Основные мотивы лирики а блока кратко. Блок – жизненный и творческий путь; основные темы творчества (образ России и лирической героини)

Уже современники заметили, как часто повторяются в лирике Блока несколько ключевых слов. Так, К.И.Чуковский писал, что излюбленные слова раннего Блока - «туманы» и «сны». Наблюдение критика соответствовало профессиональным «наклонностям» поэта. В «Записных книжках» Блока есть такая запись: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение». Для всего корпуса лирики Блока характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций. Они, эти образы и слова, наделяются не только словарными значениями, но и дополнительной смысловой энергией, впитывают новые семантические оттенки из ближайшего словесного окружения. Но не только контекст конкретного стихотворения определяет семантику таких слов-сигналов. Решающим для формирования значений отдельных слов в творчестве Блока оказывается цельный корпус его лирики.

Можно, конечно, прочитать и как-то понять любое отдельное стихотворение Блока. Но чем больше его стихов мы читаем, тем богаче становится восприятие каждого стихотворения, потому что каждое произведение излучает «заряд» собственного смысла и одновременно «заряжается» смыслом других стихотворений. Благодаря сквозным мотивам лирика Блока приобрела очень высокую степень единства. Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как единое произведение - как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечения».

С чем же связана такая позиция автора множества прекрасных лирических стихотворений? Прежде всего с тем, что в центре его лирики - сама личность современного человека. Именно личность в ее отношениях со всем миром (и социальным, и природным, и «космическим») составляет ядро проблематики поэзии Блока. Такая проблематика до Блока традиционно воплощалась в жанре романа. Вспомним, что в качестве жанрового обозначения «Евгения Онегина» А.С.Пушкин использовал словосочетание «роман в стихах». В стихотворном романе Пушкина - отчетливый, хотя и незавершенный сюжет, многогеройная композиция персонажей, множество внесюжетных элементов, позволявших автору свободно «отступать» от повествовательных целей, «напрямую» обращаться к читателю, комментировать сам процесс создания романа и т.п.

В лирическом «романе» Блока тоже есть своеобразный сюжет, но не событийный, а лирический - связанный с движением чувств и мыслей, с разворачиванием устойчивой системы мотивов. Если содержание пушкинского романа во многом определяется меняющейся дистанцией между автором и героем, то в блоковском лирическом «романе» такой дистанции нет: личность Блока и стала героем «трилогии вочеловечения». Вот почему по отношению к нему в литературоведении используется категория «лирического героя». Впервые этот термин, сегодня широко используемый и по отношению к творчеству других лириков, появился в работах замечательного литературоведа Ю.Н.Тынянова - в его статьях о поэзии Блока.

Теоретическое содержание категории «лирический герой» - синтетический характер субъекта лирического высказывания: в местоименной форме «я» неразделимо сливаются мировоззренческие и психологические качества биографического «автора» и разнообразные «ролевые» проявления героя. Можно сказать об этом иначе: герой блоковской лирики может представать иноком или безымянным воином из стана Дмитрия Донского, Гамлетом или посетителем пригородного ресторана, но всякий раз это воплощения одной души - одного мироощущении, одного способа мышления.

Введение нового термина было вызвано тем, что «самой большой лирической темой» Блока, по словам Тынянова, стала сама личность поэта. Вот почему при всем разнообразии тематического материала, составляющего «предметный» фон блоковского «романа», лирическая трилогия от начала до конца остается моно-центричной. В этом отношении цельный корпус блоковской лирики можно сравнить с такими образцами прозаических моноцентрических романов, как «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова и «Доктор Живаго» Б.Л.Пастернака. Для всех трех художников важнейшей категорией художественного мира была категория личности, а сюжетно-композиционные особенности их произведений прежде всего подчинены задаче раскрытия мира личности.

Какова внешняя композиция блоковского «романа в стихах»? Поэт делит его на три тома, каждый из которых обладает идейно-эстетическим единством и соответствует одному из трех этапов «вочеловечения». «Вочеловечение» - слово из богословского лексикона: в христианской традиции оно обозначает явление Сына Человеческого, воплощение Бога в человеческом облике. Важно, что в поэтическом сознании Блока образ Христа связан с идеей творческой личности - художника, артиста, всей своей жизнью служащего пересозданию мира на основах добра и красоты, совершающего подвиг самоотречения ради осуществления этих идеалов.

Путь такой личности - лирического героя романа - стал основой сюжета трилогии. В рамках каждого из трех этапов общего движения - множество частных эпизодов и ситуаций. В прозаическом романе, как правило, конкретный эпизод составляет содержание главы, в лирическом романе А.Блока - содержание стихотворного цикла, т.е. нескольких стихотворений, объединенных общностью ситуации. Для «романа пути» вполне естественно, что самой распространенной оказывается ситуация встречи - встречи лирического героя с другими «персонажами», с разнообразными фактами и явлениями социального или природного мира. На пути героя - реальные преграды и обманчивые миражи «болотных огней», соблазны и испытания, ошибки и подлинные открытия; путь изобилует поворотами и перекрестками, сомнениями и страданиями. Но главное, что каждый последующий эпизод обогащает героя духовным опытом и расширяет его кругозор: по мере движения пространство романа расширяется концентрическими кругами, так что в конце пути взор героя объемлет пространство всей России.

Помимо внешней композиции, определяемой делением на книги (тома) и разделы (циклы), трилогия Блока организована и более сложной внутренней композицией - системой мотивов, образными, лексическими и интонационными повторами, связывающими отдельные стихотворения и циклы в единое целое. Мотив, в отличие от темы, - категория формально-содержательная: мотив в поэзии служит композиционной организации множества отдельных стихотворений в ощутимое лирическое целое (генетически термин «мотив» связан с музыкальной культурой и поначалу использовался в музыковедении. Впервые зафиксирован в «Музыкальном словаре» (1703) С. де Броссара).

Поскольку прямые сюжетные связи между стихотворениями отсутствуют, мотив восполняет композиционную цельность стихотворного цикла или даже всей лирики поэта. Он создается многократно повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими ситуациями и образами (метафорами, символами, цветовыми обозначениями). Ассоциативный пунктир, прочерчиваемый в лирике поэта благодаря этим повторам и вариациям, выполняет структурообразующую функцию - объединяет стихотворения в лирическую книгу (эта роль мотива стала особенно важной в поэзии XX века).

Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии - первого этапа пути поэта - «Стихи о Прекрасной Даме». Именно эти стихи до конца жизни оставались для Блока самыми любимыми. Как известно, в них отразились любовный роман молодого поэта с будущей женой Л.Д.Менделеевой и увлечение философскими идеями В.С.Соловьева. В учении философа о Душе мира, или Вечной Женственности, Блока привлекала мысль о том, что именно через любовь возможно устранение эгоизма, единение человека и мира. Смысл любви, по Соловьеву, состоит в обретении личностью идеальной цельности, которая приблизит человека к высшему благу - «абсолютной солидарности», т.е. слиянию земного и небесного. Подобная «высокая» любовь к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно суметь прозреть ее небесную природу.

«Стихи о Прекрасной Даме» принципиально многоплановы. В той мере, в какой они говорят о реальных чувствах и передают историю «земной» любви - это произведения интимной лирики. Но «земные» переживания и эпизоды личной биографии в лирическом цикле Блока важны не сами по себе - они используются поэтом как материал для вдохновенного преобразования. Важно не столько увидеть и услышать, сколько прозреть и расслышать; не столько рассказать, сколько поведать о «несказанном». «Способ восприятия» мира и соответствующий ему способ символизации в поэзии Блока этого времени - это способ всеобщих, универсальных аналогий и мировых «соответствий», - отмечает известная исследовательница Л.А.Колобаева.

Каковы же эти аналогии, каков символистский «шифр» ранней лирики Блока? Вспомним, что такое символ для поэтов блоковского поколения. Это особый тип образа: он нацелен не на воссоздание явления в его материальной конкретности, но на передачу идеальных духовных начал. Составные части такого образа отчуждены от бытовых условий жизни, связи между ними ослаблены или опущены. Символический образ включает в себя элемент тайны: эту тайну нельзя логически разгадать, но можно вовлечь в интимное переживание, чтобы интуитивно проникнуть в мир «высших сущностей», прикоснуться к миру божества. Символ не просто многозначен: он включает два порядка смыслов, на равных началах свидетельствует о реальном и сверхреальном.

Сюжет «Стихов о Прекрасной Даме» - это сюжет ожидания Встречи с возлюбленной. Эта Встреча преобразит мир и героя, соединит землю с небом. У частники этого сюжета- «он» и «она» . Драматизм ситуации ожидания - в противопоставлении земного и небесного, в заведомом неравенстве лирического героя и Прекрасной Дамы. В их отношениях возрождается атмосфера средневекового рыцарства: предмет любви лирического героя вознесен на недосягаемую высоту, поведение героя определяется ритуалом самозабвенного служения. «Он» - влюбленный рыцарь, смиренный инок, готовый к самоотречению схимник. «Она» - безмолвная, невидимая и неслышимая; бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя.

Поэт широко использует прилагательные с семантикой неопределенности и глаголы с семантикой безличности или пассивного созерцания: «неведомые тени», «нездешние видения», «непостижимая тайна»; «вечер придвинется», «все узнается», «жду», «слежу», «гадаю», «направляю взор» и т.п. Литературоведы часто называют первый том лирики Блока «стихотворным молитвенником»: в нем нет событийной динамики, герой застывает в коленопреклоненной позе, он «молча ждет», «тоскуя и любя»; ритуальность происходящего поддержана образными знаками религиозного служения - упоминаниями лампад, свечей, церковной ограды, - а также господством белого, алого и золотого цветов в живописной палитре.

Основной раздел «Стихов о Прекрасной Даме» был в первом издании (в форме лирического сборника) назван «Неподвижность». Однако внешняя малоподвижность лирического героя компенсируется драматической сменой его настроений: светлые надежды сменяются сомнениями, ожидание любви осложняется боязнью ее крушения, нарастают настроения несовместимости земного и небесного. В хрестоматийном стихотворении «Предчувствую Тебя...» наряду с нетерпеливым ожиданием звучит важный мотив боязни Встречи. В миг воплощения Прекрасная Дама может превратиться в греховное создание, а ее нисхождение в мир - оказаться падением:

Весь горизонт в огне, и близко появленье.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

Особой напряженностью отмечен завершающий первый том цикл «Распутья». Светлая эмоциональная атмосфера влюбленного ожидания уступает место настроениям недовольства собой, самоиронии, мотивам «страхов», «смехов», тревог. В поле зрения героя попадают приметы « повседневности »: быт городской бедноты, людское горе («Фабрика», «Из газет» и др.). «Распутья» предвосхищают важные перемены в судьбе лирического героя.

Эти перемены отчетливо проявились во втором томе лирической трилогии. Если первый том лирики определялся мотивами ожидания Встречи и высокого служения, то новый этап лирического сюжета связан прежде всего с мотивами, погружения в жизненные стихии, или, используя формулу самого Блока, «мятежа лиловых миров». Сознание лирического героя обращено теперь к непридуманной жизни. Она является ему в стихиях природы (цикл «Пузыри земли»), урбанистической цивилизации (цикл «Город») и земной любви («Снежная маска»), В конечном счете череда встреч героя со стихиями приводит его к встрече с миром действительности. Изменяется само представление героя о сущности мира. Общая картина жизни резко усложняется: жизнь предстает в дисгармонии, это мир множества людей, драматических событий, борьбы. Важнее всего, однако, что в поле зрения героя теперь - национальная и общественная жизнь страны.

Второй том лирики, соответствующий второму периоду творчества поэта, - самый сложный по структуре мотивов и многообразию интонаций (трагических и иронических, романтических и «балаганных»). Стихия - ключевой символ второго тома лирики. Этот символ в сознании поэта близок тому, что он называл «музыкой», - он связан с ощущением глубинной творческой сути бытия. Музыка в представлении Блока пребывает в природе, в любовном чувстве, в душе народа и в душе отдельного человека. Близость к стихиям природы и народной жизни обеспечивает человеку подлинность и силу его чувств. Однако сближение с многообразными стихиями становится для героя не только залогом наполненности жизни, но и серьезнейшим нравственным испытанием.

Стихия не существует вне земных воплощений. Крайними воплощениями «земного» начала становятся в лирике поэта персонажи народной демонологии из цикла «Пузыри земли» (чертенята, колдуны, ведьмы, русалки), одновременно влекущие и пугающие. Среди «ржавых болот» постепенно исчезают былые порывы ввысь, к золоту и лазури: «Полюби эту вечность болот:/ Никогда не иссякнет их мощь». Пассивное растворение в стихиях может обернуться самодовлеющим скепсисом, забвением идеала.

Меняется и облик героини любовной лирики - Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой, неотразимо-притягательной «посюсторонней» женщиной, шокирующей и одновременно очаровательной. В знаменитом стихотворении «Незнакомка» (1906) контрастно соотнесены «низкая» действительность (дисгармоничная картина пригорода, компания завсегдатаев дешевого ресторана) - и «высокая» мечта лирического героя (пленительный образ Незнакомки). Однако ситуация не исчерпывается традиционным романтическим конфликтом «мечты и действительности». Дело в том, что Незнакомка одновременно и воплощение высокой красоты, напоминание о сохранившемся в душе героя «небесном» идеале, - и порождение «страшного мира» реальности, женщина из мира пьяниц «с глазами кроликов». Образ оказывается двуликим, он строится на соединении несоединимого, на «кощунственном» совмещении прекрасного и отталкивающего.

По мнению Л.А.Колобаевой, «двуплановость теперь иная, чем в «Стихах о Прекрасной Даме». Там образное движение направлено на то, чтобы в видимом, земном, человеческом, в любви прозреть чудо, нечто бесконечное, божественное, от «вещей» подняться «ввысь», к небу... Теперь двойственность образа не мистически возвышающая, а, напротив, развенчивающая, горько-отрезвляющая, ироническая». И все же эмоциональный итог стихотворения - не в сетованиях на иллюзорность красоты, а в утверждении ее тайны. Спасение лирического героя - в том, что он помнит - помнит о существовании любви безусловной («В моей душе лежит сокровище,/ И ключ поручен только мне!»).

Стихотворения Блока с этих пор часто строятся как исповедь о том, что сквозь «мерзости» переживаемого дня пробивается - либо укором и сожалением, либо болью и надеждой - память об идеале. «Попирая святыни», лирический герой Блока жаждет верить; бросаясь в вихрь любовных измен, - тоскует о любви единственной.

Новое мироощущение лирического героя повлекло за собой изменения в поэтике: резко возрастает интенсивность оксюморонных сочетаний, особое внимание уделяется музыкальной выразительности стиха, метафоры последовательно развиваются в самостоятельные лирические темы (один из характернейших образцов такого «плетения» метафор - стихотворение «Снежная завязь»). Вот как высказывался об одном из циклов второго тома («Снежная маска») Вяч. И.Иванов - крупнейший теоретик среди символистов 1900-х гг.: «По-моему, это апогей приближения нашей лирики к стихии музыки... Звук, ритмика, ассонансы пленительны; Упоительное, хмельное движение, хмель метели... Дивная тоска и дивная певучая сила!».

Однако мир стихий способен полонить лирического героя, прервать его движение. Блок ощущает необходимость искать какие-то новые пути. В самом многообразии стихий необходим выбор. «Не значит ли понять все и полюбить все - даже враждебное, даже то, что требует отречения от самого дорогого для себя, - не значит ли это ничего не понять и ничего не полюбить? » - пишет он в 1908 г. Возникает потребность приподняться над стихийностью. Итоговым разделом второго тома трилогии стал цикл « Вольные мысли», знаменующий решающий переход к трезвому и четкому отношению к миру. Что же выносит лирический герой из опыта приобщения к стихиям? Главное - это мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга. От «антитезы» безверия и субъективности герой возвращается к вере, но его вера в идеальное начало жизни наполняется новыми смыслами по сравнению с ранней лирикой.

Одно из принципиальных стихотворений второго тома - «О, весна без конца и без края...». В нем развивается один из важнейших мотивов лирики Блока - «и отвращение от жизни, и к ней безумная любовь». Жизнь открывается лирическому герою во всей неприглядности («томления рабьих трудов», «колодцы земных городов», «плач», «неудача»). И все же реакция героя на все проявления дисгармонии далека от однозначного неприятия. «Принимаю» - вот волевое решение лирического героя. Но это не пассивное смирение перед неизбежностью: герой предстает в облике воина, он готов противостоять несовершенству мира.

Каким же выходит лирический герой из испытаний стихиями? Ему свойственно смело познавать жизнь, ни от чего не отрекаться, испытать все напряжение страстей - во имя полноты познания жизни, принять ее такой, какая она есть - в сопряжении «прекрасного» и «страшного» начал, но вести вечный бой за ее совершенство. Лирический герой теперь «мужественно глядит в лицо миру». «В конце пути», как писал поэт в предисловии к сборнику «Земля в снегу», для него «расстилается одна вечная и бескрайная равнина - изначальная родина, может быть, сама Россия».

В третьем томе «романа в стихах» синтезированы и переосмыслены важнейшие мотивы первых двух частей трилогии. Он открывается циклом «Страшный мир». Ведущий мотив цикла - омертвение мира современной городской цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации представлен знаменитым стихотворением «Ночь, улица, фонарь, аптека...». В орбиту этих сил духовной смерти попадает и лирический герой: он трагически переживает собственную греховность, в его душе нарастает ощущение смертельной усталости. Даже любовь теперь - чувство мучительное, оно не избавляет от одиночества, а только обостряет его. Вот почему лирический герой осознает как греховные поиски личного счастья. Счастье в «страшном мире» чревато душевной черствостью, моральной глухотой. Ощущение безысходности приобретает у героя всеохватный, космический характер:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь который раз?

Образ огромной обобщающей силы создан в заключающем весь цикл стихотворении «Голос из хора». Здесь - апокалиптическое пророчество о грядущем торжестве зла:

И век последний, ужасней всех,

Увидим и вы и я.

Все небо скроет гнусный грех,

На всех устах застынет смех,

Тоска небытия...

Вот как комментирует эти строчки сам поэт: «Очень неприятные стихи... Лучше бы было этим словам остаться не сказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

Полюс «страшного мира» вызывает в сознании лирического героя мысль о грядущем возмездии - эта мысль развивается в двух небольших циклах «Возмездие» и «Ямбы». Возмездие, по Блоку, настигает человека за измену идеалу, за утрату памяти об абсолютном. Это возмездие - прежде всего суд собственной совести.

Логическое развитие сюжета пути лирического героя - обращение к новым, безусловным ценностям - ценностям народной жизни, Родины. Тема России - важнейшая тема поэзии Блока. На одном из выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все - о России», - ответил Блок. Однако наиболее полно и глубоко эта тема воплощена в цикле «Родина».

Перед этим важнейшим в «трилогии вочеловечения» циклом Блок помещает лирическую поэму «Соловьиный сад». Поэма воссоздает ситуацию решающего распутья в сюжете лирического романа. Она организована непримиримым конфликтом, исход которого не может не быть трагическим. Композиция строится на противопоставлении двух начал бытия, двух возможных путей лирического героя. Один из них - повседневный труд на скалистом берегу, томительное однообразие существования с его «зноем», скукой, обездоленностью. Другой - завлекающий музыкой «сад» счастья, любви, искусства:

Не доносятся жизни проклятья

В этот сад, обнесенный стеной...

Поэт не пытается найти примирения «музыки» и «необходимости», чувства и долга; они с подчеркнутой суровостью разделены в поэме. Однако оба жизненных «берега» являют собой несомненные ценности для лирического героя: между ними он и блуждает (с «каменистого пути» сворачивает в соловьиный сад, но оттуда слышит призывный шум моря, «далекое рычанье прибоя»). В чем же причина ухода героя из соловьиного сада? Вовсе не в том, что он разочарован «сладкой песнью» любви. Эту чарующую силу, уводящую с «пустого» пути монотонного труда, герой не судит аскетическим судом и не лишает прав на существование.

Возвращение из круга соловьиного сада - не идеальный поступок и не торжество «лучших» качеств героя над «худшими». Это трагический, подвижнический выход, связанный с потерей действительных ценностей (свободы, личного счастья, красоты). Лирический герой не может быть удовлетворен своим решением, как не мог бы обрести духовной гармонии, останься он в «саду». Его участь трагична: в каждом из необходимых, дорогих для него миров есть своя «правда», но правда неполная, односторонняя. Поэтому не только замкнутый «оградой высокой и длинной» сад рождает в душе героя ощущение сиротства, но и возвращение к скалистому берегу не избавляет его от тоскливого одиночества.

И все же выбор сделан в пользу сурового долга. Это подвиг самоотречения, определяющий дальнейшую судьбу героя и позволяющий многое понять в творческой эволюции автора. Смысл своего пути и логику лирической трилогии Блок наиболее четко определил в одном из писем Андрею Белому: «...таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятиям, « возмездию » и... - к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру... получившего право изучать формы... вглядываться в контуры «добра и зла» - ценой утраты части души».

Выйдя из «Соловьиного сада», лирический герой трилогии расстается со «сладкой песнью» любви (важнейшая до сих пор любовная тема уступает место новой верховной ценности -- теме родины). Сразу вслед за поэмой в третьем томе «лирического романа» - цикл «Родина» - вершина «трилогии вочеловечения». В стихах о России ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны: смысловое ядро патриотической лирики Блока составляет цикл « На поле Куликовом ». Куликовская битва в восприятии поэта - символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому столь важна в этих стихах лексика с семантикой возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, / И опять, опять они кричат...»; «Опять с вековою тоскою / Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым / Взошла и расточилась мгла...». Тем самым обнажаются нити, связывающие историю с современностью.

Стихотворения строятся на противопоставлении двух миров. Лирический герой предстает здесь безымянным воином войска Дмитрия Донского. Тем самым личная судьба героя отождествляется с судьбой Родины, он готов погибнуть за нее. Но в стихах ощутима и надежда на победное и светлое будущее: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами / Степную даль».

Другой знаменитый образец патриотической лирики Блока - стихотворение «Россия» - начинается все тем же наречием «опять». Эта лексическая частность заслуживает комментария. Лирический герой трилогии уже прошел огромный путь - от неоформленных предчувствий грандиозных свершений - к ясному пониманию своего долга, от ожидания встречи с Прекрасной Дамой - к реальной встрече с «прекрасным и яростным» миром народной жизни. Но сам образ родины в восприятии лирического героя напоминает о прежних воплощениях его идеала. «Нищая Россия» наделена в стихотворении человеческими чертами. Подробности лирического пейзажа «перетекают » в портретные детали: «А ты все та же - лес да поле, / Да плат узорный до бровей». Выразительны портретные штрихи облика Руси в другом стихотворении цикла - «Новая Америка»: «Шопотливые, тихие речи, / Запылавшие щеки твои...».

Для лирического героя любовь к Родине - не столько сыновнее, сколько интимное чувство. Потому образы Руси и Жены в лирике Блока очень близки. В облике России оживает память о Прекрасной Даме, хотя эта связь логически не явлена. Предыстория лирического «я» входит в структуру стихов о Родине, а сами эти стихи ретроспективно обогащают раннюю любовную лирику Блока, подтверждают мысль поэта о том, что все его стихи - о России. «...Две любви - к единственной женщине и к единственной на земле стране, Родине - два высших божественных зова жизни, две главные человеческие необходимости, которые, по Блоку, имеют общую природу... И та, и другая любовь драматичны, в каждой свое неизбежное страдание, свой «крест», и поэт «бережно» несет его через всю жизнь...» -подчеркивает Л. А.Колобаева.

Важнейший мотив стихов о Родине - мотив пути («До боли / Нам ясен долгий путь!»). В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны «крестный» путь. Чтобы подвести итоги трилогии, воспользуемся формулой одного из крупнейших блоковедов - Д.Е.Максимова: «Путь Блока предстает... как некое восхождение, в котором «отвлеченное» становится «конкретнее», неясное - яснее, уединенное срастается с общенародным, вневременное, вечное - с историческим, в пассивном зарождается активное».

БОУ « Самсоновская средняя общеобразовательнвя школа» Омская область, Тарского района

Темы и образы ранней лирики А. Блока.

«Стихи о Прекрасной Даме»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Гапеева Раиса Николаевн


Александр

Александрович

Блок

1880 - 1921


  • познакомиться с особенностями ранней лирики поэта;
  • знать особенности поэтики А. Блока на основе произведений, вошедших в сборник “Стихи о Прекрасной Даме”;

- развивать ассоциативное мышление и навыки анализа поэтического текста.


Бегут неверные дневные тени. Высок и внятен колокольный зов. Озарены церковные ступени, Их камень жив - и ждет твоих шагов. Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь, Одетый страшной святостью веков, И, может быть, цветок весны уронишь Здесь, в этой мгле, у строгих образов. Растут невнятно розовые тени, Высок и внятен колокольный зов, Ложится мгла на старые ступени.... Я озарен - я жду твоих шагов.


2. Какое слово можно было бы добавить?

3. Кто избирал Дам сердца и в какие времена?


Символизм это литературно-художественное направление начала 20 века, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы при помощи интуиции.

Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.


Владимир Соловьёв – поэт, критик и философ, живший в конце 19 века. Особенностью его философских взглядов было стремление выразить принадлежность человека к двум мирам – земному и божественному. В поэзии эта идея выражалась символами «Вечной Женственности», «Души Мира» и т.д.


А. Блок с женой Л.Д. Менделеевой (1903)

Любовь Дмитриевна Менделеева (1898)




Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Все шесть лет об одном:

с 1898 по 1904-й,

Блок посвятил теме любви

687 стихотворений!


3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Можем ли мы выделить конкретные, земные черты облика героини ?

4. Как лирический герой именует Ту, которой посвящает это стихотворение ?

5. Называя Прекрасную Даму такими эпитетами, с каким образом сравнивает герой Прекрасную Даму?


1. Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения?

2. Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние?

3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Появляются ли, земные черты облика героини?

4. Какие «человеческие» черты можно найти в стихотворении?


  • Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного стихотворения?
  • Чем, по-вашему, объясняется страх героя?

Название

Особенности

«Вхожу я в темные храмы»

Год написания

«Я, отрок, зажигаю свечи»

Наличие конкретных черт в образе

«Предчувствую Тебя»

Восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем (основной мотив)

Мотив оптимистического ожидания Прекрасной Дамы, образ которой сливается с образом Богоматери. Прекрасная Дама – это «сон» мечта, идеал, она недосягаема. Герой очарован и дрожит в ожидании встречи.

Прекрасная Дама кажется уже вполне земной, приобретает некоторые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой, но поэт искренне верит в возможность её земного воплощения.

Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. Появляется мотив тоски, страха, тревоги. Поэт боится, что Её «привычные черты» вдруг изменятся, он не узнает своего идеала, и его мечты окажутся лишь сном.


  • Как А. Блок изображает чувство любви?
  • Какую эволюцию проходит образ Прекрасной Дамы?

Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.


Домашнее задание:

выучить стихотворение А.Блока наизусть


Творчество Александра Блока - великого поэта начала XX века - одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.

Поэзия Блока прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем - все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, - и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых "примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, - “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.

Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли (это мотив) открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земли,

Но густых рябин в проезжих селах

Красный цвет зареет издали...

Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце - и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”:

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю...

Над печалью нив моих заплачу,

Твой простор навеки полюблю...

Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери (мотив). Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни - сердце матери переполняет “золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:

Сын не забыл родную мать:

Сын воротился умирать.

Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви (мотив). Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и - сколько бы сам ни смеялся над этим - каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл - “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная Дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой - служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.

Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...

Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:

Тебе, чей Сумрак был так ярок,

Приподними небесных арок

Все опускающийся свод.

Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности - такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, - все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”.

Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с миром” - этот мотив, общий для всей лирики Блока, - необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.

Поэт,исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе - все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом:

Благословляю все, что было,

Я лучшей доли не искал.

О сердце, сколько ты любило!

О разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие, и муки

Свой горький положили след,

Но в страстной буре, в долгой скуке -

Я не утратил прежний свет...

23. Стихи «Незнакомка», «В ресторане»

Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, - незнакомкой, продажной женщиной. Рассмотрим эту эволюцию на примере двух его стихотворений: Незнакомка и В ресторане. В стихотворении Незнакомка лирический герой встречает свою возлюбленную в ресторане, она является ему в пьяных мечтах, ее образ приобрел реальные черты (кольца, вуаль). Впервые он встречает женщину в новом для него обличье. Его не радует мир, в котором она появилась: пыль переулочная, испытанные остряки, среди канав. И даже луна уже не романтический символ, и лишь бессмысленно кривится диск. Лишь с помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью, хотя давно разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни. Но образ незнакомки еще не совсем потерял таинственность. Даже ее реальные черты (девичий стан, рука в кольцах) не контрастируют резко с ее туманным, расплывчатым образом (дыша духами и туманами, она садится у окна). Под траурными перьями, за темной вуалью не видно ее лица. Множество загадок, которые надо раскрыть, пронизывают стихотворение. Что такое берег очарованный и очарованная даль? Нет прямого ответа, так символ этот многозначен. Скорее всего это своеобразная грань между реальным миром и ирреальным, между пошлостью и прекрасным, духовностью и бездуховностью, добром и злом. Резкое противопоставление двух миров находит выражение на нескольких уровнях: лексики: высокий стиль (стан, очи) с низким (кривится, торчат, пьяницы с глазами кроликов); звуковой организации (в начале сочетания согласных пвчрм, ндрстм и т.д., а потом аллитерация на л, м, н (Иль это только снится мне?) Дисгармония первой части противостоит гармонии второй. И лишь размер четырехстопный ямб остается все тем же, придает размеренность и одновременно динамичность. Лирический герой одинок (И каждый вечер друг единственный//В моем стакане отражен+) Мир, построенный на его фантазиях и переменившийся с появлением Незнакомки, рожден лишь пьяными мечтами о прекрасном. Но путь, по которому движется идеал красоты у Блока, подходит к концу. Путь был непростым: из заоблачных высот в мрак и быт земной жизни. Героиня стихотворения В ресторане, идя по ступеням вниз, на этом пути окончательно утрачивает таинство своей неземной красоты, наконец, формируются черты не только земной, но даже приземленной женщины. Из предмета поклонения и обожания она стала предметом купли продажи. Однако, незнакомка показана с сочувствием и участием. Между героиней и лирическим героем происходит любовный поединок, длящийся доли секунды, но эта любовь по силе, может быть, равна чувству,. Развивающемуся долгое время. Стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это было уже в Незнакомке: Он был или не был этот вечер? А дальше пейзажный штрих: петербургская заря желтый фонари на желтом. Северное небо, рождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире, говорит о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью, как и в Незнакомке. Лирический герой лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом говорит фраза: И этот влюблен. Но она выделяет его из толпы обожателей, незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение. Но, несмотря на это, их встреча не столько счастье, удача, сколько досадное недоразумение: он красив, умен, образован, романтичен, но это еще больше отдаляет их друг от друга. Между ними пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на час. Драма отношений усиливается (грянули, исступленно запели) и, наконец, завершвется: взоры, отражаясь в зеркалах, пошло кричат: Лови! Зеркала, отражая и дробя образ новой незнакомки, рассеивают ее красоту, уникальность гибнет, загадка исчезает. Все это происходит под соответствующую музыку: бренчит монисто пляшущей цыганки, которая не поет, а визжит о любви. Эта вакханалия звуков адресована желтой заре так круг замыкается. Она бросает свой отблеск на грешную жизнь людей. Красота погублена,. Поругана, уничтожена, растворена в желтом мире желтого города.

Рита Соловьева

Основные мотивы лирики Блока

Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как единое произведение - как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечения». В центре его лирики - сама личность современного человека. Именно личность в ее отношении со всем миром (и социальным, и природным, и «космическим») составляет ядро проблематики поэзии Блока. Личность Блока и стала героем «трилогии вочеловечения». Поэтому по отношению к нему в литературоведении используется категория «лирического героя». Впервые этот термин появился в работах литературоведа Тынянова в его статьях о поэзии Блока. По его словам, самой большой лирической темой Блока стала сама личность поэта. «Вочеловечение» - слово из богословского лексикона, обозначает явление Сына Человеческого, воплощение Бога в человеческом облике. В поэтическом сознании Блока образ Христа связан с идеей творческой личности, самоотрекающегося ради идеалов добра и красоты.

Система мотивов - образные, лексические, интонационные повторы, связывающие отдельные стихотворения и циклы в единое целое. Мотив, в отличие от темы, категория формально-содержательная. То есть мотив в поэзии служит композиционной организации множества отдельных стихотворений в ощутимое лирическое целое. Он создается многократно повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими ситуациями и образами (метафорами, цифрами, цветовыми обозначениями). Центральный цикл первого тома трилогии - «Стихи о Прекрасной Даме». В них отразился любовный роман Блока с Менделеевой и увлечение философскими идеями В.С. Соловьева. В учении философа Блока привлекала мысль о вечной женственности, о том, что через любовь возможно устранить эгоизм и объединить человека и мир. В женщине необходимо узреть ее небесную природу. Сюжет стихов «О прекрасной Даме» - это сюжет ожидания встречи с возлюбленной. Лирические герой и прекрасная дама заведомо неравны, это противопоставление земного и небесного. В их отношениях атмосфера средневекового рыцарства, она на недосягаемой высоте. Повторяющиеся мотивы - «неведомые тени», «непостижимая тайна», «все узнается», «жду», «слежу», «гадаю». Герой тоскует от любви. Образные церковные знаки - лампады, свечи, алый, белый и золотой цвета. Герой в то же время боится встречи с музой: «… Весь горизонт в огне, и близко появление. Но страшно мне - изменишь облик Ты. И резкое возбудишь подозрение, Сменив в конце привычные черты.» (Короче, все это закончилось тем, что Блок ни разу не притронулся к Менделеевой, и так ей надоел своим рыцарством, что она ушла к Белому. Это как раз говорит о том, что Блок очень буквально воспринимал и переживал свою лирику, и это было не всегда совместимо с практической жизнью.) Второй том - мотив погружения в жизненные стихии. Теперь сознание героя обращено к НЕ придуманной жизни. Стихия природы, урбанистическая цивилизация, земная любовь нашли отражение в этой лирике. Поле зрения героя - национальная и общественная жизнь страны. Стихия - ключевой символ. Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой - женщиной двух миров, напоминание об высоком идеале в мире разврата и пьяниц. Главное для Блока - мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга. Можно понять его философию на этом жизненном этапе на примере этого стихотворения: О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха - позорного нет! Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна, Чтоб мои воспаленные взоры Раздражала, пьянила весна! Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов! И встречаю тебя у порога - С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах... Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи... Но над нами - хмельная мечта! И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель - я знаю - Все равно: принимаю тебя! Третий том. Ведущий мотив - омертвение мира современной городской цивилизации. «Ночь, улица, фонарь, аптека…» - яркий пример. Герой греховен, черств, он устал. Ощущение безысходности, мысль о грядущем возмездии за измену идеалу. Новые ценности - народная жизнь, Родина. Тема России - отныне важнейшая в его творчестве. Для лирического героя любовь к Родине - интимное чувство. Образы Руси и Жены очень близки. Стихотворение «Россия» Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одной заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. Мотив пути. В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны «крестный путь».

Отрывок из поэмы "Hа поле Куликовом". Александр Блок 1. Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега. Над скудной глиной жёлтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске.............................безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы - ночной и зарубежной - Я не боюсь. Пусть ночь. Домчится. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плач... Покоя нет! Степная кобылица Несётся вскачь!

Новый этап творчества Блока связан с годами подготовки и свершений первой русской революции. В это время выходит сборник «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), создаются стихотворения, позже вошедшие в книги «Нечаянная Радость» (1907) и «Снежная маска» (1907), трилогия лирических драм («Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» — 1906). Начинается работа поэта в области критики и художественного перевода,возникают литературные связи, преимущественно в символистской среде (Вяч. Иванов, Д. Мережковский, З. Гиппиус — в Петербурге; А. Белый, В. Брюсов — в Москве). Имя Блока приобретает известность.

В 1903—1906 гг. Блок чаще и чаще обращается к социальной поэзии. Он сознательно уходит из мира лирической отъединенности туда, где живут и страдают «многие». Содержанием его произведений становится действительность, «повседневность» (хотя и истолковываемая порой сквозь призму мистики). В этой «повседневности» Блок все настойчивее выделяет мир людей, унижаемых бедностью и несправедливостью.

В стихотворении «Фабрика» (1903) тема народного страдания выходит на первый план (ранее она лишь брезжила сквозь образы городской «чертовщины» — «По городу бегал черный человек...», 1903). Теперь мир оказывается разделенным не на «небо» и «землю», а на тех, кто, скрытый за желтыми окнами, принуждает людей «согнуть измученные спины», и на нищий народ.

В произведении отчетливо звучат интонации сочувствия «нищим». В стихотворении «Из газет» (1903) социальная тема еще заметнее соединена с ярким сочувствием страдающим. Здесь рисуется образ жертвы социального зла — матери, которая не смогла вынести нищеты и унижения и «сама на рельсы легла». Здесь же впервые у Блока появляется характерная для демократической традиции тема доброты «маленьких людей».

В стихотворениях «Последний день», «Обман», «Легенда» (1904) социальная тема поворачивается еще одной стороной — рассказом об унижении и гибели женщины в жестоком мире буржуазного города.

Произведения эти очень важны для Блока. В них женское начало выступает не как «высокое», небесное, а как «падшее» на «горестную землю» и на земле страдающее. Высокий идеал Блока отныне становится неотделимым от реальности, современности, социальных коллизий.

Произведения на социальные темы, созданные в дни революции, занимают в сборнике «Нечаянная Радость» значительное место. Они завершаются так называемым «чердачным циклом» (1906), воссоздающим — в прямой связи с «Бедными людьми» Достоевского — уже вполне реалистические картины голодной и холодной жизни обитателей «чердаков».

Стихотворения, в которых господствуют мотивы протеста, «бунта» и борьбы за новый мир, первоначально также были окрашены в мистические тона («Все ли спокойно в народе?..», 1903), от которых Блок постепенно освобождался («Шли на приступ. Прямо в грудь...», 1905; «Поднимались из тьмы погребов...», 1904, и др.). В литературе о Блоке неоднократно отмечалось, что поэт ярче всего воспринимал в революции ее разрушительную («Митинг», 1905), природоподобную, стихийную сторону («Пожар», 1906). Но чем важнее становился для Блока,человека и художника, опыт первой русской революции, тем сложней и многообразней оказывались ее поэтические отображения.

Для Блока, как и для других символистов, характерно представление, что чаемая народная революция — это победа новых людей и что в прекрасном мире будущего нет места его лирическому герою и людям, близким ему по социально-психологическому складу.

Вот они далёко,
Весело плывут.
Только нас с собою,
Верно, не возьмут!

Гражданская лирика была важным шагом в осмыслении мира художником, при этом новое восприятие отразилось не только в стихотворениях с революционной темой, но и на изменении общей позиции поэта.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.