Часовня иверской иконы. Храм-часовня иверской иконы божией матери в сивцевом вражке

Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.
Существует легенда, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев по имени Варвар, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы - поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную.
По преданию, в IX веке эта икона Божией Матери находилась в доме одной благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. К ней пришли императорские соглядатаи и предложили ей откупиться или отдать им икону для уничтожения. Вдова попросила воинов подождать до утра, чтобы собрать требуемые деньги, а когда они ушли, понесла икону к морю и опустила ее с молитвой в море, понимая, что откупиться невозможно. И тогда совершилось чудо - икона не утонула, а встала на ребро и понеслась по волнам. Сын вдовы ушел от преследований на Афонскую гору, где стал монахом Иверского монастыря. Он рассказал инокам о чудотворной иконе, бывшей у них в доме и о том, как она спаслась от иконоборцев.
Этот рассказ стал священным преданием монастыря. Почти через двести лет афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на ворота. Снова старец Гавриил во сне узнал волю Богородицы: "Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей..." Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески -"Вратарница").
Иверская икона прославилась многими чудесами: она оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы...
В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси.

В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.
Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.
13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.
Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня. Место было выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь. Поэтому было у ворот и другое название - Триумфальные. Еще назывались они Курятными - по одному из торговых рядов неподалеку, где продавали кур, и Львиными, потому что рядом находился Львиный двор, где держали львов, подаренных Ивану Грозному английской королевой Марией Тюдор.
Именно с этого места в 1534 году стали строить саму крепостную стену Китай-города, которая поначалу на этом участке вообще не имела проездных ворот, а была приспособлена только для боя: здесь, над глухой стеной находились бойницы и стоки для смолы и кипятка. В Кремль же проезжали с этой стороны через Троицкие и Боровицкие ворота. Потом стену пробили для проездных ворот. За свою более, чем столетнюю историю они настолько обветшали и пострадали, особенно в Смутное время, что в 1680 году царь Федор Алексеевич стал их перестраивать заново. Над ними появились два высоких изящных шатра, увенчанные двуглавыми орлами, и на стене ворот поместили икону Воскресения Христова, отчего они и стали называться Воскресенскими. Кроме нее, по повелению государя на воротах "добрым письмом" были изображены: преп. Сергий, великомученик Георгий Победоносец, воин св. Феодор Стратилат и московские святители Петр и Алексей. Им под охрану вручалась Москва и ее новый построенный "город" - Китай. Это была русская традиция: ворота - вход и выход из города - осеняли наверху иконами.
Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора. Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и в апреле 1756 года даже начато печатание газеты Московского университета, открытого напротив годом раньше.
Синодальный Указ 1722 года уничтожил почти все часовни в Москве, но не тронул Иверскую. При Елизавете Петровне решено было ее разобрать как обветшавшую - в документах ее помещение называли "деревянным чуланом" при иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, просил перестроить ее и над иконой возвели каменный "приделок".
Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была "благолепно украшена": снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.
Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли "отрадным перепутьем для всех верующих". Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди - вера и надежда на помощь оказывались сильнее человеческих убеждений. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты - перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.
Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.
Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам основатель Петербурга, Петр I, москвич по происхождению, навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово к своей возлюбленной Анне Монс. Однако в 1721 году через Воскресенские ворота Петр Великий торжественно въехал в Москву после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.
Триумфальное шествие состояло "из целой флотилии устроенной наподобие настоящей, с распущенными парусами, при звоне колоколов всей Москвы, при громе пушек". Петр одолел шведов - своих учителей, когда-то чеканивших медаль за победу над русскими под Нарвой!
Тогда царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты.
Однажды ночью государь ехал в крытых санях мимо Воскресенских ворот, а навстречу - запряженный в шесть лошадей боярский рыдван, который опрокинул розвальни дьякона. Вместо помощи боярские слуги стали бить дьякона и не узнали царя, который за него вступился. "Кто там еще едет в коробе!" - огрызнулись они. Разъяренный Петр отколотил палкой кучера и форейтора боярина и велел своему денщику поднять опрокинутые розвальни дьяка. А поутру разнес самого боярина "за потворство холопам".
Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.
А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в оковах Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон и женщины падали в обморок от страха.
Есть легенда, что перед отбытием на казнь, на Болотную площадь в Замоскворечье, Пугачев помолился на Иверскую часовню и поклонился на четыре стороны со словами: "Виноват перед Богом и государыней. Простите меня, православные!" Из толпы ответили ему тогда: "Бог тебе судья, злодей, ты убил, загубил моего отца, брата..." (По другой версии, произошло это на самой Болотной площади, уже перед казнью.)
Только однажды Иверская покинула Москву - в сентябре 1812 года, когда преосвященный Августин вывез ее из города во Владимир вместе с Владимирской иконой, (список укрыли монахи Николо-Перервинского монастыря) где святыни пробыли два месяца и в ноябре 1812 года невредимыми вернулись в Москву. В память об изгнании Наполеона в дореволюционной Москве ежегодно совершался крестный ход: из Кремля шествие направлялось к часовне, Иверскую икону принимали на руки и с благоговением обносили ее вокруг кремлевских стен.

Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:

А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льется "Аллилуйя"
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля.

После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием "комсомольское рождество". Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи "правильного" мировоззрения и соответствующей морали.
Огромная толпа устроила нечто вроде "комсомольских святок" с ряжеными, только рядились в основном под православных священников и монахов, представляя их в самом безобразном виде. Страшное ночное шествие отправилось с Петровки по Большой Дмитровке к Садовой, а оттуда по Тверской к площади Революции, где развернулось главное действие "праздника". Впереди несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов древневосточных и мировых религий - Озириса, Мардука, Аллаха, Будды, и кощунственные изображения Бога Саваофа, Христа и Богородицы. Богоборцы не оставили и другие религии: там были и раввины, и протестантские пасторы, и римский папа, и китайский бонза. В центре процессии "комсомольский поп" Андрей Шохин (так названный в газетах) зычно пел "акафист Марксу" с восклицаниями "Радуйся, о Марксе, великий чудотворче!" Перед Иверской часовней был устроен грандиозный костер, в котором сожгли всю религиозную "атрибутику" под песнопения "комсомольского хора":

Всех богов на землю сдернем!
Визжите, черти, веселей!
Станцуем карманьолу!
Всех богов на карнавал!
Буянит в вышней роще
Безбожный комсомол!

А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на "комсомольской пасхе", напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: "вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!"

Иверской часовни вскоре не стало: ее снесли, а икона была перенесена в храм Воскресения в Сокольниках. На месте часовни в 1929 году временно установили уродливую скульптуру рабочего - нового социалистического "вратарника". В правой руке он грозно сжимал опущенный молот, а левую выбрасывал вверх в вертикальном приветствии.
В 1931 году снесли и Воскресенские ворота - освободили место для прохода демонстрациям и автомобильному движению.
В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

Красная площадь в Москве - это своего рода «нулевой километр», самое значимое место для россиян. Чтобы пройти к ней, нужно миновать Воскресенские ворота, что и делает ежедневно несколько миллионов людей. Но не все они знают, что совсем рядом находится одно из самых почитаемых православными мест Москвы. Это - Иверская часовня на Красной площади. Многие москвичи считают это небольшое строение, притулившееся у Воскресенских ворот, новоделом. Но это не так. Она была лишь реставрирована на прежнем месте взамен старой, разрушенной большевиками. Иверская икона Божьей матери считалась на Руси чудотворной. Для такой святыни требовалась и подходящая «оправа». Ею и стала часовня. Почему она расположена не внутри собора или церкви? Об этом расскажет наша статья. История ее, как и иконы Божьей Матери, также будет раскрыта. Мы дадим точный адрес этого здания, часы работы небольшого храма и проводимых там богослужений.

Иверская часовня на Красной площади: как добраться

Найти эту достопримечательность Москвы и святыню православного народа предельно просто. Ведь она расположена на «туристическом нулевом километре». Рядом - Красная площадь с Кремлем и Мавзолеем. Доехать сюда практически из любой точки Москвы можно на метро. Здесь проходят многие ветки столичной подземки. Выходить следует на станциях «Охотный Ряд», «Театральная» или «Площадь Революции». Оптимальный вариант - первый. От станции «Охотный ряд» размещены дорожные указатели для пешеходов - «Выход на Красную площадь». Следуя им, придете к двухстворчатым воротам. Они увенчаны двумя башнями. Под ними стоит небольшое строение под куполом. Это и есть Иверская часовня на Красной площади. Адрес у строения таков: проезд Воскресенские ворота, дом 1а.

Икона Божьей Матери Иверской

Марина Цветаева назвала этот чудотворный образ «червоным сердцем Москвы». А появился он в столице задолго до того, как была построена первая часовня. в Москве была не все время, она привезена из Греции, со святой горы Афон. Это не оригинал. Настоящая икона Богоматери так и осталась в стенах монастыря на Афоне. Но для России была изготовлена точная копия - «список». Он был доставлен в Белокаменную в октябре 1648 года. Сначала икона обреталась в Никольском монастыре, но спустя несколько лет ее передали Она и дала имя образу. По приказу царя Алексея Михайловича иконописцам дали указание изготовить точную копию этого «списка». Ее поместили в триумфальной арке Неглиненских ворот. Сквозь них русские цари въезжали на Красную площадь. Уже позже, в 1669 году, эти ворота переименовали в Воскресенские.

История первой часовни

Некоторое время от дождя и снега, ветра и солнечных лучей «список» защищал только небольшой навес. В тысяча шестьсот восьмидесятом году было решено построить небольшую деревянную часовню для образа. То были времена, когда икона пользовалась славой помогающей при болезнях. Поэтому лик часто доставлялся в дом недужного или тяжело рожавшей женщины. Ее доставлял эскорт из священников и стражников, а на время отсутствия иконы ее заменял в часовне новый «список». Со временем и здание, в которой хранился чудотворный лик, стало предметом поклонения набожного народа. Купцы перед заключением сделки, школяры перед экзаменом, путешественники приходили к нему, чтобы «благословиться». Но это строение до наших дней не дошло. В восемнадцатом веке Иверская часовня на Красной площади как минимум дважды перестраивалась. В середине столетия она опять стала деревянной и только в 1791 году - каменной.

Современный вид Иверской часовни

Итак, конец восемнадцатого века ознаменовал новую эпоху. Икона Иверской Богоматери встречала всех проходящих через Воскресенские ворота. Мужчины должны были снимать шапки, христиане - прикладываться к образу. Иверская часовня на Красной площади не замыкалась на ночь. В любое время там толпился народ. Но русский архитектор Матфей Казаков решил не делать часовню чересчур просторной. Она и сейчас вмещает самое большее пятьдесят человек. Архитектор спланировал простое квадратное одноярусное здание, увенчанное куполом. Во время наполеоновского нашествия часовню разграбили. Для ее восстановления князь Николай Юсупов пригласил итальянского художника Пьетро Гонзаго. Он украсил здание снаружи, усыпал купол металлическими звездами, поместил на самую верхушку позолоченную с крестом, оформил интерьеры. И как-то так само собой получилось, что часовня стала символом триумфа русского народа в войне с Наполеоном.

Уничтожение и воскрешение

Сразу же после победы Октябрьской революции Иверская часовня испытала на себе неприязнь новой власти к религии. Уже весной восемнадцатого года здание было разграблено. Потом была закрыта Николо-Перервинская обитель, к которой была приписана часовня. В двадцать втором году оставшиеся ценности были «экспроприированы в пользу голодающих». А еще через семь лет пришел конец и часовне. В последних числах июля двадцать девятого года, под покровом ночи, маленькое здание было снесено. Находившиеся в ней «списки» были при этом утрачены навсегда. Еще через два года исчезли и Воскресенские ворота. Они якобы мешали проезду военной техники для парадов на Красной площади. Весь архитектурный комплекс (ворота и часовня) был восстановлен в девяносто пятом году. А для православной паствы иконописцами Афона был сделан новый список. Сейчас с «нулевого километра», от Иверской часовни, стартуют многие экскурсии по Москве на автобусе. И маленькое здание у Воскресенских ворот - первый экспонат в списке.

Святыня и храм

Реставрированная в 1994-1995 гг. часовня была освящена самим патриархом Алексием Вторым. Теперь это - храм, хоть и самых скромных размеров. Святыней русского народа его делает новая копия иконы Богоматери-Вратарницы, выполненная монахами-живописцами с горы Афон в Греции. Приложиться к образу, а заодно и полюбоваться на роскошный интерьер храма можно каждый день. Часы работы Иверской часовни на Красной площади с восьми утра и до двадцати ноль-ноль, без выходных. Все московское духовенство служит там молебны. При этом происходит чтение акафиста Деве Марии в честь ее иконы «Богоматери Иверской». Есть у этого небольшого храма и престольные праздники. Они отмечаются с большой торжественностью двадцать пятого февраля, во вторник Светлой седмицы и 26 октября. Храм сейчас приписан к Патриаршему подворью, что только повышает его статус. У часовни имеется свой настоятель. Сейчас его обязанности исполняет протоирей Геннадий Нефедов.

Иверская часовня на Красной площади в литературе и живописи

Этот небольшой храм стал определенным символом православной России. Когда Петр Великий, вернувшись из военного похода, не поехал приложиться к иконе Иверской Богоматери, москвичи почти взбунтовались. Известно, что здесь молился перед казнью Иверская часовня в Москве часто упоминается в художественной литературе, как в поэзии, так и в прозе. У И. Бунина это рассказы «Чистый понедельник» и "Воспоминания", у И. Шмелева - "Богомолье", у Б.Зайцева - «Голубая звезда». Антон Чехов в Москве всегда останавливался в гостинице «Большая Московская», причем просил номер, выходящий окнами на Иверскую часовню, чтобы наблюдать за ночными молебнами. Лаконично, но в то же время символически описал храм у ворот между Красной и Манежной площадями Лев Толстой в «Войне и мире». Пьер Безухов, миновав Иверскую часовню с ее бесчисленными свечами под золотыми ризницами, почувствовал, наконец, себя дома. Храм упоминается у Солженицына, Мандельштама, Цветаевой, Ходасевича. А в живописи ему посвящена картина А. Лентулова «У Иверской».

Копии

Часовня, став неким символом российского патриотизма (например, в борьбе с Наполеоном Бонапартом) и православной набожности, была очень популярна на закате империи. Многие города начали строить похожие здания. Иверская часовня у Воскресенских ворот в Москве послужила образцом для маленького Там копия была сооружена в тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году. Во время советской власти и этот провинциальный храм был снесен, а на его месте разбили сквер. Но жители Томска восстановили свою часовню в двух тысяч втором году. Ее, как и столичный оригинал, освятил патриарх Алексий Второй. Существует как минимум еще одна копия Иверской часовни в Москве. Правда, находится она не в России, а в Белграде. Она была построена на Новом кладбище на деньги эмигрантов из СССР в тридцать первом году. Много лет эта часовня стояла заброшенной, но летом 2014 года была полностью восстановлена и отреставрирована. Есть еще часовни Иверской Богоматери, где хранится один из «списков», но они не являются копиями московского храма.

Достопримечательность столицы

Даже если вы - атеист или принадлежите другой религии, если вы понимаете, что новая копия и старинная икона - это не одно и то же, все равно не проходите мимо этого маленького храма. Осмотреть его снаружи и внутри - дело получаса. А экскурсии по Москве на автобусе отводят часовне и того меньше времени. Но стоит присмотреться к росписям и лепнине, полюбоваться ангелом на крыше и пройти внутрь. Кроме главной иконы Богоматери Иверской, привлекает внимание двойной аналой, весь покрытый резьбой по дереву.

Часовня Иверской иконы Божией Матери - яркое, живописное здание у Воскресенских ворот, ведущих на Красную площадь. В ней хранится чтимый список чудотворной , созданный на .

Первую часовню на этом месте построили в 60-е годы XVII века. В нее поместили список чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Это был второй список этого чудотворного образа, появившийся в России: первый прислали с Афона в дар царю Алексею Михайловичу в 1648 году. Ныне судьба обеих чтимых списков неизвестна.

Первое здание часовни было деревянным. Его перестраивали в 1746 году, а в 1791-м знаменитый архитектор Матвей Казаков построил каменное здание. Во время войны 1812 года часовня сильно пострадала: ее разорили солдаты Наполеона. После войны часовню восстановили. Итальянский архитектор Пьетро Гонзаго, трудившийся в России, спроектировал внутреннее убранство часовни и купол, украшенный звездами.

После революции 1917 года часовню неоднократно пытались ограбить, в 1922 году из нее изъяли драгоценную церковную утварь, а чудотворную икону вывезли в неизвестном направлении. В 1929 году часовню снесли. В 1931-м та же участь постигла и Воскресенские ворота.

Оба архитектурных памятника были восстановлены в середине 90-х годов по благословению патриарха Алексия II: в ноябре 1994-го заложили первый камень в основание часовни, а в октябре 1995-го она вновь открылась. Ныне в ней находится еще один чтимый список Иверской иконы Божией Матери: его прислали с Афона в 1995 году специально для восстановленной часовни.

Интересные факты о Часовне Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот

  • До революции Иверская икона, стоявшая в часовне, пользовалась глубоким почитанием у народа. По традиции всякий идущий через Воскресенские ворота на Красную площадь должен был зайти в часовню и приложиться к святыне.
  • Чтимую Иверскую икону часто приносили к страждущим - больным, умирающим, роженицам. В это время в часовне оставалась так называемая икона-заместительница. Таких икон было несколько, судьба их ныне неизвестна.
  • Неизвестно, сохранился ли доныне список Иверской иконы, хранившийся в часовне. По неподтвержденной информации, он находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Однако по другим сведениям, в Сокольниках хранится одна из икон-заместительниц
  • Точная копия Иверской часовни существует в городе Томске на центральной площади. Ее построили в 50-х годах XIX века, после революции снесли, а в начале 2000-х годов восстановили

Адрес: Москва
Первое упоминание: 1669 год
Разобрана: 1929 год
Начало строительства: 1994 год
Окончание строительства: 1995 год
Архитектор: Матвей Фёдорович Казаков
Святыня: Список с чудотворной иконы Иверской Божией Матери
Координаты: 55°45"20.5"N 37°37"04.6"E

В самом центре столицы, в пешеходной зоне рядом с Красной площадью стоит небольшая изящная часовня, и туда в любое время года заходят верующие. История почитаемого православного храма начинается с конца XVII столетия. В нем находится копия со знаменитой иконы, оригинал которой с XI века хранится в монастыре на греческом полуострове Афон.

Иверская часовня на фоне Воскресенских ворот

История иконы

Искусствоведы и историки не имеют единого мнения о возрасте иконы Иверской Богоматери. В Афинском университете считают, что этот образ написали в первой половине XI столетия, а сотрудники университета имени Леопольда и Франца, расположенного в австрийском городе Инсбрук, утверждают, что его создали позднее - уже в XII веке.

О появлении чудотворной иконы записано в христианских Сказаниях. Славяне впервые написали об удивительной иконе в XV веке, а греки - в XVI веке. В летописях существуют совершенно различные версии ее происхождения. По одному из сохранившихся преданий во времена иконоборчества, при византийском императоре Феофиле, неподалеку от греческого города Никея жила женщина. Понимая, что икону могут забрать и уничтожить, она решила спасти лик Богородицы от преследователей и опустила икону в море.

Через два века образ оказался у монахов и его поместили в Иверскую обитель, которая была основана в конце X века выходцами из Грузии, происходившими из царского рода Багратидов. По монастырю икона и получила свое имя «Иверская».

Вначале ее хранили в киоте, помещенном над входом в соборный храм, и называли «Вратарницей». Однажды на полуостров напали сарацины. Один из варваров подъехал к монастырю и ударил копьем по иконе. По преданию в то же мгновение из нее брызнула кровь. Увидев такое, разбойник раскаялся и принял монашеский постриг.

Потом для иконы возвели небольшую отдельную церковь. В XVI веке грузинские чеканщики сделали для образа серебряный оклад, в котором остались открытыми только лики младенца Христа и Богоматери. В древнем Иверском монастыре икона хранится и в наши дни.

Общий вид часовни

Как была построена первая часовня

Списки или копии со знаменитой афонской иконы начали делать очень давно. Верующие считали, что они, как и оригинал, обладают чудотворными свойствами и помогают в решении жизненных проблем и исцелении от недугов. В 1648 году настоятель Новоспасской обители архимандрит Никон попросил насельников афонского монастыря привезти в русскую столицу оригинал иконы. Монахи не захотели расставаться со святыней, и тогда изограф Ямвлих Романов создал ее точную копию. Умелый мастер нарисовал список на кипарисовой доске, использовав краски, замешанные на святой воде.

К царскому двору икону привез сам настоятель Иверской обители архимандрит Пахомий. Вначале образ разместили в Никольском монастыре, а потом переправили в Валдайскую Иверскую обитель. Согласно летописям, в 1651 году, благодаря новой иконе, сумела выздороветь царская дочь. Обрадовавшись, российский государь Алексей Михайлович щедро отблагодарил Иверский монастырь и подарил ему обитель Святого Николая, расположенную в Московском кремле .

Через 8 лет специального для Москвы афонские изографы создали еще одну копию с иконы и привезли ее в столицу. В 1669 году возле Неглименских ворот построили небольшой навес, чтобы новая икона имела надежную защиту в дождь и снегопад. Место для чудотворной иконы возле сдвоенных ворот Китай-города было выбрано не случайно. Через них русские государи торжественно въезжали на Красную площадь.

1680 году навес заменили на деревянный храм. Примечательно, что в 1722 году по Синодальному Указу были уничтожены почти все московские часовни, однако, Иверскую часовню тронуть не посмели.

Строительство каменного храма

Деревянный храм простоял до конца XVIII века и сильно обветшал, поэтому его решили заменить на каменный. Проект новой часовни выполнил талантливый российский зодчий Матвей Казаков, а украшать ее доверили итальянскому мастеру Пьетро Гонзаго. По его эскизам часовню оббили жестью и декорировали позолоченными звездами и медными пилястрами. Наверху храма появился изящный золоченный ангел, держащий крест.

Маленький храм освятили в 1791 году, и он сразу понравился москвичам. Хотя в часовню и не могло попасть больше 50 верующих, сюда приходили помолиться из разных частей города. К чудотворной иконе шли не только православные. Она почиталась и католиками, которые приезжали в Россию по государственным или торговым делам. Купцы обязательно заходили в часовню перед важными сделками, а гимназисты и студенты просили у Богородицы хороших оценок на экзаменах.

Время от времени знаменитая икона покидала часовню. По заказу жителей города образ возили по домам для исцеления больных и помощи роженицам. Для того чтобы Иверская часовня не оставалась пустой, с образа сделали копию и вешали ее на освободившееся место.

Несколько веков в Москве была традиция, по которой прибывающий в город государь первым делом ехал приложиться к Иверской иконе. Это правило было нарушено только один раз. В 1699 году молодой Петр I вернулся в Россию из первого путешествия по Европе . Вместо Иверской иконы он поспешил к своим друзьям в Лефортово, и это поступок вызвал резкое осуждение горожан. После этого Петр I и другие российские государи, приезжая в Москву из Санкт-Петербурга и возвращаясь в северную столицу, обязательно молились в Иверской часовне.

Перед нашествием французских войск в начале осени 1812 года знаменитую икону вывезли из Москвы. Чтобы враги не могли надругаться над православной святыней, ее спрятали в одном из владимирских монастырей. Однако, через два месяца, после того как французы покинули город, икону вернули в московскую часовню. Затем храм отреставрировали, и в городе ежегодно стали проводить крестный ход в честь освобождения страны от Наполеона. Во время него толпы верующих с чудотворной иконой на руках обходили вокруг стен древнего кремля.

Разрушение и возрождение часовни

Судьба небольшого храма круто изменилась с приходом советской власти. Весной 1918 года рядом с часовней на здании думы повесили красную звезду и большой антирелигиозный плакат. Потом храм ограбили. Московская милиция возбудила уголовное дело о краже, однако воров так и не нашли.

В 1922 году в стране проводили кампанию, в ходе которой ценности принудительно изымали их храмов и монастырей . В часовню пришли люди и забрали из нее чудотворную икону и всю богослужебную утварь. Так москвичи утратили одну из своих главных святынь. В 1923 году на Сочельник перед Рождеством комсомольцы развели перед храмом огромный костер и демонстративно сожгли в нем предметы религиозного культа.

В 1928 году в городе было подготовлено решение о сносе культовых зданий и последующей реконструкции главной площади Москвы. Летом 1929 года храм закрыли для верующих и в течение суток разобрали до самого основания. Воскресенские ворота снесли чуть позже - в 1931 году. Ведущий на Красную площадь проезд освободился и через него стали пускать колонны демонстрантов и технику для парадов.

Московскую святыню возродили в середине 1990-х годов под руководством архитектора О. И. Журина. Осенью 1995 года вновь отстроенную часовню освятили и поместили в нее новую копию со знаменитой иконы, созданную афонскими мастерами.

История появления Иверской часовни на Красной площади


13 октября 1648 года список с Иверской иконы торжественно встретили в Первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре.

Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.

Он прибыл в стольный град 19 мая 1669 года, и его поместили уже непосредственно на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес.

Так появилась в Москве Иверская часовня.

Место было выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные въезды русских Царей на Красную площадь.

Поэтому было у ворот и другое название - Триумфальные. Еще назывались они Курятными - по одному из торговых рядов неподалеку, где продавали кур, и Львиными, потому что рядом находился Львиный двор, где держали львов, подаренных Царю Иоанну Грозному английской королевой Марией Тюдор.

Именно с этого места в 1534 году стали строить саму крепостную стену Китай-города, которая поначалу на этом участке вообще не имела проездных ворот, а была приспособлена только для боя: здесь, над глухой стеной находились бойницы и стоки для смолы и кипятка. В Кремль же проезжали с этой стороны через Троицкие и Боровицкие ворота. Потом стену пробили для проездных ворот.

За свою более, чем столетнюю историю они настолько обветшали и пострадали, особенно в Смутное время, что в 1680 году Царь Федор Алексеевич стал их перестраивать заново. Над ними появились два высоких изящных шатра, увенчанные двуглавыми орлами, и на стене ворот поместили икону Воскресения Христова, отчего они и стали называться Воскресенскими.

Кроме нее, по повелению Государя на воротах "добрым письмом" были изображены: преп. Сергий, великомученик Георгий Победоносец, воин св. Феодор Стратилат и Московские святители Петр и Алексей.

Им под охрану вручалась Москва и ее новый построенный "город" - Китай. Это была русская традиция: ворота - вход и выход из города - осеняли наверху иконами .

Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора.

Синодальный Указ 1722 года уничтожил почти все часовни в Москве, но не тронул Иверскую. При Елизавете Петровне решено было ее разобрать как обветшавшую - в документах ее помещение называли "деревянным чуланом" при иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, просил перестроить ее и над иконой возвели каменный "приделок".

Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была "благолепно украшена": снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами.

Наверху установили позолоченную фигуру Ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.

Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли "отрадным перепутьем для всех верующих ".

Благодатная сила Московской Вратарницы была очень велика. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты - перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.

Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия.

Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.

Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской . В 1721 году Петр Великий торжественно въехал в Москву через Воскресенские ворота после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.

Триумфальное шествие состояло "из целой флотилии устроенной наподобие настоящей, с распущенными парусами, при звоне колоколов всей Москвы, при громе пушек".

Петр одолел шведов - своих учителей, когда-то чеканивших медаль за победу над русскими под Нарвой!

Тогда Царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты.

Однажды ночью Государь ехал в крытых санях мимо Воскресенских ворот, а навстречу - запряженный в шесть лошадей боярский рыдван, который опрокинул розвальни дьякона. Вместо помощи боярские слуги стали бить дьякона и не узнали Царя, который за него вступился. "Кто там еще едет в коробе!" - огрызнулись они. Разъяренный Петр отколотил палкой кучера и форейтора боярина и велел своему денщику поднять опрокинутые розвальни дьяка. А поутру разнес самого боярина "за потворство холопам".

Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой Северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.

А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в оковах революционер Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон.

Есть легенда, что перед отбытием на казнь, на Болотную площадь в Замоскворечье, Пугачев помолился на Иверскую часовню и поклонился на четыре стороны со словами: "Виноват перед Богом и Государыней. Простите меня, православные!" Из толпы ответили ему тогда: "Бог тебе судья, злодей, ты убил, загубил моего отца, брата..." (По другой версии, произошло это на самой Болотной площади, уже перед казнью.)

Только однажды Иверская покинула Москву - в сентябре 1812 года, когда преосвященный Августин вывез ее из города во Владимир вместе с Владимирской иконой, (список укрыли монахи Николо-Перервинского монастыря) где святыни пробыли два месяца и в ноябре 1812 года невредимыми вернулись в Москву. В память об изгнании Наполеона в дореволюционной Москве ежегодно совершался крестный ход: из Кремля шествие направлялось к часовне, Иверскую икону принимали на руки и с благоговением обносили ее вокруг кремлевских стен.

Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:

А вон за тою дверцей,

Куда народ валит,

Там Иверское сердце,

Червонное, горит.

И льется "Аллилуйя"

На смуглые поля.

Я в грудь тебя целую,

Московская земля.

После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием "комсомольское рождество". Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи "правильного" мировоззрения и соответствующей морали.

Огромная толпа устроила нечто вроде "комсомольских святок" с ряжеными, только рядились в основном под православных священников и монахов, представляя их в самом безобразном виде. Страшное ночное шествие отправилось с Петровки по Большой Дмитровке к Садовой, а оттуда по Тверской к площади Революции, где развернулось главное действие "праздника".

Впереди несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов древневосточных и мировых религий - Озириса, Мардука, Аллаха, Будды, и кощунственные изображения Бога Саваофа, Христа и Богородицы. Богоборцы не оставили и другие религии: там были и раввины, и протестантские пасторы, и римский папа, и китайский бонза.

В центре процессии "комсомольский поп" Андрей Шохин (так названный в газетах) зычно пел "акафист Марксу" с восклицаниями "Радуйся, о Марксе, великий чудотворче!"

Перед Иверской часовней был устроен грандиозный костер, в котором сожгли всю религиозную "атрибутику" под песнопения "комсомольского хора":

Всех богов на землю сдернем!

Визжите, черти, веселей!

Станцуем карманьолу!

Всех богов на карнавал!

Буянит в вышней роще

Безбожный комсомол!

А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на "комсомольской пасхе", напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: "вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!"

Иверской часовни вскоре не стало: ее снесли, а икона была перенесена в храм Воскресения в Сокольниках. На месте часовни в 1929 году временно установили уродливую скульптуру рабочего - нового социалистического "вратарника" . В правой руке он грозно сжимал опущенный молот, а левую выбрасывал вверх в вертикальном приветствии.

В 1931 году снесли и Воскресенские ворота - освободили место для прохода демонстрациям и автомобильному движению.

В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот.

Менее чем за год они восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.

В 1798-1802 г.г. во время перестройки церкви был выстроен храм с главным престолом в честь Иверской иконы, а бывший Иверский придел стал Георгиевским. Известно, что архитектором тогда был известный мастер московского классицизма И.В. Еготов, построивший в городе новое здание Лефортовского военного госпиталя.

В советское время церковь была закрыта и полуразрушена. В ней поочередно размещались заводской клуб и художественная галерея. А в 1992 года церковь возвращена верующим.

Елена Лебедева

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери, на молебне

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков.
Аминь.