Как называется 1 спас. Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый

14 августа Православная церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Праздник утвердился в Константинополе, где существовал обычай носить честное древо Креста Господня по улицам и дорогам для освящения разных мест из-за частых в августе вспышек болезней, которые нередко принимали массовый характер. Накануне изнесения Крест доставали из царской сокровищницы и до Успения Богородицы предоставляли людям для поклонения.

В Русской Православной Церкви этот праздник соединен с воспоминанием о крещении Руси, произошедшем в 988 году, а также с победой над волжскими болгарами в 1167 году, после которой на небе воссиял Святой Животворящий Крест.

По традиции, 14/1 августа называют Первым Спасом, малым, мокрым, медовым, на воде, а также Маккавеями, Маковеем, Маккавеевым днем, Маковым Спасом, потому что в этот день Церковь вспоминает ветхозаветных мучеников братьев Маккавеев, которые жили во II веке до Рождества Христова.

Первый Спас: значение, традиции и обычаи празднования

Праздник называют Первым Спасом, потому что затем следуют Второй () и Третий () Спасы.

Первый Спас на воде стоят, Второй – яблоки едят, Третий Спас хлеб припасают (холсты продают).

В народной жизни первому Спасу предается большое значение в хозяйственном и метеорологическом отношении. С этим днем связывают заметное похолодание, особенно воды в водоёмах, начинается отлет птиц, все чаще выпадают утренние росы.

С Первого Спаса – отцветают розы, выпадают холодные росы.

На Первый Спас олень в воду вошел – купаться больше нельзя.

Пришел Спас – бери рукавицы про запас.

У Спаса всего в запасе: и дождь, и солнце, и серопогодье.

Если на Маккавея дождь, то пожаров будет мало.

В этот день отлетают стрижи и ласточки. В народе говорили: «Ласточки отлетают в три Спаса » (т.е. 14, 19 и 29 августа).

Ласточка весну начинает, осень накликает.

По погоде дня судили о погоде на .

Первый Спас был одним из главных осенних праздников земледельческой Руси. Испокон веков с этот дня начинали, благословясь, посев озимого хлеба. К этому времени в большинстве районов уборка хлеба завершалась или уже была закончена. Крестьяне чинили овины, очищали гумна – готовя их к принятию нового урожая.

С Первого Спаса почти повсеместно начинался ранний посев озимой ржи. Утром, перед выходом в поле, семенную рожь привозили для освящения в церковь, окропляли её святой водой.

До взорать, до заборонить, на Спас – засевать.

На Первый Спас паши под озимь, сей рожь.

Хлеб сеяли в хорошую погоду, чтобы он лучше уродился. Если же шел дождь, то посевные работы переносили на другой день. Также время посева ржи определяли по первым созревшим ягодам малины:

  • первые ягоды крупные – рожь следует сеять раньше;
  • если ягоды мелкие, то посев ржи лучше средний или поздний.

В некоторых местах в этот день устраивали вдовьи и сиротские помочи, на которые собирались после обедни. Ещё было принято защипывать (пробовать) горох, шишковать кедры (сбивать с деревьев шишки и заготавливать кедровые орешки).

Спас Маковей – воды не жалей

Одно из названий праздника – Маковей. В церквях в этот день почитают семь ветхозаветных-братьев мучеников Маккавеев и их мать Соломию. Эти святые пострадали за христианскую веру в 166 году до н.э.

В этот день собирали мак, который освящали в церкви. В праздничных кушаньях, подаваемых 14 августа к столу, обязательно присутствовал мак. Его называли верным средством против ведьм – если обсыпать диким маком жилище, то все козни ведьм окажутся бездейственными.

Что такое Мокрый Спас (Спас на воде)

Первый Спас ещё называют мокрым, или Спасом на воде. Такое название праздника связано с тем, что по установлению Церкви в этот день совершались крестные ходы на воду, проводились молебны и водосвятие на озерах, реках, освящались колодцы. За три дня до Первого Спаса не стирали и не полоскали в водоёмах белье, чтобы не загрязнять освящаемую при водосвятии воду. Верили, что купание в освященной воде полезно для людей (помогает от сглаза, лихорадки и т.д.) и для животных (особенно лошадей).

Места, где совершалось водосвятие, иногда называли Иорданью, по аналогии с Крещенской прорубью. По поверью, купание в освященной воде способствовало прощению не замоленных грехов. Лошадей и другой скот в этот день обычно купали в последний раз. Крестьяне объясняли, что если после Первого Спаса выкупать лошадь, то она не переживет предстоящей зимы, от стужи у неё кровь застынет.

В некоторых местах на Первый Спас отмечали проводы лета, которые тоже включали в себя магические действия у воды. Молодежь собиралась за околицей в лугах за речкой или на выгоне, из новой соломы сооружала куклу и наряжала её в сарафан и кокошник. Куклу несли к воде и топили или разрывали на клочья и пускали их по ветру.

Медовый Спас: что это означает?

Ещё одно популярное название Первого Спаса – медовый . Согласно народной примете, пчёлы с этого дня перестают носить душистую пыльцу с цветов. Чтобы чужие пчелы не вытащили из ульев весь мёд, пасечники заламывают соты.

В день Первого Спаса пчеловоды несут в церковь для освящения и благословения мёд, после чего разговляются свежим мёдом. Его добавляют в пироги с пшеничной кашей. По старинному обычаю, пчеловоды угощали медом всех, у кого не было собственных ульев. Поэтому в народе говорили: «На Первый Спас и нищий медку попробует ».

Видео: Медовый Спас, или о мучениках Маккавейских

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа, неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста . С этого дня, пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь чтобы осветить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый .

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название — Маковый или Макавей . Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Макковеев.

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большей церковной дате — Преображению Господнему.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

Часть освященных яблок, уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освещали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то, что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый Спас, приурочен к церковному празднику, в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа.

29 августа , в праздник Спаса освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.

На Третий Спас люди шли в лес, собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большем кругу гостей.

Три Спаса в августе — важные праздники для каждого православного человека. В них заключены вековые традиции, которые следует помнить. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

11.08.2015 01:20

Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, ...

По народному выражению - "на воде"; второй - , "на горе"; третий - , "на полотне".

Праздник первого Спаса

Установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году.

Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень . Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались выкупать своих лошадей.

Первый Спас еще называют Медовым Спасом . Этот день - праздник пчеловодов , когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты, "На первый Спас и нищий медку покушает" , говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Неизвестно откуда зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена и в росах. Действительно с выступают росы хорошие и безвредные. А что касается роз, то их перенесение в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича (XII век).

Праздник второго Спаса

Второй Спас в день - Спас "на горе" . Раньше до второго Спаса фрукты есть было не положено. их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом" . По освящении часть принесенного выдается притчу, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются.

В.Селиванов в своей книге "Год русского земледельца" писал:

"В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и разводят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается".

Праздник Третьего Спаса

Третий Спас, то есть Спасителя, - - Спас "на полотне", назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.

Существует предание , что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя , князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжелой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя , сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня . Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга" .

Князь, получив образ и поклонившись Ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едесс, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это было совершено ( н.ст.).