Школьная библиотека информационный центр учебного заведения. Школьная библиотека как информационный центр школы

Школьная библиотека-

информационный центр учебного заведения

Жизнь-это всегда движение вперед,

и нужно знать не только то,

что делать сегодня, но и куда идти завтра.

Приобщение к чтению чтению – одна из целей школьной библиотеки.. Цель приобщения к чтению – подготовка самостоятельно мыслящего, заинтересованного читателя, для которого чтение является любимым занятием, средством приобщения к искусству слова, источником познания мира и самопознания; читателя, который умеет составить свое мнение о прочитанном произведении, может увидеть связь текста с собственным опытом, использовать его для понимания и решения реальных жизненных проблем.

Но в последнее время отношение к книге изменилось. О слабой заинтересованности учащихся в чтении постоянно говорят исследователи, учителя, родители. Дети действительно не спешат читать учебную и художественную литературу. Причин этому немало: нет массового примера взрослых, включается механизм самосохранения из-за учебных перегрузок и отсутствия навыков эффективного чтения. Времени и здоровья тратится много, а результаты низкие. Тем более, что появились и другие, более живые источники информации – телевидение, кино, компьютер, путешествия, общение в чате… книги стали занимать менее заметное место в жизни.

Однако, если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть, что дети читают, но только не так, как взрослые. Очень часто в Интернете они ищут ответы на учебные вопросы, смотрят материалы сетевых форумов, обсуждают их, становятся посетителями электронных библиотек, где собраны лучшие произведения, и легко найти то, что нравится, читают с карманных компьютеров и в наушниках нередко слушают аудиокниги.

Как отмечают исследователи, изменились и вкусы. Молодое поколение сначала интересуется современными книгами, книгами – ровесниками. Серьезная классическая литература входит в жизнь позднее. До нее нужно дорасти.

Известно, что дети любят слушать, когда кто-то читает. Во многих семьях это сказочное действо происходит ежедневно. Оно бывает похоже на вечернюю молитву. Малыши часто заставляют близких людей перечитывать одно и то же десятки раз. Но почему – то вечернее чтение с началом школьного периода прерывается. Считается, что детям – школьникам надо читать самим. И вместо совместного чтения в классе и дома, им дают учебные задания, а дома помогают их выполнить. На близкое общение, источником которого была книга, у взрослых времени не остается.

Как убить интерес к чтению? Это сделать очень легко. Достаточно говорить ежедневно «Читай! Читай! Читай!». И ребенку уже читать не захочется.

Французский учитель Даниэль Пенак писал: «Заставить читать нельзя, так же как нельзя заставить любить и мечтать.» Однако вернуть радость чтения тоже легко. Надо только снова перед сном начать читать своим детям увлекательные истории, не говоря о важности чтения, не спрашивая о том, понятно или нет. Просто так. Без претензий. Даром. И это, наверное, и есть тот самый ключ от интереса к чтению, которым могут воспользоваться родители дома и учителя в классе.

Дмитрий Лихачев говорил: «Повысить качество восприятия классики -значит повысить нравственное здоровье людей». Американцы забили тревогу по поводу чтения еще в 80-х годах прошлого века. Их исследование называлось «Нация в опасности: необходимость реформы образования». Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, взрывами и авариями. Не читающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации, неспособным исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и бытовые обязанности.

Для России и, в частности для Крыма, до недавнего времени входящих в состав «самой читающей страны в мире», чтение имеет особое значение. Нашему менталитету с его традиционной духовностью всегда было свойственно особое почитание печатного слова.

Разницу целей чтения наших школьников и школьников за рубежом можно показать таким примером из жизни: как-то бывший президент США Билл Клинтон во время посещения России зашел в школу к первоклассникам и спросил их, зачем они хотят научиться читать. Один из мальчишек сказал: «Чтобы самому читать сказки Пушкина», на что американский президент удивленно заметил, что если бы такой вопрос задали американскому школьнику, то, скорее всего, получили бы ответ: «Чтобы читать факсы».

Не стоит говорить о том, как важно сегодня поддерживать интерес ребенка к книге. А вот будет ли ребенок тянуться к книге, хотеть ее прочесть во многом зависит от семьи, школы и, конечно же,от школьной библиотеки.

Прекрасно понимая, что только в союзе с родителями и учителями мы сможем привлечь в библиотеку юного читателя, мы стараемся, чтобы учащиеся стали активными участниками наших мероприятий.

Каждое мероприятие по-своему уникально. В работе с ребятами мы стараемся применять новые, необычные (часто игровые, дискуссионные) формы и методы работы. Это баттлы (соревнования), квесты, виртуальные путешествия по книгам,сказкам и т.д.

Однако, проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования изменило миссию школьной библиотеки. Уходит в прошлое традиционный порядок обслуживания читателей, не соответствующий современным задачам обучения и воспитания, возросшим читательским потребностям. На смену приходит библиотека, оснащенная современной техникой с новыми информационными технологиями. Новые информационные технологии в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять его познавательные интересы. Использование компьютерных технологий в библиотеке приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией.

Сегодня школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением, но и является ресурсной базой обновления школьного образования, воспитательным, информационным центром образовательного учреждения.

Ведь электронная культура способна усилить возможности книжной. Необходимо не противопоставлять, а сочетать книжную культура и возможности электронной. Такие понятия, как Интернет, веб-сайт, локальная сеть – просто очередной инструмент, который помогает решить проблему продвижения чтения новыми и современными методами.

Но, как известно, эмоциональное сопереживание с прочитанным – главный фактор систематического чтения ребенка – происходит только при чтении художественной литературы. Перед нами встала новая задача: как совместить чтение художественной литературы и возможности компьютерных программ, как с помощью последних привлечь к чтению?

Именно поэтому, ознакомившись с опытом работы других библиотек, принимая во внимание накопленные ранее методические наработки, учитывая специфику работы нашей школы, мы пришли к убеждению, что одним из путей совершенствования библиотечной работы является реорганизация деятельности школьной библиотеки в библиотечный информационно- методический центр.

В связи с чем, одной из основных задач нашей библиотеки является – накопление и организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не только формирование фонда мультимедиа материалов, но и поиск, сбор оценку и систематизацию интернет-ресурсов для использования, как в режиме он-лайн, так и в режиме локального доступа.

Однако, на мой взгляд, особое значение сегодня, имеет проблема использования Интернет-ресурсов учениками. В сети имеется огромное количество прекрасных информационных ресурсов. Вместе с тем, избыток информации, наличие недоброкачественных, а иногда и опасных материалов, делают незаменимой роль школьной библиотеки, одной из задач которой, является, фильтровать, отбирать, систематизировать качественные ресурсы для формирования фонда электронных материалов, таких как: базы данных, текстовые материалы, файловые архивы, развивающие игры и т.д. На сайте нашей школы размещен список веб-сайтов рекомендованных к использованию. Да и вообще сайт школы, это огромное подспорье в работе ШБ. По информированию учащихся-читателей.

Использование сетевых интерактивных технологий для привлечения к чтению и продвижения литературы представляется одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками, т.к. позволяет не только привлечь учеников к чтению, но и сформировать навыки информационной грамотности.

Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. Полученные нашей школой CD-диски стали основой для создания фонда медиадокументов.

Ведь электронный информационный продукт (СД диски) в образовании выступает одновременно как учебник, предоставляя информацию; как учитель, разъясняя информацию; как справочно-информационное пособие; как консультант, углубляя знания по изучаемому предмету; как тренажер, способствуя усвоению информации; как контролер знаний, предлагая ответить на вопросы и проводя тестирование.

Одной из давно известных форм работы по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, является библиотечный урок – формирующий информационную культуру ученика, готовя ребенка к самостоятельной работе с источниками информации.

«Да кому нужны сейчас ваши библиотечные уроки?»: могут спросить родители, коллеги и даже учителя. А жаль… Ведь есть много наработок, различных методик, сценариев. И все же, я искренне недоумевала: неужели в век информации детям не нужны библиографические навыки и умение пользоваться этой информацией? Ведь информация – это не только Интернет, но энциклопедии, словари, справочники, периодические издания; книги, наконец...

Ведь именно библиотечный урок позволяет детям проявить активность, находчивость, смекалку, инициативу и сообразительность.

Сегодня невозможно провести эффективный библиотечный урок без использования информационных технологий.

Компьютер становится помощником библиотекаря, появляются новые методы и организационные формы проведения библиотечных уроков и мероприятий.

Ведь в начальной школе огромное значение имеет использование наглядного материала. Поэтому библиотечные занятия я стараюсь проводить с использованием информационных технологий.

Преимуществами использования информационных технологий в библиотеке является:

ИТ позволяют представить материал более доступно и понятно.

Способствует организации исследовательской деятельности.

Применение компьютерных тестов.

Позволяют разрядить высокую эмоциональную напряжённость.

Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, - всё это очень нравится не только детям, но и взрослым. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной. Беря за основу книгу, создавая электронные ресурсы для детей, можно не только обеспечить быстрый доступ пользователя к материалам и информации о документах но и представить ценность книги на новом уровне понимания. и это очень важно.

Использованием ИТ не только оживляют библиотечные занятия (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительного преобладания наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Благодаря использованию информации на современных электронных носителях (DVD,CD и слайдах) проведение библиотечных уроков стало возможным с использованием энциклопедий на электронных носителях, таких как «Природа России», «Большая детская энциклопедия», «Большая Советская энциклопедия». Дети получают не только информацию, но и имеют возможность увидеть красочные иллюстрации, посмотреть видеофрагменты.

В практике работы библиотеки появилась такая форма работы, как презентация. Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Нельзя не отметить и важность, а главное необходимость и мобильность выставочной работы.

Именно поэтому сегодня в нашей библиотек6е вместе с книжными выставками и тематическими полками, широкое распространение получили электронные книжные выставки. Которые могут представить, как путешествие по страницам одной книги, так и яркую, необычную, захватывающую виртуальную экскурсии. посвященную какой-либо теме, не ограничивая пользователя во времени просмотра.

Такие выставки также могут быть необычными и интересными, а именно:

- выставка-вопрос;

Выставка-цитата;
-выставка-хроника;
-выставка-викторина;
-выставка-кроссворд;
-выставка-иллюстрация

Виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности , а именно:

    1. Использование информационных технологий . Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, - всё это очень нравится не только детям, но и взрослым. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. . Беря за основу книгу, создавая электронные ресурсы для детей, можно не только обеспечить быстрый доступ пользователя к материалам и информации о документах но и представить ценность книги на новом уровне понимания и это очень важно.

      2. Выставка рассчитана на разную аудиторию . И один человек и большая группа читателей могут познакомиться с книгами или самостоятельно, или на мероприятии с библиотекарем. А если её представить в Интернете – познакомиться сможет каждый желающий. Использование электронных выставок даёт возможность в дистанционном общении библиотекарей с читателями, без привязки к неизбежным формальностям в обслуживании.

      3. На обозрение может быть представлено большое количество книг (даже тех которых нет в вашей б-ке)

      4. В любое время можно за считанные минуты поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, варьировать цветовую гамму, или общий дизайн.

      5. Работу такой выставки можно запускать в автоматическом режиме , оснастив её озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения.

      6. Возможность разработки электронных выставок как выездных . Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах.
      7. Электронные выставки экономят место . Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.

Главной задачей современной школы является научить школьника самостоятельно учиться, получать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты обработки. Вызвано это все более увеличивающимся потоком информации, который обрушивается на человека ежеминутно. Поэтому использование традиционной системы обучения, эти задачи решить не может.

Поэтому одной из наиболее востребованных сегодня форм работы является - метод проекта предполагающий совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, технологии, опирающийся на детскую любознательность, позволяющий реализовать творческий потенциал ребенка.

Проектированием занимаются дети на уроках и во внеурочное время и оказывая детям и педагогам помощь в подборе и обработке нужного материала, в поиске иллюстративного материала, в правильном оформлении проекта библиотека выступает партнером проекта.

Я считаю, что на сегодняшний день метод проекта самый распространенный, востребованный и доступная форма работы в школьной библиотеке, т. к. :

Проекты могут быть:
исследовательские;
информационные;
творческие;
игровые;
практические;
ознакомительно-ориентировочные.

По количеству участников:
личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
парные (между парами участников);
групповые (между группами участников);
школьные (внутри одной школы);
региональные;
международные.
По продолжительности выполнения проекта:
краткосрочные;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до года и более).

Девиз работы над любым проектом: « Творчеству надо учить! »

Конечный результат любого библиотечного проекта – реализация умений и навыков учащихся-читателей, полученных на интегрированных и библиотечных уроках, на занятиях библиотечного кружка, раскрытие творческого потенциала одаренных личностей, самореализация своих профессиональных качеств библиотекаря-библиографа.

Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распространен.

В нашей школе мы эффективно работаем, как над краткосрочными, так и над долгосрочными проектами (итог одного из которых вы сегодня увидите), привлекая в работу не только родителей, но и общественных деятелей. Проекты, которые (на сегодняшний день) объединяют не только классы в школе, но и несколько школ города. Например, в этом учебном году нами запущен проект в городе Симферополе, который называется «Передай добро по кругу!», в рамках которого мы объединили не только несколько школ города, но и привлекли к работе над проектом Республиканскую Детскую библиотеку им. В.Орлова.

Долгосрочным является проект «Никто не забыт, ничто не забыто!», мы проводили его в прошлом году и этот проект перешел у нас и на этот учебный год (в рамках данного проекта, каждый месяц библиотека проводила мероприятие связанное с ВОВ («Была война, была блокада», «Песня на войне», «Города-герои» и т. д.) . Итогом данного проекта было открытие школьного клуба-музея «Семейная реликвия. Помним. Гордимся. Храним.»

Одной из главных целей нашей библиотеки помочь читателям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть информационную и личностную замкнутость, обеспечить широкий доступ к информации, максимально используя информационные технологии, объединяя при этом различные формы и методы библиотечного обслуживания

При этом я убеждена, что ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность, сами по себе, обособленно, не дадут возможности человеку уверенно чувствовать себя в современном океане информации. Необходим синтез весь этих знаний, которые в совокупности образуют информационную культуру человека. Тогда дети с удовольствием будут посещать школьную библиотеку, читать книги и разговаривать о прочитанном.

Книги всегда будут востребованы, ведь большинство сведений в Интернете берутся все-таки из книг.

Мне хочется закончить свое выступление словами Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой».

СОГЛАСОВАНО

Председатель родительского комитета

МОУ «Большереченская СОШ №2»

_________________ /____________/

«___» _________ 2009 г.
УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ «Большереченская СОШ №2»

________________ /Л.Ф.Родионова/

Школьная библиотека –

информационно-культурный центр

Проект развития библиотеки


Разработано

Оборовская М.А.,

заведующей школьной библиотекой МОУ «Большереченская СОШ №2»

Большеречье – 2009
Актуальность

В послании Главы государства участникам Всероссийского библиотечного конгресса в 2009 году было отмечено: «Сегодня библиотеки способны сыграть важнейшую роль в развитии образования, науки и культуры, стать авторитетными центрами просвещения и досуга наших граждан, особенно молодежи. И поэтому важно придать им новый облик, адекватный требованиям времени. Главное здесь – укрепление материальной базы библиотек, оснащение их современной техникой с выходом в Интернет-пространство». В июне 2009 года в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей». Н. В. Герасимова, заместитель Председателя Государственной Думы отметила: «Школьные библиотеки должны стать не просто хранилищем книг, но информационным, культурным и досуговым центром для учащихся».

На этапе развития информационного общества значение школьной библиотеки и библиотекаря очень велико и постоянно возрастает. В связи с этим очевидно, что школьная библиотека в традиционном понимании не соответствует запросам современного образовательного учреждения. У современной библиотеки особая миссия – полноценное информационное обслуживание учебного процесса. Чтобы школьная библиотека заняла подобающее ей достойное место в образовательном и информационном пространстве, она должна стать информационным центром образовательного учреждения, где сосредоточены все ресурсы. Именно объединение в библиотеке всех ресурсов, в том числе Интернета, позволяет школе реально модернизировать образовательный процесс.

В школах муниципалитета наблюдаются следующие процессы, ведущие к переменам в отношении к школьной библиотеке и библиотечному делу вообще:


  • Изменившиеся подходы к обучению, когда учителя всё чаще в своей деятельности используют проектно-исследовательские методики, развивая у школьников такие навыки мышления, которые позволяют им обучаться самостоятельно и социально адаптироваться, способствуют большей включенности библиотекаря в процесс обучения.

  • Реальная информатизация учебного процесса и её эффективность зависят от учителя, а от библиотекаря – накопление и формирование фонда информационных ресурсов, хранение, обработка, информирование, организация поддерживающей деятельности со всеми участниками педагогического процесса.

  • Наличие локальной сети в образовательном учреждении со свободным доступом к ресурсам Интернет подталкивает библиотекарей использовать новейшие Интернет-технологии в библиотечном деле – осваивать автоматизированные рабочие места, постепенно создавать электронный каталог, оцифровывать книжные фонды.

  • Стремительные перемены, происходящие в информационных ресурсах и технологиях, развитие социальных сервисов Веб 2.0, освоение их возможностей инициируют развитие новых форм деятельности школьной библиотеки. Они заставляют библиотекаря обучаться тому, как их можно использовать в традиционных и нетрадиционных формах работы с книгой и другими ресурсами, давая возможность участникам педагогического сообщества (учителям, учащимся, родителям) участвовать в изменениях библиотеки.
Однако данные процессы не во всех образовательных учреждения района протекают равномерно, возникают определенные сложности на пути развития школьных библиотек.

Практика библиотеки муниципального образовательного учреждения «Большереченская средняя общеобразовательная школа №2» показывает, что значительная часть библиотечного фонда катастрофически устарела и остается невостребованной читателями. Современные школьники отдают предпочтение визуальной информации, а не текстовой. Многие учебные материалы стали доступны в электронном виде, идет массовое освоение социальных сервисов Веб 2.0. В нашей библиотеке в настоящее время имеется только один персональный компьютер, поэтому модель «1 компьютер: 1 ученик», доступная многим детям в домашних условиях, не реализуется. Наряду с этим прослеживается увеличение потребности участников образовательного процесса в информационной помощи при работе на компьютере и в Интернет.

Несмотря на выше перечисленные тенденции, наша библиотека – это уже не только фонд книг и других печатных изданий, но и медиатека, которая предоставляет возможность самостоятельной деятельности вне уроков с компьютером с доступом к сети Интернет.

Поэтому, тема нашего проекта «Школьная библиотека - информационно-культурный центр»

Цели задачи проекта

Цель проекта – создание максимально комфортных условий в школьной библиотеке, способствующих интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию участников образовательного процесса.

Задачи проекта:


  • Обеспечить участникам образовательного процесса равные возможности доступа к информации на всех видах носителей;

  • Способствовать формированию у обучающихся навыков независимого библиотечного пользователя: умения работать с книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации;

  • Организовать комфортную пространственную среду библиотеки и создать привлекательный для читателей библиотечный дизайн;

  • Обеспечить библиотеку техническими средствами для хранения и выдачи книг, электронного доступа к локальной сети ОУ с выходом в Интернет к оцифрованным ресурсам из любого учебного кабинета или из дома;

  • Повышать информационно-коммуникационную компетентность школьного библиотекаря.
Гипотеза

Если создать условия для получения всеми категориями читателей информационных ресурсов на любых носителях, то это будет способствовать функционированию школьной библиотеки как информационно-культурного центра.

Проблемный анализ

В образовательном учреждении существуют противоречия:


  • между потребностью модернизации образовательного процесса и отсутствием информационно-культурного пространства в библиотеке;

  • между потребностью в использовании современных средств поиска информации и низкой материально-технической базой библиотеки;

  • между потребностью объединения школьной библиотеки и кабинета компьютерных технологий (как технический центр, компьютерная лаборатория, издательский центр и прочее) и отсутствием оснащения для такого объединения.

Концептуальные положения

Д. Мейнес выделяет 4 элемента концепции современной библиотеки:


  1. Библиотека, в центре которой находится пользователь (пользовательско-центристская). Пользователи принимают участие в формировании содержания и услуг, которые находятся в поле зрения веб-присутствия.

  2. Библиотека, которая представляет мультимедийный опыт.
И коллекция, и услуги современной библиотеки должны содержать видео- и аудио-компоненты.

  1. Современная библиотека социально обогащена.
В ней используются различные пути для общения пользователей друг с другом и с библиотекарями.

  1. Она инновационна как элемент общества.
Библиотеки являются службами сообщества. Поэтому предполагается, что по мере изменения сообщества библиотеки должны не только меняться вместе с ними, они должны давать возможность членам сообщества участвовать в изменениях библиотеки. Современная библиотека постоянно стремится изменить свои услуги, чтобы найти новые пути для всего сообщества, а не только для индивидуалов, искать, находить и использовать информацию.

В свете обновления и перемен в сфере информатизации образования школьная библиотека получает новую миссию: она становится одним из важнейших каналов, обеспечивающих свободный доступ читателя (пользователя) к информации. Современная библиотека – это не только кабинет, где посетители получают нужную книгу и информацию, но и место, где они самостоятельно создают полезную информацию. Новое понимание миссии школьной библиотеки заставляет заново переосмыслить основные направления библиотечного обслуживания:

– библиотечное обслуживание в помощь образованию;

– библиотечное обслуживание как средство социализации личности;

– библиотечное обслуживание как средство реабилитации детей с «особыми

потребностями» (инвалидов, социально неблагополучных, одаренных).

Изучив брошюру Громовой О.К. «Типичные модели школьных библиотек», наиболее подходящей именно для нашего образовательного учреждения была выбрана первая модель библиотеки. Она отвечает целям и задачам школьной библиотеки, заявленным в «Манифесте школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО»: «Школьная библиотека предоставляет ин­формацию и идеи, без которых нельзя успешно функциони­ровать в современном обществе, ориентированном на инфор­мацию и знания».

Главной, функцией школьной библиотеки этой модели являет­ся информационная поддержка учебного процесса. По­нимают её здесь значительно шире, чем просто обеспече­ние учеников и учителей учебниками, пособиями и методической литературой.

Как правило, кроме упомянутого обеспечения учебной и мето­дической литературой от библиотеки ждут:


  • предоставления расширенного репертуара научно-популяр­ных, справочных, и периодических зданий, вплоть до организа­ции межбиблиотечного абонемента (МБА);

  • ведения полного справочно-библиографического аппарата (каталоги и тематические картотеки на книжный фонд, и другие носители информации, рекомендательные списки, роспись пери­одики для картотеки статей и т.п.);

  • регулярного проведения тематических и информационных обзоров литературы и периодики.
Из Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках следует также, что «Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного образования и развивает в них творческое воображение, помогая им стать сознательными гражданами».

Библиотека школы должна быть не только важнейшим информационным ресурсом, но и центром, формирующим информационную культуру обучающихся и педагогов.

Концепция современной библиотеки – это новый взгляд на библиотечное обслуживание в целом. Ключевые задачи касаются не того, как обеспечить доступ к книгам и информации, а в первую очередь того, что подразумевается под внедрением инноваций, как построить сообщество единомышленников, которые могут обогатиться через участие в социальных сервисах. Это достигается через доверие, поощрение пользователей библиотечных сообществ участвовать, внося вклад своими мнениями в ресурсы, которые они использовали и новые, к которым они хотели бы получить доступ.

Сотрудники современной библиотеки выстраивают свою деятельность абсолютно по-новому:


  • осваивают возможности АИБС «МАРК-SQL» (автоматизированная информационно-библиотечная система: Версия для школьных библиотек);

  • работают со специализированным программным обеспечением;

  • создают сайты своих библиотек;

  • в блогах информируют участников образовательного процесса о предстоящих мероприятиях, новых поступлениях;

  • на вики создают он-лайновые клубы любителей чтения для школьников и родителей и размещают документы и книги;

  • в сервисах совместного хранения медиафайлов размещают презентации своих сценарных разработок занятий по информационной культуре;

  • помогают школьникам размещать на сайтах результаты проектной деятельности;

  • сохраняют коллекцию закладок-ссылок на полезные и интересные веб-страницы, работая с сервисами хранения закладок.
Таким образом, школьный библиотекарь должен стать информационным лидером школы, специалистом по формированию информационной культуры, а также по педагогике и психологии детского чтения.
Основные направления работы:

  • внедрение новых информационных технологий в систему проведения библиотечных уроков и мероприятий;

  • организация системы обучения участников образовательного учреждения навыкам пользования информационными ресурсами;

  • комплектование медиатеки;

  • изменение дизайна библиотеки;

  • освоение социальных сервисов Веб 2.0 всеми участниками образовательного процесса;

  • создание библиотечной веб-страницы в рамках школьного сайта.

Партнерство в рамках инициативного проекта
Связь проекта с другими программами:


  • Проект «Информатизация системы образования».

  • Программа информатизации МОУ БСОШ № 2.

  • Программа развития школьной библиотеки «Формирование информационной культуры, как способ социализации личности школьника».
Схема взаимосвязей по проекту

  1. Современная школьная библиотека

  2. Администрация ОУ, участники образовательного процесса

  3. Муниципальный ресурсный центр информатизации образования (РЦИО) и районный методический кабинет (РМК)

  4. Библиотеки муниципалитета, социальные партнеры (ИКК «Старина сибирская», Историко-этнографический музей, Картинная галерея, Зоопарк, НКЦ «Эдельвейс») и др.

  5. IТ-пространство (Интернет-сообщество)

Этапы реализации проекта


Задачи

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап (08-10.2009)

Цель: создание условий для эффективного использования информационных ресурсов библиотеки



Повысить информационно-коммуникационную компетентность библиотекаря

Краткосрочные курсы, консультации, мастер-классы в РЦИО

Оборовская М.А., специалисты РЦИО

Сформировать медиатеку

Составление каталога всех ресурсов библиотечного фонда

Оборовская М.А.

Организовать IT-пространство

1.Подключение к локальной сети школы

2.Создание библиотечной веб-страницы на школьном сайте



Администрация школы,

Малунова Г.А., Оборовская М.А.



Организовать взаимодействие с РЦИО и РМК

1.Создание информационного пространства

Специалисты РЦИО, РМК, Оборовская М.А.

Организовать сотрудничество с социальными партнерами муниципалитета

1.Создание совместных проектов

2.Использование возможностей и информационных ресурсов библиотек муниципалитета



Оборовская М.А.

Социальные партнеры



Организовать взаимодействие со школьным пресс-центром

Создание библиотечной страницы в рамках школьной газеты «За партой», выпуск ежемесячной информационной брошюры для школьного коллектива

Оборовская М.А.

Щербакова Е.Я.


Основной этап (11.2009-05.2010)

Цель: создание условий, способствующих интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию участников образовательного процесса.



Обучить участников образовательного процесса навыкам независимого пользования медиаресурсами

1.Консультации

2.Краткосрочные курсы

3.Интернет-класс


Малунова Г.А.,

Оборовская М.А.,


Освоить социальные сервисы Веб 2.0 всем участникам образовательного процесса

1.Консультации

2.Краткосрочные курсы

3.Мастер-классы


Малунова Г.А., Оборовская М.А.

Рекламировать и продвигать фонды медиатеки

1.Обновление библиотечной веб-страницы на школьном сайте

2.Выпуск бюллетеней с анонсами мероприятий, рекламой новых поступлений в фонд медиатеки

3.Проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ


Оборовская М.А.

Оборовская М.А.

Щербакова Е.Я.

Оборовская М.А.



Организовать взаимодействие с социальными партнерами муниципалитета

Реализация совместных проектов

Оборовская М.А., педагоги, обучающиеся, родители, специалисты социо-культурных объектов

Сформировать информационный банк

1.Банк педагогической информации

2.Банк лучших исследовательских и творческих работ учащихся



Оборовская М.А.

Администрация школы,

Педагоги ОУ, обучающиеся, родители, Оборовская М.А.


Предоставлять новые библиотечные услуги с использованием ИКТ

1.Интернет-услуги

2.Тиражирование материалов на электронные носители пользователей

3. Консультации по использованию ПК


ОборовскаяМ.А. МалуноваГ.А.

ПантюховаЛ.Н.



Заключительный этап (06-07.2010)

Цель: анализ эффективности проекта и коррекция



Выявить степень владения всеми участниками образовательного процесса навыками независимого пользования медиаресурсами

Мониторинг степени владения навыками независимого пользования медиаресурсами

Оборовская М.А.

Малунова Г.А.



Определить уровень читательской активности

Мониторинг читательской активности

Оборовская М.А.

Выявить качество участия в проектах

Результаты участия в проектах

Оборовская М.А.,

Администрация ОУ



Выявить общественное мнение о работе школьной библиотеки

Опрос участников образовательного процесса

Оборовская М.А.

Щербакова Е.Я.


План оценки эффективности деятельности,

проводимой по проекту

По итогам реализации проекта будет проведена аналитическая работа среди детей и подростков с целью изучения результатов работы школьной библиотеки.

Критерии эффективности:


  • увеличение доли участников образовательного процесса, пользующихся услугами библиотеки;

  • востребованность проекта, охват обучающихся и педагогов.

  • увеличение доли участников образовательного процесса, владеющих навыками независимого пользования информационными ресурсами;

  • улучшение материально-технической базы школьной библиотеки;

  • качество участия в проектах;

  • регулярное обновление библиотечной веб-страницы на школьном сайте;

  • регулярный выпуск в рамках школьной газеты «За партой» библиотечной страницы;

  • расширение спектра услуг с использованием ИКТ;

  • положительные отзывы участников образовательного процесса о работе школьной библиотеки;

  • уровень информационной культуры участников проекта.
Формы информирования руководителя:

  • итоговая аналитическая справка

  • изучение результатов деятельности участников проекта.

Ожидаемые результаты:

Количественные:


  • Проведение занятий «Интернет-класса» – 2 часа ежедневно;

  • Выпуск странички «Библиобус» в школьной газете «За партой» - в каждом номере;

  • Выпуск странички «Проба пера» в школьной газете «За партой» - в каждом номере.
Качественные:

  • формирование информационной среды в библиотеке;

  • создание оптимальных условий использования медиатеки;

  • повышение информационной культуры участников образовательного процесса;

  • повышение читательской активности;

  • включение участников образовательного процесса в освоение социальных сервисов Веб 2.0;

  • изменение общественного мнения о работе школьной библиотеки.

Перспективы развития


  • привлечение большего числа детей и подростков к реализации проекта.

  • участие в пропаганде работы библиотеки.

  • организация регулярной работы Интернет-класса.

  • объединение в едином информационном пространстве участников образовательного процесса школы, поселка и района.

  • освещение работы библиотеки в средствах массовой информации.

Обеспечивающие ресурсы

Бюджет проекта


Статья расходов

Сумма в рублях

Персональные компьютеры – 2 шт.

40000

Столы компьютерные – 2 шт.

2500

Жалюзи – 2 шт.

40000

Стулья для работы на компьютере – 2 шт.

1400

Стеллажи библиотечные демонстрационные – 2 шт.

5200

Проекционный экран – 1 шт.

4000

Мультимедиа проектор – 1 шт.

30000

Черно-белый лазерный принтер – 1 шт.

4000

Цветное многофункциональное лазерное устройство - 1 шт.

7000

Картриджи на черно-белый принтер – 4 шт.

1600

Картриджи на цветной принтер – 4 шт.

6000

Дискеты, компакт-диски, флеш-накопитель

1000

Канцтовары (бумага «Снегурочка», ручки, карандаши)

500

Итого:

143200

Список использованной литературы


  1. Maness, J.M. Library 2.0 Theory: Web 2.0 and Its implications for Libraries// Webology. Volume 3, Number 2, June, 2006

  2. Как преобразовать школьную библиотеку в информационно-досуговый центр: перспективы и возможности//Школьная библиотека, специальный выпуск, № 9-10 2007

  3. Дейнеко, И.В. Новая роль библиотекаря в новой библиотеке// Библиотека в школе, №11 2009

  4. Хохлова, О.А. Опыт работы школьной библиотеки// Методист, №9 2008

  5. Ястребцева, Е.Н. От школьного библиотечного медиацентра к библиотеке 2.0/www.pedsovet.org

  6. Громова, О.К. Типичные модели школьных библиотек // Библиотечка "Первого сентября". М. : Чистые пруды, 2006. - 32с.

  7. Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО для школьных библиотек: текст и рекомендации по использованию / пер. с англ. Э. Азгальдова.

  8. Громова, О.К. Когда мы говорим: обновление содержания образования – что это значит?// Газета Первое сентября издательского дома Первое сентября, № 83/1999.

  9. Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А.Стародубова, Ю. В. Уленко. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности. // М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 352 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.11–12). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».

  10. Стародубова, Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалии и перспективы // Современная библиотека общеобразовательного учреждения: материалы для библ. работников общеобразовательных учреждений / Рос. акад. образования; ГНПБ им. К. Д. Ушинского; сост.: О. В. Козлова и др.; М., 2001.- С. 8-12.

Основные задачи. Основной задачей библиотеки является: обеспечение участников образовательного процесса (обучающихся, педагогических работников, родителей) доступом к информации на различныхносителях: *бумажном(книжный фонд,переодические издания); *магнитном(фонд аудио и видео касет) ; *цифровом и дискокоммуникативном (компьютные сети и иные носители).


ИНФОРМАТИЗАЦИЯ-СТРАТИГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВСЕХ БИБЛИОТЕК Школьная библиотека строится как среда адаптации в мире чтения информации И спользование новых технологий для расширения библиотечного пространства, интеграция детей в обществе, а школьных библиотек в общее информационное и библиотечное пространство, должна рассматриваться как наиболее перспективное направление в библиотечной политике Дети имеют право на свою территорию. Детская библиотека формирует у человека своего рода код эстетических представлений. Более того, библиотеки будут создавать свои собственные видео- и фотоколекции, интернет ресурсы. Изменение философии библиотечного обслуживания Школьная библиотека должна стать инновационной, то есть оперативно реагировать на все изменения в обществе. бществеобществе,культуре,образов ании.


Дети в интернете С компьютером на «ты» Анкетные данные показали, что очень большой процент опрошенных (43,7% и 52,8) любят играть в компьютерные игры, и в то же время 56,2% и 55,6% «играков» осознают,что компьютерные игры могут принести вред. К сожалению, что у детей 9-15 лет чтение стоит На четвертом месте после увлеченности Интернетом(68,7%), прогулками (68,?%), и общением с друзьями(52,2%); летние также в первую очередь предпочитают Интернет и общение с друзьями (соответственно 50% и 65%). Есть ли способы безопасного развития интернет пространства по вопросам создания безопасности для детей в интернете?


Заинтересовать можно, только если интересно самому. Если вы, нахмурясь, выйдете из дома, Если вам не в радость солнечный денек, Заходите смело, как к своим знакомым, Завернув в библиотеку, к нам на огонек. ЧАСЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ: С 9 до16 час. Выходной день – воскресенье. К ВАШИМ УСЛУГАМ: Зав.библиотекой Буцкая Тамара Ивановна, Библиотекарь Выставкина Ольга Михайловна. МЫ ВАМ ВСЕГДА РАДЫ!

Библиотека - информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию?

Российское образование вступило в 21 век, вооруженное новыми планами, целями и идеями. В основном, конечно, идеями, но и это здорово. Доказательством этому служат различные программы информатизации, компьютеризации и Федеральная программа развития образования.
Главная цель последней– “развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально-активной, творческой личности…” (3, 19), а в числе основных целей одно из важных мест занимает “гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни”. (3, 19)
Я не случайно выбрала именно эти цели, где ведущими понятиями являются “социально-активный”, “творческий”, “самообразование”. Дело в том, что формирование этих понятий невозможно без новых подходов и новых технологий, многие из которых ориентированы на самостоятельную работу школьников.
Кроме того, в последнее десятилетие в мире произошла информационная революция. Высокие темпы развития технологий хранения, переработки информации позволяют получить доступ к ней на международном, национальном, региональном уровнях. На первый план выдвинулась проблема доступа к информации, причем доступа не только физического, но и интеллектуального, которая является сегодня одной из наиболее актуальных не только в России, но и в мире.
Проще говоря, личность, которую нам предстоит воспитать, должна не только иметь возможность получить информацию, но и знать, что с ней делать и как это делать наиболее эффективно. (В скобках заметим, что когда мы говорим об информации, мы имеем в виду определение информации (от лат. Informatio - сведения, разъяснение, изложение) как “сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машинами и др.) в процессе жизнедеятельности и работы” (5,8), или как “сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.) …” (1, 455).
Между тем, одним из препятствий доступа к информации является низкая информационная грамотность, или культура, пользователей. Причем термин “информационная культура” мы используем в широком смысле этого слова, который подразумевает умение индивидуума ориентироваться и в традиционных, и в нетрадиционных источниках информации, способность определять, что такое информация, где ее можно искать и находить, как ее можно извлекать, обрабатывать и самое главное, как ее можно использовать. Молодые люди должны уметь найти и применить на практике сведения о том, какие перспективы продолжения образования они имеют, какую роль играет план при написании реферата, или, например, чем, конкретно для них, грозит парниковый эффект и почему важно знать о причинах сталинских репрессий.
Однако очень часто учащиеся не умеют использовать даже традиционные источники информации, такие как книга или периодическое издание. Печально видеть как учащийся 9 класса, получив в руки том энциклопедии, не знает с какого конца его открыть и как найти там нужный материал. Ну, а об отличиях качества и достоверности материалов в монографии (кстати, а что это такое?) или научно-популярном молодежном журнале говорить не приходится. Этой проблемы для многих не существует. Что же говорить о так называемых новых информационных технологиях. Основная масса школьников не знает что такое электронные каталоги и картотеки, никогда не “посещала” электронных библиотек, а о “всемирной паутине” слышала разве что с экрана телевизора.
Естественно, что такие выпускники поражают воображение преподавателей высшей, средней специальной школы и специалистов- библиотекарей (не школьных). Характерно, что в сложившейся ситуации всю вину те пытаются возложить на школьную библиотеку. Насколько это правомерно, мы сейчас говорить не будем, ясно одно – школьная библиотека в этих условиях является наиболее важным звеном, способным решить проблемы повышения информационной культуры учащихся. А так как перед современной школой стоит задача научить детей грамотно детей пользоваться компьютером, владеть навыками работы с поисковыми информационными системами., то школьников необходимо учить работать с источниками информации как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, с электронными каталогами и картотекам
Именно школьным библиотекам принадлежит ключевая роль в развитии у учащихся представления о поиске информации и выработке у них навыков обращения и работы с информационными источниками. Поэтому одной из тенденций современного библиотечного обслуживания в школах и учреждениях начального профессионального образования должно стать расширение ассортимента знаний и практических навыков, которые могут приобрести учителя и ученики.
Главные цели, которые стоят перед сегодняшними библиотеками системы образования вытекают одна из другой и тесно взаимосвязаны:
· предоставление широкого гарантированного доступа к информации
· максимальное использование потенциала новых информационных технологий для совершенствования обслуживания пользователей
· формирование и развитие информационной грамотности, культуры учащихся.
Поэтому все большее значение приобретает информационно-библиографическая работа библиотеки, которая включает в себя несколько направлений:
· ведение справочно-библиографического (или справочно-поискового) аппарата,
· справочно-информационное обслуживание учащихся и педагогов,
· воспитание у юных читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
Каждая школьная библиотека формирует справочно-библиографический аппарат, который включает в себя алфавитный и систематический каталоги, каталог научно-методической и педагогической литературы, а также картотеки, необходимые для информационно -библиографического обеспечения школьной библиотеки. Количество и тематика картотек зависят от потребностей данной школы.
Справочно-библиографическое и информационное обслуживание учащихся, как правило, ведется через организацию работы по оформлению книжных выставок и выставок - просмотров, библиографические обзоры для учащихся, составление рекомендательных и информационно-тематических списков литературы. Справочно-библиографическое обслуживание педагогов предусматривает проведение Дней информации, Дней кафедры, библиографических обзоров литературы, обзоров периодической печати, консультаций, составление информационных списков новых поступлений, подготовка индивидуальной информации для отдельных кафедр и преподавателей
Наконец, важнейшей частью работы школьной библиотеки является воспитание информационной культуры учащихся, которое осуществляется через систему библиотечно-библиографические уроков. В каждой школе должны быть график и учебная программа таких уроков, где указаны класс, тема, количество часов.
Исходя из Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения, сегодняшняя школьная библиотека – это структурное подразделение, которое реализует в своей деятельности три основные функции – информационную, культурную и образовательную (См. 4, 48). По данным некоторых исследователей именно школьная библиотека является основным информационным ресурсом для большинства учащихся и 64,5% школьных учителей.
Однако нельзя не отметить наличие множества проблем, среди которых наиболее серьезными и типичными являются:
· практически полное отсутствие комплектования (согласно нашим опросам, более 70% библиотекарей школ Псковской области считают это самым главным тормозом в работе);
· большая нагрузка на работников библиотеки, которые работают с различными возрастными группами учащихся, преподавателями; организуют по сути дела два фонда: литературы и учебников;
· слабая техническая оснащенность: единицы школьных библиотек могут похвастаться наличием аудио и видео аппаратуры, а уж о компьютерах, тем более с CD-ROM, и говорить не приходится;
· отсутствие читальных залов - как правило, имеется в наличии несколько столов, где читатели могут заниматься;
· недопонимание администрацией роли и места библиотеки в структуре учебного заведения. Часто директор школы рассматривает библиотеку как пункт выдачи учебников. (Кстати, это, наверное, самая главная причина плачевного положения, из которой вытекают и все вышеперечисленные).
В сельской школе, где зачастую отсутствует полная ставка библиотекаря, эти проблемы усугубляются. Естественно, очень трудно в условиях такого количества проблем вести разговоры о модернизации, новых подходах и взглядах на библиотеку. “Между тем, вопросы финансового характера не так важны, как вопросы, касающиеся самой сути образования. Любое глубокое изменение в процессе коммуникации, то есть, нашей способности получать доступ к данным, информации и в конечном итоге к знаниям, а также в процессах, которые помогают нам делать открытия, изобретения, учить и учиться, обязательно оказывает сильнейшее воздействие на образование. Поэтому, давая оценку новой информационной технологии - системе Интернет - нам нужно принять правильное решение, поскольку ставка высока. Используя слово Интернет, я имею в виду, что этот краткий термин подразумевает целый ряд технологий, таких как сети персональных компьютеров, гипертекст и гипермедиа, Всемирную компьютерную сеть и многое другое” (2).
Каким же образом совместить несовместимое и решить неразрешимое? Как решить проблемы школьных библиотек и действительно сделать их “школой обучения обращения с информацией”?
Мне кажется, есть прекрасный выход из положения, который поможет осуществить прорыв в ситуации со школьными библиотеками и стать первой ступенью на пути к информатизации образовательного пространства региона. Библиотека школы прекрасно вписывается в программу информатизации школы, как наиболее логичное структурное подразделение, особенно на начальных ее (информатизации) этапах. Это подразделение, призванное изначально накапливать, хранить и распространять информацию. Мировая практика показала, что традиционные носители информации великолепно сосуществуют рядом с нетрадиционными, взаимно развивая и дополняя друг друга. Кстати сказать, в американской литературе и науке сложился устойчивый термин “информационное и библиотечное дело”.
“По сути дела, библиотека и Интернет все в большей степени рассматриваются совместно друг с другом, то есть, обе они предлагают огромное разнообразие материалов, только в разных форматах -- и в том, и в другом случае, как студенты, так и преподаватели получают непосредственный доступ к данным, текстам, изображениям и другим формам информации” (2)
В последнее время в разных регионах России появляются различные модели школьных библиотек: образовательный центр, медиатека, медиацентр и другие. Мне представляется, что все они отражают один подход с небольшими вариациями к роли и месту библиотеки в школе: библиотека – информационный центр. Этот подход означает:
· посредничество между информацией и потребителем (между коллективом школы и мировым информационным пространством), т.е. накопление, распространение, популяризация различных материалов, предоставление справочной информации;
· помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации, разработка стратегий для тех, кто хочет заниматься самообразованием;
· квалифицированные консультации и рекомендации для пользователей, которые помогут им находить и обрабатывать полученную информацию;
· современная справочно-поисковая система, позволяющая оперативно и полно находить необходимую информацию;
· базы и банки данных по методике и образованию;
· систематическое обучение учащихся использованию новых и традиционных информационных технологий
Сразу оговоримся, что информационный центр может иметь различное количество фондов, ставок, техники (в зависимости от возможностей школы), и соответственно различные цели и задачи.
Такой подход к роли и месту школьной библиотеки позволяет решать многие важные задачи информационного обеспечения образования. В том числе, проблемы обеспечения управления образованием достоверной, актуальной информацией, которая позволит объективно судить о процессах, протекающих в образовательном пространстве, быть в курсе новых образовательных стратегий, знать педагогические технологии, а значит, иметь возможность использовать эффективные приемы и системы управления в своей деятельности, принимать правильные стратегические решения.
Реально ли создание таких центров в сложившейся ситуации? Мне представляется, что в условиях, когда в школе один компьютер – это единственное не только реальное, но и логичное решение, если под информационным центром подразумевать структурное подразделение, которое действительно собирает, хранит и предоставляет информацию, необходимую для управления, функционирования и развития учебного заведения.
Это логично, ибо расширяет ресурсы школьной библиотеки. Это логично, потому что позволяет использовать эти ресурсы в течение полного рабочего дня. Это логично, потому что при отсутствии нужной информации на традиционных носителях, не надо метаться по школе (лицею, гимназии, колледжу и т.д.) а тут же найти ее в электронных базах данных. Наконец, это логично, потому что уроки “Основы информационной культуры”, которые необходимо проводить в каждом классе и которые включают знакомство с новыми информационными технологиями, можно будет проводить здесь же, в школьной библиотеке.
Создание информационных центров на базе школьных библиотек позволит:
“- повысить оперативность, полноту и точность получаемой информации при обслуживании абонентов;
- сократить трудозатраты на выполнение технологических операций (комплектования, организации и использования фондов, справочно-информационного обслуживания);
- расширить номенклатуру оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, введением и оперативным предоставлением справочной информации;
- оптимально использовать документальные и информационные ресурсы как своей библиотеки, так и других организаций, в том числе имеющих ведомственную, территориальную и государственную принадлежность, в интересах пользователей;
- повысить комфортность работы пользователей и персонала библиотек;
- удовлетворить потребность учителей и учащихся в специально разработанных для Интернета новых видах и формах информационных образовательных средств (для самостоятельной работы по учебным предметам и различным аспектам воспитательного процесса)…” (6, 5).
Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект данной проблемы. Преобразование библиотек в информационные центры с активным применением новых технологий станет основой для создания единого информационного пространства и поможет решить еще одну задачу, зафиксированную в общих направлениях развития Федеральной программы развития образования - "Разработать и поэтапно ввести в действие единую автоматизированную библиотечную сеть в системе образования. Оптимизировать, укрепить и развить библиотеки образовательных учреждений и других организаций системы образования. (Сроки реализации: 2000-2005 гг.)" (3, .54).
Теперь, когда мы с вами убедились, что создание информационных центров возможно, логично и, в общем-то, является единственным выходом и реальным решением проблем, можно чуть подробнее остановиться на конкретных задачах, которые встают перед школьными библиотеками (и администрациями школ) при реализации плана внедрения новых информационных технологий в практику работы.
Первое (и возможно, самое важное) – необходимость принять решение. После этого остаются пустяки: разрабатывается стратегический план развития библиотеки или программа развития, которая включает:
· анализ и оценку современного состояния библиотеки (с объективной характеристикой слабых и сильных сторон ее деятельности);
· выделение проблем, которые необходимо решить для совершенствования работы;
· цели создания новой модели;
· перечень поставленных задач (это и финансовые, и материально-технические, и кадровые, и методические задачи);
· программа реализации задач (т.е. конкретный план действий).
Самое главное – правильно оценить ситуацию и принять верное решение, чтобы не оказаться в роли двух жадных медвежат из сказки.
Алгоритм реализации внедрения новой модели может включать в себя:
· - создание электронных каталогов и картотек;
· автоматизация внутрибиблиотечных процессов – составление библиографических списков литературы, учет фонда, работа с актами, подписка периодики;
· формирование фондов нетрадиционных носителей информации (гибких дисков, компакт-дисков);
· создание баз данных имеющихся методических разработок и программ;
· обеспечение возможности получения информации с помощью электронной доставки документов (через Интернет или другие информационные сети);
· получение и распространение информации (библиографической, нормативной и др.) других информационных учреждений (через сети или компакт-диски и пр.);
· получение информации от органов управления образованием;
· создание банков программных средств (одна из возможностей пополнения которых - проектирование компьютерных программ школьниками).
Естественно, при этом подходе большую роль играет не только материально- техническая база и финансовые задачи, но и правильная кадровая политика. Роль школьного библиотекаря становится несколько иной. Он должен стать специалистом в области библиотечных информационных технологий, способным сотрудничать с учителями (в первую очередь, информатики) в разработке системного подхода к работе с информацией. Заведующий школьной библиотекой должен обладать достаточным кругозором, чтобы видеть перспективные задачи, уметь осуществлять стратегическое планирование, уметь воспринимать новые знания.
Здесь возникает еще одна проблема – переподготовки кадров. Впрочем, как раз здесь никакой проблемы нет. Например, центр научно-педагогический информации Псковского областного института повышения квалификации работников образования готов проводить курсы и семинары, которые помогут нынешним библиотекарям стать специалистами в области использования новых информационных технологий, что при высокой квалификации и творческом потенциале, которыми те обладают, будет совсем нетрудно. Кстати, в 2001 году мы провели семинар “Работа с электронными каталогами и картотеками в системе Mark”.В нынешнем году мы провели курсы для школьных библиотекарей "Новые подходы к работе школьной библиотеки", где одним из ключевых блоков явилось обучение работе в системе Marc.
Итак, подведем итоги. Что же даст школе превращение библиотеки в информационный центр?
Не будем опять перечислять преимущества автоматизации и компьютеризации внутрибиблиотечных процессов.
Самое главное – в школе появляется подразделение, которое способно организовать и распространять информацию в целях расширения познаний учащихся и повышения профессионального мастерства педагогов с помощью внедрения новых, эффективных технологий, которое заинтересовано в воспитании у учащихся навыков обращения с информационными источниками
Региональная система образования получает готовую платформу для объединения всех библиотек образовательный учреждений в единый информационный ресурс и тем самым создает предпосылки для вхождения в российское и мировое информационное пространство, которое необходимо для обеспечения гарантированного широкого доступа к информации и для ее (системы образования) информатизации
Областное совещание по вопросам работы школьных библиотек, которое прошло в марте этого года, доказывает, что Главное управление образования при администрации Псковской области понимает важность новых подходов к работе школьных библиотек, и позволяет надеяться, что в недалеком будущем все школьные библиотеки нашего региона будут преобразованы в современные информационные центры.
PS. Когда я готовила этот материал, у меня мелькнула мысль: “Бедные школьные библиотекари скажут, что вот, мол, еще одна обязанность на наши плечи ложится!”. Но потом вспомнила курсы повышения квалификации заведующих школьными библиотеками, живую заинтересованность последних и их готовность к внедрению новых технологий в практику работы и подумала: "Да нет, с такими кадрами все у нас получится, только бы директора школ поняли важность новых подходов и пошли нам навстречу!".
Использованная литература:
1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд., перераб и доп.- М., 1998. - С.455.
2. Интернет меняет характер высшего образования: речь президента Н.Руденстайна на конференции в Гарвардском университете "Интернет и общество" 29 мая 1996 г.// Электронный журнал ЮСИА. URL: http://www.rpo.russian.usia.co.at.
3. Об утверждении Федеральной программы развития образования. Федеральный закон РФ от 10.04.2000 № 51-Ф3. – Вестник образования. – 2000. - №12. – С.3-70.
4. 178. Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения // Официальные документы в образовании. - 2004. - № 14. - С.53-64.
5. Шауцукова Л.З. Информатика: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/Л.З. Шауцукова. – М.: Просвещение, 2000.
6. Яскевич В. Интернет должен участвовать в образовательном процессе через школьную библиотеку. – Библиотека в школе. – 2001.- №1. – С.5.