Стиль барокко: когда лепнина и скульптура решают все. Лепной декор в стиле барокко Необычные лепнина из бетона в стиле барокко

Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

Общие характеристики

  • Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом;
  • Линии: причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение;
  • Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры;
  • Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления;
  • Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые;
  • Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру;
  • Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор.

Историческая характеристика барокко

В XVII в. активно развивались экономика и искусства. Особенно окрепли колониальные державы Атлантики - от Испании до Великобритании; Франция считалась образцовой страной абсолютистских форм правления и практичной экономической политики.

В территориально раздробленной Италии благодаря движению Контрреформации Рим приобрел новое значение, а строительство культовых зданий получило сильный импульс. В этих условиях немецкие князья, начавшие новый этап строительства в конце XVII в., ориентировались, естественно, на иностранные образцы. Большое влияние на них оказывал французский абсолютизм Людовика XIV. Каждый феодал - как ни мала была принадлежавшая ему территория - копировал свою резиденцию с Версаля. И каждый католический епископ или аббат надеялся, возводя в подражание Риму, куполообразную церковь упрочить влияние контрреформаторских тенденций.

Основой экономики этого периода было сельское хозяйство, но было ясно, что его недостаточно для осуществления строительных программ. В связи с этим крупные феодалы начали помогать созданию мануфактур, чем самым способствовали развитию капиталистических производственных отношений.

Несмотря на то, что европейская архитектура XVII - XVIII вв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьезной во Франции, она объединена общим понятием "барокко".

Княжеские замки и культовые здания были первоочередными объектами строительства, олицетворявшими сопротивление Реформации, города - резиденции и монастыри - - необходимыми дополнениями. Значительных общественных зданий зарождающийся класс буржуазии еще не строил. Среди протестантских культовых зданий Фрауэнкирхе в Дрездене осталась практически единственным выдающимся произведением.

Влияние Просвещения начало ощущаться в 1730 - х годах и сказалось в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Асимметричный рокайльный орнамент этого периода дал название стилю - "рококо".

Строительные особенности барокко

В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья.

Интерес к городскому пейзажу, повседневному быту горожан стимулировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искусства Возрождения в целом.

Другой стороной практического градостроительства, реализующего новые принципы в уже сложившихся городах, было создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.

Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Ансамбль площади дель Пополо представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве. Две церкви, построенные во время, реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север.

В архитектуре Возрождения большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Архитектор теперь осуществлял руководство стройкой, но не являлся одним из мастеров, непосредственно участвующих в работе. Вместе с тем он не только детально прирабатывал весь проект, часто на модели, но и продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа.

Возвращение к античным сомасштабным человеку и конструктивно правдивым - ордерным системам в выборе художественных средств выразительности объясняется общей гуманистической направленностью культуры Возрождения. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере, а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две - три ордерные "декорации" разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи.

В эпоху барокко иллюзорно глубинная трактовка стены продолжается реальными объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви). Не случаен поэтому интерес зодчих Возрождения к работе над городскими ансамблями и решительный поворот к пониманию архитектуры как организованной среды. Но в феодальную эпоху масштаб реализации градостроительных начинаний редко выходил за пределы ансамблей дворцовых или соборных площадей.

О. Шуази, характеризуя эпоху Возрождения, писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного.

Характерные черты барокко

Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.

В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.

Типы сооружений барокко

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды.

Еще совсем недавно выступающие на стенах и потолке гипсовые фрагменты декора пользовались чрезвычайной популярностью. Интерес к ним, при ремонте квартир , отмечается и в наши дни, правда современные декораторы часто отдают предпочтение не тяжелой гипсовой лепнине, а элементам, изготовленным из легкого полиуретана. Конечно, далеко не все шаблонные заводские изделия могут претендовать на уникальность и изыск, которые присущи созданной вручную гипсовой лепнине. Чтобы реально понять и оценить разницу между готовой лепниной и ручной, необходимо провести сравнительный анализ и понять все нюансы, плюсы и минусы этих технологий.

Стили лепнины

Определяясь с дизайном собственного жилья, владельцы стремятся выдержать все его составляющие в одном стиле. Тем, кому в интерьере дома хочется подчеркнуть представительность и солидность дизайнеры рекомендуют обратить внимание на особый вид декора — художественную лепнину.

Гипсовая лепнина идеально вписывается в стилизованные атмосферы прежних времен. Лепнина прекрасно сочетается практически со всеми стилями и абсолютно не нагружает пространство (правда только в тех случаях, когда она правильно подобрана). Она естественно выделяет нюансы любого из стилей и дает возможность сделать каждое помещение уникальным в своем роде.

лепнина в стиле Ампир

Стиль Ампир возник во Франции в XIX в. Он ассоциирует имперскую роскошь, так как основными его мотивами являются античный классицизм и зодчество того времени.

Основные отличия этого стиля — это:

  • богатство,
  • помпезность,
  • торжественность.

В создании интерьера Ампир всегда используют позолоту. Мебель этого стиля всегда изготавливают из ценных пород дерева и украшают драпировками, фресками, гравюрами, различными украшениями из металла.

Цвета, используемые в данном стиле:

  • глубокий красный,
  • богатый золотой,
  • чистейший белый,
  • благороднейший коричневый.

Отличительные фрагменты лепнины Ампир:

  • в большей степени атрибутика войны — венки из лавра, орлы в геральдическом исполнении, копья, мечи, щиты;
  • декорированные украшения — пальметты, символика ассоциирующая революцию, арабески, этрусские мотивы;
  • дверное панно зачастую украшено расписной женской фигурой в стиле древнеримской живописи.

лепнина в стиле барокко

Так сложилось, что барокко в большей степени — это определенный образ жизни, а потом уже архитектурный стиль. Ему характерны пышность, официальность и праздничность.

Характерные фрагменты стиля барокко — это множество различных декоративных элементов и визуальное увеличение пространства, достигаемое с помощью использования различных скульптур, куполов с несколькими ярусами, колоннад, пилястр. Основной фрагмент такого декора — это большое зеркало с украшением из золота или лепнины, а в дополнение к нему — фресковая роспись.

Цвета используемые в создании барокко предпочтительно пастельные:

  • молочный,
  • все оттенки розового и голубого,
  • теплый желтый.

Акцент в формах делается на окружности и округлости, прямоугольные детали и овалы.

По-мимо всего, неотъемлемым фрагментом барокко остается архитектурная лепнина.

Лепнина в барокко характеризуется:

  • объемными лепными фрагментами — ниши, картуши, статуи, вазы, колонны;
  • покрытием отдельных фрагментов декора позолотой или сусальным золотом;
  • в орнаментах, в основном, акцентируется внимание на динамике и экспрессивности, также присутствуют мотивы растительного происхождения: цветы, плоды, ветви с листвой, венки;
  • наличием множества замысловатых и фигурных узоров, персонажей из античной мифологии.

лепнина в стиле классицизм

Классицизм — это стиль по сей день считающийся наиболее актуальным и не подверженным изменениям модных тенденций. Классика была и остается востребованной во всем.

Классицизм в современном интерьере характеризуется сдержанностью и простотой, гармонией и симметрией. Основная задача классического стиля — это сохранение основной линии, выдерживание гармонии и баланса между цветом и формами, выражение определенного колорита дополненного современными материалами.

Основная цветовая палитра: благородные оттенки и спокойные тона:

  • нежно-голубой,
  • зеленый,
  • вариации розового,
  • пурпурный,
  • и, конечно же, золотой.

Своеобразие классицизма это:

  • колонны,
  • зеркала,
  • лепнина.

Лепнина в классицизме выражена: узкими карнизами, пилястрами, полу-колоннами и колоннами, портиками и скульптурами.

Орнаментальные украшения геометрически четкие:

  • прямые линии,
  • прямоугольники,
  • квадраты,
  • овалы и круги.

По-мимо этого, присутствуют античные мотивы, реквизиты земледелия, любовная символика.

лепнина в стиле модерн

Стиль модерн начал свое формирование в период перемен и изменений. В нем произошло удачное композиционное соединение живописи, скульптуры и убранства. Модерн — это соединение мягкости, динамичности и асимметрии.

Цвета стиля:

  • нежный и светлые оттенки зеленого,
  • лиловый,
  • жемчужный,
  • вся палитра серого,
  • охра,
  • золото.

Стиль модерн характер тем, что в нем практически отсутствуют прямые углы, но вместе с тем, он довольно декоративен и функционален.

В стиле модерн внимание акцентируется на лепнине, выполненной плавно и гибко с использованием растительной тематики. Наиболее часто используемые орнаменты — все связанное с природой (вариации лилий, разнообразие рыб, стекающая вода, ракушки и так далее).

Лепнина в интерьере

Лепнина, будь она гипсовая или полиуретановая, в самом деле способна преобразить до неузнаваемости даже самую обычную городскую квартиру.

В ходе ремонта могут быть установлены самые разные элементы декора:

  • плинтуса и розетки,
  • статуи, карнизы или кессоны.

В наше время для отделки квартир чаще используется лепнина из полиуретана, ее привлекательность для потребителя определяется:

  • длительным сроком службы,
  • небольшим весом изделий любых размеров,
  • устойчивостью к перепадам температуры,
  • простотой монтажа,
  • способностью долго сохранять привлекательный вид,
  • легкостью очистки от загрязнений и пыли,
  • экологичностью.

К примеру, с помощью декоративной лепнины вполне успешно можно имитировать на потолке кессон из дерева. Для этого понадобится:

  • сделать каркас из одинаковых ячеек по всей площади потолка,
  • торцы декорировать багетами из гипса.

На оформление такого варианта понадобится значительно меньшая сумма нежели для оформления аналогичного варианта из дерева. А визуальное восприятие такого потолка будет значительно легче и изысканней.

Касаемо цветовых решений — нет смысла прибегать к сочетанию различных цветов, ведь современное трактование гипсовых работ подразумевает минимализм цветовых экспериментов.

Какой-бы вариант использования лепнины не выбрали владельцы квартиры, в любом случае они смогут придать своему жилищу элегантность и изысканность, скрыть некоторые недостатки и неровности имеющиеся на поверхностях стен и потолков.

Декоративные элементы — лепнина из гипса на стенах, или барельефы

Умелое обращение с гипсовым материалом и инструментами для работы с ним позволят осуществить практически любые фантазии в создании барельефа. При желании, гипсовые барельефы можно сделать достаточно объемными (выступающими на 2-3 или более см от поверхности). По-мимо этого, стену можно декорировать пейзажем, вид которого по каким-либо причинам полюбился владельцам. Любителям других направлений живописи, пейзаж, можно заменить натюрмортом или абстракцией. Другими словами, изображение должно радовать как владельцев, так и других посетителей дома.

Перед нанесением какого-либо изображения на стену, есть смысл сделать предварительный набросок. Это поможет понять, как именно будет выглядеть завершенная композиция. Занимаясь созданием проекта интерьера, после того как будет определено точно место нахождения барельефа, нужно обдумать точки освещения в ночное время суток. Если декоративную подсветку установить как в верхней части, так и в нижней, то композиция получится более объемной и подчеркнутой. Только в таком варианте освещения можно добиться выгодной игры теней и света.

Лепнина в интерьере квартиры

При создании интерьера с присутствием лепнины стоит помнить, что все значимые предметы подлежат обрамлению и акцентному подчеркиванию. Еще на этапе планирования стоит определиться с тем, что именно будет выступать в роли центральной композиции или что именно станет главным элементом, привлекающим к себе максимум внимания. Кроме того, внимание можно привлечь лепным обрамлением к дорогой или достойной вещи. Например, можно сделать изящную рамку вокруг места, где предположительно будет размещать телевизор или компьютерный монитор. Края такой рамки можно сделать как прямоугольными, так и придать им более округлую форму с помощью специальных, заблаговременно сделанных вручную заготовок.

Касаемо окраски стен с размещенной на них лепниной: специалисты советуют придерживаться покраски в один цвет и стены и лепнины. Но не исключены вариации при которых тональные оттенения смотрятся весьма выгодно и уместно. Главное, не допустить слишком большого контрастного перехода.

Лепной орнамент, оформление потолка

Работа по оформлению гипсового потолка наиболее простая и приятная. В работе такого плана нет привязанности к производственным стандартам, шаблонам и размерам. В такой работе есть возможность продумать и сделать все детали исходя только из личных критериев и желаний. В случаях, когда аналогичную работу выполняют квалифицированные специалисты — перед ними ставят четко сформулированную задачу по воплощению в жизнь своих задумок.

Нужно не забывать о композиционном плане и симметрии. Вид потолка с низу должен быть идеальным, продуманным, а все мелкие детали должны быть точно выверенными. В противном случае, вся проделанная работа может пойти насмарку.

Работая с лепниной, нужно быть максимально скрупулезным и выверять абсолютно все мелочи. Каждый фрагмент должен быть расположен на своем месте и находится во взаимодействии и гармонии с другими элементами. В окрашивании потолочной лепнины нет смысла прибегать к игре красок и оттенков. Наилучший вариант — это взять монохромный и простой белый цвет и им выкрасить как потолочное полотно, так и лепнину.

Не стоит забывать и о высоте потолка. Ведущие дизайнеры утверждают, что чем большее расстояние от пола до потолка, тем объемнее и выразительнее можно делать лепнину.

Декор стен объемными 3D панелями

3D панели существуют на строительном рынке уже несколько лет. Но в последние годы их популярность значительно возросла. Производят их, как и раньше, из гипса, а технологии их производства сделали значительный шаг вперед.

Теперь они стали более легкими и рациональными. Если такой вариант объемной лепнины устраивает владельцев, тогда достаточно купить нужное количество готовых образцов, установить их, а затем произвести покраску в желаемый цвет или оттенок.

Лепнина своими руками

Начиная выбор фрагментов, которые будут присутствовать в интерьере, в первую очередь потребуется определиться с материалом из которого они будут изготавливаться. Например, современное оформление потолочного пространства, практически во всех случаях, предусматривает наличие гипсовой розетки, располагающейся вокруг прибора освещения.

Перед началом работ по отделке потолка гипсовой лепниной, под руками необходимо иметь полный набор соответствующих инструментов и необходимых исходных материалов.

Как собственноручно оформить лепниной центр потолка

Из инструментов понадобятся:

  • емкость для замеса раствора
  • наждачная бумага
  • ПВХ формы
  • шпатели.

Классическое оформление алебастром или гипсом происходит следующим образом:

  • алебастр или гипс процессом разминания приводится до порошкообразного состояния; не разминаемые комочки подлежат удалению из общей массы; после этого к получившемуся порошку добавляют холодную воду; конечная консистенция раствора должна напоминать густой кефир;
  • хорошо перемешанным раствором наполняют заранее подготовленные формы; для избежания формирования пустот в формах, раствор нужно тщательно утрамбовать с помощью шпателя, сами формы следует предварительно обработать специальной смазкой которая предотвратит прилипание гипса;
  • через некоторое время (примерно 15 минут при комнатной температуре), застывшее изделие извлекают из формы; после просыхания поверхность изделия подвергают ошкуриванию наждачной мелкозернистой бумагой;
  • использование нагревательных приборов для подобной работы категорически запрещено из-за вероятности появления на изделии трещин и сколов;
  • получившееся декорированное изделие с помощью монтажного клея крепят к поверхности потолка или стены; места стыков заделывают шпаклевкой, а после полного ее высыхания — зачищают;
  • далее при желании можно произвести окрашивание лепнины в желаемый цвет или придать легкий оттенок.

Ремонт лепнины на потолке

В процессе эксплуатации любой вид декоративной отделки помещения начинает терять привлекательность, т.е. со временем потребует выполнения ремонтных или реставрационных работ.

Если потребуется выполнить ремонт лепнины на потолке или стенах, то порядок действий будет следующим:

  • полная очистка гипсовой поверхности предмета декора от нанесенных ранее слоев побелки или краски, для выполнения работы можно использовать резцы, для того, чтобы упростить процесс снятия краски ее поверхность увлажняют при помощи обычной малярной кисти;
  • удаление пыли с очищенной поверхности и пропитка грунтовкой;
  • после высыхания грунтовки — воссоздание разрушившихся фрагментов при помощи гипсовой интерьерной шпаклевки, устранение всех трещинок, царапинок и сколов;
  • доведение каждого фрагмента до совершенства при помощи специальных резцов и наждачной бумаги;
  • повторное нанесение грунтовки,
  • окрашивание лепного декора или покрытие его позолотой.

Барокко – стиль в архитектурном искусстве, который был широко распространен в XVI-XVIII веке. Зарождение эпохи барокко началось в Италии после ослабления церковного влияния на умы верующих, формирования новой философии среди представителей светской элиты. Оригинальный стиль XVI-XVIII века характеризуется динамичностью, монументальностью, нестандартностью идей.

Архитектура барокко наполнена вычурной лепниной, уникальной скульптурой, одиозными статуями, оригинальными барельефами , эффектными узорами и орнаментами. Наиболее известными скульпторами этой эпохи стали Ф. Борромини и Л. Бернини. Именно рукам этих мастеров принадлежат самые грандиозные, величественные и экспрессивные строения эпохи Барокко.

Основные черты архитектуры Барокко

Как и в любом стиле, скульптура Барокко имеет характерные черты. Архитектурные работы этой эпохи характеризуются:

  • криволинейными формами, изломами и изгибами;
  • визуальной динамичностью и пластичностью форм;
  • пространственной масштабностью строений;
  • контрастными параметрами декоративных элементов;
  • обилием декоративной отделки в экстерьере и интерьере.

Пышность внутреннего и внешнего убранства барочных сооружений поражает. Ее сложно сравнить с декором любого другого стиля в искусстве. В фасадах и интерьерах можно наблюдать сотни мелких и крупных деталей (в основном гипсовая лепнина): пышные барельефы, элегантные лестницы, каменные скульптуры, сияющие люстры, роскошные камины, огромные зеркала, великолепные гобелены, панно, мозаики, картины. Интерьерная отделка также впечатляет обилием позолоченных элементов, широкой цветовой палитрой.

Неотъемлемым декором барочных строений стала гипсовая лепнина. Именно лепные элементы стали стилеобразующими факторами в интерьере барокко. Формы лепных орнаментов всегда разнообразны, пластичны, объемны. Для достижения еще более впечатляющего результата лепнина из гипса дополнительно декорировалась – покрывалась позолотой, краской, лаком, тонировалась.


Фото:

В барочных сюжетах лепнина из гипса включала растительные мотивы, классические детали, оригинальные элементы. Так, основой лепного декора для барочного здания были композиции из пилястр , карнизов , колонн , падуг. Дополнялась эта декоративная сетка гроздьями винограда, букетами цветов, гирляндами плодов, кубками победителей, арабесками, музыкальными инструментами и т.д. В качестве ключевых акцентов использовались лепные камины, статуи мифических и религиозных героев.

Оригинальность форм, характерная для Барокко, привела даже к появлению новых видов лепного декора:

  • ролльверк – лепной элемент в виде полу развернутого свитка пергамента (иногда края свертка изображали надрезанными);
  • ормушль – ключевым мотивом данного декоративного элемента стала форма ушной раковины, дополненная лентами и гротескными фигурами;
  • бандельверк – узор в форме переплетающихся ленточек.

Одна из особенностей барочной лепнины – широкое применение маскаронов (масок с человеческим и животным обличием). Они изготавливались из гипса и размещались над всеми ключевыми проемами помещения – дверью, окнами, арками и т.д. Каждая лепная маска имела свой характер: веселый, скорбный, спокойный, страшный.

Роскошные здания в стиле Барокко расположены по всему миру, однако особенного внимания заслуживают такие сооружения:

  • Собор Святого Петра, Рим – в стенах здания расположены десятки статуй, в основном, отражающие библейские и мифические сюжеты. Поражает сооружение обилием лепного декора, который стал визитной карточкой Эпохи Барокко. Так, в интерьере Собора сотни таких лепных элементов, как колонны, карнизы, молдинги , капители , арки , фронтоны , панно ;
  • Церковь Святого Карла, Рим – спроектировал это здание Ф. Борромини. Католический храм был построен в середине XVII века. Внутреннее и внешнее убранство церкви соответствует классическим стилевым канонам барокко – множество фонтанов, каменных лестниц, лепных узоров, грандиозных скульптур, крупных и мелких бандельверков, цветных фресок и картин;
  • Зимний Дворец, Россия – бывшая резиденция монархии Романовых выполнена в стиле барокко. В здании более тысячи помещений, однако, разнообразные лепные карнизы, балюстрады, колонны, барельефы, цветные фрески и мозаики, каменные лестницы и скульптуры делают каждое из них уникальным и необычайно живописным;
  • Собор Святого Павла, Великобритания – монументальное строение, демонстрирующие всю грандиозность эпохи Барокко. В декоре сооружения использовались классические барочные приемы и элементы – излишняя живописность фигур и стен, обилие лепных орнаментов, разнообразие каменных деталей, контрастные цвета. Архитектор К. Рэн дополнил внутреннее барочное убранство резными лавками и коваными элементами;
  • Церковь в Сакатекас, Мексика – один из самых ярких примеров барочных зданий. Кафедральный собор возведен в середине XVIII века на городской площади Плаза де Армас. Особенно обильно украшен фасад здания – объемные композиции ручной работы, оригинальная орнаментальная лепка, колонны и капители, скульптуры героев библейских сюжетов.


Фото:

Характерной чертой этого стиля стало не только возведение экспрессивных, величественных строений, но оформление парковой зоны для роскошных дворцов. Так, парковые ансамбли включали каменные тропинки, фонтаны, статуи, лавки, перила, вазы, мелкие лепные элементы.

В стиле Барокко возведены не только религиозно и государственно значимые строения. Архитекторы того периода украшали приватные резиденции состоятельных вельмож на заказ. Архитектурные возможности этого стиля использовались для демонстрации высокого социального статуса и престижа заказчика. Поэтому даже частные строения этой эпохи роскошны, грандиозны, эпатажны.

Барокко - это направление искусства Европы, характерное для 17 – начала 18 века. Стиль представляет собой не только новый этап развития классицизма в архитектуре, лепном декоре, живописи, дизайне и скульптуре, но и целую эпоху, систему взглядов, мировоззрение европейцев того времени.

Характерные черты

Для стиля барокко характерна внешняя торжественность, пышность, стремление к всевозможному зрительному увеличению пространства за счет сложного каскада , колоннад, пилястр. Стилю барокко свойственно изобилие скульптур как снаружи помещения, на фасаде, так и внутри. Интерьер отвечает общей стилистике наличием витых колонн, многочисленных зеркал, создающих зрительный эффект увеличения пространства. Также используются большие оконные проемы и, конечно же, лепнина. В интерьерах, выполненных в стиле барокко, используется разнообразная мягкая мебель с ножками характерно изогнутой формы, ковры и гобелены, для них характерна общая подчеркнутая утрированность, некая театральность исполнения, изысканность и обилие элементов декора.

Орнамент лепнины

Выполненному в стиле барокко, присуще использование орнамента из тяжелых, массивных гирлянд цветов и плодов, раковин. Основной фигурой в интерьере является овал. Присутствует в орнаменте и ромбовидная сетка - трельяж, ламбрекен, имитирующий занавес и украшенный кистями. Как правило, в интерьере создается декоративная композиция, центром которой выступает фигура божества или какого-либо мифологического персонажа. Помимо этого в декоре встречаются вазы с цветами, трофеи, картуши и волюты.

Вы можете воспользоваться несколькими вариантами доставки:

  • транспортом компании по Москве. Стоимость доставки в пределах 15 км от МКАД - от 3000 рублей;
  • через транспортные организации в регионы. Тарифы можно узнать на сайтах транспортных компаний;
  • самовывозом.

Заказ передается в отдел доставки сразу после подтверждения поступления оплаты.

Барокко является не столько стилем, в котором оформляются интерьеры домов и фасады зданий, но и своеобразным образом жизни, который характеризуют пышность и торжественность. Барокко по праву считается одним из самых роскошных стилей не только в архитектуре, но и в дизайне. Он зародился в конце XVII столетия в Риме, а затем стал популярен во Флоренции, Венеции и постепенно получил признание жителей всей Европы. Несмотря на то, что пик популярности стиля пришелся на XVIII век, сегодня он также имеет большое распространение и множество приверженцев.

Особенности интерьеров в стиле барокко

Неотъемлемой частью барокко является архитектурная лепнина . Интерьеры помещений, оформленных в этом стиле, представляют собой настоящие образцы дворцового искусства и отличаются масштабностью и королевским величием. Большую роль играют разнообразные изящные рамки, карнизы, крученые колонны. При этом витиевато-изогнутые линии, которые напоминают вьющиеся стебли, присущи не только декоративной лепнине, но и деталям мебели. В стиле барокко большое распространение получили цвета благородного золота и белоснежные тона. Используются и такие оттенки, как рубиновое вино, небесный сапфир, изумруд и различные цвета благородных металлов.

Характерные черты лепнины в стиле барокко

  • Она отличается округлыми формами. В орнаменте лепнины, выполненной в стиле барокко, также присутствует ромбовидная сетка - трельяж, ламбрекен, имитирующий занавес и украшенный кистями.

  • Характеризуется экспрессивным, динамичным орнаментом, с растительными мотивами (гирляндами плодов и цветов, венками, раковинами).

  • Декоративная лепнина в стиле барокко покрывается обычно позолотой или сусальным золотом.

  • Она отличается наличием мифических персонажей или какого-либо божества, фигура которого может выступать центром композиции и задавать общий стиль всему орнаменту.

Преимущества гипсовой лепнины

Экологичность. Гипс является безопасным материалом, который не выделяет в окружающую среду вредных веществ. Гибкость. За счет своих технических характеристик гипс дает возможность изготавливать декоративные элементы по сложнейшим индивидуальным чертежам и рисункам.

Долговечность. Гипс обладает высокой прочностью, поэтому декоративные лепные элементы используются для оформления зданий не только внутри, но и снаружи. Кроме того, до сих пор сохранилось множество лепных украшений эпохи романтизма, возрождения, классицизма и т. д.

Звукоизоляция. Гипс считается хорошим звукоизоляционным материалом, благодаря чему он довольно часто используется в строительных целях.

Простота обработки и реставрации. Данный материал прекрасно поддается любым работам, направленным на его восстановление. Гигроскопичность. Лепнина из гипса способна регулировать влажность в комнате. Она может впитывать влагу при ее высокой концентрации и отдавать обратно при наличии в помещении слишком сухого воздуха.

Наши предложения

В Лепной мастерской «Аркада» Вы сможете купить лепнину (барокко), которая используется для оформления фасадов зданий и декорирования интерьеров. У нас представлены различные варианты колонн, пилястр, розеток, молдингов, балок, кронштейнов, плинтусов, а также разнообразные узоры, угловые элементы и другие виды лепнины. При желании наши специалисты выполнят изготовление декоративных элементов по оригинальному дизайн-проекту, который будет подчеркивать Ваше совершенное чувство вкуса. Посмотреть фото лепнины Вы можете в нашем