной жизни, молчаливой, грустной . Лил дождь, косой, крупный, бьющий в лицо . Обособляются одиночные определения, если они имеют дополнительное обстоятельственное значение: Дома мать, грустная , собирала сына в дорогу. Статный , красивый , юноша сразу привлек к себе внимание.

4) распространенные и нераспространенные определения, стоящие как до, так и после определяемого слова, относятся к личному местоимению: Наблюдательный , он сразу заметил сверкание стекол бинокля.

5) определения отделены от определяемого слова другими словами: Разъяренные , стояли одна против другой две живые стенки: красная и белая. Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый .

6) определение выражено кратким прилагательным или кратким причастием (обычно образующими однородный ряд преимущественно в поэтической речи): Солнце плыло на закат. / А корабль, волной гоним , / Светом меркнувшим объят , / Проскользнуть хотел под ним.

НЕ обособляются, если:

1) стоят перед определяемым существительным и не имеют добавочного обстоятельственного значения: Около стола гуляла привязанная за ногу курочка. Дня через три оголились доступные всем ветрам бугры.

2) существительное само по себе в данном предложении не выражает нужного смысла и нуждается в определении: Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные … Мудрость и красота литературы открываются только перед человеком просвещенным и знающим .

3) прилагательное или причастие являются не определениями, а именной частью сказуемого: Тайга стояла безмолвная и полная тайны . Луна взошла сильно багровая и хмурая , точно больная .

Обособление несогласованных определений

Несогласованные определения обособляются, если:

1) нужно подчеркнуть их значение, выделить важный для описываемой ситуации признак (внешность, эмоциональное состояние человека и т. д.): У окна сидела старушка , в телогрейке и с платком на голове .

2) относятся к личному местоимению или имени собственному: Денис Антонович , без пиджака, в шлепанцах на босу ногу , сидел у стола с газетой.

3) составляют однородный ряд с согласованными: И только в декабре снег вернется обратно, белый, нетронутый, без единого пятнышка .

Обособление приложений

Приложения обособляются, если:
1) являются распространенными и стоят после определяемого слова: Там соловей, весны любовник , всю ночь поет…
2) относятся к личному местоимению: Мы, артиллеристы , хлопотали около орудий.
3) одиночные приложения стоят после определяемого слова и имеют дополнительное самостоятельное значение: Неожиданно в комнату входит молодая женщина, машинистка .
4) стоят перед определяемым словом и имеют дополнительное обстоятельственное значение и если определяемое слово – имя собственное: Смелый и неутомимый новатор , поэт стремился передать в стихах железную поступь революции. Упрямец во всем , Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении.
5) приложением является имя собственное одушевленное, имеющее уточняющее значение: В домике тихо доживала свой век дочь помещика, Катерина Ивановна . Хозяин сакли, Садо , был человек лет сорока.
6) приложения с союзом как имеют причинное значение: Киселеву, как полковому командиру , нельзя было драться с подчиненным.
НО! Как стилист Чехов недосягаем – «недосягаем в качестве стилиста» - нет обособления.

7) приложения вводятся словами по имени, по прозвищу, по кличке, по фамилии, родом и подобными: Студент этот, по имени Михалевич , искренно любил Лаврецкого.

Упражнение № 28. Расставить недостающие знаки препинания. Указать обособленные согласованные и несогласованные определения и приложения. Назвать условия обособления.

А. 1. Хозяин мой доктор был вечно занятый, молчаливый человек. 2. Молодой парень в рваном тулупчике белобрысый и скуластый ждал земского доктора. 3. За домом виднеется сад почерневший. 4. Была у Ермолая легавая собачка по прозванию Валетка. 5. Сопровождаемый офицером комендант вошел в дом. 6. Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились около фонаря. 7. Обидно мне старику слушать такие вещи. 8 Полученный ответ рассматривается как согласие. 9. Тайга стояла безмолвная и полная тайны. 10. И озарен луною бледной простерши руку в вышине за ним несется Всадник Медный на звонкоскачущем коне. 11. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного украшения… 12. Веселый южанин он в самую трудную минуту мог всех рассмешить. 13. В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой. 14. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке. 15. В сенях ему попался Наум совсем одетый и в шапке. 16. Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительно голубым светом расширилась. 17. Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры. 18. Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные, если бы Грушницкий отгадал истину. 19. На дворе обведенном оградой из булыжника стояла другая лачужка.

Б. 1. Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовления паркета. 2. Стрелы пущенные в него упали жалкие обратно на землю. 3. Цвет небосклона легкий бледно-лиловый не изменяется весь день. 4. Меня мокрого до последней нитки сняли с лошади почти без памяти. 5. Сын женщины и орла он (Ларра) отличается себялюбием, высокомерием, презрением к людям. 6. Несколько лет спустя другой атаман по прозванию Шамай пустился по его следам. 7. Чернышевский создал произведение в высшей степени оригинальное и чрезвычайно замечательное. 8. Богат хорош собою Ленский везде был принят как жених. 9. Бледный свет похожий на чуть разбавленную синькой воду заливал восточную часть горизонта. 10. Муж ее путиловский рабочий два раза до войны сидел в тюрьме. 11. Вот она семейная жизнь… 12. Я увидел мужика мокрого в лохмотьях с длинной бородой. 13. Домой мать вернулась усталая и раздраженная. 14. Каштанка потянулась, зевнула и сердитая угрюмая прошлась по комнате. 15. Он без шапки с растрепанными волосами бежал впереди всех. 16. Листья кленов похожие на лапы резко выделялись на желтом песке аллей. 17. Цветная осень вечер года мне улыбается светло. 18. Оглушенный тяжким гулом Теркин никнет головой. 19. Сытый и довольный щенок крепко спал. 20. Маша в ярком, сверкающем костюме выделялась в толпе гостей. 21. Всегда уверенная в себе на этот раз она испугалась.

Обособление обстоятельств

Обстоятельства обособляются, если:

1) выражены деепричастным оборотом: Встречая утро , со всех сторон перекликались фазаны.

2) выражены одиночными деепричастиями и надо подчеркнуть, выделить данное обстоятельство: Девушка, не отвечая , смотрела на дверь.

3) действие, названное одиночным деепричастием, не совпадает по времени с основным действием, названным глаголом: Отдохнув , он собрался уходить.

4) Одиночные деепричастия образуют однородный ряд обстоятельств: Ворча и оглядываясь , Каштанка вошла в комнату.

НО! Если однородный ряд выражен наречием и деепричастием, то обстоятельство не обособляется: Мальчик отвечал на вопросы откровенно и не смущаясь .

5) обстоятельство выражено существительным с предлогом несмотря на : Несмотря на непогоду , рыбаки вышли в море.

НЕ обособляются, если:

1) деепричастие или деепричастный оборот по значению близки к наречию: До двух часов занятия шли не прерываясь (непрерывно). Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь (замкнуто).

2) деепричастие входит в состав фразеологизма: Мчится сломя голову (быстро). Работают спустя рукава (плохо).

Обособление дополнений

Факультативно обособляются дополнения, выраженные формами косвенных падежей существительных с предлогами кроме, помимо, наряду с, за исключением, сверх, в отличие от и подобными. Такие существительные называют предметы, в каком-либо отношении выделяемые в ряду подобных предметов: Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг . Рука, не устающая трудиться, за редким исключением , добра.
Ряд исследователей называет данные конструкции выделительными членами предложения .

Предложения с уточняющими обособленными членами

Уточняющие члены предложения конкретизируют или поясняют значения других членов предложения. От полупредикативных обособленных членов уточняющие отличаются семантикой: они не содержат дополнительного сообщения, как полупредикативные, а лишь конкретизируют имеющееся сообщение в какой-либо его части: Около дома, возле крылечка , тихо течет безымянная речка. Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября . У нее черные, широко открытые глаза и коротко , по-мальчишески , подстриженные кудри.
Уточняющие члены называют более частное, конкретное понятие, чем то, которое обозначено поясняемым словом.
Уточняющие слова могут быть связаны с уточняемыми при помощи слов особенно, в особенности, даже, главным образом, в частности, в том числе, например, притом, да и вообще и подобными. Так выражаются поясняющие члены предложения : Немцы изрядно повредили садик Поповых , особенно вишневые деревья .

Упражнение №29. Расставить недостающие знаки препинания. Указать обособленные обстоятельства и дополнения. Назвать условия обособления.

1. Лошади стояли понуря голову и изредка вздрагивали. 2. Кити встала за столиком и проходя мимо встретилась глазами с Левиным. 3. Рассказ очень понравился мне за исключением некоторых деталей. 4. Анфиса не увидела на лице мужа ничего кроме прежнего поблескивания глаз. 5. Капитан сказал все это обращаясь ко мне. 6. О прогулке он рассказывал смеясь. 7. Гонки на яхтах при наличии благоприятной погоды состоятся в воскресенье. 8. Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. 9. Мы тени предков чуя рядом стояли насмерть под Москвой. 10. Над голыми деревьями кружились играя молодые галки. 11. Пантелей Прокофьевич скрепя сердце доверил Дарье быков. 12. Синцов отвечал на вопросы неохотно и не вдаваясь в особые подробности. 13. В колхозах ввиду затяжных дождей стали оборудовать крытые тока. 14. Несмотря на засуху желуди уродились на славу. 15. Вопреки непогодам моторы поют над тайгой. 16. Иван Ильич глядел не отрываясь на зеркальную голубоватую воду. 17. Ни звука кроме вздохов моря. 18. Офицеры за исключением Соловьева поспешили выйти. 19. Сверх всяких ожиданий весь октябрь стояла сухая и теплая погода. 20. Львов судорожно писал ни на кого не смотря. 21. Между собаками как между людьми попадаются умницы и глупыши. 22. В это утро вскоре после восхода солнца началось извержение вулкана. 23. Поздно вечером то есть часов в одиннадцать я пошел гулять по липовой аллее бульвара. 24. Там в темноте чьи-то глаза смотрели не мигая.

Домашнее задание
Упражнение №30.
Указать обособленные второстепенные члены, назвать условия обособления.

1. Ему ли карлику тягаться с исполином? 2. Взъерошенный немытый Нежданов имел вид дикий и странный. 3. Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты. 4. Вследствие множества наехавших гостей никто не спал в одиночку. 5. И добавим мы к духовной пище весело заваренный чаек. 6. До шалаша мы добежали промокшие насквозь. 7. Это выбрав сухое звонкое дерево барабанит лесной музыкант пестрый дятел. 8. Ветер все еще сильный дул теперь с востока разметывая снежные и дождевые тучи. 9. Стоянка наша в бухте вопреки ожиданиям многих затянулась. 10. Самолет наряду с пассажирами захватил и почту. 11. Юрий Гагарин вошел в историю как первый в мире космонавт. 12. Говорила больше мать дама с седыми волосами. 13. Уж верба вся пушистая раскинулась кругом. 14. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому. 15. Трифон Иванович выиграл у меня два рубля и ушел весьма довольный своей победой. 16. Простор равнины вливался в обвешанное резкими облаками небо. 17. Я говорю это как литератор. 18. Сергей Лазо был прислан комитетом как главнокомандующий. 19. Отец пришел расстроенный этим сообщением. 20. Он со своим умом и опытностью мог уже заметить, что она отмечала его. 21. Как истинный поэт Шишкин в самом простом мотиве умеет найти повод для создания глубокого образа.

Предложения с осложняющими элементами, не являющимися членами предложения

В разделе на вопрос Что такое обособленное уточняющее обстоятельство? заданный автором Допросить лучший ответ это Обособление уточняющих обстоятельств.
Под уточнением понимается сужение объема понятия, его конкретизация. Необходимо запомнить следующие положения:
а) если в предложении одно обстоятельство, оно не может быть уточняющим;
б) уточняющие обстоятельства могут быть трех разрядов: места, времени, образа действия;
в) уточняющее обстоятельство должно стоять после обстоятельства такого же разряда и сужать, конкретизировать его значение; тогда оно выделяется запятыми.
Например, в предложении Еще вчера в саду шумела листва два обстоятельства, но уточняющих среди них нет, так как эти обстоятельства разных разрядов: вчера - времени и в саду - места. В следующих предложениях у обособлений наблюдаются все признаки уточняющих обстоятельств: Под бугром, в глубоком овраге, бормотала речушка Вертушинка (К. Паустовский) ; Тихо, с боязнью, она говорила ему что-то странное (М. Горький). Он встряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, взглянул вверх на небо (И. Тургенев) .

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что такое обособленное уточняющее обстоятельство?

Уточняющие члены предложения занимают особое место в грамматике русского языка из-за своей роли в предложении, а также из-за того, что они обособляются с помощью знаков препинания. Так, правила обособления уточняющего обстоятельства необходимо запомнить каждому грамотному человеку.

Обособленное уточняющее обстоятельство: значение и выделение на письме

Как правило, уточняющими являются обстоятельства времени и места – они относятся также с обстоятельству, раскрывая его смысл, дополняя и конкретизируя. Необходимо понимать, что при уточнении от более широкого понятия переходят к более узкому. Проще всего пояснить это, используя примеры обособленного уточняющего обстоятельства.

В предложении “Я слышал их рассказы в Греции, на Афоне” обстоятельства места “на Афоне” уточняет, где именно в Греции был услышан рассказ. В то же время в предложении “После работы, часов в семь, я зашел в магазин” обстоятельство места уточняет, какое именно время имел в виду рассказчик, когда говорит о том, что было поздно.

Обстоятельства образа действия тоже могут быть уточняющими, но все-таки гораздо реже и обычно речь идет об осложненных членах предложения. Например: “Река во время апрельских дождей разливалась совершенно по-весеннему, бурно и шумно”. В этом предложении однородные обстоятельства образа действия уточняют обстоятельство “по-весеннему”.

Таким образом, уточняющие обстоятельства имеют три значения – места, времени и образа действия. Обстоятельства с другими значениями не могут выступать в качестве уточняющего члена предложения.

Чтобы понять, следует ли обособлять данный член предложения, очень важно определить это значение, потому что если автор относит обстоятельство к другой категории, то оно не будет обособляться.

Как обособляются уточняющие обстоятельства

Все зависит от места, которое этот член предложения занимает в его структуре. Если уточняющее обстоятельство стоит в конце предложения, то оно обособляется с помощью одной запятой, которая ставится перед ним. Если же оно располагается в середине, то и обособляться будет с обеих сторон. В начале предложения уточняющее обстоятельство стоять не может из-за своей функции.

Что мы узнали?

Уточняющее обстоятельство – это такой член предложения, который относится к другому обстоятельству, значение которого он дополняет и уточняет. Существует три вида таких уточняющих членов предложения – в этой роди чаще всего выступают обстоятельства места и времени, реже – образа действия. Обособляются они одной запятой, если член предложения располагается в конце, или двумя, если он находится в середине. Обстоятельства с другими значениями, кроме трех вышеуказанным, не могут выступать в роли уточняющих членов предложения.