Действующий пилот гражданской авиации девушка из рекламы. Женщины-пилоты в России: список с фото, особенности обучения и нюансы работы

Список типично мужских профессий очень велик. Например, вы не найдете женщину - шахтера, пожарника, машиниста… А вот пилоты - есть! Причем не только в Америке (на родине воинственного феминизма), но и у нас. Кто же эти красавицы и тернистой ли оказалась их судьба?

«Нууу, пилот…» - скажете вы. - «Вон, у нас ведь даже Терешкова была, первая женщина-космонавт»…

Да, в нашей стране никто не запретит молодой девушке выучиться и устроиться работать в Аэрофлот. Другое дело - захочет ли она это делать? Кроме навыков управления крылатой машиной, от пилота требуется хорошо разбираться в технической части, в «гайках», одним словом. Ну, а кроме того, пилот постоянно должен быть в хорошей физической форме (не говоря уже об умении справляться со стрессами и высоким уровнем внутренней дисциплины). Тут проще на учительницу пойти, ну, или на менеджера!

Где готовят пилотов? В Ульяновске или Санкт-Петербурге, в летных вузах. А также в училищах, расположенных в городах поменьше (Сасово, Омск, Калуга, Бугуруслан, Красный Кут).

Что нужно сдать при поступлении?

  • Данные об общей успеваемости в школе.
  • Анализы, которые подтвердят отличное состояние здоровья.
  • Пройти психологические тесты.

Во время учебы в классах царит почти армейская дисциплина. Прогулов тут не терпят и оценок за «глазки» или короткую юбку никто не поставит.

Так сколько же у нас пилотесс? На 2016 год летную лицензию получили 450 представительниц прекрасного пола. Из них 30 женщин успешно пилотируют пассажирские самолеты. Большая половина, а именно 20 - в Аэрофлоте (пять из этих леди стали первыми пилотами, то есть командирами экипажа).

Почему так мало? Дело в том, что получив сертификат, пилот должен некоторое время пилотировать только грузовые борта, повышая квалификацию. Только после этого ему могут доверить пассажиров (и то после переучивания на летной базе - что, кстати, оказывается еще и недешево).

И не стоит думать, что штурвал выдается раз и навсегда. Женщины (как и мужчины) постоянно повышают квалификацию, тренируются на тренажерах и сдают медицинскую комиссию. Этот момент, в частности, показан в советском фильме «Экипаж».

А как за океаном? В стране победившего феминизма пилотесс в разы больше. Лицензию получили 27 тысяч дам. Около 1000 девушек пилотируют гражданские воздушные суда.

Когда женщины впервые взяли в руки штурвал?

В роли двигателя прогресса (как в случае с освоением многих других мужских специальностей) выступила война. Во время Первой мировой численность мужчин резко падала, и власти многих стран разрешали женщинам садиться в кабины крылатых машин, лишь бы было кому воевать.

Таким образом первой женщиной-летчицей стала француженка Элиза Де Ларош (именно ее вы можете увидеть на этом ретро фото). Она впервые поднялась в небо более ста лет назад - в 1910 году.

В Российской империи тоже были такие революционерки - самым известным примером можно назвать княгиню Шаховскую (1915 год). К концу войны во многих странах можно было насчитать десятки военных пилотесс. Во Второй мировой эта цифра еще больше увеличилась (вспомните хотя бы «крылатых ведьм», которых так боялись немецкие солдаты).

Что касается гражданской авиации, даже после Второй мировой в ней господствовали исключительно представители сильной половины человечества. И только в 21 веке эта «мода» изменилась.

Конечно, справедливости ради отметим: в 70-х годах в СССР дважды набирались курсы будущих пилотов, состоящие из одних девушек (их закончили 90 выпускниц). Но потом эта практика угасла сама по себе.

Имена современных «небесных балерин»

Как говорят у нас в стране, «героев нужно знать в лицо». Таких героинь - точно! Тем более, что лица у них красивые, характеры сильные, судьба небанальная и более чем интересная. Конечно, о каждой из тридцати мы рассказать не сможем. Но можем немного осветить биографию женщин, чаще других общающихся с прессой.

Мария Уваровская

С 2014 года - командир Airbus A320 Аэрофлота.

Она утверждает, что в России выучиться на пилотессу не проблема. Однако устроиться на работу и пилотировать самолет все еще сложно. Во-первых, многие пассажиры относятся к пилотам в юбке более чем настороженно, а во-вторых, не с каждым мужчиной-коллегой легко сработаться (а «комплектация» экипажей все время меняется, так как руководство считает: если пилоты будут не знакомы, они не станут друг другу доверять, а значит, будут тщательнее проверять показатели приборов, контролируя друг дружку).

Трудно оказывается и с родными, которые не всегда отпускают дочерей или жен в небо. Например, первым делом, которое делает Мария после каждого приземления, бывает звонок маме. Хоть она и отпустила дочку покорять небеса, но во время каждого полета страшно волнуется за нее.

Пилотесса А-320.

Это не просто обладательница летной лицензии, а продолжательница семейного дела (все мужчины в семье Ольги были авиаторами).

Для этой женщины самой большой проблемой в работе оказалось уйти в декрет. Она вынуждена была скрывать свое интересное положение до последнего, переучиваясь на другую модель самолета уже с приличным животиком. Перед родами начальство, узнав о предстоящем декрете женщины, с криками уволило ее. К счастью, все закончилось хорошо - когда малыш подрос, Ольгу приняли в Аэрофлот.

Дети - это самая тяжелая часть работы женщины-пилота. Хорошо, когда за ними есть кому присмотреть (например, сын Ольги проживает с ее мамой, своей бабушкой).

Самая молодая летчица в нашей стране (да и во всем мире тоже), получившая штурвал пассажирского судна всего в 23 года. Пилотирует Superjet с конца 2016 года.

А еще есть Ольга Грачева (с 2009 года - командир Боинга 767), Татьяна Рыманова (командир Боинга 737), Елена Новичкова (КВС Аэробуса А320), Дарья Синичкина (пилотирует Sukhoi Superjet-100 с 2015 года), Ларина Евмурзаева (первая пилотесса среди чеченских женщин) и многие другие.

Ну, а вот это видео расскажет еще об одной живой легенде, вместе с которой нам повезло родиться. Светлану Капанину назвали семикратной абсолютной чемпионкой по высшему пилотажу (и это звание подарили ей не другие «небесные ласточки», а суровые мужчины-пилоты). Да, эта женщина - наверное, единственная в спортивной федерации… И при этом лучшая! Как говорят ее поклонники, «ас в юбке». Итак, «Крылья Пармы», выступление за 2017 год. Это действительно красиво!

Девушки, как и парни, могут поступать в летные училища и авиационные ВУЗы. Есть, однако, учебные заведения, где в правилах прописан запрет на прием девушек. Были случаи, когда они подавали в суд и добивались отмены таких правил.

В России есть женщины-пилоты в гражданском и даже военном (редко) секторе авиации. Женщин сегодня можно видеть за штурвалом самолетов таких российских авиакомпаний, как Аэрофлот, ЮТэйр, Трансаэро и других.

Больше всего женщин-пилотов в США, там же у них больше всего возможностей. Немало их и во французских ВВС.

В целом женщины составляют около 5% от общего числа пилотов. Встречаются они и в некоторых исламских странах.

Как девушке выучиться на пилота

Если вы в юном возрасте и мечтаете летать, для начала следует выяснить, действительно ли это ваше призвание и соответствует ли ваш склад характера и ума данной профессии. Для этого стоит поступить в аэроклуб своего города, где вы сможете научиться летать и проверить себя, а также начать изучать теорию летного дела. Обучение в российских аэроклубах позволяет получить свидетельство пилота-любителя после того, как человек налетает определенное количество часов и сдаст экзамен.

Если вы поняли, что самолеты - это ваше, далее следует постараться поступить в училище гражданской или военной авиации (в зависимости от ваших целей) или в авиационный ВУЗ. В первом случае придется отучиться три года, во втором - пять. Для поступления вам понадобится аттестат о полном среднем образовании или начальном профессиональном, медицинская справка 086/у, справка о прививках, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров, фотографии 3*4, а также успешное прохождение медицинской комиссии и профессионально-психологического тестирования.

Поскольку пилота подразумевает ответственность за жизнь не только свою, но и других людей, он должен обладать выдержкой, внимательностью, самообладанием и умением трезво мыслить в сложной ситуации, умением быстро принимать решения, ориентироваться в пространстве, высокой работоспособностью. И, конечно, он должен любить свою работу настолько, чтобы это компенсировало все сложности и лишения, связанные с ней. Порой пилоту приходится проводить много часов в небе и испытывать недостаток сна, и это не должно сказаться на качестве управления самолетом.

Пилот должен иметь отличное здоровье, в том числе хорошее зрение, физическую и психологическую выносливость. Поэтому все желающие поступить в соответствующее учебное заведение должны проходить медицинскую комиссию.

Следует быть готовой к тому, что в профессиях, традиционно считающихся мужскими, девушкам часто приходится доказывать свой профессионализм с большим усердием, чем парням, даже если они действительно хороши в выбранном ими деле. К ним часто больше внимания и выше требования из-за существующего в обществе предубеждения.

Но если вы твердо уверены в своем призвании и не боитесь трудностей, тогда вы наверняка сможете добиться своего. Но не стоит идти в пилоты только из желания что-то доказать себе или другим или из-за романтических представлениях о профессии.

Раймонда де Ларош – француженка, первая женщина, получившая лицензию пилота. Случилось это в 1910 году 8 марта. Через четыре года появляется первая военная летчица – Евгения Шаховская. Вначале прошлого века, всего несколько дам удостоились права управлять самолетом. С того времени все очень изменилось, бывают ли женщины-пилоты сегодня?

Женщины в современной авиации

Берут ли девушек в пилоты сегодня? Конечно же, берут, многие из них добиваются в этом нелегком деле огромных успехов. Наибольшее количество женщин — пилотов самолетов насчитывается в США. Согласно данным американской авиационной службы, на данный момент около 30 000 женщин имеют лицензии, позволяющие управлять воздушным транспортом. Среди них частные летчицы, коммерческие, а также имеющие лицензии от авиакомпаний. Это подтверждает популярность профессии пилота среди представительниц прекрасного пола.

От общего количества пилотов, женщин — пилотов гражданской авиации примерно пять процентов.

Эти данные не сильно отличаются от тех, которые были актуальны еще десять лет назад. На самом деле, в крупных авиакомпаниях насчитывается всего, примерно, по сто девушек — пилотов. Сами дамы говорят, что никакой дискриминации по этому поводу сейчас практически нет. Пассажиры и коллеги вполне спокойно и с уважением относятся к девушке за штурвалом самолета.

Современная авиация находится на таком уровне, когда вопрос о том, бывают ли женщины – пилоты, уже не актуален. Разница между мужчиной и женщиной в этом плане практически отсутствует. Хотя, девушек, все же, намного меньше. Агнешка Баран (польская летчица) сообщила, что в ее компании работает всего пять женщин, а мужчин — больше сотни. Но, она говорит, что, как руководство, так и инструкторы с капитанами относятся к ним так же, как и к мужчинам.

Женщины пилоты в России

Пол в авиации сейчас практически не важен, достигнуто это в первую очередь, благодаря западу. Там более либерально относятся к такому вопросу. А может ли женщина быть пилотом в России? Такой подход распространяется и на другие регионы, поэтому и в России можно нередко встретить женщину в капитанском кресле. Дамы принимают участие не только в гражданских полетах, но и в военных. Во многих российских авиакомпаниях, в качестве пилотов, работают женщины, среди них «ЮТэйр», «Аэрофлот» и «Трансаэро».

Что касается Азии, то там женщины тоже играют немалую роль в коммерческой авиации. В некоторых компаниях они занимают ключевые позиции. К примеру, в штате авиаперевозчика «Royal Brunei Airliens» есть несколько девушек-пилотов.

Сами женщины понимают, что профессия пилота очень важная и нелегкая. Они готовы к тому, что к ним будут серьезно относиться и требовать идеального выполнения работы. Каждая женщина — пилот с гордостью выполняет все возложенные на нее обязанности, часто даже лучше мужчин.

Как сказала Агнешка Баран, главное – это правильно подойти к делу, тогда все получится и мечты сбудутся. Не важно, какую должность в авиации хочет занять девушка, если ее мечта – это рулить самолетом, то она сбудется в первый же день начала карьеры пилота.

Девушки – пилоты, вперед!

Особого внимания заслуживает компания «British Airways». В 2013 году ее руководство объявило, что впредь будет отдавать предпочтение, именно, девушкам-пилотам. Цель такой программы – разбавить мужской штат сотрудников представительницами прекрасного пола. В связи с этим, были изменены требования для вступления на курсы летчиков. Мужчин записывали в последнюю очередь, сначала набирали всех желающих среди девушек.

Наибольшее количество женщин на данный момент работает в «Lufthansa».

Это европейская авиакомпания, в штате которой насчитывается 300 летчиц. Что касается «British Airways», то там до объявления нового курса, ориентированного на девушек, количество мужчин в восемнадцать раз превышало женский коллектив. В США на данный момент летчиц уже примерно 7 процентов. Это, учитывая, что всего пилотов в стране более 120 тысяч. Количество дам в штатах авиакомпаний постоянно растет, за последние десять лет этот рост составил около 20 процентов.

Но, хоть авиакомпании уже полностью доверяют прекрасным девушкам — пилотам, этого нельзя сказать о пассажирах. Большинство из них спокойно к этому относятся, но есть и те, которые, узнав, что в кабине пилотов сидит женщина, напрочь отказываются садиться в самолет. Еще несколько лет назад, согласно опросу, проведенному в Великобритании, чуть более половины респондентов не желали видеть пилотов в юбках. На данный момент этот показатель значительно снизился.

Пилот — женская или мужская профессия?

Современный уровень развития общества практически полностью упразднил деление профессий на женские и мужские. Какую специальность выбрать, летчика или любую другую – это дело каждого. И тут не имеет значения пол, главное – талант и умения. Если женщине хорошо дается летное дело, она разбирается во всех его тонкостях, без проблем осилит управление любым самолетом, то почему бы ей не быть пилотом?

То же самое с мужчинами, ведь среди них есть много искусных поваров, дизайнеров и парикмахеров, и никто не говорит, что это сугубо женские профессии. Поэтому, сегодня пилотом может быть хоть женщина, хоть мужчина.

Небо всегда покоряло девушек, но сегодня девушки покоряют небо. Как? Легко — следуя нашей подробной инструкции.


Теория

Летчики шутят, что осваивать воздушный транспорт проще, чем« земной»: в небе нет мешающих тебе машин. Однако учиться водить самолет — занятие не из дешевых. Поэтому, чтобы не тратить зря деньги и время, советуем предварительно пройти врачебно-летную комиссию, ведь тебе могут не разрешить сесть за штурвал по состоянию здоровья. Но если все в порядке, отправляйся в учебный центр или авиационный клуб. Перед тем как открыть для себя небо, надо пройти теоретический курс. В каждом учебном центре он свой, но стандарт — 220 часов. На пилота-новичка заводится летная книжка, где фиксируется весь налет, проверка теоретических знаний, техники пилотирования и допуски к полетам. Да, экзамены тоже придется сдавать!

Василь Ханафиев, директор авиационного учебного центра« Авиатор», Казань: «Мужчин среди наших курсантов больше, но обучать девушек мы беремся охотнее — они более дисциплинированны. С 1 ноября 2010 года небо „открыто“ для всех, сейчас достаточно сообщить о своем намерении поднять в небо самолет за 2 часа. И все — лети!"

Практика

Лучше начинать обучение осенью или зимой — летом в кабине очень жарко, а мороз новичку не помеха, от огромного количества адреналина в крови начинающий пилот не испытывает ни холода, ни голода, а порой и страха.
Пройдя теоретический курс, ты сможешь сесть за штурвал самолета, но пока с инструктором. После 9 часов практики под его наблюдением тебя отпустят в одиночный пробный полет: учиться взлетать и садиться на летном поле. Обязательный практический курс длится 42 часа. В среднем по России стоимость обучения около $10 000. Ты можешь сделать его существенно дешевле, а то и бесплатным, если поступишь в летное училище или предложишь учебному центру взаимовыгодное сотрудничество: они тебе уроки с большой скидкой, а ты им не менее ценную услугу по своему профилю.

На взлете

Перед стартом пилоты желают друг другу четности. Это означает: пусть количество взлетов равняется количеству посадок. Чтобы начать свой четный отсчет, надо получить сертификат пилота-любителя. Выполни на отлично проверочные полеты — и аттестационный лист у тебя в кармане. Получив „права“, ты сможешь пользоваться ими в своем учебном центре или в других, если твой инструктор замолвит за тебя словечко. В нашей стране лицензия на управление самолетом почти ничего не дает. Зато ее можно обменять на американскую или европейскую, сдав от 2 до 7 экзаменов, и свободно летать в других странах, возить пассажиров, путешествовать, брать самолет в аренду, приземляться в любых аэропортах.

Стас Пьеха, певец: "Под руководством инструктора я выполнил фигуры высшего пилотажа, и „заболел“ летным спортом. Более острых ощущений я не испытывал! Это и снятие стрессачувствуешь себя потом легко и свободно».

Ну, а девушки?

. Анджелина Джоли научилась летать ради своего сына Мэддокса. Когда ему было полтора года, они ездили на аэродром и Мэддокс с восхищением смотрел на взлетающие самолеты. Анджелина пообещала, что научиться управлять ими к его второму дню рождения — и сдержала слово. Вот это мама!
. В прошлом году Николь Ричи совершила перелет в Канаду в качестве второго пилота — в поддержку своей линии одежды. Кроме того, она частенько отвозит своих родных в центр города на личном вертолете — чтобы избежать пробок, конечно.
. Николь заразила страстью к небу и свою подружку Пэрис Хилтон. Каждый урок пилотирования обходится последней в 7000 долларов, но об ее летных успехах пока новостей нет.
. В детстве Наташа Ионова очень хотела стать летчиком и поступить в авиационное училище. Мечта частично осуществилась: поклонник оплатил певице 42-часовые курсы пилотирования. Глюк’Oza научилась не только самостоятельно летать на вертолете, но и делать несложные трюки, чем очень гордится.

Жизель Бундхен почти профессиональный пилот. На собственном вертолете она часто летает из дома в Бостоне на работу в Нью-Йорк.

ТАРИФ

БЮДЖЕТНЫЙ* ВСЕ ВКЛЮЧЕНО*
ЧТО?
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС:
ЧТО?
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС:
бесплатно при самостоятельном изучении и договоренности с инструктором. 220 академических часов с опытными преподавателями — от 19 000 рублей. При оплате всего курса(теория + практика) единым платежом делается индивидуальная скидка.
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС: ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС:
смело проси сделать скидку, ее размер обговаривается индивидуально. Если повезет, то при взаимовыгодном сотрудничестве курс обойдется тебе в сущие копейки. Или обучайся за границей: там летный час стоит в разы меньше. летная подготовка 42 часа(9 часов с инструктором) — цена зависит от марки самолета и колеблется от 300 000 до 450 000 рублей(от $10 за минуту полета).
Лицензия: бесплатно.
Лицензия: бесплатно.
Бонус: кофе, чай, свежий воздух и небо.
ИТОГО: все сугубо индивидуально, зависит от размера скидки(а она доходит до 99%) ИТОГО: от 317 000 до 470 000 рублей

На должность второго пилота в ноябре. Это первая девушка-пилот в белорусской авиакомпании. Пассажиры, заметившие ее в окне кабины экипажа, пытаются прямо с трапа самолета сфотографировать на телефон. Откуда она взялась в «Белавиа»? Как смогла прорваться в стереотипно мужскую профессию? Откуда смелость — брать ответственность за сотни пассажиров на рейсе?

TUT.BY задал Светлане свои вопросы, а она на них терпеливо ответила.

Светлана Еременко, 28 лет. Окончила Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации по специальности «летная эксплуатация гражданских воздушных судов». Карьеру начинала в «Псковавиа», на самолетах Ан-24/Ан-26. Затем работала в «Трансаэро», прошла переподготовку на Boeing-737NG — именно на таком самолете сейчас летает в белорусской авиакомпании.

«Ко мне тут серьезно отнеслись», или Откуда Светлана взялась в «Белавиа»

— А я прислала резюме (смеется. — TUT.BY). Но в Беларуси я и до этого бывала: еще когда работала в «Псковавиа» на Ан-26, у нас было несколько рейсов из Минска. Ехали сюда служебной машиной, а потом уже летели.

До «Белавиа» работала в «Трансаэро». Там я проходила переподготовку на конкретный тип самолета: и теоретическую, и на тренажерах. Но полетать, к сожалению, я там не успела (российский перевозчик «Трансаэро» обанкротился в прошлом году. — TUT.BY).

Как пилоты устраиваются на работу? Есть вакансия «пилот», если тебя все устраивает и ты — авиакомпанию, то идешь работать. Вообще, я отправила резюме в несколько компаний. Но первой мне ответила «Белавиа» — и я сразу сюда. Думаю, могла бы пойти сюда, даже если бы ответили не первыми. Сейчас объясню почему.

В некоторых российских компаниях случались очень смешные диалоги. Звонишь и спрашиваешь: «Здравствуйте, у вас есть вакансия „пилот“. А какие у вас требования?». В ответ: «Ну, уровень». «Уровень есть, а условия какие? Что вы можете предложить?». Мне говорят: «А пусть сам звонит». Спрашиваю: «Кто сам?». «Ну, за кого вы там звоните — пусть он и звонит». Я отвечаю, что за себя звоню. Мне: «А у нас девушек нет». «Ну я же не спрашиваю, есть ли у вас девушки. Я звоню по вакансии». Мне: «Нет у нас девушек-пилотов и не будет». То есть иногда уже по телефону вот такое отношение. А в Беларуси абсолютно не было никакого: «Что?! Девушка?!». Ко мне тут серьезно отнеслись, как когда-то в «Трансаэро». Это и понравилось.

А еще у меня прабабушка по папиной линии — белоруска. Ее судьба привела в Сибирь во времена Столыпинской реформы. Может, кровь позвала?

Детство на маленьком северном аэродроме

— Родилась я в Якутии, в поселке крохотном — Хонуу. Туда только самолетами добраться. У нас там был маленький аэродром Мома. Когда я была маленькой, к самолету на нашем аэродроме мог подойти любой встречающий-провожающий. Самолету лететь, а мы, дети, если разрешат, заползем в салон, все разведаем.

Папа у меня — авиационный специалист в области радиотехнических средств. Отец хотел стать пилотом, болел этим с детства, но не получилось, потому что зрение плохое. Мама, до того как с папой познакомилась, была далека от авиации: закончила кулинарное училище в Ташкенте и приехала работать на север поваром. Потом папа ей свою любовь передал, так что мама пошла учиться на метеоролога, работала на метеостанции, а потом получила высшее образование и стала инженером по авиационной безопасности.

Мы в детстве проводили очень много времени на аэродроме. Недавно папа признался, что иногда даже нас там на целый день оставлял, если надо было куда-то уехать по делам.

На вопрос: «Кем будешь, когда вырастешь?» — уже лет с трех-четырех я почему-то очень серьезно отвечала: «Летчицей-истребительницей». Но, конечно, мною только умилялись.

До моего третьего класса мы жили в поселке в Якутии, потом папа все-таки перевел нас в Иркутск, в город.


Аэродром Мома, на котором провела раннее детство северянка Светлана Еременко. Республика Саха (Якутия). Фото: Владимир Власов, russianplanes.net

Путь к штурвалу

— Когда заканчивала школу, если честно, не очень верила, что получится пробиться в пилоты. Поступала я в 2004 году — тогда девочке надо было получать отдельное разрешение, чтобы учиться на факультете летной эксплуатации. Писала ректору, чтобы зачислили в качестве исключения.

После одиннадцати классов сразу же улетела в Питер — поступать в университет, который тогда назывался Академией гражданской авиации. Я не боялась уехать далеко от дома. Это нормально, если ты очень хочешь, а тем более — если тебе дали шанс и разрешили учиться.

Сначала поступила не на пилота, а на штурмана. На пилота были места только платные, а моя семья, к сожалению, не могла оплатить такую дорогую учебу. Сначала надеялась перевестись на пилота уже во время учебы, когда освободятся бюджетные места, но так и не дождалась. Очно училась на штурмана, а заочно — на пилота. Летала в аэроклубе. Поэтому теперь у меня два высших образования, оба летные. Штурманом я, кстати, тоже успела поработать — в «Псковавиа».

Учиться было интересно. Жила в общежитии, стипендия была копеечная — триста рублей. Но летным специальностям: диспетчерам, пилотам, штурманам и наземным штурманам — выдавали талоны на питание. А талоны были аж на две тысячи рублей. Ты мог на них домой молока набрать, хлеба, в университете покушать на них же. Некоторым ребятам так хватало талонов, что они их еще и продавали (смеется. — TUT.BY).

Подрабатывала официанткой, потому что на полеты надо было собирать деньги — все же не бесплатно. Потом начала курсовые решать ребятам — тоже подработка.

Когда узнавали, что я учусь в университете гражданской авиации, то первый вопрос был: «На стюардессу?». Кивала: «На стюардессу, да».

Девушке-пилоту всегда много внимания, которое я, если честно, не очень люблю. Я понимаю, что всем факт женщины в авиации очень интересен. Приходится отвечать на одни и те же вопросы. Иногда мне было так скучно, что я придумывала разные ответы, чтобы себя хотя бы как-то повеселить.

Летать научилась раньше, чем водить машину

— Почему хотела стать именно пилотом? Ммм… А вы в кабине пилота были? Как вам ощущения? А когда ты сам держишь эту машину? А когда ты тянешь ее на себя, она взмывает — и ты понимаешь, что эта вот махина в твоих руках и что ты ей управляешь… Мне кажется, такой восторг есть у людей, которые первый раз управляют автомобилем. У кого есть предрасположенность к общению с техникой, меня поймут.

Летать, кстати, я научилась раньше, чем водить машину. Водить я люблю, но в этом я пока новичок. На автомобиле не люблю превышать скорость, люблю все контролировать. Нравится, чтобы людям, которые едут со мной, было комфортно.

За штурвалом самолета самостоятельно впервые сидела в восьмом году. Было солнечно, что само по себе редкость в Питере. Я просто приехала на полеты, а мне решили сделать подарок перед Днем авиации: «Ты готова, давай сама». Было волнительно: руки дрожали, ноги. Но сильно не успела напугаться. Все прошло замечательно, потому что перед этим я достаточно много летала и за работой ребят-пилотов наблюдала. Тогда я заметила, что все по-разному чувствуют самолет, по-разному общаются с ним.


«Автоматизация в современных самолетах — это очень хорошо. Она не исключает, но минимизирует возможность человеческого фактора и ошибки. Автопилот помогает. Но любая машина может когда-то сбиться, это же компьютер. Поэтому человек необходим даже тогда, когда работает автопилот».

Я люблю, когда к самолету уважительно относятся. Не дергают рычаги резко, а делают все бережно, любя. Тумблеры переключить, на кнопочку нажать (улыбается. — TUT.BY). Но, может, это потому, что я женщина.

Нет, бережное отношение не занимает больше времени. Знаете, в авиации есть такое: делать быстро означает делать непрерывно и обдуманно. То есть если я что-то быстро нажму, не посмотрев, гораздо хуже будет. А так, пока я нажимаю, я думаю.

Память пилотам нужна хорошая, да. Нужно читать много технической литературы. К моему стыду, художественную читать некогда. Мне даже неловко, когда кто-то из друзей рассказывает, что он что-то вчера интересненькое прочитал — а я-то вчера читала навигацию. Но мне техническое ближе. Иногда и учебники, правда, надоедают… Прочитаешь что-то и думаешь: ну сколько можно об этом писать? Потом столкнешься с описанной ситуацией и вспоминаешь внезапно и текст тот, и картинку на странице. Потом возвращаешься к ней снова и уже запоминаешь навсегда. Поэтому память памятью, но надо стараться, в первую очередь, во все вникнуть и разобраться.

Дело техники

— Самолет, на котором я сейчас летаю, — один из самых распространенных и надежных. Я рада, что управление на «Боинге» — штурвальное. Сегодня есть самолеты, где управление — при помощи сайдстика (от английского side-stick, боковая ручка управления. — TUT.BY) . Мне кажется, штурвал мне ближе.

К вопросу о том, на чем бы я полетала. Вообще я очень люблю Ан-124 «Руслан». Я даже звонила — штурманом пыталась устроиться, чтобы поработать на «Руслане». Потому что такая махина! А Ан-225 «Мрия» — вообще супер.

Между работой пилота и штурмана различия ощутимые. И программы различались: в штурманском деле больше внимания на аэронавигацию, а в летном — на аэродинамику, технику пилотирования. Но это все очень рядом.

Штурманская работа больше связана с расчетами: на Ан-26 штурман отвечал за ведение документов на борту, за радиосвязь. Этот опыт сейчас, в «Белавиа», мне очень пригодился. Я работаю на воздушном судне, где всего два человека в кабине. Второй пилот и командир ведут связь по очереди. Благодаря опыту штурманскому я уже не теряюсь в эфире.

Раньше, правда, я вела радиосвязь на русском языке. А так как у «Белавиа» полеты в основном международные, приходится делать все на английском.

Отличается от моей прежней работы многое. Например, сейчас мы летаем в верхнем пространстве. Меньшие интервалы эшелонирования, все летают рядом. Когда впервые полетела в Европу, очень удивилась, насколько близко все друг к другу в небе. Над Россией на огромных пространствах это не так заметно, а тут летишь и видишь рядом другие самолеты.

Я летаю пока что с инструктором, еще с нами летит запасной пилот, которого называют safеty pilot (пилот безопасности. — TUT.BY). Он контролирует меня, смотрит, чтобы я все процедуры правильно делала. Дает советы.

Завораживают леса с высоты. Особенно над Россией — леса, леса, а потом светлый маленький огонек городка. Мне это кажется уютным. А в Европе, конечно, город на городе.

Сейчас у нас есть рейс в Хургаду — очень красиво сверху, пирамиды видно.

На Минск сверху смотрю мало. Когда мы подлетаем, в основном идет подготовка к посадке. Город видно, но мы очень заняты: разные этапы подготовки приборов, снижение. Все очень напряженно.

Не переживай за пассажиров, просто делай свою работу

— Пока у меня нет опыта работы в сложных метеоусловиях. Тьфу-тьфу-тьфу, мне очень везет: сложные ситуации видела только на тренажерах пока.

Но самое главное в работе пилота — четко понимать свои задачи. Знаете, мне очень везет с учителями, инструкторами. Кто-то из них мне сказал слова, которые я очень запомнила: не переживай за людей. Ты должен просто знать, что у тебя ответственная работа и что нужно прилететь из пункта А в пункт Б. Даже если самолет будет лететь пустой. Ты должен быть ответственным. Еще надо помнить о себе. Учитель по психофизиологии нам объяснял: ресурсы человеческие безграничны. Инстинкт самосохранения на полную мощность работает, когда ты переживаешь в первую очередь за свою жизнь. Так и на рейсе: если ты сохранишь свою жизнь, сохранишь и все остальные.

По жизни я не экстремалка, нет. Правда, в детстве я очень хотела прыгнуть с парашютом — мне не разрешали. И это было первое, что я сделала, как только уехала в Питер от родителей. И знаете, больше не хочу.

А я прыгнула без подготовки, без инструктора. Авиационный народ еще такой юморной. Я наивная девочка шестнадцати лет, а они шуточки отпускали: «Ой, кровь с прошлого раза не отстиралась», «Ой, подождите: сейчас парашюты зашьем и поедем» (хохочет. — TUT.BY). Ну и, конечно же, все очень нервно было. И еще мальчик меня один напугал в самолете. Сидел напротив меня, а в руках какой-то кусок земли с травкой. Я спрашиваю: «А что это?». Он говорит: «А надо с собой обязательно кусочек земли брать». Я сижу и думаю: а у меня-то нету! Меня обмануть, конечно, было раз плюнуть.

Когда выпрыгнула — я не понимала, что делать, как управлять парашютом. Сообразила, как он работает, и половину своего полета пыталась его пилотировать: подтягивалась на канате, пытаясь его повернуть от деревни, на которую я летела.

Меня тогда просто тянуло в небо, но я не знала, что такое прыжок. Потом я поняла, что ко всему надо готовиться, всему надо учиться.

Про любовь. «Мы не виделись неделю — и меня уже не волнует, где он разбросал свои носки»

— Муж у меня тоже пилот, работает в авиакомпании «Россия». Мы познакомились, когда я была в Екатеринбурге на учебе. Меня отправили работать на Ан-26, многие знали, что я штурман, что могу по навигации помочь, если кому-то что-то непонятно. Сергей позвонил мне, чтобы я помогла с материалами к зачету.

Сегодня он работает в Питере, а я в Минске. Дом наш в Санкт-Петербурге, родители мои тоже туда переехали жить. Но Минск на Питер похож по настроению, тут все размеренно.

Все хорошо, с мужем мы всегда на связи. Сегодня запросто можно увидеться по интернету. Он приезжает ко мне в гости очень часто, я езжу, когда у меня есть время. На самом деле так даже интересней. Мы не виделись неделю — меня уже не волнует, где он там разбросал свои носки, где он гулял вчера с друзьями. Мне просто важно его увидеть. И ему тоже. И это здорово.

Муж летает много: и по Европе, и по России — в Омск, Тюмень, Самару. Он, кстати, очень удивлен географией нашей: «Куда-куда ты летишь? В Женеву? Ух ты, я там никогда не был. В Ашхабад? Мы про такое только слышали». По-доброму завидует мне, шутит, но он, конечно, очень за меня рад.

Я, в принципе, не привязана к какому-то месту, городу. Я там, где мне есть чем заняться. И когда я в «Трансаэро» работала, пришлось уехать в Москву. Все бросила — поехала сюда, потому что нет границ. Небо одно и над Магаданом, и над Минском. А здесь сейчас есть то, к чему я шла столько лет.

«Это уже не так экзотично — женщина за штурвалом»

Девичья фамилия моя — Книжниченко. Сейчас — Еременко. В студенчестве я мечтала: вот выйду замуж, и у меня наконец-то будет «нормальная» фамилия, по которой будет сразу видно, что я девушка. А оказалось, что все остается по-прежнему (улыбается. — TUT.BY).

Бывают смешные ситуации. Прохожу медицинский осмотр перед рейсом — и меня отмечают как бортпроводницу. Говорю: «Так я не бортпроводница». Мне в ответ: «Как это нет? Только у бортпроводницы в списке членов экипажа женская фамилия».


Пока полную форму для девушки пилота «Белавиа» еще шьют. «Для меня перешивали две рубашки мужские. Сейчас мне заказали женскую форму — я ездила в Москву на примерку. А так пока и фуражка мужская. Я бы и мужскую носила, мне нравится, но она мне велика, хоть это и самый маленький размер. Брюки я купила те, что для девчат-стюардесс».

Если бы мне предложили выбрать другую работу, не пилотом, то единственное, что бы я выбрала, — это работу мамой. Я бы хотела своих двоих детей — девочку и мальчика. Мы много говорили с мужем об этом. Но, если честно, я была бы рада взять, кроме двух своих детей, еще и ребенка из детского дома. И не совсем маленького, а лет восьми-десяти. Чтобы этот ребенок уже мог сравнивать и мог поверить в чудо. Я считаю, что любого человека можно воспитать и помочь ему встать на ноги — и он оценит. Еще я считаю, что всем нужно чудо.

Встречаюсь ли сама с чудесами? Да. Например, когда я родилась, мой дедушка заболел очень серьезной онкологией. И мы считаем большим чудом то, что он до сих пор живет. Хоть он сам 1928 года рождения.

Своих детей не буду отговаривать, если профессия им действительно нравится. Хочет быть пилотом — пусть будет, хочет быть журналистом — пусть будет, если ему это нравится и все получается. У меня мама некоторое время говорила: «Ты уверена?», «А тебе это надо?», «А девочки так не делают». Но потом, конечно, меня семьей очень поддерживали. Ребенок должен идти своей дорогой.

Конечно, девочки так делают. Я знаю порядка двух-трех десятков девчат, которые хотят летать или летают. Да, нас пока ничтожные проценты. Но все равно дело идет к тому, что это уже не так экзотично — женщина за штурвалом.