Деепричастие совмещает признаки глагола и наречия. План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия
Признаки глагола и наречия у деепричастия
-
Признаки наречия:
Признаки глагола:
- Деепричастие -- это глагольная форма, которая по отношению к сказуемому обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия.
Признаки наречия:
1. Неизменяемость (сочетается со словами способом примыкания: делая уроки, спев песню);
2. В предложении является обстоятельством, отвечая на вопросы как? каким образом?
Признаки глагола:
1. Деепричастия имеют совершенный и несовершенный вид: что сделав? - прочитав книгу (сов. вид), что делая? - читая книгу (несов. вид);
2. Бывают переходными и непереходными.
Переходные: читая (что? винит. падеж) книгу, отрезав (чего? родит. п., действие направлено на часть чего-либо) сыра, не сделав (чего? род. п. с отрицанием) задания.
Имеющие при себе существительные в других падежах с предлогами -- непереходные: успевая к поезду, встретившись с друзьями, думая о Родине.
3. Бывают возвратными и невозвратными.
Возвратные: задумавшись, смеясь, умывшись, проснувшись, радуясь.
Невозвратные: думая, увидев, принимая, не спев.
4. Распространяются, как глаголы: думать о задании - думая о задании; встретиться с другом - встретившись с другом.
Частица не с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно: пробежал не замечая, сделал не забыв.
Деепричастия образованы от глаголов
- вид . Деепричастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы. Например, сравним:
- совершенный: (что сделать ?)~ прыгнуть~ – (что сделав? ) прыгнув~
- несовершенный: (что делать ?)~ прыгать~ – (что делая?) прыгая ~
- Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными . Например:
- Возвратные причастия: ~умываясь, ~разрушаясь, ~улыбнувшись .
- Невозвратные причастия: ~умыв, ~разрушая, ~развеселив .
- переходными и непереходными :
- Переходные деепричастия обозначают добавочное действие, которое переходит на другой предмет. Показатель переходности – вопрос что ? винительного падежа. Например:
узнав (что ?), разобрав (что ?), слушая (что ?)
- Непереходные деепричастия обозначают добавочное действие, которое не переходит на другой предмет. Например:
Прилетев , рассыпаясь, прибежав .
- зависимые слова, как и глаголы. Например:
Желать (чего?) счастья – желая (чего?) счастья ;
Говорить (как?) тихо – говоря (как?) тихо
Не раздельно . Например:
Не выучив наизусть, не открывая крышку, не раздумывая ответить.
В данных примерах не- с деепричастиями пишется раздельно.
Но если деепричастие без не — не употребляется, то пишется слитно. Например:
Ненавидя.
Деепричастия имеют признаки наречия .
- Так же как и наречие, деепричастие – это неизменяемая часть речи.
- обстоятельства , характеризуя добавочное действие, относящееся к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым. При этом и основное, и добавочное действие совершает одно и то же лицо или предмет. Например:
Приближаясь , увидел он рощу зеленую.
В данном предложении основное действие выражает глагол-сказуемое увидел . Добавочное действие выражено деепричастием приближаясь . Увидел когда ? Приближаясь . Это обстоятельство. Основное и добавочное действия совершает одно лицо. В предложении это подлежащее он .
Повторим
Деепричастия образованы от глаголов и сохраняют некоторые их морфологические признаки.
- Деепричастия, как и глаголы, имеют вид . Деепричастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.
- Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными .
- Как и глаголы, деепричастия могут быть переходными и непереходными .
- Дееричастия могут иметь при себе зависимые слова, как и глаголы.
Не с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно . Но если деепричастие без не — не употребляется, то пишется слитно .
Деепричастия также имеют признаки наречия .
- Как и наречие, деепричастие – это неизменяемая часть речи.
- Деепричастие в предложении выступает в роли обстоятельства , характеризуя добавочное действие, относящееся к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым.
Морфологические признаки деепричастия
Деепричастие – это часть речи, которая обладает следующими признаками:
· обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?
· имеет грамматические признаки глагола и наречия.
Глагольные признаки деепричастия.
Какие же признаки деепричастие заимствовало у глагола? Внимательно прочитай два предложения.
1) Проходя по старому городу, обращайте внимание на старинные вывески.
2) Пройдя мимо меня, он вдруг оглянулся.
В первом предложении деепричастие образовано от глагола несовершенного вида проходить , обозначает добавочное действие, которое не завершилось к моменту речи , и отвечает на вопрос что делая ?
Во втором предложении деепричастие образовано от глагола совершенного вида пройти , обозначает добавочное действие, завершившееся к моменту речи, и отвечает на вопрос что сделав?
Следовательно, один из глагольных признаков деепричастия – это вид . Деепричастия несовершенного вида обозначают добавочное действие, которое происходит одновременно с основным, иотвечают на вопрос что делая? Причастия совершенного вида обозначают добавочное действие, которое произошло перед основным, и отвечают на вопрос что сделав? Действительно, обращать внимание на старинные вывески нужно именно тогда, когда проходишь по старому городу, т.е. основное и добавочное действия происходят одновременно, а вот оглянулся некто уже после того, как прошел мимо, т.е. добавочное действие предшествовало основному.
Еще один глагольный признак у деепричастия – переходность. Если деепричастие образовано от переходного глагола, оно является переходным. Если деепричастие образовано от непереходного глагола, оно является непереходным.
Сравни:
1) дарить (что?) цветы => даря (что?) цветы – переходное деепричастие ;
2) поверить (чему?) обещаниям => поверив (чему?) обещаниям – непереходное причастие.
Сохраняет причастие и такой признак глагола, как возвратность. От возвратных глаголов образуются возвратные деепричастия, от невозвратных глаголов – невозвратные.
Сравни:
1) поднимать=> поднимая – невозвратное деепричастие;
2) подниматься => поднимаясь – возвратное деепричастие с суффиксом -сь на конце.
Деепричастию свойственно такое же управление, как и глаголам: читая / читать / читал / читающий книгу , но чтение книги . Обрати внимание: и разные формы глагола (личная и неопределенная), и деепричастие, и причастие требуют от управляемого существительного одного и того же падежа (винительного), а отглагольное существительное – родительного.
Признаки наречия у деепричастия.
К наречным признакам деепричастия относится неизменяемость.
От наречия и синтаксическая роль деепричастия: в предложении оно является обстоятельством, зависит от глагола. К деепричастию можно задать и вопросы что делая? что сделав? и вопросыкак? почему? когда?
Прочитай предложение.
Он шел медленно, никуда не спеша.
К деепричастию несовершенного вида (не) спеша можно задать вопрос что делая? Оно в предложении является обстоятельством, как и наречие медленно . К таким обстоятельствам мы обычно задаем вопросыкак? каким образом? Они характеризуют действие, поясняя, как, каким образом оно происходит. Такие обстоятельства называются обстоятельствами образа действия . Обрати внимание, что в этом предложении наречие и деепричастие отвечают на один и тот же вопрос, являются однородными обстоятельствами. Кстати, деепричастия не всегда бывают обстоятельствами образа действия. Реже они выступают в роли обстоятельств времени или причины.
Внимательно прочитай примеры.
Дожидаясь выхода на сцену, я очень волновался.
В этом предложении деепричастие является обстоятельством, обозначающим время, в которое происходило основное действие: волновался когда? – дожидаясь выхода на сцену . Значит, в этом предложении деепричастие является обстоятельством времени.
Волнуясь, он бурно краснел.
Здесь деепричастие является обстоятельством, которое обозначает причину основного действия: почему он краснел? – потому что волновался. В этом предложении деепричастие является обстоятельством причины.
1. Вопрос о месте деепричастия в морфологической системе русского языка. Признаки глагола и наречия у деепричастия.
2. Образование деепричастий.
3. Значения времени у деепричастий. Категории вида и залога.
4. Адвербиализация деепричастий.
§ 1. Вопрос о месте деепричастия в морфологической системе русского языка. Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Морфологический статус деепричастия окончательно не определен. Традиционным является взгляд, согласно которому деепричастие – это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая в себе признаки глагола и наречия:В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье, на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье. (Лерм.). Эта точка зрения представлена в большинстве вузовских учебных пособий.
В соответствии с другой точкой зрения деепричастие рассматривается как самостоятельная часть речи, обладающая признаками глагола и наречия.
Рассмотрим признаки глагола и наречия у деепричастий.
2. Словообразовательные
3. Морфологические
4. Синтаксические
§ 2. Образование деепричастий.
Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса –а- (-я-): читая – читайут, следя – следят, слыша – слышат. Если основа заканчивается на твердый согласный, то при образовании деепричастий он смягчается:берут – беря, несут – неся, метут – метя. Если глагол имеет суффикс–ва- , то деепричсастие образуется от основы на–вай-, тогда как в настоящем времени основа оканчивается на–й-: создайут – создавая. Глаголбыть образует деепричастие с суффиксом –учи-: будучи . Суффикс–учи- встречается также в устаревших или просторечных формах деепричастий:едучи, играючи, жалеючи, крадучись.
От многих глаголов НСВ деепричастия не образуются или являются малоупотребительными. К таковым относятся:
1) глаголы с односложной основой на –а и на–и в инфинитиве и с основой, состоящей только из согласных, в настоящем времени:пи ть –пьй ут,вр ать –вр ут,жда ть –жд ут,ши ть –шьй ут;
2) глаголы с основой настоящего на шипящий или губной + л: вяж ут,лиж ут,сыпл ют,щипл ют и др.;
3) глаголы на –ну ть:блекну ть,сохну ть,гасну ть и др.;
4) глаголы с основой настоящего времени на заднеязычный: берег ут,жг ут и др.;
5) глаголы: жаждать, стонать, лезть, гнить, ехать, хотеть, петь, колоть и др.
Деепричастия СВ образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в-/ -вши- / -ши-. Выбор суффикса зависит от конечного гласного основы: суффикс–в-/ -вши- присоединяется к основам на гласный (–в- к основам без –ся, -вши- к основамс-ся): нарисовать – нарисовав, улыбнуться – улыбнувшись; морф–ши присоединяется к основам на согласный:вырасти – выросши , а также к основам прошедшего времени, отличающимся от основ инфинитива:замерз – замерзши, заперся – запершись . Некоторые глаголы образуют вариантные формы деепричастий (от основы инфинитива и от основы прошедшего времени), одна из которых является просторечной:озябнуть – озяб – озябнув и озябши, замерзнуть – замерз – замерзнув изамерзши, умереть – умер – умерев иумерши.
Ряд глаголов образуют деепричастия СВ от основы настоящего-будущего времени при помощи суффикса –а (-я): увидят – увидя, наклонят – наклоняя, возвратятся – возвратясь. Обычно это глаголы 2-ого спряжения, а также глаголы 1-ого спряжения с основой настоящего времени на согласный:привезут – привезя ; глаголидти с различными приставками:придя, зайдя, выйдя . Как правило, эти формы имеют вариантные образования, созданные по общему правилу – при помощи суффиксов–в- / -вши (сь)/ -ши: увидев, наклонив, возвратившись и др.
Двувидовые глаголы образуют по два деепричастия с суффиксом –а- для выражения значения НСВ и–в- для выражения значения СВ: атаковать –атакуя иатаковав , исследовать –исследуя иисследовав , организовать –организуя иорганизовав .
42. Проблема выделения деепричастий в самостоятельную ЧР. История их образования.
О статусе деепричастий нет единого мнения в современной науке. Виноградов считает деепричастия гибридной наречно-глагольной формой. Панов в работе «О частях речи в РЯ» выделяет их в отдельную ЧР. В учебнике Тихонова/Шанского тоже отдельная часть речи.
Разногласия связаны с тем, что деепричастие совмещает различные аспекты значения:
Подобно наречиям примыкает к глаголам и обозначает разного рода обстоятельства действия.
Как глагол-сказуемое сохраняет тесную связь с подлежащим – у них общий субъект действия.
Выражает значение добавочного к глаголу действия/состояния.
Обычно не повторяет значение глагола – выражает особое значение.
В объективном мире есть промежуточная область между процессами и обстоятельствами. Действие, выражаемое деепричастием, одновременно является причиной, условием и другими обстоятельствами события, отраженного глаголом и деепричастием. Обстоятельство по своей природе процессуально.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ – неизменяемая глагольная форма, которая обозначает добавочное к глаголу действие и одновременно служит обстоятельственной характеристикой действия глагола-сказуемого. В предложении является обстоятельством.
Признаки глагола у деепричастия.
Общность ЛЗ и основы. У деепричастия нет своей лексической базы (прикрыть – прикрыв лысину).
Действие деепричастия и действие глагола производит один и тот же субъект действия в предложении.
Общность видовых различий глагола и деепричастия. Деепричастия НВ образуются от основы глагола настоящего времени путем прибавления суффикса а/я (работать - работая), глаголы НВ с суффиксом ВА образуют деепричастия от основы прошедшего времени (давал - давая). Деепричастия СВ образуются от основы глагола прошедшего времени путем прибавления суффиксов В, ВШИ, ШИ (узнал – узнавши, принес - принесши). Некоторые глаголы не могут образовывать деепричастия: 1) основа глагола состоит из согласных (жмут); 2) основа на заднеязычный (мочь); 3) основа на шипящий (вяжут); 4) глаголы непродуктивных классов (пахнут); 5) отдельные глаголы: ехать, петь, хотеть.
Деепричастия сохраняют способность глагола передавать залоговое значение и значение переходности/непереходности. Во всех теориях у деепричастий есть только действительный залог. Страдательный залог отсутствует, так как при нем происходит раздвоение субъекта действия и субъекта предложения, а это не совместимо со значением деепричастия в РЯ, так как деепричастие и глагол должны иметь один субъект действия в предложении.
Деепричастия сохраняют глагольное управление и способность глагола определяться наречием.
Признаки наречия у деепричастий.
Неизменяемость.
Примыкание к глаголу.
Обстоятельственное значение, синтаксическая функция обстоятельства.
Общность признаков деепричастия и наречия создает условия для их перехода в наречия. Они утрачивают глагольные признаки и глагольное управление. Такие деепричастия стоят в предложении после глагола и синонимичны наречиям (неспеша). Некоторые деепричастия при переходе меняют ударение (сИдя).
История происхождения деепричастий.
В ДРЯ не было деепричастий, они образовались позже на базе именных причастий действительного залога. В ДРЯ такие причастия выполняли следующие синтаксические функции: могли быть определением, сказуемым, второстепенным сказуемым. Изменение синтаксической функции прилагательных и причастий привело к утрате склонения именными причастиями и закреплению их в форме именительного падежа, что послужила в дальнейшем толчком к тяготению таких причастий к глаголу.
Потебня писал, что причастия действительного залога настоящего и прошедшего времени, выполнявшие функцию второстепенного сказуемого или обстоятельственного слова, превратились к концу 14 века в деепричастия.
Борковский в подтверждение этого устанавливает, что в 14 веке было широко распространено употребление причастий без согласования с существительными, а в произведениях 15 века эти причастия употребляются уже в застывшей именной форме, т.е. происходит из переход в деепричастия.
Начало этого процесса наблюдалось уже с 11-12 веков, что проявлялось в нарушении согласования причастий с существительными сначала в падеже, а затем и в роде и числе.
Деепричастия не различались по временам, так как выполняли функции второстепенного сказуемого или обстоятельственного слова, но с формированием категории вида стали различаться НВ и СВ.
При образовании деепричастий использовались суффиксы а/я, в/вши. Деепричастия на –учи/ючи стали распространяться с 18 века.