Юридический огранщик политической воли гитлера. Законодательство фашисткой германии Разные судьбы одного человека

Арийский миф III рейха Васильченко Андрей Вячеславович

Последствия принятия Нюрнбергских расовых законов

На первый взгляд казалось, что Нюрнбергские законы имели слишком «общий характер» и их «сиюминутный эффект» не был очевиден, ведь кое-что из узаконенного юридически уже давно существовало на практике. Например, хотя до принятия Закона «О гражданстве» евреи формально еще считались гражданами Германии, их фактическое угнетенное положение соответствовало лишь статусу подданных, но не полноправных имперских граждан. Политические права евреев были ущемлены еще раньше. Они были удалены с общественных и государственных постов до сентября 1935 года предыдущими законодательными актами нацистского правительства. То же можно сказать и о параграфе, касавшемся запрета на смешанные браки. В Германии браки регистрировались муниципальными властями, и еще до 1935 года каждое согласие на смешанный брак выдавалось властями в исключительных случаях, с непременным разъяснением лицу, собиравшемуся заключить брачный союз с «расово неполноценной особью» мужского или женского пола, всей пагубности подобного шага в политическом, экономическом и личном плане. Так, например, в июле 1935 года решением берлинских властей в городе вообще была запрещена регистрация смешанных браков между «арийцами» и евреями.

То же самое можно сказать и об экономических аспектах Нюрнбергских законов. В сравнении с уже действовавшими законодательными актами 1933–1935 годов, они не ухудшали и без того дискриминационного положения евреев в экономической жизни страны. Что же в действительности устанавливали эти законы для еврейского и «неарийского» населения Германии? Анализ этих документов, а также практическая сфера их применения говорят о том, что их главный смысл заключался не столько в фактическом усилении гонений против евреев, сколько в том, что расово-идеологиче-ские принципы национал-социализма превратились в официаль-

ные нормы государственного права со всеми вытекающими из этого последствиями.

Так, нацистские расовые принципы теперь были юридически введены в немецкое законодательство, что ознаменовало торжество нацистской идеологии в стране. Кроме того, у нацистской верхушки появилась возможность придать законное юридическое обоснование всем своим антиеврейским акциям в будущем (поэтому почти все последующие антиеврейские законы и нормативные акты рейха оформлялись в качестве дополнений к Нюрнбергским законам). Иными словами, Нюрнбергские законы были рассчитаны на перспективу и означали, что заложена юридическая основа для проведения в отношении евреев Германии (а в будущем и не только Германии) самой радикальной политики. Правда, в то время об этом знали лишь посвященные…

Некоторые формулировки Нюрнбергских законов содержали немало расистских «изюминок», которые говорили сами за себя. Так, запрет евреям нанимать прислугу из лиц «немецкой или близкой ей крови» моложе 45 лет (§ 3 «Закона о защите немецкой крови и немецкой чести») должен был, по мнению нацистских идеологов, обеспечить защиту арийской расы от посягательств евреев, которые нанимали в свои дома женскую немецкую прислугу, ведь 45-летний возраст считался предельным для деторождения. Фактически это был дополнительный запрет на половые связи между евреями и немцами, что полностью соответствовало расовым постулатам нацизма. Процитируем соответствующий фрагмент из книги Гитлера «Майн кампф»: «Черноволосый молодой еврейчик нахально вертится около нашей невинной девушки, и на его наглом лице можно прочесть сатанинскую радость по поводу того, что он сможет безнаказанно испортить кровь этой девушки и тем самым лишить наш народ еще одной здоровой немецкой матери. Евреи всеми силами стараются разрушить расовые основы того народа, который должен быть подчинен их игу. Евреи не только сами стараются испортить как можно большее количество наших женщин и девушек. Нет, они не останавливаются и перед тем, чтобы помочь в этом отношении и другим народам. Разве не евреи привезли к берегам Рейна негров все с той же задней мыслью и той же подлой целью - через кровосмешение принести как можно больший вред ненавистной белой расе, низвергнуть эту расу с ее политической и культурной высоты, а затем самим усесться на ее спине».

Чисто пропагандистское значение имел § 4 вышеупомянутого закона, где говорилось о праве евреев «пользоваться цветами еврейской символики», ведь в Третьем рейхе эта символика официально так и не была определена, если не считать специального знака - желтой шестиконечной «звезды Давида», которую в годы войны евреи носили в гетто и в лагерях смерти.

Любопытно, что в соответствии с § 1 «Закона о гражданстве» принадлежность к последнему определялась не только по расовым основаниям (наличие «немецкой или близкой ей крови»), но и политической лояльностью человека. Это означало, что оппозиционно настроенные к нацистскому режиму немцы (коммунисты, члены католических, масонских организаций и т. п.), точно так же как и евреи, поражались в гражданских и политических правах.

Подготовленные в спешке, небрежно и юридически неряшливо, Нюрнбергские законы сами по себе представляют интерес лишь как квинтэссенция нацистской расовой теории, как первое материальное воплощение одной из основных идей национал-социализма - «избавления Германии от еврейства». Всеобщее ликование нацистов по поводу их принятия вскоре сменилось всеобщей растерянностью, - общие расплывчатые формулировки этих законов породили больше вопросов, чем ответов. Документы СД и гестапо красноречиво свидетельствуют о том, какая неразбериха царила в головах высоких нацистских функционеров до того, как были обнародованы первые внятные поправки к Нюрнбергским законам. В архивах СД имеется отчет главного референта по расовым вопросам при канцелярий гауляйтера Саксонии, некоего доктора Велльгута, направленный 26 сентября 1935 года в «еврейский» реферат службы безопасности:

«…Расовый закон был создан в дни съезда НСДАП в ночь с субботы на воскресенье под личным руководством фюрера, который до последней минуты обсуждал поправки, внесенные Штрейхером и Шахтом. В основе закона о защите немецкой крови лежит теория так называемой „импрегнации“ Штрейхера, в соответствии с которой половой контакт немецкой девушки с чистокровным евреем ведет к осквернению и порче немецкой крови. Обсуждался также вопрос стерилизации „полукровок“, так как доказано, что смешение расово чуждой крови ведет к слабоумию. Специальным опознавательным знаком всех еврейских предприятий станет имя владельца крупным еврейским шрифтом и словом „эксплуататор“ на немецком языке. Каждая арийская девушка, работающая прислугой в еврейской семье, в случае осквернения ее немецкой крови со стороны хозяина дома, должна получить пожизненное денежное содержание от осквернителя. Все, кроме евреев, автоматически получат 1 октября 1935 года германское гражданство. Статус „полукровок“ будет определять специальная комиссия. Установлено, что в Германии в настоящее время проживают: 550 000 чистокровных евреев (к этой группе относятся также „евреи трех четвертей“), 200 000 „полуевреев“ и 100 000 „четвертьевреев“. Была высказана мысль, что „полукровок“ необходимо интенсивнее притягивать к немецкой крови. Фюрер был против того, чтобы они вступали в браки друг с другом. В случае войны запланировано стерилизовать все расово чуждые элементы в стране».

Межведомственный хаос продолжался совсем недолго. Уже 30 сентября 1935 года Главное управление гестапо направило циркулярную директиву всем органам полиции, подписанную министром внутренних дел рейха. Спешка была вполне оправданной - законы вступили в силу с момента их публикации, а органы власти на местах были по-прежнему в неведении, как их применять. В отношении чистокровных евреев все было понятно. А если человек не совсем или даже «совсем немножко» еврей? До выхода поправок к законам - их в спешном порядке готовили в министерстве юстиции - эта директива была призвана стать практическим руководством для местных органов. В ней разъяснялось содержание некоторых статей «Закона о защите немецкой крови и немецкой чести» в части, касающейся заключения браков между евреями, «полукровками» и чистокровными гражданами рейха. Пятым пунктом циркулярной директивы предписывалось:

«Доказательство происхождения устанавливается на основе свидетельств о рождении жениха и невесты, а также брачных свидетельств их родителей, предоставляемых лицами, собирающимися заключить брак. В случае сомнительного характера представленных документов местные органы могут потребовать предъявления дополнительных свидетельств, подтверждающих происхождение жениха и невесты».

Поправки к Нюрнбергским законам (и по существу, и по форме - инструкции по их применению) были опубликованы спустя два месяца после их принятия. До этого времени местные муниципальные органы действовали в соответствии с директивными указаниями имперского министерства внутренних дел. Контроль над их исполнением был возложен на местные полицейские органы. Соответствующие рекомендации были направлены по линии НСДАП вплоть до партийных руководителей жилых кварталов - «блокфюреров».

Уже 14 ноября 1935 года была опубликована первая поправка к «Закону о гражданстве», уточнявшая юридически неясные положения нового закона. Особую важность представляли параграфы 4 и 5, касавшиеся положения евреев в рейхе. Они звучали следующим образом:

«…§ 4.(1) Еврей не может быть имперским гражданином. Он не имеет права голосовать по вопросам, касающимся политики. Он не может занимать общественные должности…

§ 5.(1) Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровными евреями.

(2) Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке, гражданин государства, происходящий от двух чистокровных евреев - родителей его родителей, если он:

а) в момент издания закона принадлежит к иудейской общинеили был принят в нее позднее;

б) в момент издания закона состоял в браке с евреем или вступилв такой брак позднее;

в) происходит из смешанной семьи, описанной в подпункте 1, зарегистрированной после того, как был принят Закон „О защите немецкой крови и немецкой чести“ от 1 сентября 1935 г.;

г) является внебрачным ребенком, одним из родителей которого был еврей, как описано в § 1».

Во втором определении понятия «еврей», которое оставалось в силе вплоть до падения Третьего рейха, не было указано, каково положение лиц, имеющих в числе предков одного или двух евреев, родителей их родителей, и не выразивших «солидарности» с еврейством путем заключения брака с евреем или своей принадлежностью к иудейской общине. По этому поводу очень быстро появилось разъяснение нацистских властей. Эти лица были распределены на две категории:

те, у кого оба родителя были евреями;

те, у кого только один дед или бабка были евреями.

Обе эти категории считались полностью «неарийцами», но получили в то время большую часть тех же прав, что и «настоящие» немцы, однако для них были установлены незначительные ограничения. Но когда наступило время «окончательного решения еврейского вопроса», «проблема смешанных евреев» возникла вновь, ведь с позиции нацистского расового законодательства эти люди все-таки были «осквернены еврейской кровью».

Из книги Правда о «еврейском расизме» автора Буровский Андрей Михайлович

Принятия в общину и крещения евреев Великое переселение народов обернулось для евреев еще одним расовым «подарком»: когда варварские племена германцев завоевали сначала бывшую провинцию Германия, а потом всю Галлию, они обнаружили многочисленное еврейское население в

Из книги Арийский миф III рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

РуСХА и принятие Нюрнбергских законов Расовые эксперты СС всегда уделяли повышенное внимание тому, чтобы поддерживать в обществе антисемитские настроения. Строгий расовый отбор предполагал автоматическое отклонение всех евреев, которые рассматривались как некая

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Потомок нюрнбергских патрициев. Историк, дипломат, директор Московского главного архива Министерства иностранных дел барон Федор Андреевич Бюлер (Бюллер) (1821–1896) В Москве в сентябре 1893 года торжественно отпраздновали полувековой юбилей государственной службы

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

Последствия принятия Русью христианства Внешнее устройство церкви в древней Руси.Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XIII В каких случаях следует относительно брака держаться законов религии и в каких - гражданских законов Во всех странах и во все времена мы встречаемся с вмешательством религии в брачные дела. Коль скоро известные отношения считались нечистыми или

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

О порядке принятия новых братьев. Если кто вновь приходит для вступления в монастырь, не делать ему вступление легким, ибо сказал апостол: «испытывайте духов, от Бога ли они». А поэтому, если пришедший настоятельно будет проситься и в течение четырех или пяти дней,

Из книги Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. С предисловием Николая Старикова автора Платонов Сергей Федорович

Последствия принятия Русью христианства § 12. Внешнее устройство церкви в древней Руси. Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. С принятием христианства возникло на Руси много новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5. ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО ЮБИЛЕЯМ Обратимся к истории празднования в католической церкви так называемых Юбилеев. Они отмечались в Ватикане в XV–XVI веках. Сведения о праздновании Юбилеев сохранились, например, в Лютеранском Хронографе, откуда мы их и

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

9.1. Особенности принятия христианства на Руси Первые известия о проникновении христианства на территорию расселения славянских племен связаны с именем апостола Андрея Первозванного. Согласно преданию, сохраненному «Деяниями апостолов», он проповедовал на северном

автора Керов Валерий Всеволодович

1. Причины принятия христианства Крещение Руси, положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов:1.1. Политические предпосылки. Владимир стремился укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Значение принятия христианства Переход Руси к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.5.1. Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу

Из книги Мой «путь в первобытность» автора Семенов Юрий Иванович

8. Печальные последствия некритического принятия нашими «новаторами» набора антиэволюционистских прописей Принятие на вооружение пакета антиэволюционистских положений печально сказалась на работах наших «новаторов». Из всех их наибольшим фанатиком был В.Р. Кабо. Он

Серию законов, которые лишали всех прав еврейское население Третьего Рейха, комментировал юрист Ганс Глобке Фото Deutsches Bundesarchiv

15 сентября 1935 года в Германии по инициативе нацистов приняты "Нюрнбергские законы", которые фактически лишали всех прав немецких евреев. Однако юридические комментарии к законам, придав им стройность, написал не нацист. Им оказался правовед Ганс Глобке, судьба которого совсем по-разному сложилась в двух немецких государствах, возникших после Второй мировой войны.

Всеобщая воинская повинность, отмена регламента Рейхстага и "нюрнбергские законы"

В середине сентября 1935 года депутаты Рейхстага собрались в Нюрнберге на очередное заседание. К этому времени почти все они были членами Национал-социалистической немецкой рабочей партии, которую возглавлял Адольф Гитлер. Последний, естественно, тоже появился в Нюрнберге. "Члены Рейхстага 15 сентября приветствовали фюрера троекратным „хайль“ и стоя выслушали первый куплет песни Horst Wessel (о ней и истории ее создателя Право.Ru писало )", — записано в протоколе заседания.

Этот день запомнился потомкам двумя событиями: во-первых, в Германии ввели всеобщую воинскую повинность и страна открыто взяла курс на войну, во-вторых, приняли пакет законов, которые вошли в историю под названием "Нюрнбергских".

Кроме того, была введена невиданная доселе для Германии методика формирования повестки дня парламента. Министр внутренних дел Третьего рейха и одновременно глава фракции национал-социалистов в Рейхстаге Вильгельм Фрик заявил в своем выступлении, что регламент Рейхстага устарел и совершенно не отвечает современным реалиям. "Поэтому, — сказал он. — Нынешний регламент утрачивает силу вплоть до опубликования нового, а до этого момента глава Рейхстага будет самостоятельно решать, какие вопросы включать в повестку дня, а какие нет". С учетом состава депутатов Рейхстага это предложение встретило всеобщую поддержку, а новый регламент палаты так и не был опубликован: несогласных на поверхности политической жизни Германии той эпохи не было, но ее лидерам претили любые формы коллегиальности, пусть даже и контролируемой.

Состав и суть "Нюрнбергских законов"

Три "Нюрнбергских закона" были приняты единогласно и моментально вступили в силу. "Закон о государственном флаге" (Reichsflaggengesetz, немецкий текст смотрите ) - первый из "Нюрнбергских законов" — закреплял за свастикой роль "флага нации и Рейха", а два других сформулировали новую расовую идеологию, согласно которой все немецкие граждане разделялись на несколько категорий. Каждая имела свои права, а некоторые лишались всех.

Второй из "нюрнбергских законов" — "Закон о гражданстве" (Reichsbürgergesetz, немецкий текст доступен ) — разделял всех живущих в Германии людей на две группы. "Гражданином Рейха, — сказано в нем, — может быть только немец, который доказал преданность своему народу и Рейху на деле". Только граждане Рейха наделялись политическими правами. Вторая по численности национальная группа страны — евреи — оказалась вне правового поля.

Но, пожалуй, самым важным законом был третий — "Закон об охране немецкой крови и немецкой чести" (Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre", по-немецки доступен , по-русски ). Его целью было обеспечить так называемую "чистоту немецкой крови". Для этого нацисты запретили браки и внебрачные отношения между чистокровными немцами и евреями.

Официальный комментатор воли Гитлера

В марте 1935 года статс-секретарем германского Министерства внутренних дел стал Вильгельм Штуккарт . Этому чиновнику и одному из его подчиненных, Гансу Глобке, было поручено сделать юридический комментарий к "Нюрнбергским законам", который, по выражению одного из нацистских бонз, "должен был войти во все учебники юриспруденции".

Реально всю работу проделал Глобке. Он подошел к ней со всей основательностью, на которую только способен немец. Поначалу он разъяснил, кого, собственно говоря, касаются принятые законы. Задача была не из легких, ведь требовалось юридически точно определить, кто такие "полные евреи", "евреи наполовину" и "евреи на четверть", ведь в законе всем им отводилось разное место. Особая путаница могла возникнуть тогда, когда речь шла о браках между чистокровными немцами и, например, "евреями на четверть". Кем считать их детей?

Глобке нашел "изящный" выход. Он ввел понятие "еврей на одну восьмую". "Например, еврей на три восьмых - тот, у кого была бабушка-еврейка и дед-еврей-наполовину или наоборот", — иллюстрирует юрист свою теорию.

Разрабатывая ее, он даже проясняет, как следует классифицировать немцев, перешедших в иудаизм: "Немец, перешедший в иудаизм, должен по-прежнему считаться немцем, однако по отношению к своим внукам он будет евреем наполовину".

Что такое "отношения"? Пояснение Глобке и реальная практика

Не до конца понятным оставалось, что законы понимают под словом "отношения" (в немецком оригинале довольно неоднозначное "Verkehr").

В декабре 1936 года один из немецких судов пояснил, что под "отношениями" следует понимать "все контакты между противоположными полами, цель которых - получение сексуального удовольствия хотя бы одним из участников". Глобке горячо приветствовал такое толкование.

Однако на практике германская юстиция пошла дальше. Уже через несколько месяцев Гамбургский суд приговорил мужчину-импотента к двум годам тюрьмы лишь за поцелуй с еврейкой. Статистика свидетельствует, что уже в 1937 году как минимум 400 человек были осуждены за подобные, на первый взгляд совершенно невинные, действия. Более того, под давлением Гестапо и Министерства юстиции Рейха, даже незначительно нарушившим "Нюрнбергские законы" немцам суды давали все большие сроки и в конце концов стали карать тюрьмой даже простое прикосновение к еврею.

Разные судьбы одного человека

После окончания Второй мировой войны Вильгельм Штуккарт был осужден как военный преступник. Отсидев в тюрьме положенный срок, он вышел на свободу и погиб в автомобильной катастрофе в ноябре 1953 года. Сегодня этого человека мало кто помнит. Другое дело - его бывший коллега и подчиненный Глобке.

Во время всех послевоенных процессов он проходил только как свидетель, а в 1953 году стал одним из самых близких советников канцлера Аденауэра. Оппозиция подвергала это назначение жесточайшей критике. В пылу полемики Глобке даже называли "юридической проституткой".

А в ГДР Глобке вообще объявили военным преступником. В газетах появились карикатуры с его участием, сопровождаемые подписями типа "гитлеровский палач на службе у Аденауэра". Кроме того, в Восточной Германии вышла целая книга под названием "Глобке и истребление евреев" (Globke und die Ausrottung der Juden), которую подготовил финансируемый гэдээровским правительством "Комитет немецкого единства".

В издании сочетались документально подтвержденные факты с откровенной ложью. Например, Глобке обвиняли в массовых убийствах евреев чуть ли не собственными руками. Вероятно, целью авторов было дестабилизировать политическую обстановку в ФРГ, вызвав волну возмущения против Глобке.

В довершение к этому Верховный суд ГДР заочно приговорил Глобке к пожизненному заключению "за военные преступления и преступления против человечности" (документы по этому делу смотрите ). Однако западный сосед не обратил внимания на всю эту шумиху. Во всяком случае, карьере Глобке она не принесла видимого вреда. В 1963 году Аденауэр в зените славы ушел в отставку с поста канцлера, перед этим наградив своего советника орденом за заслуги перед новой Германией.

В сентябре 1935 года нацистской Германией были приняты два отдельных законодательных акта, известные под общим названием «Нюрнбергские законы», - Закон о гражданстве рейха и Закон о защите немецкой крови и немецкой чести. В этих законах воплотились многие расистские теории, лежащие в основе нацистской идеологии. Нюрнбергские законы стали юридической основой для систематического преследования евреев в Германии.

15 сентября 1935 года Адольф Гитлер выступил с постулатами, лежащими в основе Нюрнбергских законов. Парламент Германии (рейхстаг ), в состав которого входили исключительно нацисты, принял эти законопроекты. Антисемитизм лежал в основе убеждений нацистов, поэтому Гитлер созвал экстренное заседание парламента на ежегодном съезде нацистской партии в немецком городе Нюрнберге.

ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА

Нацисты в течение долгого времени искали юридическое определение, которое идентифицировало бы евреев не на основании вероисповедания, а исходя из теории расового антисемитизма. Евреев, живших в Германии, было непросто определить лишь по внешнему виду. Многие из них отказались от соблюдения обрядов и традиционной еврейской внешности, интегрировавшись в основную часть общества. Некоторые евреи больше не исповедовали иудаизм и даже начали отмечать христианские праздники вместе со своими соседями-неевреями - особенно это касалось Рождества. А еще больше евреев стало жениться на христианах или обращаться в христианство.

Согласно закону о гражданстве рейха и многочисленным пояснительным постановлениям о его исполнении, право быть гражданами Германии имели только люди «немецкой или родственной крови». Закон определял, кто являлся (или не являлся) немцем, а также кто являлся (или не являлся) евреем. Нацисты отвергали традиционные взгляды, в соответствии с которыми человек считался евреем, если он являлся членом еврейской религиозной или культурной общины. Вместо этого они утверждали, что евреи представляют собой расу, которая определяется рождением и кровью.

Несмотря на настойчивые заявления нацистских идеологов, научных оснований для выделения евреев в отдельную расу не существовало. Таким образом, для определения расы человека нацистские законодательные органы взяли за основу генеалогию его семьи. Лица, у которых трое или более предков во втором поколении (бабушки или дедушки) родились в еврейской религиозной общине, по закону считались евреями. Дедушек и бабушек, родившихся в еврейской религиозной общине, причисляли к «еврейской расе». Их «расовый статус» переходил к их детям и внукам. В соответствии с принятым законом евреи, проживающие в Германии, являлись не гражданами, а «подданными» страны.

Этому юридическому определению понятия «еврей» в Германии соответствовали десятки тысяч людей, которые не считали себя евреями или не имели религиозных или культурных связей с еврейской общиной. Например, согласно этому определению евреями считались лица, перешедшие из иудаизма в христианство. Кроме того, евреями в этом случае признавались и люди, чьи родители или бабушки и дедушки обратились в христианство. По закону они лишались гражданства Германии и своих основных прав.

Еще больше усложняло ситуацию то, что ряд лиц, проживавших в Германии, Нюрнбергские законы не относили ни к немцам, ни к евреям, - это касалось тех людей, у которых только один или два предка во втором поколении (бабушки или дедушки) родились в еврейской религиозной общине. Этих лиц «смешанного расового происхождения» называли «полукровками» (нем. Mischlinge) . Они обладали теми же правами, что и «расовые» немцы, но их права постоянно урезались по мере принятия дальнейших законов.

ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НЕМЕЦКОЙ КРОВИ И НЕМЕЦКОЙ ЧЕСТИ

Второй Нюрнбергский закон, закон о защите немецкой крови и немецкой чести, запрещал браки между евреями и немецкими гражданами. Также вводилась уголовная ответственность за сексуальные отношения между этими группами. Такие отношения именовались «расовым загрязнением» (нем. Rassenschande ).

Кроме того, данный закон запрещал евреям нанимать немок моложе 45 лет в качестве прислуги. Это было сделано, чтобы мужчины не могли склонять прислугу к совершению «расового загрязнения». Тысячи людей обвинялись в совершении «расового загрязнения» или просто пропадали без вести в концентрационных лагерях.

ЗНАЧЕНИЕ НЮРНБЕРГСКИХ ЗАКОНОВ

Нюрнбергские законы повернули вспять процесс эмансипации евреев, в ходе которого проживающие в Германии евреи становились полноправными членами общества и полноценными гражданами страны. Что еще более значимо, они заложили основу для дальнейших антисемитских мер, проведя юридическое разграничение между немцами и евреями. Впервые в истории евреи подверглись преследованиям не по причине своих убеждений, а по принципу рождения - своего или родителей. В нацистской Германии ничто не могло сделать еврея немцем: ни профессия, ни убеждения, ни действия, ни заявления. В результате многие немцы, никогда не исповедовавшие иудаизм или не исповедовавшие его уже в течение многих лет, пали жертвами нацистского террора.

Хотя в Нюрнбергских законах упоминались только евреи, их действие также распространялось на чернокожее и цыганское население Германии. Присвоение евреям, чернокожим и цыганам-рома статуса расовых изгоев способствовало тому, что в Германии эти категории населения стали подвергаться гонениям.

Во время Второй мировой войны многие страны, заключившие союз с Германией или оказавшиеся в зависимом от нее положении, приняли законы, аналогичные Нюрнбергским. К 1941 году Италия, Венгрия, Румыния, Словакия, Болгария, режим Виши во Франции и Хорватия приняли антиеврейское законодательство, аналогичное Нюрнбергским законам нацистской Германии.

С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом ставилась задача сплотить немцев в некую "народную общность", на втором превратить ее в "общность боевую".

Для сплочения немцев в единую общность необходимо было очистить арийскую расу от "чужой крови", преодолеть классовые, конфессиональные, идеологические противоречия, что достигалось путем устранения политических партий, кроме НСДАП, чуждой идеологии, общественных организаций, кроме нацистских, верных "фюреру и рейху", а также путем унификации государственного аппарата и пр. Проделав эту "внутреннюю работу", Германия, по плану Гитлера, могла приступить к работе "внешней", важнейшей задачей которой являлось завоевание жизненного пространства, вытеснение живущих там народов, главным образом народов Восточной Европы, путем беспощадной, кровопролитной войны. Решением задач первого этапа фашистское государство и НСДАП занимались в основном до 1935 г. С этого времени началась тотальная подготовка к войне, а затем и сама война. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. - Свердловск. 2009. С. 211.

Смена гитлеровских "этапов" нашла непосредственное отражение в законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры. 24 марта 1933 г. рейхстаг принимает Закон "Об устранении бедственного положения народа и государства", на основании которого правительство получает законодательные права, в том числе и по вопросам бюджета. Допускалось также, что нормы законов, принятых правительством, могут прямо уклоняться от норм Конституции 1919 г., формально продолжавшей действовать (с одной упраздненной вскоре оговоркой -- "если они не имеют объектом рейхстаг и рейхсрат"). В законе специально подчеркивалось, что договоры с иностранными государствами и их исполнение не нуждаются в утверждении парламентом. Формально закон был принят как временный до 1 апреля 1937 г., фактически он стал постоянно действующим основным законом фашистского государства. Непосредственное участие в подготовке всех имперских законов отныне принимала канцелярия национал-социалистской партии, подчиненная Гитлеру. Это был конец Веймарской республики с ее представительными учреждениями.

Проводя "интеграционную политику государства и партии", нацисты унифицировали не только партии, но и прессу. Органы печати, кроме нацистских, либо ликвидировались, либо включались в систему фашистской пропаганды. Законом от 24 марта 1933 г. "О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств" уголовной ответственности в виде тюремного заключения до двух лет подлежали все лица, которые допускали "грубое искажение действительности, высказывали суждения, могущие причинить тяжелый ущерб благополучию империи или отдельным германским землям, или авторитету правительства империи или отдельных земель и правительственных партий". Каторга грозила тому, кто своим деянием наносил "тяжелый ущерб империи". Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. - Свердловск. 2009. С. 99.

В декабре 1933 г. издается Закон "Об обеспечении единства партии и государства", объявляющий фашистскую партию "носительницей немецкой государственной мысли". В соответствии с этим законом лично Гитлером формировался и фашистский рейхстаг (на основе списков, "одобренных" плебисцитом), а на посты министров и другие должности назначались только лица из нацистской партийной верхушки. Более того, впоследствии было предписано, что любое назначение на государственную должность, произведенное без согласия соответствующего органа фашистской партии, будет считаться недействительным.

В целях дальнейшей концентрации власти, или "унификации политического режима в империи и областях", Законом от 7 апреля 1933 г. "0 слиянии областей с империей" во все земли стали назначаться, как правило, из гауляйтеров нацистской партии, наместники (штатгальтеры), облеченные всеми властными полномочиями. 30 января 1935 г. был принят новый Закон "Об имперских наместниках". Имперские наместники, согласно этому закону, являлись на подведомственных им территориях "представителями имперского правительства", в задачу которых входило "наблюдение за выполнением политических директив фюрера и рейхсканцлера". Фюрер и рейхсканцлер (в одном лице) мог возложить на имперского наместника руководство земельным правительством, но право назначения и увольнения чиновников земель он сохранял за собой, так же как и полномочия имперского наместника в Пруссии.

Правительства земель были подчинены имперскому правительству, а наместники перешли в ведение министерства внутренних дел. Законом "0 ликвидации рейхсрата" от 14 февраля 1934 г. был упразднен и орган представительства земель в имперском парламенте -- рейхсрат. Земли были вообще лишены статуса субъектов федерации. В 1935 г. положением "0 германских общинах" были ликвидированы последние остатки местного самоуправления. Все бургомистры городов стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из кандидатов, выдвигаемых местными партийными организациями нацистов. Ему же вверялось право верховного надзора за всеми общинами. Комаров С.А. Основы государства и права. М., 2008. С. 78.

Превращение рейхстага в бесправное, марионеточное учреждение, так как его новый состав формировался исключительно на партийной основе, ликвидация органов местного самоуправления были тесно связаны с общей бюрократизацией государственного аппарата. Проводились чистки государственного аппарата от "несоответствующих лиц", от всех тех, кто начал работать в аппарате после 1918 г., от лиц "неарийского происхождения", запрещались браки чиновников с "неарийками" и пр.

Функции партийных и государственных органов тесно переплетались. Это переплетение между тем не означало их полного слияния. Управленческий аппарат фашистской Германии был многочисленным, чрезмерно громоздким, он перестраивался по воле Гитлера, совмещавшего в своем лице функции президента, рейхсканцлера, фюрера фашистской партии и верховного главнокомандующего. Так, наряду с продолжающим существовать имперским правительством в фашистской Германии были созданы Совет министров по вопросам обороны империи, Тайный кабинет, Коллегия трех уполномоченных, в которую входили начальник партийной канцелярии, начальник имперской канцелярии, начальник штаба верховного командования вооруженных сил, в задачу которого входило проведение тотальной мобилизации и решение с этой целью обширного круга экономических и военных вопросов. Все эти учреждения, подчиняющиеся непосредственно Гитлеру, обладали законодательными полномочиями.

Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в государственной измене, следовало за любой вид, оппозиционной режиму деятельности. Кроме обычных судов в каждом, судебном округе еще в 1933 г. были созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый Народный трибунал по вопросам государственной измены, в котором не требовалось даже обязательного предварительного следствия. Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали военно-полевые суды. Только в сухопутных войсках, например в 1944 г., военно-полевые суды ежемесячно выносили по 10 тыс. приговоров. В последние месяцы перед поражением Германии военно-полевые суды были заменены военными трибуналами, в которых заседали одни офицеры. Расстреливали всех подозреваемых в измене и дезертирстве, суровым репрессиям подвергали и их родственников.

ПЛАН

Введение

1. Антисемитизм в законодательстве Третьего Рейха

2. Нацификация государственного аппарата

3. Реформы государственного, уголовного и уголовно-процессуального права

4. Укрепление власти. Специальные суды

5. Другие типы судов

6. Унификация законодательства

7. Всё было добровольно. Легитимность наци

8. Реформы административно-территориального устройства

9. Экономические реформы

10. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Детали

11. Volksgerichtschoff (народная судебная палата)

12. Государственная измена. Преступления против власти и против народа

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ

Нацистская Германия. Третий Рейх. Это государство просуществовало всего 12 лет, с 1933 по 1945 год. Но почему же мы вновь и вновь возвращаемся к этой теме? Почему мы всё время вспоминаем, почему мы всё время думаем об этом? Честно скажу: я не знаю. Я не знаю, что заставляет меня исследовать Третий Рейх, личность Адольфа Гитлера, личности его приближённых, их идеологию, эстетику, мистические ритуалы.

Вновь и вновь погружаясь в пучины кошмара

Бесполезной кровавой войны,

Я себя прожигаю безумным пожаром

В аромате чужой непрощённой вины.

Эта работа – часть моего масштабного исследования Третьего Рейха, которое давно стало неотъемлемой частью моей жизни. Но обычно я собираю и анализирую информацию о мистической стороне, о религиозных представлениях и ритуалах нацистов, об их эстетике и способах воздействия на людей с помощью визуального оформления, символики и атрибутики. Сейчас же речь пойдёт об официальной стороне этого удивительного государства, шокирующего, пугающего и притягивающего одновременно. Законодательство – основа любого государства, его скелет. Законы во многом определяют жизнь людей, их отношения дуг с другом, с правительством, с остальным миром. Поэтому, при изучении любого государства, необходимо узнать и его законы. В данном случае, весьма интересно смотреть, в результате определённых законодательных актов, национал-социализм, из небольшого кружка стал политической партией, а затем и государственной идеологией, почти религией, объединившей более 70 миллионов человек.


1. АНТИСЕМИТИЗМ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Проанализируем отдельные, наиболее важные законодательные акты Германии периода господства национал-социализма. Красной нитью через все германское право в период нахождения Гитлера у власти проходят антисемитизм и ксенофобия, из-за чего рассмотрение национал-социалистического права следует начинать именно с совокупности законов антиеврейской направленности.

Этим продуктам нацистского законотворчества принадлежит решающая роль в правовой системе Германии. И именно возведенная в ранг абсолюта юдофобия (ненависть к евреям) есть особо идентифицирующая нацизм черта, четко отделяющая его от итальянского фашизма, так как сам дуче решительно отвергал расовую теорию. Впрочем, Бенито Муссолини, конечно, был вынужден согласиться с тем, что национал-социализм, подобно фашизму, был авторитарным и коллективистским политическим движением, но дальше этого признания он идти не желал. Что же касается центральной темы нацистской философии – идеи главенствующей расы – то Муссолини отвергал ее как «отъявленную чепуху, глупую и идиотскую». Характерным примером в этой связи является его беседа со своим соратником Людвигом в 1932 г., во время которой он заклеймил антисемитизм как «германское зло», резюмировав, что «…в Италии не существует еврейского вопроса, поскольку он не может существовать в стране с разумной системой государственного правления» .

Лишь под жестким давлением со стороны Германии, оккупирующей к концу 1940 г. почти весь европейский континент, Муссолини был вынужден ввести расовый элемент в правовую систему, поставив на своей карьере умеренного, в сравнении, с Гитлером, политика, большой крест.

Согласимся с Д. Михманом и И. Вайцом, что, в первое время своего правления, Гитлер не проводил никакой антиеврейской политики. Вместе с этим, было бы опрометчивым полагать, что он решил отказаться от своих юдофобии и расизма, но, как расчетливый политик и умелый организатор, сконцентрировался на решении более неотложных по тем временам задач.

Принципиальный вывод о невозможности начинать реализацию организованной антиеврейской политики на государственном уровне при отсутствии юридически точного определения понятия «еврей» был сделан лишь после завершения бойкота еврейских предприятий и товаров. Данный правовой пробел был ликвидирован посредством принятия «Арийского параграфа», документа, целью разработки которого являлось определение правового статуса немецких евреев.

Согласно этому акту, впоследствии ставшему основой законов, регулирующих приобретение и утрату гражданства империи, «…неарийцем (то есть, не немцем, и, следовательно, негражданином), считается тот, чье происхождение неарийское, особенно если у его родителей или родителей родителей еврейское происхождение. Достаточно, если один из родителей был неарийцем. Особенно важно, если один из родителей или родителей родителей исповедовал иудаизм» .

В ноябре 1935 г. в дополнение к «Арийскому Параграфу» были приняты поправки, конкретизирующие понятие еврей: чистокровным евреем считался с того времени человек, у которого трое из родителей или родителей родителей были евреями, а также человек, родившийся от смешанного брака двух людей, хотя бы один из которых был евреем. Кроме того, человек считался евреем и лишался гражданства (как мы уже убедились, эти два правовых статуса личности представляются совершенно идентичными), если он:

В момент издания закона принадлежал к иудаистской вере и состоял общине или был принят в нее позже;

Был женат на еврейке или женился на ней позже;

Являлся внебрачным ребенком, одним из родителей которого был еврей.

В свою очередь, лица, еврейство которых оказалось установленным, делились на две категории: к первой относились те, у которого двое из родителей родителей были евреи, ко второй – те, у кого только один дед или бабка были евреями .

Введение в правовую терминологию понятия «еврей» (негражданин) приобретает особое значение при выстраивании совокупности последующих за этим антиеврейских постановлений и законов, принятых, главным образом, в период с апреля по декабрь 1933 г.:

10 апреля 1933 г. – принятие закона «О допущении к занятию адвокатурой», в соответствии с которым евреи отстранялись к защите обвиняемых, как на предварительном расследовании, так и во время судебного разбирательства, а также лишались права приобретать членство каких бы то ни было государственных профессиональных объединений юристов ;

25 апреля 1933 г. – введение процентной нормы для евреев в школах и университетах на основании закона от 26 апреля 1933 г. «О засорении чуждыми элементами германских школ и университетов»;

6 мая 1933 г. – включение профессоров и нотариусов в категорию «профессиональных чиновников» в соответствии с законом «О восстановлении профессиональной гражданской службы» от 7 апреля 1933г.;

2 июня 1933 г. – увольнение еврейских зубных техников из поликлиник на основании предписаний закона «О допущении врачей к работе в больничных кассах» ;

22 сентября 1933 г. – утверждение Государственного отдела культуры, куда был открыт доступ лишь для арийцев;

29 сентября 1933 г. – требование от крестьян доказательств их арийского происхождения на основании закона «О наследственных дворах»;

4 ноября 1933 г. – принятие закона «О главных редакторах», определившего прессу как «государственное средство просвещения и воспитания» и запрещавшего евреям или лицам, состоящим с ними в браке, редактировать и выпускать немецкие газеты. Следует отметить, что в период с ноября 1933 г. по июль 1934 г. число ежедневных газет в Германии сократилось с 2703 до 1128, еженедельных журналов – на 40%, двухнедельных – на 50%, ежемесячных – на 45 %. Месячный тираж печатных изданий упал с 1 млрд. в 1932 г. до 300 млн. в 1934 г., то есть, на 70% .

При регулировании отношений, возникающих между евреями и нацистским государством, применялись совершенно различные подходы, методы и инструменты: от непосредственного физического насилия, погромов, введения экономических санкций и ограничений, до принятия и реализации антиеврейских законов.

2. НАЦИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Интересный закон «Об упорядочении управленческого аппарата» от 7 апреля 1933 г. , который разрешал увольнять государственных чиновников, не являющихся «…из-за своей прежней политической деятельности благонадежными и на которых нельзя положиться в том, что они полностью посвятят себя службе государству» . Отстраненным от исполнения своих обязанностей чиновникам-неарийцам выплачивалось жалование в течение трех месяцев после увольнения. Если уволенные чиновники имели какое-либо почетное звание, то они его лишались .

Результатом практической реализации данного закона стала тотальная нацификация всего управленческого аппарата, так как лица, не разделяющие нацистскую идеологию и не входящие в НСДАП, к занятию ответственных постов не допускались. Попутно происходило устранение с государственной службы представителей всех иных, кроме НСДАП, партий и движений. Данный нормативный акт по своему объектно-субъектному составу и последствиям довольно схож с инициированным оккупационными союзническими властями процессом после окончания войны отстранением от работы и лишением средств к существованию представителей германских профессорско-преподавательского состава и номенклатуры, которых они подозревали в сотрудничестве в какой бы то ни было форме с нацистами, подчас также, не утруждая себя подбором доказательств и определением индивидуальной вины.