Названия арабских цифр. Почему мы используем арабские цифры

Вконтакте

Мы все привыкли к тому, что в школе детям рассказывают про то, как появились современные цифры. Что, дескать, это набор самостоятельных знаков, которые пришли к нам от арабов, а те, дескать, не пользуются ими, т.к. предпочли индийское цифровое наследие. Кто же будет проверять аксиому? Земля вертится вокруг Солнца, цифры - арабские, точка... ...нет, давайте всё-таки проверим!

Как изображали числа в древности

Как будем проверять? А давайте посмотрим, как в старину (глубокую, очень глубокую) записывали числа. Давайте откроем старые тексты, где, по идее, должны быть цифры. Где будем смотреть? А давайте в старых библейских и коранических рукописях и для для интереса на древнеславянском, арабском и древнееврейском. Удивительно, везде цифры изображаются первыми девятью буквами соответствующих алфавитов. Интересно, а какой самый древний алфавит? . А кто правопреемник? . А какой язык был беспрерывным с тех пор? . А давайте сравним каждую из девяти современных цифр с первыми девятью буквами финикийского, древнееврейского и (для чистоты эксперимента) арабского алфавитов.

Сравнение семитских букв и современных цифр

1 соответствует первой букве алфавитов:

  • финикийского -
  • древнееврейского - א или прописной -
  • арабского- или

Что мы видим? Вертикальная часть финикийской буквы в древнееврейском алфавите наклонилась влево (в прописи в древнееврейском вправо). Горизонтальная обвеска видоизменилась: превратилась в опору слева и приподнялась справа, а в прописи превратилась в скобку справа от вертикальной черты. В арабском алфавите наклон влево стал меньше, почти невидим, а обвеска ушла в хамзу , которая ставится сверху или (реже) снизу алифа. Во всех трёх случаях ясно прослеживается единица: вертикальная черта и, как правило, клювик (обвеска) слева. Современный клювик может быть в написании длиннее (англо-американское написание) или короче (например, русское написание) или вообще отсутствовать. Вывод: цифра 1 - видоизмененная семитская (финикийская, древнееврейская, арабская) буква алеф. 2 соответствует второй букве (ба) алфавитов:

  • финикийского -
  • древнееврейского - ב или прописной -
  • арабского -

Что мы видим? Образование в финикийском, эволюцию в древнееврейском и закат (опрокидывание) в арабском алфавитах верхней части буквы, похожей на верхнюю часть цифры 2. Основание букв зеркально перевернулось, что бывает при переходе от письма справа-налево к письму слева-направо. Вывод: цифра 2 - видоизмененная семитская (прежде всего, финикийская и древнееврейская) буква бет. 3 соответствует третьей букве (джим) алфавитов:

  • финикийского -
  • арабского -

Что мы видим? В финикийской букве начинает формироваться верхняя часть тройки, в древнееврейской формируется средняя часть, а в арабской, с учетом зеркальности - нижняя часть. Вывод: цифра 3 - видоизмененная семитская (финикийская, древнееврейская и арабская) буква гимель (джим). 4 соответствует четвертой букве (даль) алфавитов:

  • финикийского -
  • древнееврейского - или прописной -
  • арабского -

Что мы видим? Нижний сторона треугольника финикийской буквы приподнимается в древнееврейской букве и почти сливается с верхней, создавая утолщение или выступ. Вертикальная сторона остается на месте. Особенно похожа на четверку прописная древнееврейская буква, если посмотреть на ее зеркальное отражение. Промежуточная стадия, которая, возможно, была в какой-то период - вылитая четверка. Арабская буква, сглаженное написание древнееврейской, вряд ли серьёзно повлияла на написание четверки. Вывод: цифра 4 - видоизмененная семитская (прежде всего финикийская и древнееврейская) буква далет. 5 соответствует пятой букве (ха) алфавитов:

  • финикийского -
  • древнееврейского - ה или прописной -
  • арабского -

Что мы видим? Если перевернуть финикийскую и древнееврейскую буквы зеркально, сверху образуется козырек пятерки, а средняя и нижняя часть переходят в закругление, которое закрепляется в арабской букве. Вывод: цифра 5 - видоизмененная семитская (финикийская, древнееврейская и арабская) буква хей. 6 соответствует шестой букве (уа) алфавитов:

  • финикийского -
  • древнееврейского - ו
  • арабского -

Что мы видим? В финикийском один из козырьков уходит, а вертикальная черта выгибается, в древнееврейском вертикальная черта выгибается, буква зеркально переворачивается. В арабском аналогично. Вывод: цифра 6 - видоизмененная семитская (финикийская, древнееврейская и арабская) буква вав. 7 соответствует седьмой букве (зай) алфавитов:

  • финикийского -
  • древнееврейского -
  • арабского -

Что мы видим? Основание финикийской буквы пропадает, козырек сдвигается влево. В результате, чем не семёрка? Вывод: цифра 7 - видоизмененная семитская (финикийская, древнееврейская и арабская) буква зайн (зай). 8 соответствует восьмой букве (ха) алфавитов:

  • финикийского -
  • арабского -

Что мы видим? Финикийская буква очень похожа, древнееврейская потеряла основание, а арабская - макушку. Вывод: цифра 8 - видоизмененная семитская (финикийская, древнееврейская и арабская) буква хет (ха). 9 соответствует восьмой букве (та) алфавитов:

  • финикийского -
  • древнееврейского - и прописной -
  • арабского - или

Что мы видим? Финикийская буква включает в своем образе девятку. Далее все упрощается в древнееврейской букве, в которой, если её повернуть слегка против часовой стрелки, видна девятка. В арабской букве при аналогичном условии девятка тоже видна. Вывод: цифра 9 - видоизмененная семитская (финикийская, древнееврейская и арабская) буква тет (та).

Общий вывод

  1. Цифры не являются уникальными знаками.
  2. Они пришли с Ближнего Востока из семитских языков и происходят из первых девяти букв основных алфавитов: финикийского, древнееврейского и арабского.
  3. Мне кажется, было бы правильно называть их финикийскими цифрами.

Вместо заключения

Проведена серьёзная работа, сделано большое дело, как говорила моя бабушка. Среди битловских песен она, кстати, любила песенку "All together now", в которой как нельзя лучше поется про тему сегодняшнего исследования. Слушаем и смотрим.

Фотогалерея

«Арабские цифры» - статья Википедии

Надо относиться с критикой!

«Арабские цифры - традиционное название набора из десяти знаков: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; ныне использующегося в большинстве стран для записи чисел в десятичной системе счисления.

Индийские цифры возникли в Индии не позднее V в. Тогда же было открыто и формализовано понятие нуля (шунья), которое позволило перейти к позиционной записи чисел.

Арабские и индо-арабские цифры являются видоизменёнными начертаниями индийских цифр, приспособленными к арабскому письму.

Индийскую систему записи широко популяризировал учёный ал-Хорезми, автор знаменитой работы «Китаб аль-джебр ва-ль-мукабала», от названия которой произошёл термин «алгебра». Ал-Хорезми написал книгу «Об индийском счёте», способствовавшую популяризации десятичной позиционной системы записи чисел во всём Халифате, вплоть до Мусульманской Испании. Вигиланский кодекс содержит первое упоминание и изображение арабских цифр (кроме нуля) в Западной Европе. Они появились через мавров в Испании около 900 г.

Арабские цифры стали известны европейцам в X в. Благодаря тесным связям христианской Барселоны (Барселонское графство) и мусульманской Кóрдовы (Кордовский халифат), Сильвестр II (папа римский с 999 по 1003 гг.) имел возможность доступа к научной информации, которой не имел никто в тогдашней Европе. В частности, он одним из первых среди европейцев познакомился с арабскими цифрами, понял удобство их употребления по сравнению с римскими цифрами и начал пропагандировать их внедрение в европейскую науку. В XII в. книга Ал-Хорезми «Об индийском счёте» была переведена на латинский язык и сыграла очень большую роль в развитии европейской арифметики и внедрении индо-арабских цифр».

Общеупотребительные ныне знаки чисел, заменившие в XI в. римские цифры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРАБСКИЕ ЦИФРЫ вошедшие во всеобщее употребление числовые знаки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8, 9 и 0.… … Словарь иностранных слов русского языка

Арабские цифры - Арабские цифры. АРАБСКИЕ ЦИФРЫ, знаки для обозначения числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Прообразы арабских цифр появились не позднее 5 века в Индии. Удобство записи чисел при помощи арабских цифр в десятичной системе счисления обусловило их… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

арабские цифры - (Arabic numerals) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0. Заимствованы европейцами в XIII в. у арабов, которые сами заимствовали их ранее у индийцев. Поэтому иногда эти цифры наз. индо арабскими (Hindu Arabic numerals). Получили широкое распространение со… … Шрифтовая терминология

Арабские цифры - совр. знаки для обозначения чисел (количественных числительных), номеров, а с присоединением (наращением) падежного окончания и порядковых числительных. А. ц. перенесены в Европу арабами в XIII в. и широко распространились в ней во 2 й половине… … Издательский словарь-справочник

См. Цифры … Большой Энциклопедический словарь

АРАБСКИЕ ЦИФРЫ, знаки для обозначения числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Прообразы арабских цифр появились не позднее 5 века в Индии. Удобство записи чисел при помощи арабских цифр в десятичной системе счисления обусловило их распространение в… … Современная энциклопедия

АРАБСКИЕ ЦИФРЫ, принятый повсеместно набор цифр от 0 до 9. Строго говоря, эта система является индийской. см. ЧИСЛО … Научно-технический энциклопедический словарь

АРАБСКИЕ ЦИФРЫ - название следующих десяти математических знаков: 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. По десятичной системе счисления с помощью А. ц. можно записать любое сколь угодно малое или сколь угодно большое число … Большая политехническая энциклопедия

См. Цифры. * * * АРАБСКИЕ ЦИФРЫ АРАБСКИЕ ЦИФРЫ, см. Цифры (см. ЦИФРЫ) … Энциклопедический словарь

Арабские цифры - Перенесены в Европу арабами в XIII в. Получили широкое распространение со второй половины XV в. По начертанию разделяются на Oldstyle и Lining. Oldstyle – цифры старого начертания, имеющие верхние и нижние выносные элементы. Используются при… … Краткий толковый словарь по полиграфии

Книги

  • Три дня в Карликании , Левшин В.. Захватывающая приключенческая повесть и одновременно учебник по математике… Думаете, такого не может быть? Тогда откройте книгу "Три дня в Карликании", и вы перенесётесь в весёлую страну…
  • Азбука гражданская с нравоучениями, правлена рукою Петра Великого , . Одной из самых важных забот Петра I было развитие науки и образования, изменение психологии, быта и нравов русских людей. Реформа шрифта явилась важнейшим этапом в развитии русской культуры.…

Известные как «арабские», являются видоизменёнными начертаниями индийских цифр и были введены Аль-Хауаризмий. Существует два набора цифр на основе индийских знаков. Один из них использовался в восточной части мусульманского мира и известен как «индо-арабские цифры», или просто «индийские цифры». Другой («губбария») получил распространение в западной части мусульманского мира, откуда попал в Европу и стал известен как «арабские цифры», постепенно приняв современный вид.

Западно-арабские цифры назывались «губбария», так как арабы при вычислениях пользовались счетной доской, покрытой пылью (по-арабски «губар» — «пыль»). Люди писали пальцем или каким-либо предметом на поверхности с тонким слоем пыли или на песке, после чего стирали.


Цифра «нуль» вначале была не овальной, а круглой. Круг был выбран для преобразовал индийские обозначения нуля, так как в нем нет углов (количество углов равно нулю).

Нуль индийцы называли «сунья» «пустое». Арабы же переводили его словом что количество углов «ас-сыфр», откуда и происходит слово «цифра» (а также слово «шифр»). Слово соответствовало их «цифра» (лат. — « ciffra») в европейской литературе первоначально обозначало нуль, а затем 0 стали называть латинским словом « null» (то есть «никакой»), а словом «цифра» все знаки от 0 до 9. В латинских рукописях 12-13 вв. нуль называется также circullus («кружок»), nihil («ничто») или figura nihili («знак ничего»).

Вам может понравится

О благословенной воде Зам-Зам мусульмане вспоминают, рассказывая о совершении Хаджа, а также во время болезни или какой-либо трудности. Аллаh Всевышний создал эту воду особенной, и она служит для лечения и благословения людей.

По преданию, источник Зам-Зам появился следующим образом:

Когда по повелению Аллаhа Пророк Ибраhим, мир Ему, с hаджар и сыном Исма’илем приехал на территорию будущего города Мекки, там не было жителей. Аллаh Всевышний дал Ибраhиму Откровение оставить там свою семью. Пророк Ибраhим, мир Ему, исполнил то, что повелел Ему Создатель, оставил hаджар и сына с сосудом воды и ушел. После того, как вода закончилась, маленький Исма’иль стал плакать, и Его мать начала искать воду. Она поднялась на один холм, который называется Сафа, а затем перешла на другой холм - Маруа. Так она ходила между ними семь раз. Аллаh Всевышний спас их, создав для них родник Зам-Зам.

Слово «Зам-Зам» имеет много значений, одно из которых «зажатый среди песков». Священный источник расположен рядом с вратами Бану Шайба в 18 метрах от Черного Камня, недалеко от него расположены холмы Сафа и Маруа.

Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, учил, что Зам-Зам - лучшая вода на земле, она укрепляет сердце и успокаивает при страхе. Если пить воду Зам-Зам с намерением излечения, то по Воле Аллаhа человек выздоровит. Если кто-либо испытывает жажду или голоден, то выпив этой воды с определенным намерение, утолит жажду и будет сыт. И если при питье обратиться к Аллаhу с какой-то другой просьбой, то по Воле Аллаhа желаемое будет получено.

Многочисленные научные исследования подтвердили, что вода Зам-Зам, содержит большое количество полезных для организма человека микроэлементов. Среди них: кальций, магний, фториды. Кроме того, вода имеет постоянный, неменяющийся состав солей и вкус. Она может храниться годами, не меняя своих свойств. В наше время состав и вкус воды Зам-Зам такой же, как и был в то время, когда источник только появился. В воде Зам-Зам отсутствуют болезнетворные микробы, несмотря на то, что вода не подвергалась химической обработке или хлорированию. Источник Зам-Зам никогда не пересыхает, он всегда полон водой, несмотря на то, что другие родники в окрестностях Мекки периодически высыхают, а некоторые исчезли вовсе.

Исследователи долго не могли установить, откуда в источнике появляется вода, потом выяснилось, что вода в источник поступает равномерно по всему периметру бассейна.

Всемирно известный японский исследователь доктор Масаро Емото (Masaru Emoto), возглавляющий НИИ в Токио, утверждает, что вода «Зам зам» обладает свойствами, которых нет в обычной воде. Исследователя удивили не только уникальные свойства воды «Зам-зам», но и то, что научные эксперименты, которые он проводил при помощи нанотехнологий, никак не смогли их изменить. А также тот факт, что одна капля священной воды, добавленная в 1000 капель простой воды, изменяет свойства обычной воды на свойства «Зам зам».

Доктор Емото рассказал, что получил воду «Зам зам» у одного араба, проживавшего в Японии. Он стал исследовать ее и понял, что, вода «Зам зам» – это единственная вода, которая не схожа в своих кристаллах ни с одной водой на земле, откуда бы она не происходила. Наряду с этим, после каждого повторного эксперимента кристаллы этой воды являли все новые необыкновенные виды, которые доказали, что эта вода непростая.

Японский исследователь, являющийся основателем ряда теорий, открыл для себя удивительное явление, что кристаллы обычной воды изменяют свои свойства при чтении на нее «Басмаляh», т.е. выражения «Бисмилля hир-Рах ма нир-Рахи м». Он подтвердил, что слова, которые мусульмане произносят перед началом всех своих дел, перед едой и перед сном имеют удивительное влияние на кристаллы воды, и они преображаются в необычайные по красоте. Такие же благотворные перемены происходят с водой, если около нее включить аудиозапись Священного К ур΄ана. А когда прочитали одно из 99 прекраснейших имен Аллаhа «Аль-‘Алим» (Всезнающий) кристаллы воды преобразовались в нечто удивительное, что указывает на величие имен Всевышнего.

Другой ученый по имени Мазругий прокомментировал исследования доктора Масаро Емото, который также наблюдал улучшение воды при чтении на нее дуа. И добавил, что после этого можно представить воздействие молитвы или чтения Кур΄ана на человека, который на 70% состоит из воды.

В нашем магазине можно привезенную с Мекки, не разведенную, в чистом виде.

«[Воистину] Аллаh — Творец земли и Господь миров.Он воздвиг над землей прочно стоящие горы [чтобы она не колебалась]. Он облагодетельствовал землю водой, растениями, деревьями и плодами <…>. Он сотворил небеса совершенными <…> и украсил нижнее небо светилами <…> И все это создано именно так, как хотел Всемогущий и Всезнающий Аллаh». Значение аятов 9-16 суры «Фуссылят»

Одно из самых завораживающих созданий Бога в — это горы. Они потрясают своим великолепием и грандиозностью. Вблизи гор, которые вздымаются ввысь, мы ощущаем себя крохотными созданиями и еще больше убеждаемся во Всемогуществе Творца.

Удивительно то, что прочные и массивные горы — это не просто наземная каменная насыпь! Это подтверждают новейшие геологические исследования, но еще около 1500 лет тому назад Пророк Мухаммад передал людям аяты Священного Курана, в которых ясно сказано, что гора в действительности уходит еще и глубоко под землю и имеет «корень».

Сказано в Священном Куране (1): «Разве они не видят доказательств Всемогущества Аллаhа: землю, удобную для жизни, словно колыбель для младенца, и горы, уходящие вглубь и служащие опорами, чтобы она не распалась?!».

В этом аяте говорится о том, что горы вбиты глубоко в землю как сваи — они укрепляют и держат ее. Теологи разъяснили, что глубина гор внутри земли в 2 раза и более превышает их высоту нал землей!

А в другом аяте Священного Курана (2) говорится: «И разве они не видят горы, которые воздвигнуты крепко и не колеблются, несмотря на их громадную высоту?!» Таким образом, горы укрепляют землю подобно тому, как вбитые в почву колья держат шатер. В толковании другого аята Священного Курана (3) сказано, что горы укрепляют землю, подобно тому, как якорь держит корабль.

Горы не только служат земными опорами, но и удерживают землю от колебаний. В Священном Куране (сура «Ан-Нах ль», аят 15) сказано: «Аллаh установил на земле прочно стоящие горы, чтобы она не колебалась». И некоторые современные геологические теории подтверждают, что горы являются стабилизирующими элементами земли, а не просто «складками земной коры».

Передано, что когда Аллаh создал землю, она двигалась. Увидев это ангелы удивились: «Разве сможет на ней кто-то жить?!» И тогда Аллаh создал горы, которые остановили землю. Это было настолько поразительно, что Ангелы даже не знали, из чего они были созданы.

Пророк Мухаммад передал людям, что в Конце Света горы будут разрушены. Сказано в аяте 20 суры 78 «Ан-Наба’» означающее, что в Конце Света горы исчезнут, словно мираж.

А также сказано в Священном Куране (сура «Аль-Кари‘а», аяты 4-5) означающее: «В тот день люди будут как разогнанные мотыльки, и будут горы как расщипанная шерсть». То есть горы превратятся в прах и рассеются.

Об этом же сказано и в аяте 88 суры «Ан-Намль»: означающее: «[В Конце Света] ты увидишь, как горы, которые ты считал твердыми и непоколебимыми, движутся быстро, словно облака».

_____________________________

1 значение аятов 6-7 суры «Ан-Наба’»

2 значение аята 19 суры «Аль-Гашия»

3 значение аята 32 суры «Ан-Нази‘ат»

Все, что делает государство великим и процветающим, все, что со направлено к совершенству и цивилизации, можно было найти в мусульманской Испании. Исламские правители Аль-Андалуз поощряли развитие науки и искусств, основав множество научных центров, работать и учиться в которых приезжали ученые из Европы, Африки и Ближнего Востока. Аль-Андалуз стала центром цивилизации и просвещения, где работали ученые с мировым именем.

Одним из первых ученых Аль-Андалуз был ‘Аббас ибн Фарнас. Как и многие ученые того времени, он занимался разными науками, но больше всего его интересовала механика. В 880 году он впервые сконструировал летательный аппарат. Также Ибн Фирнас разработал новую модель водяных часов и некий аналог метронома, нашел способ изготавливать бесцветное стекло, занимался разработкой разного рода стеклянных планисфер, делал корректирующие линзы (так называемые ‘камни для чтения’), нашел способ резки кристаллов, изобрел систему из колец, пригодную для изображения движения звезд и планет.

Ученые исламской Испании внесли большой вклад в развитие математики и астрономии. Наиболее выдающимся математиком и астрономом Аль-Андалуз 10 века был Абуль-Касим Маслама ибн Ахмад Аль-Маджритий (Маслама Мадридский) (ок.940-1008 гг.).

Он написал ряд книг по астрономии и математике, много работал над изучением и арабским переводом «Альмагеста» Птолемея, расширил и исправил астрономические таблицы знаменитого ученого Аль-Хауаризмий. Он также составил преобразовательные таблицы, в которых даты персидского календаря были соотнесены с датами hиджры таким образом, что события из истории Персии впервые были точно датированы. Кроме этого Маслама Аль-Маджритий разработал новые геодезические методы, а также написал книгу об экономике Аль-Андалуз. Он не только сам был выдающимся ученым, но и основал школу астрономии и математики, что положило начало организованным научным исследованиям в Аль-Андалуз.

Ибраhим ибн Яхья Ан-Накка ш Аз-Заркалий (1029-1087), известный на Западе как Арзакел, был ведущим математиком и астрономом Аль-Андалуз в 11 веке. Он превзошел остальных ученых в разработке точных астрономических инструментов и сконструировал водные часы, способные определять часы дня и ночи, а также показывавшие дни лунных месяцев. Он внес значительный вклад в составление знаменитых Толедских таблиц — в высшей степени точной систематизации астрономических данных. Аз-Заркалий также известен своей «Книгой Таблиц», которые позволяли определять дни по разным календарям, а также положение планет в любое необходимое время.

Ученые мусульманской Испании также сделали значительный вклад в развитие медицины. Одним из самых известных врачей Аль-Андалуз был Абуль-Касим Аз-Заhрау ий (963-1013). Наибольшие его достижения связаны с хирургией. Он составил знаменитую 30-томную медицинскую энциклопедию “Аль-Тасриф”, охватившую различные аспекты медицинской науки. Наиболее важная часть этой энциклопедии состоит из трех книг по хирургии. Позднее эта энциклопедия была переведена на латынь и использовалась медиками по всей Европе. Аз-Заhрауий известен и тем, что изобрел ряд хирургических инструментов. Также он был экспертом в области стоматологии. Еще одно изобретение Аз-Заhрауий — твердая губная помада на основе воска, ароматизаторов и красителей. Также в развитие медицины внесли свой вклад такие знаменитые андалузские ученые, как Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд (Аверроэс) (1126-1198) — автор медицинской энциклопедии «Куллият»; ‘Абдуль-Малик ибн Зу hр (Авензоар) (1072-1162) — потомственный врач, автор книг по вопросам питания, диетологии и гигиены; (1313-1374) — автор книги по теории инфекционных заболеваний; Мухаммад ибн Закарийя Ар-Разий (864-925) — автор медицинских энциклопедий, который первым стал использовать гипсовую повязку и вату, был специалистом по организации больниц и ввел в медицинскую практику составление истории болезни. Андалузские врачи также уделяли внимание этике и гигиене в медицине. Ученые отмечали, что моральные качества обязательны для врача — он должен быть чутким, сострадательным, способным выдерживать резкую критику, а также врач должен быть чистоплотным и вести себя достойно.

Важной областью исследований в Аль-Андалус была география. Ахмад ибн Мухаммад Ар-Разий написал книгу по общей географии Аль-Андалуз, Мухаммад ибн Юсуф Аль-Уаррак описал топографию Северной Африки, а ‘Абдулла h Аль-Бакрий (1014- 1094) написал энциклопедический справочник стран мира, который включал историю, описания традиций, климата, крупнейших городов и даже короткие занимательные рассказы. Большой вклад в развитие географии сделали и знаменитые путешественники: Мухаммад ибн Ахмад ибн Джубайр (1145-1217), описавший в путевых дневниках свои странствия, и известный картограф Мухаммад Аль-Идрисий (1100-1165).

Ученые Аль-Андалуз также внесли большой вклад в изучение истории. Мухаммад Лисануд-Дин ибн Аль-Хатыб написал труды «Повествование по истории Гранады» и «История мусульманской Испании», которые являются важными источниками по истории мусульманской Испании. А ‘Абдуррах ма н ибн Халдун прославился как автор труда «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть». А также андалузские ученые развивали такие науки как лингвистика, социология, обществоведение, экономика и др. Список научных достижений мусульманских ученых Испании огромен. Они разработали и внедрили множество технологических новшеств в таких областях как обработка металла, ткацкое дело, строительство, сельское хозяйство и многих других.

Всем людям с раннего детства знакомы цифры, с помощью которых ведется счет предметов. Их всего десять: от 0 до 9. Потому и система исчисления называется десятичной. С помощью них можно записать совершенно любое число.

Тысячелетиями люди применяли свои пальцы для обозначения чисел. Сегодня десятичная система используется повсюду: для измерения времени, при продаже и покупке чего-либо, при различных расчетах. Каждый человек имеет собственные числа, например, в паспорте, на кредитной карте.

По вехам истории

Люди настолько привыкли к цифрам, что даже не задумываются об их важности в жизни. Наверное, многие слышали, что цифры, которые используются, называются арабскими. Некоторым это объяснили в школе, а кто-то узнал случайно. Так почему цифры называются арабскими? Какова их история?

А она является очень запутанной. Нет достоверно точных фактов об их происхождении. Известно точно, что благодарить стоит древних астрономов. Из-за них и их расчетов люди сегодня имеют числа. Астрономы из Индии где-то между II и VI веками познакомились со знаниями греческих коллег. Оттуда была взята шестидесятиричная и круглый нуль. Затем греческая была объединена с китайской десятичной системой. Индусы стали обозначать цифры одним знаком, и их способ быстро разлетелся по всей территории Европы.

Почему цифры называются арабскими?

С восьмого по тринадцатый век восточная цивилизация активно развивалась. Особенно это было заметно в сфере науки. Огромное внимание было уделено математике, астрономии. То есть в почете была точность. По всему Ближнему Востоку главным центром науки и культуры считался город Багдад. А все потому, что он находился географически очень выгодно. Арабы не постеснялись воспользоваться этим и активно перенимали много полезного от Азии и Европы. Багдад часто собирал видных ученых с этих континентов, которые передавали друг другу опыт и знания, рассказывали о своих открытиях. При этом индусы и китайцы пользовались своими системами исчисления, которые состояли всего из десяти символов.

Изобрели совсем не арабы. Они просто высоко оценили преимущества их, по сравнению с римской и греческой системами, которые считались самыми совершенными в мире на тот момент. Но ведь гораздо удобнее отображать бесконечно лишь десятью знаками. Главным достоинством арабских цифр является не удобство написания, а сама система, так как она является позиционной. То есть положение цифры влияет на значение числа. Так люди определяют единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее. Неудивительно, что и европейцы взяли это на вооружение и переняли арабские цифры. Это какие же мудрые ученые были на Востоке! Сегодня это кажется очень удивительным.

Написание

Как выглядят арабские цифры? Раньше они были составлены из обрывистых линий, где число углов сопоставлялось с величиной знака. Скорее всего, арабские математики высказали мысль о том, что можно связать количество углов с числовым значением цифры. Если посмотреть на старинное написание, то видно, какую величину имеют арабские цифры. Это какие же способности были у ученых в такое древнее время?

Итак, ноль не имеет углов в написании. Единица включает в себя лишь один острый угол. Двойка содержит пару острых углов. Тройка имеет три угла. Ее правильное арабское написание получается при вычерчивании почтового индекса на конвертах. Четверка включает в себя четыре угла, последний из которых создает хвостик. У пятерки пять прямых углов, а у шестерки, соответственно, шесть. При правильном старом написании семерка состоит из семи углов. Восьмерка - из восьми. А девятка, нетрудно догадаться, из девяти. Вот почему цифры называются арабскими: ими было придумано оригинальное начертание.

Гипотезы

Сегодня нет однозначного мнения насчет формирования написания арабских цифр. Ни один ученый не знает, почему определенные цифры выглядят именно таким образом, а не как-то по-другому. Чем руководствовались древние ученые, придавая цифрам формы? Одной из самых правдоподобных гипотез является та самая, с количеством углов.

Конечно, с течением времени все углы у цифр сглаживались, они постепенно приобрели привычный для современного человека облик. И уже огромное число лет арабские цифры по всему миру используются для обозначения чисел. Удивительно, что всего десятью символами можно передать невообразимо большие значения.

Итоги

Еще одним ответом на вопрос о том, почему цифры называются арабскими, является тот факт, что само слово «цифра» также имеет арабское происхождение. Математики перевели слово индусов «сунья» на родной язык и получилось «сифр», что уже похоже на произносимое в наши дни.

Это все, что известно о том, почему цифры называются арабскими. Возможно, современные ученые еще сделают какие-либо открытия на этот счет и прольют свет на их возникновение. А пока люди довольствуются только этой информацией.

Впервые об арабских цифрах упоминается в 771г. по григорианскому календарю (154г. по hиджре), когда делегация мусульман пришла к абасидскому Халифу Эль -Мансуру.

В той же местности жил индийский астроном по имени Сид Анта, который привез с собой две известные книги по математике и по астрономии. Брахма Джубта автор этих книг написал их в 628г (в 6 г. hиджра). В то время в Индии использовали девять цифр от единицы до девяти.

Эль-Мансур приказал перевести эти книги на арабский язык, чтобы по этим книгам написать новую книгу, объясняющую арабам движение планет. И занимался этим переводом астроном по имени Мух аммад ибн Ибраhим Аль-Фазарий, который написал новую книгу под названием «Большой Синд Хинд». «Синд хинд» с индийского языка означает - древность. После этого книга не пользовалась до эпохи халифа Ма" мума.

В 198г. hиджры, то есть в 813г. Аль-Хаоризмий использовал индийские цифры. А в 210 г. hиджра, то есть в 825г. распространил статью, известную на латинском языке под названием «Аль-Хаоризмий де немиро индорун», что означает «Алгоритмы в индийских цифрах». После этого слово «алгоритм» или «алгорисм» в средних веках стал иметь в Европе свое определение как математический подход, основанный на десятичной системе исчисления. Также известны эти цифры под названием «Хаоризмические цифры». Благодаря этой книге мусульмане разобрались в математике индусов и использовали систему цифр, так как они решили, что она лучше, чем какая-то другая. До этого арабы использовали математику букв или слов, которая называлась «Математика Абджад».

Каждая буква арабского алфавита имеет свое цифровое значение. Вначале - от 1 до 9, затем идут десятичные, затем сотни и тысяча, то есть арабские буквы - это от единицы до тысячи.

Индусы использовали разные написания (пропись) цифр, но арабы выбрали определенную группу из них. Преобразовали их и сделали более красивыми, придав им конкретные формы, и в настоящее время они называются индийскими цифрами. Эти цифры использовали в восточной части арабских стран, особенно в Багдаде. И через некоторое время начали использовать на территории Шама, Египта и Аравийского полуострова. Аль-Хаоризмий образовал и другую группу цифр, которая известна в настоящее время, как арабские цифры, хотя они не распространялись на той территории, а были использованы в Индонезии, в западной части арабских стран и в северной Африке. С этих территорий они дошли до Европы, которая до арабских цифр использовала римские. После чего распространялись повсюду. Восточный подход - это то, что было использовано в Багдаде, и сейчас называется индийскми цифрами, а арабские цифры использовались на Западе.

Арабские цифры также известны под названием «губбария». Название произошло от арабского слова «губар», которое означает «пыль». Люди писали пальцем или каким-либо предметом на поверхности с тонким слоем пыли, или на песке, после чего стирали. Аль -Хаоризмий преобразовал цифры таким образом, что количество углов соответствовало его цифровому значению.

Цифра «один» имеет один угол, цифра «два» имеет два уголка, цифра «три» имеет три уголка и т.д. Образ, этих цифр соответствует первоначальному образу

«габбария». После этого начали вводить исправления и изменения и стали такими, какими видим их мы в настоящее время.

Особенно важно - это то, что мусульмане добавили цифру «ноль». Название «цифра» взято с арабского слова «сыфр». Ноль (ноль) (от лат. nullus - никакой) - название первой (по порядку) цифры в стандартных системах исчисления, а также математический знак, выражающий отсутствие значения данного разряда в записи числа в позиционной системе счисления. Цифра «ноль», поставленная справа от другой цифры, увеличивает числовое значение всех лево стоящих цифр на разряд (например, в десятичной системе счисления, умножает на десять). Леонардо Пизанский (1228) употребил для передачи арабского термина «сифр» слово zephirum (латинское слово zephyrus - "зефир" означало западный ветер), а одновременно с ним другой главный поборник индийской нумерации в Европе, Иордан Неморарий (1237), употребляет арабскую форму cifra.

Цифра «ноль» вначале была в виде круга, то есть без углов, означает, что количество углов соответствует «нолю». В Европе не сразу приняли цифру «ноль». Они еще четыре века продолжали использовать принятую систему цифр от 1 до 9, издеваясь при этом над мусульманами. Они говорили о том, что мусульмане используют цифру, которая ничего не обозначает. Современная бинарная система исчисления основана на «ноле» и «единице», которая используется в настоящее время в вычислительной технике.

Мы гордимся, тем, что именно эти цифры распространялись и широко использовались в их языках. Эти цифры являются неотъемлемой частью нашего наследия, наследия красивого и богатого арабского языка.