Детям о святых петре и февронии. Классный час «Святые Пётр и Февронья

Семья - это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит
нравственность человеческого общества
Ф. Адлер

Цель : ознакомление учащихся с жемчужиной древнерусской литературы - «Повестью о Петре и Февронии Муромских».

Задачи :

Образовательные:

  • выявить особенности жанра древнерусской повести;
  • помочь увидеть идейно-художественное своеобразие повести и жизненные ценности, утверждаемые в ней;
  • формировать умение выделять тему и идею произведения.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • развивать навыки выразительного чтения и пересказа.

Воспитательные:

  • воспитывать школьников в духе уважения к семейным ценностям.

Методические приемы: Комментарии учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, пересказ.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Слово учителя.

Добрый день! В последнее время стало очень модным отмечать день святого Валентина- покровителя влюбленных. Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных - 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии - история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

Обращение к эпиграфу урока: Ф. Адлер говорил: «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества».

Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку?

А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность...)

Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?

Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.)

Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век...

Нам предстоит познакомиться с новым жанром древнерусской литературы - повестью " Повесть о Петре и Февронии«. Она написана в15 веке писателем публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, потом монахом. Это неединственное, но самое известное произведение. Сохранилось 150 списков «Повести...»

III. Историческая основа «Повести...»

Кто является прототипом главных героев повести?

И был, и есть в Русской земле красивый город Муром. Из него по преданию вышел былинный богатырь Илья Муромец. А еще спустя сто лет в конце 12-начале13 века Муром прославили святые Петр и Феврония, в иночестве Давид и Евфросиния, Муромские чудотворцы.

IV. Жанр произведения (комментарий учителя)

Жанр произведения определяется в заглавии: «Повесть...» Но повесть необычная, так как в ней тесно переплетаются элементы житийной литературы и фольклора. О близости к фольклору говорит вариативность повести, присутствие традиционных фольклорных жанров о герое-змееборце и мудрой деве, сказочные элементы (например, зачин). Но указание на конкретное место действия (Рязанская земля, г. Муром, село Ласково), на реальных исторических личностей говорит о том, что произведение имеет черты исторической повести. К тому же сюжет повести постепенно приобретает черты жития святых. Финал же повести - классический образец житийной литературы.

Что такое житие святого?

Житие святого - повествование о жизни святого, которое, обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию). Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти), а также особых свидетельствах Божьей благодати, которой был отмечен этот человек (например, прижизненные и посмертные чудеса). Жития пишутся по особым правилам (канонам). Так, считается, что появление отмеченного особой благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей(хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь благими побуждениями, мешали подвигу чад, осуждали их). Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская). В жизни святой набирается мудрости, проходит ряд испытаний, побеждает их. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - не каноническое житие. В композиции повести нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога. Повесть проникнута лиризмом, авторским сочувствием к героям, восхищением их душевной красотой и силой.

V. Чтение и составление плана «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1.Обсуждение плана повести, пересказ эпизодов, запись плана в тетрадь.

Примерный план.

1.Зачин.
2.Змий посещает жену князя Павла.
3.Тайна смерти змия.
4.Змий уничтожен. Пётр тяжело заболевает.
5.Мудрая девушка из села Ласково.
6.Условия исцеления князя Петра.
7.Испытание мудрости Февронии.
8.Князь Пётр выздоравливает, но не сдерживает обещание. Наказание.
9.Вторичное исцеление князя Петра. Он женится на Февронии.
10.Пётр становится самодержцем в Муроме. Бояре не принимают Февронию.
11.Испытание Февронии (крошки превращаются в ладан)
12.Изгнание Февронии из города. Сомнение Петра.
13.Феврония творит чудо.
14.Возвращение князя и княгини в Муром.
15.Праведная жизнь Петра и Февронии.
16.Пётр и Феврония принимают монашество.
17.Смерть супругов в один день.
18.Посмертная воля супругов нарушена, но их тела чудесным способом оказываются в одном гробе.
19.Концовка.

VI. Аналитическая беседа с опорой на текст

Словарная работа.

Продолжите строку:
Целомудрие-это...
Исцеление человека-это...

Что общего вы найдете в этих словах? Приведите примеры других однокоренных слов (целый, целостный).

Что привело Петра в дом Февронии (случайность или провидение)? От чего нужно исцелить Петра? (Болезнь посылает Бог человеку, чтобы смирить гордыню, для очищения от согрешений. Феврония исцеляет его от непослушания воле Божией).

Сопоставьте точки зрения древнерусского читателя и современного: что излечивает князя Петра? (Не целебный настой, а бескорыстная любовь к нему).

Легко ли идет исцеление героя? Когда он окончательно исцеляется? (Работа над эпизодом «Петр и бояре», чтение в лицах).

Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления? (Главное - исцеление души Петра).
- Почему Феврония способна совершать чудеса, а Петр - нет?

(Она благочестива, послушна Богу, следует в жизни заповедям Христа).

Целомудрие, т. е. строгая нравственность, чистота, дают Февронии дар исцеления. Что означают слова: «Аще бы кто требовал князя твоего себе, мог бы уврачевати и...» (Варианты ответов учащихся. Исцелить человека может лишь тот, кто разделит с ним жизнь и все тяготы, в том числе и тяготы болезни.)

Как Феврония убедила Петра в своей мудрости и богоизбранности?

Что послужило причиной изгнания Февронии из Мурома?

Через какие испытания проходят Пётр и Феврония? Для чего они им посланы?

К кому они обращаются в трудную минуту?

Вернувшись в Муром, мстят ли они своим недоброжелателям?

Пётр, первоначально избегавший брака с Февронией, становится её половинкой, её вторым «я».
Почему это произошло?- Можем ли мы утверждать, что их взаимоотношения динамичны (любовь - влюблённость, любовь-испытание, любовь - единение в Боге)

Что такое монашество? Почему Пётр и Феврония приняли в конце жизни монашеский постриг?

О чём они молили Бога, предчувствуя скорую кончину? - Какое значение имеет концовка? «Жили они долго и счастливо и умерли в один день» - не сказочный ли это финал? (Петр и Феврония ожидают друг друга на пороге смерти, чтобы быть вместе в дальнейшем пути к вечности.
Нет трагизма в конце повести, смерть - этап в дальнейшем пути к вечности, а не уничтожение того, что было накоплено жизнью).

Какое чудо (и почему неоднократно) совершалось после их смерти?

Как слова эпиграфа мы можем соотнести с прочитанным?

5.Характеристика персонажа

Расскажите о Февронии от лица

а) слуги Петра;
б) Петра;
в) бояр и их жен.

Какими качествами и в каких ситуациях обладает Феврония? (Используем новые слова)
(Характер преподобной Февронии показан как характер исключительный. Вера в Создателя, ум, благочестие, терпение, смирение, верность - качества, присущие ей. Она обладает чудесным даром целительства, который она получила от Господа. В трудные минуты она не теряетсамообладания, ибо она во всём видит волю Божью. Её последнее дело посвящено Богу: шила покров для храма Богородицы).

VII. Художественные особенности повести

Какова тема и идея повести?

Тема - история любви, преданности, самоотверженности.
Идея - показать идеал праведника, утверждение любви - великого чувства

VIII. Синквейн

Составить синквейн «Любовь» «Семья»

Правила составления синквейна.

· правая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
· вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
· третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
· четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
· пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

IX. Итоги урока

Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя - воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро - главнее всего для автора.

Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). Не забудем, что герои повести - реальные исторические лица.

Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.
Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.
Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви - основная идея повести

Смысл названия произведения.

Почему называется «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? (Петр достиг идеала святости в своей жизни).

В чем святость героев? (Чтение эпизода «И правили они в городе том...»)

Чем, по-вашему, была привлекательна «Повесть...» для современников?

Что ценное для себя могут в ней найти ныне живущие и вы в частности?

Кто знает, когда Православная церковь чтит преподобных Петра и Февронию?
(8 июля Православная церковь чтит преподобных Петра и Февронию Муромских. К святым обращаются все влюбленные и любящие, ища у них покровительства и защиты. 8 июля мы отмечаем замечательный праздник - День Семьи, Любви, Верности. В этот день не только верующие вспоминают о Петре и Февронии Муромских).

X. Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос: «Над чем меня заставила задуматься «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

КГСКОУ Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида
Классный час

«Православные святые Пётр и Феврония»

7 класс

Классный руководитель: Гольева Т.В.

2011-2012 учебный год

Цель : формирование основ семейного воспитания на примере православных святых Петра и Февронии.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения и смыслом празднования Дня святых Петра и Февронии;

Развитие восприятия и мышления при усвоении слуховой и зрительной информации;

Формирование нравственных основ воспитания будущего семьянина;

Воспитание уважительного отношения к русской православной культуре и истории православия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карта Киевской Руси, иконки с изображением святых.
Ход классного часа.

1. Вводная беседа.

Кто такой Святой Валентин?

Кто такие святые?

Есть ли в православии святые, покровители любви, семьи и верности.
2. Основная часть.

Беседа «Как крестилась Русь».

(С опорой на знания, полученные на уроках истории Отечества).

Какая вера была у восточных славян?

При каком князе на Руси принято христианство?

Как Владимир выбирал веру для своего народа?

Когда произошло крещение Руси?

Как и где произошло крещение первых подданных Владимира?

Сколько лет Русскому православию?
Рассказ «Кто такие «святые».

Какого человека можно назвать святым?

Человек искренне служит богу; жизнь его наполнена добрыми делами для людей; способен совершать необычное для других людей.
Рассказ-презентация «Петр и Феврония»

Слайд 2


Сегодня даже дети знают, что 14 февраля - день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые - Петр и Феврония...

Слайд 3


Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.

Слайд 4


И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

Слайд 5


Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит - женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано - сделано.

Слайд 6


После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его - на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.

Слайд 7


Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

Слайд 8


Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре со гласились. Тогда Феврония, к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.

Слайд 9


Вместе с ними, как оказалось, путешествовала еще одна супружеская чета - тоже князь и княгиня. И надо ж такому случиться, что этому самому князю больно приглянулась Феврония. Княгиня заметила его взгляды, разгадала нечистые помыслы и решила наглеца проучить. - Зачерпни воды из реки левой рукой и испей, - сказала она ему. Тот удивился, но сделал, как просила. - А теперь зачерпни правой и скажи, одинаковая вода или одна другой слаще? Князь признался, что одинаковая. - Так и женское естество всегда одинаково, - вразумляла его мудрая женщина. - Почему же ты, забыв о жене, помышляешь о чужой?

Слайд 10


Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.

Слайд 11


Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.

Слайд 12


А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

Слайд 13


Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее - Ефросиньей.

Слайд 14


Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).

Слайд 15


Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию - в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

Слайд 17


С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти - 8 июля (по новому стилю) - с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

Таким был на Руси день Петра и Февронии - святых, которых очень почитали наши предки. Это и понятно: праведники дали людям новый, доселе неведомый идеал любви, основанной на родстве душ, взаимном уважении и многолетней привязанности...
Слайд 19

И как в старину, так и в наше время любой страждущий может обратиться к ним со своей молитвой, попросить помощи в любовных делах, благополучия и добра в семейной жизни. Если же отправиться в древний городок Муром да найти там Свято-Троицкий женский монастырь, в котором и ныне почивают мощи супругов, да загадать там сокровенное желание, оно непременно исполнится.

Во всяком случае, так утверждают знающие люди. Видимо, потому туда и сегодня неиссякаемым потоком люди приходят и приезжают издалека с глубокой верой в то, что Петр и Феврония заступятся за просящих перед Господом, помогут разрешить разногласия между влюбленными и супругами и вселят в их души покой и благодать...

По инициативе жителей Мурома в городе были восстановлены дореволюционные традиции празднования дня Петра и Февронии, которые затем поддержали и во многих других городах России. До революции в России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре, отмечался очень широко. Сегодня эта традиция возрождается.

Звучит песня о святых Петре и Февронии.

О счастье семейном молятся

По всей православной России

Муромским чудотворцам

Чтоб у Господа испросили.

Надежду, любовь и веру

И верность друг другу до гроба.

И за гробом тоже примером

Они нам сияют оба.

Жизнь во все времена похожа:

Те же требы у каждого века,

То же горе и счастье то же,

Искушенье у человека.

Чтобы тьма не закрыла солнце,

Чтоб не множилось беззаконие

За нас с вами усердно молятся

Петр и Феврония.


Слайд 23

Зажигая сегодня свечи,

И сердца любовью зажгите,

Чтобы были мы вместе вечно

Заступничества попросите.

И дарите ромашки любимым,

Знаком верности и чистоты.

Пусть станут навеки отныне

Русского поля цветы.
Слайд 24

Памятник Пётру и Февронии в городе Муроме.

Памятник Петру и Февронии в Архангельске. Памятник Петру и Февронии в Абакане. Памятник Петру и Февронии в Сочи.

Памятник Петру и Февронии в Ярославле.

3. Заключительная часть.

Детям дарятся иконки с изображением Петра и Февронии с пожеланиями счастья и понимания в семье родителей, в удачном и счастливом семейном будущем.


День семьи, любви и верности - именно так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака.

Что Бог сочетал, человек да не разлучает

Еще в прошлом году меня заинтересовала история Петра и Февронии, но блог написать я не успела. Со времен учебы в музыкальном училище и институте культуры, где большое внимание уделялось истории культуры, в том числе и живописи, и до сих пор мне очень нравятся картины, особенно, русских художников, например, Всеволода Иванова из серии "Ведическая Русь", и многое, что связано с Русью: ее история, фольклор, этнография... Во время подготовки блога, я нашла в интернете замечательные картины Петербургского художника Александра Простева из серии "Житие Петра и Февронии", которые гармонично вписались в моем блоге.


Юный князь Петр


Юная Феврония


Князь Петр


Святая Феврония

По легенде за несколько лет до княжения Петр заболел проказой. Во сне ему привиделось, что исцелить его может только дочь пасечника Феврония. Она вылечила Петра и попросила князя в качестве вознаграждения жениться на ней. Однако он не сдержал слова, поскольку Феврония была простолюдинкой, и болезнь вернулась снова. Тогда он все же женился на девушке, но унаследовав княжение после брата, столкнулся с сопротивлением бояр. Они не хотели княгиню-крестьянку и потребовали прогнать ее, либо покинуть Муром вместе с ней.



Сон князя Петра


Встреча Петра и Февронии


Обман князя Петра. Феврония уходит


Раскаяние князя Петра


Сон князя Петра


Прощение


Феврония невеста


Венчание князя Петра и Февронии


Единение душ


Зависть боярских жен


Нашептывание бояр

Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке. В городе же начались смута, борьба за престол и убийства. Бояре попросили князя и княгиню вернуться, они согласились, и в дальнейшем Феврония сумела заслужить любовь и уважение горожан.


Изгнание князя Петра и княгини Февронии


Княгиня Феврония утешает князя Петра


Возвращение в Муром

Петр и Феврония стали образцом супружеской любви и верности. Согласно преданию они жили долго и счастливо и умерли в один день – 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года. Их тела, положенные порознь, оказались в одном гробу, что сочли чудом. В ХVI веке Петр и Феврония были причислены к лику святых и с тех пор считаются православными покровителями семьи. Их мощи хранятся в Свято-Троицком храме в Муроме.


Святые супруги

Предлагаю вашему вниманию мультфильм "Сказание о Петре и Февронии" Студия ВГИК, Режиссер: Надежда Михайлова. Текст читает Глеб Дерябкин. Продолжительность - 13 мин. 2008 г. Посмотрите не пожалеете!

Сюжет основан на житие русских святых Петра и Февронии Муромских. Свет их любви и верности доходит до нас и поныне. Святые супруги прошли свой земной путь, никогда не разлучаясь, кротостью, терпением и мудростью преодолевая все трудные испытания, выпавшие на их долю.

Символом праздника является ромашка. На Руси многие века существовала традиция устраивать помолвку 8 июля. В современной России День семьи стал широко отмечаться совсем недавно, с 2008 года, но у него тоже уже появились свои обычаи: например, праздновать в этот день свадьбы.

Поздравляю всех с праздником семьи, любви и верности! Цените семью, любите и берегите самое святое, что есть в нашей жизни - своих близких!

Новые записи: (0)
(0)

Святые благоверные
князь ПЁТР и княгиня ФЕВРОНИЯ,
Муромские чудотворцы (†1227)

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) - русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии» . Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой - тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!" . Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.


Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети - устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом - смысл и назначение его.


Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года , каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.


Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской ("Малое Вознесение"), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник - День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля - день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка - как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. А минь.

Давным-давно, в 12 веке, городом Муромом правил благочестивый князь Павел. Однажды в его семье случилась беда: к его жене стал прилетать демон, как крылатый змей. Горестная женщина, уступившая вражеской силе, обо всем поведала мужу. Князь посоветовал жене выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостоту "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча".

Петр - младший брат князя Павла - тотчас решил убить злого змея, положившись на помощь Божию. На молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело Петра покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, нашел в одном из домов девушку, по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!"

Князя Петра, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. "Я хочу его вылечить, - ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на брак с простой девушкой. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпья, кроме одного.

Зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, мудрая девица назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня - образ крещения и очищения грехов (Еф. 5, 26), закваске же Сам Господь уподобил Царство Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13, 21). Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, поэтому она и велела ему оставить несмазанным один струп, как свидетельство греха.

Вскоре от этого струпа болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякую неправду пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, Петр предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, Феврония благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить мужа, провидя их судьбу. Ведь коли "для деревьев есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14, 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блаженные Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье, 25 июня 1228 года. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших. Тело блаженного Петра положили в соборной церкви Пречистой Богородицы, блаженную же Февронию - в загородном женском монастыре в Крестовоздвиженской церкви. На утро люди увидели, что их гробы пусты, а святые тела лежат в общем каменном гробе, стоявшем в соборной церкви. То же произошло и во второй раз. Увидев в этом волю Божию, святых похоронили вместе, по их завещанию. В настоящее время святые мощи Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

"Блаженные Давид и Евфросиния в жизни своей были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для Евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак." (Святитель Филарет). Издавна святым Петру и Февронии Муромским молились о даровании семейного счастья. День памяти святых - 8 июля - стал в нашей стране государственным праздником: днем семьи, любви и верности.

Использованы материалы книги: Православный календарь для семейного чтения. СПб, 1994.