Понятие "легитимность": что это означает? Что такое — легитимность.

от лат. "легитимус" - законный) - законность политической власти, ее общественное признание, одобрение большинством населения и согласие подчиняться власти.

Отличное определение

Неполное определение

ЛЕГИТИМНОСТЬ

от лат. Legitimus - согласный с законами, законный, правомерный). Смысл понятия «Л.» переводится на рус. язык как правомочность власти. История понятия «Л.» восходит к средним векам, когда складывается понимание Л. как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Преимущественно Л. трактовалась как право верховных должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже около середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти. Указанный термин ввел в политологию и детально его разработал М. Вебер. Нем. социолог и политолог указывал на то, что любая власть нуждается в собственном самооправдании, признании и поддержке. Именно признание власти, вера в ее справедливый характер, согласие со сложившимся разделением прав и обязанностей составляет, по Веберу, основу Л. Подчинение основной «массы» господствующим группам базируется на преимущественно эмоциональном характере принятия власти. Т. о., Л. отражает в основном субъективно - иррациональное отношение лиц и структур подвластных к самой власти. В XX столетии категория «Л.» активно использовалась в западной политической науке. Прежде всего она применяется для характеристики политической стабильности и анализа эффективности деятельности политических институтов. В амер. политологии понятие Л. усиленно разрабатывалось С. Липсетом («Политический человек») и Л. Биндером («Иран. Политическое развитие в меняющемся обществе»), во франц. политической науке М. Дюверже. В конце 60-х - начале 70-х гг. проблема Л. исследовалась в тесной связи с теорией господства представителями «Франкфуртской школы», прежде всего Ю. Хабермасом («Проблемы легитимации позднего капитализма»), а также К. Эдером, К. Оффе и М. Фуко. Л. не только теоретическая проблема современной политологии, но и острейшая практическая задача любых властных систем. Отсутствие широкой Л. институтов власти неизбежно ведет к отказу подвластных признать любые акты власти, независимо от их рациональности, к политической нестабильности, напряженности и усилению конфликтов. Наиболее проблематично обеспечение широкой Л. власти в период трансформации социальных систем, перехода от одного политического режима к другому, когда старые способы обоснования власти разрушены и отвергнуты большинством, в новые еще не созданы и не работают. В такой ситуации власть начинает «буксовать» - решения принимаются, но не выполняются. Как показывает опыт, законодательное расширение исполнительной ветви власти не способствует ее эффективности, преодолению кризиса властных институтов. Выход из состояния «безвластия» возможен на пути поиска и создания широкой Л. власти, необходимым условием которой являются в демократическом обществе свободные выборы на многопартийной основе.

Литература: Ожиганов Э. Н. Понятие «легитимации» в теории политической системы // Развитие политических систем в современном мире. М., 1981; Ожиганов Э. Н. Политическая теория Макса Вебера. Рига, 1986; Шпакова Р. П. Легитимность политической власти: Вебер и современность // Советское государство и право, 1990, № 3.

Отличное определение

Неполное определение ↓

от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный) - политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в т. ч. и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности. Вопрос о Л. обычно встает при смене правительства (политического режима) в результате революции или переворота.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЕГИТИМНОСТЬ

лат. законный) - обязательный признак законной власти любого цивилизованного государства, обозначающий признание ее как внутри страны, так и на международной арене.

Л. как понятие складывается в период английской и французской буржуазных революций XVII-XVIII вв., однако в активное употребление входит только в начале XIX в., когда с его помощью сторонники монархии во Франции стремились восстановить власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же понятие Л. приобрело и другой смысл, связанный с признанием данной власти и территориальных границ государства всем международным сообществом.

Л. власти - это ее этическая оценка, которую не следует путать с понятием легальности как характеристики юридической. Любая власть, если она издает законы и обеспечивает их выполнение, легальна. Но в то же время она может оставаться непризнанной народом, т.е. не быть легитимной (между тем в обществе может действовать не только не-легитимная, но и нелегальная власть, например власть теневиков, мафиозных структур).

М. Вебер предложил различать три "идеальных типа" Л.: традиционную, харизматическую и рациональную. Традиционная Л. опирается на совокупность обычаев и привычку их придерживаться. Именно в эти рамки укладывается оправдание Л. монархии. Так, до 1879 г. во Франции для обоснования Л. королевской власти ссылались на традиционный принцип наследования, который рассматривался как исторический прецедент. Харизматическая Л. определяется преданностью субъектов (подданных) делу или личным качествам лидера. Примером может служить популярность генерала Ш. де Голля во Франции, который первым с момента учреждения в стране в 1970 г. III Республики начал использовать понятие Л. по отношению к политической власти. Рациональная Л. подразумевает соответствие действий политического режима тому принципу, с помощью которого он был установлен. Например, если речь идет о демократии, то действия властей должны соответствовать ее требованиям. Практически это может быть выражено в утверждении власти при помощи традиционных демократических институтов (выборов, референдума).

Для поддержания Л. используются самые разнообразные меры: изменение действующего законодательства и форм государственного управления; учет национальных традиций и обычаев; отделение политических институтов от армии; осуществление экономических и социальных программ; поддержка законности и правопорядка; популяризация личных качеств руководителей государства и правительства и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

- (лат. legitimus, от lex, legis закон). Законный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛЕГИТИМНЫЙ [лат. legitimus] законный, соответствующий праву. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г … Словарь иностранных слов русского языка

легитимный - правомочный, лигитимный, законный Словарь русских синонимов. легитимный прил. законный соответствующий закону) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

легитимный - ая, ое. légitime adj. 1. Согласный с законами, законный. Легитимные права. БАС 1. Впрочем, поездка ее <смирновой> за границу есть, вероятно, последствие ее екстра легального или лежитимного положения, чтобы пресечь толки, если не с тем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЛЕГИТИМНЫЙ - ЛЕГИТИМНЫЙ, ая, ое (спец.). Признаваемый законом, соответствующий закону. | сущ. легитимность, и, жен. Л. власти. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Легитимный - прил. Находящийся в соответствии с действующим в государстве законом; законный, правомочный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

легитимный - легит имный; кратк. форма мен, мна … Русский орфографический словарь

легитимный - кр.ф. легити/мен, легити/мна, мно, мны … Орфографический словарь русского языка

легитимный - ая, ое; мен, мна, мно. [от лат. legitimus законный, правомерный] Законный. Л ая власть … Энциклопедический словарь

Легитимный - То, что является подлинным, действительным или законным. Например, законный мигрант въезжает с легитимным намерением соблюдать миграционное законодательство и предъявляет легитимные проездные документы. cм. также добросовестный … Международное миграционное право: глоссарий терминов

легитимный - законный … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого

Книги

  • Тиберий. Третий Цезарь, второй Август , И. О. Князький. Монография доктора исторических наук профессора И. О. Князького посвящена жизни и деяниям римского императора Тиберия. Тиберий стал третьим по счету цезарем, получившим высшую власть, он… Купить за 754 руб
  • Тиберий. Третий Цезарь, второй Август... , И. О. Князький. Монография доктора исторических наук профессора И. О. Князького посвящена жизни и деяниям римского императора Тиберия. Тиберий стал третьим по счету цезарем, получившим высшую власть, он -…

(лат. legitimus согласный с законами, законный, правомерный) - определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом. История понятия "Л." восходит к средним векам, когда складывается понимание Л. как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Л. преимущественно трактовалась как право верховных должностных лиц. поступать согласно обычаям, но уже с середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти. В научный обиход термин "Л." ввел М. Вебер, указавший, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Этот термин часто переводится как "законность", что не совсем точно, т.к. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия. В отличие от социологического подхода М. Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию Л., которая дает возможность измерить Л. эмпирическим путем. Д. Истон и его последователи утверждают, что условием Л. политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Л. в их представлении - это "степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки". Данный ценностно-нормативный подход позволил Д. Истону провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую Л. Диффузная Л., согласно Д. Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идей и принципов политической власти, независимо от результатов ее деятельности. Специфическая Л. ситуативная, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует. В 80-е гг. в политической науке наряду с диффузной и специфической Л. были введены смешанные типы поддержки: диффузно-специфическая и специфически-диффузная, с помощью которых можно точнее измерить Л. власти, политического режима или его отдельного института. В современной политологической литературе существуют и иные подходы к типологии Л. Французский политолог Ж. Л. Шабо, подчеркивая, что в структуре властных отношений есть два главных фактора - управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется, прежде всего, относительно них. Т.о., она должна ее ответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая Л.) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая Л.). Демократическая Л. - это перенос на все общество механизма Принятие решения индивидом: выражение свободной воли, но в том смысле, что данная свободная коллективная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения. В политической практике для операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм - мажоритарный принцип (принцип большинства). Его применение в демократических режимах универсально - как для выбора представителей народа, так и для сования законов или принятия решений в рамках исполнительных коллегиальных структур. Однако в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали подтверждению авторитаризма и тоталитаризма. Технократическая Л. связана с умением властвовать, а последнее обусловлено двумя параметрами: способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. На начальных этапах истории человеческого общества, когда сила была преимущественным способом достижения власти, владение оружием, армиями и людьми ценилось выше всего. В современных условиях таким преимущественным способом называют знания. Однако и этот тип Л. может иметь свои "извращения", когда к власти приходит "компетентная, элита, культивирующая вкус к тайне и веру в свое превосходство". Кроме того, согласно Ж. Л. Шабо, политическая власть может легитимизировать себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке (идеологическая Л.) или в соответствии с космическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая Л.). Идеологическая Л. основывается на определенных представлениях о социальной действительности и способах и проектах ее изменения. Онтологическая Л. - это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Она измеряется уровнем соответствия "тому глубинному порядку бытия, который человек ощущает врожденно, но которому он может противостоять". В политологической литературе выделяются также три уровня Л. власти: 1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности - идеологические ценности; 2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности, установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности - специфические политические структуры; 3) персональный: в основе - одобрение данного властвующего лица; источник легитимации - личный авторитет правителя. Для поддержания Л. власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения Л. власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др. Показателями Л. власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др. Л. политического явления не означает его юридически оформленной законности. Л. не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Легитимность

Философский словарь

(лат. legitimus - законный) - в широком смысле - признание, объяснение и оправдание социального порядка, действия, действующего лица или события. В правоведении противопоставляется легальности (собственно законности) как обладающая не юридической, но моральной функцией оправдания прежде всего власти по критериям авторитета и целей. М. Вебер ввел понятие "признания" в социологию, преобразовав его в категорию "ориентации на другого", таким образом признание оказалось конститутивным моментом социального действия как такового. "Ориентация на другого" как основание социального действия понимает и принимает "всеобщее" социального порядка лишь постольку, поскольку "всеобщее" признается отдельными индивидами и ориентирует их реальное поведение. Понятие Л. оказывается необходимым для социологического исследования общества и используется Вебером при установлении типов легитимного господства, такого, которое признается управляемыми индивидами. Л., следовательно, есть не свойство социального порядка, но свойство определенного представления о нем. Процесс легитимации обнаруживает себя составляющим репрезентативной культуры (в определении Ф. Тенбрука), способствуя восприятию мира и социальной действительности как "должного". Легитимация объясняет социальный порядок, придавая когнитивную обоснованность объективированным значениям; легитимация оправдывает социальный порядок, придавая нормативный характер его практическим императивам, то есть включает когнитивный и нормативный аспекты. Проблема Л. не есть только проблема ценности, она с необходимостью включает также и знание, а именно знание того, что и каким образом может быть сказано и сделано в культуре или сообществе. Функцию легитимации или правила признания принимает социальный универсум, впитавший различные области значений и теоретических конструкций, включающий институциональный порядок во всей его символической целостности и предполагающий возможность существования различного понимания его смысла, каждый из которых социально значим, и, следовательно, представляется легитимным определенным социальным группам, ориентирующимся на него в реальном поведении. С.А. Радионова

(лат.Legitimus - законный) - признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания. Легитимность не является правовым процессом, поэтому с политологической точки зрения она не обладает юридическими функциями. Она фиксирует факт признания народом, а следовательно, наделяется правом предписывать нормы поведения людям. Легитимная власть поэтому взаимодоверительна. Народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять, используя многообразные механизмы и способы. Самый эффективный способ легитимности политической власти - это привлечение граждан к управлению обществом и государством, контроль за деятельностью чиновников. При этом уровень легитимности повышается. Другая тенденция свидетельствует, что чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение, и власть, опирающаяся не только на силу, есть "голая власть" (Б.Рассел). Состояние полной легитимности - процесс очень трудно достигаемый и сохраняемый. Только в обществе с устоявшимися нормами поведения, развитой культурой власти и культурой народа, высоким уровнем социально-экономического и политического развития можно серьезно говорить о легитимности политической власти, ее отдельных органов. Со времен М. Вебера различают три модели легитимности. Традиционная легитимность основана на обычаях, силе и верности традициям, сложившихся в конкретном обществе. Харизматическая легитимность характеризуется личной преданностью лидеру, вождю в силу его необычайных качеств. Рациональная легитимность основана на принципе рациональности, с помощью которого устанавливается политическая власть. Можно выделить три уровня легитимности власти: идеологический, структурный и персоналистский. Идеологический уровень основан на соответствии власти определенной идеологии. Структурный уровень характеризует устойчивость политической системы общества, при которой отработаны механизмы формирования ее институтов. Персоналистская легитимность есть одобрение населением конкретного властвующего лица. Решающим рычагом легитимности, дееспособной власти, ее силы и авторитетности выступает право, правовая культура. Если нет правозаконности как самостоятельного механизма и регулятора общественной и личной жизни, то данный вакуум заполняется властью и она приобретает функцию "правозаконной" деятельности, т.е. становится институтом "права власти". "Право власти" консервирует отчужденность власти и народа, нелегитимность отношений между ними и создает поле безнаказанности, противозаконных действий властей, порождает правовой нигилизм у граждан. В ситуации "права власти" невозможно добиться осознанной мотивировки деятельности людей, поскольку они несвободны, смяты "правой власти", которое абсолютно и не изменений, совершенствованию и т.п. Всеобщее незаконопослушание может привести к процессу десоциализации общества и государства. В обществе и государстве должна господствовать власть права, основанная на свободе, культуре и интересах народа, отдельной личности. – Социологический словарь

Англ. legitimity, charismatic; нем. Legitimitat, charismatische. По M. Веберу - правомерность господства, основанная на признании выдающихся личностных качеств вождя. См. АВТОРИТЕТ ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ, ГОСПОДСТВО ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ.

понятие, означающее: 1) моральную и социальную оправданность власти, политических процессов и институтов; 2) согласованность решений и действий с юридическими законами. Легитимность политических явлений не означает автоматически их юридически оформленной законности. В современных условиях легитимность власти связывается с ее формированием на основе демократических избирательных процедур и дальнейшим функционированием в нормативно-правовом поле.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЕГИТИМНОСТЬ

законность режима, политических деятелей и лидеров, отражающая качества, вытекающее не из формальных законов и декретов, а из социального согласия и принятия их в качестве законных, т. е. соответствующих ценностным нормам со стороны самих граждан. Легитимность - это длительное согласие большинства принять правление данного класса, иерархии, власти в качестве законного и имеет множество интерпретаций. Идея Платона о справедливости, аристотелевское различение монархии, аристократии и демократии являются формами легитимации власти. В Новое время Д. Локк в анализе природы правления сместил источник легитимности, заменив божественное право королей на согласие народа.

Сегодня ни одно обсуждение концепции власти не может быть полным без ссылки на ее легитимность. В современных политических системах, в которых участие народа является критерием их политической ценности, легитимность стала фундаментально значимым понятием. Так, С. Липсет определяет легитимность как способность системы формировать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты являются наиболее адекватными для данного общества. Д. Истон связывает легитимность с диффузией поддержки режима в обществе. Наиболее известное определение легитимности было дано М. Вебером, который сформулировал идеальные типы легитимации власти, выявив традиционную, харизматическую и рационально-легальную форму легитимности. Хотя в веберовской типологии демократии не связаны друг с другом, исторически традиционный тип и харизматический тип обнаруживаются в авторитарных режимах. В демократических государствах особо важное значение имеет рационально-легальная легитимность, поскольку сохранение демократии в конечном счете зависит от поддержки большинства населения или по крайней мере от того, воспринимает ли большинство демократические институты в качестве легитимных. В диктатурах, хотя получение поддержки со стороны народа и является одной из целей, она не имеет столь важного значения, поскольку авторитет гл. о. опирается на силу принуждения. Авторитарные режимы не всегда обладают необходимой легитимностью, но, как правило, также испытывают потребность в ней. М. Вебер имплицитно признавал идею смешанной легитимности, когда власть опирается на поддержку народа, мотивированную разньми типами легитимности в каких-то пропорциях.