Владыка арсений истринский.  Кукольная болезнь владыки Епифанова  

ФИО: Яковенко Игорь Федорович.

Дата рождения: 21.06.1968 г.

Дата архиерейской хиротонии: 5.12.2005 г.

Митрополит Арсений (в миру Яковенко Игорь Федорович), родился 21 июня 1968 года в поселке Поросозеро Суоярвского района Карельской АССР в семье железнодорожника. В 1969 году его родители переехали на родину отца в село Лиски Лискинского района Воронежской области, где и он жил до совершеннолетия, получив образование в сельской средней школе. По ее окончании, в 1985 году поступил в Воронежский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет.

По окончании первого курса в 1986 году был призван в армию и с июня 1986 года по май 1988 года проходил службу в Горьковской области. В это же время посещал храм Казанской Божией Матери в городе Гороховница, где духовно сблизился с протоиереем Вениамином, по благословению которого по окончании службы забрал документы из института и с октября 1988 года по июль 1989 года был чтецом кафедрального собора Покрова Божией Матери города Воронеж.

В августе 1989 года поступил в Московскую духовную семинарию, в которой учился по 1992 год. По окончании ее, в июле того же года, на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла был рукоположен епископом Донецким и Славянским Алипием (Погребняк) в сан диакона в Петропавловском храме города Красный Лиман Донецкой епархии.

25 июля 1992 года, в день празднования иконы Божией Матери Троеручицы, в Свято-Николаевском храме города Ясиноватая Донецкой области был рукоположен в сан иерея.

21 августа 1992 года, в день памяти преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в храме святителя Василия Великого села Никольское Волновахского района иерей Игорь Яковенко был пострижен епископом Алипием в мантию с именем Арсений в честь преподобного Арсения Великого и с того же числа получил указ на приходское служение при храме свв. первов. апп. Петра и Павла в город Красный Лиман Донецкой области вторым священником.

6 мая 1993 года указом епископа Ипполита иеромонах Арсений (Яковенко) был переведен в число братии новооткрытого Свято-Успенского Святогорского монастыря и назначен на должность благочинного оной обители. 20 января 1995 года по благословлению Блаженнейшего Митрополита Владимира назначен наместником Святогорского монастыря с возведением в сан игумена и вручением жезла. В том же 1995 году к празднику святой Пасхи возведен в сан архимандрита.

По представлению Митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона, управляющего Горловской епархией Блаженнейшим Митрополитом Владимиром награжден орденом равноап. кн. Владимира III и II степени, орденом Рождества Христова I степени и правом ношения 2-го наперсного креста. 10 ноября 2005 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение про назначение викарием Горловской епархии наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандрита Арсения (Яковенко).

5 декабря 2005 года в Свято-Успенском соборе Свято-Успенской Святогорской Лавры состоялась Божественная Литургия, которую возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Высокопреосвященнейших Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, Архиепископа Вышгородского Павла, Преосвященнейших епископа Алипия, епископа Криворожского и Никопольского Ефрема, епископа Черниговского и Нежинского Амвросия и епископа Васильковского Луки. За Божественной Литургией над наместником Свято-Успенской Святогорской Лавры, архимандритом Арсением была совершена архиерейская хиротония. По окончании Божественной Литургии состоялось вручение епископу Арсению архиерейского жезла.

19 декабря 2010 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром викарий Донецкой епархии, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры, епископ Святогорский Арсений был возведен в сан архиепископа.

17 августа 2015 года в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре Блаженнейши Онуфрием, Митрополитом Киевским и всея Украины был возведен в сан митрополита.

Награды:

Почетный гражданин г. Святогорска Донецкой области (Украина)

Государственный орден Украины “За заслуги” III степени (2004 г.);

орден преподобного Нестора Летописца II степени (2008 г.);

орден Почаевской иконы Пресвятой Богородицы (2009 г.);

Епископ Ладожский ,
викарий Ленинградской епархии
5 октября 1989 года - 20 июля 1990 года Предшественник: Марк (Шавыкин) Имя при рождении: Юрий Александрович Епифанов Рождение: 3 марта (1955-03-03 ) (64 года)
посёлок Востряково , Московская область Принятие священного сана: 28 августа 1984 года Принятие монашества: 30 сентября 1989 года Епископская хиротония: 5 октября 1989 года Награды:

Митрополит Арсе́ний (в миру Ю́рий Алекса́ндрович Епифа́нов ; 3 марта , посёлок Востряково , Домодедовский район , Московская область) - епископ Русской православной церкви , с 20 июля 1990 года епископ Истринский (в 1997 году возведён в сан архиепископа , 01.02.2014 возведен в сан митрополита), первый (с 1 апреля 2009 года) викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси .

Биография

Родился в 1955 году в посёлке Востряково Московской области.

По окончании средней школы работал оператором на почтамте при Казанском вокзале в Москве, в 1973-1975 гг. проходил срочную службу в Вооружённых силах СССР.

Архиерейство

Постановлением Священного Синода от 13 сентября 1989 года назначен быть (по епископской хиротонии) епископом Ладожским , викарием Ленинградской епархии .

30 сентября того же года принял монашеский постриг с именем Арсений - в честь преподобного Арсения Коневского и возведён в сан архимандрита .

5 октября 1989 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа; хиротонию возглавил митрополит Алексий (Ридигер) в сослужении архиепископа Горьковского и Арзамасского Николая (Кутепова) , архиепископа Никона (Фомичёва) , епископа Алма-Атинского и Казахстанского Евсевия (Саввина) , епископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана) , епископа Ульяновского и Мелекесского Прокла (Хазова) , епископа Ташкентского и Среднеазиатского Льва (Церпицкого) .

20 июля 1990 года, на первом заседании Священного Синода под председательством новоизбранного Патриарха Алексия II, назначен епископом Истринским, викарием Московской епархии.

18 февраля 1997 года в первый день Архиерейского Собора Русской православной церкви 18-23 февраля 1997 года был избран в секретариат Собора .

25 февраля 1997 года возведён в сан архиепископа .

1 апреля 2009 года распоряжением Патриарха Кирилла утверждён первым викарием Московской епархии по городу Москве.

Во исполнение решения Священного Синода от 27 декабря 2011 года распоряжением Патриарха от 31 декабря 2011 года ему поручено окормлять приходские храмы на территории Центрального (Центральное , Сретенское, Богоявленское, Покровское, Москворецкое благочиния) и Южного (Даниловское благочиние) административных округов г. Москвы; был включён в состав Епархиального совета по должности.

24 декабря 2015 года решением Священного Синода включён в состав Высшего Церковного Совета .

Служебные обязанности и деятельность

Митрополит Арсений курирует приходы, духовенство и приходские советы Москвы. Участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей : святого благоверного князя Александра Невского (1988); преподобных Зосимы , Савватия и Германа Соловецких (1990); преподобного Серафима Саровского (1991); святителя Иоасафа Белгородского (1991); святителя Тихона , Патриарха Московского и всея России (1992); блаженной Матроны Никоновой (1998).

В 1994-1997 годах являлся председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) .

С 1998 года, со дня основания, возглавляет Научно-редакционный совет по изданию «Православной энциклопедии ».

Награды

Церковные:

Государственные:

  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Напишите отзыв о статье "Арсений (Епифанов)"

Примечания

Ссылки

  • // Патриархия.Ru

Отрывок, характеризующий Арсений (Епифанов)

– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.

Арсений (Жадановский Арсений Иванович), епископ Серпуховский, викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле.

Родился в 1874 году в Харьковской епархии в семье священника.

10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он показался самым малым по росту. "Приехал, вспоминает он сам о себе, к нам однажды в училище приснопамятный Амвросий, архп. Харьковский. Нас - учеников в актовом зале выстроили в ряды. Владыка - архиеп., проходя по рядам, обратил внимание на меня, как самого между всеми другими маленького ученика, вывел меня на средину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: "Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем". Конечно, на эти слова, как это всегда бывает в нашей жизни, никто тогда не обратил никакого внимания". После окончания училища он поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 году и был определен на должность надзирателя-репетитора в духовном училище, а затем преподавателя Осиновской церковно-приходской школы. Вскорости заболел безнадежно его отец (старец-протоиерей) и он решил уже стать священником в своем родном крае. Но, Господь судил иначе. Арсений послал письмо о. Иоанну Кронштадскому с просьбой помолиться о болящем отце и о том, какой избрать ему жизненный путь.

Отец Иоанн ответил на его письмо благопожеланием о выздоровлении отца, а ему благословил избрать монашеский путь. После этого отец его вскоре поправился, а сам он принял монашество от архиепископа Амвросия (Ключарева) (пострижен в 1899 г. в мантию в Святогорской Успенской Пустыни в Харьковской епархии) и в 1899 году поступил в Московскую Духовную Академию. Когда он проезжал через Москву, то зашел в Чудов монастырь.

Здесь он приложился к раке святителя Алексия. Когда он подходил, то почувствовал необыкновенную отраду и утешение и показалось ему, что раку св. мощей окружает как бы некий лучезарный свет. С этого момента сердце его сроднилось со святителем. В трудные моменты жизни он прибегал к его помощи и всегда получал утешение.

О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим.

В 1903 году он окончил Академию со степенью кандидата богословия. Был назначен казначеем Чудова монастыря в Московском Кремле, а в следующем году - наместником этой обители с возведением в сан архимандрита.

Митрополит Владимир скоро оценил духовные дарования и административные способности нового наместника. И, действительно, за время пребывания в этой должности архимандрит Арсений сделал много полезного для монастыря, обратив эту обитель в рассадник духовного просвещения для всей Москвы. Своим истовым служением он всегда привлекал большое число молящихся в Чудов монастырь. Идя навстречу духовным потребностям богомольцев, он предпринял издание "Духовных Дневников", которые ценились верующими людьми за свою содержательность. Помимо этого, архим. Арсений занимался изданием разных брошюр духовно-нравственного содержания. За последние три года пребывания в монастыре он при участии миссионера Айвазова начал издание для народа специальной религиозно-просветительной литературы под названием "Лепта обители Святителя Алексия". Эта "Лепта" вышла в десятках тысяч и разошлась по всему лицу Русской земли. Идя навстречу более серьезным духовным запросам русского народа, архим. Арсений, при участии того же миссионера, стал издавать с 1912 года журнал "Голос Церкви". Этот журнал считался одним из наиболее живых и содержательных богословских ежемесячников. Сам архимандрит принимал в нем не только редакционное, но и литературное участие. Дороги были сердцу будущего святителя нужды Русской православной миссии. Он открыл при Чудовом монастыре отдел Камчатского миссионерского братства и всегда откликался на нужды Московского братства Святителей Московских, не раз пригревая его собрания под кровлей Чудова монастыря.

Архимандрит Арсений проявил себя и как администратор. За немногие годы управления Чудовым монастырем он возвысил иноческую жизнь в обители и значительно улучшил материальное положение братии. С назначением его на пост епископа он сохранил связь с Чудовым монастырем, т.к. кроме пребывания в нем он сохранил и звание наместника.

8 июня 1914 г. в Алексеевском храме Чудова монастыря состоялась хиротония архм. Арсения во епископа Серпуховского, пятого викария Московской епархии. Хиротонию совершали: митр. Московский Макарий, управляющий Московским Донским монастырем архиепископ Алексий, епископ Пермский Палладий и другие епископы.

В ноябре 1916 г. переименовали в четвертого викария Московской епархии.

В 1918-19 гг. проживал в Серафимо-Знаменском скиту.

В декабре 1919 года выехал в епархию в Серпухов. С 1927 г. находился в оппозиции митр. Сергию (Страгородскому).

В 1923 году упоминается еще епископом Серпуховским.

С 1923 года епархией не управлял, но проживал в подмосковных монастырях, затем в Понетаевском и Дивеевском монастырях, а после из закрытия (1927 г.) снова под Москвой на даче.

В последние годы с 1927 года переехал на жительство в г. Арзамас.

Перед арестом проживал в с. Котельниково Ухтомского р-на Московской области. Арестован 13 апреля 1937 г. Был обвинен в руководстве и организации "контрреволюционной организации нелегальной монархической организации церковников - последователей "ИПЦ"

Труды автора

  • Божественное достоинство лица Иисуса Христа. М., 1905;
  • Древнехристианская практика причащения Св. Таин. М., 1914 (переизд.: Как причащались древние христиане. СПб., 1998);
  • О священстве. М., 1914;
  • Прп. Макарий Египетский . М., 1914;
  • Московский священный Кремль и его святыни. М., 1917;
  • Воспоминания о замечательных московских протоиереях // Правосл. путь. Джорд., 1987. С. 69-76;
  • Воспоминания. М., 1995;
  • О молитве Иисусовой: 33-частное поклонение Богочеловеку Христу. М., 1997;
  • Духовный дневник. М., 1999.

Сегодня, 24 ноября 2018 года, митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, совершил всенощное бдение в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Служба проходила в приделе храма, освящённом в честь святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Владыке сослужил настоятель и духовенство Прихода.










25 ноября православные христиане день памяти святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского

Апсидная уличная икона святителя Иоанна Милостивого, установленная на стене храма Воскресения Словущего на Ваганьково

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ — СМИРЕННЫЙ ВЛАДЫКО

Будущий святой родился на острове Кипре, в городе Амафунте (нынешний Лимасол) в семье вельможи Епифания. «С юности он был воспитан в благочестии и страхе Божием, который был для него началом премудрости» [из жития святого по изложению святителя Димитрия Ростовского].

Когда Иоанн лишился детей и жены, он стал строгим аскетом и молитвенником. Его духовные подвиги стяжали ему известность, и, когда овдовела патриаршая кафедра в Александрии, император Ираклий, всё духовенство и народ упросили Иоанна занять патриарший престол.

Патриарх Александрийский Иоанн своим главным делом считал благотворительность и благодеяния всем нуждающимся. Он «всецело посвятил себя ревностному исполнению заповедей Божиих и делам благотворения. Ни один нуждающийся не уходил от него опечаленным и с пустыми руками; всем просящим Иоанн раздавал милостыню, всех утешал в скорбях, не словом только, но и делом; он насыщал алчущих, одевал нагих, выкупал пленников и имел попечение о странниках и больных. Щедрость его была подобна реке, непрестанно и изобильно текущей и напаяющей всех жаждущих» [из жития святого по изложению святителя Димитрия Ростовского].

Святитель никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?».

Два раза святитель давал деньги купцу, терпевшему кораблекрушения, а на третий раз дал ему принадлежавший Патриархии корабль, наполненный пшеницей, на котором купец совершил благополучное путешествие и возвратил долг.

Святой Иоанн Милостивый был известен своим кротким отношением к людям. Однажды он вынужден был за какую-то провинность отлучить от Церкви одного клирика. Провинившийся озлобился на патриарха. Святитель хотел призвать его для беседы и забыл об этом. Во время совершения Божественной литургии святой вспомнил слова Евангелия: когда приносишь свой дар на алтарь и вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, — оставь дар свой и прежде помирись с братом твоим (Мф. 5, 23 — 24). Святитель вышел из алтаря, призвал к себе провинившегося клирика и, пав перед ним на колени, всенародно просил прощения. Потрясенный клирик раскаялся в содеянном и впоследствии стал благочестивым священником.

Святой Иоанн, строгий аскет и молитвенник, всегда имел в душе память смертную. Он заказал для себя гроб, но не велел мастерам доделывать его до конца, указав каждый праздничный день приходить к нему и спрашивать, не пора ли завершить работу.

Незадолго до кончины святой Иоанн вынужден был по болезни оставить свою кафедру и удалиться на остров Кипр. Во время пути на корабле больному святителю было знамение: в сонном видении ему явился светозарный муж и сказал: «Царь царей зовет тебя к Себе». Это видение предвозвестило скорую кончину патриарха. Прибыв на Кипр, в родной город Амафунт, святитель с миром отошел ко Господу [по разным версиям между 616-620 годами].

24.11.2018

Первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным и Южным викариатствами города Москвы, Председатель Комиссии по церковному имуществу и землевладениям при Епархиальном совете города Москвы возглавил Попечительский Совет Фонда имени преподобного Андрея Рублева.

Митрополит Истринский Арсений (в миру Епифанов Юрий Александрович)

Место рождения:
поселок Востряково Домодедовского района Московской области

Образование:
1976-1979 - Московская духовная семинария;
1979-1983- Московская духовная академия.

Краткая справка основной деятельности:

По окончании средней школы служил в Советской Армии, затем нёс послушание алтарника в Никольском храме в Бирюлеве (уже с начала 70-х был прихожанином этого храма);

В 1983-1989 годах являлся референтом и личным секретарём митрополита Таллинского и Эстонского а затем Ленинградского и Новгородского Алексия;

28 августа 1984 года рукоположен во диакона, 28 августа 1986 года - во иерея, с 1988 года служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры;

30 сентября того же года пострижен в монашество с именем в честь преподобного Арсения Коневского. 1 октября возведён в сан архимандрита;

5 октября 1989 года был хиротонисан во епископа Ладожского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры совершали: митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер); архиепископы Горьковский и Арзамасский Николай (Кутепов), Никон (Фомичев); епископы Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий (Саввин), Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан), Ульяновский и Мелекесский Прокл (Хазов), Ташкентский и Среднеазиатский Лев (Церпицкий);

20 июля 1990 года на первом заседании Священного Синода под председательством новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен епископом Истринским, викарием Московской епархии;

Архиепископ Арсений (Епифанов)

Курировал приходы, духовенство и приходские советы Москвы. Участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей: св. блгв. кн. Александра Невского (1988), преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1990), прп. Серафима Саровского (1991), свт. Иоасафа Белгородского (1991), свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (1991), блж. Матроны Никоновой (1998);

В 1994-1997 годах являлся Председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова);

С 1998 года, со дня основания, возглавляет Научно-редакционный совет по изданию «Православной энциклопедии»;

В декабре 2010 года поручено окормление приходских храмов на территории Центрального (Центральное, Сретенское, Богоявленское, Покровское, Москворецкое благочиния) и Южного (Даниловское благочиние) административных округов города Москвы;

31 декабря 2011 года назначен управляющим Центральным и Южным викариатствами города Москвы и был включён в состав Епархиального совета города Москвы по должности;

1 февраля 2014 года возведён в сан митрополита в Московском Храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Церковные:

  • медаль прп. Сергия Радонежского II степени (1979)
  • орден св. равноап. кн. Владимира III степени (1989)
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени (1995)
  • ордена и медали Поместных Православных Церквей
  • памятная панагия (2014)
  • орден преподобного Серафима Саровского II степени (2015)

Светские:

  • орден Дружбы
  • медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • медаль «В память 850-летия Москвы»