Социологическая теория роберта мертона. Роберт Кинг Мертон: биография Роберт кинг мертон научный этос

(2003-02-23 ) (92 года)

Социология науки

«Мертон формирует основы социологического анализа науки как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами»

Цель (основная задача) науки, с точки зрения Мертона, заключается в постоянном росте массива удостоверенного научного знания . Для достижения этой цели необходимо следовать четырём основным императивам научного этоса : универсализм (внеличностный характер научного знания), коллективизм (сообщения об открытиях другим учёным свободно и без предпочтений), бескорыстие (выстраивание научной деятельности так, как будто кроме постижения истины нет никаких интересов) и организованный скептицизм (исключение некритического приятия результатов исследования).

По мнению Мертона функциональный смысл указанных императивов ставит каждого учёного перед следующим набором альтернатив:

Структурный функционализм

Роберт Мертон считается одним из классиков структурного функционализма . С помощью этой парадигмы он обосновал конкретные теории - социальной структуры и аномии, науки, бюрократии. Эта парадигма ориентирована на теорию среднего уровня .

Основными понятиями теории структурного функционализма Мертона являются «функция» и «дисфункция». Функции - по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению её к среде. Дисфункции - те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или её приспособление к среде.

Три постулата, которые Р.Мертон считал «спорными и ненужными для функциональной теории»:

  • функциональное единство;
  • функциональная универсальность;
  • функциональная обязательность (принудительность).

Роберт Мертон выступил продолжателем Э. Дюркгейма , значительно дополнив его концепцию социальной аномии .

Большое влияние на взгляды Р. Мертона оказали Питирим Сорокин , который пытался наполнить социологическое теоретизирование материалами эмпирических и статистических исследований, и Пауль Феликс Лазарсфельд, разрабатывавший проблематику методологии применения социальных и эмпирических наук в социологических исследованиях.

Примечания

Произведения на русском языке

  • Мертон Р. К. Эффект Матфея в науке, ii:. накопление преимуществ и символизм. интеллектуальной собственности (PDF) // THESIS.
  • Мертон Р. К. Фрагменты из воспоминаний // Социологические исследования. - 1992. № 10. С. 128-133.
  • Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. - 1992. - № 2-4.
  • Сорокин П. А., Мертон Р. К. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа // Социологические исследования. -
  • Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М .: Прогресс, 1966. - C. 299-313.
  • Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. - М ., 1996.
  • Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. - М .: АСТ:АСТ МОСКВА:ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 с.

Произведения на английском языке

  • Social Theory and Social Structure (1949)
  • The Sociology of Science (1973)
  • Sociological Ambivalence (1976)
  • On the Shoulders of Giants: A Tristram Shandy Postscript (1985)
  • The Travels and Adventures of Serendipity: A Study in Sociological Semantics and the Sociology of Science (2004)

Литература

  • Покровский Н. Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона (PDF) // Социологические исследования. - 1992. - № 2.
  • Покровский Н. Е. Ранний вечер на утренних холмах (субъективные заметки о Роберте Мертоне) (PDF) // Социологические исследования. - 1992.
  • Штомпка, П. Роберт Мертон: динамический функционализм // Современная американская социология / Под ред. В. И. Добренькова. - М., 1994. - С. 78-93.
  • Гидденс Э. Роберт Мертон о структурном анализе // Социальные и гуманитарные науки.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 4 июля
  • Родившиеся в 1910 году
  • Родившиеся в Филадельфии
  • Умершие 23 февраля
  • Умершие в 2003 году
  • Умершие в Нью-Йорке
  • Награждённые Национальной медалью науки США
  • Социологи США
  • Футурологи
  • Лауреаты стипендии Мак-Артура

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мертон, Роберт Кинг" в других словарях:

    Мертон (Merton) Роберт Кинг (р. 5.7.1910, Филадельфия, штат Пенсильвания), американский социолог, профессор социологии (с 1947) и заместитель директора «Бюро прикладных социальных исследований» Колумбийского университета. Президент Американской… … Большая советская энциклопедия

    Мертон Роберт Кинг - (1910 1999) американский социолог. Мертон стремился преодолеть разрыв между эмпирическими исследованиями и социологической теорией. Ему принадлежит идея т.н. теорий среднего ранга, которые должны связать эмпирические исследования и общую… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    МЕРТОН Роберт Кинг - (р. 1910), амер. бурж. социолог, сторонник структурно функционального анализа. В социологии религии исходит из того, что осн. фактором соц. интеграции является ценностная система, общая для членов данного общества и выполняющая функцию… … Атеистический словарь - Мертон фамилия Роберт Кархарт Мертон (англ. Robert Carhart Merton; р. 31 июля 1944, Нью Йорк) американский экономист, Нобелевский лауреат 1997 года. Роберт Кинг Мертон (англ. Robert King Merton; 4 июля 1910 – 23 февраля, 2003) американский… … Википедия

Новейший философский словарь Грицанов Александр Алексеевич

МЕРТОН (Merton) Роберт Кинг (р. 1910)

МЕРТОН (Merton) Роберт Кинг (р. 1910)

Американский социолог, почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (с 1957). Учился в Гарвардском университете. Докторская диссертация: "Пуританизм, пиетизм и наука" (1936). В 40-е гг. был содиректором (с П. Лазарсфельдом) Бюро прикладных исследований Колумбийского университета. Основные работы: "Наука, техника и общество в Англии 17 в." (1938); "Социальная теория и социальная структура" (1957, 1968); "О теоретической социологии" (1967); "Социология науки" (1973); "Структурный анализ в социологии" (1975); "Подходы к изучению социальной структуры" (1975) и др. В ранний период творчества на М. заметно влияние идей М. Вебера, особенно его работы "Протестантская этика и дух капитализма", и Дюркгейма, что оправдано исследовательской установкой М. на преодоление эмпиризма американской социологии через синтез ее с европейской традицией. Тема науки (как социального института со специфическими ценностно-нормативными регулятивами) - одна из сквозных у М., заложившего основы американской социологии науки. В качестве "институциональных императивов" науки выделял: универсализм (любое знание открыто для критики и оценки), общность ("коммунизм") - доступность результатов иследования для анализа др. учеными, бескорыстность (исследования подвергаются контролю на предмет мотивации деятельности исследователей), организационный скептицизм (блокирование тенденций к абсолютизации и догматизации концепций и подходов). С конца 1940-х можно говорить о втором периоде творчества М., характеризующемся развитием структурно-функциональной теории. М. создал свой вариант концепции, которую в отличие от функционального императивизма Парсонса квалифицируют как функциональный структурализм (Д. Тернер). М. подверг структурный функционализм критике изнутри, пересмотрев (с позиций "организационного скептицизма") его основные методологические установки и теоретические положения. С позиций социологии знания и науки М. выдвинул тезис о том, что любые общие теории являются лишь теоретико-методологическими ориентация-ми, т.е. по сути философскими концепциями, не предназначенными для эмпирической работы. Попытки построения всеобъемлющей социологической теории не имеют под собой оснований. С другой стороны, остается необходимость теоретического ориентирования эмпирической практики. В этой связи М. предложил в 1948 программу создания теорий среднего уровня (ранга). Они, согласно М., позволяют в рамках структурно-функционального анализа ввести ограничения на организационные построения теории и концептуализировать исследовательскую практику. Отсюда стратегия упорядочения понятийного аппарата, который должен позволять отделять "существенные" социальные явления от "несущественных". "Организационный скептицизм" позволил М. вскрыть и три неэксплицированных (а, соответственно, достаточно не обоснованных) постулата структурного функционализма: 1) постулат интеграционного единства социальных систем: все виды социальной деятельности и элементы культуры стандартизируются и являются функционально нагруженными внутри социального или культурного целого (функция при этом рассматривается как вклад элемента в тотальность системы); М. смещает акцент с тотальности на дифференцированность систем, на анализ многообразия типов, форм, сфер и уровней социальной интеграции, степень которой можно установить только эмпирически; 2) постулат функциональной универсальности социальных вопросов (все социальные и культурные элементы системы выполняют эксплицированные функции через целерациональные стратегии действий); М. поставил под сомнение как эксплицированность функций, так и тотальность целерациональных стратегии действия; 3) постулат неизбежности функциональной проблематики в анализе социальной реальности (в силу того, что все является частью чего-либо, что существуют незаменимые функции, требующие вполне конкретных форм и т.д.); М. выдвинул тезис о том, что реквизит функций должен устанавливаться эмпирически в конкретных социокультурных контекстах (отсюда, в частности, анализ инверсий культурных образцов). На основании проделанного анализа был сделан вывод (который иногда называют теоремой функционального анализа М.): точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, одна и та же функция может по разному выполняться. Осюда задачи уже "структурного фук-ционализма" на выделение в тотальностях общества: 1) социальных форм (систем и их частей); 2) типов влияния форм на уровень непосредственной жизни; 3) процессов, вызывающих к жизни именно эти формы, а также методологическая установка на разделение причин и функций. Если классический "фукциональный императивизм" (Парсонс) вычленяет особенности социальных феноменов (через их функции) в структурных контекстах, то подход М. "оборачивает" это отношение. Структура характеризуется через: а) организованность рядов социальных отношений; б) регулярность (периодичность) этих отношений; в) наличие в ней глубинного (неэксплицированного) уровня отношений; г) сдерживание (инициирование этих отношений системами норм и культурных образцов). Тогда статус и функция приписываются элементу через его локализацию в структуре как: 1) нормативность (ожидаемость поведения по предписанному образцу); 2) потенциальность (определенность возможных вариантов выбора стратегии поведения, наличных ресурсов, легитимных способов достижения целей); 3) идеальность (реквизит верований и идей). Кроме того, в традиции Сорокина, М. разводит культурную (нормы, ценности, институты, роли) и социальную (ресурсы, возможности, социальные ценности, как то: здоровье, власть, престиж, образование) структуры. Структура через механизмы согласования/рассогласования проблематизируется в своем качестве задавать интегратив-ные состояния общества и это качество переходит к переинтерпретированной в терминах культуры социальной организации. Последняя понимается как интегрированная совокупность социальных ролей (нормативных правил и ожиданий), подчиненная целям, которые могут и не осознаваться. Социальная организация максимизирует внутри себя рациональность формирования образцов действия и стремится к комплексному (тотальному) воздействию на личность. Такая постановка проблем структурно-функционального анализа потребовала введения в него новых (как минимум) четырех "тем", которые стали после работ М. классическими для этой научной парадигмы. М. ввел представление о дисфункциях системы - негативных последствиях воздействия одной части системы на другую (дисфункции - показатель степени интегрированности той или иной системы). М. ввел понятие балланса функциональных и дисфункциональных следствий, которые вытекают из реализации того или иного образца, институционально закрепляемого в системе (в действительной норме функциональные следствия перевешивают дисфункциональные). М. ввел, для онтологизации своей "теоремы", понятия "функциональные эквиваленты" и "функциональные альтернативы", т.е. предложил исходить из вариабельности организационного воплощения социальных структур, удовлетворяющих конкретной функции. М., наконец, ввел различение явных и скрытых (латентных) функций. Последние не интенциональны и не осознаваемы, они проявляются через непрограммируемые и не контролируемые участниками следствия их рационализированных действий. В результате М. динамизировал структурно-функциональный анализ, рассматривал социальные изменения и их направленность как отдельную задачу социологического изучения. В итоге были созданы теория ролевого конфликта, развитая Козером, и мертоновская версия концепции социальной аномии Дюрк-гейма. Изменения социльной структуры следствия адаптивных процессов воспроизводства системы на уровне повседневной жизни и трансформационных процессов общества, ведущих к установлению нового социального порядка. В результате социальных изменений в системе происходит накопление дисфункций (проблема допустимого порога, перехода нормативно-допустимого в патологическое) и инноваций (проблема изменения мерности и эталонности, т.е. механизмов нормирования). Дисфункции, по М., вызываются: рассогласованностью элемента, побочными следствиями и эффектами структурных действий, разладом в подсистеме. Отсюда возможности нарастания аномии в системе и роста девиант-ного поведения, когда культурные нормы - цели, начинают расходится с институциональной их поддержкой (санкционированием) системой. Отклонение, следовательно, - любое отступление от линии конформистского поведения. Развитие концепции М. явилось одним из важнейших содержательных этапов в эволюции структурно-функционального метода в социальной философии и социологии.

В.Л. Абушенко.

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Мартин Лютер Кинг (1929-1968 гг.) борец за гражданские права негров в США Бунты – язык тех, кого не

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

БСЭ

Кинг (остров) Кинг (King), остров у юго-восточного побережья Австралии, в проливе Басса. Площадь 1125 км 2 . Поверхность - равнина (высота до 213 м), сложенная преимущественно рыхлыми морскими и делювиальными отложениями. Сухие эвкалиптовые леса. Месторождения руд вольфрама.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

Кинг Эрнест Джозеф Кинг (King) Эрнест Джозеф (23.11.1878, Лорейн, штат Огайо, - 25.6.1956, Портсмут, штат Нью-Хэмпшир), адмирал флота США (1944). Окончил Военно-морскую академию (1901). В 1936-41 последовательно - командующий базовыми, разведывательными и линейными силами ВМС США, член

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЭ) автора БСЭ

автора

КИНГ, Мартин Лютер (King, Martin Luther, 1929–1968), борец за гражданские права (США) 186 У меня все еще есть мечта. Эта мечта – плоть от плоти «американской мечты». <…> У меня есть мечта, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

МЁРТОН, Роберт (Merton, Robert K., 1910–2003), американский социолог 621 Самосбывающееся пророчество. Загл. статьи («The Selffulfilling Prophecy», в журн. «Antioch Review», лето 1948) Здесь же: «самосбывающийся прогноз» («the selffulfiling prediction»). Имелось в виду, что представления о будущем сами влияют на будущее,

автора Карцева Елена Николаевна

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино США автора Карцева Елена Николаевна

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

КИНГ, Мартин Лютер (King, Martin Luther, 1929–1968), борец за гражданские права (США)115Несправедливость где бы то ни было – угроза справедливости повсюду.Письмо из Бирмингемской тюрьмы (Алабама) от 16 апр. 1963 г.? Jay, p. 210116У меня все еще есть мечта. Эта мечта – плоть от плоти «американской

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

МЁРТОН Роберт (Merton, Robert K., 1910-2003), американский социолог 441 Самосбывающееся пророчество.Загл. статьи («The Self-fulfilling Prophecy», в журн. «Antioch Review», лето 1948) Здесь же: «самосбывающийся прогноз» («the self-fulfiling prediction»). Имелось в виду, что представления о будущем сами влияют на будущее, т.

Из книги Темная Башня. Путеводитель автора Браунинг Роберт

автора

КИНГ Мартин Лютер Мартин Лютер Кинг-младший (1929–1968) – один из лидеров борьбы за гражданские права афроамериканцев в США, лауреат Нобелевской премии мира (1964).* * * Главное мерило человека не в том, на чем он стоит во времена тихие и спокойные, а в том, какую позицию он

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

КИНГ Стивен Стивен Эдвин Кинг (р. 1947) – американский писатель, известный своими романами ужасов, многие книги которого часто фигурируют в списках бестселлеров.* * * Быть писателем – это не значит делать деньги, стать знаменитым, встречаться с людьми, быть желанным для

Американский социолог.

Ввёл в социологический и общенаучный обиход понятия: «Cамоисполняющиеся пророчества»; «Теории среднего уровня » / Theories of the middle range; «Этос науки»; «Эффект Матфея» и т.п.

«Примерно на протяжении последних четырёх столетий выдающиеся ученые мужи предупреждали о возможных опасностях эрудиции. Исторические корни этого отношения кроются в неприятии схоластического подхода комментатора и толкователя. Так, у Галилея звучит громкий призыв: «...человеку не стать философом, если его всё время будет волновать написанное другим и, и он никогда не посмотрит своими глазами на творения природы, пытаясь распознать в ней уже известные истины и исследовать некоторые из бессчётного числа тех, которые еще предстоит открыть. Так, я считаю, философом никогда не станешь, а будешь всего лишь учеником других философов и знатоком их работ».

Роберт Мертон, Социальная теория и социальная структура, М., «Аст», 2006 г., с. 55-56.

«Минимальные требования и нормы оптимальности, принятые в той или иной конкретной области исследований (например, истории или социологии), не следует путать с общей системой действующих в науке нормативных правил - научным этосом, концепция которого была впервые разработана в 1942 г. Робертом К. Мёртоном.

Мёртон выделял четыре «институциональных императива» науки: универсализм, коммунизм,бескорыстие и организованный скептицизм. К этим четырём императивам вскоре был добавлен пятый - оригинальность (а «коммунизм» в годы холодной войны был заменён на «коммунализм» или коллективизм), и эта совокупность правил науки стала известна под аббревиатурой CUDOS (Communalism, Universalism, Disinterestedness, Originality, Scepticism).

Идея заключалась в том, что наука призвана быть общей задачей для всех учёных, которые должны работать над своими исследованиями ради блага человечества в целом».

Р. Тоштендаль, Дисциплины и специалисты в практических профессиях и в исследовательской деятельности (ок. 1850-1940 годы), в Сб.: Науки о человеке: история дисциплин, М., «Издательский дом Высшей школы экономики», 2015 г., с. 366.

В 1968 году Роберт Мёртон написал: «...То, что сообщает печатная страница, отчасти меняется в результате взаимодействия между покойным автором и живым читателем. Точно так же, как бывает разной «Песнь песней», когда её читаешь в 17 лет и в 70, так и «Wirtschaft und Gesellschaft» Вебера , «Le suicide» Дюркгейма или «Soziologie» Зиммеля различны, когда их читают в разные времена. Ибо точно так же, как новые сведения имеют обратное воздействие, помогая распознать предвидение и предвосхищение в ранних работах, так и изменения в современной социологической науке, проблемах и круге интересов социологов позволяют найти новые идеи в работе, которую мы уже читали».

Роберт Мертон, Об истории и систематике социологической теории / Социальная теория и социальная структура. М., «Аст», 2006 г., с. 62.

На его работы оказали влияние идеи:

Роберт Мертон - вклад в социологию

Mертон (Merton) Роберт Кинг (05.07.1910, Филадельфия-2003 NY) - американский социолог, почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (1957).Автор,соавтор и редактор более чем 200 научных статей. Внес значительный вклад в разработку и формирование ряда основных областей академической социологии: теории и методологии структурного функционализма, социологии науки, изучения социальной структуры, бюрократии, социальной дезорганизации и др. Выступая продолжателем классической традиции буржуазной социологии (М. Вебер, Дюркгейм), Мертон независимо от своих учителей Сорокина и Парсонса, много сделавших для популяризации в США европейской теоретической социологии, ищет самостоятельный путь ее соединения с установившимся в США стандартом эмпирического исследования.

Первой работой такого рода явилась написанная в 1938 г. монография `Наука, техника и общество Англии XVII в.`, носившая историко-социологический характер. Отталкиваясь от идеи М. Вебера о решающей роли религ. ценностей в развитии европ. капитализма и науки, Мертон показал, что осн. ценности господствующей в Англии 17 в. пуританской религиозной морали (полезность, рационализм, индивидуализм и др.) оказали стимулирующее воздействие на научные открытия видных английских ученых той эпохи. Развивая эти идеи в последующих работах, Мертон формулирует основы социологического анализа науки как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами.

Этот обязательный для науки комплекс ценностей и норм включает в себя четыре основополагающих `институциональных императива`: `универсализм`, `общность`, `бескорыстность` и `организованный скептицизм`. Мертоновский подход стимулировал большое число исследований в области социологии науки, сыграв важную роль в формировании ее как самостоятельной области исследования. В период 40-х гг. Мертон активно занимается прикладными социальными исследованиями в области средств массовой коммуникации, межличностных отношений, социологии медицины и др. Деятельность Мертона на посту содиректора (вместе с Лазарсфельдом) Бюро прикладных исследовании Колумбийского университета во многом способствовала росту авторитета эмпирической социологии, олицетворяя собой `единство теории и метода` в `рамках американской социологии.

Большую популярность принесла Мертону программа создания теорий среднего уровня, которую он выдвинул в 1948 г. в противовес пропагандируемой Парсонсом стратегии построения `всеохватывающей теории` структурного функционализма. Созданная Мертоном в тот период `парадигма` функционального анализа` (парадигма-это система идей, взглядов, понятий в научном обществе в определённый исторический период,являющаяся в этот период основной методологической базой для всего мирового сообщества), концентрирующая в себе систему понятий и принципов этого подхода, как раз и должна была служить методологической базой формирования теорий среднего уровня. В отличие от Парсонса, уделявшего осн. внимание анализу механизмов поддержания `социального порядка`, Мертон сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной структуре. Пример такого подхода - работа `Социальная структура и аномия`(аномия-это состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия,индивидуальное поведение.это понятие в социологию ввел Э.Дюркгейм), в которой анализируются различ. типы поведенческих реакций на деформации и напряжения социальной структуры:`конформизм`, `инновация`, `ритуализм`, `ретритизм`, `мятеж`.

В 50- 60-е гг. под руководством и при непосредственном участии Мертона осуществляется ряд крупных исследовательских проектов в области социологии науки, изучения массовых коммуникаций, социальной стратификации, бюрократии, социологии профессий, социологии медицины, социальных проблем, различ. аспектов теории и методологии. В последние годы Мертон наряду с социологами старшего поколения Козером, Блау и др. предпринимает попытку возродить методологию структурализма, с позиций которой он стремится осмыслить нынешнее состояние зап. социологии.

р. 1910) - американский социолог, почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (с 1957). Учился в Гарвардском университете. Докторская диссертация: "Пуританизм, пиетизм и наука" (1936). В 1940-е был содиректором (с П. Лазарсфельдом) Бюро прикладных исследований Колумбийского университета. Основные работы: "Наука, техника и общество в Англии 17 в." (1938); "Социальная теория и социальная структура" (1957, 1968); "О теоретической социологии" (1967); "Социология науки" (1973); "Структурный анализ в социологии" (1975); "Подходы к изучению социальной структуры" (1975) и др.

В ранний период творчества на М. заметно влияние идей М. Вебера, особенно его работы "Протестантская этика и дух капитализма" , и Дюркгейма, что оправдано исследовательской установкой М. на преодоление эмпиризма американской социологии через синтез ее с европейской традицией. Тема науки (как социального института со специфическими ценностно-нормативными регулятивами) - одна из сквозных у М., заложившего основы американской социологии науки. В качестве "институциональных императивов" науки выделял: универсализм (любое знание открыто для критики и оценки), общность ("коммунизм") - доступность результатов исследования для анализа др. учеными, бескорыстность (исследования подвергаются контролю на предмет мотивации деятельности исследователей), организационный скептицизм (блокирование тенденций к абсолютизации и догматизации концепций и подходов).

С конца 1940-х можно говорить о втором периоде творчества М., характеризующемся развитием структурно-функциональной теории. М. создал свой вариант концепции, которую в отличие от функционального императивизма Парсонса квалифицируют как функциональный структурализм (Дж. Тернер). М. подверг структурный функционализм критике изнутри, пересмотрев (с позиций "организационного скептицизма") его основные методологические установки и теоретические положения. С позиций социологии знания и науки М. выдвинул тезис о том, что любые общие теории являются лишь теоретико-методологическими ориентациями, т.е. по сути философскими концепциями, не предназначенными для эмпирической работы. Попытки построения всеобъемлющей социологической теории не имеют под собой оснований. С другой стороны, остается необходимость теоретического ориентирования эмпирической практики.

В этой связи М. предложил в 1948 программу создания теорий среднего уровня (ранга). Они, согласно М., позволяют в рамках структурно-функционального анализа ввести ограничения на организационные построения теории и концептуализировать исследовательскую практику. Отсюда стратегия упорядочения понятийного аппарата, который должен позволять отделять "существенные" социальные явления от "несущественных". "Организационный скептицизм" позволил М. вскрыть и три неэксплицированных (а, соответственно, достаточно не обоснованных) постулата структурного функционализма: 1) постулат интеграционного единства социальных систем: все виды социальной деятельности и элементы культуры стандартизируются и являются функционально нагруженными внутри социального или культурного целого (функция при этом рассматривается как вклад элемента в тотальность системы); М. смещает акцент с тотальности на дифференцированность систем, на анализ многообразия типов, форм, сфер и уровней социальной интеграции, степень которой можно установить только эмпирически; 2) постулат функциональной универсальности социальных вопросов (все социальные и культурные элементы системы выполняют эксплицированные функции через целерациональные стратегии действий); М. поставил под сомнение как эксплицированность функций, так и тотальность целерациональных стратегий действия; 3) постулат неизбежности функциональной проблематики в анализе социальной реальности (в силу того, что все является частью чего-либо, что существуют незаменимые функции, требующие вполне конкретных форм, и т.д.); М. выдвинул тезис о том, что реквизит функций должен устанавливаться эмпирически в конкретных социокультурных контекстах (отсюда, в частности, анализ инверсий культурных образцов). На основании проделанного анализа им был сделан вывод (который иногда называют теоремой функционального анализа М.): точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, одна и та же функция может по-разному выполняться. Осюда задачи уже "структурного фукционализма" на выделение в тотальностях общества: 1) социальных форм (систем и их частей); 2) типов влияния форм на уровень непосредственной жизни; 3) процессов, вызывающих к жизни именно эти формы, а также методологическая установка на разделение причин и функций.

Если классический "фукциональный императивизм" (Парсонс) вычленяет особенности социальных феноменов (через их функции) в структурных контекстах, то подход М. "оборачивает" это отношение. Структура характеризуется через: а) организованность рядов социальных отношений; б) регулярность (периодичность) этих отношений; в) наличие в ней глубинного (неэксплицированного) уровня отношений; г) сдерживание (инициирование этих отношений системами норм и культурных образцов). Тогда статус и функция приписываются элементу через его локализацию в структуре как: 1) нормативность (ожидаемость поведения по предписанному образцу); 2) потенциальность (определенность возможных вариантов выбора стратегии поведения, наличных ресурсов, легитимных способов достижения целей); 3) идеальность (реквизит верований и идей). Кроме того, в традиции Сорокина, М. разводит культурную (нормы, ценности, институты, роли) и социальную (ресурсы, возможности, социальные ценности, как то: здоровье, власть, престиж, образование) структуры. Структура через механизмы согласования/рассогласования проблематизируется в своем качестве задавать интегративные состояния общества и это качество переходит к переинтерпретированной в терминах культуры социальной организации. Последняя понимается как интегрированная совокупность социальных ролей (нормативных правил и ожиданий), подчиненная целям, которые могут и не осознаваться. Социальная организация максимизирует внутри себя рациональность формирования образцов действия и стремится к комплексному (тотальному) воздействию на личность. Такая постановка проблем структурно-функционального анализа потребовала введения в него новых (как минимум) четырех "тем", которые стали после работ М. классическими для этой научной парадигмы.

М. ввел представление о дисфункциях системы - негативных последствиях воздействия одной части системы на другую (дисфункции - показатель степени интегрированности той или иной системы). М. ввел понятие балланса функциональных и дисфункциональных следствий, которые вытекают из реализации того или иного образца, институционально закрепляемого в системе (в действительной норме функциональные следствия перевешивают дисфункциональные). М. ввел, для онтологизации своей "теоремы", понятия "функциональные эквиваленты" и "функциональные альтернативы", т.е. предложил исходить из вариабельности организационного воплощения социальных структур, удовлетворяющих конкретной функции. М., наконец, ввел различение явных и скрытых (латентных) функций. Последние не интенциональны и не осознаваемы, они проявляются через непрограммируемые и не контролируемые участниками следствия их рационализированных действий. В результате М. динамизировал структурно-функциональный анализ, рассматривал социальные изменения и их направленность как отдельную задачу социологического изучения. В итоге были созданы теория ролевого конфликта, развитая Козером, и мертоновская версия концепции социальной аномии Дюркгейма. Изменения социльной структуры - следствия адаптивных процессов воспроизводства системы на уровне повседневной жизни и трансформационных процессов общества, ведущих к установлению нового социального порядка. В результате социальных изменений в системе происходит накопление дисфункций (проблема допустимого порога, перехода нормативно-допустимого в патологическое) и инноваций (проблема изменения мерности и эталонности, т.е. механизмов нормирования). Дисфункции, по М., вызываются: рассогласованностью элемента, побочными следствиями и эффектами структурных действий, разладом в подсистеме. Отсюда возможности нарастания аномии в системе и роста девиантного поведения, когда культурные нормы (цели) начинают расходиться с институциональной их поддержкой (санкционированием) системы. Отклонение, следовательно, - любое отступление от линии конформистского поведения. Развитие концепции М. явилось одним из важнейших содержательных этапов в эволюции структурно-функционального метода в социальной философии и социологии.

Отличное определение

Неполное определение ↓