Восприятие размера. Восприятие величины предмета

………………………………………

Опираясь на современную литературу по психологии, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), кинестетическое (восприятие движения), обонятельное и вкусовое восприятие.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого классификатора типов восприятия является формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени, и восприятие движения.

Отдельно выделяется восприятие человека человеком. Приведем подробно механизмы восприятия по второму из вышеназванных классификаторов.

Восприятие величины и формы предметов

При восприятии величины и формы предметов большое значение имеет изображение их на сетчатке глаза. Однако наблюдения за деятельностью слепорожденных людей, прозревших после удачной операции, свидетельствуют, что правильное восприятие зависит не только от зрения. Прозревшие люди не сразу научаются лишь с помощью зрительного восприятия определить величину и форму предмета. Вначале они затрудняются отличить шар от круга, четырехугольный предмет от треугольника, не могут определить расстояние до предмета. Лишь после определенной практики в комплексном сочетании зрения, ощупывания предметов и двигательных реакций прозревшие приобретают свободную ориентировку в пространстве.

Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение удаленного предмета будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, находящегося вблизи.

Вполне вероятно, что величина изображения на сетчатке зависит от величины зрительного угла. Принято считать, что закон зрительного угла как закон восприятия размера открыл Эвклид. Из этого закона следует, что воспринимаемый размер предмета изменяется прямо пропорционально размеру его ретинального изображения.

Вполне логично, что эта закономерность сохраняется при одинаковом удалении от нас предметов. Например, если длинный шест находится от нас в два раза дальше, чем палка, которая в два раза короче шеста, то угол зрения, под которым мы видим эти предметы, одинаков и их изображения на сетчатке равны друг другу. Однако на практике этого не происходит. Мы четко видим, что шест все равно длиннее палки. Восприятие величины предмета сохраняется, если отходить все дальше и дальше. Это явления носит название константностью зрительного восприятия. О ней мы писали выше.

Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения объекта на сетчатке, но и восприятием расстояния, на которое мы удалены от объекта. Данную закономерность можно выразить так:

Воспринимаемый размер = Зрительный угол х расстояние.

Учет удаления предметов в основном осуществляется за счет нашего опыта восприятия предмета при меняющемся расстоянии до них. Существенной поддержкой восприятия размеров служит знание о примерной величине предметов. Как только мы узнаем предмет, мы сразу воспринимаем его величину такой, какая она на самом деле. Следует отметить, что константность величины значительно повышается, если мы узнаем знакомые предметы, и значительно уменьшается в случае отвлеченных геометрических фигур. Другой особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие. Человек среди высоких людей значительно меньше своего настоящего роста. Подобное искажение пространства называют иллюзией.

На восприятие величины предмета может оказывать и та среда, в которой находится предмет. Так, например две совершенно равные диагонали параллелограмма кажутся разными по длине, если одна находится в маленьком, а другая – в большом параллелограмме. Здесь имеет место перенесение свойств целого на его отдельные части. На восприятие предметов в пространстве влияют и другие факторы, такие как цвет. Светлые предметы кажутся несколько большими, чем темные. Поэтому, кажется, что белая одежда полнит. Объемные формы (шар, цилиндр), кажутся меньше своих плоских проекций.

Если предмет находится от нас слишком далеко, то может меняться его восприятие формы. Так, мелкие детали контура по мере удаления объекта исчезают, и его форма принимает более упрощенный вид. Прямоугольные предметы издалека кажутся округлыми. Это объясняется тем, что расстояние между сторонами прямоугольника возле его вершин мы видит под столь малым углом, что перестаем его воспринимать, и вершины как бы втягиваются вглубь, то есть углы закругляются.

По законам оптики, наш глаз дает перевернутое изображение, а мозгу ничего не остается делать, как корректировать его. Поэтому мы воспринимаем предметы, такими как они есть. Та же самая корректировка изображения происходит и при изменении угла зрения. Например, куб мы все время видим кубом, независимо от того, под каким ракурсом мы посмотрели на него.

Восприятие величины и формы предметов осуществляется, следовательно, при сложном сочетании зрительных, осязательных и мускульно-двигательных ощущений.

Схема переноса кислорода гемоглобином. Hb - гемоглобин hb+o2 hbo2 hbo2 hb+o2 hbco2 hb + CO2 hb + CO2 hbco2. Подумайте! Урок биологии, 8 класс. Но миллионы кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». Молекула гемоглобина. Цель урока: Плазма; Сыворотка; Тромб; Фибрин; Фибриноген; Фагоцитоз; Свертывание крови; Фагоцитоз - процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов, других чужеродных веществ. Тема урока:

«Первоцветы» - Зачем первоцветы так рано цветут весной? Цель исследования. Сроки зацветания ветреницы дубравной происходит на 1 – 12 году жизни в апреле – мае. Особенная примета ранней весны- ранневесеннее зацветание подснежников. Цветок одиночный, околоцветник белый, из 6 красноватых снаружи листочков. Вывод: в среднем в окрестностях д. Архипята ветреница дубравная зацветает 20 апреля.

«Пищеварительная система организма» - В тонкой кишке в основном и происходит процесс пищеварения. Является производным задней кишки. Условно выделяют три отдела пищеварительной системы. Состав пищеварительной системы. Передний отдел включает органы ротовой полости, глотку и пищевод. Функции пищеварительной системы. Передний отдел пищеварительной системы. Жиры. Органы пищеварительной системы. Пищеварение и пищеварительная система. Пищеварение.

«Биология 8 класс Пищеварение» - Желудочный сок. Производственные помещения. рефлекторная дуга БАВ пищи слизистая оболочка. Действие желудочного сока. Система управления. Внутреннее строение желудка. Производственный процесс. Квалифицированные кадры. Человек. 8 класс». Производственное оборудование. 37-39о, hcl. ПИЩЕВЫЕ пищеварение ПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ ВЕЩЕСТВА. Безусловные рефлексы кровь Условные. М.: Дрофа, 2005 г.), заполните таблицу.

«Органы рыб» - Вопросы для повторения. Как проходит и изменяется пища в организме рыбы? Органы кровообращения. Объясните, почему рыба, вынутая из воды гибнет. Органы пищеварения рыбы. Питание, дыхание, кровообращение рыб. Из каких камер состоит двухкамерное сердце рыб? Биология, 8 класс. Как и чем питаются рыбы? Органы дыхания.

«Значение витаминов» - Значение витамина С Участвуют в окислительно - восстановительных процессах. Участвуют в кроветворения. Значение витаминов группы В Участвуют в работе окислительных ферментов. Основное содержание Что такое витамины? Предохраняет от ненужного окисления клеточные мембраны и другие важные органоиды клетки. Участвуют в важнейших процессах синтеза и распада веществ. Какие витамины существуют? Витамины. Цель работы: выяснить, зачем нужны витамины. Участвуют в обмене аминокислот.

Восприятие формы

Любой предмет имеет определенный внешний вид, называемый формой. Форма олицетворяет качественное своеобразие совокупности геометрических параметров предметов (плоских и объемных). Восприятие плоскостной формы состоит в различении очертаний предмета, его контура. При этом граница не просто выделяется, но взор (или рука при осязании) движется вдоль этой границы, а в наиболее информативных местах совершает многочисленные возвратные движения.

Восприятие трехмерной формы включает восприятие удаленности, объемности. Ролью глубинных ощущений объясняется ряд зависимостей между воспринимаемой формой, удаленностью и величиной предметов. Так, восприятие близких предметов насыщенно глубинными ощущениями, поэтому они кажутся меньшими по сравнению с точно такими же, но расположенными немного дальше. При отдалении от зрителя объемные предметы кажутся все более и более плоскими, поскольку ослабевают глубинные ощущения. Так, куб вблизи кажется вытянутым в направлении от наблюдателя, а вдали - сплюснутым.

Принципиально форму предметов возможно воспринимать, помимо зрения, осязания и кинестезий (в первую очередь через движения рук в целом), и с помощью слуха, что доказывают способности летучих мышей, дельфинов и других животных, использующих для ориентации в пространстве эхолокацию. Но человек такими способностями не обладает. 1

Восприятие размера (величины)

Величина предметов с помощью зрения определяется, во-первых, величиной их изображений на сетчатке глаза и, во-вторых, оценкой их удаленности от наблюдателя. Четкое видение различно удаленных предметов, а соответственно, определение их истинной величины осуществляется с помощью двух физиологических механизмов: аккомодации и связанной с ней конвергенции.

Аккомодация - это изменение переломляющей способности хрусталика глаза путем изменения его кривизны. При рассматривании близких объектов линза хрусталика становится более выпуклой, далеких - более плоской. С возрастом эластичность и подвижность хрусталика уменьшается, вследствие чего развивается дальнозоркость.

Конвергенция - это сведение зрительных осей на фиксируемом объекте. Связана с аккомодацией.

Комбинация двух факторов - величины изображения на сетчатке и напряжения глазных мышц сигналом размера воспринимаемого предмета.

Зрительное восприятие величины нередко приводит к ошибкам в оценке истинных размеров предметов. Одна из наиболее типичных ошибок - переоценка вертикальных размеров. Это происходит потому, что вертикальное движение глаз сопровождаются рефлекторной дивергенцией, требующей для удержания взора на предмете компенсаторных усилий по обратной конвергенции. Дополнительные мышечные усилия «зачитываются» мозгом (и психикой), как дополнительный размер или приближение объекта к наблюдателю.

С этим же эффектом связана известная «иллюзия луны»: на горизонте луна кажется большего размера, чем в зените. Со времен Птоломея считается, что это явление как-то связано с кажущейся удаленностью. Наиболее тщательное исследование этого феномена было предпринято Е. Борингом. Сейчас этот факт объясняется возникновением при рассматривании луны в зените тех самых дополнительных усилий глазных мышц, необходимых для удержания исходной конвергенции. Это, в свою очередь, является признаком уменьшения расстояния до объекта. Если теперь луна в зените представляется ближе, чем на горизонте, то величина ее кажется меньше, так как размер сетчаточного образа не изменился. 1

Еще один вид ошибок при зрительном восприятии величины связан с нашими социальными установками. Общая тенденция такова: социально значимые объекты представляются нам большими по размерам, чем равные им по величине, но менее значимые.

Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.

Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

Иллюзия Понцо - оптическая иллюзия, впервые продемонстрированная итальянским психологом Марио Понцо (1882-1960) в 1913 году. Он предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Понцо нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного полотна. Верхний отрезок кажется крупнее, поскольку мозг интерпретирует сходящиеся линии как перспективу (как две параллельные линии, сходящиеся на расстоянии). Поэтому мы думаем, что верхний отрезок расположен дальше, и полагаем, что его размер больше. Кроме сходящихся линий силу эффекту добавляет уменьшающееся расстояние между промежуточными горизонтальными отрезками.

Некоторые исследователи [кто? ] полагают, что лунная иллюзия является примером иллюзии Понцо , в которой деревья, дома и другие детали ландшафта играют роль сходящихся линий. Объекты переднего плана заставляют наш мозг думать, что Луна больше, чем она есть на самом деле.

Данный тип зрительных иллюзий также возникает при использовании устройства сенсорного замещения. Однако для его восприятия необходимо наличие подобного визуального опыта, поскольку люди с врождённой слепотой не чувствительны к нему.

Перевёртыш - вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.

Если вы хотите развлечься без особых затрат времени и других ресурсов, то вам необходим такой феномен, как иллюзия восприятия: ее проявления у человека могут поражать воображение даже скептически настроенных персонажей.

Однако часто привычные законы преобразуются во что-то необычное. Человек видит то, что, казалось бы, видеть не должен.

Однако, не стоит думать, что это следствие каких-то недоразумений и возможно отклонений или даже болезней. Конечно, и такое возможно, но все-таки не стоит сразу же пугаться, если вы видите какие-то непривычные ля себя вещи.

Довольно часто подобный эффект обусловлен особенностями конкретного изображения, на которое органы чувств и мозг человека реагируют определенным образом. И пусть в данном случае восприятие кажется нетипичным, его не следует считать каким-то отклонениям от нормы.

Та же психология и физиология вполне хорошо объясняет подобные вещи. И при чем это не голые предположения, а обоснованные научные данные и теории.

Если говорить в научных терминах, то одним из самых известных феноменов стала иллюзия Мюллера-Лайер а. Что же она собой представляет?

Мы видим две горизонтальные линии. Они имеют одинаковую длину, если измерить их с помощью линейки или любого другого доступного инструмента измерения.

Однако человеческий глаз почему-то видит их, как объекты разной длины. Благодаря чему это происходит?

Дело в том, что одна из линий снабжена раздваивающимся наконечником, а другая нет. И первая из них органы чувств представляют нашему мозгу как более длинную.

Возможен такой вариант феномена Мюллера-Лайера, когда линии рассматриваются как стрелы. Недаром же у обоих линий есть наконечник, только они являются разнонаправленными: в одном случае данный элемент направлен внутрь, а в другом — наружу.

Если говорить о научном объяснении данного фокуса, то для этих целей используют теорию смещения. Она также известна в качестве теории ошибочного сравнения.

Согласно данным исследований, считается, что основной эффект происходит из-за стрелы с наконечником, содержащим расходящиеся клинья. Из-за него основная линия удлиняется.

Значение сходящихся клиньев, которые, как логически можно предположить способствуют укорачиванию нарисованной рядом с ними линии, считается учеными не таким значительным.

Феномен в психологии

Как объясняет этот феномен психология? Начнем с определения, что подразумевается под понятием «иллюзия».

Итак, иллюзия представляет собой не что иное, как ложное или искаженное восприятие привычной действительности. С одной стороны, это совсем не опасно и вызывает только восторг, особенно у детей.

Однако, с другой стороны, все далеко не так просто, как могло бы показаться на первый взгляд. При иллюзии вы воспринимаете мир совсем не так, каким он является в действительности.

Чем это чревато? Прежде всего, ложными выводами об окружающем мире. Ваши органы чувств свидетельствуют вам о наличии того, чего на самом деле нет.

Однако, если это не болезнь, то почему ваши органы чувств ваш обманывают? И обман ли это или все-таки что-то иное?

Чтобы это прояснить, выясним, что феноменом человеческого восприятия занимаются две основные науки: психология и физиология. И каждая из них обладает своим объяснением на происходящие странности.

Все причины, благодаря которым существуют иллюзии, также можно разделить на физические и психологические.

Попробуем привести условную классификацию подобных феноменов. Итак, существуют эффекты, различающиеся по органам чувств, благодаря которым они возникают:

  • зрительные;
  • вкусовые;
  • слуховые.

Наверное, чаще всего мы встречаемся с так называемыми зрительными или оптическими иллюзиями. Картинки с геометрическими фигурами, имитирующие движение или искажающее размеры и формы привычных предметов, стали очень популярны в интернете и в социальных сетях.

В психологии особенно занимается проблемами восприятия такое направление, как гештальтпсихология. К ней рекомендует обращаться такой представитель психологической науки, как И.Рок.

В гештальтпсихологии считается, что ошибочно иметь представление о мире, как о некой константе. Таким образом, любое явление может подвергаться сомнениям. В такой системе координат несложно принять возможность того, что нет ничего истинного, и эффекты на картинках в интернете только подтверждают подобную теорию.

Восприятие пространства

Оптические иллюзии касаются изменения восприятия пространства. В чем это может проявляться?

Искажения могут касаться следующих параметров:

  • размера;
  • глубины;
  • длины;
  • кривизны;
  • направления.

Примерами нарушения привычных суждений о глубине являются куб Неккера и лестница Шредера.

Смотря на картинку с лестницей Шредера, мы можем увидеть совершенно разные вещи. Кто-то действительно заметит на картинке лестницу, а кто-то подумает, что это ниша в стене. Возможны и такие варианты, когда зритель не увидит на рисунке ничего, кроме сложенного гармошкой кусочка бумаги.

Куб Неккера представляет собой обыкновенный куб. Однако он раскрашен двумя цветами: желтым и голубым. При этом желтого цвета на рисунке значительно больше. А голубой используется для окрашивания только одной грани.

Задача зрителя заключается в том, чтобы определить находится ли голубая грань куба впереди или сзади изображения. И правильным может быть и тот, и другой ответ.

В качестве искажений суждений о размерах объектов известны феномены Эббингауза, Болдуина, Ястрова, Зандера. Как мы видим, среди ученых, занимающихся данной проблематикой присутствуют как зарубежные, так и отечественные специалисты.

Интересно, что подобными проблемами человечество занимается уже давно. Например, феномен Ястрова был открыт еще в 1891 году, Эббингауза — в 1902 году, а параллелограм Зандера — в 1926 году.

А в настоящее время эта проблематика активно изучается на психологическом факультете Московского государственного университета. На официальном сайте данного учебного заведения вы найдете подробные описаний многих подобных артефактов.

Парейдолические иллюзии

Среди оптических искажений органов чувств существуют различные виды. И здесь известен такой сложный, на первый взгляд, термин, как парейдолии.

Однако этот термин в сущности не скрывает за собой ничего сложного. Фактически это просто иллюзорное восприятие реального объекта.

В данном случае это никак не относятся к рассмотренным выше искажениям в работе органов чувств, меняющим привычное восприятие размеров и глубины объектов, созданных на специальных картинках, придуманных человеческим разумом и сделанных руками.

Здесь речь идет именно о реальных объектах, которые присутствуют в окружающем мире. И в этом основное отличие парейдолий от всех остальных рассмотренных выше феноменов.

Конечно же, суждение о целом объекте зависит от мелких деталей, из которых он состоит. И здесь принцип работы наших органов чувств и мозга, обрабатывающего поступающие от них сигналы, ничем не отличается по сути от того, что происходит, когда мы рассматриваем рисунки в интернете.

И стоит учитывать, что речь здесь идет не только о природных объектах. Могут рассматриваться в качестве парейдолий и : главное, чтобы они существовали в реальном мире.

В качестве парейдолий могут рассматриваться и искажения на фотографиях. Например, когда речь идет о космических снимках, многие люди видят там признаки присутствия внеземных цивилизаций.

Например, речь может идти о причудливом узоре на обоях. Если говорить об объектах живой природы, то здесь можно упомянуть необычных животных или даже человека.

Феномен парейдолий был открыт и описан теми людьми, которые обладают признанным значением в официальной науке. Их имена: Карл Ясперс и Карл Калбаум.

Первопроходцем был Калбаум, который описал явление еще в 1866 году. Ясперс работал над данной проблематикой чуть позже и представил результаты своей деятельности только в начале следующего века, а точнее в 1913 году.

Что такое иллюзии восприятия?

Иллюзии восприятия — не соответствующие действительности варианты того, как мы видим, слышим и ощущаем окружающий нас мир. Хотя можно ли с уверенностью говорить о том, какова на самом деле действительность, ведь мы видим ее ровно в той степени, что позволяет нам наше зрение, слышим только те звуки, что способны воспринять человеческие уши. Аромат цветов и вкус еды — для каждого они индивидуальны. Свойства предметов будут отличаться в зависимости от того, кто их осязает. На самом деле наше представление о внешнем мире является всего лишь набором электро-биохимических сигналов, поступающих от органов чувств по нервной системе в мозг. Там они перерабатываются нейронами и становятся тем, что мы называем чувствами, мыслями, ощущениями.

В такой науке, как психология, описан процесс сознательного восприятия ранее известного чувственного впечатления, результатом которого становится ясность и отчетливость в понимании отдельных элементов. Он называется апперцепция и характеризуется переходом от вынужденного восприятия к познаванию действительности. Другими словами, различные люди, увидев или ощутив одно и то же, могут воспринять это абсолютно по-разному. На апперцепцию влияют способ мышления, цели, мотивы, текущая деятельность субъекта, экстремальный опыт, творческий потенциал, кроме того, она обусловлена другими личностными особенностями. Таким образом, можно сделать вывод, что ребенок и взрослый почти все будут воспринимать в разной форме. Этим же объясняется различие в видении окружающего мира между мужчинами и женщинами. Воспринимаемый поток информации будет более одинаково понят разными личностями, если схожа их индивидуальная характеристика друг с другом.

Оптические иллюзии

Искажение восприятия пространства происходит в различных модальностях, но чаще всего случаются иллюзии зрительного восприятия. Обусловливающий фактор для первого типа таких иллюзий — определенные физические условия, искажение предметов происходит при восприятии их, к примеру, через воду или посредством призмы. Сумерки часто искажают восприятие. Это объясняется тем, что при снижении уровня освещения зрение перестраивается с колбочкового к палочковому, то есть в большей степени настраивается на чувствительное световое, а не цветное восприятие. В момент перехода зрение наиболее уязвимо, это становится причиной так называемых автомобильных аварий по невнимательности, чаще всего регистрируемых именно в сумеречное время.

Другой фактор, формирующий второй тип оптических иллюзий, — психологический. Так Луна, находящаяся низко над горизонтом, будет казаться существенно больше, чем в момент расположения высоко в небе. Подобное впечатление создается вследствие заполненности пространства между горизонтом и наблюдателем в отличие от безмерной пустоты между смотрящим и Луной в зените. Убедиться в равном размере можно при помощи монетки на вытянутой руке. Сравнивая одним глазом, вы убедитесь в иллюзорности данного явления. Оно пропадет и в том случае, если смотреть на Луну без окружающих предметов посредством свернутого в трубку листа бумаги.

Виды зрительных иллюзий

Иллюзии зрительного восприятия окружают нас повсюду и ежедневно в обычной жизни. Все предметы, которые удаляются к горизонту, будут уменьшаться на сетчатке глаза своими линейными размерами. Далеко находящиеся одинаковые по своей высоте телеграфные столбы меньше, чем те, что стоят вблизи. Параллельные рельсы железной дороги вдали визуально сходятся. Продолжать список можно бесконечно. На данный момент в психологии не существует единой классификации иллюзий восприятия. Существующее деление условно.

Иллюзии ложного восприятия физических параметров

Иллюзии, в которых какой-либо элемент изменяет свои параметры, но искажение легко устранить при помощи измерительных приборов:

  1. Иллюзия восприятия размера. Они связана с тем, что одинаковые длины при горизонтальном и вертикальном положении или при наличии дополнительных элементов кажутся разными. Примерами служат иллюзия Мюллера-Лайера с горизонтальными отрезками или круги Эббингауза, один из которых находится среди других кругов меньшего размера, второй среди кругов большего размера. Из-за этого они кажутся разными по диаметру, но на самом деле это не так. Существует помещение, спроектированное Адельбертом Эймсом в 1946 году и представляющее собой по форме трапецию. Одна стена расположена под острым углом в дальней от наблюдателя части помещения, образуя тупой угол вблизи. Комната кажется обычной за счет изначально искаженных шахматных клеток, декорирующих ее пространство и визуально делающих стены с потолком перпендикулярными. Наличие одинаковых предметов в остром и тупом угле комнаты создает обман, что ближний объект в разы больше дальнего.
  2. Зрительные иллюзии с эффектом искажения или искривления. Самый известный пример — так называемая «Cafe Wall illusion», впервые замеченная Джеймсом Фрэзером в 1908 году на стенах одного бристольского кафе. Блоки контрастного цвета смещены относительно друг друга, что создает впечатление сужения и расширения параллельных линий, которые, как известно, никогда не пересекаются. С применением этого эффекта украшен фасад огромного здания Диджитал Харбор Порт в Мельбурне.
  3. Иллюзия восприятия цвета. Различный фон и контраст оказывают влияние на восприятие, искажая правильность цвета. Широко известна картинка, на которой цилиндр, расположенный на шахматной доске, отбрасывает тень. При сравнении кажется, что клетка в тени более светлая, чем другая, находящаяся на свету. На самом деле это происходит потому, что мозг автоматически пытается компенсировать тень, определяя первоначальный цвет. Другая нашумевшая фотография изображает платье, для одних людей одно сине-черное, для других — бело-золотое. В сети развернулись нешуточные споры, где же истина. Они закончились, когда магазин, продающий платье, подтвердил, что оно все-таки сшито из тканей темных оттенков. Хотя для кого-то оно по-прежнему видится бело-золотым. Еще один эксперимент заключается в постановке освещения специальным способом, примерно на расстоянии в 20 см. Вертикально поставленный между лампами предмет проявит свою тень на белом экране. После чего на лампы одеваются специальные светофильтры разных ярких оттенков, они тоже отразятся на экране, но снимая один цветной фильтр, на экране наблюдатель все равно увидит его цвет.
  4. Иллюзии восприятия глубины. Поверхности могут быть выпуклыми и вогнутыми одновременно, в зависимости от фокусировки взгляда меняются свойства предметов. Проводятся целые презентации таких иллюзий восприятия, площади и улицы больших городов по всему миру украшены подобными 3d-рисунками, в которых ошибки в восприятии глубины играют ключевую роль.

Образные иллюзии

Зачастую сочетают в себе различные образы, разглядеть которые можно при определенных параметрах. Можно выделить следующие группы:

  1. Картинки-перевертыши. Изображение зависит от того, как вы расположите его в пространстве. Чаще всего необходимо перевернуть рисунок с ног на голову, чтобы увидеть нечто совсем другое, иногда бывает достаточно поворота на 90º. Примеры: изображение французского солдата после переворачивания превращается в лошадь, огромная ворона — в плавающего рыбака. Данный эффект часто обыгрывается юмористически при помощи забавных надписей, в то время как на рисунках студент трансформируется в преподавателя, молодая девушка — в старуху, а иногда и вовсе в мужчину.
  2. Эффект ложного движения. Чаще всего представлен рисунками с кругами, которые движутся подобно часовому механизму. Свойства восприятия в некоторых узорах передают ощущение пульсации, подрагивания или волны, пробегающей по изображению. Можно ощутить, что движешься внутрь картины, словно по коридору, но стоит сосредоточить свое внимание в центре изображения, и статичность возвращается вновь.
  3. Иллюзии кажущихся, несуществующих фигур. Расположение линий выполнено таким образом, что мозг сам дорисовывает несуществующие элементы. С первого взгляда рисунок можно увидеть как самый обыкновенный, но детальное рассмотрение создает два противоречивых восприятия, в которых почти невозможно уловить признак, позволяющий определить, где фон, а где сама фигура. Знаменитый слон с непонятным количеством ног или пропадающий после смены верхних половин изображений футбольной команды игрок приводят многих людей в недоумение.
  4. Следящий взгляд. С любого угла просмотра будет казаться, что человек с изображения смотрит прямо в глаза. Использовать такой эффект художникам часто приходилось при создании призывных и мотивирующих плакатов в советское время.

Иллюзии, зависящие от конкретного наблюдателя

Индивидуальные особенности в некоторых случаях играют ключевую роль. В то время как один человек видит иллюзию, второй может вообще не понимать, о чем идет речь. Либо два субъекта, смотрящие на объект, могут увидеть совершенно разные вещи. Обычно обозначают следующие группы:

  1. Двойственные изображения. В зависимости от мыслительного процесса и сосредоточения можно увидеть то или иное изображение. Очень популярный пример — иллюзия Ястрова, на которой изображен заяц и одновременно утка.
  2. Иллюзии соотношения фигуры и фона, при которых сам фон может выступать еще и в качестве объекта. Самые известные примеры — это различные воплощения вазы Рубина. А всего лишь на одном черно-белом портрете Авраама Линкольна можно разглядеть сразу множество предметов одновременно: волк, лошадь, улитка, мышь, птица, молящийся человек, клоун и рыба.
  3. Стерео-картинки. Для многих они остаются не доступными для восприятия, кто-то начинает их видеть после долгих тренировок и бесконечных попыток, а есть и такие, кому такие визуализации даются очень легко. По уровням они бывают разными, самые простые — это стерео-пары. Существуют также SIRDS-картинки от single image random dot stereograms, поражающие своей масштабностью и фантазийностью. Они создаются при помощи специальных компьютерных программ. Просматривать подобные изображения полезно как для тренировки глазных мышц, так и для развития воображения.
  4. Парейдолия, характеризующаяся формированием иллюзорного образа из отдельных элементов реального. Каждый человек хоть раз в жизни рассматривал облака и угадывал в них образы причудливых животных. Парейдолию можно увидеть на обоях, ковре, столе, сформировать ее из трещин на потолке или пятен на ткани. Широкую известность приобрел снимок пожара в здании Центра международной торговли 2001 года. На нем многие журналисты и читатели газет увидели лицо дьявола, хотя запечатлены фотографом были клубы дыма.
  5. Иллюзии распознания образов проявляются в ситуации, когда человек, глядя на изображение, видит только одну общую картину, но если ему подсказать, что нужно искать, то воображение сразу начинает работать по другому. Увидев пейзаж, можно наслаждаться реками, лесами и животными, но, узнав, что ветви деревьев образуют лица, вы обязательно обнаружите и их. Практика показывает, что так же работают и двойственные изображения: смотрящий только и видит утку, но стоит ему подсказать об одновременном изображении зайца, картина сразу становится полнее.
  6. Иллюзия вращения. В то время как одна часть людей видит вращение объекта в правую сторону, другая наблюдает тот же самый эффект, но в противоположном направлении. Единицы видят сразу оба направления и даже могут его сознательно изменять в другую сторону. Силуэт крутящейся у всех по-разному девушки долго не давал покоя интернет-пространству.

Многие оптические обманы трудно классифицировать, так как они относятся сразу к нескольким группам: глубина с эффектом движения внутрь или же изменения цвета одновременно с размером. Возможно, когда удастся изучить их лучше, появится четкое разделение, основанное на объяснении того, почему появляется то или иное искажение.

Оптические эффекты

Иллюзии восприятия не обусловлены темпераментом воспринимающего, его характером, возрастом. Существуют и мало исследованные учеными эффекты. Один из таких — иррадиация. Это явление, при котором трехмерные объекты или же плоские фигуры на контрастном фоне видятся человеку в ином размере. Иначе говорят просто, что это обман зрения. Так, например, черный квадрат на белом фоне будет казаться меньше, чем белый квадрат на черном, хотя если просчитать их площадь при помощи измерительных инструментов, то станет очевидным равенство в размерах. Иррадиация доказана лишь практически на конкретных многочисленных опытах, но уровень современных медицинских аппаратов и методов изучения не позволяют объяснить ее с физиологической стороны.

Иллюзии восприятия зависят от таких составляющих, как особенности строения глаза, специфики процесса кодирования и декодирования информации, но почему воздействие на мозг происходит тем или иным способом, по-прежнему остается загадкой. При запечатлении на сетчатке глаза одного объекта и переносе его свойств на другой, возникает оптический эффект последействия. После разглядывания иллюзии Мак-Кея возникает последействие, описываемое испытуемыми как движение зерен риса. Концентрация внимания на черно-белых картинках при переводе взгляда на чистое белое пространство (стена, потолок, лист бумаги) помогает сформировать легко узнаваемые образы того, кто был изображен, наподобие негатива.

Существует эффект перцептивной готовности. Большинство людей способны бегло читать тексты без запинок, даже если во всех словах будет изменен порядок букв, исключая первую и последнюю. А все потому, что мозгу трудно увидеть то, что он не ожидает. Хотя важно отметить, что для детей этот эффект работает в меньшей степени. Когда ребенок только учится читать, то уделяет внимание каждой букве по отдельности, со временем мозг запоминает целые слова, и во время чтения взрослый человек распознает их как цельный образ, быстро проскальзывая взглядом от первой к последней букве. Почти всем трудно назвать цвет шрифта слова, которое обозначает какой-либо оттенок при несовпадении значения. Регулярно выполняя такое упражнение, можно неплохо тренировать свое мышление, правда вскоре задача станет совсем легкой, потому что мозг очень быстро адаптируется под определенные задачи.

Другие иллюзии восприятия

С одной стороны, ошибки в зрительном восприятии характерны для большинства людей, а значит, механизм восприятия работает у всех одинаково, более того, одинаково ошибочно. С другой стороны, степень ошибочности у всех разная, это говорит о субъективности и относительности зрительных ощущений. Обман зрения связан с особыми свойствами различных анализаторов (глазной сетчаткой, рефлексами нервов), но все-таки главная причина возникновения иллюзий заключается не в оптическом несовершенстве глаза, а в ложном переосмысливании мозгом полученной информации. Стоит провести простейшие сравнительные измерения, и обман зрения становится очевидным.

Мозг ошибается не только зрительно. Сидя в остановленном поезде, трудно сразу понять, какой из составов начал двигаться: тот, в котором сидит сам наблюдатель, или соседний. Мозгу нужны дополнительные данные в виде окружающих предметов на земле. После длительного плавания на судне людей еще долго покачивает на твердой поверхности, словно они попали в качку. Предмет меньшего объема при равном весе с другим будет воспринят мозгом как более тяжелый. После соленого усиливается кислый вкус, а после сладкого — соленый.

Даже чувствительные для человека диапазоны восприятия реальности передают мозгу информацию в том виде, в котором он не всегда может понять ее корректно. Что уж говорить про данные, лежащие за пределами наших физических способностей к восприятию. Все, что мы знаем об окружающем мире как факт, это лишь то, что природа, создавая человека, позволила ему узнать. Объективная реальность только в нашей голове, но чтобы постигнуть ее, придется еще многое изучить в сложном процессе работы уникальнейшего механизма — человеческого мозга.