Игра "потерпевшие кораблекрушение". Кораблекрушение

Коммуникативный тренинг-игра «Кораблекрушение».

Цель данного тренинга: развитие навыков успешной межличностной коммуникации.

Задача: обучение в тренинговом взаимодействии наиболее эффективным методам разрешения сложных, конфликтных эмоциональных ситуаций; освоение умения эффективного слушания собеседника; создание безопасной атмосферы на тренинге; развитие творческих способностей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление

Ведущий представляется, в нескольких словах рассказывает о себе, о предстоящем тренинге, регламенте, целях и задачах тренинга.

2. Знакомство

Цели: знакомство со всеми участниками игры, включение всех участников в работу группы, установ­ления контакта, создание работоспособности.

Упражнения: 1. «Назови свое имя и прилагательное, которым можно тебя охарактеризовать»;

2. «Пересядьте те, кто…»

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в цент­ре круга (для начала им буду я) предлагает поме­няться местами (пересесть) всем тем, кто об­ладает каким-то общим признаком. Этот при­знак он называет. Например, я скажу: „Пересядь­те все те, у кого есть сестры", - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, про­должит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

Упражнение позво­ляет снизить напряженность, поднимает настроение, акти­визирует внимание и мышление.

3. Игра «Кораблекрушение».

- «Все мы собрались на одном большом корабле чтобы… (совместное фантазирование). Но вот неожиданно налетел шторм. Наш корабль пошел ко дну. К счастью у нас есть несколько шлюпок».

Для того чтобы распределиться по шлюпкам, ребята вытягивали листок с названием шлюпки («Ветер», «Чайка», «Победа», «Удача»).

«Вы вытянули карточки, на которых написано название вашей шлюпки. Названия повторяются на нескольких карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано „машина", знайте, что у кого-то есть карточка, на кото­рой также написано „машина"».

«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого - найти свою группу. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить. Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою группу, останьтесь ря­дом, но продолжайте молчать, не переговаривай­тесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

Цель: повышение настроения, снижение усталости, дальнейшее раскрепощение участников, развитие вы­разительного поведения; побуждать участников, быть внимательными к действиям других, а также искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Задание «Ладони»

«Теперь у нас 4 группы. Каждая группа должна представить себя, свои лучшие качества, для того, чтобы лучше познакомить нас с каждым членом команды. Для этого нарисуйте на листе бумаги свои ладони и запишите качества, которые выгодно отличают вас от других членов команды, те качества, которые могут пригодиться вам в вашем нелегком путешествии».

После выполнения задания один из участников представляет членов своей команды.

Цели: развитие интереса к себе и другим, формирование первичных навыков самоанализа; формирование умения говорить и думать о себе.

- «Через некоторое время команды ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами».

Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения.

Цели: развитие умения вести дискуссию, слушать собеседника, развитие воображения.

Упражнение «Вавилонская башня»

«Ваши острова находятся не так далеко друг от друга, поэтому у вас есть возможность подавать друг другу сигналы. Для этого вам необходимо построить высокую башню».

Каждой команде выдается пачка старых газет и дается задание построить из этих материалов максимально высокую башню. Разрешается использование любых подручных материалов.

Цели: повышение групповой сплоченности, развитие способности выдвигать и отстаивать свои идеи.

Задание «Передай сигнал».

«Теперь, имея высокие башни, вы можете передавать друзьям с других островов информацию».

Каждой команде выдается листок с текстом, который нужно передать другой команде с помощью жестов («У нас закончилась питьевая вода», «Мы построили плот», «Мы вчера ходили на охоту», «У нас все хорошо»).

Цель: развитие невербального общения, развитие креативности, выразительности.

Упражнение «Переправа».

«Жители двух островов приняли решение перебраться со своих островов на соседние. Для этого они отправились в опасное путешествие. Но на пути их ждут отмели и рифы. Как преодолеть препятствия?»

Членам двух команд дается задание преодолеть все препятствия (стулья, расставленные в беспорядке) и прибыть на соседний остров (при этом у каждого участника завязаны глаза). Жители других двух островов становятся «компасами» и указывают дорогу.

В итоге происходит объединение, и в игре уже участвуют не 4, а две команды.

Цель: повышение работоспособности, снижение напряженности, усталости, активизирует внимание, мышление.

Упражнение «Плот».

«Члены одной из команд построили плот. Они встали на него и поплыли за своими товарищами по несчастью на другой остров. Все вместе они отправятся домой».

Участникам дается несколько газет, которые имитируют плот. Необходимо поместиться всем ребятам с первого острова. Затем нужно поместиться на этом острове с жителями второго острова.

«Но, к сожалению, нередко бывает, что сильный порыв ветра разрушает плоты. Вот так случилось и у нас. Порыв ветра оторвал несколько бревен от нашего плота (убирается несколько газет). Может быть кого-то оставим на острове?»

Задача поместиться всем участником на постепенно уменьшающемся плоту.

Цель: сплочение группы, снижение напряженности.

4. Заключение игры.

«Ну, вот мы все благополучно добрались до суши. Давайте сейчас вспомним, какие мы были, все лучшие качества, которые мы проявили в этом путешествии, и создадим групповой коллаж на тему «Моя команда».

Участники получают листы ватмана, цветную бумагу, клей, старые журналы, свои фотографии. Их задача – выполнение творческой композиции на заданную тему.

Цели: развитие эмпатии, умения координировать совместные действия, навыков невербального общения, развитие креативности, творческого потенциала.

5. Заключение

Рефлексия игры.

«Что понравилось? Что не понравилось? Что показалось трудным? Какие задания хотелось бы повторить?»

Упражнение «Пожелание группе»

«Закончим нашу работу тем, что каждый по очереди выскажет пожелание группе на сего­дняшний день».

Литература:

    Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2000. – 256 с.

    Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.

Цель игры : изучить процесс выработки и принятия решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Время проведения : -

Порядок проведения .

1. Ознакомить всех участников с условиями игры (прил. А);

2. Каждому игроку самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (цифра 1 - у самого важного для вас предмета, цифра 2 - у второго по значению, цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету). На этом этапе дискуссии между участниками запрещены,

3. Разбить группу на подгруппы по 6 человек. Один участник из каждой подгруппы должен быть экспертом. Можно предложить каждой подгруппе составить общее для группы ранжиро­вание предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности). На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения. Отметить среднее время выпол­нения задания в каждой подгруппе.

4. Оценить результаты дискуссии в каждой подгруппе. Для этого:

а) выслушать мнение экспертов о ходе Дискуссии и о том, как принималось групповое решение, каковы были первоначаль­ные версии, веские доводы, аргументы и т. д;

б) зачитать «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО; сравнить «правильный» ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, присвоенным ему индиви­дуально каждым участником, группой, и номером, присвоенным этому предмету экспертами; сложить абсолютные значения этих разностей для всех предметов; если сумма больше 30, то участ­ник или подгруппа « утонули».

в) сравнить результаты группового и индивидуального реше­ния; определить, явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решением отдельных людей.

Комментарии к проведению игры:

    это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения;

    в группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у решающих в одиночку;

    решение проблем в условиях группы обычно занимает боль­ше времени, чем решение тех же проблем отдельным индиви­дом;

    решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные реше­ния;

    индивид, обладающий особыми умениями (способностя­ми, знаниями, информацией), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.

Представьте себе, что вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но при­мерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от бли­жайшей земли.

Далее приводится список из 15 предметов, которые остались целыми после пожара. В дополнение к этим предметам вы рас­полагаете прочном надувным плотом с вёслами, достаточно боль­шим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные пред­меты. Имущество оставшихся живых людей - это несколько коробков спичек и пять однодолларовых ку­пюр.

  1. Зеркало для бритья.

    Канистра с 25 литрами воды.

    Противомоскитная сетка.

    Одна коробка с армейским рационом.

    Карта Тихого океана.

    Надувная плавательная подушка.

    Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

    Маленький транзисторный радиоприемник.

    Репеллент, отпугивающий акул.

    Два квадратных метра непрозрачной пленки.

    Один литр рома крепостью 80 %.

    450 метров нейлонового каната.

    Две коробки шоколада;

    Рыболовная снасть.

Ответы экспертов ЮНЕСКО для игры «Потерпевшие ко­раблекрушение».

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, явля­ются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значе­ние: если даже маленький спасательный плот и в состоянии до­стичь земли, невозможно на нем заласти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следо­вательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасате­лям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

    Зеркало для бритья - для сигнализации воздушным и морским спасателям.

    Канистра с нефтегазовой смесью - для сигнализации. Может быть зажжена банкнотой и спичкой. Будет плыть по воде, привлекая внимание.

    Канистра с водой - для утоления жажды.

    Коробка с армейским рационом - обеспечит основную пищу.

    Непрозрачная пленка - для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

    Коробка шоколада- резервный запас пищи.

    Рыболовная снасть - оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.

    Нейлоновый канат - для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

    Плавательная подушка - спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.

    Репеллент, отпугивающий акул- назначение очевидно.

    Ром крепостью 80 % - содержит достаточно алкоголя для использования в качестве антисептика; в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вы­звать обезвоживание.

    Радиоприемник - имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

    Карта Тихого океана - бесполезна без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

    Противомоскитная сетка - в Тихом океане нет москитов.

    Сектант - без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шан­сов быть обнаруженными и спасенными» К тому же в большин­стве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»

Уцелевшие предметы

Личное ранжирование

Ранжирование в группе

Разница между личным ранжированием и ранжированием в группе

(между цифрами 2 и 3 столбца)

Ранжирование экспертов

Разница между личным ранжированием и ранжированием экспертов

(между цифрами 2 и 5 столбца)

Разница между ранжированием группы и экспертов

(между цифрами 3 и 5 столбца)

Сектант –инструмент для измерения высоты светила над горизонтом с целью определения координат судна

Зеркало для бритья

Канистра с 25 литрами воды

Противомоскитная сетка

Одна коробка с армейским рационом

Карта Тихого океана

Надувная плавательная подушка

Канистра с 10 литрами горючей смеси

Маленький транзисторный радиоприемник

Средство, отпугивающее акул

Два квадратных метра непрозрачной пленки

Один литр рома крепостью 80%

450 метров нейлонового каната

Две коробки шоколада

Рыболовная снасть

ДЕЛОВАЯ ИГРА «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»

Обоснование темы ситуации

Для современного менеджера, работающего в управленческом поле «направленность на дело – направленность на человека», большое значение приобретает достижение согласия с исполнителями. В связи с этим в процессе оценки деловых качеств претендента на управленческую должность применяются методики, позволяющие определить степень выраженности названных качеств. Одной из таких методик является ситуационная игра «Кораблекрушение».

Ход выполнения работы

    Создается экспертный совет (2-3 чел.).

    Все участники делятся на команды (5-6 чел.).

    Каждая команда выбирает своего лидера.

    Все члены команд рассматривают характеристику проблемной ситуации.

    Краткие выводы и оформление отчета по лабораторной работе.

Методические указания к работе

Задание 1. Ранжировать 15 названных предметов в соответствии с их значением для выживания. Отметить цифрой 1 самый важный предмет, цифрой 2 – следующий по значимости и так далее до 15-го.

Задание выполняется каждым самостоятельно не более чем за 15 мин. Результаты заносятся в таблице 2.

Задание 2. Достичь согласия и выработать единое мнение. Поскольку это нелегко, так как не каждая оценка получает всеобщее одобрение, команда должна выбирать такие оценки, с которыми может согласиться большинство.

После того как команда проранжирует 15 предметов, следует сравнить результат с эталоном.

Оценка деятельности команд

1. Эксперты сравнивают индивидуальные результаты ранжирования с групповым, анализируют индивидуальные способности испытуемых.

2. Эксперты мысленно отвечают на следующие вопросы:

    Что мешало достижению согласия в группе? Какие признаки лидерства выявлены?

    Кто доминировал?

    Какова атмосфера в группе?

    Какие действия предпринимали испытуемые для проведения своих идей?

3. По данным каждого испытуемого составляется заключение о степени его склонности к достижению согласия (можно использовать шкалу участника групповой работы).

Таблица 2

Анализ и сравнительная оценка результатов принятия решений

Наименование

предмета

Результаты ранжирования и оценки отклонений

Эталон.

(Э)

Индивид.

(И)

Групп.

(Г)

Откл.

(И от Э)

Откл.

(Г от И)

1

2

3

4

5

6

7

Сумма

Сумма

По результатам анализа и сравнительной оценки результатов принятия решений студент должен написать краткие выводы и рекомендации.

Цель: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Проведение игры

1-й этап.

Ознакомление всех участников с условиями игры:

Ведущий даёт участникам следующую инструкцию: «Представьте, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и её груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли».

Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповреждёнными в результате пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с вёслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и 5 однодолларовых банкнот. Список предметов:

Сектант.

Зеркало для бритья.

Канистра с 25 литрами воды.

Противомоскитная сетка.

Одна коробка с армейским рационом.

Карты Тихого океана.

Надувная плавательная подушка.

Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

Маленький транзисторный радиоприёмник.

Репеллент, отпугивающий акул.

Два квадратных метра непрозрачной плёнки.

Один литр рома крепостью 80%.

450 метров нейлонового каната.

Две коробки шоколада.

Рыболовная снасть.

2-й этап.

Попросите каждого из участников самостоятельно проранжировать указанные в приложении предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т. д., цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету).

На этом этапе деловой игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.

3-й этап.

Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом.

Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так как они это делали по отдельности).

На этом этапе допускаются дискуссии по поводу выработки решения.

Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.

4-й этап.

В каждой подгруппе выбирается лидер, который бкдет отстаивать мнение группы. Выбирается эксперт для группы лидеров. Лидеры от подгрупп приглашаются в центр круга и ранжируют предметы по стапени важности. Лидеры обсуждают свои решения. Подсказок от остальных игроков быть не должно.



А). Выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и др.. Насколько активно и убедительно лидеры защищали и отстаивали интересы своей подгруппы.

Б). Зачитайте «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО:

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нём запасти достаточное количество воды и пищи для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Информация, которая даётся ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

Непрозрачная плёнка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

Коробка шоколада. Резервный запас пищи.



Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.

Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадёт за борт.

Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя – достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

Радиоприёмник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен. Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасёнными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Вопросы:

1. Сложно ли Вам было ранжировать предметы?

2. Сложно ли было ранжировать их в группе?

3. Возникали трудности при присвоении ранга предметам?

4. Легко ли было убедить остальных ребят?

Известными аналогами этой игры являются «Кораблекрушение» и «Посадка на Луне».

Эта игра имеет широкий диапазон задач:

  • отработать навыки поведения в дискуссии,
  • умения вести диспут, быть убедительным,
  • изучить на конкретном материале динамику группового спора,
  • открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике,
  • потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов,
  • научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д.

При обсуждении результатов необходимо акцентировать внимание на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить» механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы).

Формат проведения упражнения Катастрофа

Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

Ведущий дает группе следующую инструкцию:

С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров.

Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.
Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.
Заполняйте номерами первую колонку бланка.
Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

Список предметов:

1. Охотничий нож
2. Карманный фонарь
3. Летная карта окрестностей
4. Полиэтиленовый плащ
5. Магнитный компас
6. Переносная газовая плита с баллоном
7. Охотничье ружье с боеприпасами
8. Парашют красно-белого цвета
9. Пачка соли
10. Полтора литра воды на каждого
11. Определитель съедобных животных и растений
12. Солнечные очки на каждого
13. Литр водки на всех
14. Легкое полупальто на каждого
15. Карманное зеркало

После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общее групповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень навыка организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры.

Время, необходимое для выполнение этого упражнения – не менее полутора часов.

Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему».

Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.

Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

  • Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)?
  • Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?
  • Была ли выработана общая стратегия спасения?
  • Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?
  • Ты не согласен с принятым решением?
  • Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?
  • Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?
  • Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе?
  • На какой стадии появился лидер?
  • Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?
  • Какие способы поведения оказались наименее результативными?
  • Какие только мешали общей работе?
  • Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д.

При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы.

Ведущий несет ответственность за то, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

Итак, ответы:

Вариант «Ждать спасателей»

Кстати, по мнению экспертов, предпочтительный

Предмет Важность. Обоснование
1 В пустыне необходима для утоления жажды
2 Карманное зеркало Важно для сигнализации воздушным спасателям
3 Легкое полупальто на каждого Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады
4 Карманный фонарь Также средство сигнализации летчикам ночью
5 Парашют красно-белого цвета И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям
6 Охотничий нож Оружие для добычи пропитания
7 Полиэтиленовый плащ Средство для сбора дождевой воды и росы
8 Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала
9 Солнечные очки на каждого Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей
10 Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи
11 Магнитный компас Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения
12 Летная карта окрестностей Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение
13 В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира
14 Литр водки на всех Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма
15 Пачка соли Значимости практически не имеет

Вариант «Двигаться к людям»

Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:

1 Полтора литра воды на каждого
2 Пачка соли
3 Магнитный компас
4 Летная карта окрестностей
5 Легкое полупальто на каждого
6 Солнечные очки на каждого
7 Литр водки на всех
8 Карманный фонарь
9 Полиэтиленовый плащ
10 Охотничий нож
11 Охотничье ружье с боеприпасами
12 Карманное зеркало
13 Определитель съедобных животных и растений
14 Парашют красно-белого цвета
15 Переносная газовая плита с баллоном

Иногда обмен впечатлениями и обратной связью на первых этапах дается непросто, и хотя эта игра является полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологическую защиту участников.