Го - японская логическая игра. Правила игры в го

Инструкция

Один из игроков играет белыми камнями, другой – чёрными. Ходы в го делаются противниками по очереди. Начинают чёрные. В начале игры доска пуста. Во время хода игрок ставит один из своих камней в любую точку пересечения двух линий доски (пункт).

Камни одного цвета, расположенные друг с другом в соседних пунктах, образуют группы. Дамэ любого из камней группы является общим для всей группы дамэ. Таким образом, достаточно, чтобы только один из камней группы имел дамэ.

Правилами игры запрещается игроку делать ход, в результате которого его группа теряет все дамэ (самоубийственный ход), кроме случаев, когда таким ходом он лишает всех дамэ противника, тем самым захватывая её. После того, как захваченная группа будет , у группы появятся новые дамэ, а значит, ход не являлся самоубийственным.

В процессе игры помимо того, чтобы захватывать группы противника и не допускать захвата своих групп, участнику требуется окружать территории и препятствовать окружению территорий противником. Окружённой считается территория доски, со всех сторон камнями одного цвета (замкнутой группой).

Игрок имеет право пропустить свой ход, сказав «пас». В случае, когда оба игрока пасуют, игра считается завершённой. Так происходит, когда ни один из игроков больше не видит ходов, которые могут принести ему очки.

Если после окончания игры на доске остаётся группа камней, которая обязательно была бы захвачена в случае продолжения игры, эта группа считается пленной и тоже снимается с доски.

По окончанию игры производится подсчёт очков. Каждому игроку начисляется одно очко за каждую захваченную клетку и одно очко за каждый снятый с доски камень противника.

В го запрещается изменять ход, перемещать , ходит подряд два раза, если противник не пропускает свой ход, ставить на доску более одного камня за один ход. В любом из этих случаев провинившемуся игроку автоматически засчитывается поражение.

В го предусмотрена компенсация игроку, делающему второй ход, она называется коми. Величина коми оговаривается перед началом игры. Обычно коми составляет 5,5; 6,5 или 7,5 очков в пользу игрока, который ходит вторым.

Видео по теме

Источники:

  • Игра го для начинающих.
  • Играйте в флеш игры в гонки на машинах, мотоциклах

Для игры в гандбол потребуется закрытое помещение, ворота и мяч определенных размеров. Мяч можно кидать, толкать, ударять любой частью тела, кроме ноги ниже колена. Цель игры – забросить мяч в ворота противника.

Вам понадобится

  • помещение, ворота, мяч для гандбола.

Инструкция

Соберите две команды численностью не более 14 человек.

Отправьте на поле по 7 человек от каждой из команд.

Вратарь должен защищать ворота, отбивая мяч посредством касания к нему любой частью тела, передвигаясь в зоне ворот либо покидая ее для принятия непосредственного участия в игре.

Игра проходит в течение двух таймов, продолжительность которых составляет полчаса. Перерыв между таймами длится 10 минут.

Для игры в гандбол подбирается помещение размером 40х20 м, а в качестве инвентаря ворота размерами 3х2 м и мяч диаметром 54-60 см, весом 325-475 г (нижний предел предусмотрен для , верхний показатель – для ).

В гандбол е нет ничьих. При равном результате судья назначает дополнительный тайм или пенальти в виде 5 бросков по воротам с расстояния 7 м. Держать мяч можно всего три секунды. Бежать с мячом разрешается всего три шага.

Видео по теме

Обратите внимание

Вратарь не имеет права покидать зону ворот с мячом в руках, возвращаться с ним из игровой зоны в область ворот, а также касаться меча в зоне ворот, находясь в этот момент в игровой области.

Если игрок с мячом вышел за пределы игровой площадки, то команда противника имеет право на свободный бросок. После взятия мяча под контроль нельзя касаться его более одного раза, до того как он коснется пола.

Запрещается бить по мячу и касаться его ступней или ногой ниже колена. Если игрок делает повторное нарушение, то назначается свободный бросок для команды соперника. В серьезных случаях производится предупреждение либо дисквалификация нарушителя.

Источники:

  • Правила игры в гандбол в 2019

«Легенда: Наследие Драконов» относится к тому типу игр, в котором у игроков, которые действительно хотят получить удовольствие от игры, есть выбор: пользоваться поддержкой друзей или клана либо вливать реальные деньги. Однако также существует возможность самостоятельной игры с использованием одного из многих способов заработка.

Инструкция

Наиболее простым способом заработка является убивание мобов и собирание как денег, выпадающих с них, так и . Чем выше уровень убитого вами моба по отношению к вам, тем больше денег вы получите за его . Именно поэтому с этого способа заработка рекомендуется начинать. После того как вы получите благословление старейшины, отправляйтесь истреблять мобов второго и третьего уровня – вы получите больше денег за их истребление, когда находитесь на первом уровне, нежели позже. Точно так же рекомендуется поступать при получении экспериментальных доспехов – получив их, отправляйтесь бить мобов на один-два уровня выше вашего.

Вторым этапом заработка можно обозначить получение профессий – травника, алхимика, взломщика, палача и многих других. Используя одни профессии, вы сможете добывать ресурсы для последующей продажи, а при помощи других вы сможете оказывать услуги, взимая за них определенную плату. К этому же этапу можно отнести продажу таких игровых ресурсов, как грибы Шизки, слизь Гурральдия Корра, услуги по натравливанию мороков, а также такой способ заработка, как ников, создание , как личных, так и клановых, а также создание значков . Все это относится к малым способам заработка, отнимающим большое количество времени при сравнительно малой прибыли.

Отдельно стоит вынести помощь в прохождении квестов, а также совместное хождение в инстансы. Стоимость данных услуг сильно варьируется и зависит как от вашего уровня, так и от сложности прохождения конкретного инстанса либо квеста.

Накопив определенную сумму денег, вы можете сделать выбор в пользу одного из двух вариантов: покупку синих либо зеленых доспехов с последующей сдачей их в аренду, либо выдачу кредитов. И в том, и в другом случае ваша прибыль зависит от количества денег, которые находятся в обороте. Помните, что каждую вашу сделку необходимо оформлять у Стражей, иначе вы рискуете стать жертвой «кидалова» либо получить бан за финансовую прокачку.

В игре участвуют , как правило, это Бамбук, Точки и Знаки, каждая масть имеет номинал от 1 до 9. Еще в комплект входят 4 ветра, и 3 дракона. Играют в маджонг четверо, и каждый за себя.

Игрок, стена которого будет разбираться, кидает один кубик, определяя конкретное место разбора. Он отсчитывает вертикальные пары костей своей стены по часовой стрелке. Вытащив выпавшую пару, он кладет ее на стену третьим слоем справа от точки разбора. Теперь это место определяет Конец Стены, а лежащие третьим рядом кости называют Свободными. Начинается процесс разбора стены. Восточный Ветер первым берет 4 кости слева от точки разбора. Следом за ним по 4 кости берут поочередно все игроки, пока костей у каждого не будет по 12. Затем каждый берет по еще одной, а Восточный Ветер берет пару. Кости каждый раскладывает перед собой, скрывая лицевую сторону.

Лидер начинает игру, выкладывая свою лишнюю кость лицом вверх в центр стола. Ходы делаются игроками против часовой стрелки. Суть игры - непрерывный обмен костей на более подходящие, пока один из игроков не соберет у себя выигрышную комбинацию. Игра считается законченной и несыгранной, если комбинацию никто не смог собрать, а в стене остается только 14 костей без учета Свободных Костей. Выигрышными в маджонге считаются несколько комбинаций, которые состоят из собранных 4х или 3х костей одной масти. Трое проигравших выплачивают полную стоимость комбинации проигравшему. А если выигрывает Восточный Ветер, проигравшие выплачивают стоимость его комбинации вдвойне. Не подсчитываются очки в несыгранной игре.

Есть разновидность игры, в которой используются кости дополнительных мастей: это цветы и сезоны. Ряд для постройки стены у каждого игрока в этом случае состоит из 18 костей, а не из 17, как обычно. Для подсчетов очков в игре пользуются специальными палочками, обозначающими одно, два и три очка. Цена каждого очка определяется перед игрой по обоюдной договоренности между игроками.

Источники:

  • Правила игры в маджонг в 2018
- гобан, камни, чаши.

В го играют на прямоугольном поле, называемом доска или гобан, расчерченном вертикальными и горизонтальными линиями. Доска для го не имеет квадратную форму; стороны соотносятся в пропорции 15:14, поскольку в такой пропорции под углом зрения игрока доска находится в идеальной перспективе. Удлиненная сторона компенсирует неизбежное искривление перспективы, мешающее игрокам отчетливо видеть позицию. Стандартная доска имеет разлиновку 19х19 линий, для обучения и коротких неофициальных игр могут применяться доски меньших размеров: обычно 13х13 или 9х9 линий, намного реже - 11х11, 15х15, 17х17 линий, но, теоретически, ничто не мешает использовать произвольную прямоугольную доску. Обычно доска изготавливается из дерева.
Также для игры в го необходимы камни - специальные фишки двух контрастных цветов, чаще всего - чёрные и белые. В японской традиции камни имеют линзообразную (двояковыпуклую, чечевичную) форму (наиболее распространённый вариант), в китайской - плоско-выпуклую. Полный комплект для игры должен содержать 361 камень - 180 белых и 181 чёрный (реальные наборы чаще содержат по 180 камней каждого цвета, в продаже есть также наборы по 160 камней - для большинства партий этого достаточно). Камни могут быть изготовлены из пластмассы, стекла, керамики, раковин, обычных, полудрагоценных или драгоценных камней.
Традиционно в комплект для игры входят чаши - сосуды с крышками, чаще всего изготовленные из дерева. Они служат для хранения камней, а в крышки, снятые с чаш, во время партии игроки складывают захваченные камни противника.

Основные правила

Играют два игрока, один из которых получает чёрные камни, другой - белые.

Перед началом игры доска пуста. Первыми ходят чёрные. Далее ходы делаются по очереди.

При игре с форой слабейший всегда играет чёрными, и несколько чёрных камней выставляются на доску до начала партии. В этом случае выставление форовых камней на доску формально считается первым ходом чёрных, после которого в игру вступают белые.

Порядок игры.

Делая ход, игрок выставляет один свой камень на доску в любую не занятую точку пересечения линий (пересечения называют пунктами). Камни, однажды размещённые на доске, не перемещаются, но могут быть захвачены противником и сняты с неё. Ход считается сделанным, если игрок поставил камень на доску и отпустил руку, удерживающую его. Переместить уже поставленный камень, от которого отнята рука, нельзя; игроку, сделавшему это, автоматически засчитывается поражение.

Каждый камень должен иметь хотя бы одно дамэ (точку свободы, дыхательный пункт) - соседний по вертикали или горизонтали (но не по диагонали!) незанятый пункт. Соседние либо связанные непрерывной цепочкой соседей камни образуют группу и делят дамэ между собой (то есть любое дамэ любого камня в группе относится одновременно ко всем камням этой группы). Когда камень или группа камней окружается камнями соперника так, что у неё не остаётся точек свободы, она считается захваченной и снимается с доски.

В большинстве вариантов правил запрещено делать ход, в результате которого своя группа утрачивает последнюю точку свободы (самоубийственный ход). Исключение составляет случай, когда в результате этого хода лишается всех дамэ группа противника; в этом случае игрок захватывает группу противника, а его собственная остаётся на доске (легко видеть, что после снятия группы противника группа игрока уже будет иметь не менее одного дамэ).

Правило ко: запрещается делать ход, который приводит к повторению позиции, ранее встречавшейся в партии. Точная трактовка этого запрета в разных системах правил го может несколько различаться.

Игрок может отказаться от очередного хода, сказав "пас".

Завершение партии

Когда оба игрока пасуют подряд, игра заканчивается. Обычно это делается тогда, когда на доске не остаётся пунктов, ходы в которые могут принести игрокам очки. Группа камней противника, к концу партии не снятая с доски, но заведомо обречённая на гибель при правильном доигрывании, считается "пленной" (вариант: "мёртвой"). Она снимается с доски по окончании партии и присоединяется к захваченным игроком камням.

Подсчет очков в го

По завершении игры подсчитываются очки, набранные игроками. Игрок получает по одному очку за каждый из пунктов доски, окружённых камнями только его цвета, и по одному очку за каждый захваченный камень противника, либо за каждый собственный камень, который остался на доске к концу игры. Кроме того, играющему белыми может добавляться несколько очков в качестве компенсации за право первого хода чёрных (коми).

Игрок, набравший больше очков, выигрывает. Если игроки набрали равное количество очков, может присуждаться ничья. В современных турнирах величина коми обычно выбирается нецелой, в результате чего равного количества очков у белых и чёрных быть не может (белым прибавляется нецелое число очков коми, у чёрных число очков всегда целое, так что равного количества очков у белых и чёрных не может получиться в принципе), соответственно, ничьих не бывает.

Дополнительные правила игры в го

Существует ряд необязательных правил, которые могут варьироваться от партии к партии и устанавливаются по договорённости игроков или в соответствии с правилами конкретного соревнования.

Коми

Компенсация белому игроку за то, что он ходит вторым, - "коми". Право первого хода даёт чёрным преимущество, для компенсации которого в конце игры белым добавляется некоторое количество очков. В настоящее время, как правило, используется нецелая величина коми (5,5; 6,5; 7,5 очков), чтобы исключить возможность ничейного результата в партии. В настоящее время в официальных турнирах партии (за исключением форовых) без коми не практикуются.

Фора

При существенной разнице в силах игроков возможна игра с форой (гандикапом). В этом случае слабейший игрок играет чёрными без коми или с "обратным коми" (несколько дополнительных очков даётся не белым, а чёрным). Если разница в силах велика, фора даётся в виде форовых камней - несколько чёрных камней выставляются на доску до первого хода белых. Форовые камни дают чёрным серьёзное преимущество: один камень форы эквивалентен приблизительно 10-15 дополнительным очкам.

В сериях из нескольких партий может применяться так называемая "турнирная фора": играют без коми и более слабый игрок играет чёрными больше партий, чем белыми. При форе "чёрные-белые-чёрные" слабейший играет чёрными две из каждых трёх партий, при форе "чёрные-чёрные-чёрные" - играет только чёрными.

Нотация

Традиционная доска для го не имеет обозначений горизонталей и вертикалей, подобных тем, что используются на досках для шахмат. Если требуется словесно обозначить определённый пункт на доске, могут указываться его координаты в виде пары чисел от 1 до 19. Например, пункт 2-4 находится на пересечении второй вертикали и четвёртой горизонтали, считая от верхнего левого угла. Поскольку камни го не перемещаются по доске, одновременно и удобным, и наиболее наглядным способом фиксации хода партии является графический способ - на листе вычерчивается игровая доска, и в пункты, куда делались ходы, ставятся номера ходов. Отдельно в стороне записываются ходы в пункты, куда уже был сделан ход (ходы в территорию, с которой были сняты камни одного из игроков). Например, запись рядом с диаграммой вида 45 - 32 обозначает, что 45-й ход был сделан в пункт, который на диаграмме уже отмечен 32-м ходом. При ручном способе записи ходы игроков могут вписываться чернилами разного цвета. В типографских публикациях партий в местах, куда сделаны ходы, изображаются камни соответствующего цвета, и на камнях ставятся номера ходов. В книгах партии нередко изображаются на нескольких последовательных диаграммах: на первой показываются начальные ходы, на следующих - продолжение, при этом номерами отмечаются только те ходы, которые относятся к данной диаграмме (см., например, диаграммы, приведённые в предыдущем разделе). Такой способ изображения позволяет легче разобраться в ходе партии, не повторяя её на реальной доске. В партиях за высшие титулы запись ведут специально для этого присутствующие ассистенты, причём записываются не только сами ходы, но и отметки времени, по которым можно установить, сколько времени занял каждый ход.

Варианты игры

Атари-го

Упрощённый вариант игры для начинающих игроков, часто с него начинают учить го маленьких детей. Играют на маленькой доске (9?9 линий), выигрывает тот, кто первым возьмёт хотя бы один камень противника.

Так же может быть иронически названа игра новичков, которые вместо борьбы за территорию занимаются "убийством" камней (постоянно ставя камни противника в позицию атари).

Рэнго

Рэнго - командная игра за одной доской. За одной доской с каждой стороны играет несколько игроков, делающих ходы по очереди. Игроки одной команды не имеют права переговариваться во время игры. Одна из разновидностей рэнго - парное го, когда команды состоят из двух человек.

Игра одним цветом

Оба игрока играют камнями одного цвета, удерживая в памяти, кому какие камни принадлежат.

Игра вслепую

Один или оба игрока играют, не глядя на доску (по памяти). В го играть вслепую значительно сложнее, чем в шахматы.



Го – невероятно интересная и увлекательная игра, которая, однако, не пользуется особенной популярностью у современных детей. Между тем, данная забава способствует развитию ряда полезных навыков, таких, как внимательность, усидчивость, концентрация и так далее. Именно поэтому молодым родителям рекомендуется обязательно познакомить свое чадо с китайской игрой Го, разобраться в правилах которой не составит труда даже младшему школьнику.

Правила игры в Го для начинающих

Для игры в Го требуется специальная доска размером 19х19 линий, а также черные и белые камни для осуществления игровых ходов. Данная забава предполагает участие двух игроков, которые при помощи жребия определяют, кому из них достанутся фишки белого и черного цвета.

При этом первый ход всегда делает обладатель черных камушков, который выставляет один из них на любую точку пересечения линий. Делать это можно без каких-либо ограничений, допускается поставить свою шашку на любую свободную точку, включая боковые и угловые.

В дальнейшем ходы осуществляются по очереди. При этом камни, которые ранее уже были поставлены на игровое поле, никуда не перемещаются и остаются на своем месте до самого конца игры или до того момента, когда будут «съедены» противником.

Каждая фишка, стоящая на игровом поле, имеет до 4 степеней свободы, или «дамэ». Под этим понятием подразумеваются точки, расположенные сверху, снизу, слева и справа, а именно:

Согласно правилам, все шашки в игре Го остаются стоять на поле до тех пор, пока имеют хотя бы одну степень свободы. Если же все свободные точки, расположенные по вертикали и горизонтали от одного или группы камней, закрываются, с этого момента они считаются захваченными в плен. При этом такие шашки снимаются с игрового поля и более участия в игре не принимают. В свою очередь, игрок, которому удалось пленить одну или несколько фишек соперника, получает соответствующее количество очков.

Следующий пример поможет вам разобраться в ходе игры:

Крестиками здесь отмечены пункты, в которые необходимо ходить обладателю черных камней для захвата шашек соперника. Ноликами – аналогичные точки для белых. Треугольниками выделены камни, которые имеют только одну степень свободы, то есть те, которые могут быть захвачены в плен в результате одного хода.

Настольная игра Го завершается по следующим правилам: тот игрок, который не видит никаких возможностей для совершения хода, говорит «пас» и передает ход сопернику. Если второй участник может совершить какое-либо действие, он имеет право сделать ход. В противном случае данный игрок также пасует, после чего происходит подсчет очков.

Кроме баллов за «съеденные» фишки, участники получают определенное количество очков за захват территории. Под ней подразумевается область, которая не может быть оспорена. При этом каждый игрок получает по одному баллу за каждую точку пересечения линий, расположенную на его собственной территории.

Понять, как именно определяется территория, вам поможет следующая диаграмма:

На этой картинке территория черных отмечена крестиками, а белых – ноликами.

Узнайте также, как играть в и

– безупречное умственное упражнение, игра, которая не дает разуму вырождаться

Го - это японская логическая игра с глубоким стратегическим содержанием.

Притча о происхождении Го

"Бессмертный, созерцая течение реки возле своей хижины, веками жил на одном месте и каждый день выкладывал из своего мешочка белые камни на плоский срез пня, создавая неповторимые узоры. У каждого свой способ проникновения в суть вещей…

Мудрец полагал, что наблюдая прекрасное, он сможет постичь суть вещей; копируя мимолетный рисунок гармонии, он может понять ее и усвоить. Он прилежно брал у природы ее немые уроки…

В то же время жил другой Учитель, в чьи обязанности входило указывать людям на их несовершенство и недостатки. Он ходил по миру с мешочком черных камней и выкладывал перед каждым достойным несколько черных камушков, означавших недостатки человека, преграждавшие ему путь к освобождению…

И вот однажды, ранним утром, Бессмертный расположился у доски, намереваясь заняться своим обычным делом, как перед ним появился необычный человек. Он достал из своего мешочка единственный черный камень, символизировавший недостаток Бессмертного и выложил его на доске. Бессмертный углубился в размышления, пока не понял, на какой недостаток ему указал незнакомец. Поняв, он мог ответить лишь одним - выложив в ответ единственный белый камень. Так началась игра: черный камень указывал на нарушение гармонии, а белый камень ее восстанавливал.

Доведя игру до конца, оба мудреца освободились и растворились".


Что такое Го?

Го - это логико-стратегическая игра, умственное упражнение, возраст которой достигает нескольких тысяч лет. Корни ее находятся в Китае, оттуда она пришла в Японию и Корею, а в XX веке игра начала свое распространение в Европе и Америке. К настоящему времени большинство стран имеют собственные федерации Го. В странах, где игра Го популярна, существуют системы рейтингов, рангов и титулов Го. Рейтинги оценивают текущую силу игрока, ранги (или спортивные звания) присваиваются за определённые игровые достижения, титулы даются победителям престижных турниров.

Инвентарь для игры в го - доска гобан , камни, чаши.

Гобан - деревянная доска для игры в Го. Поле доски расчерченно вертикальными и горизонтальными линиями, стандартная доска имеет разлиновку 19×19 линий, но для неофициальных игр могут применяться доски меньших размеров.

Для игры необходимы камни - специальные фишки линзообразной формы, чёрного и белого цвета. Полный комплект для игры содержит 361 камень - 180 белых и 181 чёрный.

Камни находятся в чашах - изготовленных из дерева сосудах с крышками. Чаши служат для хранения камней, а в крышки, снятые с чаш, во время партии игроки складывают захваченные камни противника.

В официальных соревнованиях для контроля времени используются игровые часы, подобные шахматным.

Основы и Правила игры ГО > информация на сайте Википедия

Саморазвитие посредством Го

С одной стороны игра соревновательная, но ее истинная сущность в самосовершенствовании. В Го начинающий игрок имеет учителя. При этом очень важна среда игры, окружающая атмосфера и если ее нет в готовом виде, то важно поработать над ее созданием. Искусство мастера состоит не только в обучении технике, а в том, чтобы помочь понять, для чего ученику предмет, который тот изучает. Как это ни странно звучит, но цель Го – «оторвать глаза от доски», то есть перенести то, что происходит в игре в реальную жизнь – научится видеть и мыслить. Считается, что настоящий мастер Го – это тот, кто вышел за рамки игры и результата игры.

Го в бизнесе и предпринимательстве

В бизнес-школах востока практикуют Го, поскольку игра учит всесторонней, детальней и объективной оценке деловой ситуации, обучает комплексному подходу, учёту всех факторов при решении любой, даже маленькой, задачи. Сегодняшние азиатские руководители используют её как парадигму для принятия решений в своей работе, генералы строят свои военные планы на основе стратегии этой игры, политики придерживаются принципов го во взаимоотношениях с другими странами. В наследство с прошлых времен в некоторых учреждениях сохранилась традиция учитывать при отборе на должность умение играть в Го. Почему так? Дело в том, что японское деловое мышление построено на долгосрочном подходе к разделению рынка. Цель игры не уничтожить противника, а захватить как можно большую территорию (то есть поделить в свою пользу), аналог такой бизнес-темы как обеспечение большей доли на рынке (вместо попыток полностью устранить конкурента или конкуренцию).

Го и спорт

На Востоке современные мастера боевых искусств часто - хорошие игроки Го. Развивая с помощью боевых практик своё тело и волю, они совершенствуют своё сознание и дух благодаря усердным занятиям Го. 
Японский мастер Го Мэйдзин Отакэ Хидео сказал: "В Го нет места демократии. Напротив, эта игра представляет собой откровенную духовную борьбу, и потому она столь обворожительна".


Восточное мышление

Играя в Го нельзя думать «по-западному», а также отделять игру от ее философии и эстетики. Идея Го состоит в объединении в себе игры, философии и интеллектуального развития. Го имеет статус искусства наравне с боевыми искусствами, каллиграфией, поэзией, искусством чая, оригами. А в искусстве победы в идеальном смысле не существует. Кроме этого, культ внешнего проявления силы, принятый Западом, противоречит восточной мудрости – «слабое и гибкое выживает, твердое и сильное разрушается». Для некоторых игроков Го – это модель жизни. Стратегические концепции игры используются ими как образец для принятия решения в повседневной жизни.

В чем же отличие Го от других настольных интеллектуальных игр?

1. Игра не является моделью войны, не ставит целью уничтожение всех сил противника (шашки) или части сил (шахматы).

2. Ставит перед играющими созидательные задачи, такие как построение и защита территории.

3. Почти не поддается формализации; ясно показывает преимущества живого интеллекта над искусственным.

4. Ведется в открытую (в отличие от карт) и не использует элемент случайности (карты, нарды).

5. Допускает варьирование размеров игровой доски, что позволяет легко адаптировать различные возрастные категории.

6. Особенностью игры является колоссальное количество вариантов (на несколько порядков превосходящее количество вариантов в шахматах). Поэтому, во время партии мобилизуется логика, эмоции, творческая интуиция.

7. Игра Го предназначена для развития общей коммуникативности человека, учит его вести переговоры, принимать решения, начинать с начала, если что-то не получается.

8. В игре Го существует специальный раздел, предназначенный научить, как развиваться, если твои способности ограничены чем-то или в какой-то мере.

p.s. Интересно, что японцы отмечают влияние Го на омоложение организма. Объясняется это так - обладая специфическим воздействием на головной мозг, игра Го омолаживает его. Впрочем, пусть свое слово скажут ученые:)

В го обычно играют на доске размером 19 на 19. На Д.1 показана пустая доска. Обратите внимание на девять отмеченных точек пересечения линий. Они называются «хоси». (латинская транскрипция hoshi, дословный перевод с японского на русский – звезда). Эти отметки на доске используются для удобства и для расположения форовых камней.

Для игры используются фишки белого и чёрного цветов, которые выполнены в виде двояковыпуклой линзы. Называются они «камни». Обычно эти камни изготавливаются из пластмассы или стекла. В дорогих комплектах белые камни делают из морских раковин, а чёрные из сланца. Вне зависимости от того, из чего сделаны фишки, их называют просто камнями. В начале партии у игрока, играющего чёрными – 181 чёрный камень, а у играющего белыми 180 белых камней. Общее количество камней (361) соответствует общему количеству пересечений линий на стандартной доске 19х19. Принято держать камни в деревянных или пластиковых чашах рядом с доской.

В начале партии доска пустая. Один игрок берёт чёрные камни, второй белые. Чёрные делают первый ход. Ход – это выставление камня в точку пересечения линий доски. Можно ходить на любое незанятое пересечение, но в начале партии первые ходы обычно делают ближе к точкам хоси в углах доски. Ходят по очереди. Камень, выставленный на доску, не перемещается. Он может быть снят с доски в случае взятия. На Д.2 показано типичное начало партии. Чёрные сделали первый ход в правом верхнем углу. Белые поставили камень 2 в левом верхнем. Далее, в соответствии с правилами, ходы делались по очереди. Обратите внимание – ни одна сторона в начале не ходила далеко от углов.

Четыре основных правила игры го

1. Ход делается в пересечение линий доски.
2. Камни, выставленные на доску, не передвигаются.
3. Чёрные ходят первыми.
4. Ходы совершаются по очереди.

Цель игры – захват территории

Целью игры является захват территории. Выигрывает тот, кто к концу игры захватил больше территории. Некоторые японские бизнесмены применяют это правило в стратегии поведения на рынке: не пытайся удалить конкурента (как в шахматах), взаимодействуй с ним, но получи большую долю рынка.

На примере партии на доске размером 9х9 посмотрим, как захватывается территория. Партия на такой маленькой доске не богата стратегическими приёмами, но правила и даже некоторые тактические приёмы не отличаются от игры на большой доске. Рекомендуется осваивать правила именно в игре на доске 9х9. Затем можно перейти к игре на доске 13х13. Вскоре, сыграв около 100 коротких партий, вы начнёте чувствовать себя уверенно в игре на стандартной доске.

На F.1 чёрные сделали первый ход вверху справа. Потом ход сделали белые. Обе стороны продолжали ходить по очереди, в соответствии с правилами игры.

К ходу б.6 территория обеих сторон начинает обретать форму. Чёрные застолбили правую сторону, белые возлагают надежды на левую.

После того, как оба игрока обозначили свои претензии на территорию, возникают две основные стратегии. Первая – увеличить свою территорию, одновременно уменьшая территорию противника. Вторая – вторгнуться в сферу влияния противника.

Ход ч.7 на F.2 следует первой стратегии. Чёрные расширяют свою территорию внизу справа, и не позволяют белым расширить свою территорию ходом «а». Белым следует защититься 8, чтобы остановить продвижение чёрных глубже в свою территорию. Далее чёрные укрепляют границу ходом 9.

Настала очередь белых расширить свои владения. Сначала они добавляют территории в центре б.10 и 12 (F.3 ), затем вверху слева б.14. Чёрные должны защищаться 15. Теперь разыгрываются очки вокруг точек «а» и «b».

Разыграна стандартная последовательность б.16-ч.19 (F.4 ). Аналогично сыграно внизу б.20-ч.23. Играя таким образом, белые расширили свою территорию, одновременно уменьшив территорию чёрных.

Ходы от б.24 до ч.26 – последние в партии. Теперь можно определить победителя. В данном случае подсчитать результат просто.

Территория чёрных состоит из всех незанятых пунктов, которые они контролируют на правой стороне, а территория белых состоит из контролируемых ими пунктов на левой. Конкретнее, все пункты, отмеченные буквой "b" на F.6 , составляют территорию чёрных, а все пункты, отмеченные буквой "w", являются территорией белых. Если вы сосчитаете их, то обнаружите, что у чёрных 28 очков, а у белых 27. Таким образом, чёрные выиграли с разницей в одно очко. Обратите внимание, что точки занятые белыми и чёрными камнями в расчёт не принимаются.

Эта партия очень проста, в ней не возникли многие аспекты правил го. Она только иллюстрирует цель игры. В следующем номере мы рассмотрим, каким образом камни захватываются и снимаются с доски.