Синтаксис как раздел науки о языке материалы к. Функциональный синтаксис как раздел науки о языке

Синтаксис - центральная лингвистическая единица.

Синтаксис - 1. наука, изучающая правила построения, образования и функционирования синтаксических единиц; 2. определённая область грамматического строя языка

Основное отличие синтаксиса от других лингвистических наук в том, что его объект дуалистичен: он состоит из единиц (конструкций) и связей между компонентами конструкций.

Иными словами, объект синтаксиса - это единицы и совокупность правил, определяющих их построение. Из этого можно сделать вывод, что синтаксический объект конструктивен.

Понимание синтаксиса как науки зависит от объёма понимания термина «синтаксическая единица»:

α. Ф. И. Буслаев и А.А. Потебня - предложение как логическое или психологическое суждение;

β. Ф. Ф. Фортунатов: словосочетание (законченное словосочетание суть предложение).

γ. А. А. Шахматов: предложение, включающее словосочетание как конструктивную единицу.

δ. В. В. Виноградов: словосочетание, простое предложение, сложное предложение.

ε. Г. А. Золотова: словоформа = синтаксема.

ζ. В. В. Бабайцева: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

η. М.И. Черемисина: элементарное простое предложение.

~Синтаксис как знаковая система~

Ex.: План выражения – ясное утро – материально представлены слова, между ними связь согласование, выраженная соответствующими окончаниями ср.р. ед.ч. Им.п.

Синтаксис – это знаковаясистема.

Как система синтаксис предполагает:

– наличие элементарных языковых единиц (синтаксических единиц, субстанций);

– наличие системных отношений между ними (синтаксических связей).

М.И. Черемисина, Т.А. Колосова: «Синтаксическими субстанциями называются все те «единицы», «синтаксические формы», «синтаксические конструкции», «синтаксические построения», которые в речи бывают представлены большими или меньшими «отрезками звучания», а в тексте – графическими отрезками».

– предикативные единицы;

– словосочетания;

– cочиненные группы;

– вводные конструкции и вставочные единицы;

– полупредикативные конструкции;

– союзная конструкция;

– сравнительная конструкция.

Синтаксическиесвязи – это формальное выражение синтаксических отношений, их формальные показатели:

поднятьсянапалубу – показатели синтаксической связи предлог на и флексия =у. При их помощи между компонентами данного словосочетания устанавливаются пространственные отношения.

ПВ «синтаксическая субстанция»

_____________________________

ПС «синтаксическая семантика»

Семантика предложения – диктум (объективное содержание предложения) + модус (субъективная интерпретация диктумного события).

Элементарная единица диктума – пропозиция.

NB: Время не обязательно

Ex.: Я рад, что он, хотя и опоздал, зашел ко мне сегодня.

1) он зашел ко мне;

2) он опоздал;

Модус: я рад.

Определённым связям свойственны определённые отношения

ПВ «синтаксические связи»

_____________________________

ПС «синтаксические отношения»

Я рад, что он, хотя и опоздал, зашел ко мне сегодня.

Зашел, хотя и опоздал – уступительные отношения;

Я рад, что… – изъяснительные отношения.

Для сочинительной связи свойственны отношения соединения, противопоставления, разделения.

Для подчинения: атрибутивные, актантные, сирконстантные

NB: атрибутивные отношения не всегда выражаются через согласование (письмо матери, юбка плиссе)

~Синтаксические единицы в концепции В.В. Виноградова~

1. М.В. Ломоносов: словосочетание и простоепредложение.

2. А.А. Шахматов: словосочетание и простоепредложение.

3. В.В. Виноградов: словосочетание,простоепредложение,сложноепредложение.

Словосочетание – это соединение двух знаменательных слов или слова с формой другого слова на основе подчинительной связи.

– не соотнесено с ситуацией речи, обозначает расчлененное понятие;

– выполняет номинативную, а не коммуникативную функцию.

Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная (т.е.

Неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Простое предложение - это монопредикативная и коммуникативная единица – используется в качестве средства общения.

Сложноепредложение– это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные части (предикативные единицы), каждая из которых по форме напоминает простое предложение и обладает собственной предикативностью. Сложное предложение - это полипредикативная и коммуникативная единица – используется в качестве средства общения.

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕЗЮМЕ:

НО! Классификацию ВВВ критикуют с позиций общих принципов классификации любых языковых единиц и общелингвистических представлений о ярусах языка и языковых единицах. То есть, в рамках любой классификации должны противопоставляться друг другу разные виды одного общего рода, а в основании деления должны лежать однотипные признаки.

Видами какого общего рода являются СС – ПП – СП?

Каков единый различительный признак, лежащий в основе этого деления?

«предложение–непредложение»

«синтаксическоецелое–частьэтогоцелого».

ПП и СП - предикативные коммуникативные единицы, их нельзя чётко разграничить

Если делим по принципу «предложение - не предложение», то остаётся одна единица - словосочетание, которая, по-хорошему, должна противопоставляться сочетаниям знаменательных слов со служебными и полузнаменательными.

Критика на основании ярусности языка:

Каждый ярус языка представлен одной языковой единицей. Если признать существование трех синтаксических единиц, то надо признать существование и трех синтаксических ярусов à разрушение общепризнанной системы языка.

Как вариант - элементарноепростоепредложение – двусторонняя синтаксическая единица, планом содержания которой является пропозиция (некоторое положение дел в действительности), а планом выражения – структурная схема, которая записывается с использованием морфологических символов.

ктоестькто? или чтоестьчто?

Моиродителиинженеры / былиинженерами.

Этодерево–сосна.

Осложненное и сложное предложения являются развитием ЭПП по определенным правилам.

~Связь синтаксиса с другими ярусами языка~

α. Фонетика – через интонацию. Предложение всегда интонационно оформлено.

Ех.: Принес.?!

Определенный тип предложения характеризуется и соответствующими типами интонации.

β. Лексика

Гр-80: синтаксис весь пронизан лексикой: названия деревьев могут сочетаться с глаголами состояния, но не с глаголами движения (дубподпрыгивает). Правила сочетаемости слов опираются на лексико-семантические свойства слов.

В. В. Бабайцева: Лексико-грамматические значения словоформ при одном и том же подчиняющем слове нередко определяют их синтаксическую функцию (смотреть с удовольствием – смотреть с другом).

γ. Морфология

Признаки слов как частей речи определяют их синтаксические свойства: прилагательное сочетается с существительным; переходные глаголы требуют постановки имени существительного в форме винительного падежа.

Морфологические свойства слова реализуются в синтаксисе. Морфологические категории также наполняются смыслом только в предложении. Синтаксис – морфология в динамике, движении, действии. Здесь проявляются взаимоотношения классов слов. Морфология – синтаксис в статике, застывший, кристаллизованный. Это реализованные синтаксические потенции слов.

Информация, которая передается в речи, распределяется между различными структурными единицами языка, одну информационную «нагрузку» несут фонемы, самые мелкие «кирпичики» высказываний; другую - морфемы, это уже первичные блоки, обладающие своим значением; третью - слова, более «крупные блоки», существующие для называния явлений действительности, но все эти единицы пока не могут образовать высказывания, сообщения.

Синтаксис позволяет выполнить в языке главнейшую роль - функцию общения.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словообразовании и учение о предложении. Впервыет термин «синтаксис» был использован стоиками в 3в. до н.э. И был отнесён к наблюдениям над логическим содержанием высказываний.

Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определённых формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения.

Объект синтаксиса как области языкознания составляют те механизмы языка(морфологические, фонетические, композиционные и другие), которые обеспечивают переход от языка к речи.

Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т.е. слово в определённой форме), словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них может иметь свои существенные признаки. Предложение оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу.

Синтаксические средства языка, с помощью которых строются предложения и словосочетания, разнообразны. Основными являются формы слов в их взаимодействии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело, солнце негреющее), а также падежными окончаниями в сочетании с предлогами (глядело на землю, глядело сквозь тучу).

При построении предложения используются интонация и порядок слов.Интонация не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов - взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В языке существуют определённые правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической формой является расположение сказуемого после подлежащего, согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное - после него. Отступление от этого правила используется в стилистических целях.



Синтаксис связан со структурой мышления, нормами коммуникации и обозначаемой действительностью.

Логический и коммуникативный аспекты синтаксиса делают его наиболее универсальной частью структуры языка.

Вопрос 77.

Синтагма – это 1. По теории Ф. де Соссюра, двучленная структура, члены которой соотносятся как определяемый и определяющий. Такими членами, по мнению некоторых исследователей, могут быть:

а) морфемы в производном слове. Стол-ик (стол- - определяемое, -ук - определяющее; общее значение синтагмы - “маленький стол”). Такую синтагму называют “внутренней”, так как оба ее члена заключены в одном слове, рассматриваемом как соположение морфем;

б) составные части сложного слова, из которых одна определяет другую. Водо-воз (общее значение данной “внутренней синтагмы” - “возящий воду”);

в) компоненты подчинительного словосочетания. Новый учебник, читать книгу, быстро бежать. Такие синтагмы называют “внешними”, составляющими синтаксическое единство;

г) целые словосочетания, например обособленные члены предложения. Дети, играющие во дворе. Шел, не глядя по сторонам;

д) предикативные части сложного предложения Необходимо выяснить ошибки, которые являются типичными для всего класса.

2. Семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмомелодическом отношениях. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах/ около пространных его владений (Пушкин) (три синтагмы). Шум походил на то, /как бы вся комната 1 наполнялась змеями (Гоголь) (три синтагмы). Любишь кататься - / люби и саночки возить (пословица) (две синтагмы). Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Там, /где была раньше одинокая скала, /лежала груда обломков (А р с е н ь е в) (три синтагмы). На заводе все благополучно (Куприн) (одна синтагма). Синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием, но между ними сохраняются существенные различия: синтагма выделяется в предложении, является результатом его членения и существует только в нем, тогда как словосочетание не только выделяется в предложении, но наряду со словом служит готовым “строительным материалом” для предложения и является результатом не разложения на элементы, а синтеза элементов. Деление одного и того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от контекста, ситуации, экспрессивной окраски, придаваемой высказыванию говорящим, разного осмысления содержания предложения и т. д. Этой подвижности синтагматического членения, являющегося объектом рассмотрения стилистического синтаксиса, противостоит устойчивое, основанное на определенных моделях построение словосочетаний.



Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них слов (напри­мер, синтагмы атрибутивные, релятивные), по их позиции в высказывании (синтагмы конечные и неконечные) и по типу оформляющего их интонационного контура (синтагмы завершённые, незавер­шён­ные, вводные, противительные, изъяснительные и др.)

Парадигма и синтагма

Парадигма - словоизменительная парадигма - в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные грамматические значения. Обычно представлена в виде таблицы. Фердинанд де Соссюр использовал этот термин для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства.

Построение парадигм - одно из первых лингвистических достижений человечества; вавилонские глиняные таблички с перечнями парадигм обычно считаются первым памятником лингвистики как науки.

Обычно парадигмы упорядочены в некотором традиционном порядке граммем, например, парадигма русского склонения записывается в порядке падежей И - Р - Д - В - Т - П:

рука
руки
руке
руку
рукой
о руке

Парадигма личного спряжения в европейских языках записывается обычно в порядке «иду-идёшь-идёт» (и соответственно лица называются первым, вторым и третьим), а, например, в арабском языке порядок обратный.

«Дай мне белый бумагу» - так сказать нельзя. Надо: белую бумагу. Словоформа бумагу требует, чтобы с ней была связана словоформа белую. Значит, есть законы связи грамматических единиц. Нельзя сказать «темно-коричневые глаза» , говорят карие. Здесь законы связи уже не грамматические, а лексические: одно слово не хочет быть соседом «неположенного» слова.
Есть законы синтаксических связей. Нельзя сказать: «Танцуя, музыка была слышна во всех концах зала» . Здесь синтаксически неверно употреблено деепричастие.
Есть законы фонетических связей. В русском языке не могут быть рядом [з] + [к] . А перевозка? Нагрузка? Морозко? Везде сочетание [ск] , а [зк] нигде нет.
Итак, в тексте единицы могут быть связаны правильно или неправильно. Следовательно, есть языковые законы связи единиц в тексте. Эти законы называются синтагматическими (от греч. syntagma-«вместе построенное») . Сочетания словоформ (т. е. грамматических форм слов) , сочетания морфем, сочетания частей предложения, сочетания слов - это синтагмы.
Но связи между единицами языка могут быть не только синтагматическими. Словоформа дом связана со словоформами дома, дому, домом.. . Эта связь основана не на том, что единицы «соседствуют» , образуют в одном контексте единство. А иа чем?
В одних случаях друг с другом связаны единицы, которые встречаются в одинаковой, в одной и той же позиции - в одном окружении.
Например, падежные формы:
посылаю хлеб вин. п.
посылаю хлеба род. п.
посылаю отцу дат. п.
посылаю почтой тв. п.
посылаю на самолете предл. п.
Обратите внимание: все падежные формы отличаются друг от друга и по звучанию, и по значению. Например, послал хлеб - в значении «весь» ; послал хлеба - в значении «часть» ; и та и другая форма называет объект действия; посылаю отцу - форма падежа называет адресат.
Все формы косвенных падежей, как видно, могут быть при одном глаголе - в одной позиции. Потому они и выступают как разные падежные формы, что мы можем их сравнить и противопоставить при одном и том же окружении - в одной позиции. Это - парадигма (от греч. paradigma-«образец») .
В других случаях единицы связаны потому, что они не могут быть в одной позиции. Например: я иду - ты идешь - он идет. Формы иду - идешь - идет требуют разных подлежащих, разного окружения, т. е. разных позиций. В одной позиции, при одном подлежащем они невозможны. И это тоже парадигма. В этом понимании парадигма - это совокупность единиц, которые меняются в зависимости от позиций (см. Дистрибутивный анализ) .
В чем различие между этими парадигмами? Одинаково ли их отношение к синтагмам? Единого мнения на этот счет сейчас у лингвистов нет. Дело требует изучения.
Издавна принято парадигмой называть серии падежных форм или личных форм у глагола. Современное языкознание распространило это понятие на другие единицы языка. Например, возможны парадигмы звуков, предложений и т. д.
Противопоставление парадигматических и синтагматических связей было введено в науку Ф. де Соссюром; оно многое объяснило в строении языков, но и само пока еще нуждается в дальнейшем уточнении. «Все, что хочется написать в строку, - синтагма. Все, что хочется написать столбиком или в виде таблицы, - парадигма» .

Вопрос 78.

СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок") – это раздел грамматики характеризующий правила создания предложений и словосочетаний. Синтаксической строй вместе с морфологическим строем есть грамматика языка. Сущность грамматики и морфологии способствует их распределению на разделы грамматики.

Синтаксис - это раздел языкознания, который изучает синтаксический строй языка, а именно словосочетания, предложения, текст, способы соединения словосочетаний в предложения, предложений в текст, построение простых предложений и объединение их в сложные.

Очень сложно разделить синтаксис и морфологию. Морфология изучает формы и значения слов, а синтаксис сочетаемость слов и построение предложений.

Какая же роль синтаксиса в современном языке? Дословно с греческого слово "синтаксис " означает "порядок" и указывает, что необходимо упорядочивать отдельные единиц языка - слова. Наличие синтаксиса в жизни человека связано с потребностью людей в общении, желанию построить свою речь так, чтобы понятнее передать информацию и свои эмоции. Одним словом человек не может передать все свои мысли и эмоции, а использует в своей речи более сложные речевые элементы - это словосочетание, предложение, текст.

Словосочетание – это группа слов, которые соединены между собой грамматически и по смыслу. Очень часто в речи встречаются ошибки в строении словосочетаний, как грамматические, так и смысловые, например ужасная красота, красивый девочка. Переходным элементом от лексико-морфологического к синтаксическому является синтаксис словосочетаний. С помощью синтаксиса отдельные слова структурно оформляются в предложения.

Предложение – это набор слов, которые связаны по смыслу и имеют грамматическую основу. Если грамматическая основа одна то предложение простое, если больше то сложное. Предложение имеет законченный смысл и интонационную завершенность.

Само словосочетание определяет явление, действие, предмет, а предложение уже воспроизводит эмоции, мысли, желания. Синтаксис это универсальный инструмент, способствующий правильному построению человеческой речи. Порой очень сложно понять речь маленького ребенка или иностранца, не владеющих основными правилами синтаксиса .

Предложение – это минимальная единица общения. Синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, как элементе коммуникации, но и в словосочетаниях, как смысловом и грамматическом объединение слов. Синтаксис изучает строение предложений их грамматические свойства и типы, и словосочетание как самое маленькое объединение слов связанное грамматически. Таким образом, можно выделить синтаксис предложения и синтаксис словосочетания.

Синтаксис это отражение творческой составляющей языка. Ведь в процессе общения постоянно строятся новые предложения, возникают новые словосочетания. Синтаксис это сфера грамматики, которая исследует возникновение огромного количества словосочетаний и предложений из конечного множества слов.

Предложением называется построение по определенным грамматическим правилам сочетание слов, или отдельно взятое слово, интонационно оформленное и выражающее какую-либо законченную мысль, суждение.

Основным предназначением языка является его использование в качестве средства, инструмента общения. А поскольку в процессе общения люди обмениваются мыслями, выраженными с помощью предложений, можно сказать, что именно предложение является основной единицей человеческого общения, именно из предложений (а не из слов, морфем или звуков) строится наша речь.

В любом предложении выделяется два компонента: то, о чем мы говорим (субъект высказывания) и то, что мы говорим (предикат высказывания). Так, в предложении “Идет дождь” субъект высказывания обозначен существительным “дождь”, а предикат - глаголом “идет”. Обозначение как субъекта, так и предиката высказывания, может быть как распространенным, так и нераспространенным.

Примером нераспространенного обозначения обоих компонентов высказывания может служить приведенное выше предложение “Идет дождь”, а примером распространенного - “Громадный королевский питон медленно полз между деревьями”. Здесь субъектом высказывания будет словосочетание “громадный королевский питон”, а предикатом - “медленно полз”.

Простое нераспространенное предложение состоит из одних только главных членов - подлежащего и сказуемого. При этом подлежащее всегда обозначает субъект высказывания, а сказуемое - предикат. В распространенном предложении выделяются как главные, так и второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство). Деление всех членов предложения на главные и второстепенные связано с тем, что подлежащее и сказуемое способны самостоятельно образовывать предложение, а определение, обстоятельство и дополнение - нет.

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое составляют как бы “костяк”, основу любого предложения. Второстепенные члены предложения группируются либо вокруг подлежащего, либо вокруг сказуемого, детализируют информацию, передаваемую главными членами предложения. Чтобы сказуемое было понятнее, представим в виде схемы предложение “На противоположном берегу реки неожиданно показалась небольшая группа всадников.”

Как мы видим, одна часть второстепенных членов предложения тяготеет к подлежащему (образует группу подлежащего), а другая - к сказуемому (образует группу сказуемого). Предложения, в которых выделяются две структурные группы, называются двусоставными предложениями. Предложения, в которых только один главный член, а следовательно и одна структурная группа, называются односоставными. К ним относятся определённо-личные (Иди домой), обобщённо-личные (Тише едешь - дальше будешь), неопределённо-личные (О нас пишут в газетах), безличные (Пора вставать) и назывные или номинативные (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.) предложения.

Порядок слов в предложении в различных языках различен. Некоторые языки, как, например, русский, польский или латинский, обладают относительно свободным порядком слов. В других языках порядок слов в предложении фиксирован.

В Европе к языкам с фиксированным порядком слов относятся все романские языки, современные германские и кельтские. Так, в английском или французском языках в повествовательном предложении на первом месте всегда стоит подлежащее, за ним следует сказуемое, а за сказуемым дополнение: John sees a book, Jean voie un livre. А вот в бретонском предложение устроено совершенно иначе: сначала идёт сказуемое, затем подлежащее, а за подлежащим - дополнение: Klask a ra Yann ul levr (Читает Янн книгу).

Если в бретонском и других современных кельтских языках глагол начинает предложение, то в японском, напротив, закрывает его: “Отоко-но ко ва хои о нимас” (Мальчик книгу видит). В некоторых языках индейцев Южной Америки предложение начинается с дополнения.

Языки с фиксированным порядком слов распределяются по двум группам. В первую группу входят языки, в которых в качестве средства передачи определённого грамматического значения используется инверсия.

В качестве примера языков этой группы можно привести английский. Возьмём предложение It is a book. Если мы вынесем глагол is на первое место, то утвердительное предложение превратится в вопрос - Is it a book ?

В качестве примера второй группы можно привести китайский - язык, в котором инверсии такого рода полностью отсутствуют. В нём общий вопрос образуется при помощи вопросительной частицы «ма», которае имеет строго фиксированное место на конце предложения. Так, если «Чжэ ши шу» переводится как утвердительное предложение «Это - книга», то «Чжэ ши шу ма» - уже вопрос: «Это книга?».

А.Ю. Мусорин. Основы науки о языке — Новосибирск, 2004 г.

Синтаксис

Функциональный синтаксис

Цели и задачи

Понятие о семантической структуре (пропозиции) и её соотношение с действительностью.

Семантическая структура (или пропозиция ) – самое общее исходное значение, связанное со знанием человека и выраженное в предложении. В состав пропозиции входят: предикат(соотношение действительности и мысли)+актант(действующее лицо), модификаторы(осложн. Компоненты, второстепенные члены предложения) и расширяющие элементы (функции предложения, вставные и вводные конструкции). Собственно пропозиция – это и есть выражение действительности, каждая из пропозиций – ее маленький кусочек.



Соотношение «действительность-ситуация». Способы выражения этого соотношения в высказывании.

Есть значение (семантический уровень, реалия, которую говорящий хочет выразить) и форма (языковой уровень, то, что он непосредственно говорит. Говорящий интерпретирует ситуацию по-своему исходя из своих коммуникативных способностей. Этим он выражает некое положение дел + его собственную позицию + самостоятельно отбирает подходящие (как ему кажется) языковые ситуации.

Действительность делится на реальный мир, виртуальный мир и внутренний мир человека.

Понятие о словосочетании.

Словосочетание – это сочетание знаменательных слов, построенное на основе однородной подчинительной связи, а, значит, в нем всегда есть главный и зависимый компоненты.

Сочетание из двух слов называется простым , сложное состоит их нескольких простых.

Между главным и зависимым компонентом есть три вида связей: атрибутивные (качественные или количественные признаки – прилагательные, числительные, причастия, наречия, инфинитив), объектны е (предмет, на который направлено действие, или орудие действия – существительные) и обстоятельственные (обозначает различные признаки действия – наречия, формы существительных).

Виды связи : согласование (зависимый уподобляется главному), управление (главному требуется определенная падежная форма) и примыкание (зависимое слово – неизменяемое).

Типы словосочетаний : глагольные, именные

Виды подчинительной связи в словосочетании..

Согласование, управление, примыкание.

Согласование - зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное: При изменении главного слова зависимое меняется вместе с ним. Может быть прилагательным, местоимением, причастием, числительным.

Управление - зависимое слово ставится при главном в каком-то определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога.

При изменении главного слова форма зависимого не меняется. Может быть существительным, местоимением, числительным.

Примыкание - зависимое слово является неизменяемой частью речи и связывается с главным только по смыслу и интонационно. Может быть наречием, инфинитивом, деепричастием, сравн. степ. прилагательного, притяж. местоимением.

Виды смысловых отношений в словосочетании. Понятие о синкретизме смысловых отношений в словосочетании.

Словосочетания бывают определительные, объектные, обстоятельственные.

Определительные словосочетания – предмет и его признак

Объектные словосочетания – действие и предмет, на который оно переходит

Обстоятельственные словосочетание – действие и его признак

Синкретизм в языкознании - объединение в одной формне нескольких содержаний, а синкретические формы могут трактоваться как полифункциональные (многозначные)

Так же синкретизм – в сумме грамматических значений.

7.Понятие о свободных и связанных словосочетаниях. Стилистически маркированные словосочетания .

Свободные выполняют в предложении функции разных членов предложения, разлагаются на отельные составляющие. Несвободные связаны фразеологически или синтаксически, вместе выполняют функцию одного члена предложения.

Стилистически маркированные словосочетания – сочетания, в своей форме содержащие отнесенность к какому-либо стилю. В словосочетании стилистическая маркированность создается за свет, например, инверсии. Или специфический лексики.

Вопрос о предложении в современном синтаксисе. Предложение как средство реализации коммуникативных пропозиций.

Предложение – это грамматически оформленная по законам языка интонационно-определенная единица речи, служащая главным средством формирования, выражения и сообщения относительно законченной мысли говорящего о действительности.

Суждения реализуются в предложениях. В одном предложении может быть несколько суждений. Одно суждение может быть выражено OVER NINE THOUSAND предложений. Плюс особая группа – оценочные суждения.

Подлежащее и особенности реализации в нем коммуникативной пропозиции.

Подлежащее – главный член двусоставного предложения, грамматически независимый от других компонентов предложения. Обозначает предмет, признак которого определяется сказуемым, и отвечающий на вопросы кто? что?

Морфологизованной формой выражения подлежащего является именительный падеж существительного.

Подлежащее может быть выражено: существительным в им. пад, местоимением, числительным, инфинитивом, любой, способной субстантивироваться, частью речи, любой замещающей существительное частью речи, словосочетаниями.

Подлежащее – старое знание.

Особенности выражения коммуникативной пропозиции в сложном предложении.

Сложноподчиненные предложения нерасчлененного состава.

Нерасчлененный тип:

Относится к слову или словосочетанию в главной части

Вид придаточной части задан главной частью

Союзы полифункциональные

Очень тесная связь между предложениями

Негибкие – только определительные.

Изъяснительные

Образа действия

Период и его разновидности.

Многочленное сложное предложение может быть особым образом организовано и представлять собой период (лат. periodos - круг; переносно - «закругленная», замыкающаяся речь). Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, с последовательным перечислением однородных синтаксических единиц в каждой из этих частей.

Предложения, построенные в виде периода, составляют речь периодическую, в отличие от речи обычной, отрывистой. Периодическая речь характеризуется плавностью, музыкальностью, ритмической стройностью. Со стороны содержания период отличается большой полнотой и законченностью выражения мысли, он развертывает и оформляет сложную аргументацию положения. Из-за этих качеств период особенно широко используется в художественной литературе и в ораторской речи (в публицистике).

Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание тона вначале, затем глубокая пауза и понижение тона. В соответствии с этим первая часть периода называется повышением, вторая - понижением. Части периода построены по принципу параллелизма: в них, как правило, повторяются союзы, союзные слова, повторяются и порядок слов и формы глаголов-сказуемых. В больших периодах повышение и понижение могут прерываться паузами меньшей длительности, образуя члены периода.

В виде периода может быть построено многочленное сложноподчиненное предложение с первой вводящей частью - протазисом (англ. protasis) и второй, заключающей, - аподозисом (англ. apodosis). Чаще всего перечисление однородных придаточных (с параллельной структурой) предшествует главной части (или главным). Например: Если зашумела старая листва под ногой, если закраснелись веточки разные, если вербы развернулись, если заговорили деревья разных пород ароматом своей коры, - то, значит, есть в березах движение, и нечего портить березу (Пришв.);

Последний период, кроме основного членения (на стыке повышения и понижения, который обозначен запятой и тире), имеет внутреннее деление на члены периода (см. части, разделенные точкой с запятой).

Сложноподчиненное предложение в форме периода может иметь и несколько иную организацию: одна придаточная вначале, до паузы, и затем перечисление однотипно построенных главных:

Последовательность придаточных и главных в составе периода может быть и такой: придаточные (или одна придаточная часть) закрывают период, т.е. помещаются во второй части, в понижении

Периодическая речь может и не быть связанной с явлением парцелляции. Структурный параллелизм здесь - композиционная основа всего сложного синтаксического целого, в пределах большого контекста. И здесь четко вырисовывается строгий интонационный, ритмичный рисунок обычного периода - с повышением, глубокой паузой и понижением, с единообразным началом конструкций, являющихся членами периода.

Рассмотрение разных видов периода - в форме сложноподчиненного предложения, сложносочиненного, бессоюзного, в форме сложной синтаксической конструкции и даже сложного синтаксического целого - приводит к выводу, что период - это явление не столько структурно-синтаксическое, сколько композиционно-стилистическое, хотя некоторые специфические синтаксические качества, как особо организованной единицы, безусловно, ему присущи: это параллелизм строения частей, строгий порядок их расположения, совпадение форм основных сказуемых и их видо-временных планов, четкость и неизменность интонационного оформления. И все же поскольку период может представлять собой разные типы предложений и с точки зрения их структурно-семантической характеристики не составляет особого явления, то наиболее существенны его стилистическое свойства. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью, гармоничностью и музыкальностью и потому свойствен обычно речи приподнятой и экспрессивной, независимо от того, прозаическая она или стихотворная. Более того, периодическая речь, в силу своих ритмико-мелодических свойств, вносит и в прозу поэтическое или публицистическое звучание. Вот почему она особенно широко используется в поэзии, в поэтизированной прозе и в произведениях ораторского публицистического стиля.

Наличие у периода ярких стилистических качеств позволяет считать его стилистико-синтаксической фигурой. Многие поэтические произведения целиком построены в виде развернутого периода, который в таком случае используется как художественно-композиционный прием. Примером может служить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива».

46. Основы русской пунктуации. Функциональные особенности русской пунктуации .

Русская пунктуация, в настоящее время очень сложная и развитая, система, имеет довольно прочное основание - формально-грамматическое. Знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического, структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность. На таком основании ставится наибольшее число знаков.

К «грамматическим» можно отнести такие знаки, как точка, фиксирующая конец предложения; знаки на стыке частей сложного предложения; знаки, выделяющие функционально разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения (вводные слова, словосочетания и предложения; вставки; обращения; многие сегментированные конструкции; междометия); знаки при однородных членах предложения; знаки, выделяющие постпозитивные приложения, определения - причастные обороты и определения - прилагательные с распространителями, стоящие после определяемого слова или дистантно расположенные и др.

В любом тексте можно найти такие «обязательные», структурно обусловленные знаки.

Все знаки здесь структурно значимы, они ставятся безотносительно к конкретному смыслу частей предложений: выделение придаточных, фиксация синтаксической однородности, обозначение границы частей сложносочиненного предложения, выделение однородных деепричастных оборотов.

Структурный принцип способствует выработке твердых общеупотребительных правил расстановки знаков препинания. Знаки, поставленные на таком основании, не могут быть факультативными, авторскими. Это тот фундамент, на котором строится современная русская пунктуация. Это, наконец, тот необходимый минимум, без которого немыслимо беспрепятственное общение между пишущим и читающим. Такие знаки в настоящее время достаточно регламентированы, употребление их устойчиво. Членение текста на грамматически значимые части помогает установить отнесенность одних частей текста к другим, указывает на конец изложения одной мысли и начало другой.

Синтаксическое членение речи в конечном счете отражает членение логическое, смысловое, так как грамматически значимые части совпадают с логически значимыми, со смысловыми отрезками речи, поскольку назначение любой грамматической структуры - передать определенную мысль. Но довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное, т.е. конкретный смысл диктует и единственно возможную структуру.

На смысловом основании ставятся знаки в бессоюзных сложных предложениях, так как именно они в письменной речи передают нужные значения

Часто при помощи знаков препинания уточняют конкретные значения слов, т.е. смысл, заключенный в них именно в данном контексте. Так, запятая между двумя определениями-прилагательными (или причастиями) сближает в семантическом отношении эти слова, т.е. дает возможность выдвинуть на первый план общие оттенки значения, выявляющиеся в результате различных ассоциаций, как объективного, так подчас и субъективного характера. В синтаксическом отношении такие определения становятся однородными, поскольку, будучи сближенными по значению, поочередно относятся непосредственно к определяемому слову.

Отчасти русская пунктуация основывается и на интонации: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопросительный и восклицательный знаки, интонационное тире, многоточие и т.д. Например, обращение можно выделить запятой, но повышенная эмоциональность, т.е. особая выделительная интонация, диктует и другой знак - восклицательный В ряде случаев выбор знака зависит целиком от интонации

Интонационный принцип действует в большинстве случаев не в «идеальном», чистом виде, т.е. какой-либо интонационный штрих (например, пауза), хотя и фиксируется знаком препинания, но в конечном счете эта интонация сама является следствием заданного смыслового и грамматического членения предложения. Ср.: Брат - мой учитель. - Брат мой - учитель. Тире здесь фиксирует паузу, однако место паузы предопределено структурой предложения, его смыслом.

Итак, существующая в настоящее время пунктуация не отражает какого-либо единого последовательно проводимого принципа. Однако формально-грамматический принцип является сейчас ведущим, тогда как принципы смысловой и интонационный выступают в качестве дополнительных, хотя в отдельных конкретных проявлениях они могут быть выдвинуты и на первый план. Что же касается истории пунктуации, то известно, что первоначальным основанием для членения письменной речи служили именно паузы (интонация).

Современная пунктуация представляет собой новый этап в ее историческом развитии, причем этап, характеризующий более высокую ступень. Современная пунктуация отражает структуру, смысл, интонацию. Письменная речь организуется достаточно четко, определенно и вместе с тем выразительно. Самым большим достижением современной пунктуации является тот факт, что все три принципа действуют в ней не разобщенно, а в единстве. Как правило, интонационный принцип сводится к смысловому, смысловой к структурному, или, наоборот, структура предложения определяется его смыслом. Выделять отдельные принципы можно лишь условно. В большинстве случаев они действуют нераздельно, хотя с соблюдением определенной иерархии. Например, точка обозначает и конец предложения, границу между двумя предложениями (структура); и понижение голоса, длительную паузу (интонация); и законченность сообщения (смысл).

Именно сочетание принципов является показателем развитости современной русской пунктуации, ее гибкости, позволяющей отражать тончайшие оттенки смысла и структурное многообразие.

Функциональный синтаксис как раздел науки о языке. Цели и задачи функционального синтаксиса.

Синтаксис изучает правила организации и сочетания в высказывании.

Фонетический-морфологический-лексический-синтаксический-уровень текста-уровент культуры.

4 аспекта синтаксиса: формально-структурный (формы – простое, сложное, типы придаточных), семантический (структура формы и структура смысла, пропозиция), коммуникативный (актуальное членение речи) и прагматический (коммуникативная цель, средства построение высказывания).

Функциональный синтаксис рассматривает предложение сквозь призму функционирования языка в конкретных условиях и ситуациях общения. В Ф.С. рассматриваются случаи выражения одного смысла разными предложениями и наоборот. Ф.С. идет от значения к форме.

Значение и форма неразрывно связаны, и воспринимаются одновременно. Восприятие –психологический процесс, и воспринимающий вносит свое понимание. Говорящий тоже вносит свои смыслы.

Цели и задачи : Анализ от значения к форме; описание структур, выражающий категориальные значения.

Ф.С. неразрывно связан с пропозицией, потому что для него главное смысл, заложенный в предложение.