Потребительское общество и одномерный человек: Г. Маркузе

Не так давно познакомился с таким понятием как мнимые потребности. Решил разобраться и оказалось что в сети не так много информации про них, именно это и подстегнуло меня провести небольшое исследование для того чтобы составить своё определение — что такое мнимые потребности.

Мнимые потребности человека.

С точки зрения продаж, выделяют два основных вида потребностей – истинные и ложные. Сразу стоит определить, что мнимые потребности человека это определение не сильно связанное с продажами. Хотя, на мой взгляд, любые знания о психологии потребителя полезны для продавца.

Мнимые потребности человека – это ценности, сформированные под воздействием общества. Удовлетворение мнимых потребностей не решает никаких задач и не приносит никакой пользы для человека. Удовлетворение мнимых потребностей – это лишь трата времени и других ресурсов (денег, здоровья, сил). Мнимые потребности навязаны из вне, их удовлетворение не несет пользы для человека.

Примеры мнимых потребностей.

Примеров мнимых потребностей сотни тысяч, по сути весь современный маркетинг нацелен на создание мнимых потребностей. В этом заключается . Вот несколько свежих примеров мнимых потребностей:

  • 99% потребителей использует не более 5% функций смартфона. Товар приобретается только за счет того что он есть у всех, это такой .
  • Пришёл ваш друг и рассказал вам: что он занимается нумизматикой и это здорово и интересно. И вы тоже решаете заниматься нумизматикой, но через небольшой промежуток времени вам это становится не интересно, и вы бросаете.
  • Зашли вы в вагон метро и увидели, что все носят джинсы, и вы тоже пошли и купили джинсы.

В целом создание мнимых потребностей у населения это один из мощнейших инструментов . Наверное, каждый может вспомнить, сколько ненужных вещей у вас дома. Но в момент покупки они казались очень необходимыми, потому что эта вещь есть у всех.

Клиенты с мнимыми потребностями.

Рядовой продавец вынужден почти каждый день сталкиваться с клиентами, у которых мнимые потребности. Отличительная особенность таких клиентов, они как правило знают какой товар им нужен, но не могут объяснить почему и зачем. Причём спорить с ними крайне не желательно, это вызовет открытый негатив и не понимание. Если у вас есть нужный им товар в наличии, то продайте и забудьте. Если же товара нет, то эффективно будет использовать метод

Потребности. Каждый знает в общем-то, что это такое — то,чего каждый из нас желает иметь и получить. В принципе, верно. Но давайте научным языком изложим суть данной темы: что же такое потребности и какими они бывают.

Что такое потребности?

Потребности — это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности. По-моему, достаточно простое и легко запоминающееся определение.

Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости и пользы потребности бывают:

  • подлинные (разумные, истинные) — это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития(духовные).
  • Ложные (неразумные, мнимые) — это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически(алкоголизм, наркомания, тунеядство)

Виды потребностей

Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:

Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны при удовлетворении предыдущих.

Пирамида потребностей Маслоу А.Х.

  • Первичные потребности:
  • Физиологические (удовлетворение природных инстинктов, это: жажда, голод, отдых, воспроизводство, дыхание, одежда, жилища, двигательная активность)
  • Экзистенциальные(от лат. существование, это потребность в защищённости, безопасности, это уверенность в завтрашнем дне, страхование, комфорт, гарантия занятости)
  • Вторичные потребности:
  • Социальные (потребность жить в обществе, принадлежать к определённой социальной группе: общение, привязанность, внимание к себе, забота о других, участие в совместной деятельности)
  • Престижные (потребность в уважении, признании, служебный рост. А.Маслоу не случайно в особый вид потребностей выдели престижные , так как человеку очень важно мнение общества, окружающих. Любая похвала приятна людям, появляется желание выполнить что-то ещё более качественно.
  • Духовные (самовыражение, самореализация через творчество, познание, учение, самоутверждение и др.)

Человеческие потребности имеют ряд особенностей:

  • все потребности взаимосвязаны
  • невозможно удовлетворить все потребности
  • безграничность потребностей
  • потребности не должны противоречить нравственным устоям общества.

Меняется человек- другими становятся некоторые из его потребностей. Даже в отдельно взятом обществе на определённом этапе развития могут существовать свои потребности. Потребности определяются и природной, и социальной сущностью человека.

Да, человеческой деятельностью и поступками движет желание удовлетворения своих потребностей. Важно выделить для себя приоритеты, чётко знать, чего человек хочет и для чего это ему нужно. И не нужно забывать, что потребности у человека безграничны, все удовлетворить на 100% не хватит всей жизни. Так что выбор зависти от каждого, от уровня его воспитания, развития, от среды, в которой он живёт, от тех ценностей, которые являются важными для его окружения. Важно, чтобы потребности были подлинными, не позволяйте, ребята, мнимыми потребностями овладеть вашей душой и сознанием. Живите, наслаждаясь жизнью, даря радость близким и любимым людям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Истинные и ложные потребности

Книги Лууле Виилмы и в частности, ее рассуждения о том, как важно понимать разницу между «хочу» и «нужно», помогли понять разницу между желаниями и истинными потребностями. Она предлагала провести очень простой эксперимент, который Вы тоже можете проделать прямо сейчас, не вставая со стула.

Представьте себе, какую-нибудь вещь, которую Вы хотели бы иметь и повторяйте много раз: «Хочу, хочу, хочу... эту вещь...» Одновременно с этим понаблюдайте за своими чувствами. Самые наблюдательные, или, вернее сказать, - чувствительные - заметят, как при этом нарастает агрессивное чувство. И, действительно, что такое «хочу» - это желание захватить (захапать), заполучить что-то, во что бы то ни стало. Вспомните, как выглядят дети, требующие у родителей игрушки у прилавков. Дети кричат «Хочу, купи» и самые естественные в своих проявлениях, демонстрируют, действительно, агрессию. Замечали?

Вторая часть эксперимента - таким же образом повторять слово «нужно». Вы заметите, что ощущаете совсем другие энергии. Нет агрессии во что бы то ни стало заполучить что-то. Слово «нужно» отражает истинную, продуманную, настоящую ПОТРЕБНОСТЬ.

Вот тут собака и зарыта. Когда мы ХОТИМ ИМЕТЬ ЗДОРОВЬЕ, мы его именно хотим. А там, где агрессия, злоба, там и страх, который ходит парой с агрессией. Страх, что мы не получим того, что так страстно хотим. Человек, который говорит, что ХОЧЕТ денег просто боится, что не выживет без денег. Человек, который говорит, что ХОЧЕТ выздороветь, демонстрирует, что просто боится не получить то самое здоровье. А для чего ему здоровье? Ведь здоровье само по себе чем ценно? Зачем нам вообще здоровье? Если бы мы обосновали эту ПОТРЕБНОСТЬ, продумали и объяснили сами себе для чего нам НУЖНО наше здоровье, то, возможно, имели бы его и излечивались бы легко и естественно.

И говорили бы себе, что «мне необходимо быть здоровым, чтобы иметь силы и возможности для реализации моих планов, моей миссии на этой Земле, моего духовного, творческого потенциала. Я испытываю в этом ПОТРЕБНОСТЬ».

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Истинные и ложные цели Как освободиться от ложных целей и не разменять себя и свою жизнь на пустяки? Не только науку и искусство интересуют эти вопросы, они встают - рано или поздно, так или иначе - перед каждым, кто сколько-нибудь осмысленно и ответственно относится к

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Истинные и ложные цели счастья На свете так много людей, сдавших экзамены, купивших автомобиль и дом, сделавших карьеру, но у них нет ни душевного покоя, ни радости, ни счастья.Как освободиться от ложных целей и не разменять себя и свою жизнь на пустяки? Не только науку и

Из книги Жизнь без усилий. Краткое руководство для удовлетворенности, внимания и потока. автора Бабаута Лео

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности - признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

Из книги Гармония семейных отношений автора Владин Владислав Зиновьевич

Из книги Психология подсознания автора Подводный Авессалом

РАССТРОЙСТВА ИСТИННЫЕ И МНИМЫЕ Импотенция всегда, или по крайней мере уже очень давно была сущим наказанием для мужчин. Об этом свидетельствуют хотя бы такие факты - значительная часть лекарств, растений, животных или их частей уже с древнейших времен назначалась

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

Ложные потребности Существуют потребности, формируемые не духом, а сознанием и средой; их можно смело называть ложными. Мы рассмотрим две из них: потребность в удовольствиях и потребность в счастье.Удовольствие имеет единственную функцию - это индикатор качества

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Как распознать истинные чувства Люди часто не подозревают о том, насколько противоречиво выглядит их поведение. Они говорят одно, но жесты, позы и мимика выражают совсем другое. Именно язык жестов выражает истинные чувства и отношение. Умение понимать невербальные

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

Глава 10 Душа и дух Где таятся истинные сокровища? У СЧЛ есть также душевные и духовные свойства. Под душой я подразумеваю нечто более утонченное и возвышенное, нежели физическое тело, но олицетворенное, как сновидения и фантазии; дух возвышается и вместе с тем содержит

Из книги Созависимость - умение любить [пособие для родных и близких наркомана, алкоголика] автора Зайцев Сергей Николаевич

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” - НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

Из книги Живи с чувством. Как поставить цели, к которым лежит душа автора Лапорт Даниэлла

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ - ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются

Из книги 52 понедельника [Как за год добиться любых целей] автора Джонсон Вик

Глава 20. Истинные размеры угрозы Возможно, созависимые недооценивают опасность, а потому и не хотят действовать эффективно. Почему же созависимые не хотят действовать эффективно? Нет, нельзя сказать, что они ничего для больного не делают. Делают, и очень много, но

Из книги автора

Жизнь реализует истинные желания Отсюда следует рекомендация - старайтесь заказывать то, что вам действительно нужно, что является вашим истинным желанием. Жизнь хорошо исполняет наши истинные желания и плохо - надуманные. Истинные - это те, которые живут в глубине

Из книги автора

Как узнать свои истинные желаемые чувства Это самая важная и прекрасная причина, почему мы здесь.Пришло время прислушаться к своему внутреннему «я» и услышать, как поют ваши желания.Что нужно сделать: продолжить перебирать варианты, как вы хотели бы себя чувствовать

Из книги автора

Упражнение № 27 Погружаемся в истинные реалии успеха Вот вам задание на эту неделю – найдите человека, преуспевшего в достижении такой же или аналогичной цели, что и у вас, и разузнайте, в чем состоят положительные и отрицательные стороны достигнутого им успеха. Например,

Нужды и потребности

По определению Филипа Котлера "нужда - это нехватка чего-то необходимого, что ощущается человеком". Нужды присущи каждому человеку от рождения, их количество ограничено и стабильная (голод, жажда, сон и др). Они обусловлены физиологией человека, без их удовлетворения невозможна жизнь. Нужда является тем, что объединяет людей. их набор у всех одинаковый, они существуют априори, а не создаются обществом или маркетинговой деятельностью.

Потребность является специфической формой проявления нужды и зависит от исторического периода, культурных, национальных, личных характеристик потребителя. Потребности являются тем, что разделяет людей Потребности меняются, на них влияют социальные силы и маркетинговая деятельность. Потребности трансформируются в спрос на товары, если они подкреплены финансовой возможностью удовлетворения и желанием купить. Маркетинг пытается воздействовать на потребности, формируя спрос за счет обеспечения привлекательности и доступности товара.

Джон Кеннет Гэлбрейт считал, если потребность действительно ощущается, то производство товара полезно, в то же время реклама ответственна за создание потребностей, чтобы "породить желания, ранее не существовавшие". В этом случае имеет место искусственная потребность. Маркетинг формирует потребности и спрос и осуществляться эта деятельность должна на основе социальной ответственности Потребности, которые не могут трансформироваться в спрос через низкую покупательную способность, становятся причиной психологического дискомфорта, создают социальное напряжение. Влияние средств массовой информации может приводить к появлению потребностей, которые противоречат этическим и моральным нормам.

"Ложные" и "реальные" потребности

Французские исследователи Жан Мари Гюйо и Жак Аттали разработали теорию ложных и реальных потребностей. В основе реальных потребностей находятся нужды, а "ложные" потребности создаются обществом и производителем. Кроме того, они считают, что "ложные" потребности, формируются искусственно и в результате начинают считаться "нормальными и естественными". Начинает формироваться зависимость от определенных товаров и они переходят в категорию нужды.

Абсолютные и относительные потребности

Джон Мейнард Кейнс классифицирует потребности на абсолютные и относительные Под абсолютными он понимает потребности, которые не имеют уровня удовлетворенности, они либо удовлетворяются, либо нет Под относительными - потребности, которые имеют уровень удовлетворенности Относительные потребности нельзя насытить, поскольку чем выше их уровень, тем больше стремление этот уровень превысить. Насыщение абсолютных потребностей возможно, а относительных - нет Даже в стремлении к материальному комфорту невозможно объективно определить уровень, который бы отвечал удовлетворенности Когда человек достигает уровня, определенного как целевой, она начинает предсказывать новый этап возможного совершенствования.

Часто люди, уровень жизни которых в абсолютном измерении повысился, склонны считать, что их положение ухудшилось, если те, кого они всегда считали за объект сравнения, стали жить лучше, чем они (Дж.М.Кейнс).

Родовые и производные потребности

Лаймен Эбботт разделил потребности на родовые и производные, или квазіпотреби. Производная потребность является технологическим откликом (товар) на родовую потребность. Например, автомобиль является производной потребностью относительно родовой потребности в индивидуальных средствах передвижения. Насыщение родовой потребности невозможно, в отличие от производной потребности Предельная полезность производной потребности имеет тенденцию к снижению. Однако родовая потребность не насыщается, поскольку потребитель покупает новые усовершенствованные товары и, следовательно, удовлетворять новые производные потребности. Эти производные потребности, в свою очередь, насыщаются, а потом меняются с помощью новых, усовершенствованных товаров. Это иллюстрирует модель жизненного цикла товара. Насыщению производных потребностей происходит на двух уровнях: во-первых, при совершенствовании технических характеристик товаров (более экономичные автомобили) и, во-вторых, при замене одного технологического решения на другое, что имеет более высокие параметры (флеш-карты заменяют СD-диски).

Прочитаем информацию .
Потребность - переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности.
Существуют различные классификации потребностей человека. На самом деле их можно объединить в три группы:

  • биологические (естественные, врожденные, физиологические, органические, природные)- потребности, которые связаны с биологической (физиологической) природой человека, т.е. со всем, что необходимо для существования, развития и воспроизводства.
  • социальные - потребности, которые связаны с общественной (социальной) природой человека, т.е. определяются принадлежностью человека к обществу.
  • духовные (идеальные, познавательные, культурные) - потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т.е. во всем том, что необходимо для духовного развития.
Особенности человеческих потребностей:
1. все потребности человека взаимосвязаны. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т.д. Удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.
2. не все потребности человека могут быть удовлетворены.
3. потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Подлинные (разумные) потребности - потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые (неразумные, ложные) потребности - потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.
4. неиссякаемость, нескончаемость, бесконечное множество потребностей.
  • описывая человеческие потребности, американский психолог А. охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.
  • российский психолог и философ С.Л. говорил о «ненасыщаемости» потребностей человека.
Рассмотрим примеры .

Группа потребностей

Биологические

Утоление голода, жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом, жилище, одежда, пища, сон, отдых и др.

Социальные

Социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности, принадлежность к социальной группе, общественное признание, трудовая деятельность, созидание, творчество, социальная активность, дружба, любовь и др.

Духовные

Самовыражение, самоутверждение, познание окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования и мн. др.


Дополнительно рассмотрим сведения о том, что лежит в основе классификации потребностей с точки зрения известных психологов.

Используемая литература:
3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. 8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007. 12.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. 13. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Используемые Интернет-ресурсы:
Википедия - свободная энциклопедия