Виды транспорта веществ в организме. Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных живых организмов Какое значение транспорта веществ в организме

89. Выясним, зачем нужен транспорт веществ для многоклеточных организмов.
Благодаря транспорту веществ все минеральные вещества и различные белки, углеводы, жиры доходят до своего «пункта назначения» и начинают бурно синтезировать с другими молекулами.

90. Нарисуем растение и подпишем его органы.

91. Напишем, какие вещества передвигаются:
а) по сосудам древесины: минеральные вещества
б) по ситовидным трубкам луба: органические вещества.

92. Определим понятие крови и ее функции в организме.
Соединительная ткань. Благодаря белкам, содержащимся в крови, она выполняет множество функций, в том числе транспортную и защитную.

93. Напишем различия замкнутой и незамкнутой кровеносной системы.
В замкнутой к.с. кровь движется по кругу, а в незамкнутой – кровеносные сосуды открываются в полость тела.

94. Подпишем отделы кровеносной системы, изображенные на рисунках. Определим их тип.


95. Дополним предложения.


96. Дадим определения понятиям.
Артерия – это сосуд, по которому перемещается кровь, насыщенная кислородом, к органам.
Вена – это сосуд, по которому перемещается кровь, насыщенная углекислым газом, от органов.
Капилляр – это мельчайший сосуд, пронизывающий всё тело животного.

97. Подпишем части сердца, обозначенные на рисунках цифрами. Впишем животных, которым принадлежат изображенные сердца.


Лабораторная работа.
«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Ход урока

1. Вступительное слово

Вы уже знаете о том, как движутся вещества в организме растений и одноклеточных животных. Сегодня мы выясним, как транспортируются вещества в организме позвоночных животных. Как вы думаете, какая система органов может выполнять эту функцию? (Ответ учащихся – кровеносная система.)

Итак, нам предстоит познакомиться со строением кровеносной системы, узнать, что такое кровь, каково ее значение.

Спонсор публикации статьи: компания «Руссдым» - высококачественная установка печей каминов по выгодным ценам. На сайте компании www.BezDima.ru, Вы сможете более детально ознакомиться с представленным ассортиментом печей, каминов, котлов и предоставляемых услуг по установке и монтажу. Высокопрофессиональная работа с 2004 года, доверие и признание клиентов, высокое качество предоставляемого оборудования – являются гарантом того, что все услуги будут соответствовать самым высоким стандартам качества и надежности.

2. Изучение нового материала

Организация работы учащихся в группах. Формирование групп и постановка задачи для каждой группы. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Если в группу входят хорошо подготовленные учащиеся, то они сами определяют содержание своей работы и оформление ее результата. Если в группе учащиеся слабо подготовленные, то им предлагается карточка-консультант, в которой есть информация, помогающая успешно справиться с заданием.

(Видеофрагмент «Загадки крови» из видеофильма «Земля. Развитие жизни», видеостудия «Кварт», г. Москва.)

3. Презентация результатов работы

Группы 1-, 2- и 3-я по очереди представляют результаты своей работы. По ходу работы учащиеся вносят в тетрадь основную информацию.

1-я группа.

Класс смотрит видеофрагмент «Загадки крови». Группа задает вопросы. Ответы корректируются и оцениваются.

Возможные варианты вопросов:

– У каких животных впервые появилась кровеносная система?
– Чем объясняется появление кровеносной системы?
– Чем можно объяснить тот факт, что солевой состав крови близок к солевому составу морской воды?

2-я группа.

Группа оформляет схемы на доске и предлагает остальным учащимся заполнить их. Ответы оцениваются.

3-я группа.

Группа записывает основные понятия на доске и предлагает учащимся класса дать определения. Ответы оцениваются.

Варианты ответов:

Гемоглобин – особый пигмент красного цвета, соединяясь с кислородом, разносит его по организму.
Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца.
Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу.
Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.
Гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции, сходные с функциями крови.

Задания 4- и 5-й групп сдаются на проверку учителю. Они будут предложены учащимся (индивидуально или фронтально) для работы на следующем уроке на этапе контроля знаний по изученной теме и для проверки домашнего задания.

Варианты выполнения заданий.

4-я группа.

Тест.

1. Система органов, отвечающая за транспорт веществ:

а) пищеварительная;
б) кровеносная;
в) дыхательная.

2. Состав крови:

а) только плазма;
б) плазма и клетки крови;
в) только клетки крови.

3. Защитную функцию выполняют:

а) красные клетки крови;
б) плазма;
в) белые клетки крови.

4. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются:

а) вены;
б) артерии;
в) капилляры.

5. Сердце птиц и млекопитающих:

а) трехкамерное;
б) двухкамерное;
в) четырехкамерное.

6. Обмен веществами между кровью и тканями происходит в:

а) венах;
б) капиллярах;
в) артериях.

7. У моллюсков и насекомых кровеносная система:

а) отсутствует;
б) замкнутая;
в) незамкнутая.

5-я группа.

Кроссворд

1. Вещество, которое придает крови красный цвет. (Гемоглобин .)
2. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии .)
3. Из чего состоит кровеносная система? (Сосуды .)
4. Мельчайшие сосуды. (Капилляры .)
5. Что циркулирует по сосудам? (Кровь .)
6. Как называется кровь у насекомых и моллюсков? (Гемолимфа .)
7. Отдел сердца. (Предсердие .)
8. Кровеносная система, в которой кровь течет только по сосудам. (Замкнутая .)

4. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Задача «Экспертиза»

Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

(Ответ. После сгорания в пепле остаются химические элементы, входящие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.)

ЛИТЕРАТУРА:

Модестов С.Ю . Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей – СПб: Акцидент, 1998.

ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ

(от лат. transporto - переношу, перемещаю, перевожу) в живых организмах, включает доставку необходимых соединений к определённым органам и тканям (с помощью кровеносной системы у животных и проводящей системы у растений), всасывание их клетками и передвижение внутри клеток, а также выведение продуктов обмена веществ. Эти процессы можно разделить по их механизму на транспорт с током жидкости (напр., с кровью, жёлчью, мочой, с током растит, сока, содержащегося в сосудах ксилемы, флоэмы), диффузию в растворах (в клетках и межклеточной жидкости) или газовой фазе (в лёгких, межклетниках листьев растений), транспорт через биол. мембраны. Т. в. через биол. мембраны осуществляется, как правило, спец. транспортными системами, их работа определяет скорость процессов поступления веществ и обмен веществ в клетках, а, следовательно, и во всём организме. Различают пассивный и активный Т. в. через мембраны. В первом случае Т. в. происходит самопроизвольно, при этом молекулы и ионы переносятся в область с более низким электрохимич. потенциалом. Перенос молекул (ионов) в обратном направлении (активный транспорт) возможен только при одновременной затрате энергии, источником к-рой может служить гидролиз АТФ или окислит.-восстановит. реакции в цепях переноса электронов, и осуществляется спец. мол. системами - ионными насосами Следствием такого активного Т. в., наз. первичным, является неравновесное распределение ионов Н+, Са+, Na+, K+ внутри клетки и между клеткой и окружающей средой; оно, в свою очередь, обеспечивает работу систем сопряжённого, или вторичного активного, Т. в. через мембраны. Примером сопряжённого Т. в. служит перенос сахаров и аминокислот в клетки кишечного эпителия. Мембрана, обращенная в просвет кишечника, содержит белковый переносчик, к-рый осуществляет перенос глюкозы (или определённой аминокислоты) только вместе с ионами натрия. Na+ входит в клетку пассивно, но одновременно происходит перенос молекулы, к-рый может быть активным; в сумме свободная энергия в системе уменьшается. Из клеток Na+ удаляется Ма+/К+-АТФазой, включённой в мембрану, обращенную в сторону кровеносной системы кишечника. Сопряжённый Т. в. обеспечивает перенос разнообразных метаболитов через мембраны всех клеток организмов. Пассивный Т. в. через мембраны количественно характеризуется величиной проницаемости, к-рая может резко различаться для разных веществ, но в конечном счёте определяется законами диффузии и электродиффузии. Простая диффузия легко происходит через липидный слой мембран только в случае веществ, хорошо растворимых в липидах, к к-рым относятся мн. лекарства. Ионы (Na+, К+ и Са2+) переносятся через мембраны нервных, мышечных и др. клеток благодаря наличию в них ионных каналов, к-рые открываются и закрываются в зависимости от величины разности элек-трич. потенциалов на мембране или действия химич. медиаторов. Выключение или резкое изменение свойств переносчиков и каналов лежит в основе действия мн. токсич. веществ. Нек-рые вещества (ионофоры) сами способны создавать каналы в липидном слое мембраны. Действие ряда лекарств, препаратов основано на изменении свойств каналов и переносчиков, к-рое позволяет регулировать Т. в. в клетках и целом организме.

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)


Смотреть что такое "ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ" в других словарях:

    Перенос питательных и др. хим. веществ через клеточную мембрану из внешней среды во внутреннюю. Происходит несколькими способами. Низкомолекулярные неионизированные молекулы (напр., воды, кислорода, углекислого газа и др.) переносятся простой… … Словарь микробиологии

    Содержание 1 Железнодорожный транспорт 1.1 Высокоскоростные линии железной дороги … Википедия

    Транспорт железнодорожный - – один из видов транспорта общего пользования, находится в ведении Российской Федерации, представляет собой единый производственно технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального… …

    Транспорт трубопроводный - – является современным универсальным средством, способным перекачивать бетонную смесь в вертикальном и горизонтальном направлениях от места ее разгрузки на объекте к месту укладки. [Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет // Россия в окружающем… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    Основной способ поглощения веществ прокариотической клеткой, при котором транспорт осуществляется независимо от концентрации вещества вне клетки. Т. а. протекает при участии специфических белков–переносчиков (пермеаз) с затратой энергии (АТФ,… … Словарь микробиологии

    Транспорт конвейерный - – вид промышленного транспорта, использующий конвейеры. [СНиП 2.05.07 91] Рубрика термина: Конвеера Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Автотехника … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    Транспорт промышленный - – совокупность транспортных средств (сооружений, устройств, подвижного состава, механизмов, оборудования), предназначенных для перемещения грузов внутри промышленных предприятий и промышленных узлов, а также осуществляющих транспортную… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    Транспорт цемента аэрационный - – основанный на свойстве пылевидных материалов приобретать текучесть при непрерывной подаче и распределения в их массе воздуха низкого давления, так как насыщенный воздухом пылевидный материал (аэропульпа) легко перемещается подобно… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Транспорт (значения). Автомобильный транспорт … Википедия

    Траснпорт в Хорватии представлен воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным и трубопроводными видами транспорта. Содержание 1 Аэропорты 2 Железнодорожный транспорт … Википедия

Книги

  • Физиология растений , В. В. Полевой . В книге отражено современное состояние знаний в области физиологии растений. В 14 главах учебника изложены основные разделы этой науки:строение и функции растительного организма, фотосинтез,… Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель:

Вопрос 1.
Для поддержания нормальной жизнедеятельности организму необходимы питательные вещества (минеральные вещества, вода, органические соединения) и кислород. Обычно эти вещества передвигаются по сосудам (по сосудам древесины и луба у растений и по кровеносным сосудам у животных). В клетках вещества передвигаются от органоида к органоиду. Транспортируются вещества в клетку из межклеточного вещества. Отработанные и ненужные вещества выводятся из клеток и, затем, через органы выделения из организма. Таким образом, транспорт веществ в организме необходим для нормального обмена веществ и энергии.

Вопрос 2.
У одноклеточных организмов вещества переносятся движением цитоплазмы. Так, у амёбы цитоплазма перетекает из одной части тела в другую. Содержащиеся в ней питательные вещества передвигаются и разносятся по всему организму. У инфузории туфельки – одноклеточного организма, имеющего постоянную форму тела – передвижение пищеварительного пузырька и распределение питательных веществ по всей клетке достигается непрерывным круговым движением цитоплазмы.

Вопрос 3.
Сердечно-сосудистая система обеспечивает непрерывное движение крови, которое необходимо для всех органов и тканей. По этой системе органы и ткани получают кислород, питательные вещества, воду, минеральные соли, с кровью к органам поступают гормоны, регулирующие работу организма. Из органов в кровь поступает углекислый газ, продукты распада. Кроме того, система кровообращения поддерживает постоянство температуры тела, обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз ), взаимосвязь органов, обеспечивает газообмен в тканях и органах. Система кровообращения выполняет также защитную функцию, так как в крови содержатся антитела и антитоксины.

Вопрос 4.
Кровь - это жидкая соединительная ткань. Она состоит из плазмы и форменных элементов. Плазма - это жидкое межклеточное вещество, форменные элементы - это клетки крови. Плазма составляет 50-60 % объема крови и на 90 % состоит из воды. Остальное - это органические (около 9,1 %) и неорганические (около 0,9 %) вещества плазмы. К органическим веществам относятся белки (альбумин, гамма-глобулин, фибриноген и др.), жиры, глюкоза, мочевина. Благодаря наличию в плазме фибриногена кровь способна к свертыванию - важной защитной реакции, спасающей организм от кровопотери.

Вопрос 5 .
Кровь состоит из плазмы и форменных элементов. Плазма - это жидкое межклеточное вещество, форменные элементы - это клетки крови. Плазма составляет 50-60 % объема крови и на 90 % состоит из воды. Остальное - это органические (около 9,1 %) и неорганические
(около 0,9 %) вещества плазмы. К органическим веществам относятся белки (альбумин, гамма-глобулин, фибриноген и др.), жиры, глюкоза, мочевина. Благодаря наличию в плазме фибриногена кровь способна к свертыванию - важной защитной реакции, спасающей организм от кровопотери.
Форменными элементами крови являются эритроциты – красные кровяные тельца, лейкоциты – белые кровяные тельца и тромбоциты – кровяные пластинки.

Вопрос 6.
Устьица представляют собой щель, которая расположена между двумя бобовидными (замыкающими) клетками. Замыкающие клетки находятся над большим межклетником в рыхлой ткани листа. Устьица обычно располагаются с нижней стороны листовой пластинки, а у водных растений (кувшинка, кубышка) - только на верхней. У ряда растений (злаки, капуста) устьица есть на обеих сторонах листа.

Вопрос 7.
Для поддержания нормальной жизнедеятельности растение поглощает СО 2 (углекислый газ) из атмосферы листьями и воду с растворенными в ней минеральными солями из почвы корнями.
Корни растений покрыты, как пушком, корневыми волосками, которые поглощают почвенный раствор. Благодаря им поверхность всасывания увеличивается в десятки и даже сотни раз.
Передвижение воды и минеральных веществ в растениях осуществляется за счет двух сил: корневого давления и испарения воды листьями. Корневое давление - сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегам. Испарение воды листьями - процесс, который происходит через устьица листьев и поддерживает непрерывный ток воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению в восходящем направлении.

Вопрос 8.
Органические вещества, синтезирующиеся в листьях, оттекают во все органы растения но ситовидным трубкам луба и образуют нисходящий ток. У древесных растений передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости происходит при участии сердцевинных лучей.

Вопрос 9.
При помощи корневых волосков происходит всасывание из почвенных растворов воды и минеральных веществ. Оболочка клеток корневых волосков тонкая - это облегчает всасывание.
Корневое давление - сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегам. Корневое давление развивается при превышении осмотического давления в сосудах корня над осмотическим давлением почвенного раствора. Корневое давление наряду с испарением участвует в движении воды в теле растения.

Вопрос 10.
Испарение воды растением называется транспирацией . Вода испаряется через всю поверхность тела растения, но особенно интенсивно через устьица в листьях. Значение испарения: оно принимает участие в передвижении воды и растворенных веществ по телу растения; способствует углеводному питанию растений; защищает растения от перегрева.

71. Выясним, зачем нужен транспорт веществ для многоклеточных организмов.
Благодаря транспорту веществ все минеральные вещества и различные белки, углеводы, жиры доходят до своего «пункта назначения» и начинают бурно синтезировать с другими молекулами.

72. Нарисуем растение и подпишем его органы.

73. Напишем, какие вещества передвигаются:
а) по сосудам древесины: минеральные вещества
б) по ситовидным трубкам луба: органические вещества.

74.
Соединительная ткань. Благодаря белкам, содержащимся в крови, она выполняет множество функций, в том числе транспортную и защитную.

75. Определим понятие крови и ее функции в организме.
В замкнутой к.с. кровь движется по кругу, а в незамкнутой – кровеносные сосуды открываются в полость тела.

76. Подпишем отделы кровеносной системы, изображенные на рисунках. Определим их тип.


77. Дополним предложения.


78. Дадим определения.
Артерия – это сосуд, по которому перемещается кровь, насыщенная кислородом, к органам.
Вена – это сосуд, по которому перемещается кровь, насыщенная углекислым газом, от органов.
Капилляр – это мельчайший сосуд, пронизывающий всё тело животного.

79. Подпишем части сердца, обозначенные на рисунках цифрами. Впишем животных, которым принадлежат изображенные сердца.


Лабораторная работа.
«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».