Фонетические законы. §5

Фонетические законы (звуковые законы) - законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"иес"ти - в"иес"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"ием"ешку - фп"ьр"ием"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Λ т ор]) и перед частицей ([рос-л"и]; ср. [рΛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"êс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка с"ь], [казн"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ъез"-н"иево), [б"иес"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"êр], [д"в"êр|, [т"в"êр], [с"п"êт"], [с"-н"им], [ис"-пêч"], [рΛз"д"êт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"êн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мъллт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ж ат"], [рΛ ж ат"] (сжать, разжать); [ ш ыт"], [рΛ ш ыт"] (сшить, расшить); [ ш"от], [рΛ ш"от] (счет, расчет); [рΛзно ш"ик], [изво ш"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [биэс-ж аръ], [биэс-ш аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по ж"] (позже), (езжу); [во ж"и], [дрож"и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Λ ч"от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш"иесливы ], [г"иганск"и ], [ч"уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор"ит"] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кΛло н ы ] (колонна+н+ый); [Λде с ки ] (Одесса+ск+ий).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Современный русский литературный язык: термин и сущность

Современный русский литературный язык является высшей формой русского языка в этом сочетании современный литературный прежде всего требует.. основной признак литературного языка нормированность норма возникает в.. норма это социально обусловленная и общественно осознанная система правил наиболее устойчивый способ языкового..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Фонетика как наука о звуковой стороне языка. Основные аспекты изучения звука
Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos - "звуковой, голосовой

Реализация гласных в безударной позиции после твердых согласных
Если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своём пути никаких препятствий, то произносится гла´сный звук. Голосовые связки при этом напряжены и сдв

Реализация гласных в безударной позиции после мягких согласных
В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчётливое звучание (качество). Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неод

Слог как суперсегментная единица. Теории волны сонорности
Наименьшей суперсегментной является слог. Доказательство: просьба произнести слово более отчётливо, ясно приводит к его скандированию. Самое общее определение слога по отношению к русскому

Интонация как фразовая просодия
Слово «интонация» восходит к латинскому глаголу intono "громко произношу". Обычно оно означает совокупность просодических характеристик предложения: тона, длительности, громкости и так на

Позиция. Сильные и слабые позиции. Позиционные и непозиционные чередования звуков
Позиция в лингвистике - окружение единицы того или иного уровня языка, её положение относительно других единиц: субфонологическая - на уровне аллофонов фонологическая - условия

Фонема как дистинктивная единица языка
Фонемы - минимальные единицы языка, т.к. разделить их на последовательно произносимые в речевой цепи более мелкие единицы нельзя. Вместе с тем, фонема состоит из ряда признаков, не существующих вне

Система и состав согласных фонем с точки зрения МФШ и СПФШ
Четыре правила, выведенные Н. С. Трубецким для отличения фонем от вариантов фонем Если в том или ином языке два звука встречаются в одной и той же позиции и могут замещать друг друга, не м

Система и состав гласных фонем с точки зрения МФШ и СПФШ
(МФШ) Сигнификативно слабые позиции бывают двух типов: приводимые к сильным в тех же морфемах и не приводимые к ним. Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слов

Орфоэпия. Основные требования современной орфоэпической нормы
Орфоэпия - 1) "совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающая сохранение единообразия его звукового оформления" (Л.А. Вербицкая) и 2) наука о произносительных норм

Основные этапы орфоэпической кодификации
Основоположником первой русской филологической школы является Михаил Васильевич Ломоносов, который выдвинул критерий исторической целесообразности в упорядочении норм литературного языка. Он разгра

Старомосковская орфоэпическая норма сегодня
В пользу выбора в качестве всеобщего образца именно московского наречия говорила не только его столичность, но и промежуточное положение среди всех русских говоров. Будучи в основе северорусским -

Социофонетика
Социофонетика: 1) Направление, изучающее социально-фонетические связи и зависимости. 2) Раздел лингвистики, изучающий, насколько широко распространено то или иное произношение, ка

Звуковые законы

Каждый отдельный и "простой" звук человеческой речи, гласный или согласный, несмотря на кажущуюся простоту и неразложимость акустического впечатления представляет собой результат нескольких физиологических работ, совершаемых органами речи или одновременно, или на протяжении очень небольшого промежутка времени. Привычка к известному комплексу физиологических процессов или действий органов речи передается от одного поколения к другому, являясь иногда необыкновенно постоянной. Так, русские до сих пор произносят д + е в начале числительного десять, которое начиналось этими же звуками и в индоевроп. праязыке: индоевроп. dekm (греч. δέχα, дат. decem и т. д.). Такой консерватизм наблюдается, однако, не всегда. Путем более или менее постепенных и незаметных передвижений одни физиологические работы с течением времени переходят в другие; происходит то, что называется в языкознании звуковыми или фонетическими изменениями. Изменения эти могут происходить без всякого видимого основания (так назыв. спонтанеические изменения) или вызываются причинами, имеющимися налицо в данном слове (изменения комбинаторные, т. е. происходящие вследствие комбинации одного звука с другими звуками или другими фонетическими условиями: ударение, место в слове и т. д.). Звуковые изменения не имеют случайного характера и представляют известные правильные единообразия, которые принято называть З. законами. Понятие З. законов до сих пор, однако, еще мало выработано в науке (особенно на Западе). Несколько лет тому назад оно было предметом оживленной полемики между языковедами (преимущественно немецкими): одни (так называемые ново- или младограмматики) признавали существование строгих, не терпящих исключений З. законов, другие (ученые старой школы) отрицали его. Полемика эта не привела ни к какому окончательному результату вследствие недостаточно ясной и строгой формулировки того, что нужно понимать под термином "З. законы". Новограмматики не дали точной классификации различных звуковых изменений и этим дали в руки своих противников серьезное оружие, хотя правда была больше на их стороне. Даже у самого глубокого и вдумчивого теоретика новограмматической школы, Пауля, представление о З. законе крайне туманно и сбивчиво. Заслуга более глубокой разработки этого вопроса и более точной его формулировки принадлежит русским ученым: проф. Бодуэн де Куртенэ и его ученику Крушевскому (особенно последнему). Последний ученый (в своем "Очерке науки о языке", Казань, 1883) обращает особое внимание на ничтожные колебания или разницы физиологических работ при произнесении одного и того же звука в разное время. Эти ничтожные разницы, не отражаясь почти нисколько на акустическом результате, тем не менее, могут иметь очень важное значение, как зародыши будущих более значительных изменений. Именно ими могут объясняться такие непонятные "капризы" языка, когда один и тот же, по-видимому, звук при одинаковых условиях в разных языках изменяется различно. Так, напр., с между гласными в славянских языках изменяется в х, а в латинском и германских - в r : санскритск. snushâ = snusa, русск. сноха , латин. nurus, старонем. snura и т. п. Отсюда и то нередко наблюдаемое явление, что звуки одного и того же языка в известную эпоху изменяются так, а в другую - иначе. Так, в древнерусском языке звуки к, г, х непременно требовали за собою , a теперь после них возможно только и : Киев и т. д. В связи с этими обстоятельствами находится различение двух родов фонетических отношений: 1) З. закон еще действует и потому имеет общее значение, не допускает исключений. З. изменение захватывает все без изъятия одинаковые звуки, находящиеся в известных условиях (изменение комбинаторное), или оставляет их нетронутыми, также при известных условиях (при изменении спонтанеическом). Так как в прочих условиях звук остается неизмененным (при комбинаторных изменениях) или изменяется (при изменении спонтанеическом), то в родственных формах известного слова возникают чередования звуков, которые принято называть отношениями дивергенции (см.). 2) З. закон действовал прежде и имел тогда характер всеобщий, не допускавший исключений. Когда З. процесс закончился (какой бы то ни был - спонтанеический или комбинаторный), результаты его - видоизменившиеся комплексы физиологических работ или изменившиеся звуки - продолжают существовать в языке рядом с такими случаями, в которых благодаря особым условиям прежние звуки сохранились нетронутыми. Взаимная необходимая связь между ними, коренившаяся в зависимости их от тех или других фонетических условий, вызывавших когда-то изменение, нарушена. Одни звуки продолжают существовать рядом с другими, ничем уже не обусловливаясь и находясь в отношении "корреляции" (см.); в силу этого они легко могут быть устранены влиянием различных факторов. имеющих в данное время силу в языке. Такое устранение является так назыв. "исключением". Так, старослав. предложный пад. ед. ч. от слова звучал , потому что в истории праславянского языка была эпоха, когда всякое к перед е , развившимся из индоевропейского дифтонга oi или ai , должно было измениться в . Закон этот со временем перестал действовать, в силу чего предложный падеж *волце, некогда существовавший и в русском языке, уподобился тем падежам, где к оставалось и не переходило в ц (напр. в родит. волка, дател. волку и т. д.). В результате такого уподобления явилась форма волке вместо волце, которая обязана своим происхождением вовсе не фонетическим процессам (ц в к не переходит никогда), а чисто психической бессознательной подстановке (или перенесению) одного звука на место другого. Новограмматики не различали строго этих двух совершенно различных категорий фонетических отношений, вследствие чего и не могли точно определить, почему в известных случаях исключения возможны, а в других - нет.

Литература: Крушевский, "К вопросу о гуне" (Варшава, 1881); его же, "Ueber die Lautabwechslung" (Казань, 1881); его же, "Очерк науки о языке" (Казань, 1883); Бодуэн де Куртенэ, "Отрывки из лекций по фонетике и морфологии русского яз." (Воронеж, 1882); его же, "Некоторые отделы сравнит. грамматики слав. языков" (отд. отт. из "Русск. филол. вестника", т. V, 1881): его же, "Próba teorji alternacyi fonetycznych. Część I. Ogólna" (Краков, 1894); Paul, "Principien der Sprachgeschichte" (2 изд. 1886, гл. III); Delbrück, "Einleitung in das Sprachstudium" (2 изд. 1886, 3 изд. 1893, гл. VI); Curtius, "Bemerkungen über die Tragweite der Lautgesetze" (Лпц., 1871); его же "Zur Kritik der neuesten Sprachforschung" (ibid. 1885); Brugmann, "Zum heutigen Stand der Sprachwissenschaft" (Страсбург, 1885); Delbrück, "Die neueste Sprachforschung" (Лпц., 1885); Schuchardt, "Ueber die Lautgesetze" (Берл., 1885); Masing, "Lautgesetz und Analogie in der Methode der vergl. Sprachwissenschaft" (СПб., 1883); Ascoll, "Sprachwissenschaftliche Briefe" (Лпц., 1887, письмо III).

С. Булич.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Звуковые законы" в других словарях:

    Закономерности условий, времени и распространенности того или иного фонетического изменения или группы однородных фонетических изменений в языке или группе языков (диалектов). Звуковые законы основа для установления родства языков … Большой Энциклопедический словарь

    ЗВУКОВЫЕ ЗАКОНЫ, закономерности условий, времени и распространенности того или иного фонетического изменения или группы однородных фонетических изменений в языке или группе языков (диалектов). Звуковые законы основа для установления родства… … Энциклопедический словарь

    В языкознании, регулярные изменения, происходящие в ходе развития языка в его звуковом составе (ср. исчезновение гласных «ъ» и «ь» в русском языке) или в звуковом составе слов (ср. замену «е» на «о» в русском языке; например, современного …

    Звуковые законы - Звуковые законы см. Фонетические законы …

    Волны, составляющие последовательные сгущения и разрежениясреды, встречая на пути своего распространения другую среду, частью отее отражаются, частью же входят в нее, преломляются в ней (т. е.изменяют направление распространения). Эхо и резонанс… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Martial Law II: Undercover … Википедия

    Фонетические законы - (звуковые законы) законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний. Законы функционирования звуковой материи языка… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Фонетические Законы - (звуковые законы) 1) одно из осн. теоретич. понятий младограмматизма, позволяющее рассматривать звуковые изменения как регулярные и не имеющие исключений; 2) применительно к конкретному язык. мат лу регулярное звук. соответствие между родств. яз … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (звуковые законы), законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением звуковых единиц, их чередованием и сочетанием. Фонетические законы формируют исторически… … Энциклопедический словарь

    Лингвистика, языковедение, наука о Языке. Объектом Я. является строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всём объёме его свойств и функций. Однако в качестве непосредственного предмета Я. в разные эпохи выдвигались … Большая советская энциклопедия

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пЛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"иес"ти - в"иес"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"ием"ешку - фп"ьр"ием"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Лтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пЛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кЛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Л т ор]) и перед частицей ([рос-л"и]; ср. [рЛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"кс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка с"ь], [казн"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ъез"-н"иево), [б"иес"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"кр], [д"в"кр|, [т"в"кр], [с"п"кт"], [с"-н"им], [ис"-пкч"], [рЛз"д"кт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"кн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прЛс"ит"] - [проз"бъ], [мъллт"ит"] - [мълЛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зЛпол"ныj] (поле, запольный).

Фонетические процессы – это изменения звуков, происходящие во времени. Эти изменения могут быть двух видов – комбинаторные и позиционные. Комбинаторные – это фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций звуков в потоке речи. Звуки могут находиться в непосредственном соседстве друг с другом. Например: отдых [о´дых] под воздействием [д] изменяется соседний [т], в слове сшить [шыт´] звук [ш] оказывает воздействие на соседний [c].

Воздействовать друг на друга могут звуки, которые находятся на расстоянии друг от друга. Например, в просторечном произношении колидор происходит расподобление двух звуков [р], расположенных на расстоянии друг от друга.

Позиционные изменения – это изменения звуков, обусловленных их позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий. Например, позицией в конце слова или под ударением.

К комбинаторным изменениям относятся: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, гаплология, фузия, метатеза. К позиционным относятся редукция гласных и оглушение согласных в конце слова.

Редукция гласных (от латинского reductio – сокращение, уменьшение) – это изменение звуковых характеристик гласных, вызванное сокращением длительности гласных и ослаблением напряженности. Различают качественную и количественную редукции. Количественная редукция – это уменьшение длительности звука, вызванное его безударностью. Количественной редукции подвергается [у] в безударном положении.

Качественная редукция – это редукция, связанная с изменением артикуляционных характеристик гласного в связи с сокращением его длительности. Качественной редукции подвергаются все гласные, кроме [у], в безударном положении. Говорят, что редуцированные гласные – это звуки с недовыполненной артикуляцией. Например, при произношении гласного [а] в безударном положении язык не достигает максимально низкого положения, свойственного этому звуку под ударением. Иногда редукция может привести к полному исчезновению звука, как в словах проволока [про´вълкъ], сутолока [су´тълкъ]. Примеры качественной редукции гласных: перевоз [п´ьр´и э вос], барабан [бър^бан], параплан [пър^план].



К позиционным изменениям согласных относится оглушение в конце слова. Вместо звонких согласных выступают их глухие пары: бровь [ф´´], глаз [c], рожь [ш], пруд [т]. В конце слова оглушаются и сонорные: они звучат более приглушенно: корабль [л´], Петр [р], театр [р].

К комбинаторным изменениям в области согласных относится прежде всего ассимиляция (от латинского assimilatio – ‘уподобление’) – это уподобление, полное или частичное, звуков друг другу в пределах слова или словосочетания. Ассимиляция происходит между звуками одного типа – гласными или согласными. Различаются ассимиляцию по звонкости-глухости, твердости-мягкости, по месту образования. Суть этого процесса проследим на примерах.

1) ассимиляция по звонкости-глухости: книжка [кн´и´шкъ], просьба [про´з´бъ].

2) ассимиляция по твердости-мягкости: снег [с´н´эк], честь [чэс´т´].

3) ассимиляция по месту образования: сжить [жыт´], высший [вышыj].

Диссимиляция (от латинского dissimilation ‘расподобление’) – это расподобление звуков, а именно: звуки, совпадающие по каким-либо признакам, начинают различаться по этим признакам. Например, во многих говорах взрывной [к] перед взрывными [п], [т], [к] изменился в щелевой [х]: кто [хто], мягкий [м´ахк´иj], легкий [л´охк´иj]. Диссимиляция происходит в слове что , на месте двух смычных [ч] и [т] произносится сочетание щелевого и смычного [шт]. Диссимиляцией объясняется произношение сочетания [шн] на месте сочетания двух смычных [чн] в словах конечно, скучно, скворечник, яичница. Хотя во многих словах наблюдается тенденция произносить сочетание двух смычных без изменения. Диссимиляцией вызвано просторечное произношение в словах ас[в]альт, бо[н]ба, тра[н]вай.

Диереза – это выпадение звуков. Так, перестали произноситься зубные [т] и [д] в целом ряде сочетаний [стн], [здн], [стс], [стц], [здц], [нтц], [ндц] честный, грустный, поздниц, альпинистский, шотландцы, сердце, праздничный.

Противоположный ему процесс называется эпентеза – это вставка звуков. Вставляться могут гласные между двумя согласными. Так, современные слова огонь и уголь возникли из древнерусских ОГНЬ, УГЛЬ. В просторечном произношении могут вставляться согласные [j], [в] между гласными. Например, скорпиен, шпиен, Ларивон, радиво, какаво.

Протеза – это появление звука в начале слова. Протетическим является [в] в слове восемь . Достаточно сравнить это слово с однокоренными словами осьмушка, осьмины, осьмнадцать . В диалектах протетическим является [в] в словах вутка, вострый . Протетическим может быть гласный звук. Так, в диалектном произношении аржаной, альняной звук [а] является протетическим.

Метатеза – это перестановка звуков. В результате метатезы появились такие слова, как ладонь , которое восходит к древнерусскому ДОЛОНЬ и однокоренному старославянскому ДЛАНЬ. В результате метатезы возникло слово ведьмедь, распространенное в диалектах. Сравните с литературным медведь .

Гаплология (от греческого χάπλος – ‘простой’ и λογος – ‘слово’) – это упрощение слоговой структуры слова за счет утраты одного из двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов. Так, слово минералогия возникло из слова минералология после выпадения одного из слогов ло. Слово знаменосец возникло из слова знаменоносец , когда был утрачен один из слогов но . В результате гаплологии возникло слова трагикомедия ← трагикокомедия, лермонтовед ← лермонтововед .

Фузия (от латинского fusio - ‘сплавление’) – это фонетически обусловленное проникновение контактирующих морфем, при котором затруднительным становится проведение границ между аффиксами. Фузия происходит на стыке двух морфем, например на стыке окончания глагола и постфикса –ся дерется [д и э роцъ]. В транскрипции выделение морфем затруднительно. Произношение звука [ц] на месте сочетания [тс] на стыке морфем возникает в результате фузии.

Аккомодация (от латинского accomodatio – ‘приспособление’) – это процесс приспособления артикуляции согласного звука к артикуляции гласного и наоборот. Аккомодация происходит между звуками разных типов. Результатом аккомодации является, например, огубление согласных перед огубленными гласными [р°ука¢].

В результате аккомодации звук [и] переходит в [ы] после твердых согласных игра – розыгрыш, идейный – безыдейный, искровый – безыскровый, Ира – к Ире [кырь].

Результатом аккомодации является приспособление артикуляции гласных, кроме [и], к артикуляции мягкий согласных в позиции под ударением. Под влиянием мягких согласных у гласных появляется i-образный призвук, то есть они становятся несколько продвинутыми вперед. более передними по ряду. В транскрипции аккомодация гласных под влиянием мягких согласных обозначается следующим образом: мал [мал], мял [м¢·ал], мать [ма·т¢], мять [м·а·т¢]. Гласные между двумя мягкими согласными становятся более узкими, напряженными, закрытыми.

Позиционные и комбинаторные изменения звуков ведут к возникновению чередования.

Твердость – мягкость.

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается. По месту образования все согласные делятся на губные и язычные. Губные согласные – это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами, либо губами и языком. Если активным органом является нижняя губа, а пассивным – верхняя, то такие согласные называются губно-губными . К ним относятся: [б]/[б´], [п]/[п´], [м]/[м´]. Губно-зубными называются согласные, у которых преграда создается нижней губой (активный орган) и верхними зубами (пассивный орган). К ним относятся: [в]/[в´], [ф]/[ф´].

В язычных согласных активным действующим органом является язык. Он может артикулировать к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зубов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные.

К заднеязычным относятся звуки: [г]/[г´], [к]/[к´], [х]/[х´]. К среднеязычным – [j]. К переднеязычным - [т]/[т´], [д]/[д´], [с]/[с´], [з]/[з´], [н]/[н´], [л]/[л´], [ц]. В этом случае активным органом является язык, а пассивным – верхние зубы. К переднеязычным-альвеолярным, у которых активный орган – язык, а пассивный – альвеолы, относятся: [р]/[р´], [ш]/[ш´], [ж]/[ж´], [ч].

Способ образования – это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления. Препятствие бывает трех родов: (1) узкая щель между сближенными органами речи, (2) полное смыкание органов речи, (3) дрожащий в потоке речи активный орган. Поэтому все согласные по способу образования делятся на щелевые (или фрикативные, их латинский аналог), смычные и дрожащие.

Щелевые образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных органов речи, образующих щель. Различают щелевые серединные и щелевые боковые. При артикуляции щелевых боковых воздух протекает по бокам ротовой полости, между боковыми частями языка. Так образуются согласные [л]/[л´]. К щелевым серединным относятся: [в]/[в´], [ф]/[ф´], [с]/[с´], [з]/[з´], [ш]/[ш´], [ж]/[ж´], [х]/[х´], [γ]/[γ´], [j].

При образовании смычных согласных течение воздушной струи по ротовой полости преграждает смычка. Есть момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки различают носовые, взрывные, аффрикаты и имплозивные согласные.

Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием небной занавески, в результате чего воздух свободно проходит через носовую полость. Так образуются согласные [н]/[н´], [м]/[м´].

При образовании взрывных согласных сначала происходит полная задержка воздушной струи, а потом полное размыкание органов речи и прорыв воздушной струи с характерным шумом К взрывным относятся: [п]/[п´], [б]/[б´], [д]/[д´], [т]/[т´], [к]/[к´], [г]/[г´].

Аффрикаты , как и взрывные, вначале образуются при полном смыкании органов речи, однако на последней фазе органы речи не резко размыкаются, а образуют щель для выхода воздуха. Их еще называют смычно-щелевыми. К ним относятся [ч] и [ц]. Иногда в транскрипции они имеют иное обозначение, которое иллюстрирует их смычно-щелевой характер – [ч] как [т´ш´], а [ц] как [тс]. Следует помнить, что это один неоднородный звук, а не два разных звука. Сравните: произношение слов отсыпать и отцепить [^цып´ит´]\[^тсыпът´].

Некоторые ученые среди смычных согласных выделяют так называемые имплозивные . Они содержат только одну фазу смычки, у них нет второй фазы – размыкания, как у взрывных или аффрикат. Имплозивные выступают на месте взрывных перед взрывными или аффрикатами. Например: отца [^тца´] имплозивным является согласный [т], так как содержит только фазу смычки.

Дрожащие (иначе вибранты) образуются путем вибрации (дрожания) кончика языка в выходящей струе воздуха. При этом происходит смыкание и размыкание кончика языка с альвеолами. Дрожащие несколько отличаются от смычных тем, что у последних смыкание активного и пассивного органов более длительное и плотное. К дрожащим относятся звуки [р], [р´].

По уровню шума согласные делятся на сонорные и шумные. К сонорным относятся [м], [м´], [л], [л´], [р], [р´], [н], [н´], [j]. Сонорные образуются при помощи голоса и незначительного шума, что с акустической точки зрения приближает их к гласным. Все остальные согласные относятся к шумным. Они образуются либо при помощи только шума [п], [п´], [т], [т´], [с], [с´], [к], [к´], [ф], [ф´]…, либо при помощи голоса и шума [б], [б´], [в], [в´], [д], [д´], [з], [з´]… В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных, все шумные делятся на звонкие и глухие. В образовании глухих согласных участвует только шум. К ним относятся: [к], [к´], [п], [п´], [с], [с´], [т], [т´],[ф], [ф´], [х], [х´], [ш], [ч], [ц], [ш´]. При образовании звонких шум преобладает над голосом. К ним относятся: [б], [б´], [в], [в´], [д], [д´], [з], [з´], [г], [г´], [ж]. Итак, схематично деление согласных по уровню голоса и шума можно представить так:

По звонкости-глухости согласные образуют пары: [б - п], [б´ - п´], [в -ф], [в´ - ф´], [г - к], [г´ - к´].[д - т], [д´ - т´], [з - с], [з´ - с´], [ж - ш].

Согласные [ч] и [ц] тоже имеют звонкие пары. Они возникают на месте этих звуков перед звонкими согласными. [ц] имеет пару [дз], а [ч] имеет пару [дж´]. Сравните: отец бы [^т´эдзбъ], дочь бы [до´дж´бъ]. Звук [γ] является звонким парным к согласному [х] в словах бухгалтер, оглох бы [^глоγбъ].

Сонорные согласные также имеют глухие пары, выступающие в конце слова после глухого согласного , , .

На твердые и мягкие все согласные делятся в зависимости от того, происходит ли наложение дополнительной (йотовой) артикуляции на основную. Мягкие (или палатализованные) согласные образуются, если происходит дополнительный подъем средней части спинки языка к мягкому небу. Этот процесс иначе называется палатализацией (от латинского palatum - небо). Звук [j] единственный в русском языке согласный, у которого подъем языка к небу является не дополнительной, а основной артикуляцией, поэтому его называют палатальным.

По твердости-мягкости согласные образуют пары. Например: [б -б´], [в - в´], [д - д´] … Обратим внимание на то. что мягкий [ж´] произносится в словах вожжи, дрожжи, визжать. Этот звук всегда долгий. Однако в данных словах допустимо произношение и твердого [ж].

В соответствии с 5 классификационными признаками составлена таблица классификации согласных звуков.

Классификация гласных звуков строится с учетом 3 основных признаков: (1) степень подъема языка, то есть степень его вертикального смещения, (2) ряд – степень продвинутости языка вперед или назад, (3) лабиализация – положение губ.

По степени подъема различают гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; среднего подъема [э], [о]; нижнего подъема [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Верхняя и нижняя челюсть максимально сближены, создавая узкий раствор рта. Иначе гласные верхнего подъема называют узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть опущена в крайнее нижнее положение. Создается широкий раствор рта. Такие гласные называются широкими.

По ряду гласные делятся на 3 группы. Основанием для классификации гласных по ряду является горизонтальное положение языка передней или задней части ротовой полости. Различают гласные переднего ряда [и], [э], при их артикуляции язык продвигается вперед; гласные среднего ряда – [ы], [а], при образовании которых язык вытянут вдоль полости рта; гласные заднего ряда – [у], [о], при их образовании язык перемещается назад, а задняя часть языка поднимается к задней части неба.

По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные). Термины образованы от латинского слова labium – губа. При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть разной. Лабиализованными являются гласные [у], [о]. Причем у гласного [у] степень лабиализации больше. Все остальные русские гласные являются нелабиализованными.

Простейшая таблица классификации русских гласных такова:

Передний ряд Средний ряд Задний ряд
Верхний подъем И Ы У
Средний подъем Э О
Нижний подъем А

Эта таблица получила название «треугольника Щербы», так как сама классификация была разработана Л.В.Щербой.

Но деление на три ряда и три подъема не отображает всего богатства русских гласных звуков. Многие фонетисты предлагали выделять семь степеней подъема, что позволяет детализировать классификацию русских гласных. Например:

Передний ряд Средний ряд Средне-задний ряд Задний ряд
Верхний подъем И Ы У
Верхне-средний подъем И э, Ь Ы э
Средний подъем Э Ъ О
Средне-нижний подъем ^
Нижний подъем А

Итак, мы подошли к основному этапу изучения гласных звуков русского языка. При фонетическом разборе слова, транскрибировании и произнесении слова, необходимо руководствоваться следующим перечнем фонетических законов:

Редукция (укорочение) - ослабление звучания гласных в безударном положении. Она бывает двух видов: количественная для [и - ы - у] и количественнокачественная для [э - о - а].

Закон редукции:

а) Количественная редукция - основное качество звука остается, не изменяется. Пример: [в Тулу]. [У] во всех позициях хорошо, отчетливо слышим. Это самый устойчивый звук.

б) Количественно-качественная редукция - количественные изменения переходят в качественные; звуки при этом изменяются. Пример: заударная позиция звука [а]. С законом количественно-качественной редукции связан закон мены.

2. Мена (изменение) - это закономерная замена одного звука другим в определенных фонетических условиях. Она так же бывает двух видов: перекрещивающаяся и параллельная.

Закон мены:

а) Перекрещивающаяся мена - это замена одного звука другим при сопутствующих фонетических условиях, т.е. при отношении безударных гласных к ударным. Гласные [а - о - э] после твердых согласных + ж, ш, ц имеют следующие конфигурации: [а] в первой предударной позиции [ъ] и второй предударной [Л], в ударной [а], в заударной [ъ]; то же самое мы можем наблюдать и со звуком [о], где только в ударной позиции будет наблюдаться четкий звук [о]; [э] в первой предударной позиции будет иметь диспозицию [ыэ], в ударной [э]. Заударная позиция у данного звука практически отсутствует. Пример: м[а]м[ъ]. Звук [ъ] при этом называется ер, а звук [Л] - кватеральный.

Гласные [а - о - э] после мягких согласных + ч, щ, й имеют следующие конфигурации: [’а], [’о], [э] в первой предударной позиции [’иэ] и второй предударной [’ь], в ударной [’а], [’о], [’э], в заударной [’ь]. Пример: р[’иэ] д[’о]к; р[’ъ]д[л]в[’о]й. Звук [ь] - при этом называется ерь.

Самые устойчивые звуки при этом [ы, у]. Возвращаясь к выше сказанному, необходимо добавить, что обычно заударный звук подвергается редукции, т.е.

Ослаблению. Перекрещивающаяся мена может дать омофоны - одинаковое звучание слов.

(рисунок №3). Звуковой ряд гласных при перекрещивающейся мене.

б) Параллельная мена (аккомодация) - это закономерная замена одного звука другим под ударением в зависимости от окружения гласных твердыми или мягкими согласными. Звуки при аккомодации приспосабливаются друг к другу. При этом основной вид гласного не изменяется, но характер изменения у всех гласных будет одинаковый.

В качестве наглядного пособия возьмем следующий пример: пусть а - любой гласный, тогда t - любой согласный.

произнесении данного звука. Обычно оно изображается на письме в виде «домика» (л) над звуком. Точка (") обозначает и-образный приступ и/или отступ (экскурсия и/или рекурсия).

Вывод: перекрещивающаяся мена влияет на смысл различения (могут появиться омофоны - одинаково звучащие слова) и обеспечивает нормативное произношение.

Параллельная мена не влияет на смысл различения, но обеспечивает нормативность произношения, т.е. адекватность говорения-слушания.

(рисунок №4). Звуковой ряд гласных при параллельной мене.

В конце хочется добавить, что в речи существуют идеальные звуки - это звуки переднего и среднего рядов, нижнего подъема языка и широкие по степени раскрытия ротовой полости, а также все звуки с и-образным приступом.

° Контрольные вопросы!

1. Расскажите, что такое редукция? Каких видов она бывает?

2. В чем заключается закон редукции?

3. Расскажите, что такое мена? Каких видов она бывает?

4. В чем суть закона мены?

5. Что такое омофоны?

6. Изобразите звуковой ряд гласных при перекрещивающейся мене. Объясните схему.

7. Изобразите звуковой ряд гласных для параллельной мены. Объясните схему.

8. Какие звуковые позиции в словах обычно встречаются?

9. Что такое рекурсия и экскурсия?