Тип икон "оранта" "знамение", "великая панагия". Божья матерь оранта

orans - молящийся) - один из основных типов изображения Богоматери , представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы .

Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период. Так, в церкви Неа в Константинополе , сооружённой при Василии I в период с по г. (не сохранилась) было изображение Оранты в конхе апсиды . Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению - «Нерушимая Стена ».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству. В и́конописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова .

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (с нами Бог (евр.) - одно из пророческих имён Бога-Сына, употреблённое в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа -Отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне , либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование - «Зна́мение ». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение - это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия .

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Оранта" в других словарях:

    ОРАНТА, один из древнейших христианских образов, изображающий человеческую фигуру с поднятыми в жесте моления руками. Был связан прежде всего с изображением мучеников, восходит к языческой погребальной иконографии. В первые века христианства… … Энциклопедический словарь

    - (от лат. orans, род. падеж огаntis молящийся) один из иконографических типов богоматери. О. изображается в рост с поднятыми до уровня лика руками и повёрнутыми к зрителю ладонями. Тип О. восходит к раннехристианским изображениям молящихся … Большая советская энциклопедия

    Ж. Иконографический тип Божией Матери. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Оранта - Ор анта, ы (иконогра фический тип Божией Матери) … Русский орфографический словарь

    оранта - и, ж. Один із найдавніших християнських образів; зображення фігури людини з піднятими в жесті моління руками; Богородиця … Український тлумачний словник

    оранта - (лат. що молиться) Один з іконографічних типів Богоматері, монументальне зображення якої звичайно поміщається в консі центральної апсиді храму, а також на візантійських та давньоруських іконах. Фігура показана фронтально у зріст з піднятими до… … Архітектура і монументальне мистецтво

    ОРАНТА - (лат. orans молящийся) один из иконографич. образов богоматери, сложившийся в ср. века. Богородица изображалась в рост с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми от себя ладонями. О. получила распространение в иконографии и в живописи… … Атеистический словарь

    Страховая компания "Оранта" - ООО Страховая компания Оранта была основана в 1995 году. Оранта Страхование универсальная страховая компания, которая имела лицензии от 8 августа 2013 года на проведение операций по 23 видам страхования (включая ОСАГО), а также по перестрахованию … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - († ок. 306), вмч. (пам. 26 окт.), один из наиболее чтимых святых в правосл. мире, покровитель г. Фессалоника (слав. Солунь). Греки именуют Д. С. Мироточцем (ὁ μυροβλύτης / μυροβλήτης), т. к. его мощи источали миро, а в визант. текстах… … Православная энциклопедия

    Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) сеть античных катакомб, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150 170 км длиной, около 750 000… … Википедия

Книги

  • Лондонские тайны , Поль Феваль. Романом Поля Анри Феваля (1817-1887) "Лондонские тайны" к русскому читателю возвращается неизвестное произведение нашей переводной литературы. Определить жанр этого романа вряд ли возможно,…

«Оранта» - Богородица, молящаяся о людях

Данная иконографическая схема, также известная как «Знамение» (в честь защиты Новгорода от полков Андрея Боголюбского) или «Панагия» - «Всесвятая», принадлежит к наиболее ранним.

Легко определить этот тип по раскрытым рукам Богородицы, которые воздеты к небу. Эту разновидность также часто ассоциируют с добродетелью веры. Богородица родила Спаса, который пришел для того чтобы исцелить все человечество и в этот факт верят православные.

Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются «Панагия» (греч.«всесвятая»).

На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось.
27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы.
Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул:

«О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице!
Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града».

Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...


В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению — «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. — с нами Бог — одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться как в рост, так и по пояс.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.


Упоминания о подобной молитвенной позе встречаются ещё в Ветхом Завете, а первые рисунки Девы Марии с поднятыми и раскинутыми в стороны руками находят уже в римских катакомбах. Святыня выглядит величественно и монументально, поэтому статичную и симметричную композицию часто включают в стенные росписи и мозаики - например, так украшен собор Софии Киевской XI ст.

Подобные реликвии бывают оплечными или поясными, но порой встречаются и фигуры в полный рост. Кроме того, икона Божией Матери «Оранта» традиционно размещается в верхней части алтаря. Она может быть элементом более сложных произведений, посвящённых Праздникам Покрова либо Вознесения, или же дополняться ликом Христа-Эммануила, вписанным в круглый медальон на уровне груди Мадонны.

Смысл данного образа - заступническая молитва Пречистой Девы, Её защита и покровительство. Также эта святыня напоминает верующим о Благовещении, Рождестве Христовом и последующих событиях, вплоть до Второго Пришествия.

Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".

Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".

Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

В чем помогает икона «Знамение Пресвятой Богородицы»?

Она защищает дом и семью от любых невзгод, бед и проблем, поддерживает в сложную минуту, дарит надежду и новые силы. Разновидностями этой реликвии являются «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша», Курская, Новгородская, Ярославская святыни.

Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы — это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.

Божья Матерь Оранта

Оранта. Мозаика "Нерушимая стена", XII в., Софийский собор, Киев

Изображения Богоматери, стоящей с воздетыми в молитвенном жесте руками, известны с древнейших времен. Они встречаются и в мозаиках византийских церквей, и в убранстве католических храмов, и в русской иконописи. Более того, оранта, как называется данный иконографический тип, встречалась у ранних христиан, о чем свидетельствуют росписи в катакомбах древнего Рима. Символ прощения в лице Божьей Матери, простирающей руки в молитве за весь человеческий род, она до сих пор остается в числе наиболее распространенных сюжетов христианского изобразительного искусства.

Оранта, что в переводе с латинского языка означает «молящаяся», объединяет различные типы изображения Богородицы, известные также как «Панагия» (Пресвятая), «Великая Панагия» или «Знамение». Распространенные на Руси изводы, такие как «Неупиваемая чаша» и сложные жанровые композиции, включая изображения праздников Вознесения и Покрова, представляют развитие иконописного типа оранта. Общее что объединяет их все — это сам принцип изображения Богоматери, которая пишется анфас, в рост или по пояс, с руками, воздетыми к небу в молитвенном жесте.

Сам по себе образ оранты известен с древнейших времен и связан более с монументальным и декоративным искусством (фрески, мозаики, скульптура), нежели с иконописью. С окончанием эпохи иконоборчества он получил широкое распространение в оформлении византийских, а позже и русских храмов. Традиционно изображения молящейся Божьей Матери располагаются в верхнем регистре росписей, на алтарных преградах и в конхах апсид и достигают порой внушительного размера. Так, высота мозаичной оранты в Софийском соборе в Киеве, датированной XII веком и почитаемой чудотворной, составляет чуть менее пяти с половиной метров. Интересно, что, несмотря на возраст, превышающий восемь столетий, мозаика, названная «Нерушимой стеной», избежала малейших утрат и сохранилась до наших дней в первозданном виде.

В силу традиции и православной догматики самостоятельные изображения молящейся Божьей Матери мало использовались в иконописи. Значительно чаще встречается здесь разновидность оранты «Знамение», которая отличается тем, что на фоне груди Богородицы располагается изображение Христа Эммануила, который пишется с раскинутыми в молитве руками, полупрозрачно, или же в специальном окружии — картуше. В этой трактовке значение иконы смещается от заступнической молитвы к идее Боговоплощения как основному мотиву иконографии Богородицы в целом.

Оранта. Новгородское Знамение Божьей Матери, XII в., Софийский собор, Великий Новгород

Композиция молящейся Божьей Матери с Христом происходит из византийской культуры, однако широкое распространение она получила в русской иконописи. Название «Знамение» восходит к легенде о чуде миротечения иконы «Знамение пресвятой Богородицы», которое произошло 27 ноября 1169 года во время штурма вольного Новгорода войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. После того, как во время свершения крестного хода одна из стрел попала в старинную икону Божьей Матери, она обратилась ликом к городу и начала источать слезы. По преданию, новгородский епископ Иоанн воскликнул тогда: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред сыном твоим об избавлении града». Воодушевленные чудом новгородцы отбили город, а икона, названная «Знамение», стала почитаться чудотворной и послужила основой для множества списков.

Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом является распространенным сюжетом православной иконописи. Знамения Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная известны и широко почитаемы на Руси. Особое место в этом ряду занимает чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», которая отличается тем, что Христос изображается здесь не в картуше, а в золотом кубке. Икона была обретена в 1878 году во Введенском Владычном монастыре города Серпухова и стала основой для двух почитаемых чудотворных списков, дошедших до наших дней. Ежегодно серпуховский монастырь принимает тысячи новых паломников, которые молятся перед «Неупиваемой чашей» об избавлении от алкоголизма и прочих пагубных пристрастий.

Доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть .

Одним из излюбленных типов икон для иконописцев и для верующих является изображение Богоматери. Вообще на Руси почитание Самой Богоматери и Ее икон, наверное, стоит вровень с поклонением Самому Иисусу Христу и почитанием Его икон. Поэтому это очень важная часть духовной жизни христиан.

Среди икон Богоматери есть такой тип, где Она одна и изображена в полный рост. Причем эти иконы, как правило, очень большие по размеру, и в домонгольской Руси играли в храме ту же роль, что в византийском храме обычно играли мозаики и фрески. Но в деревянном храме, а таких было на Руси большинство, невозможно было ни написать фреску, ни тем более сделать мозаику. В связи со сложной технологией мозаика вообще не прижилась на Руси, поэтому большие ростовые иконы имели большое значение в монументальной религиозной живописи.

Один тип такой иконы – Великая Панагия – Оранта. Вообще в переводе с греческого «Панагия» означает «Всемилостивейшая», «пан» – это «все», то есть милость распространяется на всех. Оранта – это Богородица, молящаяся за человечество, просящая снисхождения у Своего Сына. Поэтому в таком чисто русском явлении, как иконостас, который в русских церквях отделяет алтарь от того нефа, где молятся верующие, обязательно есть ряд, который называется деисус. В центре находится Иисус Вседержитель как Великий Судья на Страшном Суде, а с обеих сторон от Него расположены апостолы, иногда пророки и обязательно Богоматерь, Которая молит о прощении, спасении человечества.

Особый тип Оранты – это Оранта с поднятыми руками. Еще этот тип иконы называют Нерушимая стена, который первоначально исходит от мозаики Киевской Софии. Другой тип таких же ростовых икон может называться «Знамение». Это когда Богородица изображена в полный рост, но на Ее груди медальон, в котором находится изображение Иисуса Христа либо в образе Младенца с взрослым лицом, либо в более поздних иконах в образе Эммануила, то есть Иисуса-подростка. Эта икона как бы рассказывает о той миссии, которую выполняет в этом мире Бог в образе человека, идя на жертву, для того чтобы спасти христиан и человечество. В этом и заключается знамение, которое должен понять христианин, смотрящий на эту икону.

Остальные изображения Богородицы очень часто выполнены в поясном ракурсе, и на них Божья Матерь часто присутствует не одна, а с Христом и даже некоторыми другими персонажами.

И, наконец, есть иконы, где образ молящейся Оранты и образ Знамения совмещены в одной иконе. Одной из древнейших икон такого вида является икона «Ярославская Оранта», или «Ярославская Богоматерь Знамения». Название «ярославская» она получила потому, что была привезена из Ярославля, куда, правда, по мнению многих историков, попала в XVIII из Ростова, в виду переноса в Ярославль митрополичьей кафедры.

По поводу этой домонгольской иконы, написанной примерно в 1218 году, то есть начале XIII века, идет большой спор. Многие считают эту икону, написанную здесь, на Руси, русским иконописцем, началом целой ярославской иконописной школы, очень развившейся впоследствии и важной для русской иконописи школы. Другие же напротив говорят, что, хотя потом существовала знаменитая ярославская школа иконописи, однако, сама «Оранта – Знамение» не имеет к ней прямого отношения. По одной из версий эта икона была написана в Ростове, находилась там до XVIII века в храме Успения Богородицы, и была написана киевским, то есть уже русским, знаменитым иконописцем, имя которого известно нам из источников – Алимпий. Он довольно смело совместил два византийских канона написания Богородицы в полный рост – Знамения и Оранты. Поэтому часть специалистов называют икону «Оранта», а другие говорят, что главное – то, что на груди Богородицы присутствует медальон с изображением Христа, и, скорее всего, это «Знамение». В книгах эта икона упоминается под обоими названиями и, конечно, является одним из самых знаменитых образов Богородицы, изводы от которой русские иконописцы писали начиная уже с XIII века и далее в XIV, XV и в более поздние века.


с. 51 ¦ 3. Богоматерь Великая Панагия (Оранта) 1 .

1 Иконография этой иконы Богоматери, получившей известность под названием Оранты, являлась одним из распространенных константинопольских типов Марии Влахернитиссы. Опубликовавший икону в 1928 г. А. И. Анисимов назвал ее Орантой ошибочно, так как иконография Оранты представляет фигуру Богоматери в рост, с поднятыми руками, но без младенца. Композиция произведения из Ярославля обычно определяется в византийской иконографии, как Великая Панагия (см. Н. П. Кондаков , Иконография Богоматери, т. II, Пг., 1915, стр. 63–84, 114–115; «История русского искусства», т. I, M., АН СССР, 1953, стр. 490). В Древней Руси такое изображение называлось «Богородица Воплощение».
Г. и М. Сотириу обнаружили среди синайских (по-видимому, местного происхождения) икон XII–XV вв. памятник, где Богоматерь в рост, поддерживающая перед грудью младенца с распростертыми руками, названа в надписи Ἡ Βατος - Неопалимая Купина (G. Sotiriou et M. Sotiriou , Icones du Mont Sinaï, t. I, Athènes, 1956 (на греческом языке с французским переводом, табл. 155). По-видимому, по аналогии издатели применили этот эпитет к изображению Богоматери Великой Панагии (там же , табл. 158 - обычной композиции без называющей тип надписи). Неопалимой же Купиной Г. и М. Сотириу назвали Великую Панагию без надписи на створке складня эпохи Палеологов (там же , табл. 231).

Около 1114 (?) года. Киев 2 .

2 В приведенной ниже библиографии всеми, кроме И. Э. Грабаря и Д. В. Айналова, икона датируется ХIII в. и относится к ростово-суздальской школе. В. Н. Лазарев считает, что Великая Панагия написана в Ярославле в 20–30-х годах ХIII века. Между тем стиль живописи Великой Панагии - монументальный образ, в выразительности которого, как в киевских мозаиках, большую роль играет золото, тип классически-законченных лиц матери и младенца, эллинистические облики ангелов, характер украшений одежд и ковра - все это не находит аналогии в начинавшей складываться в начале XIII в. ростово-суздальской школе живописи. Ни во Владимире Залесском, ни в Ростове Великом, ни в Суздале, ни в самом Ярославле - крупнейших центрах этой школы - не сохранилось от XIII века памятников, отмеченных, как Великая Панагия, законченным живописным мастерством, предполагающим длительное предшествующее развитие. Средой, породившей такое зрелое выдающееся произведение, в то время могла быть почти недошедшая до нас киевская школа живописи.
Патерик Киево-Печерского монастыря (изд. Археографической комиссии, Спб., 1911, «Слово 34, о Спиридоне проскурнице и о Алимпии иконнице», стр. 120–125) сохранил легенду, связывающую происхождение древней ростовской «великой (большой. - В. А.) иконы Богоматери» со знаменитым киевским художником Алимпием Печерским, умершим в 1114 г. Этой иконой принято было считать Богоматерь Владимирскую Успенского собора в Ростове Великом.
Так как икона Владимирской Богоматери , получившая широкую известность на Руси, была привезена из Константинополя в 30-х гг. XII в. (см. № 5), то произведение, о котором говорит легенда, не могло быть связано с этой иконографией. Памятник ростовского Успенского собора, считавшийся алимпиевской иконой, является, как показало обследование, произведенное в 1919 г., копией Владимирской, исполненной в XVII веке (И. Э. Грабарь , Андрей Рублев. - В кн.: «Вопросы реставрации», Сб. 1, М., 1926, стр. 51; об Успенском соборе в Ростове см. Н. Н. Воронин , Археологические исследования архитектурных памятников Ростова. - В кн.: «Материалы по изучению и реставрации памятников архитектуры Ярославской области», I. Древний Ростов. Ярославль, 1958, стр. 4–5).
Есть основание предполагать, что «великой иконой» легенды, сохраненной в Киево-Печерском патерике, является «Великая Панагия», обнаруженная в Спасском Ярославском монастыре. С 1788 г. этот монастырь служил резиденцией митрополитов ярославских, переведенных сюда из Ростова Великого после упразднения древней ростовской митрополии, вместе со всем имуществом архиерейского дома. В обширных кладовых этого монастыря хранилось древнее, уцелевшее от расхищения ростовское наследие, заключавшееся в рукописях, иконах и других предметах архиерейского обихода. Знаменательно, что в 1795 г. А. И. Мусин-Пушкин купил у архимандрита Спасского монастыря рукопись, содержавшую среди других статей драгоценный памятник киевской литературы - список «Слова о полку Игореве».
Таким образом, произведением Алимпия Печерского, перевезенным в Ростов Великий при Владимире Мономахе, может быть «Великая Панагия», попавшая в конце XVIII в. в Ярославль, в Спасский монастырь.
Ни стиль ее, ни способ наложения красок, восходящий к древнейшим образцам живописи Киевского государства, ни отдельные детали не противоречат намеченной выше стилистической и исторической связи памятника с Киевской Русью.

Богоматерь стоит на овальном орнаментированном 3 красном ковре, поднявши руки с раскрытыми маленькими ладонями до уровня плеч. На ее груди помещен золотой диск с поясным Еммануилом, широко распростершим руки с пальцами, сложенными в ораторском жесте. В верхних углах расположены заключенные в белые кольца полуфигуры предстоящих Богоматери архангелов в крещатых омофорах, с зерцалами в руках.

3 А. Н. Свирин нашел аналогию этому орнаменту на андалузской ткани XII в. (см. О. von Fа1kе , Kunstgeschichte der Seidenweberei, Berlin, 1921, табл. 144).
Сближение, сделанное А. Н. Свириным, представляется малоубедительным. Быть может, правильнее усматривать некоторое сходство узора на ковре киевской иконы с мотивами сетчатого орнамента в Средней Азии и Иране (см. «Скульптура и живопись древнего Пянджикента», М., 1959, стр. 104–106, рис. 8 «д» и «е»).

Богоматерь до пояса строго фронтальна, что в сочетании с круглящимися полами мафория придает ее фигуре своеобразную статуарность 4 . Ноги Богоматери, подчеркнутые изломами складок, смещены вправо, сообщая композиции скрытое движение. Оно выражено и тем, что справа у ног пола мафория доходит до ковра, оканчиваясь значительно выше слева, где это движение уравновешивают прямые, повторяющиеся складки туники. Этому же служит и то, что взор Богоматери слегка раскосый, а архангелы в кругах (в особенности правый) смещены в сторону от продольной оси; они как бы откинулись назад.

4 Колоколообразность фигуры Богоматери отвечала кривой поверхности конхи - месту Нерушимой стены мозаичного прототипа иконы Великой Панагии.

Насыщенные плотные краски темно-зеленой туники и красновато-коричневого мафория покрыты широкими золотыми полосами, обрисовывающими складки. На мафории и на одеждах Спаса эти широкие ассистные золотые пробела-полосы, иногда образуемые тонкими параллельными линиями, имеют гребенчатые окончания. Золотая, обведенная двумя киноварными полосками кайма мафория украшена наколотым по левкасу точечным орнаментом. Кайма была обнизана жемчужной бахромой, уцелевшей в виде фрагментов. На лбу и плечах Богоматери - золотые фибулы-квадрифолии, с жемчужинами на спнях. Поручи и туфли Богоматери золотые, низаные жемчугом, образующим орнамент в виде кругов.

В покрытых золотом одеждах Еммануила и архангелов чередуются киноварные оранжевого оттенка, белые, коричневые и темно-зеленые краски. На аламе Еммануила - тонкий травный орнамент византийского характера. Из-под рукавов его хитона и у шеи виднеется прозрачная белая рубашка 5 . с. 51
с. 52
¦ Киноварь ковра, находящая отклик в красках одежд Еммануила и архангелов, придает колориту ритмическую построенность, усиленную белыми нимбами изображений; у архангелов, кроме обводящих их белых полос, лоры и зерцала также белые. Значение белого цвета в колорите подчеркивается широкой белой лузгой 6 . Вохрение сильно разбеленное, плотное, мелкими мазками по форме, сделанными поверх оливкового санкиря. Подрумянка с белилами нанесена на нижний слой вохрения, на который наложен второй верхний слой 7 . Тени разбеленной красной охры приплеснуты. Фон без позема и поля золотые. На фоне уцелели фрaгменты киноварных надписей 8 .

Доска липовая. От древних набивных шпонок сохранились на обороте следы - отверстия для деревянных гвоздей. Встречные, врезные, сосновые шпонки более позднего времени. Паволока, левкас, яичная темпера. 194 x 120.

Икона обнаружена в 1919 году экспедицией ЦГРМ в «рухлядной» (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле.

Раскрыта в ЦГРМ в Москве в 1925–1929 годах И. И. Сусловым, Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым.

Поступила в 1930 году из ЦГРМ. с. 52
¦

Лазарев 2000/1


с. 167 ¦ 21. Богоматерь Великая Панагия

Около 1224 года. 194×120. Третьяковская галерея, Москва .

Из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, чья церковь была освящена 6 августа 1224 года. Около этого времени и должна была быть написана икона. Сохранность в целом с. 167
с. 168
¦ хорошая. Золото на фоне, полях и медальоне во многих местах утрачено. Иконографический тип Великой Панагии нельзя смешивать с «Неопалимой купиною» (ή Βάτος ), как это делают супруги Сотириу (Sotiriou G. et M. Icones du Mont Sinaï, vol. I, fig. 158, 231). Мы имеем здесь два различных типа. Во Влахернском храме кроме «Великой Панагии» хранились и другие прославленные иконы. Об этом, в частности, свидетельствует изображение Богоматери Умиление на одной синайской иконе XII века, около которого проставлен эпитет Βλαχερνίτισσα . Отнесение нашей иконы Д. В. Айналовым и В. И. Антоновой к киевской школе никак не может быть принято, как не может быть принята и предложенная В. И. Антоновой фантастическая датировка ранним XII веком (около 1114 года). Тип лица Богоматери находит себе ближайшую аналогию в сильно византинизирующей миниатюре одной тюрингско-саксонской Псалтири, исполненной около 1235 года и хранящейся в Донауэшингене (Haseloff A. Eine thüringisch-sächsische Malerschule des 13. Jahrhunderts. Strassburg, 1897, S. 18–20, Abb. 91). Для ангелов ср. роспись конца XII века в Дмитриевском соборе во Владимире (Grabar I. Die Freskomalerei der Dimitrij-Kathedrale in Wladimir, Taf. XI, XXXIV, XXXV). с. 168
¦

Литература:

  • Лазарев 1953/6. Лазарев В. Н. Живопись Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства. В 13 т. Т. 1 . - М.: Изд-во АН СССР, 1953. - Стр. 490-491, илл. на стр. 485, 487, цв. вклейка после стр. 484.
  • Древнерусская живопись 1958. Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: [Альбом репродукций]. - М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. - Илл. 13-15.
  • Onasch 1961. Onasch K. Ikonen. - Berlin: Union Verlag, 1961. - S. 345-346, Taf. 6.