Абсолютный и относительный порог ощущений.

Общие свойства ощущений

Как уже известно, существует большое количество видов ощущений, которые имеют свои специфические свойства. Но, кроме того, они характеризуются и общими для них свойствами. К ним относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это главная особенность ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирует в пределах данного вида ощущений. Примером качеств ощущений служат различные цветовые тона и оттенки, различные запахи (приятные, неприятные, цветочные, фруктовые и т.п.), звуки различной высоты, разные вкусы и тому подобное. Качество каждого ощущение определяется субъективными и объективными факторами. К объективным относятся свойства того объекта, который его вызывает. Субъективными факторами ощущение является строение определенных анализаторов человека, определенных участков мозга и субъективные предпочтения, которые человек отдает тем или иным качествам объекта (нравятся определенные блюда, запахи и т.д.).

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. По качеству ощущения могут быть одинаковыми, но сильнее или слабее. Зависимость между силой раздражителя и интенсивностью ощущения сложная и неоднозначная (слабый запах духов может вызвать приятные ощущения, а тот же, но слишком сильный запах - неприятные и даже раздражать человека).

Продолжительность ощущение - это его временная характеристика. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, но главное - времени действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущения возникают не сразу после того, как раздражитель начинает действовать на орган чувств, для возникновения ощущения необходимо латентный период, который различен для разных видов ощущений: для тактильного ощущения - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - 50 мс.

Пространственная локализация является одним из свойств ощущения. Она заключается в том, что образ ощущение содержит элементы пространственного размещения раздражителя. Такие показатели объекта, как цвет, свет, звук, соотносятся с источником. Напротив, тактильные, болевые, температурные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую влияет раздражитель.

Ощущение взрослых характеризуются сочетанием знаний и переживаний, поэтому можно выделить еще одну особенность ощущения-эмоциональную окраску (вспомним хотя бы о влиянии различных цветов и запахов на эмоциональное состояние человека).

Пороги ощущения. Чувствительность

Кроме качественных различий между видами ощущений, не менее важное значение имеет их количественное исследование или измерения.

Человек способен уловить лишь очень незначительную часть из тысячи возможных сигналов, которые нам посылает окружающую среду. Способность наших органов чувств к возбуждению ограничено, и они могут различать лишь малую долю сигналов, поступающих из окружающей среды.

Человеческое ухо не способно воспринимать слишком высоких звуков, как их, например, слышат собаки, дельфины и летучие мыши. Наши глаза чувствительны лишь к небольшому участки спектра цветов, хотя электромагнитные волны имеют значительно более широкий спектр - от коротких (гамма-лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны).

Следовательно, не каждое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен иметь определенную величину. Очень слабая действие раздражителя не вызовет ощущения, а очень сильная может вызвать боль и даже привести к разрушению определенных органов чувств (например, очень слабый звук человек не услышит, а очень сильный звук может привести к потере слуха). Для характеристики зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителя в психологии существует понятие порог ощущения, или порог чувствительности.

Различают два вида порогов чувствительности: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению. Порог абсолютной чувствительности в свою очередь делится на нижней и верхней абсолютный порог чувствительности.

Нижний абсолютный порог чувствительности это наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение. Чем слабее есть раздражитель, который вызывает ощущение, тем вуза способность органов чувств реагировать на эти воздействия.

Верхний абсолютный порог чувствительности - это самая большая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, адекватное действующему раздражителю. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывать ощущение другого вида (например, болевые).

Величина порогов абсолютной чувствительности ограничивает зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителей. Например, глаз способен отображать волну длиной, соответствует спектру цветов от фиолетового до красного, ухо способно воспринимать звуки от 20 до 20000 герц. Действие раздражителей, которые не достигают пороговой величины, не осознается человеком, но может влиять на подсознание, изменяя движения и действия человека.

Таким образом, только раздражитель определенной силы вызывает соответствующее ощущение. Кроме этого, имеет значение еще и такая характеристика раздражителя, как длительность воздействия, то есть тот отрезок времени, в течение которого он действует на орган чувств. Существует зависимость между силой раздражителя и продолжительностью его воздействия, необходимыми для достижения пороговой величины: чем слабее по силе раздражитель, тем больше времени необходимо для того, чтобы возникло ощущение.

Пороги абсолютной чувствительности развиваются в детском возрасте, достигая наивысшего уровня в юношеском возрасте.

От порогов абсолютной чувствительности следует отличать чувствительность к различению. Порогом чувствительности к различению называется тот самый приложение к силе действующего раздражителя, благодаря которому возникает едва заметное различие в силе или качества ощущений.

В первой половине XIX в. немецкий ученый М. Вебер, исследуя ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая за различиями между ними, человек воспринимает не различия между объектами, а отношение различия величин объектов сравнения. В повседневной жизни мы постоянно замечаем увеличение или уменьшение освещенности, звука, температуры и т. Так, изменения в освещенности комнаты человек замечает в зависимости от исходного уровня освещенности. Если исходная освещенность составляет 100 люксов, то приложение освещенности, который человек начинает замечать, должен составлять 1 люкс; при освещенности +1000 люксов приложение должно составлять 10 люксов и т.д. Подобные закономерности были выявлены и при исследовании других анализаторов. Это позволило сформулировать такой закон: отношение дополнительной силы раздражителя к основной есть величина постоянная для данного вида чувствительности.

Что происходит с сигналами, интенсивность которых недостаточна для того, чтобы они могли сознательно восприниматься?

Подпороговое восприятия, очевидно, позволяет организму отвечать на сигналы, поступающие так, как он не смог бы ответить, если бы они воспринимались сознательно. Эта гипотеза была использована в рекламе товаров. Например, было показано, что можно внушить кинозрителям желание употреблять газированные напитки или попкорн определенных фирм, показывая неоднократно в течение фильма кадр продолжительностью 1/24 сек (так называемый эффект 25 кадра), в котором хвастаются достоинства этих продуктов. Считается также, что можно вызвать у публики большее желание приобрести продукты, в рекламе которых используются звуковые или зрительные подпороговые сообщение сексуального или угрожающего характера.

Так, Роберт Вуд выяснил, что инфразвук вызывает у людей болезненные реакции. Низкие частоты способны вызвать панику или приступ безумия. Исследователи, проводившие изучение влияния низкочастотных колебаний на человека, собирали большую аудиторию на лекцию, а потом, когда слушатели были особенно поглощены рассказом, излучали с помощью специального аппарата инфразвук. И люди выходили из зала, выдерживая его действия, хотя и не понимали, почему они это делают. В природе такие колебания порождают грозы и сильные ветры, солнечные вспышки и штормы, сопровождают выстрелы, землетрясения и тому подобное. Однако определенные низкочастотные звуки, действуя на слуховой анализатор и не усвидомлюючись человеком, "убеждают" ее бросить курить, спокойно спать, соблюдать диету, чувствовать нежные чувства. Это используется, в частности, в Японии, где выпускаются музыкальные магнитофонные кассеты с наложенным на пленку низкочастотным текстом, неуловимым для слуха человека.

Однако, несмотря на значительное количество исследований, которые ведутся в этом направлении, ничего определенного относительно подобной практики воздействий установить не удалось.

Абсолютный и относительный порог ощущений

Количественное измерение ощущений представляет важный аспект для многих сфер науки и практики, где успех обусловлен качеством деятельности человека. Измерить ощущение - значит, найти числовое соотношение между параметрами раздражителя, воздействующего на рецептор, и свойствами возникающих при этом ощущений. Основными количественно измеряемыми характеристиками ощущений являются их пороги и чувствительность.

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию – способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Процесс создания психического образа (по Г.Т. Фехнеру – физик, психолог, философ) может быть представлен следующей схемой:

Раздражение Возбуждение Ощущение Суждение

(физика) (физиология) (психология) (логика)

По мнению Г. Фехнера, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т.е. возникает первый психический процесс. Величину стимула, при котором начинается ощущение, он назвал нижним абсолютным порогом.

Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину. Максимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называют абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила воздействия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм.

Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность.

Таким образом, абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.

Человек из своего жизненного опыта знает, что не всякий внешний сигнал вызывает осознаваемое ощущение. Например, звуковые волны на частоте ниже 15 Гц (или более 25 000 Гц) не порождают слуховых ощущений. При этом говорят, что эти звуковые сигналы находились за порогами слышимости человеческого слуха. Здесь речь идет о нижнем и верхнем порогах.

Нижний абсолютный порог ощущений - это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, не воспринимаются человеком. Примеры величин нижних абсолютных порогов:

Зрительные ощущения света от пламени свечи, горящей в темноте в ясную погоду, возникают у человека на расстоянии примерно 48 м;

Слуховые ощущения звука от тиканья ручных механических часов в полной тишине возникают на расстоянии 6 м;

Ощущение сахара в воде появляется, когда одну чайную ложку сахара растворить в 8 л воды.

Верхний абсолютный порог ощущений - это максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. Верхний абсолютный порог иногда называют болевым порогом (резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке и др.).

При сигналах, превышающих верхний порог, ощущения либо исчезают, либо возникают болевые ощущения (например, па расстоянии 100 м от воздушного лайнера звук турбин, работающих на полную мощность, воспринимается как боль в ушах).

Относительный порог ощущений (другие названия: порог различения, разностный порог) - это ветчина, на которую нужно изменить уже действующий и вызывающий ощущение раздражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощущения. Если увеличить комнатную температуру от 18 до 18,5° С, то находящийся в ней человек не заметит этого. У него не возникнет ощущения, что температура повысилась на 0,5°. Если же изменить температуру на 5% от исходной величины (в данном примере на Г), то ощущения, что температура изменилась, появятся. Следовательно, можно говорить о том, что относительный порог ощущения температуры ранен 5% от исходной величины (для данного наблюдаемого температурного диапазона).

Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.

Виды ощущений

Экстерорецептивные ощущения. Отражают свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения.

Интерорецептивные ощущения. Отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущение боли, равновесия, ускорения и др

Проприоцептивные (мышечно-двигательные) ощущение . Это ощущения, отражающие движение нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.

Свойства, качества ощущений.

Адаптация. Представляет собой повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Контраст. Явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений. Для того чтобы появилась чувствительность к раздражителю, необходимо, чтобы он достиг определенной интенсивности.

Сенсибилизация. Представляет собой повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

Последовательные образы. Выражаются в продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

Пороги ощущений

Нижним абсолютным порогом ощущения называется минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения .

Верхний абсолютный порог ощущения соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Так, абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет у человека в среднем 20 000 колебаний звуковых волн в секунду.

Разностным порогом ощущения (порогом различения)называется минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.

20. Восприятие как познавательный процесс, его виды и свойства.

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

Виды восприятия

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель.

Непреднамеренные восприятия-- это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

В зависимости от активности работы анализатора восприятия делятся на: зрительные, слуховые, осязательные .

Кроме качественных характеристик ощущений, в психологии сенсорных процессов значительное внимание уделяется их количественным характеристикам :порогам, или лименам (лат. limen – порог), и чувствительности .Измерить ощущение – значит найти количественное соотношение между интенсивностью раздражителя, воздействующего на рецептор, и силой этого ощущения.

Однако не всякий раздражитель вызывает ощущение. Как правило, пороговые значения раздражителей должны соответствовать примерному предельному уровню абсолютной чувствительности организма. Если стимул слишком слаб и не вызывает ответной реакции, то такое воздействие называют подпороговым (или субпороговым). Стимул, интенсивность которого превосходит пороговые значения, называетсянадпороговым . Границы между адекватными раздражителю ощущениями и субпороговыми и надпороговыми воздействиями определяются какабсолютный порог чувствительности (ощущений).

Нижний (минимальный )абсолютный порог ощущений (НАПО ) – это та минимальная интенсивность раздражителя, которая необходима для возникновения едва заметного различия в силе ощущений. Величина нижнего абсолютного порога ощущений специфична для каждой модальности ощущений. Так, ощущение света от пламени свечи, горящей в темноте в ясную погоду, возникает у человека на расстоянии примерно48 м . Ощущение звука от тиканья ручных механических часов – на расстоянии6 м . Ощущение вкуса сахара в воде появляется, если одну чайную ложку сахара растворить в8 л воды.

Верхний (максимальный )абсолютный порог ощущений (ВАПО ) – это та максимальная величина раздражителя, после которой возникают неадекватные или даже болевые ощущения.Стремительные родыдля матери и новорожденного являются ярким примером абсолютного порога ощущений. Также можно привести такой пример – на расстоянии100 м от самолета звук его турбин, работающих на полную мощность, воспринимается как боль в ушах

  1. Чувствительность и ее изменения.

Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего мира, могут быть более или менее чувствительны к отображаемым ими явлениям, т.е. могут отражать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органов чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение.

Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают ощущений. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой Е = 1/Р, где Е - чувствительность, Р-пороговая величина.

Анализаторы обладают различной чувствительностью. У человека очень высокую чувствительность имеют зрительный и слуховой анализаторы. Как показали опыты С.И.Вавилова, человеческий глаз способен видеть свет при попадании на его сетчатку всего 2-8 квантов лучистой энергии. Это позволяет видеть темной ночью горящую свечу на расстоянии до 27 км. Слуховые клетки внутреннего уха обнаруживают движения, амплитуда которых составляет менее 1 % диаметра молекулы водорода. Благодаря этому мы слышим тиканье часов в полной тишине на расстоянии до 6 м. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Этого достаточно, чтобы ощутить запах при наличии одной капли духов в помещении из 6 комнат. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. В этом случае чувствуется присутствие сахара в растворе одной его чайной ложки на 8 л воды.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом чувствительности, т.е. максимальной силой раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает в них лишь болевые ощущения (такое влияние оказывают, например, сверхгромкий звук и слепящая яркость). Величина абсолютных порогов зависит от характера деятельности, возраста, функционального состояния организма, силы и длительности раздражения.

Кроме величины абсолютного порога ощущения характеризуются показателем относительного, или дифференциального порога. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметную разницу в ощущениях, называется порогом различения, разностным или дифференциальным порогом. Немецкий физиолог Э.Вебер, проверяя способность человека определять более тяжелый из двух предметов в правой и левой руке, установил, что дифференциальная чувствительность относительна, а не абсолютна. Это значит, что отношение едва заметного различия к величине исходного стимула - величина постоянная. Чем больше интенсивность исходного стимула, тем больше нужно увеличить его, чтобы заметить разницу, т.е. тем больше величина едва заметного различия.

Дифференциальный порог ощущений для одного и того же органа представляет собой постоянную величину и выражается следующей формулой: dJ/J = С, где J- исходная величина раздражителя, dJ- его прирост, вызывающий едва заметное ощущение изменения величины раздражителя, а С - константа. Величина дифференциального порога для разных модальностей неодинакова: для зрения она составляет примерно 1/100, для слуха-1/10 для тактильных ощущений - 1/30. Закон, воплощенный в приведенной формуле, называется законом Бугера-Вебера. Необходимо подчеркнуть, что он справедлив только для средних диапазонов.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г.Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя, следующей формулой: Е = k*logJ + С, где Е - величина ощущений, J- сила раздражителя, k и С - константы. Согласно закону Вебера-Фехнера, величина ощущений прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Иначе говоря, ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения. Возрастанию силы раздражения в геометрической прогрессии соответствует рост ощущения в арифметической прогрессии.

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, изменяется под влиянием физиологических и психологических условий. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя называется сенсорной адаптацией. Выделяются три вида этого явления.

    Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Обычным фактом является отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в помещение с неприятным запахом. Однако полной зрительной адаптации вплоть до исчезновения ощущений при действии постоянного и неподвижного раздражителя не происходит. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движения самих глаз. Постоянные произвольные и непроизвольные движения рецепторного аппарата обеспечивают непрерывность и изменчивость ощущений. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаза (изображение помещалось на специальную присоску и двигалось вместе с глазом), показали, что зрительное ощущение исчезало через 2-3 с.

    Негативная адаптация - притупление ощущений под влиянием действия сильного раздражителя. Например, когда из полутемной комнаты мы попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала мы бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается и мы начинаем видеть. Другой вариант негативной адаптации наблюдается при погружении руки в холодную воду: в первые мгновения действует сильный холодный раздражитель, а затем интенсивность ощущений снижается.

    Позитивная адаптация - повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда чувствительность глаз увеличивается под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Адаптация имеет огромное биологическое значение: она позволяет улавливать слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения в случае воздействия сильных.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Оно может выражаться как в повышении, так и в понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители, воздействующие на один анализатор, повышают чувствительность другого и, наоборот сильные раздражители понижают чувствительность других анализаторов при их взаимодействии. Например, сопровождая чтение книги тихой, спокойной музыкой, мы повышаем чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора; слишком громкая музыка, напротив, способствует их понижению.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений называется сенсибилизацией. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

    сенсибилизацию, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов: слепоты, глухоты. Например, у некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку.

    сенсибилизацию, вызванную деятельностью, специфическими требованиями профессии. Например, высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака и т.д.

Таким образом, ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Нижним абсолютным порогом ощущения называется минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения .

Абсолютная чувствительность того или другого органа чувств характеризуется величиной нижнего порога ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Большинство анализаторов обладает очень высокой чувствительностью. Например, абсолютный нижний порог слухового ощущения, измеряемый в единицах давления воздушных звуковых волн на барабанную перепонку, равняется у человека в среднем 0,001 бора. Насколько велика эта чувствительность, можно судить по тому, что один бор равняется одной миллионной части нормального атмосферного давления. Еще выше чувствительность зрительного анализатора. Абсолютный нижний порог ощущения света равняется 2,5-10"" эрг/сек. При такой чувствительности человеческий глаз может заметить на расстоянии одного километра свет, интенсивность которого составляет всего несколько тысячных долей нормальной свечи.

Верхний абсолютный порог ощущения соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Так, абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет у человека в среднем 20 000 колебаний звуковых волн в секунду.

В величинах абсолютных порогов ощущения наблюдаются значительные индивидуальные различия. У одних людей они выше, у других ниже. Изменяется величина порогов также и с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет 15 000 колебаний в секунду и ниже.

Разностным порогом ощущения (порогом различения) называется минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Не всякая разница в интенсивности двух однородных раздражителей ощущается. Необходимо, чтобы эта разница достигала определенной величины. Например, звуки в 400 и 402 колебания в секунду воспринимаются как звуки одинаковой высоты; два груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми.

Величиной разностного порога ощущения определяется разностная чувствительность , или чувствительность различения. Чем меньше величина разностного порога, тем выше способность данного анализатора дифференцировать раздражения.

Чувствительность анализаторов повышается или понижается в зависимости: а) от внешних условий, сопутствующих основному раздражителю (острота слуха более высока в тишине и понижается при наличии шумной обстановки); б) от состояния рецептора (глаз, утомленный интенсивным светом, снижает свою чувствительность); в) от состояния центральных отделов анализаторов (при болезненном состоянии организма, при наличии значительного умственного утомления или при перетренировке чувствительность снижается).

Немецкий анатом и физиолог Э.Г.Вебер (1795-1878), исследуя зависимость интенсивности ощущений от изменений интенсивности раздражений, установил (1846, 1851), что между величиной раздражения и вызываемой им интенсивностью ощущения нет прямого соответствия. Например, чтобы ощутить едва заметное различие в тяжести, необходимо груз в 100 г увеличить или уменьшить примерно на 10 г. Но едва заметная разница в ощущении для груза в 1000 г будет вызываться прибавкой к основному грузу уже не 10, а 100 г. Это показывает, что величина разностного порога зависит не от абсолютной, а от относительной величины раздражителей: чем больше интенсивность исходного раздражителя, тем больше его надо увеличить, чтобы получить едва заметную разницу в ощущениях.

Увеличение интенсивности раздражителя, способное вызвать едва заметное увеличение интенсивности ощущения, всегда составляет определенную часть первоначальной величины или силы раздражителя. Например, для ощущений света эта прибавка составляет 0,01 первоначальной величины раздражителя, а для слуховых ощущений 0,1; для ощущений тяжести (при взвешивании на руке) -1/17 первоначального груза, для ощущения давления - 1/30 исходного давления и т. д.

Немецкий врач и философ Г.Т.Фехнер (1801 -1887), продолжая исследования Вебера по измерению ощущений, выразил вскрытую Вебером закономерность в математической формуле (1860), показав, что ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражения. По этому психофизическому закону зависимость интенсивности ощущения от силы раздражителя может быть выражена следующим образом: интенсивность ощущений изменяется в арифметической прогрессии, тогда как интенсивность соответствующих раздражений изменяется в геометрической прогрессии (закон Вебера - Фехнера).

Основные факты, положенные в основу закона Вебера - Фехнера, не могут вызывать сомнения: действительно, величина разностного порога относительна и в пределах средних интенсивностей раздражителей меняется в зависимости от абсолютной величины раздражителя. Однако попытка придать исследуемой закономерности строго математическое выражение оказалась несостоятельной, поскольку едва заметные различия в ощущениях не являются постоянными величинами. Нельзя считать, что едва заметное ощущение различия грузов в 100 и 110 г равняется едва заметному ощущению при сравнении грузов в 1000 и 1100 г. Таким образом, закон Вебера - Фехнера должен рассматриваться как имеющий всего лишь относительное значение для раздражителей средней интенсивности. В этих пределах он имеет большое практическое значение. Например, разностный порог при подъеме штанги будет неминуемо возрастать по мере увеличения ее веса; мышечная чувствительность борца ухудшается при встрече с противником более тяжелого веса; точность зрительной оценки расстояний при игре с мячом (футбол, хоккей, теннис и др.) меняется в связи с дальностью этих расстояний; сопротивление воздуха при прыжках на лыжах с трамплина ощущается с разной степенью точности в зависимости от силы ветра и т. д.

Как абсолютные, так и разностные пороги имеют большое значение в практической деятельности человека. Например, усвоение сложных видов физических упражнений облегчается в тех случаях, когда спортсмен имеет высокий разностный порог мышечно - двигательной и вестибулярной чувствительности. Это позволяет ему заметить и исправить малейшие отклонения в совершаемых им движениях.

Абсолютный Верхний Порог Ощущений Абсолютный верхний порог ощущений - максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений - , свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма.

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Абсолютный Верхний Порог Ощущений" в других словарях:

    абсолютный верхний порог ощущений - Этимология. Происходит от лат. absolutus неограниченный. Категория. Вид абсолютного порога ощущений. Специфика. Максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений, которые… …

    абсолютный верхний порог восприятия Большая психологическая энциклопедия

    порог восприятия верхний абсолютный - (абсолютный верхний порог восприятия, абсолютный верхний порог ощущений) максимально допустимая величина раздражителя внешнего, превышение коей ведет к появлению болезненных ощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности… … Большая психологическая энциклопедия

    порог терминальный - достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с таким раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например, при очень высокой яркости света ощущение приобретает болевой характер. Словарь практического… … Большая психологическая энциклопедия

    пороги ощущений - Категория. Качественные показатели чувствительности анализатора. Виды: абсолютный порог (верхний и нижний), дифференциальный порог, оперативный порог. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

    ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ - основные характеристики любого анализатора. Различают абсолютный, дифференциальный (или различительный) и оперативный П. о. Абсолютный нижний порог минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о.… …

    Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    СЕРДЦЕ - СЕРДЦЕ. Содержание: I. Сравнительная анатомия........... 162 II. Анатомия и гистология........... 167 III. Сравнительная физиология.......... 183 IV. Физиология................... 188 V. Патофизиология................ 207 VІ. Физиология, пат.… … Большая медицинская энциклопедия

    Эта статья об отражении сигналов органов чувств. Об отражении эмоциональных процессов см. Переживание (психология). Ощущение, чувственный опыт простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение… … Википедия

    СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР - совокупность соматических, рецепторных и нервных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие звуковых колебаний. С. а. состоит из рецептора (уха), слухового нерва и сложной системы нервных связей и центров мозга. С. а. человека… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике