Легенда о Луне. Легенда о солнце и луне

И снова, уважаемые читатели, я приветствую вас на страницах блога

Мифы и легенды - это часть культурного наследия человечества. Продолжая лунную тематику, сегодня я начну рассказывать вам про мифы о , сохранившиеся и дошедшие к нам из глубины веков благодаря народному творчеству.

Жители Междуречья не только сочиняли легенды и мифы, посвящённые Луне, но и разработали лунную меру времени, которая перешла ко многим народам. Лунный календарь используется для определения культовых праздников магометанами и иудеями, христиане вычисляют по нему наступление Пасхи, а представители буддистской религии с фазами Луны связывают рождение и уход в нирвану.
Древние народы Междуречья, таким образом, подошли к Луне более прагматично, хотя это и не исключало мистического восприятия и восторжённого поклонения ей как таинственной и прекрасной богине.
Ей продолжали посвящать стихи, сочинять легенды и предания многие народы. Её переменчивый лик и непостоянство привели к тому, что стало трудно предугадать в каком виде и какой ипостаси предстанет ночная красавица в сказаниях и мифах различных народов.
В Юго-Восточной Азии, например, она отождествлялась с лягушкой, черепахой или рыбой. Изображения этих живых существ на алтарях древних храмов - отголоски поклонения Луне. И лишь знающий может связать их с владычицей ночного неба.

В сибирском шаманизме тоже присутствует "лунный след". Круглый бубен, используемый шаманами при проведении колдовского действа, ни что иное, как лик Луны. У многих народов она считалась покровительницей колдовства, так как она сама - носительница колдовских чар.

Чисто зрительно молодая Луна - Месяц - ассоциировалась с рогами, что привело к отождествлению её с быком.
Везде, где присутствует культ богов, имеющих рога, просматривается поклонение как источник этого культа. Богини - матери - вавилонская Астрата и индийская Парвати - наделены лунными рогами как символом высшей власти и святости. Матерью предстаёт египетская Изида, хранительница тайных знаний, изображавшаяся с лунными рогами на голове.
Соединяя прошлое и будущее - из смерти воскресшая жизнь, она рождает от мёртвого Осириса младенца Гора, олицетворяя собой вечную жизнь.

В рамках лунной тематики я готовлю для публикации на этом блоге очень интересную статью-исследование об астрологии как о точной науке. Скажу честно, не так давно я относился к астрологии с неким предубеждением, а гороскопы и различные карты рождения считал уделом бульварной прессы, не заслуживающими серьёзного внимания. То, что мне удалось узнать, в корне изменило моё представление об этой науке. Если вам также интересна эта тема, то подпишитесь на обновления блога и получайте все статьи на свою почту, читая их первыми.

Луна и древние шумеры

нажмите для увеличения

В шумерских мифах о сотворении мира ночную путешественницу называют "красой небес", "царём богов, коему царство небесное вручено", "небесным кругом". Считалось, что Луна создана велением творца мира, имя которого Мардук. Именно она первой появилась на небосклоне и осветила погруженный во мрак мир. Одна светлая сторона Луны, по замыслу Мардука, олицетворяла собой жизнь, другая - тёмная - стала символом смерти и разрушения. Таким образом, творец с помощью этого светила указал живущим на Земле на конечность всего сущего и на его возрождение после смерти.
Луна, по шумерским легендам, стала божеством Сином, воплощающим в себе бесконечность мира. Каждый из жрецов, внимательно наблюдавший за небом, твёрдо знал завет лунного бога Сина: "Три дня он покоится мёртвый на небесах. Покоится ли он четыре дня? Нет, никогда он не покоится на четвёртый день". Речь шла о периодах "тёмной Луны", когда она исчезала с небес.

Ни у кого не возникало сомнений, что Луна - живое существо, ведь только оно может обладать переменчивостью: рождаться, двигаться, расти, умирать и снова возрождаться. Для древних шумеров это небесное тело было живым божеством, которое наглядно демонстрировало живущим, что смерть - не конец, а начало. Умирая и возрождаясь, Луна давала людям надежду на вечную жизнь. Это вызывало чувство признательности, благодарности и поклонения ей в образе бога Сина. Ему молились, его почитали и одаривали, ибо он был для живущих владыка времени, жизни и смерти, защитник и могущественный покровитель.

Греческие мифы о Луне

В греческих мифах Луна предстаёт в женском облике: это дочь титана Гипериона и Теи, сестра Гелиоса - Солнца. Имя её - Селена. Древние греки считали, что когда угасает день и ему на смену приходит ночь, прекрасная Селена садится в свою величественную колесницу, запряжённую белоснежными быками и неторопливо движется по своим небесным владениям.
Одета она в длинные шафрановые одежды, а во лбу у неё сияет молодой месяц - символ молодости и красоты.
С появлением богини на небесах море шумно вздымало волны и бросалось к берегу навстречу прекраснейшей из прекрасных. Люди, замечая её власть над силами природы, проникались благоговением перед ней. Не было на земле смертного, не испытавшего с появлением богини Селены неясного томления и печали. Чувство тоски и грусти, навеваемые лучами Луны, греки объясняли великой скорбью, поселившейся в сердце Селены от безответной любви к прекрасному юноше Эдимиону.
Жил когда - то юноша Эдимион. Он был столь хорош собою, что сам Зевс взял его за красоту в сонм богов на Олимп. Но красота сослужила ему плохую службу, вызвав в сердце Геры любовь и желание. Зевс заточил его в пещеру и с помощью бога Гипноса обрёк на вечный сон. Селена, случайно бросив лучи под свод пещеры, увидела его прекрасный лик и навек потеряла покой. Но сколько она ни ласкала его, нашептывая слова любви и нежности, сколько ни целовала смежившиеся очи, юноша не мог приподнять веки, ответить на её ласки.
Вот почему всегда печальна Селена. И её тоска столь велика, что порождает грусть и печаль у всего живого на земле.
Воют на Луну собаки и волки, а люди, охваченные непонятным беспокойством и тревогой, не находят себе места и подчас совершают такое, чему потом удивляются с приходом Гелиоса - Солнца.

Мифы о Луне присутствуют в фольклоре практически всех народов и этнических групп, когда - либо населявших нашу планету.

Уважаемый читатель, задержитесь на несколько минут, что бы прикоснуться к вечности, послушав чарующие звуки "Лунной сонаты" Бетховена.

Продолжение следует.

В древнегреческих мифах Луну олицетворяют сразу две богини: Селена и Артемида - вечно юная прекрасная богиня-охотница. Артемида - покровительница плодородия и всего живого на Земле, она, как и сама Луна, воплощение целомудрия и безукоризненности. Артемида появилась на свет вместе с братом-близнецом, воплощением Солнца, Аполлоном. Прекрасные божественные близнецы, Солнце и Луна, Аполлон и Артемида были любимыми героями греческих мифов и легенд.

Изначально Артемида была известна как повелительница природы, охранявшая животных, леса и луга. Она почиталась как богиня плодородия, ведала лечебными источниками, но могла насылать и хвори. Легенды гласят, что богиня Луны никогда не была замужем, она так и не познала истинной любви, поскольку ее единственной всепоглощающей страстью была охота. Вот почему охотницу Артемиду почти всегда изображают с луком и колчаном за плечами, а на голове ее сияет диадема в форме полумесяца - Луны.

Артемида обладала небывалой меткостью, ее стрелы всегда попадали в цель. На охоте быстроногую богиню сопровождала стая собак и керинейская лань. Вдоволь наохотившись, богиня Луны отправлялась в Дельфы, чтобы проведать любимого брата Аполлона - там близнецы плясали и веселились под пение муз.

Легенды гласят, что Артемида безжалостно расправлялась со своими врагами, однако тем, кто ее искренне почитал и обращался к ней за помощью, она отказать не могла. Женщины приносили жертвы Артемиде перед свадьбой, просили о счастье в замужестве, а также молили богиню о детях.

Седьмое чудо света

Именно в честь богини Луны и плодородия было построено одно из семи Чудес Света древнего мира: огромный храм Артемиды Эфесской. Средства на его строительство дал сам знаменитый лидийский царь Крез. В создании и украшении храма принимали участие лучшие мастера Эллады; в центре его стояла огромная статуя богини Луны из золота и слоновой кости.

К сожалению, этот храм был полностью разрушен еще до нашей эры, однако память об Артемиде-Луне оказалась намного крепче, чем отделанные драгоценностями и мрамором каменные стены.

"Луна в гороскопе", астролог Надежда Зима

Ученые, изучая кусочки пород, привезенные космонавтами, выяснили, что Луна сформировалась около 4,6 миллиардов лет тому назад, когда одна небольшая планета врезалась в раннюю Землю и распалась на миллионы осколков. Но так ли это на самом деле, и какие еще тайны скрывает лунная поверхность – читайте в данной статье.

Луна – пятый по величине спутник Солнечной системы, второй – по плотности, и единственный спутник нашей планеты. Это ярчайший объект на нашем небе после Солнца, хотя лунная поверхность темная и больше похожа на уголь. Известность данных фактов с древних времен сделала Луну важным культурным объектом для изучения, искусства и мифологии.

Происхождение спутника

Любая теория, объясняющая происхождение Луны, должна объяснить следующие факты:

Низкая плотность Луны показывает, что она не имеет тяжелого железного ядра, как Земля.
На Луне и на Земле абсолютно разные полезные ископаемые.
На Луне нет такой высокой концентрации железа, как на Земле.
На спутнике есть уран 236 и нептуний 237, не встречающиеся на нашей планете.
Относительное содержание изотопов кислорода на Земле и Луне идентичны, что позволяет предположить, что эти две планеты были созданы на одинаковом расстоянии от Солнца.

Учитывая все эти тонкости, ученые выдвигают сегодня три теории формирования Луны. Все эти гипотезы нельзя сбрасывать со счетов.

Теория деления. Эта теория предполагает, что некогда Луна была частью Земли и как-то отделилась от нее в самом начале истории Солнечной системы. Самый популярный вариант места, откуда возникла Луна – бассейн Тихого океана. Эта теория считалась бы возможной, если бы не несколько НО.. Во-первых, в таком случае Земля могла бы отделить Луну от внешних слоев. Во-вторых, на этих двух планетах должны быть одни и те же ископаемые. А это не так.

Теория Захвата.
Данная теория подразумевает, что Луна возникла где-то в другом месте Солнечной планеты и только потом была захвачена гравитационным полем Земли. Это бы позволило объяснить различие химического состава двух планет. Однако на самом деле орбита Земли могла захватить Луну только в том случае, если бы спутник в нужное время на несколько часов замедлил свой ход. Ученые не хотят верить в такую "тонкую настройку”. Да и определенных доказательств этой теории нет.

Теория Конденсата предполагает, что Луна образовалась из конденсата Солнечной системы на орбите Земли. Однако, если это так, спутник должен иметь практически тот же состав, включая и железное ядро. Этого нет.

Существует и еще одна теория, которую ученые принимают сегодня за единственно правильную. Это теория гигантского удара. В середине 1970-х годов ученые предложили новый сценарий формирования Луны. По их мнению, 4,5 миллиардов лет назад в только начинающую свое формирование Землю врезался планетезималь (малая планета) и тут же распался на несколько частей. Из этих-то осколков и образовалась позже Луна.

Как бы там ни было, ученым предстоит проделать огромную работу для полного подтверждения или опровержения той или иной теории. Думается, что займет все это длительное время. Зато уже сейчас представители науки нашли ответ на другой свой вопрос, связанный со спутником Земли. Вот он.

Есть ли на Луне вода?

Три космических спутника подтвердили, что на спутнике есть вода. Она не обнаружена в кратерах или под землей, как предполагалось ранее. Полученные данные показывают, что вода существует в диффузном виде по всей поверхности Луны. Также исследования показали, что на Луне возможно есть цикличность воды – ее молекулы то разрушаются, то возникают вновь.

Это не связано с ледовыми щитами или замороженными озерами: количество воды в данной местности не намного больше, чем в пустыне на Земле. Но все же ее больше, чем предполагалось ранее. Напомним, что Луна считалась сухой после завершения программы Аполлон. Тогда астронавты привезли с собой образцы лунных пород. Лунные породы были проанализированы на наличие воды, и она была обнаружена.

Только ученые в то время посчитали, что вода имеет земное происхождение, так как несколько контейнеров, в которых были породы, просочились. И лишь новые исследования показали, что вода на Луне все-таки есть. По предположению ученых, она может возникать как на самой лунной поверхности, так и в космосе, а потом уже попадать на спутник при помощи комет или солнечного ветра.

У ученых не остается сомнений, что лунная поверхность гораздо влажнее, чем думали ранее. Нет у них сомнений и в другом. А именно то, почему одна сторона Луны не видна с Земли.

Полость одной из сторон Луны – миф или реальность?

Объяснить, почему одна сторона постоянно сокрыта от человеческого глаза на самом деле достаточно просто. Это происходит из-за того что вращение Луны вокруг своей оси совпадает со скоростью вращения вокруг Земли. Если бы скорость его вращения была другой, то мы бы видели обе стороны лунной поверхности. Здесь интересно другое.

В начале 1960-х годов некоторые ученые заявляли, что Луна является полой. Эта вера основывалась на основе данных, что средняя полость спутницы Земли составляет 3,34 г на см в кубе, а Земли – 5,5 г. на см в кубе. Нобелевский химик доктор Гарольд Юрии заявил, что основной причиной пониженной плотности является полость Луны. А Карл Саган сказал: "Естественный спутник не может быть полым объектом”. Неужели Луна – это искусственный спутник?

Скорее всего, нет. Внутри Луна имеет практически ту же структуру, что и Земля, - кору, верхнюю и внутреннюю мантию, расплавленное внешнее ядро и кристаллическое внутреннее ядро. По крайней мере, именно так считает аэрокосмический инженер NASA, изучавший эту планету более 15 лет.

Известные ученые опровергают слухи о полости Луны, хотя, как видно на фото, она далеко не круглая. И сразу же рассуждают на другую тему, волнующую их вот уже на протяжении многих тысячелетий.

Есть ли на Луне жизнь?

Можно сразу сказать, что астронавты, побывавшие на лунной поверхности, считают, что жизнь в привычной для нас форме существовать там не может. Так как для нее нет необходимых условий. Нет атмосферы и, как следствие, воздуха. Нет ни морей, ни рек, ни океанов. Сама вода есть, но она присутствует лишь в виде молекул. Температура колеблется от -260 до +260 градусов. И более половины Луны занимает огромная черная безжизненная пустыня, в которой не смогло бы выжить ни одно живое существо.

Однако здесь тоже есть несовпадение. Если на Луне нет жизни, то почему сами исследователи, вот уже на протяжении многих десятилетий, утверждают, что видели на лунной поверхности странные объекты – пирамиды и башни со стеклянным куполом, необычные движущиеся огни и прочие инопланетные артефакты? А фотографии, сделанные посылаемыми с Земли спутниками, подтверждают их слова?

Правильно ли сравнивать физические свойства Луны и Земли? Ведь жизнь может возникнуть везде. Ведь тот цветок может расцвести там, где казалось бы для его цветения нет никаких условий. Например, в пустыне, где дожди идут очень редко, а жара превышает все мыслимые пределы.

Кстати, если сейчас на Луне все-таки отсутствует жизнь, то есть шанс, что довольно скоро она на ней появится. Ведь уже сейчас многие ученые задумываются о создании там колоний-поселений, в которых смогли бы жить люди. По мнению ученых, это необходимо для более точного изучения нашего ближайшего соседа.

Но не только ученых волнует Луна. С давних времен простые люди связывают с ней свою жизнь. Создав лунный календарь на основе своих наблюдений за лунными циклами, мы стараемся придерживаться его. А сколько мифов и легенд было создано не перечесть. И вот некоторые из них.

Мифы, связанные с Луной

Луна является мощной природной силой. Если ночью выйти из дома, когда на небе светит полная луна, то можно понять, насколько она волшебна и удивительна. Люди в течение длительного времени делают загадочную спутницу Земли центральной фигурой многих своих легенд и мифов, самые популярные из них это:

Чанъэ. Существует китайский миф о женщине, жившей на Луне. Она и ее муж были бессмертными существами до тех пор пока боги не прогневались на плохое поведение и не превратили их в обычных смертных людей, переселив на Землю. Позже они вновь попробовали стать бессмертными при помощи лекарств, но Чанъе стала слишком жадной и приняла больше, чем положено. В результате их полет закончился задолго до Луны, они просто застряла во времени.

Селена/Луна. Эти имена богини Луны в греческой и римской мифологии. В мифах чаще всего она связана с богом солнца, путешествующим по небу в течение целого дня. Селена считается страстной богиней, способной вызватьу людей страстные желания.

Оборотни. Одно из существ, которые мы видим в фильмах и который отображен во многих мифах и легендах, - оборотень. Это существо, конечно, связано с полной луной. Считается, что эти существа имеют человеческое обличье днем, но превращается в волка, как только наступает полнолунье.

Конечно, это далеко не все легенды и мифы, которые связаны с Луной. Это просто маленькие примеры. Ведь, как известно, спутница Земли связано не только с мистическими историями, но и является символом изменений, любви, плодородия, страсти, насилия и желания. Луна преподносит нам много загадок. Сможем ли мы когда-нибудь найти ответы на все имеющиеся вопросы? Как говорится, поживем-увидим.

Рассмотрим, какие существовали мифы и легенды о Луне. Вообще, так уж получается, что, открывая случайно магические знания древних народов, мы говорим в недоумении, что этого они не могли знать. Но так часто оказывается, что те далекие знания и наши современные практически равнозначны! Как это объяснить, не прибегая к ссылкам на получение древних знаний сверхъестественным путем?

Самые известные легенды о Луне

Проанализируем, как рассматривалась Луна в легендах. Луна и звездное небо над головой всегда приковывали внимание людей. Это был мир тайный и неизведанный. Он манил и притягивал взоры. Это сегодня в городах, наполненных светом электрических ламп, звезды и Луна теряются на фоне ярких вывесок, рекламных щитов и многочисленных фонарей.

А когда-то - кстати, не так уж давно - электричества не было, и даже в крупных городах ночи были темными. Луна служила нередко единственным источником света. Вспомните хотя бы автобиографические повести Максима Горького, где он описывает, как читал книги при лунном освещении, пуская на страницы зайчики от хорошо начищенной кастрюли.

Ночной мир без Луны сразу становился для человека мрачным и полным опасностей. Ведь нам нужно хоть немного света, чтобы быть уверенными в себе. На протяжении длительного времени ночи человеку освещали звезды, Луна, костры или свечи (лучины).

Но если лучины, костры и свечи были рукотворным светом, то Луна и звезды давали естественное, природное освещение. И для древних они несли печать божественности.

Луна в образе девушки, женщины, старухи в мифах и легендах

Люди в древноси еще не знали, что Луна видна на нашем ночном небе благодаря отраженному свету Солнца.

Они считали, что дневной свет дает нам бог Солнца, податель жизни и плодородия, наделенный мужскими качествами, а ночной - богиня Луны, царица снов, магии, олицетворяющая почти во всех странах мира смерть и наделенная женскими качествами. Все остальные планеты и созвездия тоже были включены в мифологию, но они занимали менее значительное положение.

И вот что интересно: всегда Луна тесно связывалась с Землей и Солнцем. Это был своего рода триумвират планет, объединенных канвой мифов. И пожалуй, Луна здесь играла даже большую роль, чем Солнце.

Это связано с некими тайными качествами Луны: она способна изменять форму, становиться не тем, чем была день назад, восстанавливаться и снова разрушаться. Солнце способно лишь менять яркость или высоту над горизонтом, Луна же каждый день становится иной. Кстати, эта ее особенность послужила причиной того, что все первые земные календари не солнечные, а лунные.

Древние мифы о Луне

Луна в мифах наделена необычными качествами и дарами. Она может выглядеть то как юная красавица, то как зрелая матрона, то как носатая старуха. Она может быть видимой или сокрытой. Она рождается, умирает и снова возрождается из темноты.

  • Одни народы именовали ее глазом бога,
  • другие видели в ней волшебный шар,
  • третьи (австралийские мифы) - бумеранг, который то приближается, то удаляется в темном небе.

На Луне, согласно мифам, произрастают странные и целительные растения, там стоят дворцы невиданной красоты и живут необычайные существа и бессмертные герои...

Цивилизация быстро приходит к одичанию, если меняется строй ее жизни. Отнимите у современного человека его игрушки - машины, компьютеры, ядерную или электрическую энергию, и правнуки программистов и пиарщиков скатятся в дикость. А о прежнем прадедовском времени они сохранят мифы.

По одному из таких мифов герой эпоса Нил Сильная Рука со товарищи летал на стальной птице к Луне. Один дикий народ назовет цель полета - за бессмертием, которое таится в лунном камне.

Нил Сильная Рука добыл лунный камень и привез на родину, после чего жил долго и счастливо. Другой дикий народ будет утверждать, что этот герой обратился птицей - орлом, чтобы склеивать Луну, но смог отклевать только крохотный кусочек, а третий дикий народ будет рассказывать техногенную сказку о санях-самоездах и коврах-самолетах, которые перевозили героя-путешественника с Земли на Луну и обратно, снабжая по пути питанием со скатерти-самобранки.

И будет этот герой облачен в костюм, сверкающий, как серебро, а назад возвратится с расколдованной принцессой или побежденной лунной девой...

Вы не узнаете

  • ни настоящего имени нашего реального героя (Нил Армстронг),
  • ни его фантастического одеяния (обычный скафандр),
  • ни технических средств (космического корабля, луноходов, баллонов с воздухом и прочего оборудования),
  • ни способа питания (специально приготовленные и упакованные продукты),
  • ни цели путешествия (исследование Луны).

Так что же удивляться, если прежнее знание растворилось в мифах и стало непонятным? Нужно удивляться, что иногда через миф мы можем увидеть вполне научную истину!

Древние мифы и наука о Луне

Посмотрим, какое взаимодействие имеют древние мифы и наука. В нашей традиции, опирающейся на античность и христианство, которое в свою очередь выросло на иудейской культуре и модели восприятия мира (а если смотреть шире, так и на общем индоевропейском пласте истории), Луна сама есть творение Бога или богов.

Она оказывает влияние на людей, но не она их сотворила. Человек в этой традиции служит предметом воздействия различных внешних сил (богов) для их собственных нужд, часто - предметом противоречивых влияний Солнца и Луны.

Кстати, эти влияния описывают мифы по всему земному шару, поскольку солнечные и лунные воздействия на человека наиболее ощутимы. Они ярко выражены, и их легко заметить. На самом деле, как вы увидите в дальнейшем, в этом понимании заложена истина. Мы действительно, как и все живые существа, подчиняемся разным природным и планетарным ритмам.

Древние мифы и наука. Наука долго не хотела признавать очевидного. Продолжительное время считалось, что планета на планету, звезда на планету влияют, а планеты или звезды с человеком ничего подобного не делают. Научные сведения о Луне еще век назад касались только ее астрономических характеристик, все остальное отбрасывалось как миф.

Даже воздействие Луны на гравитацию Земли, совершенно очевидное любому жителю морского побережья, старались не замечать, относя к области мифологии. А почему не хотели? Да потому, что любая связь действительно существующих вещей с мифами для науки неочевидна, пока не доказана математически.

Луна в древних научных трактатах

Мифы - это особый род сведений, которые трудно рассмотреть с первого взгляда, а, например, древние книги индусов - это еще более сложная и разветвленная мифологическая система.

Что вы сможете сказать о целом «сериале» сведений о древних войнах между богами и развитыми цивилизациями, которые сохранились в индийских трактатах, где есть целые пласты сюжетов, которые не поддаются той научной трактовке, которую мы привыкли применять к историческому материалу?

Там, между прочим, рассказывается об очень-очень странных вещах. О том, например, что в древнюю эпоху на земле шли страшные и разрушительные войны с применением испепеляющего целые районы оружия. О том, что в эти войны была вовлечена Луна. О том, что существуют разнообразные летательные аппараты, на которых перемещались продвинутые асуры.

Трактаты приводят многостраничные описания военной техники, которые ставят в тупик исследователей-гуманитариев, но очень хорошо понимаются военными специалистами по ядерному оружию. С нашей точки зрения, это мифы. Но внутри этих мифологически обработанных сведений заключена целая неизведанная планета.

Может, именно поэтому мы способны расшифровать легенды ненцев или коряков, но с более сложными моделями уже начинаем сомневаться в точности собственного анализа.

Луна в египетских мифах

Лунные мифы в том же Египте, странные и непонятные нам папирусы, особые способы продвижения души умершего в потусторонний мир - это тоже на самом деле пока «терра инкогнита», там мы постоянно блуждаем в поисках истины. И чем сложнее культура, тем труднее адекватно ее понять.

Сделаем исторический экскурс, как рассматривалась Луна в египетских мифах. Очевидно, стоит пристально посмотреть на Египет и знания его жрецов. Греческое соотнесение Луны с царством мертвых связано и с египетскими мистериями. Египтяне имели несколько лунных божеств, а также богов и богинь, несущих черты лунного культа.

От древнего египетского пантеона остались в более позднем (который хорошо изучен) всего лишь отголоски. Но известно, что первоначально управителями египетского мира были лунные боги и первым календарем был лунный, только потом им на смену пришли бог Солнца Ра и солнечный календарь.

Знания о Луне - это отголосок лунных культов и древних знаний, когда мифы были историей, а магия - наукой. Если этого не понять, то нельзя объяснить хотя бы такого факта, что им было известно соотношение массы Земли и Луны, причем это величины, близкие к современным. А ученые высчитали это соотношение адекватно лишь век тому назад.

Какой предстает Луна в греческих мифах

Сделаем исторический экскурс, как рассматривалась Луна в греческих мифах. В мифах мы, конечно, не найдем ни расчета лунной орбиты, ни определения массы или величины Луны. Но в древности и научные знания были тоже невероятно мифологизированы. Самая «правильная» в научном отношении Греция может служить прекрасной иллюстрацией того, как причудливо переплелись мифы и научные догадки.

Создание Луны греки приписывали Зевсу, который, по словам легендарного Орфея, «смастерил и иную землю, безграничную, кою Селеной зовут бессмертные, а земные человеки - Меной. Много на ней гор, много городов, много жилищ». Селена и Мена - это греческие названия Луны.

За «жилища» греки принимали многочисленные лунные цирки - кратеры характерной округлой формы, хорошо заметные с Земли. В эпоху городов-государств лунные кратеры очень напоминали грекам земные города, обнесенные защитными стенами. По мнению греков, на Луне водятся страшные чудовища, одно из которых как-то сорвалось с Луны и упало на Землю.

Речь идет о знаменитом Немейском льве, которого победил неукротимый Геракл. Это чудище было заковано в броню и причинило людям немало бед. В мифах лунного льва называют демоном Селены. Между прочим, и в далеком Китае тоже есть мифы о чудищах с Луны.

Уфологи видят в описании этих страшных монстров реальные механические объекты, созданные инопланетянами. Впрочем, описание этих монстров вполне располагает к такому толкованию. Очень уж они похожи на разного рода машины. Но мы слегка отклонились от темы. Вернемся к древним грекам.

Греческие философы о Луне

Философов Древней Эллады очень интересовало, из каких пород сложена Селена. Философ Эпименид называл ее «горной землей», с ним соглашался и Фалес: Луна состоит из земли, то есть ничем от Земли не отличается. Пифагор именовал Луну «небесной землей», но что он имел в виду - мы достоверно не знаем: обычно под «землей» он подразумевал твердое вещество, то есть все, что не является водой, воздухом или огнем (по мнению древних греков, мир сформирован четырьмя стихиями).

О том, как пристально греки изучали Луну, можно судить по тому факту, что известный философ Анаксагор создал лунную карту, на которой были изображены горы, холмы, города, ущелья, впадины и даже овраги. От карты остались только описания. Но Плутарх утверждает, что она существовала. А Плутарху в этом вопросе можно доверять.

Кстати, Анаксагор был убежден, что Луна не имеет воды, а те впадины, которые потом средневековые астрономы нарекли морями, он называл сухими, то есть уровень знаний Анаксагора гораздо ближе к реальности, чем домыслы европейских ученых Средних веков. Считается, что эти знания были получены греками от египетских жрецов, которые хранили в своих храмах некие древние записи.

Луна и царство мертвых

Луна в греческих мифах. Известный древний ученый-астроном Птолемей составил описание лунной поверхности, запечатленное затем в трудах Плутарха. Луна считалась обителью мертвых, жилищем богини Персефоны, которая была дочерью Деметры и женой Аида, зиму проводила в подземном царстве, а летом появлялась среди живых.

Эта возрождающаяся, как природа, Персефона и владела царством мертвых, расположенным на Луне, которая, как говорит Плутарх, «граничит с полями Аида», то есть в небытии, по ту сторону жизни. «У эллинов говорится о богах, но не все правильно.

Так, например, хотя они дают правильные имена Деметре и Коре, они неправильно думают, будто оба эти божества пребывают совокупно в одном и том же месте. Ибо Деметра находится на земле и правит земными делами, а Кора помещается на Луне и властвует над делами Луны.

Она именуется и Корой, и Персефоной. Персефоной, как светоносная, Корой потому, что мы обозначаем этим словом зрачок глаза, отражающий лицо смотрящего, подобно тому, как на Луне отражается свет солнца. В рассказах о странствованиях и взаимных поисках этих богинь в виде загадки содержится истина; ведь, будучи разлучены, они стремятся друг к другу и часто соединяются в тени.

И не ложь, что Кора бывает то в небе и на свету, то во мраке и ночи; ошибка только в исчислении времени. Не по шесть месяцев, а раз в шесть месяцев мы видим, что земля, как мать, объемлет ее тенью, и лишь изредка это случается с ней раз в пять месяцев, так как ей нельзя оставить Аид, которому она служит пределом, на что намекнул и Гомер, сказав: „в Елисейские поля и пределы земли".

Там, где прекращает распространяться тень земли, он положил конец и предел земли. В эти поля не восходит никто злой и неочищенный; а добрые, перенесенные туда после кончины, ведут весьма легкую, хотя не блаженную и не божественную жизнь, пребывая там до второй смерти».

По словам Плутарха, лунная география похожа на земную, там есть свои горы и свои впадины. В одной из самых крупных впадин Птолемей расположил жилище Гекаты (одна из ипостасей Луны, связанная с магией; по преданию, Геката способна вызывать души мертвых), поскольку Луна - это обитель мертвых.

Кроме того, там Птолемей поместил еще и два ущелья, очень глубоких и длинных, по которым перемещаются души мертвецов с одной стороны Луны на другую. (По словам Плутарха: «Наибольшую из них [впадин] называют „укрытие Гекаты".

Там наказуемые души требуют и получают воздаяние за то, что они претерпели или совершили, ставши уже демонами. А два длинных [углубления] называются Вратами, ибо через них души переправляются то на сторону Луны, обращенную к небу, то опять на сторону, обращенную к земле. Обращенная к небу сторона Луны называется „Елисейскими полями", а обращенная сюда - „противоземной Персефоной"».)

Считается, что, изображая перемещения душ по узким расселинам, Птолемей пытался описать колебания Луны относительно своей оси, или либрации (смещения), благодаря которым Луна показывает нам иногда (правда, очень незначительно) часть невидимого с Земли полушария.

Ущелья, которые упоминает Птолемей, ныне именуются Морем Изобилия и Морем Нектара. Сама же либрация после Птолемея долго считалась домыслом и была заново открыта только Галилеем. Увидеть это явление без телескопа нереально, поэтому встает закономерный вопрос: откуда мог знать о либрациях Птолемей?

И вопрос этот ставит нас в тупик, ибо принято считать, что древние греки не знали телескопа. А если знали? А если они наследовали знания от погибшей более древней цивилизации? Вопрос этот оставим открытым.

Греки знали о Луне больше нас?

В описании лунной поверхности Птолемеем немало странного. Например, он упоминает о том, что вершины гор на Луне плоские и гладкие. Он пишет о цирках с плавными, сглаженными стенами. Но астрономы XIX века, уже имевшие телескопы, думали, что цирки имеют острые зубцы.

И если вы откроете любую из книг того времени, то лунные горы изображены с высокими зубцами, с острыми гранями. Только картинки с Луны, переданные на Землю спутниками, и фотографии, которые привезли астронавты, подтвердили правоту Птолемея: горы сглаженные, засыпанные слоем разрушенной метеоритами породы. Есть еще интересная деталь: по Птолемею, вокруг кратеров расположены узкие пурпуровые пояса. Долгие века над пурпуровыми поясами насмехался весь просвещенный научный мир. Еще бы: пурпуровые пояса в телескоп никто не наблюдал.

Однако, когда астронавты посетили Луну, они увидели... пурпуровые пояса. Это метровой ширины полосы, идущие по всей окружности цирков. Откуда бы знать о такой детали Птолемею? Плутарх упоминал, что ему показали рукописи, спасенные из разрушенного Карфагена. Этими рукописями пользовался и сам Птолемей...

Луна в китайских и японских мифах

Сделаем исторический экскурс, как рассматривалась Луна в китайских и японских мифах. Большинство китайских и японских мифов называют Луну «Принцессой Лунного Лавра». Этот мифический лавр якобы произрастает на Луне рядом с Лунным дворцом, в котором обитают небожители.

С развитием в этих восточных странах буддизма Луна получила имя светоча истины. Буддисты Китая и Японии считали, что лунный свет озаряет дорогу и служит маяком для каждого, кто стремится постичь смысл существования и завершить череду перерождений.

В мировоззрении китайцев и японцев Луна и Солнце являются единым целым, составляющим две половины космического начала. Луна, как женское начало, олицетворяет инь (холод - тьма - женственность - податливость) в противоположность мужскому началу ян - Солнцу, олицетворению силы и энергии (тепла - света - движения - напряжения).

Поэтому Луна-инь - это тьма и смерть, а Солнце-ян - свет и жизнь. Но как земного неба нельзя представить без Солнца или Луны, так и жизнь не существует без смерти. Они плавно перетекают одно в другое, образуя фигуру дэн (известную в виде соединения инь и ян).

Древние китайцы верили, что Луна состоит из призрачного и очень нестойкого вещества - водного эфира, напоминающего по своим качествам туман. Поскольку противопоставлением активности и зноя служат холод и бездействие, Луне приписывали такие качества, как печаль, одиночество, созерцательность, любовное томление.

Поэтому лунная красота - это красота отказа от земной жизни, надежд, права на счастье. В литературе и театре появился даже особый стиль - саби, обозначающий произведения, созданные в духе отрешенности от мирской жизни и суеты, то есть своего рода элегические творения, созданные по лунному образцу красоты.

В поэзии это стихотворения, повествующие об уединении человека, его отстраненности, душевных переживаниях, окрашенных легкой дымкой грусти, в прозе и драматургии - истории о вечной любви разлученных людей. Считалось, что это высший принцип красоты и воспитания духа.

Китайские и японские мифы о Луне

О Луне в Юго-Восточной Азии существует немало легенд. Например, предания народности тай, живущей в Южном Китае, рассказывают о некоем правителе, который вышел из большого яйца, упавшего с Луны в море.

По легенде, он правил этим народом много лет, был справедлив, учил людей астрономии, ввел законы, запрещающие делать дурные поступки, разграничил понятия добра и зла. Даже в наши дни его вспоминают как самого бескорыстного правителя этого народа. Вообще повествования о «героях с Луны», спустившихся на Землю в серебряном или золотом яйце, - это целый пласт мифологических сказаний на всем азиатском Востоке.

И об этих легендах мы еще будем упоминать. Пока же запомним только то, что Луна в этой мифологии обозначается как место, откуда людям были дарованы справедливость и знания. Нередко эти же народы связывали Луну с возможностью обретения богатства.

Известно, что на протяжении веков в исторических хрониках основатели многих китайских династий объясняли происхождение своего богатства так. Кто-то из их предков отправился в путешествие на Луну, где золота видимо-невидимо.

Обитателям Луны пришельцы с Земли очень понравились, поэтому, когда они засобирались домой, были одарены золотыми и серебряными слитками, а также волшебными предметами. Именно на Луне китайцы помещают место обитания трехногой жабы, одного из самых сильных символов материального достатка.

Считается, что легендарный китайский император Мин Хуан подружился с обитателями Луны. От них он получил не только богатые дары, но и новые знания, в частности овладел игрой на флейте.

Когда он вернулся на землю, то обучил своих приближенных мелодии для флейты, которая так полюбилась ему в лунных чертогах. Эту мелодию придворные музыканты не преминули записать. Так, по преданию, родилась в Китае первая музыкальная пьеса.

Луна в корейских и индийских мифах

Сделаем исторический экскурс, как рассматривалась Луна в корейских и индийских мифах. В ближней Китаю Корее Луна тоже занимала ведущее место в космогонической мифологии. Считалось, что Луна страшно тверда и холодна, то есть, иными словами, это огромный ледяной шар.

В космосе живет пес по имени Пулькэ. Каждый месяц этот пес стремится украсть Луну, но ему никак не удается ухватить ее зубами - Луна выскальзывает из пасти.

Псу иногда удается отгрызть от нее кусочки, но даже когда он ее полностью измельчает, все равно она вскоре возвращается на свое место. И пес начинает охоту снова. Это своего рода корейский миф о Сизифе. Только пес занимается своим бессмысленным трудом не из-за божественной кары, а в силу глупости и алчности.

Луна в корейских и индийских мифах. В расположенной неподалеку Индии мудрецы тоже считали, что Луна необычайно холодна. Когда герой «Рамаяны» Равана решает отправиться в космическое путешествие, то его члены сковывает ледяным холодом по мере приближения к ночному светилу.

Придание Луне качества невероятного холода ничуть не мешало индийцам считать Луну мерилом красоты. Именно в Индии, а также странах Юга Азии лица красавиц было принято сравнивать с Луной. Луноликими называет их древняя поэзия. В славянской древней литературе мы также сталкиваемся с соотнесением красоты юноши или девушки с Луной.

Девушки имеют "луноподобные" лица, юноши схожи красотой с молодым месяцем. Эта традиция связывания красоты с Луной характерна для многих европейских и азиатских народов.

Древнеегипетский миф

Богом времени и богом Луны был Тот - наместник бога Ра. Когда Ра спускался на своей ладье по Небесному Нилу к Западным горам и начинал плавание по Подземному Нилу, Тот, приняв облик Луны, отправлялся по его пути по Небу. Медленно и задумчиво вершил он свой круг по небесному пути.

Бог Луны Тот был также богом мудрости и покровителем ученых.

Древнегреческий миф

Селена - дочь титана Гипериона и Тейи - была сестрой Гелиоса. Когда богиня Никто (Ночь) набрасывает на Землю свое черное покрывало, все окутывается непроницаемым мраком. Только звезды, словно испугавшись темной ночи, трепещут и испускают бледный свет. Их много, они усеяли все Небо, но они бессильны прогнать ночной мрак, поглотивший всю Землю. И вот на востоке появляется слабое нежное сияние. Оно понемногу усиливается, словно даль поднебесную охватывает пламя... Через некоторое время на востоке на горизонте начинает подниматься величественная богиня Луны - Селена. Спокойно стоит она в своей золотисто-красной колеснице, которую медленно влекут по небу виторогие быки. От ее желто-золотистых одежд и от лунного серпа над ее челом на заснувшую Землю льется нежный серебристый свет, который прогоняет ночной мрак.

Пройдя свой небесный путь, Селена спускается на колеснице в глубокую пещеру, находящуюся в горах Латум вблизи Карий. Там лежит погрузившийся в вечный сон сын Зевса Эндимион. Селена влюблена в Эндимиона. Она тихо склоняется над ним, гладит его голову, ласкает его лицо и шепчет самые нежные любовные слова. Но Эндимион не чувствует ее ласк. Поэтому Селена всегда грустна и таким же грустным светом освещает по ночам Землю.