Открываем азс. Бизнес план организации азс

Принимая все расчеты, приведенные в данном бизнес-плане, учредитель берет на себя всю ответственность за их соблюдение.

Резюме проекта

Бизнес-план АЗС с расчетами направлен на практическую реализацию идеи открыть автозаправочную станцию с двухгодичным оборотом. При этом проект предусматривает решение следующих социальных и экономических задач:

  • Создание новых рабочих мест на открывающемся предприятии.
  • Удовлетворение спроса автомобилистов в обеспечении топливом и другими потребительскими товарами.
  • Извлечение прибыли.

Финансирование строительства автозаправочного комплекса осуществляется за счет средств банковского коммерческого кредита в сумме 45 млн рублей. Процентные выплаты и возврат займа начинаются с 1-го месяца с начала осуществления проекта. Это условие существенно упрощает понимание методики регулирования потоков финансовых средств и методики расчета дисконтирования.

Заемные вложения поступают от банка под процентную ставку в 17,5%. Предусматривается возможность пересмотра ставки в сторону уменьшения в соответствии с имеющимися тенденциями на банковском рынке финансовых услуг.

За время инвестирования общая величина начисленных процентов кредитору – 3 млн 066 тыс. рублей.

Сроки окупаемости:

  • От момента начала работы по проекту – не более 4 месяцев.
  • С учетом дисконтирования – 2 года.

Жизненный цикл проекта при существующих условиях хозяйствования и экономической ситуации в стране составляет 2 года. За это время общий экономический эффект от его осуществления составит 208 млн 339 тыс. 791,2 рубля.

Основные этапы

Приведенные в бизнес-плане сроки реализации проекта, а также иные сведения по его осуществлению являются актуальными и для форс-мажорных обстоятельств.

Краткий анализ рынка

Отечественный рынок автомобильного топлива находится на стадии постепенного насыщения. В таких условиях главным становится не столько его количественные характеристики, сколько качественные.

По мнению экспертов, открытие успешного бизнеса в данной отрасли возможно только при условии выстраивания вертикально интегрированной структуры: НПЗ – нефтебаза – АЗС. Доставка топлива непосредственно с нефтеперерабатывающих предприятий не всегда выгодна по причине удаленности НПЗ. Наиболее приемлемым вариантом является подписание договора с близлежащей нефтебазой о периодических поставках топлива в объемах, обеспечивающих непрерывную работу автозаправочного комплекса в соответствии с заявленным графиком.

В настоящее время, после кризисных явлений 2008-2010 годов, в стране активно ведется работа по модернизации нефтеперерабатывающих предприятий, что позволит насытить рынок высокооктановыми бензинами. К этому процессу подключены все крупнейшие нефтедобывающие компании России, что позволило за последние 5 лет увеличить выручку от реализации топлива на 30% и более, в зависимости от региона.

Таким образом, снабжение АЗС бензином и дизельным топливом больше не является фактором, сдерживающим развитие сети АЗС.

Резюме объекта

Количество автозаправочных станций, возводимых важнейшими игроками на рынке топлива, постоянно возрастает. Так, только «Газпромнефть» довела количество своих АЗС, возведенных в России и государствах СНГ, почти до полутора тысяч.

Автозаправочная станция представляет собой комплекс объектов, интегрированных в рамках единой хозяйствующей структуры, создаваемой с целью оказания услуг по заправке автомобилей топливом. Перечень категорий потребителей весьма широк, ими являются все автолюбители, работники служебного и общественного транспорта, одним словом – все автовладельцы.

Наиболее важными мероприятиями по созданию АЗС являются поиск места расположения автозаправочного комплекса, возведение объектов его инфраструктуры, подбор персонала.

Помимо собственно заправки, проект предусматривает строительство:

  • Магазина автозапчастей и автомобильных технических жидкостей.
  • Пункта мойки транспортных средств.
  • Пункта шиномонтажа.
  • Торгового объекта по реализации сопутствующих товаров и продуктов питания (на его площадях размещается помещение для работы кассиров-операторов АЗС).

Возводимые строения должны быть обеспечены современными инженерными системами, приточно-вытяжной вентиляцией, автоматизированными комплексами управления работой оборудования, электроснабжением, системами противопожарной защиты и сигнализации, кондиционирования и отопления.

Для бесперебойной работы АЗС необходимо обеспечить возможность получения и хранения непосредственно на объекте не менее 8 тонн нефтепродуктов для суточной реализации.

Особенности администрирования

Открыть в России АЗС – довольно хлопотное мероприятие с точки зрения администрирования бизнеса. Государством установлены жесткие нормы по возведению объектов и сложные процедуры согласования и получения разрешений. По этой причине в стране практически отсутствуют возможности по созданию контейнерной автозаправки, которая также может приносить ощутимую прибыль, особенно в условиях стесненных городских застроек. Действующие СНиПы позволяют строить объекты АЗС не ближе 30 метров от домов.

Администрирование создания АЗС включает в себя также необходимость получения разного рода разрешений и проведения множества согласований по отводу земельного участка, строительству объектов инфраструктуры, прокладки коммуникаций.

Подбор персонала

Кадры – одна из основных проблем, которую придется решать в процессе создания предприятия. Это особенно важно для АЗС, находящихся на удалении от населенных пунктов. В соответствии с установленными правилами, сотрудники АЗС должны иметь специальные сертификаты, свидетельствующие о профессиональной подготовке. Поэтому подбор персонала для станции осуществляется с условием проведения обучения сотрудников на специальных курсах, организуемых нефтеинспекцией.

Курс обучения должны проходить кассиры, заправщики и водители. В среднем стоимость таких курсов составляет около 2 000 рублей за одного работника. После окончания обучения производится сертификация специалистов.

Отбор кандидатов на трудоустройство осуществляется на конкурсной основе. Он будет также применяться и для сотрудников, представляющих иные области деятельности. Срок проведения конкурса – 1 месяц.

Фонд оплаты труда специалистов отражен в таблице расходов по проекту.

В некоторых случаях потребуется принять на работу охранников или заключить договор на охрану объекта с ЧОП. Стоит такая услуга в среднем:

  • 1500 руб. в месяц (при нахождении объекта вне населенного пункта).
  • 7500 руб. в месяц (при расположении АЗС в городе).

Количество операторов рассчитывается исходя из планируемых объемов реализации услуг и режимом работы предприятия.

Маркетинг и реклама

При увеличении числа АЗС число потенциальных потребителей топлива растет медленно. Это порождает все большую конкуренцию на рынке и, в свою очередь, требует все более значительных вложений в проведение эффективной маркетинговой и рекламной деятельности.

Для этого рассматриваемый бизнес-план предусматривает необходимость формирования у потребителей убеждения, что на данной станции можно приобрести топливо непосредственно от производителя. Затраты на рекламу направляются на проведение следующих мероприятий:

  • Публикация статей в специализированных и местных изданиях.
  • Разработка собственного сайта.
  • Реклама в местных средствах массовой информации.
  • Реклама на телевидении и радио.
  • Проведение акций и разработка специальных предложений отдельным категориям потребителей.

По мнению специалистов, услуга приобретает статус значимой, когда количество ее пользователей превышает 1% экономически активного населения. Таким образом, в рамках даже среднего по величине города АЗС вполне может стать прибыльным объектом и выполнять возложенные на нее функции.

Следует также учитывать, что среди некоторых слоев населения продолжает бытовать мнение о криминальном характере данного бизнеса. Поэтому все усилия в маркетинге следует направлять на создание позитивного имиджа предприятия и повышение качества обслуживания потребителей.

Перечень необходимого оборудования

Для эффективного выполнения своих задач и обеспечения бесперебойного функционирования заправки необходимо приобрести следующее оборудование:

  • Топливо- и газораздаточные колонки.
  • Комплекс оборудования для управления системами АЗС.
  • Систему измерения давления.
  • Модульный топливозаправочный пункт.
  • Автогазозаправочные станции (АГЗС).
  • Топливозаправщик на базе автомобиля КамАЗ с объемом цистерны 10,7 куб. м.

Точное количество единиц оборудования указано в таблице планируемых расходов по проекту.

Общая оснастка АЗС должна способствовать росту производительности оказания услуг, полностью соответствовать предъявляемым требованиям в области безопасности, содействовать повышению репутации предприятия и компенсировать вложения, предусмотренные данным бизнес-планом.

Финансовый план

Финансовый план работы предприятия рассчитан исходя из того, что в течение 2017 года розничные цены на различные виды моторного топлива в стране вырастут на 8-12% по сравнению с прошлым годом и достигнут уровня 41,5-43 рублей за литр.

Финансовый год для предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности начинается в январе. Основные виды налогообложения:

Наименование налога Используемая база для налогообложения Период уплаты Ставка
На величину прибыли Величина прибыли м-ц 20%
НДС Величина добавленной стоимости м-ц 18%
На имущество Сумма стоимости приобретенного имущества согласно графику 22%
Подходный ФОТ м-ц 13%
Социальные платежи ФОТ м-ц 34%

При имеющихся тенденциях на отечественном рынке автомобильного топлива прогнозируемая структура доходов выглядит следующим образом:

Период Услуги (реализация моторного топлива по видам) Количество Выручка
Аи-95 55 1 млн 385 тыс. 918 руб.
1-12 м-ц (инвестиционный период) Аи-92 291 6 млн 800 тыс. 320 руб.
1-12 м-ц (инвестиционный период) Аи-80 290 5 млн 914 тыс. 318 руб.
1-12 м-ц
(инвестиционный период)
ДТ 750 13 млн
634 тыс. 475 руб.
13 м-ц
(период функционирования)
Аи-95 60 1 млн 582 тыс. 560 руб.
Аи-92 380 9 млн 295 тыс. 104 руб.
13-24 м-ц (период функционирования) Аи-80 380 8 млн 111 тыс. 936 руб.
14-24 м-ц (период функционирования) ДТ 1100 20 млн 931 тыс. 680 руб.

Цена топлива за 1 литр принята на основе среднего показателя прогноза на 2017 год, который основан на:

  • Анализе спроса на конкретные виды топлива.
  • Усредненных данных о количестве предоставляемых услуг на АЗС.
  • Предоставлении услуг предприятиями АЗС.
  • Обобщенных данных о состоянии отечественного рынка услуг АЗС.

В расчетах принимается минимальная рентабельность услуг предприятия.

Потенциальные риски

Наиболее значимыми рисками в данном бизнесе являются:

  • Сложность администрирования проекта, особенно на стадии открытия предприятия.
  • Высокий уровень конкуренции.
  • Необходимость получения заемных средств в большом размере.
  • Изначально низкая квалификация персонала, необходимость обучения.

Выводы

Приведенный пример бизнес-плана АЗС показывает, что открытие автозаправочной станции является сверхприбыльным видом деятельности. Доходность предприятия во многом определяется высокой степенью потенциальных рисков объективного и субъективного характера. Перспективы развития бизнеса определяются местом расположения заправочного комплекса, уровнем автомобильного трафика, эффективным управлением предприятием и грамотной маркетинговой политикой.

На начальном этапе реализации проекта от учредителя потребуется значительная концентрация своего интеллектуального и психологического потенциала на решении сложных задач по организации предприятия.

Любой вид топлива – это, прежде всего, тот вид товара, который пользуется очень большим спросом, даже не смотря на то, что с каждым годом становится все дороже. Именно в связи с популярностью любого вида топлива, открытие своей заправки будет для вас просто отличным средством дохода.

Но, как и в каждом виде бизнеса, в топливном бизнесе есть и свои «подводные камни», и свои тонкости, которые обязательно необходимо изучить. Для того чтобы изучить эти особенности открытия своей АЗС, нужно обязательно составить бизнес-план, который поможет вам избежать неприятностей. Также, бизнес-план поможет еще и пошагово организовать свое предприятие.

Как правило, решение открыть АЗС может возникнуть как у простого человека, так и у бизнесмена – но первое, что необходимо сделать перед открытием такого дела, так это провести анализ рынка и выбор такого района своего населенного пункта, который еще не занят этим бизнесом.

1. Обзорный раздел

В данном разделе необходимо описать, то, какую именно АЗС вы хотите открыть (стандартный вариант заправочная станция на 8 машиномест).

Также, нужно указать и организационно-правовую форму ведения бизнеса (как правило, нужно будет оформиться как индивидуальный предприниматель, но если вы планируете работать с корпоративными заказчиками, то следует оформиться как «ООО»). Если вы оформитесь как индивидуальный предприниматель, то это даст вам несколько преимуществ, среди которых низкое налоговое обложение, но недостаток такого вида деятельности в том, что предоставление услуг возможно только частным физическим лицам. Если же вы хотите обслуживать еще и юридические лица, то, как и было указано выше, нужно оформиться как юридическое лицо (то же «ООО»).

Степень успешности такого бизнеса оценивается как высокая, так как спрос сегодня на заправочные станции среди потребителей очень высок, даже несмотря на их огромное количество в сравнительно небольшом районе и высокие цены на топливо.

2. Описание предприятия

В этом разделе бизнес-плана следует описать предприятие, которое вы хотите открыть. Например, можно привести такое описание: предполагается открытие АЗС , которая рассчитана на 8 машиномест и которая предлагает потребителю несколько самых основных видов топлива.

3. Описание услуг

На данном этапе проектирования своего предприятия нужно описать те услуги, которые ваша заправочная станция будет предоставлять потребителям. Как правило, любая автозаправка предоставляет услуги по заправке автомобилей различными видами топлива, самыми распространенными среди которых являются:

1. Бензин марки АИ-98;

2. Бензин марки АИ-95;

3. Бензин марки АИ-92;

4. Бензин марки АИ-76;

5. Дизельное топливо;

6. Газ (новый, но уже распространенный вид топлива).

Также, стоит учесть то, что ваша заправочная станция будет еще и предоставлять бесплатные услуги заправщика. Кроме того, на территории автозаправочной станции, можно установить магазин, в котором можно продавать товары широкого потребления или же открыть магазин автотоваров (можно продавать как мелкие товары для автомобиля, так и полноценные запчасти для двигателя). Так же целесообразным будет открыть при АЗС мойку, у нас имеется.

4. Анализ рынка

На данном этапе бизнес-плана нужно провести мониторинг рынка автозаправочных станций в своем населенном пункте, и установить свое предприятие в том районе, где концентрация АЗС небольшая.

Для того чтобы открыть свою АЗС вам потребуется комплект документации:

1. Лицензия Министерства топлива и энергетики на хранения нефти и газа, а также продуктов их переработки;

2. Разрешение органов местной власти на использование земельного участка под АЗС;

3. Договор на аренду земельного участка, выданный органами местного самоуправления.

Стоит отметить, что участок, на котором будет располагаться ваша АЗС должен быть удален от жилой зоны на 30 метров.

5. Производственный план

После того как вы получите все разрешительные документы, которые необходимы для открытия своей АЗС , настает этап составления производственного плана. В первую очередь необходимо найти компанию-подрядчика, которая возьмет на себя обязанность по возведению вашей автозаправки. На сегодняшний день такую компанию найти не проблема, так как фирм занимающихся строительством очень много. Во время строительства АЗС стоит обращать свое внимание на такие ее узлы как:

1. Емкость для слива и хранения топлива различных видов;

2. Производственные помещения;

3. Магазин продажи;

4. Навес над топливными колонками.

Как правило, на постройку автозаправочной станции уходит всего лишь какие-то месяц-полтора.

После постройки самого здания АЗС можно приступать к покупке оборудования:

1. Система управления автозаправки;

2. Топливные колонки;

3. Оборудование для магазина: витрины, торговые полки, кассовые аппараты, если предполагается и наличие бара, то нужно купить и барную стойку, и оборудование для кухни;

4. Противопожарный стенд (без этого оборудования вам просто не разрешат открыть свою АЗС).

После постройки автозаправки и установки на ней соответствующего оборудования, можно приступать непосредственно к запуску такой станции в работу. В первую очередь, нужно обязательно подписать все необходимые договора с поставщиками топлива. Это необходимо для того, чтобы обеспечить бесперебойную поставку топлива на вашу заправку. Как правило, в крупных городах у вас еще и появится выбор поставщика топлива, так как в таких населенных пунктах, имеется по несколько довольно крупных компаний-поставщиков топлива.

К слову, если вы хотите сделать свою автозаправку более известной, то вам подойдет такой способ ведения бизнеса, как франчайзинг. Этот вид ведения бизнеса позволит вам использовать бренд известной топливной компании всего лишь за 25-30 тыс. рублей в год. Как уже показала практика, открытие франшизы является довольно выгодным решением, так как известный бренд намного больше привлекает потребителей, а это значит, что значительно повышаются продажи топлива. Но если вы решили открыть франшизу, то стоит быть готовым к тому, что компания-представитель потребует от вас соблюдения фирменного стиля и атрибутики.

После того как все этапы пройдены, можно приступать к набору персонала. Как правило, для АЗС вам будет достаточно такого списка рабочих:

1. Продавец-кассир (достаточно будет 3 человека, которые будут работать посменно);

2. Охранник (3 человека, работают посменно, в одну смену с кассирами);

Стоит учесть тот факт, что все работники вашей АЗС должны иметь соответствующие сертификаты, полученные в инспекции по надзору в сфере оборота нефтяных продуктов.

6. Финансовый план

В этом разделе бизнес-плана необходимо рассмотреть все расходы и будущие доходы от такого бизнеса.

Расходы:

В статье расходов нужно указать расходы на аренду участка (примерно 100.000-1.500.000 рублей в год), строительство автозаправочной станции (2.000.000 рублей), оборудование для АЗС (1.000.000 рублей), зарплата персоналу (1.920.000 рублей), а также всяческие налоги, сборы, согласования (300.000 рублей). В сумме, для открытия своей АЗС вам понадобится около 6 млн. рублей.

Доходы:

В статье доходов можно указать такие доходы как продажа топлива (20.000-30.000 рублей в сутки), продажа различных товаров (6.000 рублей в сутки). В совокупности своя АЗС принесет вам около 800 тыс. рублей в месяц.

После открытия АЗС вы получите назад свои вложенные деньги примерно за 8 месяцев.

Открытие автозаправки может осуществляться двумя путями. Самый простой и популярный – Это позволяет открыть заправку под именем известного бренда, облегчает переговоры с поставщиками, но в то же время лишает предпринимателя значительной части прибыли и накладывает ряд ограничений на бизнес.

Поэтому оптимальным будет открытие заправки под собственным брендом. Итак, как открыть заправку с нуля?

  1. Регистрация фирмы , открытие и добавление уставного капитала, достаточного для организации предприятия.
  2. Выбор места расположение будущей АЗС, с владельцем земли об аренде или полном выкупе.
  3. Создание проекта и согласование его в Роспотребназдоре.
  4. Оформление разрешения в СЭС и МЧС.
  5. Заключение договоров с ЖКХ на вывоз мусора и утилизацию отходов.
  6. Строительство АЗС по одобренному проекту.
  7. Закупка нужного оборудования, установка и настройка резервуаров и бензоколонок.
  8. Организация необходимой инфраструктуры, оборудование рабочих мест.
  9. Найм и обучение
  10. Получение лицензии на продажу топлива от Министерства энергетики.
  11. Заключение договоров с поставщиками бензина – нефтеперерабатывающими заводами.
  12. Организация поставок.
  13. Открытие АЗС.
  14. Проработка ценовой политики.
  15. Усиленная реклама, предложение скидок постоянным клиентам – словом, маркетинговое продвижение.

С чего начать строительство заправки?

Автозаправка – место повышенной опасности, так как ее сооружение подразумевает хранение взрывоопасных веществ. В связи с этим для ее постройки необходимо получить множество разрешений от контролирующих органов.

Конкретные требования к обустройству и месторасположению заправочного комплекса перечислены в требованиях Роспотребнадзора. Основные из них:

  • расположение не более чем в 30 метрах от ближайшего жилого дома;
  • оснащение заправки подъездными и выездными путями;
  • оборудование пожарной сигнализации;
  • оснащение места для кассира бронированными дверями и пуленепробиваемыми стеклами;
  • организация утилизации неиспользованных ГСМ и т.д.

Как открыть АЗС: необходимые документы

Итак, место выбрано, проект разработан, контракты с поставщиками налажены. Но перед тем, как искать подрядчика для постройки станции, нужно получить ряд разрешений:

  • проектная документация должна быть представлена в Роспотребнадзоре, и организация должна дать свое разрешение;
  • нужно получить разрешение в СЭС на торговлю топливом;
  • в Минтопэнерго получить лицензию для реализации и хранения ГСМ;
  • получить разрешение в пожарной службе на хранение топлива (нужно оборудовать станцию всеми противопожарными средствами);
  • заключить договор со службой вывоза мусора;
  • заключить соглашение с местной службой ЖЭК на проведение дератизации;
  • получить от поставщиков сертификаты качества на топливо.

Кроме того, владельцу заправки понадобится:

  • оформить землю под АЗС в собственность или аренду;
  • получить в администрации разрешение на строительство.

Как построить автозаправку?

После получения всех нужных бумаг и одобрения проекта в Роспотребнадзоре можно приступать к подбору строительной фирмы для возведения самого комплекса.

Стройматериалы обычно заказчик закупает сам, фирма же занимается непосредственно самим строительством.

Выбирать лучше всего организацию, которая уже имела подобные завершенные проекты. В таком случае специалисты помогут выбрать подходящие материалы, договорятся о поставках, посоветуют, где можно снизить издержки – словом, окажут всестороннюю помощь.

Нужно учесть, что, скорее всего, придется нанимать две или три фирмы: одна будет заниматься постройкой непосредственно самого заправочного комплекса, вторая – монтажом необходимого оборудования, а третья – организацией подъездных путей.

Какое оборудование потребуется?

  • 5 резервуаров (4 основных и 1 резервный) для хранения ГСМ (объем не менее 15 кубов);
  • резервуар для ливневой системы (объем 10 кубов);
  • две топливо-раздаточные колонки по два рукава.

Кроме того, потребуется понести определенные расходы по оформлению заправки, нужно заказать:

  • вывески с названием АЗС;
  • планшеты для обозначения топлива;
  • дисплей для отображения текущих цен за 1 литр топлива;
  • оборудование шлагбаума и “лежачего полицейского”.

Подбор персонала для работы на заправке

Для оптимальной работы АЗС понадобятся:

  • непосредственнный начальник станции, организующий всю работу и решающий спорные вопросы (фактически – старший менеджер);
  • (эту обязанность можно возложить на начальника станции);
  • механик-ремонтик, знающий особенности функционирования заправочных колонок;
  • оператор станции (кассир), минимум два человека для организации работы в две смены, 4 – для круглосуточного обслуживания;
  • электрик;
  • водитель.

Электрик и механик понадобятся, главным образом, для устранения неполадок, это может быть один специалист. Водитель же нужен больше в качестве экспедитора для контроля качества привозного топлива (чтобы его нигде не разбавили по пути).

К обучению персонала следует подойти со всей ответственностью. В больших городах проблем с работниками не бывает. А вот в провинциальных придется довольствоваться тем, что есть.

Поэтому нелишним будет записать их на курсы повышения профмастерства, чтобы механик освоился с новыми бензоколонками, а бухгалтер всегда находился в курсе последних изменений в законодательстве.

Как открыть АЗС и организовать поставки топлива?

Договориться о поставка ГСМ – самый сложный и ответственный момент. Крайне не рекомендуется покупать топливо у перекупщиков – скорее всего, оно будет разбавленным или просто низкокачественным. Лучше всего договориться о поставках напрямую с нефтеперерабатывающим заводом.

Процесс доставки бензина с завода до АЗС необходимо контролировать лично, иначе велика вероятность, что доставлено будет разбавленное топливо.

Качество бензина должно стать визитной карточкой заправки – иначе новая АЗС быстро растеряет клиентуру.

Дальнейшее расширение заправки

Естественно, что не заправкой единой жив водитель. Сейчас становится трендом предоставлять “всё в одном”. Так, при процветающем бизнесе можно расширить ассортимент предлагаемых услуг за счет постройки:

  • автомастерской;
  • шиномонтажки;
  • пункта прохождение техосмотра;
  • магазина автохимии и т.д.

Все вносимые изменения в конструкцию АЗС необходимо согласовывать с архитектурным отделом администрации. Как правило, у предпринимателей не возникает с этим проблем, особенно, при стабильно работающем предприятии.

Бизнес-план заправки

Первоначальные затраты на открытие АЗС очень велики. Это вызвано сложностью проведения проектных работ и необходимостью возведения самого комплекса в соответствии с санитарно-градостроительными нормами. Поэтому заправку чаще всего открывают в дополнение к действующему бизнесу или при наличии внушительного стартового капитала.

Затраты на открытие бензозаправочной станции

  • открытие ООО, закупка кассового аппарата, оборудование рабочего места бухалтера – от 20 тыс. рублей;
  • оформление в собственность земли и получение всех необходимых разрешений – от 2 млн. рублей;
  • строительство здания автозаправки – от 3 млн. рублей;
  • подвод инфраструктуры, оборудование подъездных путей, приведение здания в соответствии с санитарными и пожарными нормами – от 1 млн. рублей;
  • закупка необходимого оборудования (для организации работы 2-х колонок для 4-х машиномест) – от 5 млн. рублей;
  • монтаж оборудования – от 500 тыс. рублей;
  • зарплатный фонд на 1 месяц работы для компании с 10 работниками – от 200 тыс. рублей.

Таким образом, стартовые затраты составят порядка 11 млн. 720 тыс. рублей. Срок реализации работ – от 3 до 6 месяцев.

Инвестировать накопления в бензиновый бизнес - все равно, что купить породистого жеребца. Сначала придется вложить довольно крупную сумму: «голубая» кровь стоит недешево, да чтобы жеребец вырос гладким, резвым и проворным, тоже надо постараться. Однако вскоре вы поймете, что потратились не зря. Новое дело не только вернет израсходованные деньги сполна, но и принесет существенную прибыль. Если, конечно, вы будете соблюдать все правила содержания и ухода за источником дохода. Ну и, конечно, усвоите ряд необходимых тонкостей.

Карта бензиновых влияний
Для начала посмотрим по сторонам, определимся на местности, насколько данный сектор экономики освоен. Спору нет, активность в этой области с каждым днем заметно возрастает. АЗС появляются как грибы после дождя. Сегодня только в Московской области их порядка 1,5 тыс. Естественно, хозяева у АЗС разные.

На данный момент выделилось сразу несколько крупных игроков. Среди них ЛУКОЙЛ, ЮКОС, Роснефть, Славнефть, Сибнефть, ТНК, Татнефть. Однако считать этот рынок стабильно поделенным пока рано. Поскольку как раз сейчас идет его активная перестройка.

Еще в середине 90-х гг. государство распределило регионы между разными крупными нефтяными компаниями. Роснефти достался центр России, в частности Московская, Смоленская и некоторые другие области. ТНК получила Рязанскую область, ЮКОС - Бурятию. Каждая компания развернула бизнес строго на отведенной ей территории, возвела там собственную инфраструктуру - нефтеперегонные заводы, нефтебазы, сети АЗС, и к соседу за забор проникнуть не пыталась.

До 2001 г. все крупные нефтяные компании четко придерживались установленных правил игры. А потом картина стала резко меняться - основные игроки перестали соблюдать территориальные обязательства и начали внедряться в интересующие их области, становясь конкурентами уже развернувшихся там структур . Так, Сибнефть фактически последней вышла на рынок Центральной России. Поэтому ей пришлось захватывать уже кому-то принадлежащие территории. Сейчас компания слабо представлена в Московской области, но уже «положила глаз» на часть этого рынка. Да и ЛУКОЙЛ, прежде не стремившийся в столицу, поставил перед собой задачу владеть в Москве и Подмосковье более чем сотней АЗС. Планируется, что доля компании на этом рынке составит 10%. На самом деле подобная тактика диверсификации вложений сейчас очень популярна среди крупных игроков: в каждом регионе компании–гиганты стараются охватить примерно такой сегмент рынка.

Однако у агрессивной политики есть и свой плюс - она идет на пользу потребителю, ибо гиганты всеми силами стараются продвигать свои брэнды в стране. А чем нынче удивишь отвыкшего от товарного дефицита покупателя? Разве что уровнем обслуживания да качеством товара.

Тем не менее, несмотря на активные перемены, в нефтебизнесе есть еще необжитые, т.е. свободные места. И если вы загорелись идеей выйти на этот рынок, то лучше сразу выбрать свой путь. Можно все делать самостоятельно: построить личную АЗС и вести бизнес совершенно автономно. То есть стать так называемым «джоббером». Другой вариант - организовать фирму под торговой маркой какой-либо известной нефтяной компании, вступив с ней в отношения франчайзинга.

Сегодня в большом количестве появляются как прямые «дочки» ЛУКОЙЛа, ЮКОСа, Роснефти и других крупных игроков, так и частники. Более того, многие нефтяные компании стремительно пересматривают планы строительства новых заправочных станций в сторону интенсификации, пытаясь успеть обзавестись собственной торговой сетью до общего падения цен на экспортную нефть. Эксперты считают, что к 2005 г. рынок розничной торговли бензином насытится и новые колонки будут не нужны.

Стоимость строительства АЗС
Для начала вам придется арендовать землю и обзавестись специальными лицензиями на хранение нефти, газа и продуктов их переработки. Лицензии выдает Минтопэнерго. Однако бояться трудностей не стоит. За оформление документов в министерстве взимается очень небольшая плата.

А вот за право возвести АЗС на конкретном участке придется заплатить. Земля, к примеру в Московской области, с оформлением всех необходимых документов обойдется в 100000 долл. Существуют фирмы, которые за эти деньги возьмут на себя всю бумажную и организационную волокиту и принесут вам в офис уже готовые документы. Высокая стоимость объясняется тем, что в России существуют довольно жесткие строительные нормы, а отсюда и необходимость согласовывать документы на строительство в различных инстанциях.

Вот по этой-то причине в нашей стране пока невозможны мини-АЗС, как это принято во многих государствах Запада. А ведь маленькая бензиновая емкость и всего одна колонка на тротуаре в том же Париже приносят огромные доходы. Увы, наши «СНиПы» и правила не позволяют вести дело подобным образом. Поэтому внутри бульварного кольца в Москве нет ни одной АЗС. Дескать, близко дома - менее 30 м. Хотя такая торговля была бы чрезвычайно выгодна. Любой начинающий продавец бензина, выбирая потенциальное место для своей АЗС, должен держать в голове эту цифру.

Естественно, без специального оборудования не обойтись. Самый дешевый минимальный комплект из 2-х колонок и компьютера стоит 40 000 долл. Но две колонки - это слишком маленькая заправка, хотя они и в состоянии разливать сразу несколько видов топлива. Обычно колонок на заправке не меньше четырех. Конечно, колонка колонке рознь: есть модели подешевле, есть - подороже. Обычно же сметливые бизнесмены тратят на технику от 100 000 до 200 000 долл.

А все остальное: подъездные пути, здание для оператора, емкости для бензина - по минимуму - от 50 000 долл. Это если вы решили обойтись без магазина, мойки и автомастерской. Но в первое время они и не обязательны. В целом же АЗС «под ключ» стоит 500 000долл. Сюда входят все разрешения, земля и прочие сопутствующие расходы.

Самое главное, в погоне за будущими прибылями не заиграться в банковские кредиты. Сейчас АЗС многих фирм заложены за долги. Их хозяева брали кредит, строили на полученные деньги заправку. Однако долг отдавать не спешили, а в залог готовой АЗС брали новый кредит, чтобы возвести еще одну заправку. Получалась пирамида. Причем, довольно шаткая. Такой бизнес в один миг может исчезнуть. Хорошо, если получаемая с АЗС маржа будет высокой, тогда, возможно, денег хватит на все. Втом числе удастся и долг вернуть. А вдруг кризис? Или оптовые цены на топливо резко подскочат? В подобных ситуациях объемы реализации бензина на АЗС падают, и построенным на честном слове заправкам грозит банкротство.

Франчайзинг
Многие продавцы бензина считают, что выгодное расположение АЗС и ее техническое оснащение не гарантируют устойчивую прибыль. Поэтому сегодня популярен так называемый франчайзинг. Некрупный владелец АЗС, используя брэнд одной из известных нефтяных компаний, увеличивает продажи. Как показал опыт Смоленской области, только переход под крыло ЛУКОЙЛа повышает продажу бензина на обычной частной заправке в два раза.

Договор франчайзинга обходится владельцу АЗС всего в 700 долл. в год. Фактически это плата за аренду известного товарного знака. Первое время от вас больше ничего не потребуется. Зато в обмен вы можете получать бензин проверенного качества. Если, конечно, это возможно географически. Выбирая фирму–патрона, для начала узнайте, есть ли поблизости от вас принадлежащая ей нефтебаза или нефтеперерабатывающий завод. В противном случае могут возникнуть перебои с поставкой качественного топлива. Ведь издалека бензин не навозишься: емкость самого распространенного бензовоза «ЗИЛ» - 12 куб. м, а более мощные машины в состоянии перевезти до 40 куб. м.

Имейте в виду, что, заключая с вами договор франчайзинга, фирма через некоторое время потребует детального соблюдения ее фирменного стиля. По мнению крупных компаний, это повышает конкурентоспособность АЗС. К примеру, ЛУКОЙЛ выпустил целую брошюру с рекомендациями по использованию фирменного стиля для сотрудничающих с ним АЗС. В этой брошюре расписано все до мелочей: какого размера и цвета должны быть вывески, в какую униформу следует одевать персонал, на какой высоте необходимо повесить флаги и даже как расставить урны. Так что, вам придется перестроить АЗС в соответствии с определенным стандартом. Переделка может оказаться весьма дорогостоящей - до 150000 долл. Чтобы не тратить деньги зря, лучше с самого начала возводить АЗС под «кого-нибудь».

Где и почем брать бензин
Важный элемент бензинового бизнеса - тесные отношения с нефтебазой или нефтеперерабатывающим заводом. Тут можно и оптовые цены повыгоднее выторговать, и наиболее удобный режим приемки товара выстроить. Например, на условиях консигнации. Однако сколько ни заигрывай непосредственно с нефтебазой, все же опыт показывает, что выгоднее всего налаживать отношения с крупной нефтяной компанией, имеющей как свою нефтебазу, так и остальную инфраструктуру. Это гарантирует качество бензина.

Чтобы лучше ориентироваться в отпускных оптовых ценах на топливо, полезно пользоваться Интернетом. Самые полные и свежие сведения - на сайте www.kortes.ru. Ежедневная информация стоит порядка 50 долл. Впрочем, есть и бесплатный путь - через Интернет-биржу по продаже и покупке нефтепродуктов (www.nge.ru). Правда, аналитическая информация о тенденциях рынка все равно предоставляется за деньги.

Цены на оптовый бензин
Отпускные цены включают в себя все косвенные налоги: акцизный сбор, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на реализацию горюче-смазочных материалов (НДФ).

Надо помнить, что так бывает не всегда. Налоговый кодекс позволяет взимать акцизный сбор как с нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, так и с АЗС. Поэтому, покупая бензин, надо обращать внимание на то, что конкретно включено в отпускную стоимость горючего. Ведь в зависимости от этого ценовой люфт может быть существенным.

Безопасность
Бытует мнение, что бензиновый бизнес криминален. Однако уровень его криминализации не выше, чем по всей стране. Органы местной власти не заинтересованы в гибели предприятия , несущего «золотые яйца». Правда, в ответ они заставляют владельцев соблюдать максимальные меры предосторожности. Современная АЗС обязана напоминать банковское учреждение, а не обычный минимаркет. Двери и окна непременно следует сделать бронированными, а кассира с его оборудованием не должно быть видно. Плюс ко всему, кассир ни при каких обстоятельствах не имеет права в рабочее время открывать дверь и выходить на улицу.

На каждой АЗС обязательно есть тревожная кнопка. По договору милицейская бригада срочно прибудет на АЗС, если что-то случится. Договор стоит немного: на трассе - 1000 руб. в месяц, в городе - 7000 руб. в месяц. Если имеется магазин, то все равно должна быть собственная военизированная охрана. Зарплаты охранников могут сильно различаться - от 3000 руб. до 3000 долл.

Сейчас рынок постепенно насыщается, и на первый план выходит не столько предложение бензина, сколько стремление обеспечить покупателя качественным товаром. Сегодня именно это лежит в основе конкуренции. А высокого качества можно достичь, только если у компании вертикально интегрированная структура . То есть все: и НПЗ, и нефтебаза, и АЗС.

Возить бензин непосредственно с НПЗ бывает невыгодно, т.к. он может находиться весьма далеко от АЗС. Тогда не исключены перебои с поставками. Мало ли что произойдет в пути, и бензовоз не прибудет в срок. В это время бензин на АЗС закончится. Придется обращаться к ближайшим нефтебазам. Что вы от них получите, заранее не известно. Обычно компании завозят на неф-тебазу примерно 100 т топлива и отдают его на хранение. А потом по мере необходимости забирают то же количество. Как правило, назад они получают уже не свой бензин: либо привезенный другой компанией, либо и вовсе перемешанный. Ведь и остальные предприятия могут сдавать на хранение бензин своего производства. А кто даст гарантии, что их продукция такого же хорошего уровня, как и ваша? В результате качество полученного товара может упасть.

До сих пор практически все основные продавцы довольствуются обобществленным бензином. Другой-то взять негде. Вот и приходится сотрудникам заправок обзаводиться так называемыми пробниками: маленькими бутылочками, которые опечатываются сразу после доставки бензина на АЗС. Даже водитель ставит на них автограф, что сдал бензин нормального качества под личную ответственность. Это потребуется в случае судебных разбирательств, если придется предъявить претензии нефтебазе.

Пока 90% бензина на рынке - это, увы, низкооктановый А-80. Для нормальной машины он не подходит. Поэтому с помощью специальных присадок его доводят до уровня 92-го или 95-го. Однако это вовсе не означает, что бензин становится отличным. Надо помнить, что качество привлекает покупателей. Люди готовы , если что, даже денек подождать и не заправляться, лишь бы получить хорошее горючее. Качество сейчас главное! Компании идут на неординарные решения. Например, ЛУКОЙЛ подкрашивает свой бензин, чтобы автовладельцы знали: данное топливо поступило непосредственно с фирменной лукойловской нефтебазы, и заправленный им автомобиль неожиданно не остановится.

Кадры
Главная проблема для АЗС - кадры. Особенно если станция находится вдали от крупного населенного пункта. Квалифицированный персонал найти трудно. Работник АЗС должен, как минимум, владеть навыком работы на персональном компьютере. Однако зачастую люди, которые себя предлагают, не могут даже «энтер» найти на клавиатуре.

По правилам каждый работник АЗС должен иметь специальный сертификат, подтверждающий его профессиональную подготовку. Поэтому надо либо перекупать специалистов, либо учить. Впрочем, налажена целая система обучения. В рамках нефтеинспекции существуют обязательные курсы. Захотел торговать бензином - отправляй своих сотрудников туда на обучение. Стоимость курсов - около 2000 руб. за человека. Причем окончить их должны все: и водители, и кассиры, и заправщики. Затем нефтеинспекция сертифицирует работников.

Контроль
Качество работы АЗС контролирует масса проверяющих организаций. И к этому нужно быть всегда готовым . Например, представители нефтеинспекции частенько абсолютно неожиданно посещают АЗС.

Однако помимо них есть и другие проверяющие: торгинспекция, налоговая служба, пожарники. Впрочем, последних боятся не стоит. Соблюдение правил противопожарной безопасности выгодно в первую очередь хозяину АЗС, ибо сидеть «на пороховой бочке» лучше со страховкой. Что же касается налоговиков, то, как показывает опыт, бежать от налогов на АЗС не выгодно. Лучше торговать по совести и подольше удержаться на этом рынке, ведь прибыль итак вполне достаточная.

Нормы продаж
Если говорить о провинции, то обычно АЗС продает в среднем 3–5куб. м бензина в день. Однако если четко заботиться о качестве своего товара, то можно эти показатели увеличить. Сегодня, когда о дефиците бензина говорить не приходится, в сражение за покупателя вступает именно качество. Так, опыт смоленского филиала ЛУКОЙЛа показал, что можно продавать 10–15 куб. м бензина в день и даже выше. Средние данные реализации бензина по г.Смоленску и Смоленской области представлены в табл. 1, 2. Вообще же рекорд продаж принадлежит АЗС, расположенной на 99 км шоссе Москва–Минск, - 100 куб. м в день.

Оборот и доходность АЗС во многом зависят от места расположения станции. Если вы работаете на условиях франчайзинга, то немалую роль играет и выбор компании, под флагом которой продается топливо. Большое значение имеет качество дорог, на которых стоит АЗС. Простой пример . В 1998г. после кризиса поток транспорта сократился в 4–5 раз. Бензин стали меньше покупать. Только сейчас уровень продаж восстановился. Теперь важны уже другие критерии. На поток транспорта влияет дорожное покрытие. Люди не хотят перемещаться по плохим дорогам, «убивая» свой автомобиль. И если вокруг АЗС ямы да ухабы, значит, туда не приедут за бензином. Очевидно, что в недалеком будущем бензиновая конкуренция на внутреннем рынке заставит предпринимателей заняться дорогами.

Есть и другие способы привлечь клиентов. Все чаще владельцы АЗС начинают строить заправки–комплексы. Там и бензин можно купить, и машину помыть и отремонтировать, а заодно поесть и даже переночевать. Первопроходцами стали автозаправочные станции Бритиш Петролеум. Рядом с некоторыми их заправками стоят рестораны McDonald’s.

Теперь так стремятся делать все. ЛУКОЙЛ заключил контракты с Ростиксом, и на его заправках будет организована продажа жареных кур.

Профессиональные хитрости
В этом бизнесе есть хоть и мелкие, но довольно дорогие хитрости. И об этом хозяину заправки надо постоянно помнить. Так, известно, что бензин от высокой температуры сильно увеличивается в объеме. На этом частенько играют сотрудники нефтебаз и АЗС, подворовывая товар. К примеру , водитель бензовоза в летний день может запастись канистрами, чтобы по дороге слить туда из раскаленной на солнце цистерны увеличившееся в объеме топливо. Когда цистерна большая, то и объем «лишнего» бензина становится солидным. В результате растут ваши потери. Скажем, 1 литр 92-го бензина стоит 10 руб. В канистре 20 л. А таких канистр может оказаться с десяток! Так в один момент 100 ваших долларов растворились в карманах водителя.

Приемщицы бензина также хитрят: во время приемки они с силой «втыкают мерник» в емкость для хранения бензина. От этого жидкость плещется и образуется волна. Вот тут-то и измеряется количество бензина. Правда, объем определяется по нижней риске, в том месте, откуда волна только что ушла.

Врезультате отхлынувшая жидкость остается неучтенной. Копейки, на первый взгляд. Но когда речь идет о емкости в 100 т, то и одно деление равно нескольким тысячам рублей. И так может происходить изо дня в день.

Чтобы не прогореть на бензине, опять-таки надо учитывать ряд тонкостей, связанных со спецификой этого вещества. Скажем, известно, что бензин быстро испаряется, особенно летом. Причем, чем выше его октановое число, тем процесс испарения идет быстрее. Поэтому, если ваша АЗС расположена на трассе, не стоит в жаркий день запасаться дорогим 98-м бензином. Лимузины там ездят редко, а ждать, когда весь бензин испарится, по меньшей мере, глупо. Каждый день оценивается в тысячи рублей убытков.

Конечно, в этом бизнесе, как и во многих других, всегда есть норма убыли. Ее включают в тоннаж, когда покупают горючие вещества. Эта норма не велика, примерно как бой в ликероводочной промышленности - 0,01%. Но при больших объемах убыль может вылиться в весьма существенную цифру. Так что лучше всегда стремиться сокращать потери.

Розничная торговля нефтепродуктами традиционно относится к высокомаржинальному виду бизнеса не только в России, но и практически во всех странах, где существует автотранспорт. Тем не менее, в рамках данного бизнес-плана используются две стратегические концепции, позволяющие уверенно входить на этот высококонкурентный рынок и получать свою гарантированную прибыль.
Первая тенденция связана с тем, что, несмотря на все экономические трудности в стране, автомобильный рынок после некоторой консолидации и даже спада, уверенно растет не менее, чем на 2-3% в год. Стоит заметить, что за последние 10 лет автомобильный парк Росси фактически удвоился и достиг отметки - более 56 млн автомашин. Это примерно 250 - 300 авто на 1000 человек. Такая тенденция будет сохраняться и в дальнейшем, так как российский рынок еще далек от своего насыщения.

Вторым базовым элементом бизнес-концепции является тот факт, что моторное топливо относится к разряду товаров, имеющих неэластичный спрос, и востребован населением также как и основные продукты питания - хлеб и молоко. Существенным позитивным моментом здесь является то, что бизнес АЗС полностью защищен от инфляционных издержек и рост цен на топливо, в некоторых случаях даже превышающий темпы инфляции, позволяет получить дополнительную часть прибыли. За последние пять лет средние цены на автомобильные бензины в стране выросли в диапазоне от 30 до 44%.

Кроме этого, также следует иметь в виду, что рост численности на автодорогах электромобилей, несут незначительные риски для топливного рынка. Эти риски пока еще минимальны, и в перспективе нескольких лет бизнес АЗС будет высокорентабельным даже при высокой цене входа на этот рынок.

Сумма первоначальных инвестиций составляет 3 710 000 рублей.

Точка безубыточности достигается на второй месяц работы.

Срок окупаемости 17 месяцев.

Средняя чистая прибыль 230 000 рублей.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Автозаправочная станция расположена на границе города между пригородной зоной, промышленной зоной и несколькими спальными районами, что обеспечивает доступ к основным категориям клиентов. Ближайшие АЗС компаний-конкурентов расположены в 10 км и 15 км.

Основные типы моторного топлива, продающегося на АЗС, соответствуют ГОСТ 32513-2013, ГОСТ 1667-68:

  • бензин автомобильный «АИ 98 - премиум» (для автомобилей стандарта «евро-5»);
  • бензин автомобильный АИ 95;
  • бензин автомобильный АИ - 92;
  • дизельное топливо - ДТ.

Закупка моторного топлива осуществляется непосредственно у региональных оптовых дилеров нефтепродуктов, со средней наценкой не более 20-30%.

Работа АЗС осуществляется круглосуточно в полуавтоматическом режиме, под контролем сменного оператора. В перспективе рассматривается расширение спектра услуг АЗС - это открытие небольшого круглосуточного кафе, шиномонтажной мастерской и автомойки.

Сильные стороны проекта:

Слабые стороны проекта:

  • постоянный спрос на моторное топливо;
  • большой выбор каналов продаж и поставок топлива;
  • быстрая адаптация к быстро меняющемуся рынку
  • возможность формирования индивидуального подхода к запросам клиентов по объему поставок и предоставляемых скидок.
  • конкуренция со стороны местных АЗС, сетевых дилеров нефтепродуктов;
  • некачественная работа персонала
  • риски частого повреждения и выхода из строя оборудования

Возможности проекта:

Угрозы проекта:

  • расширения бизнеса за счет увеличения ассортимента услуг АЗС;
  • возможность работы с корпоративными клиентами;
  • возможность создания сопутствующих видов бизнеса - торговых точек, кафе;
  • высокая конкуренция на рынке;
  • повышение цен на бензин и другие виды топлива;
  • резкое повышение арендной платы;
  • расторжение договора аренды;
  • снижение покупательной способности коммерческого сектора и снижение спроса на топливо со стороны автовладельцев.

3. Описание рынка сбыта

Для характеристики и анализа локального рынка сбыта моторного топлива (нефтепродуктов) можно с достаточной точностью использовать данные, касающиеся общей динамики топливного рынка, как в целом по России, так и отдельных ее регионов.

Для практических целей изучения любого местного рынка в первую очередь нужно принять во внимание значения трех главных параметров:

Конкурентная среда топливного рынка и распределение его долей межу основными игроками . В целом по стране топливный рынок, на котором работает большинство АЗС, можно обозначить, как монопольный, где преимущественное положение, порядка 80%, занимают крупные нефтяные компании (вертикальноинтегрированные холдинги). Это такие известные федеральные бренды, как Лукойл, Роснефть, ТНК ВР, Газпром нефть, Сургутнефтегаз и другие. Доля топливных холдингов превышает 35% на розничных рынках 50 субъектов Федерации. В каждом третьем регионе она достигала 50–60%. «Роснефть» доминирует в 15 регионах, «ЛУКОЙЛ» - в 11, «Сургутнефтегаз» - в четырех, ТНК-ВР и «Газпром нефть» контролируют по три региональных топливных рынка. По оценке ФАС, совокупная доля крупнейших нефтяных компаний на рынке автомобильных бензинов превышает 70% (источник www.gks.ru).

Сейчас на территории РФ из 24–25 тыс. автозаправочных станций

(АЗС) и только 8 тыс. входят в состав крупных монопольных компаний, но объемы реализации при этом составляют более 50%.

То есть, объемы реализации у монополистов на своих корпоративных заправках в среднем в 3 раза выше, чем на независимых автозаправках. В среднем по каждому из регионов страны предприниматель, входящий на рынок, как независимый продавец моторного топлива, может рассчитывать максимум на 30% рынка, которые в свою очередь также делятся между независимыми АЗС.

Емкость рынка . Базой расчета емкости рынка служат такие данные, как количество автомобилей в том или ином регионе в расчете на каждого жителя, средняя протяженность дорожной сети (маршрута), предпочтительные виды топлива и пользование теми или иными форматами услуг АЗС.

По данным аналитического агентства «Автостат» на 1 января 2017 года в России было зарегистрировано около 41 миллиона легковых автомобилей.

Также можно принять в расчет и такую цифру, как количество автомобилей, приходящихся в среднем по стране на одну АЗС.

Протяженность автомобильных дорог в России 1 млн. 396 тысяч километров, и на одну АЗС приходится 56,9 километров. Анализ автодорог, например, в Курганской области показывает, что из общего количества автодорог: 730 км дорог федерального значения, 2035 км регионального, 5863 муниципального и 8597 местных. Из них 8955 км дорог с твердым покрытием. Тогда на одну АЗС приходится 44 км автомобильных дорог с твердым покрытием. Таким образом, средняя АЗС, при ее расположении на трассе в пределах 40-50 км, может рассчитывать на обслуживание 2000 - 2500 автомобилей.

Характеристика целевой группы клиентов и анализ их предпочтений . Каждая из категорий автомобилистов (частных, корпоративные, грузовой транспорт, служебный транспорт) имеет свои предпочтения на рынке, что в конечном итоге выражается в спросе на те или иные услуги АЗС, виды топлива.

  • 77,7% опрошенных автолюбителей предпочитают заправляться на крупных заправочных станциях;
  • 20,3% не видят разницы;
  • 2% утверждают, что пользуются услугами мелких заправок.

Таким образом, малоформатная АЗС, может рассчитывать долю рынка в 22 - 23% от всех клиентов-автомобилистов, привлекая их не только ценами, дополнительными услугами, но и качеством топлива.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

Для оформления бизнеса автозаправочной станции в соответствии с правовыми и нормативными требованиями законов РФ, следует реализовать два процесса для получения документов, разрешающих коммерческую эксплуатацию.

Первый момент связан с регистрацией АЗС, как бизнеса. Наиболее оптимальным вариантом для небольшой АЗС, является регистрация ее как ИП. Этот формат правовой регистрации уже достаточно четко отработан в налоговых инспекциях. При правильном заполнении заявления и предоставлении паспорта учредителя, весь процесс займет не более 3 рабочих дней и будет стоить не более 10 000 руб. (открытие счета, изготовление и регистрация печати, постановка на учет во внебюджетных фондах).

Второй момент связан с оформлением АЗС, как промышленного объекта, причем имеющего высшую категорию пожарной опасности при эксплуатации. Для того чтобы начать строительство, ввод в действие и дальнейшую эксплуатацию, необходимо оформление следующих документов (в общем порядке последовательности работы с ними):

  • Заключение договора аренды с собственником земельного участка (на 49 лет).
  • Получение разрешения или землеотвод на строительство объекта повышенной опасности от местных властей (городских или районных отделов архитектуры).
  • Получение разрешения на строительство и открытие АЗС с санкции местного органа исполнительной власти (мэрия города или муниципальный комитет, городская дума).
  • Получение одобрения на проектную документацию АЗС от местных подразделений Ростехнадзора.
  • Получить разрешение в СЭС на торговлю топливом;
  • В региональном отделении Минтопэнерго получить лицензию для реализации и хранения ГСМ;
  • Получить разрешение в местной пожарной службе МЧС на хранение топлива (нужно оборудовать станцию всеми противопожарными средствами);
  • Заключить договор с компанией по вывозу мусора с территории АЗС;
  • Заключение соглашения с муниципальной компанией на проведение дератизации;
  • Иметь на каждую партию топлива от поставщиков соответствующие сертификаты качества.

Кроме этого должна быть пройдена сертификация всего оборудования АЗС на соответствие требованиям технической эксплуатации и соблюдения правил пожарной безопасности. Это касается не только топливного распределительного оборудования, но и компьютеров АЗС. Даже мебель, используемая персоналом АЗС, должна пройти антистатическую обработку, о чем должен быть получен соответствующий сертификат от компаний, имеющих лицензию от МЧС на проведение подобного рода работ.

Как показывает российская практика, для оформления всех разрешительных документов, начиная со строительства АЗС до окончательного ввода ее в эксплуатацию, понадобится примерно 3-4 месяца усиленной работы с ведомствами и прочими официальными инстанциями. При этом сумма финансовых средств, затраченных на проведение всей процедуры оформления, может находиться в диапазоне от 200 до 500 тысяч рублей на одну только АЗС.

Для практической реализации проекта АЗС в данном бизнес-плане рассматривается следующий вариант выбора места размещения, постройки помещения и закупки оборудования.

Выбор места постройки . Для того чтобы обеспечить необходимую рентабельность АЗС ее местом расположения выбран земельный участок, находящийся на границе города и пригородной зоны, в непосредственной близости от двух спальных районов и на трассе ведущей в промышленную зону. Площадь земельного участка составляет 900 кв. м., что достаточно для одновременного обслуживания 4 автомашин. Заправка производится 4 топливными колонками с разными сортами топлива. Также на участке размещается павильон АЗС с операторской службой, помещением для противопожарного оборудования, резервуары хранения топлива. Предусмотрено размещение эстакады для осмотра автомобилей клиентами автозаправки.

Помещение. Для размещения операторов, оборудования служебных помещений, а также с учетом перспективы открытия небольшой торговой точки, предполагается строительство помещения АЗС площадью 65 кв. м. Для строительства будет использована блочная каркасная конструкция павильонного типа, а также крытая эстакада, рассчитанная на обслуживание 4 автомобилей одновременно.

Оборудование . Для оснащения АЗС необходимым топливным, контрольным и противопожарным оборудованием, используются стандартные комплекты непосредственно от производителей и их официальных поставщиков.

Перечень оборудования выглядит следующим образом:

1. 4 металлические емкости с нержавеющим покрытием для хранения 4 сортов топлива емкостью 30 куб. м каждая.

2. Резервуар аварийного хранения топлива - 20 куб. м

3. Пожарный резервуар емкостью 10 куб. м.

4. Топливные раздаточные колонки с электронными датчиками расхода топлива

5. Автоматизированная система управления АЗС, интегрированная с карточными платежными системами, POS терминалом оплаты и периферийным компьютерным оборудованием.

В качестве готовых технологических решений можно использовать стандартные программные комплексы для АЗС от производителей (брендов) - SCADA TRACE, «Ай Ти Ойл», S&B, Smart Oil, SetOil.

6. Противопожарное оборудование. В его комплект входят огнетушители (порошковые, углекислотные, пенные), песок, ведра, лопаты, ломы, а также система пожарной сигнализации и стационарная система водяного тушения.

7. Система охраны и видеонаблюдения.

6. Организационная структура

Для полноценной работы автозаправочной станции в формате данного бизнес-плана предполагается задействовать следующих сотрудников:

1. Управляющий . В область компетенции управляющего АЗС входит общее руководство, бесперебойное снабжение топливом, осуществление контроля выполнения плана продаж, первичная управленческая отчетность, непосредственная работа с поставщиками топлива, корпоративными клиентами. Претенденту на эту должность желательно иметь профильное образование в области транспортной логистики или управления предприятием.

2. Ст. мастер-технолог . В обязанности этой штатной единицы входит непосредственный контроль работы всего оборудования АЗС, своевременное выявление неисправностей, принятие мер к ликвидации нарушений, контроль за состоянием критически важного оборудования, и пополнения расходных материалов, ЗИП. На эту должность желательно брать специалиста, имеющего профильное образование технолога или инженера, с опытом работы не менее 5 лет.

2. Оператор . В обязанность оператора входит непосредственное обслуживание клиентов АЗС, выдача топлива, работа со специальной программой учета топлива и движения финансовых средств, инкассация выручки в конце смены, учет выдачи топлива.

Для ведения бухгалтерского учета привлекается специалист на аутсорсе.

Расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.

7. Финансовый план

План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.

8. Факторы риска

По своей основной характеристике бизнес АЗС относится с одной стороны к высококонкурентным типам коммерции, а с другой стороны - имеет существенный риск, связанный с технологической и пожарной безопасностью. В целом, все риски, присущие этому направлению предпринимательской деятельности, выглядят следующим образом:

Коммерческие риски . В этой группе рисков особое внимание следует обращать на действия ближайших конкурентов, и в первую очередь - АЗС сетевых монополистов местного топливного рынка. Они могут для устранения с рынка независимых дилеров применять демпинг цен и более расширенную линейку маркетинговых инструментов лояльности клиентов. Основной мерой противодействия такому риску является работа с определенной целевой группой потребителей, например, установления долгосрочных партнерских связей с коммерческими компаниями, имеющими свой автопарк.

Еще одним коммерческим риском, представляющим серьезную опасность для небольших и независимых автозаправок - это резкое повышение цен на топливо. В этих условиях покупатель мгновенно переключается на услуги сетевых АЗС, которые могут длительное время удерживать цену на выгодном для них уровне, забирая, таким образом, часть клиентов у независимых операторов АЗС.

Немаловажным коммерческим риском является общее снижение покупательской способности клиентов, что приводит к снижению валовой выручки на протяжении довольно длительного периода (люди начинают сокращать общее число поездок). Противодействовать такому риску можно только в том случае, если у независимой АЗС есть существенный запас финансовой прочности и бизнес не обременен кредитной нагрузкой.

Технологические риски . Как правило, в эту группу рисков входят неблагоприятные факторы техногенного свойства, могущие привести, либо к частичной остановке бизнеса, либо полному его прекращению. Сюда относят выход из строя оборудования, неквалифицированные действия персонала. Для нейтрализации таких рисков необходимо применять не только методы страхования всего бизнеса или гражданской ответственности за ущерб перед третьими лицами, но и постоянно проводить тренинги, обучение персона как действовать в тех или иных случаях.

Правовые риски . В эту группу рисков входят такие негативные факторы, как например, ужесточение требований к оборудованию АЗС, противопожарной безопасности со стороны контролирующих органов, ценового регулирования топливного рынка со стороны местных (региональных) властей. Очень часто такие требования носят неожиданный характер, требуя от предпринимателей не только быстрой реакции на устранение выявленных нарушений, но и вложения дополнительных финансовых средств.

В качестве заключения следует отметить, что постепенно АЗС меняют свой привычный формат работы с клиентами. Это сводится не только к тому, что на АЗС можно купить некоторые виды автомобильной химии, или произвести небольшой ремонт, пообедать или купить стаканчик кофе. Немало АЗС, особенно в Европе, Японии и Китае, начинают подстраиваться под автовладельцев нового типа. Это прежде всего гибридные авто и электромобили. И постепенно столь привычные автозаправки будут превращаться в станции подзарядки и смены аккумуляторных батарей, а также для предоставления услуг каршеринга, когда любой человек может взять на прокат электромобиль (электромопед) для краткосрочной поездки по городу и ближайшим окрестностям.