Пит Мондриан - человек, фильм и мир. Авангардный дизайн интерьера в строгих геометрических формах Мондриан в интерьере

Личной жизнью Пита Мондриана, впрочем, как и других художников никогда не интересовался, особенно после отрезанного уха Ван Гога. Оказалось зря! Судя по фильму, его категорически законченные полотна - всего-навсего "планы, фасады и разрезы" того пространства, в котором он жил и работал. Стучащие линии и пятна его живописи - отражение ритмов его любимых джаза и буги-вуги.

Для тех, кто мало знаком с "новой-пластикой" Мондриана, я выбрал эти четыре его квадрата. На мой взгляд они иллюстрируют трансформации его живописи от осознания смысла линии, пятна и цвета к пониманию взаимодействия двухмерного и трехмерного мира.

Хотя, как вы уже наверное поняли, о существовании трехмерных экспериментов Мондриана я раньше не догадывался, и вопрос о том, что такое Пит Мондриан в трех измерениях меня интересовал больше всего. Впрочем, не только меня и не только сейчас. Его современники - коллеги и друзья по группе Де Стиль оставили нам несколько потрясающих вариантов. Из них я особенно люблю дом, кресло и столик архитектора Геррита Ритфельда.


Кресло Ритфельда.

Дом Ритфельда.

Столик Ритфельда.

Пора возвращаться к фильму о Мондриане. Он стал возможен благодаря тому, что в амстердамской галерее Берлаге несколько лет назад восстановили интерьеры парижской квартиры и студии Мондриана. Восстановили тщательно и даже провели исследования оригинального лака, которым пользовался много лет назад сам Пит. Получилось совсем неплохо, на мой взгляд. Ниже вы видите оригинальные фотографии студии Мондриана 20-х годов прошлого века и несколько снимков, сделанных на экспозиции в Амстердаме.

Теперь

О ФИЛЬМЕ

По-русски он называется незамысловато "Пит Мондриан", в английском варианте - In Mondrian"s Studio. 2010 год, Франция, режиссер: Франсуа Леви-Кюнц.

Сюжет: творчество, личность и музыкальные пристрастия Мондриана в Парижский и частично в Нью-Йорский период.

В Париж Мондриан переехал в 1912 году, поселился и организовал студию в доме номер 26 на Rue du Départ, что в районе Монпарнас. Студия для Мондриана была больше, чем просто место для занятий живописью. Авторы фильма утверждают, что он использовал её пространство, чтобы сформулировать свои взгляды на отношения между живописью и архитектурой в соответствии с правилами нео-пластицизма. Черный пол и белые стены образуют основной контраст. На стенах он рисует черные, желтые, красные и изредка синие прямоугольники. Мебель и все прочие предметы комнаты, выкрашенные в аналогичные цвета занимают точное, композиционно выверенное место. Его собственные живописные работы в миниатюре поддерживают линии и пятна композиции. Важное дополнение составляют три прямоугольных зеркала и два высоких мольберта - белый и черный. Примечательно, что их Мондриан не использовал по прямому назначению, а писал обычно на столе или на полу. Мольберт являлся для него просто композиционным элементом, черными линиями на фоне белой стены или белыми линиями на фоне черного пола.

Эти два кадра фильма наглядно демонстрируют описанную мною ситуацию, но в движении все воспринимается иначе. А потому смотрите фильм ниже.

Фильм онлайн:)

Или торрент для желающих , качайте!

МИРЫ ПИТА МОНДРИАНА

Это не что иное, как бесконечные попытки его последователей, подражателей и компиляторов спроецировать философию нео-пластицизма в современный предметный мир. В первую очередь, это интерьеры и их наполнение. Ну и девушки, как же без них.

Часы, мягкая табуретка и тачка аля Мондриан.

Бутерброд:)

Вкусности!

Просто гиф.

Шрифты в стиле Мондриана.

Что это за хрень, я так и не понял.

В этом making of Rakan Jandali расскажет о процессе создания интерьера, на который его вдохновили работы Мондриана.

На создание этой комнаты меня вдохновили работы Пита Мондриана 1920 г., которые называются Lozenge. Мне очень нравится, как он использовал прямые черные линии и геометрические фигуры красного, желтого и синего цвета.

Рабочий процесс

Я, как и большинство 3D-художников, работаю в линейном пространстве (LWF), которое способствует созданию фотореалистичных рендеров. Для того, чтобы настроить его в 3ds Max, необходимо выполнить команду Preferences > Gamma and LUT, нажать Enable и установить для всех параметров значение 2.2.

3 D -моделирование

Я хотел, чтобы в спальне прослеживались мондриановские линии, которые бы разделили пространство на 5 различных частей и сделали интерьер особенным.

Стены комнаты были замоделены в 3ds Max путем экструда сплайна. Потолок я замоделил таким же образом, затем сделал небольшие интервалы между его составляющими, чтобы потолок пропускал свет.

Линии окон и телевизор также были навеяны работами Мондриана, замоделены они были также, как и интерьер.

Мебель интерьера, в частности диван и кресла были замоделены по уроку Ramon Zancanaro. Кровати я специально придал немного угловатый вид, что дополнительно подчеркнуло интерьер комнаты.

Кофейный столик и остальные элементы интерьера я замоделил в 3ds Max из примитивов, ничего военного.

Пол я создал с помощью скрипта Floor Generator, настройки которого можно увидеть на рис. ниже.

После это я сконвертировал геометрию, созданную с помощью скрипта, в полигоны и начал рандомно двигать отдельные планки вверх или вниз. Такого же эффекта можно добиться с помощью раздела Tilt скрипта Floor Generator.

Несущую стену я создал из нескольких кубов, также произвольно сдвинутых. Я назначил на боковые части шейдер V-Ray light material, чтобы придать кубам дополнительного объема.

Настройки камеры

Для этой сцены я использовал камеру V-Ray Physical со следующими настройками:
. Film Gate: 40
. Focal Length: 20
. F-Number: 8
. White Balance: Neutral
. Shutter Speed: 15
. Film Speed: 150
. Exposure, Vignetting и Depth of Field: On

Настройки рендера

В настройках рендера также не было ничего военного, я потратил какое-то время на экспериментирование с различными настройками, пока не остановился на более подходящем мне варианте.

Финальные настройки рендера

Освещение

Свет также был очень простым, я использовал несколько V-Ray-светильников и V-Ray Sun. Два главных светильника типа Skylight Portal я разместил у окна, остальные светильники были обычными V-Ray-светильниками теплого оттенка.

Перед тем, как перейти к текстурированию, я обычно делаю тестовый рендер в оттенках серого, что помогает мне лучше выявить проблемы в настройках света.


Настройки света

Текстурирование

Для текстурирования сцены я использовал стандартные материалы V-Ray. Пол затекстурил с помощью текстуры деревянных брусьев, которую повесил на Diffuse в Material Editor, затем я использовал эту же самую текстуру для Reflection и Bump.

Для ткани кресла я создал карту Falloff, которую затем повесил на Diffuse и Reflection. Далее я создал черно-белую версию этой же карты для Bump. У дивана были такие же настройки, только текстура была синей.

Для несущей стены я использовал два различных материала, один был создан в V-Ray с помощью карты Dirt, второй был практически идентичен ему, но без карты карты Dirt.

Затем я сделал несколько тестовых рендеров, чтобы убедиться в том, что я на правильном пути.

Постобработка

На мой взгляд процесс пост-обработки является не менее важным остальных этапов. Для постобработки я чаще всего использую Photoshop, реже like After Effects и Lightroom.

Я начал с того, что настроил яркость и контраст, сделал небольшую цветокоррекцию на основании альфы и текстурных карт.

Альфу я создал с помощью двух стандартных V-Ray-материалов черного и белого цвета. На объекты, которые я собирался настраивать в Photoshop, я назначил белый материал, на остальные черный.

Затем я прошелся по изображению инструментом Burn и Dodge, чтобы сделать его более реалистичным, а также усилить тени. Добавил небольшого эффекта боке с помощью Diffuse Glow, а также корректирующий фильтр с хроматическими аберрациями, удалил искажение и завершил добавлением виньетки.

Затем я отрендерил карту Ambient Occlusion (AO), которую затем наложил в Photoshop поверх финального рендера в режиме Multiply. Пришлось немного подкрутить Opacity, но это добавило теней и выделило детали изображения.

Надеюсь, что making of был для вас полезным, и вы узнали что-то новое.

О том, как соотносятся искусство и дизайн написано множество статей и сказано много слов. Считать ли дизайн искусством, или нет? И, таки, большинство теоретиков дизайна сошлись на том, что - да, считать!
Существует даже такое направление, как арт-дизайн. Предметы, к нему относящиеся, мало-функциональны и спорны, но как правило, быстро становятся объектом коллекционирования и стремительно растут в цене.
И, конечно же, великие художники всегда вдохновляли дизайнеров на создание разнообразных объектов дизайна.

Пит Мондриан, безусловно, один из ярчайших художников 20 века, один из основателей абстракционизма и теоретиков нового искусства повлиял на дизайн, как никто другой.
Его совершенные геометрические абстракции идеально ложатся на поверхности любых предметов, которые моментально возносятся от скучного утилитарного предмета - до высот арт-объекта, а также объекта восхищения и вожделения.
Ну, например, девочки.. Как вам такие платьица от Ив Сен Лорана? Коллекция "Mondrian", 1965 г.


Не правда ли, они вполне акутальны и сегодня, цена на немногочисленные оставшиеся оригиналы - зашкаливает!
А это уже творения современных фЭшн-дизайнеров...

В 1926 году Мондриан нарисовал эскиз интерьера комнаты будущего, как он представлял ее. Спустя 25 лет, Нью-Йоркская галерея The Pace воплотила замысел художника, создав эту комнату в оригинальной цветовой гамме художника.
Эскиз...

Воплощение...

Однако, если же начинать от самых истоков, то вначале был стул одним из первых, кто горячо принял идеи неопластицизма (капельку "-измов") и группы "Де Стиль", которую основал М., стал Геррит Ритвельд, который в 1917 году создал знаменитый «красно-синий стул», ставший впоследствии иконой конструктивизма.

Его же авторства Дом Шредера в Утрехте, который можно лицезреть в этом мульте также напоминает трехмерную живопись Мондриана.

Кстати, в Питере, на Мойке (это река) долгое время стоял домик-коробочка, раскрашенный в стиле Мондриана, сейчас его уже снесли.

А это кресло "The Charles" для Moooi моего любимейшего Марселя Вандерса, тоже, кстати, голландца, кресло - старенькое, а вот обивка-посвящение Мондриану - совсем свеженькая, если не ошибаюсь только что было представлено на Миланском салоне.

Будет ли особенным борщ, приготовленный на этой кухне - вот вопрос?

И, если вы эстет, то может быть вам будет приятнее осуществлять водные процедуры в такой ванной комнате? И, работать в таком кабинете?

Если вам остро не хватает искусства в интерьере вашего дома, или офиса - малярная лента и несколько банок краски - и пару часов работы. И вот, вы обладатель стены-в стиле Мондриана. Эффектно и незатратно!
Поп-культура тоже не осталась без влияний художника...
Как вам вино "Мондриан и Симпсоны"? Или - кусочек арт-кексика? Не заинстаграмить - невозможно..) Я нашла даже банку кока-колы "а ля Мондриан".

Мебель, сумки, подушки, плакаты, игры для детей и даже (!!!) маникюр в стиле живописи Мондриана продолжают победно шествовать по миру.
Контрастные основные цвета, которые характерны для стиля М. - это всегда драматично, а значит не может не вызывать эмоции. А все, что провоцирует сильные эмоции, чрезвычайно востребовано сегодня, поскольку мы пресыщены и скучаем.
Так что, дорогие дизайнеры! Если вы чувствуете кризис идей - обращайтесь к вечному - к искусству, и будет вам щАстье и вдохновенье!
Еще порция голландского арт-а - старого и нового

Пит Мондриан был оригинален тем, что он был одним из немногих художников, для которых искусство являлось средством без самостоятельной ценности. Он предлагал забыть многообразие форм, тогда не нужны будут большие скульптуры и картины и тогда люди будут жить в искусстве. Таким образом, в будущем, гармония стала бы ровна искусству в будущем. Высшей задачей искусства является обнаружение схемы природы, которая имеет четкую конструкцию, которая поддается математическому анализу. Первичные природные элементы являют себя как горизонталь-вертикаль, плоскость-линия, цвет-не цвет.

Все это должно присутствовать в картине в состоянии гармонии и равновесия, так как произведение искусства показывает идеальное сочетание материи и духа. Вместе с художником Тео ван Дусбургом основал движение "Стиль" и одноименный журнал. Де Стейл стал органом неопластицизма - это скурпулезная передача красоты самыми аскетичными средствами - первичными тонами, линиями, формами. Принципы неопластицизма Мондриан считал универсальными, применимыми во всех сферах жизни, включая и социальный строй. Что мы можем взять для себя из творчества этого авангардного художника? Много принципов его творчества остаются актуальными и сейчас. Давайте попробуем разобраться каким может быть интерьер в стиле Мондриана .

Основные признаки дизайна интерьера в стиле Мондриана

1. Использование прямых линий и простых форм. будут отображать гармоничное сочетание материи и духа.
2. Использование простых открытых цветов. Сочетание разноцветных ровных плоскостей сделает интерьер строгим, но не скучным.
3. Четкое деление. Четкие правильные формы и цвета, грамотные деления.

Означает противоположность всему традиционному. Это взрыв цвета, уход от привычных форм. Мы сможем создать для вас этот стиль, если вы готовы ко всему необычному, креативному и имеете свой стиль во всем!
Живите красиво!:)

Узнайте больше об дизайне интерьера в стиле авангард из нашей слудующей статьи...

Питер Корнелис Мондриан (1872 - 1944) - голландский художник, положивший начало абстрактному направлению в живописи, наряду с Кандинским и Малевичем. При первом взгляде на его работы сразу считывается их гениальность и простота - три цвета сочетаются с идеально ровной клеткой разного размера. Этот прием повлиял на такие направления, как минимализм и поп-арт, а так же дизайн XX и XXI века.

В чем суть?

Четкие геометрические формы Мондриана идеально ложатся практически на любые поверхности и возносят обычный предмет до уровня искусства. Началось все в 1930-х годах, когда художник жил в Париже. Он привлек внимание модельера Лолы Прусак, работавшей в то время на модный дом «Hermès». Лола очень прониклась работами голландского художника и создала линейку сумок и чемоданов со вставками из красных, синих и желтых квадратов. Следующим деятелем моды, который обратил внимание на картины Мондриана, стал модельер Ив Сен-Лоран, который в 1965 году выпустил несколько шерстяных мини-платьев «Mondrian» с фирменным узором Пита. Именно благодаря этому французскому модельеру, Мондриан окончательно утвердился в мире высокой моды. После этого, многие дома моды тоже начали использовать фирменный стиль Пита в своих коллекциях, но увы, делали это с непозволительной вольностью - в платье DVF убрали синий цвет, а желтый заменили на бежевый, в Moschino красный прямоугольник превратили в фирменное сердце, а британский дизайнер Вивьен Вествуд пришила к классической «красно-сине-желтой клетке» зеленый рукав.

Где еще есть?

Сегодня фирменную «цветную решетку» Пита Мондриана можно встретить практически везде. Ее размещают на обуви - от Laboutin до Nike, она отлично смотрится на купальниках, шляпках, клатчах, футболках и даже носках. К тому же, этот узор размещается и на предметах мебели, в интерьере, фасадах домов, автомобилях, велосипедных седлах, средствах для укладки волос, мыла с мандарином (потому что мыловары оценили сочетание «Mandarin Mondrian») и чехлах для телефонов. Имеют место быть и совсем внезапные применения - в городе Химки Московской области есть пешеходный переход, расписанный в этом стиле. А в самой Москве в 2016 году открылась станция метро «Румянцево», где можно насладиться ровными разноцветными прямоугольниками Мондриана сполна. Но дальше всех пошли программисты - они создали язык программирования Piet, который выглядит как разноцветная мозаика.

Я тоже видел!

Можно долго перечислять все поверхности и локации, куда отлично вписывается язык живописи Пита Мондриана. А где его видели Вы? Делитесь своими наблюдениями и фото на нашей страничке в Фейсбуке. Обязательно расскажите друзьям об этом легендарном творце, чьи работы, созданные в начале XX века, нашли отражение и в современных предметах и пространствах.