Чем занимаются эскимосы и чукчи. Чукчи и все «остальные»

На протяжении XVII-XIX веков суровое Заполярье сотрясали чукотско-эскимосские войны. Вооруженный конфликт между двумя народами чуть не вспыхнул и в 1947 году, но тогда усилиями властей СССР удалось избежать дипломатического скандала. Зачинщиками боевых столкновений с жителями Северной Америки всегда выступали чукчи. Именно они раз за разом совершали вооруженные набеги на эскимосские поселения. В чем причина такой вражды?

Месть за соплеменников

Ширина Берингова пролива, разделяющего Аляску и Чукотку, в самом узком месте составляет всего 86 км. Летом такое расстояние вполне возможно преодолеть на крепкой лодке, а зимой – пройти по льду. Закаленным воинам, привыкшим к жизни в суровых условиях Заполярья, идея отправиться на соседний континент не казалась слишком рискованной.

Обычно набеги совершались летом. Чукотская лодка, используемая для морского промысла, называется «аньяпик». Каркас из дерева и китовых ребер обтягивают шкурой моржа, получатся довольно прочная конструкция, способная «пережить» частые столкновения с льдинами. Длина средней лодки составляет около 9 м, в ней могут поместиться 12 гребцов.

Интересно, что чукчи всегда мирно соседствовали и даже дружили с эскимосами, населяющими Азию, враждовали они исключительно с жителями Аляски. Дело в том, что в XV-XVI веках племя юкагиров вытеснило чукчей к востоку, на исконные земли эскимосов нашей страны. Два народа стали соседями, обошлось без военных столкновений. Со временем эти люди фактически превратились в единый этнос. Более многочисленные чукчи постепенно ассимилировали многих эскимосов.

Совсем другие отношения сложились у наших соотечественников с жителями Северной Америки. Известный этнограф Владимир Германович Тан-Богораз (1865-1936 гг.) в своей двухтомной книге «Чукчи» написал, что одной из причин регулярных грабительских набегов на эскимосов была месть за убитых соплеменников.

Старожилы поведали исследователю, что все началось с охотника и шамана, которых когда-то давно унесло на льдине к берегам Аляски. Жители Северной Америки встретили чукчей неприветливо. Охотника убили, а шамана обратили в рабство. Тот сумел вернуться домой, воззвав к Духу моржа и воспользовавшись магической помощью тотемных животных. Спасшийся шаман рассказал соплеменникам, как нехорошо поступили эскимосы. Тогда и было принято решение о первом вооруженном набеге.

Впоследствии чукчи не раз нападали на жителей Аляски, грабили их, убивали, похищали женщин и детей. В этих военных стычках гибли представители обеих сторон, со временем взаимная ненависть только разрасталась.

Торговые разногласия

Впрочем, чукчи далеко не всегда враждовали с эскимосами. Случались между двумя народами и перемирия, во время которых жители Азии и Северной Америки налаживали торговые отношения. Люди обменивали оленьи и моржовые шкуры, китовый жир, домашнюю утварь, различные инструменты, изделия народных промыслов. Но укреплению и развитию экономических связей мешало взаимное недоверие.

Чукчи отправлялись на торговые миссии, снаряжаясь как для ведения войны. Они держали наготове свои копья и луки со стрелами. Эскимосы встречали прибывших также крайне настороженно. Оставив на берегу свой товар, группа приезжих отходила в сторону. Местные рассматривали привезенные вещи и продукты и оставляли рядом то, что собирались отдать взамен. Иногда стороны не могли договориться сразу, людям приходилось идти на взаимные уступки, не прибегая при этом к словам.

Такой «немой торг» продолжался долго, и любое недоразумение (громкий крик, резкое движение, оскорбительный жест) могло привезти к вооруженной стычке. А погибшие в результате подобных инцидентов – повод для объявления новой войны.

Стоит сказать, что вооруженные конфликты эскимосов и чукчей порой признавались обеими сторонами бесперспективными. Когда прибыль от грабительских набегов становилась несоразмерной количеству боевых потерь, правители двух народов заключали перемирия. Они присягали солнцу в присутствии шаманов и возмещали друг другу причиненный материальный ущерб.

Похищение женщин

Наряду с желанием отомстить давним врагам и разжиться награбленным добром, одной из главных причин частых набегов чукчей на земли Аляски было стремление захватить в плен молодых женщин и детей.

Стоит ли упоминать, что народы Крайнего Севера всегда страдали от малочисленности. Они нуждались в притоке «свежей крови», на стойбищах оленеводов требовались рабочие руки, мужчинам были необходимы невесты, которые не являются их дальними родственницами. Не случайно, жена-эскимоска считалась поводом для гордости славного воина, сумевшего добыть ее в непростом походе на другой континент.

Некоторые наиболее отчаянные чукчи в поисках своего идеала добирались даже до территории Канады. В XIX веке они уже были наслышаны о чернокожих женщинах, населяющих эту страну. Похитить и привезти домой такую необычную красавицу – это считалось верхом воинской доблести и везения. Правда, подобные случаи были единичными.

Военная стратегия

К своим вооруженным вылазкам на другой континент чукчи всегда тщательно готовились. В XVIII веке войной на эскимосов шли целые армады, состоящие из сотен лодок-байдар. А количество переправлявшихся в них воинов иногда достигало 800-1000 человек. Это были опытные и закаленные в боях «десантники». Оснащенные луками и копьями они носили доспехи из плотных моржовых шкур.

Нападали чукчи либо на рассвете, либо поджидали момент, когда мужчины-эскимосы отправятся на охоту, и женщины останутся без защитников. Иногда небольшая группа захватчиков намеренно устраивала шум, чтобы оттянуть на себя основные силы противника, в то время как основные силы агрессоров заходили с тыла, убивая и грабя эскимосов.

Примечательно, что в набегах участвовали не только чукчи, занимающиеся китобойным промыслом и добычей моржей, но и кочевые оленеводы из тундры, которые с охотой присоединялись к своим сородичам, живущим охотой на побережье. В военные вылазки на Аляску иногда отправлялись и азиатские эскимосы, дружившие со своими соседями-чукчами. Они нападали на своих же соплеменников, обитающих в Северной Америке.

Вот такие драматические события разворачивались на Аляске в XVII-XIX веках.

Чу́кчи или луораветланы (самоназвание - ԓыгъоравэтԓьэт , оравэтԓьэт ) - немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года - 15767 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года - 15908 человек.

Численность и расселение

Численность чукчей в России:

Численность чукчей в населённых пунктах (2002 г.)

село Средние Пахачи 401

Происхождение

Своё название, которым их называют русские , якуты и эвены - адаптированное в XVII в. русскими землепроходцами чукотское слово чаучу [ʧawʧəw ] (богатый оленями), каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским - собаководам - анкальын (приморские, поморы - от анкы (море)) . Самоназвание - оравэтԓьэт (люди, в единственном числе оравэтԓьэн) или ԓыгъоравэтԓьэт [ɬəɣʔoráwətɬʔǝt ] (настоящие люди, в единственном числе ԓыгъоравэтԓьэн [ɬəɣʔoráwətɬʔǝn ] - в русской передаче луораветлан). Соседи чукчей - юкагиры , эвены, якуты и эскимосы (на берегу Берингова пролива).

Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей: у последних, например, собачья запряжка американского образца. Окончательное решение вопроса об этнографическом происхождении зависит от сравнительного изучения чукотского языка и языков ближайших американских народностей. Один из знатоков языка, В. Богораз , находил его близкородственным не только с языком коряков и ительменов , но и с языком эскимосов. До самого последнего времени по языку чукчей причисляли к палеоазиатам, то есть к группе окраинных народов Азии, языки которых стоят совершенно особо от всех остальных лингвистических групп Азиатского материка, вытесненных в очень отдалённые времена из середины материка на северо-восточные окраины.

Антропология

История

Добровольная смерть - обычное явление среди чукч. Человек, желающий умереть, заявляет об этом другу или родственнику, и тот должен исполнить его просьбу… Мне известно два десятка случаев добровольной смерти… [Так] один из приехавших после посещения русской казармы почувствовал боль в желудке. Ночью боль усилилась настолько, что он потребовал, чтобы его убили. Его спутники исполнили его желание .

Предвидя многие спекуляции, этнограф пишет:

Поводом к добровольной смерти стариков служит отнюдь не недостаток хорошего отношения к ним со стороны родственников, а скорее тяжёлые условия их жизни. Эти условия делают жизнь совершенно невыносимой для каждого, кто не способен заботиться о себе. Не только старики прибегают к добровольной смерти, но также страдающие какой-нибудь неизлечимой болезнью. Число таких больных, умирающих добровольной смертью, не меньше, чем число стариков .

Фольклор

У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон - Куркыль , культурный герой . Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят?», «Бог и мальчик». Приведём пример последней:

В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка. Мальчик пас оленей, а девочка помогала матери по хозяйству. Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костер и заварила чай. Вышла девочка из полога, а бог поймал ее и съел, а потом отца и мать съел. Вернулся мальчик из стада. Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается. И видит - бог сидит на потухшем очаге и играет в золе. Мальчик крикнул ему: - Эй, чего делаешь? - Ничего, иди сюда. Зашел мальчик в ярангу , стали они играть. Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он все и говорит богу: - Поиграй один, я до ветра схожу! Выбежал он из яранги. Отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом. Играл, играл бог, есть захотел и пошел разыскивать мальчика. Идет он, нюхает след. Дошел до дерева. Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели. А мальчик пришел домой со своим стадом и стал хозяином .

Исторические предания сохранили рассказы о войнах с соседними эскимосскими племенами .

Народные танцы

Несмотря на тяжёлые условия жизни, народ находил время и для праздников, где бубен был не только ритуальным, но и просто музыкальным инструментом, напевы на который передавались из поколения в поколение. Археологические свидетельства дают основания утверждать, что танцы существовали у предков чукчей ещё в I тысячелетии до н. э. Об этом свидетельствуют петроглифы , обнаруженные за Полярным кругом на Чукотке и исследованные археологом Н. Н. Диковым .

Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя»:

После еды снимают все принадлежащие семье бубны, висевшие на шестах порога за занавеской из сырых шкур, и начинается обряд. В бубны бьют в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи. Когда кончают все взрослые, их место занимают дети и в свою очередь продолжают бить в бубны. Во время игры на бубнах многие взрослые призывают «духов» и стараются побудить их войти в их тело… .

Также были распространены подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц: «Журавль», «Журавль высматривает пищу», «Полет журавля», «Журавль осматривается», «Лебедь», «Танец чайки», «Ворон», «Бой быков (оленей)», «Танец уток», «Бой быков во время гона», «Высматривание», «Бег оленя» .

Особую роль играли торговые пляски, как вид группового брака, как пишет В. Г. Богораз, они служили с одной стороны новой связью между семьями, с другой укрепляются прежние родственные узы .

Язык, письменность и литература

См. также

  • Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Примечания

  1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  3. [http://std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=vpn2002_pert База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  4. В. Г. Богораз. Чукчи. Ч.1. Ленинград 1934 стр.3
  5. МОНГОЛОИДНАЯ РАСА
  6. Чукотское письмо
  7. Якутское войско
  8. Описание гаплогруппы N1c1-M178
  9. БСЭ (2-издание)
  10. Блюда из кухни чукчей
  11. Пища для влюбленных северян
  12. Чукча-мореход
  13. В. Г. Богораз. Чукчи. Ч.1. Ленинград 1934 стр. 106-107
  14. Там же стр. 107-108
  15. Чукчи Сказки и легенды
  16. Этнография Камчатки
  17. Чукчи, песни и танцы
  18. также встречается наименование приморские чукчи
  19. См.подр: Н. Н. Чебоксаров, Н. И. Чебоксарова. Народы, расы, культуры. М.: Наука 1971
  20. В. Г. Богораз. Чукчи и религия. ГЛАВСЕМОРПУТИ Л., 1939 стр.76
  21. Сектор фольклора
  22. Там же стр. 95

Галерея

Ссылки

На территории округа проживает около 60 национальностей. В 1989 г. на Чукотке, при общей численности населения 164 тыс. человек, коренное население Севера (чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры, коряки и др.) составляло 10%, т.е. 17 тыс. человек. Наиболее представительными по количественному составу были русские (66%), украинцы составляли 17%, белорусы - 2%. В связи с миграцией населения доля коренных народов в национальном составе возросла до 21%.

Северо-восток Азии издавна заселяют палеоазиатские народы - потомки древнейшего населения Земли. К ним относятся чукчи, коряки, ительмены и юкагиры, языки которых обнаруживают между собой некоторую близость. По языку к ним близки также живущие в нижнем течении Амура и на Сахалине нивхи. Все эти народы близки в языковом отношении друг к другу, но имеют совершенно отличное от эскимосов и от эвенков (прежнее название тунгусов) происхождение. Нити родства чукчей, коряков и ительменов (прежнее название камчадалов) ведут в северо-западную Америку, к индейцам, с которыми они, видимо, сливались в ходе продвижения на север. Мифы коряков и камчадалов по форме и по содержанию близки к сказаниям индейцев северо-западной Америки.

Представителями коренных народов Крайнего Севера на Чукотке в настоящий момент являются около 18 тыс. жителей.

Чукчи. Общая численность народа - около 15 тыс. человек, на Чукотке проживают 12 тыс. человек. Исконное самоназвание чукчей - «луораветлан», что в переводе означает «настоящие люди». Среди чукчей и коряков заметно выделяются приморские оседлые группы, которые занимаются рыболовством и охотой на морского зверя (самоназвание - «анкалын»), и группы кочевых оленеводов (самоназвание - «чаучу» или «чавучу»). Чавучу означает «оленевод». Отсюда пошли географические названия (топонимы): Чукотка, чукотский. Деление на приморскую и оленную группы прослеживается и в диалектах чукотского языка.

Быт и хозяйственная деятельность приморских чукчей и коряков в значительной степени напоминает быт эскимосов. В нем издревле присутствовали та же кожаная байдара, кожаный челнок, метательный гарпун, поплавок из надутой тюленьей шкуры. Влияние эскимосской культуры сказывается на языке, религии и фольклоре приморских чукчей.

Еще в XIX в. западной границей регулярного кочевания чукчей-оленеводов служила река Колыма. Но когда-то они жили еще западнее, на что указывает название реки Большой Чукочьей. Но затем чукчи из этих мест исчезли и снова появились на левом берегу реки Колымы в середине XIX столетия. Позднее чукчи распространились на запад вдоль морского побережья до реки Алазеи и далее, почти до Индигирки. На юге чукчи занимали территорию до Олюторского полуострова и южнее. Общее число оленных чукчей в начале XX в. было 9-10 тыс. человек. У них было около полумиллиона оленей. Приморских чукчей насчитывалось около 3 тыс. человек.

Эскимосов в России проживает 1,7 тыс. человек, из них на Чукотке - 1,5 тыс. человек. Современные поселения эскимосов растянулись вдоль Берингова пролива и Берингова моря, от мыса Дежнева до залива Креста, в основном на территории Провиденского, Чукотского и Иультинского районов. В 1920-е гг. небольшие поселения эскимосов возникли на территории современных Шмидтовского и Иультинского районов (поселки Ушаковское, Уэлькаль). Эскимосы - самый многочисленный и самый северный народ на Земле из коренного населения Арктики. В мире насчитывается 97 тыс. эскимосов, в основном они живут за пределами России: на Аляске, на севере Канады, в Гренландии. На Чукотке живут самые западные представители эскимосского народа.

Язык эскимосов разделяется на две группы: инупик, на котором говорит население островов Диомида в Беринговом проливе, Северной Аляски и Канады, Лабрадора и Гренландии, и юпик, на котором говорят эскимосы западной и юго-западной Аляски, острова Святого Лаврентия и Чукотского полуострова. Помимо родного языка у азиатских эскимосов распространен также русский язык, эскимосы Аляски в значительной степени англоязычны, среди эскимосов канадского Квебека распространены одновременно английский и французский языки, а среди гренландских эскимосов - датский язык. Вряд ли можно найти на планете коренной народ с таким разнообразием «вторых» языков.

У эскимосов нет общего самоназвания. Они именуют себя по месту проживания или называют себя просто людьми: «инуит», «юпигыт» или «юит», то есть «настоящие люди».

Как никакой другой народ мира, сроднились эскимосы с арктическим морем и полярной пустыней. Они типичные охотники на морского зверя. Промысел морских млекопитающих давал им все: пищу, одежду, жилье, топливо, транспорт. кости китов служили прекрасным строительным материалом при возведении остова полуподземных жилищ. Главным продуктом питания древних эскимосов было мясо морских животных. Из шкур нерп они научились шить не пропускающую воду глухую меховую одежду и сапоги (торбаса). Зимой носили двойную глухую меховую кухлянку, мужчины - двойные меховые штаны, а женщины - комбинезон.

Из шкур моржей изготавливали байдары. Поражает совершенство кожаных каркасных каяков с люком для сиденья, вмещавших от 1 до 30 человек. Они стали прототипом современной байдарки.

Камень, олений рог (его распаривали и придавали любую форму), рог овцебыка, моржовый бивень заменяли эскимосам металл и дерево. По всему миру славятся эскимосы орнаментальной и скульптурной резьбой по моржовым клыкам. В Гренландии они научились строить куполообразное жилище из снега - иглу. Для обогрева и освещения жилищ им служили пропитанные жиром кости китов, тюлений и олений жир.

Эскимосы Чукотки, острова Святого Лаврентия, северо-западного побережья Аляски и Западной Гренландии занимаются преимущественно охотой на моржей и китов. Помимо морского промысла они охотятся на песца и ловят рыбу в устьях рек. Из домашних животных держат собак, в среднем на хозяйство приходится 6-7 собак.

Эвены. Общая численность 17 тыс. человек, на Чукотке проживают 1,5 тыс. человек. Старое название эвенов - ламуты, от тунгусского слова «ламу», что значит «море». Это народ, близкий к эвенкам (старое название «тунгусы»). Они говорят на особом, хотя и очень близком к эвенкийскому, наречии, живут на западе Чукотки, севере Колымского нагорья, в бассейне верхнего течения Анадыря и в Корякском автономном округе. В начале века ламутов насчитывалось около 3 тыс. человек, в 1920-х гг. к эвенам была приписана значительная часть юкагиров.

Чуванцев насчитывается 1,5 тыс. человек, на Чукотке проживают 944 человека, в основном в районе Маркова. Чуванцы - это один из родов юкагиров, где много породнившихся с чукчами и юкагирами русских. В Маркове в начале XX в. половину населения уже составляли обрусевшие чуванцы, а в их русском языке до сих пор много юкагирских слов.

Юкагиров всего 1,1 тыс. человек, на Чукотке проживают 160 человек. Живут они в Анадырском и Билибинском районах.

Коряки. Общая численность коряков - 10 тыс. человек, на Чукотке проживают 95 человек, в основном по побережью Анадырского залива.

Кереки. Остались единичные представители этой народности, которая до 1960-х гг. вообще не выделялась переписями населения в качестве самостоятельного этноса. Проживают кереки в Беринговском районе. Итак, на Чукотке проживают семь коренных малочисленных народов Севера. Нигде больше в Арктике нет региона с таким этническим разнообразием, как на Чукотке.

Культура и хозяйство кочевников Чукотки. Жизнь в холоде состоит из суровых будней. Охотники, кочевники, рыбаки должны были не только знать большинство ремесел, но и быть своеобразными энциклопедистами-ремесленниками. Лишь одни они владеют техникой быта, без которой невозможно выжить в экстремально холодных условиях.

Как и приморские чукчи, эскимосы строили хозяйство на добыче морского зверя. Кочевники тундры получали все необходимое у одомашненного северного оленя. Кочевники настолько зависели от оленя, что возникало своего рода единство между жизнью человека и его оленьего стада. Это вело к постоянным поискам новых пастбищ, обусловливало кочевой образ жизни. Средствами передвижения служили упряжные олени, собаки, байдары, лыжи.

Мясо оленя служит у северных кочевников основой питания. Его дымящиеся куски вываливают из огромного котла на деревянные блюда или свеженарубленные ветки ивы. Нередко мясо едят сырым в замороженном виде. Таким образом организм получает больше микроэлементов и биологически активных веществ. Едят также почки и сухожилия. Из крови оленя варят суп или кашу. Обрезанные весной оленьи рога поджаривают и тоже употребляют в пищу. Самое изысканное кушанье - горячий олений язык.

По всему миру известны изящные и удобные меховые одежды народов Севера. Легкие и эластичные, они отлично сохраняют тепло. Их традиционный покрой переняли полярники и альпинисты. Даже названия: «кухлянка», «анорак», «парка» (теплая куртка), «унты», «камики», «торбаса» (теплые сапоги), входят в языки народов мира из речи северных народностей.

Жилищем народам Чукотки служил большой полусферический шатер - яранга, а также меховая палатка. Каркас яранги составляет решетка из деревянных шестов. Каркас покрывается оленьими или моржовыми шкурами и укрепляется тяжелыми камнями. Внутри яранги есть еще маленькое спальное помещение из шкур - полог. Конструкция яранги создана таким образом, чтобы ее можно было легко собрать или разобрать, что очень важно при кочевом образе жизни. Иногда яранга имеет несколько отсеков-помещений. Центр яранги считается самым священным местом. В нем в округлом очаге из камней горит огонь. К этому месту относятся с максимальным почтением. Над огнем коптят куски оленьего мяса и выпотрошенные тушки рыб. В местах, где топлива для костра нет, яранга обогревается и освещается жировым светильником, который заправляется китовым или нерпичьим жиром.

Вызывает восхищение хорошее знание полярными народами природы, повадок животных и птиц. Люди, которым приходится бродить по тундрам и горам, быстро ориентируются на местности. У них развивается особое внутреннее видение пространства и чутье времени. не сговариваясь, они могут съехаться к определенному времени на сход, отыскивают соплеменников, засыпанных снегом во время пурги, когда их не удается обнаружить по следам или с помощью собак.

У некоторых народностей до сих пор наблюдается деление на роды и обязательство брачной связи между определенными родами. У береговых чукчей и эскимосов сохраняются коллективные формы труда, собственности и нормы распределения всякой добычи между всеми членами общины. У них богатство необязательно влечет за собой престиж.

Без учета выработанного тысячелетиями опыта коренных народов Севера не может быть поставлена разумная организация жизни в высоких широтах. Кочевание, к примеру, является наиболее рациональным способом использования хрупких тундровых ландшафтов. Стада диких оленей совершают перегоны до 2,5 тыс. км в год. Очевидно, сходные перегоны должны совершать и стада домашних оленей. Поэтому значительную часть своей жизни пастухи-оленеводы проводят в кочевьях. Живут они зимой вместе с оленями в лесотундре или в безлесных просторах тундры, летом передвигаются к берегам морей или в горы.

Перекочевки приводили людей в соприкосновение с другими народностями. В результате у пространственно разобщенных культур возникали полезные заимствования. Так, всем оленеводам тундры свойственны ездовое оленеводство, одинаковые типы охотничьего промысла: применение ловушек на песцов, луков-самострелов, сетей для ловли гусей, - а также схожая одежда из оленьих шкур и обувь из камуса, украшения из чередующихся полосок белого и черного меха, прямолинейный орнамент, способы употребления пищи. Однако заимствовалось далеко не все. Например, породы оленей у чукчей и у эвенов разные. Оленеводство в малой степени привилось в американской коренной культуре.

В связи с переводом северных кочевников на оседлость в 1950-х гг. традиционные формы природопользования стали угасать. Жившие в передвижных ярангах кочевники были переселены в дома. Жизнь многих из них улучшилась, многие этого хотели, но не все. Беда в том, что переселили всех. Дети кочевников стали учиться в школах-интернатах и забывали родной язык. Они уже не осваивали навыки кочевой жизни в природе, но и включиться в чуждую жизнь промышленных, портовых или горнодобывающих поселков многим оказалось не под силу. Некому стало грамотно осваивать тундру. Оказалось, что рациональная эксплуатация тундры напрямую зависит от сохранения традиционного образа жизни, духовной культуры и использования языка народа.

Есть точка зрения, что именно с Арктикой связаны будущие эффективные модели цивилизации. Она подкреплена фактами многовекового, а в каких-то случаях и многотысячелетнего вполне устойчивого существования в условиях Арктики целого ряда этносов при сохранении их постоянной численности и без истощения природных ресурсов.

Школьники могут с лёгкостью ответить на вопрос "Где живут чукчи?". На Дальнем Востоке есть Чукотка или Чукотский автономный округ. Но если мы немного усложним вопрос: "Где живут чукчи и эскимосы?", возникают затруднения. Нет одноимённой области, нужно найти более серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях. Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками Безусловно, есть. Всё это разные народности, некогда племена, имеющие общие корни и населяющие схожие территории. Регионы в России, где живут чукчи или луораветланы, сконцентрированы на севере. Это республика Саха, Корякский АО и Чукотский АО. С древних времен их племена населяли крайние области Восточной Сибири. Сначала кочевали, но после приручения оленей начали немного приспосабливаться к оседлому образу жизни. Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов. Луораветланы или чукчи (самоназвание) делили себя на морских охотников, живущих на побережье Ледовитого океана, и оленных, тундровых.

Некоторые антропологи относят эскимосов к монголоидной расе, имеющей арктическое происхождение. Данная народность живёт в штате Аляска (США), в северных регионах Канады, на острове Гренландия (Дания) и совсем немного (1500 человек) на Чукотке. В каждой стране эскимосы говорят на своём языке: на гренландском, аляскинском инуите, канадском эскимосском. Все они делятся на различные диалекты. Кто такие чукчи и коряки? Луораветланы сначала оттеснили эскимосские племена, а затем территориально отделились от коряков. Сегодня коряки (общая народность с чукчами) составляют коренное население одноимённого автономного округа Камчатской области в России. Всего их насчитывается около 7000 человек. Корякский язык относится к чукотско-камчатской группе. Первые упоминания о коряках обнаруживаются в документах XVI века. Описываются люди, часть которых занималась оленеводством, а другая - морским промыслом.

Внешний облик

Где живут чукчи и как они выглядят? На первую часть вопроса ответ сформулирован выше. Совсем недавно учёные доказали генетическое родство чукчей и индейцев. Действительно, в их внешнем облике много общего. Чукчи относятся к смешанной монголоидной расе. Они похожи на жителей Монголии, Китая, Кореи, но несколько отличаются.

Разрез глаз мужчин луораветланов больше горизонтальный, чем раскосый. Скулы не такие широкие, как у якутов, а цвет кожи с бронзовым оттенком. Женщины этой национальности во внешнем облике имеют больше сходств с монголоидами: широкие скулы, расплывшиеся носы с большими ноздрями. Цвет волос у представителей обоих полов чёрный. Мужчины стригутся коротко, женщины заплетают две косы и украшают их бусами. Замужние - носят чёлки. Зимняя одежда луораветланов двухслойная, шьётся чаще всего из меха пыжика. Летняя одежда представляет собой накидки или куртки из оленьей замши.

Черты характера

Рисуя психологический портрет данной народности, отмечают основную черту - чрезмерная нервная возбудимость. Луораветлана легко вывести из состояния духовного равновесия, они очень вспыльчивы. На фоне этого имеют склонность к убийству или самоубийству. Например, родственник может с лёгкостью откликнуться на просьбу тяжелобольного члена семьи и убить его, чтобы тот не мучился в агонии. Эта народность крайне независима, самобытна. В любом споре или борьбе проявляют небывалую настойчивость.

В то же время эти люди очень гостеприимные и добродушные, наивные. Самоотверженно приходят на помощь ближним и всем, кто нуждается. Очень легко относятся к понятию супружеской верности. Жены редко ревнуют своих мужей.

Условия жизни

Там, где живут чукчи (на фото ниже), короткое полярное лето, а остальное время - зима. Для обозначения погоды жители используют только два выражения: "погода есть" или "погоды нет". Это обозначение является показателем охоты, то есть будет она удачной или нет. Испокон веков чукчи продолжают свои промысловые традиции. Очень любят мясо нерпы. Счастливый охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками (их обычно 5-6) будет прокормлена несколько дней.

Места для яранг семьи чаще всего выбирают в окружении сопок, чтобы было больше безветрия. Внутри нее очень холодно, хотя выстлано жилище вдоль и поперёк шкурами. Обычно посередине небольшой костерок, обложенный округлыми валунами. На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Возле нее дети. Вместе они собирают в сезон растения. Муж - добытчик. Этот уклад сохраняется на протяжении многих веков. Иногда такие коренные семьи месяцами не выезжают в посёлки. У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом приходится доказывать, что это их ребёнок.

Почему чукча - герой анекдотов?

Существует мнение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от страха и уважения, ощущения превосходства над собой. С XVIII века, когда казачьи отряды двигались по бескрайней Сибири и встречали племена луораветланов, пошли толки о воинственной народности, которую очень сложно превзойти в бою.

Своих сыновей сызмальства чукчи обучали бесстрашию и ловкости, воспитывая их в спартанских условиях. В той суровой местности, где живут чукчи, будущий охотник должен быть чутким, уметь сносить любой дискомфорт, спать стоя, не бояться боли. Любимая национальная борьба происходит на расстеленной скользкой тюленьей шкуре, по периметру которой торчат острозаточенные когти.

Воинствующие оленеводы

Корякское население, которое раньше чукчей вошло в состав Российской империи, сбегало с поля боя, если видело хотя бы несколько десятков луораветланов. Даже в другие страны попадали сказы о воинствующих оленеводах, которые не боятся стрел, уклоняются от них, ловят и запускают во врага руками. Попавшие в плен женщины с детьми убивали себя, чтобы не попасть в рабство.

В бою чукчи были беспощадны, метко сражали врага стрелами, наконечники которых были смазаны ядом. Правительство стало предупреждать казаков, чтобы те не вступали в бои с чукчами. На следующем этапе население решили подкупать, уговаривать, потом спаивать (больше в советское время). А в конце XVIII в. у реки Ангарки соорудили крепость. Возле нее периодически устраивались ярмарки, чтобы торговать с оленеводами обменным способом. На свою территорию луораветланы не пускали. Русским казакам всегда было интересно, где живут чукчи и чем занимаются.

Торговые дела

Дань Российской империи оленеводы платили в том размере, в котором могли себе позволить. Часто ее не платили совсем. С началом мирных переговоров и сотрудничества русские принесли чукчам сифилис. Всех представителей европеоидной расы они теперь побаивались. Например, с французами и британцами не имели торговых связей только потому, что они "белые". Деловые связи налаживали с Японией, соседней страной. Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов добыть невозможно. Поэтому они активно покупали у японцев защитные латы, панцири, другое военное обмундирование и снаряжение, изделия из металла.

С американцами луораветланы вели обмен пушнины и других добытых товаров на табак. Очень ценились шкурки голубого песца, куницы, а также китовый ус.

Чукчи сегодня

Большая часть луораветланов смешалась с другими народностями. Чистокровных чукчей сейчас почти не осталось. "Неискоренимая народность", как их часто называют, ассимилировала. При этом они сохраняют род своих занятий, культуру, образ жизни.

Многие учёные уверены, что малочисленному коренному этносу грозит в большей мере не исчезновение, а социальная пропасть, в которой они находятся. Многие дети не умеют читать и писать, не ходят в школы. Уровень жизни луораветланов далёк от цивилизации, да они к ней и не стремятся. Чукчи живут в суровых природных условиях и не любят, когда им навязывают свои порядки. Зато когда находят замёрзших русских в снегах, приносят в ярангу. Говорят, потом укладывают гостя под шкуру вместе со своей голой женой, чтобы та обогрела его.

Северные народы. Эскимосы, ненцы, нанайцы, чукчи, якуты… Мы представляем каждый северный народ одетым в теплые меха и жующим эскимо. Давай познакомимся с каждым из них поближе.

Эскимосы – один из коренных народов Крайнего Севера, занимающие территории Чукотки. От этого народа пошло название нашего любимого мороженого – эскимо.

Начнем с эскимосской еды. Она представлена рыбой, птицей, оленьим, медвежьим и нерповым мясом, а также яйцами. В зоне сурового климата заниматься земледелием просто невозможно, поэтому эскимосы собирают клубни и водоросли, до которых им проще всего добраться. Что до мяса, то его эскимосы считают очень полезным.

Живут, спят и отдыхают от охоты эскимосы в специальных полукруглых жилища изо льда, которые называются «иглу». Никакая палатка не идет в сравнении с иглу, которые кажутся холодными только внешне. На самом деле внутри такого жилища тепло и уютно.


Поражает тот факт, что в силу своей бедности и скудности условий некоторые эскимосы подвержены алкоголизму. Во всяком случае, так утверждают ученые. Вопрос возникает один: из чего они делают этот самый алкоголь!

Эскимосы весьма суеверны и боятся некого вымышленного призрака, который только и ждет, чтобы утащить кого-нибудь в прорубь. Опасения, конечно, небезосновательны – случаев падения в прорубь среди эскимосов довольно много.

Переезжаем к ненцам.


Тундра, Кольский полуостров, длинное побережье Северного Ледовитого океана – вот места обитания ненцев. Для пущей понятности даем официальное название территории ненцев в пределах необъятной Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ. Зимой и летом ненцы живут на одном месте, а весной и осенью кочуют. Жилище ненцев – чум – представляет палатку из оленьих шкур. Посередине такой палатки устанавливается печка. Вокруг нее лежат оленьи шкуры, на которых можно спать. Любопытно, но факт, что постройкой жилища у ненцев заведуют женщины.


Основным деликатесом у ненцев считаются рожки молодого оленя. У них и название соответствующее – панты. Стараясь не навредить молодому олененку, ненцы аккуратно их срезают, потом смалят над открытым пламенем, а затем снимают с них верхний слой шкурки, представляющий самое лакомство. Рога от взрослых оленей ненцы выгодно продают на нужды фармацевтики.

Помимо шкурок с оленьих рогов ненцы обожают строганину – нарезанную тонкими пластинками замороженную рыбу и колотушку – тоже замороженную рыбу, только разбитую о твердый предмет на маленькие кусочки. Колотушку едят как повседневное блюдо, строганину подают на званые обеды.

Олень считается у ненцев уважаемым животным, поэтому на день рождения, который у этих народов отмечается единожды в жизни, ребенку дарят молодого олененка.

Женятся ненцы в 18-20 лет. Вторую половинку им подыскивают родители. На свадьбе вместо каравая молодым преподносят сваренное сердце и язык оленя – символ того, что у молодоженов теперь одно сердце и один язык на двоих.

Давай навестим чукчей. Наверняка ты догадываешься, что они живут на Чукотке. Также они населяют побережье Берингова пролива и Северного Ледовитого океана. Это единственный коренной сибирский народ, который не покорился российским войскам. Среди чукчей есть оленеводы и любители поохотиться на морских обитателей.


Чукчи очень любят сырое оленье мясо и рыбу, также сырую. В суровых условиях вечной мерзлоты выживают благодаря высокому гемоглобину и быстрому обмену веществ, а также калорийной пище. Так из внутренностей оленя они готовят калорийный наваристый суп с кровью, жиром и кусочками сала. Из напитков чукчи предпочитают травяные отвары.

Основной материал, из которого чукчи шьют одежду и строят жилища – оленьи шкуры. Одежда, как правило, двухслойная. Наружный и внутренний слой – теплый мех.


Одно из развлечений чукчей – шутки и анекдоты. Чукчи считают, что смех отгоняет злых духов. Любимый вид спорта чукчей – гонки на собачьих упряжках, кожаных лодках и санях, запряженных оленями.

Чукчи не любят мыться. Во-первых, они считают, что, отмываясь, они становятся беззащитными перед злыми духами, во-вторых, боятся замерзнуть. Редкие банные процедуры чукчей сводятся к тому, что они натираются салом нерп, а затем счищают его с кожи вместе со слоем грязи.

И, наконец, якуты. Якутия или Республика Саха более обжитое и приближенное к цивилизации место, нежели Чукотка или побережье Кольского полуострова.


Якуты очень любят молочную продукцию, и не только от коров, но и от лошадей. В особом почете у якутов кумыс, простокваша, растопленное масло. Его якуты могут пить просто так. Очень любят якуты оленину, конину, строганину и медвежатину.

Любопытно, что мороз в Якутии вовсе не так страшен, как кажется. На самом деле 20-градусный мороз в Санкт-Петербурге намного страшнее для теплолюбивых людей, нежели привычные для Якутии -50°С. При таком морозе якутские дети запросто бегают по улице и едят мороженое.


Якуты очень трудолюбивые и выносливые. На сенокосе они могут работать до 24 часов в сутки. Кстати, они очень не любят, когда их называют якутами и предпочитают, чтобы их называли «саха».

Если у тебя возникнет желание посетить северные народы необъятной России, ты можешь воспользоваться обратиться в туристические фирмы представленные в