Когда отменили рабство в США? История отмены рабства.

До определенного момента проблема расового неравенства вовсе и не считалась таковой - угнетение человека за другой цвет кожи было обыденной вещью, которую принимали как данность, а зачастую даже выставляли напоказ. Сегодня же этот этап истории человечества считается едва ли не одним из самых трагичных и неприемлемых с точки зрения морали и этики. О нем снимают фильмы, пишут книги и музыку, стараясь тем самым закрепить в памяти поколений несправедливость подобного устройства жизни.

Масштабы проблемы

Прежде всего, конечно, угнетение темнокожих заключалось в самом факте существования рабства в любом его проявлении. Люди негроидной расы приравнивались к вещи, а чаще всего ценились еще меньше. До 1860-х годов такая тема, как отмена рабства в США, даже не поднималась.

Территориальная расположенность

Следует отметить, что на территории США данное явление было распространено не повсеместно, а только в южной части, где основным источником дохода господ были бесчисленные плантации, на которых и использовался труд темнокожих.

Предпосылки

По сути, отмена рабства в США тесно связана с гражданской войной, развернувшейся в Америке между севером и югом. Напряжение нарастало еще с 1850-х годов и вылилось в итоге в четырехлетнее сопротивление между разными культурами и миропониманиями.

Следует отметить, что отмена рабства в США не была основной причиной развернувшегося противостояния, несмотря на то, что для северян такое явление было совершенно чуждым.

Отношения, сложившиеся между двумя частями страны, не могли рано или поздно не привести к открытому столкновению. Рабовладельческий юг, по сути, находился в полной зависимости и подчинении у севера, что и было своего рода яблоком раздора. Начиная с 1850-х годов, напряжение постепенно нарастало, и в 1861-м нашло выход в четырехлетней гражданской войне, за которой последовала отмена рабства в США.

Внутреннее сопротивление

Вполне очевидно, что гражданская война на территории Америки не была единственной предпосылкой к отмене рабовладельческого уклада. Прежде всего, источником противостояния были сами люди, чей труд и жизни безжалостно эксплуатировались. Не только побеги, но и активные восстания становились все более и более частыми, пока не переросли в открытое противостояние.

Исторический парадокс

Как ни странно, причины отмены рабства в США напрямую связаны с самим этим явлением. Плантаторы не только активно занимались торговлей людьми, но и приравнивали это к основополагающей особенности устройства страны, называли рабовладельческий строй источником процветания и величия Америки. Именно стремление к угнетению другого человека и подкосило сложившийся за долгие годы уклад на территории юга.

Желание плантаторов превратить присоединенный Канзас в рабовладельческую территорию получило отпор, дав толчок более активному сопротивлению. Насаждение данной политики в виде избрания Бьюкенена на пост президента и подавляющее большинство приверженцев рабовладельческого строя в составе Верховного суда вызывали все больше и больше негодования.

Первое движение сопротивления

Отмена рабства в США (дата приходится на 1865 год) была еще далека, когда произошло первое серьезное восстание, давшее толчок полноценному противостоянию. Джон Браун, возглавивший после серьезной подготовки отряд из 22-х человек, был впоследствии казнен, что вызвало большой резонанс среди противников эксплуататорской политики и самих рабов. За серьезным, пусть и жестоко подавленным восстанием в Миссури последовали многочисленные митинги и акции протеста, а уже через год в поддержку отмены рабовладельческого строя поднялись даже не сотни, а тысячи американских фермеров.

Избрание Линкольна

Это событие стало, можно сказать, определяющим в истории сопротивления рабовладельческому строю. Избрание на пост президента выходца из простого народа и его стремление к сохранению единства США, недовольство сепаратистским настроением юга и общий настрой не нравились плантаторам, и в скором времени, начиная с Южной Каролины, южные штаты начали выходить из состава страны.

В 1861 году началась знаменитая гражданская война в Америке, которая и стала в итоге освободительной в отношении угнетенных темнокожих.

Можно говорить о том, что к такому событию, как отмена рабства в США, Линкольн имеет самое непосредственное отношение, поскольку именно его действия привели в итоге к 13-й поправке в Конституции, давшей людям свободу.

Не первая попытка

Отдавая дань истории, следует отметить, что новые правила удалось ввести далеко не сразу. Официальный год отмены рабства в США - 1863-й, поскольку именно тогда была принята Декларация независимости, согласно которой темнокожие подлежали немедленному освобождению. Сопротивление южан тем не менее продолжалось еще 2 года, и бесплатный труд на плантациях оставался практически безнаказанным.

Последствия

Отмена рабства в США 1865 года действительно официально положила конец эксплуатации темнокожих на территории юга Америки. Штаты один за другим постепенно отказывались от каких-либо форм принудительной работы в отношении кого-либо.

Тем не менее это не значит, что будто по мановению волшебной палочки явлению торговли людьми был положен в одночасье конец. Случаи такого рода все еще встречались на территории США вплоть до начала ХХ века, становясь, впрочем, все более и более редкими.

Отражение в культуре

Как уже говорилось ранее, отмена рабства в США (дата все отодвигалась из-за сопротивления южан) стала одним из самых важных событий в американской культуре.

На данный момент существует бесчисленное множество картин, фильмов, а тем более книг об эксплуатации труда темнокожих как таковом и освобождении их от гнета в частности.

Однако не все знают, что уже сама борьба за отмену рабства была подкреплена изнутри с культурологической точки зрения. В данном случае имеется в виду книга американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», которую Авраам Линкольн провозгласил манифестом освободительного движения. Именно это литературное произведение вдохновляло солдат на сражения и вселяло абсолютную, непоколебимую веру в необходимость очищения Америки от славы угнетателей и работорговцев.

Не все сразу

Разумеется, с принятием 13-й поправки не закончилась сразу эра неравенства американцев. Несмотря на то что рабы были официально освобождены, темнокожие еще долго подвергались расовой дискриминации и сегрегации, которые Америка сумела преодолеть сравнительно недавно.

Одним из самых известных борцов за права темнокожих считается и по сей день Мартин Лютер Кинг, речь которого под названием "У меня есть мечта" знакома сегодня с детства едва ли не каждому американцу.

История отмены рабства в Соединенных Штатах Америки

Замечание 1

Рабство в Соединенных Штатах Америки было отменено 19 июня 1862 года. Президент Авраам Линкольн подписал соответствующий закон, который запрещал любые формы эксплуатации и рабовладения на территории страны.

Для того, чтобы сделать всех жителей Американского континента свободными, требовалось выполнение всего лишь одного условия: закон должен был не только существовать, но также и эффективно работать. При этом американцы столкнулись с другим, не менее жестоким испытанием. В этот период в Соединенных Штатах Америки шла Гражданская война, которая как раз и разразилась по данному поводу.

Безусловно, к предпосылкам Гражданской войны нельзя отнести лишь противоречия, возникшие между Севером и Югом по поводу рабства, ее причины крылись гораздо глубже. Но при этом вопрос рабства все же оставался наиболее острым и актуальным именно в тот период. На Севере бурно развивалось промышленное производство, где работали преимущественно белые эмигранты. Что касается южной части, то там развивалось сельское хозяйство. На плантациях трудились именно рабы, что делало Юг более рабовладельческой территорией. Таким образом, возникли многочисленные вопросы в области налогов и юриспруденции, и с каждым годом они становились все актуальнее и серьезнее. Логично отметить, что появилась серьезная угроза того, что в рамках одного государства южные и северные штаты попросту не смогут сотрудничать друг с другом в связи с вышеизложенными противоречиями.

Когда к власти пришел Авраам Линкольн, началось множества сецессионных процессов. Южные штаты заявили, что они выходят из состава государства и будут осуществлять автономную деятельность в рамках уже установленного и привычного порядка, а значит речи об отмене рабства не могло быть. В итоге, о своей независимости заявили 11 штатов, которые заняли практически 40% от всей территории Соединенных Штатов Америки, но даже при этом они оказались в меньшинстве, хотя опасались этого больше всего.

Отмене рабства в США предшествовал выход нескольких значимых документов:

  • 1863 год – вступает в силу так называемая «Прокламация об освобождении», действующая в отношении рабов. Она была подписана Линкольном, состояла не из одного, а из двух отдельных указов, которые объявляли свободными рабов на всей территории Юга. Второй документ также выделил отдельно 10 штатов, на территории которых вводилось особое положение по отмене рабства;
  • 1865 год – выпуск 13 поправки к Конституции Соединенных Штатов Америки. Она запрещала рабство и принудительный труд по всей территории штатов. Но с ней возникли заметные проблемы. Ратификация затянулась на многие годы, и последним ее ратифицировал штат Миссисипи, что произошло лишь в 2013 году. Таким образом, неформально рабство существовало в Америке и в 21 веке, некоторые люди, зная об этом, пользовались подобными вещами, не боясь быть наказанными.

Жизнь в Соединенных Штатах Америки без рабства

Современные Соединенные Штаты Америки – это сверхдержава, которая признана во всем мире как наиболее развитая и продвинутая страна. Тем не менее, пережитки прошлого, проблемы чернокожего и белокожего населения до сих пор сотрясают жизни американцев. Мы нередко можем видеть в средствах массовой информации новости о потасовках между белокожим и чернокожим населением.

Жизнь чернокожих в Америке также очень разная: некоторые доказали, что цвет кожи не может повлиять на их состояние и статус в обществе. Это известные актеры, телеведущие, бизнесмены и политики. Чего стоит пример бывшего президента США Барака Обамы, который стал первым чернокожим правителем в Соединенных Штатах Америки. Он боролся за равенство населения, за равный доступ к благам и услугам, а также за подавление национализма и расизма. Его политика возымела успех, президента полюбили. Отношение к чернокожим также стало более лояльным. Но статистика по-прежнему указывает на то, что проблема остается проблемой, и решать ее нужно не на политическом уровне: решение кроется в том, чтобы изменить мировоззрение самих американцев друг к другу.

Гетто, неблагополучные районы, трудоустройство чернокожих на далеко не самую престижную работу – все это остается реалиями Соединенных Штатов Америки. Отсюда и негативное отношение самих чернокожих к белокожим американцам, которые негласно продолжают соревноваться за то, кто же все-таки достойнее тех благ и ресурсов, которыми располагает американское общество.

Замечание 2

Расовая сегрегация – одна из наиболее актуальных проблем, которая существует в США. Она выражается в отделении белого населения от иных этнонациональных групп. Главным образом, отделяются именно чернокожие и индейцы, с которыми белокожее население находится в постоянном конфликте.

Сегрегация осуществляется через различные социальные преграды. Во-первых, это раздельное обучение чернокожего и белокожего населения, во-вторых, сегрегация выражается в разграничении посадочных мест. Практика показывает, что белые в общественном транспорте всегда занимают передние места, а чернокожие преимущественно сидят сзади. Все это прививается американскому обществу с самого раннего возраста. Ребенку рассказывают разные истории, где фигурирует злой чернокожий и добрый белокожий человек.

Безусловно, бороться с сегрегацией необходимо на двух уровнях:

  • Первый уровень – ведение активной государственной социальной политики, которая предполагает снижение уровня разделения, а также размытие границ между населением лишь по признаку расовой и национальной принадлежности.
  • Второй уровень – воспитание, изменение сознания самих жителей на уровне социализации. Следует перестать жить по стереотипам и осознать, что лишь в сотрудничестве друг с другом возможно создание действительно сильной нации, которая будет противостоять всем вызовам современности.

Замечание 3

Впрочем, этот призыв должен относиться не только к американцам, но и к другим обществам, существующим в современном мире и сталкивающимся с проблемами расовой идентификации, сегрегации и преследования по национальному, расовому признаку.

1 февраля 1865 года в Соединенных Штатах стартовал процесс, в результате которого было отменено рабство. Сегодня, когда вопросы толерантности и расовой терпимости актуальны во всем мире, полезно вспомнить о том, как рабство уничтожалось в США.

Тринадцатая поправка

Для американских рабов число тринадцать оказалось счастливым. Согласно тексту поправки, рабство и принудительный труд в Соединенных Штатах и местах, которые находились под их юрисдикцией, запрещались. Интересно, что это не распространялось на преступников, которых в качестве наказания могли «превратить» в рабов. Тринадцатая поправка была принята американским конгрессом во время Гражданской войны 31 января 1865 года. Затем она прошла этапы ратификации и вступления в силу. Были также внесены коррективы во второй раздел 4 статьи, в которой шла речь о содействии побегу невольников.

Год назад

С вступлением в силу в декабре 1865 года Тринадцатой поправки к американской конституции было положено начало уничтожению системы, которая существовала в американских колониях Британии с 1619 года. В течение 1865 года 27 штатов приняли поправку к исполнению – это было достаточно для вступления ее в законную силу. Однако часть штатов ратифицировала документ много позже: Кентукки – только в 1976 году, а Миссисипи и вовсе в 2013. Так что фактически рабство во всех штатах Америки официально прекратило существовать только в феврале прошлого года.

Спасибо Спилбергу

Некоторые южные штаты отказались принять поправку сразу. В Миссисипи голосование по ратификации поправки было проведено только в 1995 году, но дело не было доведено до конца. Причины, по которым власти не подали официальные документы Архивариусу США, до сих пор неизвестны. «Ошибка» была обнаружена случайно профессором Ранджаном Батром, который после просмотра фильма Спилберга «Линкольн» решил проверить, когда каждый из штатов принял поправку. И обнаружил столь парадоксальную вещь: власти Миссисипи ратифицировали поправку, но не оформили надлежащим образом документацию.

Линкольн

Линкольн – освободитель американских рабов. Это изречение хорошо известно всем со школьной скамьи. Однако важнее для Линкольна была все же не отмена рабства, а спасение Союза. Он писал: «Если бы я мог спасти Союз, не освобождая ни одного раба, я бы сделал это, и если бы мне для его спасения пришлось освободить всех рабов, я бы тоже сделал это». В ходе затяжной войны, полной неудач, произошла смена президентских взглядов: с постепенного освобождения рабов на компенсационной основе до полной отмены рабства. Внесенная поправка не только изменила характер войны, которая теперь стала «освободительной», но и позволила напитать армию новой кровью: к концу войны в ней насчитывалось 180 тысяч бывших рабов.

Спрос и «предложение»

Основным «поставщиком» рабов являлась Африка. Всего с 1500 по 1900 годы в США было доставлено по разным оценкам до 16,5 миллионов человек, в общей сложности же за свою историю африканский континент потерял 80 миллионов человек. В топ «лидеров» входила Центральная Африка, заливы Бенин и Биафра. В конце XVII века каждый четвертый корабль под британским флагом вез на своем борту невольников. Из пяти рабов только один «благополучно» добирался до своего нового «дома», погибая во время «охоты на людей» или в результате ужасающих условий транспортировки. Ведущими игроками рынка были англичане – они переправили в Америку 2,5 миллиона человек, затем шли французы (1,2 миллиона) и голландцы (500 тысяч). Но самыми активными являлись португальцы – их «улов» составил 4,5 миллиона человек.

Мы – не рабы! Рабы – не мы!

В начале 90-х годов прошлого столетия нобелевский лауреат по экономике Роберт Уильям Фогель доказал, что в первой половине XIX века труд рабов в США был эффективнее труда свободных людей. Его исследование продемонстрировало, что в 1860 году сельское хозяйство Юга с использованием труда рабов было на 35% эффективнее, чем сельское хозяйство Севера, в основе которого лежал свободный труд. Фогель также пришел к выводу, что причиной Гражданской войны стала не экономическая неэффективность рабства, а настрой свободолюбивых американцев, которые не желали принимать рабство как систему. К середине XIX века движение аболиционистов за отмену рабства, использовавшее до этого преимущественно «мирные» методы, стало прибегать к более радикальным шагам.

«Поезда свободы»

В 50-е годы XIX века имя бывшего невольника Фредерика Дугласа было известно каждому рабу, который мечтал о свободе. Подпольщик Дуглас и его сторонники организовали нелегальный канал, по которому рабы переправлялись с Юга в Канаду или Северные штаты: через явочные квартиры беглые рабы «передавались» по принципу «из рук в руки». Явочные дома именовали «станциями», а тех, кто сопровождал беглых рабов, - «кондукторами». Самая известная «кондукторша» Гарриет Табмен, бывшая рабыня, спасла 300 человек. В случае ареста «воров» ожидала неминуемая смертная казнь. Неизвестно, что появилось раньше: железнодорожная терминология, которую использовали подпольщики для шифра, или легенда о «поезде свободы», который якобы двигался по проложенному аболиционистами тоннелю и перевозил беглецов. Историки же утверждают, что «подземка» до начала Гражданской войны переправила около 60 тысяч рабов.

Многие знают, когда полетел в космос первый человек или началась Вторая мировая война. А знают ли читатели, когда отменили рабство в США и, самое главное, чья это заслуга? Кто стал тем человеком, который взял на себя эту ответственность? Авраам Линкольн считается одним из величайших героев Америки за счет своей уникальности и невероятного воздействия на народные массы.

Детские годы будущего освободителя

Авраам Линкольн родился в штате Кентукки. Родителями его были Томас и Нэнси Хэнкс Линкольны. Отец будущего президента был сильным и решительным первопроходцем, который заработал неплохое благосостояние и стал достаточно уважаемым в обществе. У Авраама были еще старшая сестра Сара и младший брат Томас, который умер в младенчестве. Из-за земельного спора семья вынуждена была переехать из штата Кентукки в Перри, штат Индиана, в 1817 году.

Здесь они жили за счет охоты, а также земледелия, и в конце концов смогли позволить выкупить для себя земельный участок. Когда будущий президент, отменивший был в возрасте девяти лет, умерла его мать. Это стало тяжелым потрясением для ребенка. Авраам Линкольн рос очень отчужденно от отца и тихо возмущался, выполняя тяжелую работу, которая была возложена на него с раннего детства.

Получение образования юным Авраамом

Через несколько месяцев после смерти супруги Томас Линкольн женился на Саре, вдове из Кентукки с тремя собственными детьми. Она была сильной и ласковой женщиной, с которой Авраам быстро нашел общий язык. Несмотря на то что оба родителя мальчика были, скорее всего, неграмотными, Сара настаивала на том, чтобы Авраам Линкольн учился читать. Книги были огромным дефицитом в пустыне штата Индиана.

И соседи впоследствии вспоминали, как будущий президент Авраам ходил за многие километры, чтобы одолжить книгу. Он часто читал семейную Библию и другую популярную в то время литературу - такую, как "Робинзон Крузо" или "Басни Эзопа".

Начало самостоятельной жизни

Когда Аврааму Линкольну исполнилось двадцать два года, он считает, что достиг того возраста, в каком пора начинать самостоятельную жизнь. Он был долговязым, но физически очень крепким молодым человеком и хорошо владел топором. Молодой Линкольн мигрировал в небольшую общину Нью-Салем штата Иллинойс, где в течение года работал в качестве торговца.

Именно здесь, среди общественности, он приобретает социальные навыки и оттачивает талант рассказчика, который сделал его популярным среди местных жителей. В 1832 году начинается война между Соединенными Штатами и коренными американцами, и Авраам идет добровольцем. В военных сражениях он не участвовал, но зато смог приобрести некоторые важные политические знакомства.

Как начиналась политическая карьера

После войны Линкольн начинает свою и избирается в Законодательное собрание в штате Иллинойс в 1834 г. в качестве члена партии вигов. Уже тогда начинают формироваться его отрицательные взгляды на рабство. И не только с моральной точки зрения, но и как существенное препятствие на пути экономического развития.

Примерно в то же время Авраам решил стать юристом, он переезжает в Спрингфилд и начинает практиковать в юридической фирме. В 1846 году Линкольн избирается в Палату представителей Соединенных Штатов, где он прослужил один срок. В это время Авраам показывает всю силу своей партии.

Линкольн высказывается против американо-мексиканской войны, а также пишет законопроект об отмене рабства в округе Колумбия с компенсацией для владельцев, но отказывается от законопроекта, так как не смог собрать достаточное количество сторонников. К сожалению, еще не пришло то время, когда отменили рабство в США. И было очень мало сторонников такой политики. На второй срок Авраам Линкольн не баллотируется и возобновляет свою юридическую практику в городе Спрингфилде.

Когда США отменили рабство. Год начала самого дорогостоящего конфликта

К 1850 году рабство было все еще законно в южной части Соединенных Штатов. Но в целом было вне закона в северных штатах, в том числе и Иллинойсе, чья первоначальная Конституция 1818 года запрещает рабство, как того требует Северо-Западное постановление. Так когда отменили рабство в США? И какое отношение имеет к этому Линкольн?

В 1854-м Конгресс принимает закон Канзас-Небраска, который отменил Миссурийский компромисс. Он запрещал рабство на территориях А теперь отдельные территории могли самостоятельно решать для себя, следует разрешать рабство или нет. Закон спровоцировал бурную оппозицию в Канзасе и Иллинойсе. Это разбудило политическое рвение Авраама Линкольна, который хочет, чтобы в США окончательно отменили рабство. В 1856 году он вступает в Республиканскую партию.

В 1857-м Верховный Суд вынес спорное решение, заявив, что афро-американцы не были гражданами и не имели никаких врожденных прав. Но Линкольн считает, что абсолютно все люди созданы с определенными неотъемлемыми правами. Он даже бросает вызов Стивену Дугласу на место сенатора США. Но Законодательное собрание штата избрало Дугласа.

А уже в 1860-м политические деятели в Иллинойсе организовали кампанию в поддержку Линкольна на пост президента. На всеобщих выборах Авраам получил сорок процентов голосов избирателей. Перед инаугурацией нового, шестнадцатого президента - Линкольна, в марте 1861-го, семь штатов юга отделились от союза. Начался самый дорогостоящий и наиболее смертоносный конфликт Америки. Но именно этот период предшествовал тому времени, когда отменили рабство в США.

Начало войны и издание нового закона

Авраам Линкольн отреагировал на кризис, как никакой другой президент до него не решился бы. Взяв из казны два миллиона долларов без одобрения Конгресса, он потратил их на военные материалы и призвал семьдесят пять тысяч добровольцев на военную службу без объявления войны. Несмотря на первые поражения, ему удается поддерживать боевой дух Армии Союза, а 1 января 1863 г. он издал закон о том, что все лица, которые содержались как рабы, отныне должны быть освобождены. Это и был год, когда отменили рабство в США.

Постепенно военные сражения подходили к концу. Одерживались победы, и 9 апреля 1865 г. генерал сдал свои силы. Война была закончена. К сожалению, у Авраама было не только много сторонников, но и не меньшее количество врагов, которые не поддерживали его политические взгляды, имеющие твердое развитие в защите прав и свободы личности. И 14 апреля 1865 г. тот, кто отменил рабство в США, был убит известным актером и шпионом Конфедерации Джоном Уилкс Бутом. Так неожиданно прервалась жизнь и политическая карьера шестнадцатого президента Соединенных Штатов.


Расовая сегрегация в Соединенных Штатах была законодательно запрещена лишь спустя 100 лет после отмены рабства.

Мировая история полна мифов, складывающихся вокруг реальных событий, и зачастую трактующих их в совершенно ином ключе, чем это было на самом деле.Из уроков мировой истории школьники могут вынести информацию о том, что Гражданская война в США 1861—1865 годов вспыхнула из-за проблемы рабства, а президент Авраам Линкольн был горячим сторонником отмены рабовладения в Соединенных Штатах.

В реальности причины конфликта Севера и Юга лежали в экономической сфере. Например, стороны кардинально по-разному подходили к вопросу налогов на ввозимые товары - промышленно развитый Север выступал за введение высоких налогов, а Юг добивался свободы торговли с остальным миром. Фактически северяне продавливали законы, которые были выгодны им, и перекладывали стоимость индустриализации на плечи южан, которым такая политика грозила разорением.

Новый президент США Авраам Линкольн, избранный в 1860 году, объявил, что все новые штаты в составе страны будут свободными от рабства. Такая перспектива сулила устойчивый перевес северян в Конгрессе и во властных структурах, что позволило бы им принимать любые удобные для них законы без учёта мнения Юга.

Именно это и подтолкнуло южан к активным действиям по защите собственных интересов.

Борец с рабством поневоле

Взгляды Авраама Линкольна, с которыми он шел на президентские выборы, были далеки от взглядов борца с неравноправием - он был противником предоставления чернокожим избирательных прав, а также выступал против межрасовых браков, полагая, что «превосходство белой расы всегда будет очевидным».

Поставить вопрос об отмене рабства в южных штатах Линкольна заставил неудачный для Севера ход войны. Президент США говорил журналистам: «Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного раба, я бы сделал это».

В 1862 году Линкольн убедился, что придется идти на крайние меры. 22 сентября 1862 года был издан первый из двух указов, составляющих «Прокламацию об освобождении рабов». Согласно указу, свободными объявлялись все рабы в любом штате, не возвратившемся в состав США до 1 января 1863 года.

Второй указ, изданный 1 января 1863 года, назвал 10 отдельных штатов, на которые будет распространяться отмена рабства.

За этот документ Линкольна подвергли критике сторонники отмены рабства. Дело в том, что он распространялся на штаты, где федеральные власти не имели контроля.

А вот четырёх рабовладельческих штатов, воевавших на стороне Севера - Делавэр, Кентукки, Миссури и Мэриленд - эта мера не касалась.

Тем не менее, «Прокламация об освобождении рабов» сыграла свою роль в переломе хода войны в пользу северян.

Тринадцатая поправка

31 января 1865 года Конгресс США проголосовал за принятие Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещавшей рабство на всей территории страны. К 6 декабря 1865 года она была ратифицирована достаточным для окончательного утверждения количеством штатов, и 18 декабря вступила в силу.

Авраама Линкольна к тому моменту уже не было в живых - в апреле 1865 года всего через неделю после окончательной капитуляции Юга он был застрелен сторонником проигравших Джоном Бутом .

Тринадцатая поправка не вызывала восторга во многих штатах. Достаточно сказать, что штат Кентукки ратифицировал документ лишь в 1976 году, а последний документ о ратификации был направлен в Федеральный реестр США из штата Миссисипи 30 января 2013 года.

Но все-таки рабство было отменено, и вчерашние невольники обрели личную свободу.

Об обратной стороне этой свободы говорят куда менее охотно. Судьба десятков тысяч освобожденных чернокожих была трагичной.

«Черные кодексы»: рабство в новой обертке

Как уже говорилось, большинство политических деятелей Америки того времени, включая борцов за отмену рабства, исходили из постулата о превосходстве белой расы над чернокожими.

Поэтому личная свобода для рабов не означала обретения ими гражданских прав.

Сразу после принятия Тринадцатой поправки в южных штатах были приняты так называемые «Черные кодексы», определявшие порядок жизни чернокожего населения.

Например, в штате Миссисипи неграм под страхом пожизненного тюремного заключения отказывалось в праве вступать в брак с белыми, запрещалось носить оружие, ограничивалось их право владеть землей.

«Закон о подмастерьях» гласил, что все негры - подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей, отдавались в услужение белым, которые могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и подвергать телесным наказаниям.

Отдельно стоит сказать о входивших в «Черные кодексы» «Законах о бродяжничестве».

Поскольку освобождение бывших рабов происходило без наделения землей, вчерашние хозяева выбрасывали свободных людей на улицу, оставляя их без куска хлеба и крыши над головой.

Тут они попадали под действие «Закона о бродяжничестве». Согласно ему, чернокожие, не имевшие постоянной работы, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады, либо они оказывались на плантациях у прежних хозяев. Альтернативой была уплата штрафа за бродяжничество, но денег у несчастных просто не было. При этом эксплуатация «бродяг» была порой ещё более жестокой, нежели до отмены рабства.

Реконструкция Юга

Чернокожие, выброшенные на улицу, не имеющие средств к существованию, стали совершать кражи и грабежи. Это, в свою очередь, стало поводом для создания различных объединений белого населения для борьбы с неграми. Самой известной такой организацией стал Ку-клукс-клан, члены которого развернули террор в отношении чернокожих, а также белых сторонников расового равенства.

Федеральному правительству подобные тенденции категорически не нравились. В период с 1865 по 1877 годы проходила так называемая Реконструкция Юга. На территориях южных штатов была введена военная администрация, которая должна была привести законы Юга к федеральным нормам.

В 1868 году была принята Четырнадцатая поправка к Конституции США, которая предоставляла гражданство любому лицу, родившемуся на территории США, вне зависимости от цвета его кожи. В 1870 году была принята Пятнадцатая поправка, запрещающая властям на уровне государства или отдельных штатов ограничивать граждан страны в активном избирательном праве по признаку «расы, цвета кожи или в связи с нахождением в рабстве в прошлом».

Благодаря этим документам, в законодательных органах южных штатов появились первые чернокожие парламентарии.

Федеральное правительство, озабоченное ростом популярности Ку-клукс-клана, в 1871 году издало специальный закон, дававший президенту полномочия на силовые действия против активистов данной организации. После арестов сотен активистов, Ку-клукс-клан был формально распущен. Однако фактически на местах акты террора продолжались.

Сегрегация как норма жизни

Особую популярность приобрели так называемые «суды Линча» - убийства человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия.

После Гражданской войны в США главными жертвами «судов Линча» становились афроамериканцы. Излюбленным методом убийц на таких судах было повешение несчастных или даже их сожжение.

Точной статистики по «судам Линча» нет. Специалисты Университета Миссури, изучая этот вопрос, пришли к выводу, что в период между 1882 и 1920 годами линчеванию подверглись около 3500 афроамериканцев. Критики полагают, что в данном случае речь идет лишь о самых громких публичных случаях, а общее количество чернокожих, убитых расистами, измеряется десятками тысяч человек.

Реконструкция Юга завершилась в 1877 году, однако решить вопросы равенства в правах людей с разным цветом кожи она не смогла. Началась эпоха так называемых «Законов Джима Кроу», которые установили расовую сегрегацию в американском обществе.

Формально Пятнадцатая поправка наделяла чернокожее население южных штатов избирательными правами, однако местное законодательство было выстроено таким образом, что подавляющее большинство афроамериканцев оставались бесправными.

Например, на выборах 1900 года в Алабаме из 181500 человек чёрного населения допустили к голосованию лишь 3000.

Сегрегация касалась не только избирательных прав, но и всех сфер жизни. Разделение белых и цветных было узаконено в учебных заведениях, отелях, магазинах, ресторанах, больницах, транспорте, туалетах. На автобусных станциях белые и негры должны были ждать своего рейса в разных залах ожидания, а в самом автобусе сидеть на разных местах. Даже Библия для принесения присяги в суде была для них разной.

Развлечение по-американски: сжечь чернокожего и подарить открытку маме

Подобные законы только усиливали расистские настроения среди белых жителей южных штатов. Участие в линчевании чернокожих рассматривалось как весьма достойное дело.

Справедливости ради, нужно сказать, что в конце XIX - первой половине XX века линчевали более 1000 белых преступников. Разница лишь в том, что чернокожих казнили чаще всего за незначительные преступления, а порой и вовсе без каких-либо доказательств вины.

Сегодня любой желающий с легкостью найдет в интернете фотографии улыбающихся американцев на фоне обезображенных человеческих останков. Фотографироваться на фоне повешенного или сожженного человека участники линчевания считали честью. Более того, такие фотографии превращали в почтовые открытки, с помощью которых поздравляли родственников. Прислать фото чернокожего, повешенного на дереве, с надписью «Мама, с Рождеством!» - обычное дело для США первой половины XX века.

23 января 1906 года в городе Чаттануга (штат Теннесси) была изнасилована белая женщина. По обвинению в преступлении был арестован чернокожий Эд Джонсон . 6 февраля 1906 года Джонсона признали виновным и приговорили к смертной казни. Казнь была назначена на 20 марта. 19 марта суд разрешил подать апелляцию. В эту же ночь толпа ворвалась в городскую тюрьму. Джонсона подвергли безжалостным побоям, затем повесили на мосту, и всадили в мертвое тело десятки пуль. В данном случае власти довели расследование до конца, и участники линчевания получили по 60 дней тюремного заключения.

В 1916 году 17-летний чернокожий Джесс Вашингтон был приговорен к смертной казни через повешение за убийство белой женщины. Разъяренная толпа вырвала его из рук тюремщиков. Вашингтона вытащили на улицу, раздели и избили палками, лопатами и кирпичами. Затем в присутствии 15 000 человек его сожгли на костре на площади перед мэрией. Отрезанные пальцы рук и ног пошли на сувениры.

В 1919 г. в Небраске судили чернокожего Уилла Брауна , изнасиловавшего 19-летнюю белую девушку. Толпа штурмовала суд, вытащила оттуда преступника, тут же его повесила, затем в труп выпустили сотню пуль, протащили по улицам, отрубили конечности, облили бензином и сожгли.

Десантники против расистов: как подавляли сегрегацию

Принять законы против линчевания пытались сразу несколько американских президентов, включая Франклина Рузвельта, однако их попытки потерпели неудачу. Лишь в 1960-х годах линчевание стало рассматриваться как убийство с отягчающими обстоятельствами.

Лишь в июне 2005 года Сенат США принял резолюцию, в которой официально принес извинения за бездействие в отношении линчевания нескольких тысяч человек, в основном чернокожих.

Что касается законов о расовой сегрегации, то их ликвидация происходила в США уже после Второй Мировой войны. Причем федеральным властям приходилось применять для этого чрезвычайные меры.

В 1954 году Верховный суд США после серии процессов в разных штатах признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах.

Но это решение ещё надо было выполнить. Для того, чтобы в 1957 году в городе Литтл-Рок штата Арканзас чернокожие ученики смогли пойти в одну школу с белыми, в населенный пункт была введена 101-я воздушно-десантная дивизия. Десантникам было приказано выполнить решение суда, несмотря на сопротивление местных властей.

Свобода есть? Есть борьба за свободу

В 1964 году президент Линдон Джонсон утвердил Акт о гражданских правах, полностью ликвидировавший расовую сегрегацию на территории США. Это произошло накануне 100-летия принятия Тринадцатой поправки, ликвидировавшей рабство.

Волнения на расовой почве, впрочем, и сегодня остаются в Америке обычным делом. Многие афроамериканцы полагают, что даже после правления первого чернокожего президента сегрегация никуда не делась. Так что борьба за свободу, дарованную Авраамом Линкольном, продолжается.