Правила поведения на хакатоне (для тех, кто хочет выиграть). Хакатон: подробный гайд для начинающих и желающих победить

hackathon , от hack - взлом и marathon - марафон) - мероприятие, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы. Сегодня хакатоны уже не относятся к хакерству, это просто марафоны программирования. Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели.

Некоторые хакатоны предназначены для образовательных или социальных целей, но чаще задачей хакатона является создание полноценного программного обеспечения. Каждый хакатон сфокусирован на определенной области, например, языке программирования, операционной системе, приложении, программном интерфейсе (API).

История

Термин появился в 1999 году. Его независимо друг от друга начали употреблять разработчики OpenBSD и Sun Microsystems .

Разработчики OpenBSD впервые использовали этот термин для обозначения встречи, посвященной криптографии в Калгари (Канада) 4 июня 1999 года. На нее приехали 10 разработчиков для написания программ, которые бы не подпадали под жесткие экспортные ограничения, установленные США на криптографическое ПО.

Sun использовала название «the Hackathon» во время конференции JavaOne, проходившей с 15 по 19 июня 1999 года; John Gage предложил написать программу на языке программирования Java для нового Palm V, которая бы использовала ИК порт для связи с другими пользователями Palm.

Начиная с середины 2000-ых хакатоны стали более распространенными и рассматривались компаниями и инвесторами как способ быстрой разработки новых программных технологий или областей инвестирования. Некоторые известные компании были созданы на хакатонах, например GroupMe, которая появилась на хакатоне конференции TechCrunch Disrupt 2010; в 2011 она была куплена Skype за $85 млн долларов.

Типы хакатонов

Для разработки платформ

Некоторые хакатоны посвящены работе над конкретной платформой, например операционной системе.

Разработка приложений для мобильных платформ происходит, например, на хакатоне Over the Air, проходящем в Блетчи Парке (Англия), который привлекает значительные спонсорские взносы. Также проводятся хакатоны по разработке видео- и компьютерных игр.

Music Hack Day - хакатон, посвященный программам и аппаратному обеспечению для музыки. С 2009 года он проводился более 20 раз в различных местах.

Ежегодно с 1999 года проводится хакатон разработчиков операционной системы OpenBSD .

Языки программирования, API, фреймворки

С 2007 года проводятся хакатоны Perl , целью которых является улучшение самого языка. Разработчики Haskell и Scala проводят сходные мероприятия: Haskell Hackathon и Scalathon.

Проводились хакатоны по разработке приложений на HTML5 и Ruby on Rails .

Некоторые хакатоны проводятся компаниями для написания приложений, использующих общий API. Так, Yahoo! проводит «Open Hack Day» с 2006 года (изначально «Hack Day»), на которых используются Yahoo! API и API принадлежащих Yahoo! сайтов, например Flickr . Google проводит похожий хакатон для собственных API .

Сайт Foursquare проводил глобальный хакатон в 2011 году, когда более 500 разработчиков в 30 местах разрабатывали приложения, использующие Foursquare API.

На этой неделе, с 18 по 20 ноября, в Петербурге пройдет необычное событие - первый Всероссийский хакатон hackRussia. В течение трех дней школьники и студенты смогут попробовать свои силы в освоении профессиональных кейсов из пяти областей – это социальные сервисы, финансы и блокчейн, сельское хозяйство и энергетика, образование и культура, биотехнологии и медицина. Корреспондент Города+ решил разобраться, зачем нужен такой необычный формат, чем хакатон отличается от обычного форума и насколько он эффективен?

Слово «хакатон» образовано от двух английских слов to hack (исследовать в процессе программировании) и marathon (марафон). Впервые данный термин возник в Америке в 1999 году. Это особый формат, в котором участники за ограниченный период времени в режиме нон-стоп создают не абстрактные решения обсуждаемой проблемы, а готовят конкретные продукты в виде, например, сайтов или мобильных приложений. По правилам хакатона, ребята разбиваются на команды от двух до четырех человек. Чтобы победить в этой гонке, нужно обладать целым комплексом навыков и качеств: природным любопытством, хорошими коммуникативными навыками, острым умом и владеть языками программирования.

Данный подход крайне актуален сегодня, ведь обучающиеся получают возможность напрямую взаимодействовать с работодателями и предприятиями. Это позволяет им правильно оценивать потребности современного рынка труда. Еще хакатон полезен в плане быстрого и точечного обмена знаниями и компетенциями между специалистами из разных сфер, что также обогащает «профессиональный багаж».

От привычного форума хакатон отличается мобильностью рабочего процесса: в среднем за 40 часов участники должны пройти путь от разработки идеи до создания рабочего прототипа. Особенно важно, что конечный результат должен быть практически ощутим и мог бы применяться в одной из сфер жизнедеятельности человека. Ведь на мероприятии присутствуют инвесторы, которые могут выделить лучшие проекты и реализовать их. Кроме того, это доступный способ показать молодым специалистам заинтересованность индустрии в их труде и знаниях. Уверенность студентов в завтрашнем дне поможет избежать «утечки мозгов».

Впервые хакатон всероссийского масштаба пройдет в Петербурге уже на этих выходных. До этого, конечно, подобные мероприятия существовали, но носили узкоспециализированный и локальный характер – в основном такие «соревнования» проходили на базе отдельных компаний, на площадках ВУЗов или среди программистов. Создать организованное движение, охватывающие самые разные сферы, удалось только сейчас: планируется, что на церемонию открытия в пятницу, 18 ноября, приедут около трехсот участников из 45 городов.

В течение нескольких дней школьники и студенты постараются реализовать свои работы в пяти направлениях. Как рассказал руководитель проекта Денис Самуйлов, будут предложены разные решения, например, по проблеме распространения лекарств. «Этот кейс представят в направлении медицина. В аптеках у нас лекарства часто меняются в цене. И они не всегда доступны. Мы можем это агрегировать и делать поиски не только по названию лекарств, а также по дженерикам (более дешевым аналогам. - Прим. ред.)», - поясняет специалист.

Кроме этого, на хакатоне будет еще ряд полезных проектов: по принципу приложения для знакомств Tinder разработают мобильные приложения для оптимального поиска жилья. А в сфере сельского хозяйства продумают способы, как доставить продукты до потребителя максимально свежими. Нельзя не отметить тренд последнего года – программы, основанные на взаимодействии человека с виртуальной реальностью. Популярность темы специалисты связывают с нашумевшей игрой Pokеmon Go. Этот полезный опыт работы с альтернативной реальностью планируют перенять и использовать в создании виртуальных туров по музеям, например, по Эрмитажу.

В финальный день хакатона будут подведены итоги. Победителям вручат денежные призы в размере ста тысяч рублей. Их можно будет потратить на дальнейшее развитие своего проекта. Другие участники получат уникальный опыт и, возможно, судьбоносные знакомства.

Фотографии - группа "Хакатон в Вконтакте"/https://vk.com, группа "JourHack. 1-й хакатон по дата-журналистике в СПб"/https://vk.com.

16 октября 2014 в 16:26

Как проводятся хакатоны? И неделя до PayPal BattleHack 2014 Moscow

  • Блог компании Mail.ru Group ,
  • Хакатоны

За последние пару лет я в качестве хобби провел большое количество хакатонов. В целом, в интернете уже много информации о том, как проходят такие мероприятия, выложены впечатления участников и рассказы организаторов. Тем не менее, при личной агитации разработчиков и дизайнеров на предложение «Приходите, будет круто!» я в подавляющем большинстве случаев получаю вопросы «А что это такое?» и «А что там надо делать?». Всего через неделю в Москве стартует один из крупнейших европейских хакатонов - PayPal BattleHack, информационным партнером которого является Mail.Ru Group, и под катом вы можете почитать о том, как хакатоны выглядят изнутри со стороны ведущего.

Кому все это нужно

Одно из заблуждений относительно хакатонов - считать, что это что-то «типа олимпиады по программированию, для крутых программеров с 20+ годами специфического опыта, которых сразу на хакатоне будут хантить Гугл и Майкрософт».

Это не так. Хакатон - это в первую очередь тусовочное мероприятие, основные цели которого:

  1. Заинтересовать как можно больше людей в разработке собственных решений. Несмотря на то, что многие участники хакатона имеют солидный опыт разработки в крупных компаниях, именно на таких мероприятиях они могут попробовать сделать что-то свое в условиях, приближенных к боевым.
  2. Предоставить возможность начинающим разработчикам и экспертам пообщаться друг с другом. Это позволяет первым узнать об актуальном состоянии индустрии, а вторым - о трендах среди молодежи. Причем экспертам это зачастую намного важнее, чем самим разработчикам, потому что так они могут из первых рук узнать о том, чем сейчас дышит подрастающее поколение и с какими сложностями сталкивается.
  3. Популяризация разработки. Хороших разработчиков мало, и на грядке они не растут. Задача крупных IT-компаний - не только подгребать лучших по рынку, но и обеспечивать, чтобы через 5-10 лет появилось следующее поколение программистов. Желательно лучше, чем текущее:). А так как с высшим образованием для разработчиков пока еще все печально, то приходится принимать комплекс мер, начиная с открытия собственных институтов и заканчивая хакатонами.
Как видите, у хакатонов нет цели «заманить и похантить мегаразработчика». Вход открыт для всех, и чем больше народу попробует свои силы, тем лучше для всех участников мероприятия.

Кто приходит на хакатоны

За последний десяток проведенных хакатонов собралась неплохая выборка, на основе которой можно сделать следующие выводы:
  • Обычно принимает участие от 60 до 120 человек, редко больше или меньше.
  • Возраст участников равномерно распределен между 16 и 50:).
  • Разработчики в основном начинающие и среднего уровня, «зубров» с 10+ годами опыта обычно меньше десятка.
  • Разработчиков и дизайнеров не хватает всегда. За последний год у меня ни разу не было ситуации, чтобы не было команды, которой был бы позарез нужен любой разработчик или дизайнер. И множество ситуаций, когда авторы идей не могли найти разработчиков и усиливали другие команды, вместо того чтобы воплощать свою идею.

Как проходит хакатон

Конечно, все хакатоны разные. Но в целом можно выделить много общих моментов.

Хакатон начинается с того, что всех собирают в большом зале, где спонсоры и организаторы торжественно открывают мероприятие. Потом ведущий рассказывает, как все будет проходить, и начинает по одному приглашать на сцену авторов идей, которые в течение минуты рассказывают о своей идее, а также о том, кто у них есть в команде и кто нужен:

После того как все авторы идей выступили, начинается процесс командообразования. Для его упрощения ведущий, как правило, нумерует команды и во время выступлений записывает краткий синопсис на флипчарт-листы, которые затем развешивает по залу. Разработчики, дизайнеры и им сочувствующие ходят от листа к листу, по номерам находят авторов понравившихся проектов, обсуждают технические детали и собираются в команды. Тут нам интересны два момента:

  1. Обычно половина пришедших на хакатон - это уже собранные команды, но часто без программиста или дизайнера. Вторая половина - авторы идей без команды (которые часто являются программистами или дизайнерами) и непосредственно разработчики и дизайнеры.
  2. Первичное командообразование - это не навсегда. Обычно через несколько часов после начала работы часть команд еще раз переформировывается: происходит переосмысление идей, и большие команды распадаются на части, а мелкие, наоборот, объединяются между собой.
Через полчаса, с трудом собрав всех обратно, ведущий еще раз рассказывает, что будет дальше, и дает отмашку на начало разработки. Хакатоны, как правило, проводят в бизнес-центрах или больших хороших коворкингах, где есть много места, столов, розеток и хороший Wi-Fi. К примеру, коворкинг в Нагатино, где я часто провожу хакатоны, выглядит вот так:

Далее по расписанию обычно начинается обед. Через полчаса после обеда ведущий берет могучую кучку экспертов и начинает обход команд. С каждой командой они общаются, отвечают на вопросы и вытягивают из них обещание к ночи сделать минимально работающую версию. После чего оставляют ребят и девчат часов на пять в покое, пока они кодят в свое удовольствие.

Ближе к ночи ведущий совершает второй обход команд и смотрит, что у них получилось. Получается разное: у кого-то уже все работает, кто-то увлеченно пилит авторизацию пользователей, у кого-то традиционно «универсальный фреймворк для всего чуть-чуть доделать осталось, и уж тогда-то мы ух!» Оценив степень повреждений, ведущий рассказывает, куда имеет смысл двигаться дальше, и оставляет ребят на ночь. Обычно большинство хакатонов 24-часовые, и большинство команд работает всю ночь. Организаторы предоставляют пуфики/спальники, чтобы сошедшие с дистанции могли поспать, а часть команд на ночь разъезжается по домам:

Утром второго дня начинается самое интересное, называемое неприятным английским словом pre-pitch - тренировка выступления. От каждой команды на сцену по очереди приглашаются по 2 участника, один из которых знакомится с оборудованием для проведения презентации проекта, а второй тренируется со сцены продавать ведущему результаты своей работы. Потренировавшись и получив ценные рекомендации, команды удаляются дорабатывать и улучшать проект.

В середине (или в конце, как получится) второго дня участники переходят к презентации проектов. Набегает пресса, спонсоры, все рассаживаются в большом зале, и команды по очереди выходят на сцену, чтобы убедить жюри, что сделанное ими - самое крутое на всем хакатоне, и именно им необходимо вручить приз. Ноутбуки подключаются к проектору, мобильные устройства кладутся под специальную документ-камеру, которая передает на проектор изображение стола и лежащего на нем устройства. Обычно каждой команде дается по 3 минуты на выступление и вопросы жюри:

И, наконец, после выступления всех команд жюри героически распределяет призовые места. Организаторы торжественно всех награждают, после чего устраивают еще одно неприятное английское слово - afterparty.

Мероприятия под названиями «хакатон», «кодфест», «hack day» прочно закрепились в повестке интересных событий городского и областного масштаба, а на некоторые из них люди съезжаются со всей страны.

Что такое хакатон?

Хакатон - это площадка, где собираются команды, создают какой-либо проект за заданный промежуток времени и успешно его представляют потенциальным работодателям, инвесторам и выдающимся деятелям IT-сферы.

Командам дается от 24 до 48 часов на весь процесс разработки. Может показаться, что времени слишком мало, но в обычной рабочей неделе всего 40 часов, а за неё люди успевают сделать очень многое. Поэтому недостатка времени страшиться не стоит.

Когда вокруг на площадке день и ночь трудятся еще 50-100 человек, это мотивирует настолько, что усталость проявляется только часов через 15 после начала. И всё равно до последнего не хочется прерываться на сон, потому что общий драйв захватывает.

Именно командной работой ценен хакатон: вы учитесь координировать работу друг с другом, распределять обязанности , вместе развивать общую идею . Если вы ещё студент или не работали в крупной фирме, то хакатон - это отличный шанс получить опыт командной работы. При этом если вы не собрали команду - не страшно. Есть примеры, когда призовые места занимали команды из одного и двух человек , а иногда новые команды строятся прямо во время хакатона. Как правило, такой вариант призового места не приносит, но найти нового друга/коллегу/единомышленника дорогого стоит.

Перед вами советы для тех, кто хочет принять участие в таком мероприятии и, конечно, победить.

1. Пообщайтесь с людьми вокруг

Хакатоны - это и отличная альтернатива ярмаркам вакансий. Здесь вами могут заинтересоваться работодатели и инвесторы, а специалисты IT-фирм могут дать вам совет по разработке или продвижению. Поэтому если хакатон предоставляет возможность пообщаться - не тушуйтесь, общайтесь, задавайте вопросы, заявляйте о себе.

2. Обратите внимание на номинации

На некоторых хакатонах есть партнёрские номинации . Например, если партнёром выступает Яндекс или Twitter , то они отдельно оценивают проекты, использующие их сервисы и API. Если вы знаете, кто будет партнёром хакатона - учитывайте это в своей идее, это может оказаться большим преимуществом для вашего проекта. Некоторые хакатоны анонсируются сильно заранее, поэтому у вас может быть достаточно времени изучить партнёрскую технологию с нуля, если вы с ней не знакомы.

3. Продумайте реализацию до мероприятия

При этом не стоит заниматься изучением и обучением на самом хакатоне. Хоть и было сказано выше, что времени даётся предостаточно, не стоит им пренебрегать и тратить зря. Время на хакатоне даётся именно для реализации, на неё его и нужно тратить. А то, что может занять много времени, стоит рассмотреть вообще до хакатона. Рассмотрите с командой заранее, какие могут возникнуть проблемы в том, что вы хотите сделать.

Попрактикуйтесь в этом до мероприятия, почитайте статьи, документацию, сохраните полезные ссылки, чтобы можно было к ним быстро обратиться во время хакатона. Этим вы себе сэкономите немало сил и нервов. Даже простое ощущение того, что всё под контролем, даст большое преимущество вашей команде.

4. Подготовьте технику заранее

Заранее стоит продумать и техническое обеспечение команды : ноутбуки, кабели подключения к проектору для презентации, удлинители на случай, если розетка будет далеко... Для мобильных приложений стоит подумать о том, как их демонстрировать: эмулятор или шаринг экрана устройства. Второй вариант лучше заранее протестировать.

Не обновляйте ваше ПО перед самым началом хакатона!

5. Не забудьте про ПО и интернет

Если вы планируете работать над одним и тем же кодом вместе, система контроля версий, например, Git, просто must-have. Она вам позволит не только быстро делиться своей работой с командой, но и покажет объем работы, который вам удалось проделать на хакатоне.

Важно предусмотреть и альтернативный канал для сети и интернета . Обычно организаторы стараются обеспечить стабильный Wi-Fi на площадке, но как показывает практика, его может не хватить или он может просто выдавать низкую скорость. Это, во-первых, может сказаться на скорости разработки, а во-вторых, может фатально повлиять на работу вашего сайта/приложения при демонстрации публике. Поэтому стоит захватить с собой сим-карту с быстрым интернетом и устройством, способным раздавать интернет на достаточное для вашей команды количество устройств.

6. Позаботьтесь о данных

Для презентации нескольких проектов данные играют ключевую роль. Вряд ли кому-то будет интересно смотреть на новостной агрегатор с контентом «Тестовая новость 1», «Тестовая новость 2»… Приятней и понятней знакомиться с продуктом, когда в нем представлены настоящие данные. Поэтому лучше соберите данные еще до хакатона и сохраните в отдельном документе или облачном сервисе.

7. Качественное демо - залог успеха

Демонстрация проекта - это такой же важный этап работы на хакатоне, как и разработка. Им не стоит пренебрегать. Если регламентом хакатона предусмотрена презентация идеи в начале мероприятия, то подготовьте краткую презентацию дома. Опишите ваш проект, четко сформулируйте, что у вас уже готово, а что вы хотите сделать за хакатон.

Расскажите о вашей команде: сколько в ней людей, кто что делает. Потенциальным работодателям/инвесторам это может быть интересно.

Если вы разрабатываете какой-то сервис, не забудьте о логотипе и цветовой гамме продукта. Придумав это и использовав как в вводной, так и в финальной презентации логотип и цветовую гамму продукта, вы заработаете себе уважительное отношение - будет видно, что вы уделили внимание не только коду, но и остальным аспектам проекта.

8. Грамотно составьте презентацию проекта

Итоговую презентацию стоит начинать готовить за 3-4 часа до окончания хакатона. Этого времени достаточно, чтобы продумать речь и скомпоновать слайды. Стоит уделить внимание именно тому, что было сделано на хакатоне: в каком состоянии был проект перед началом и как он выглядит сейчас. Если вы действительно проделали внушительный объем работы - это будет отмечено аудиторией. И конечно же, не забудьте про живое демо: будь то сайт или приложение - если вы продемонстрируете работающие прототипы, это будет круто!

Самое главное, как и в любом другом деле, ловите кайф от того, что вы делаете , и обязательно ходите на такие мероприятия!

Ни офисные будни, ни студенческие лабораторные работы вам не подарят столько эмоций, как хакатоны!

Оригинал картинки взят с первого хакатона 2ГИС .