Синтаксис. Основные единицы синтаксиса

Лекция 1 Синтаксис как раздел языкознания. Предмет и задачи синтаксиса

План лекции:

1) предмет изучения синтаксиса современного русского языка;

2) из истории синтаксической теории;

3) способы выражения синтаксических отношений.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи. В нем изучаются те законы связи слов, которые дают возможность языку осуществлять коммуникативную функцию. В отличие от других ярусов /уровней/ языка, синтаксис непосредственно соотносится с процессом мышления и процессом общения. Единицы других уровней /фонетики, лексикологии, словообразования, морфологии/ участвуют в процессе формирования и выражения мысли только через синтаксис.

В этом специфика синтаксиса как реального явления и как научного объекта, этим определяется его роль как «организационного центра грамматики» /акад. В. В. Виноградов/.

Синтаксис взаимосвязан с другими разделами языка, так, например, его связь с фонетикой проявляется в том, что все единицы синтаксиса имеют звуковую оболочку, предложение как единица синтаксиса равно, по сути, такой единице фонетики, как фраза, синтагма = словосочетанию.

Самое тесное взаимодействие существует между синтаксисом и морфологией: члены предложения как синтаксические категории выражаются частями речи - категориями морфологии.

В истории синтаксической теории сложилось несколько точек зрения на предмет синтаксиса:

1) в качестве предмета синтаксиса рассматривается предложение, так как только предложение выполняет коммуникативную функцию. Сторонники этой концепции - акад. Буслаев Федор Иванович, Шахматов Алексей Александрович, школьные учебники до 1967 г.;

2) в качестве предмета синтаксиса рассматривается только словосочетание. Сторонники этой точки зрения на предмет синтаксиса - Фортунатов Филипп Федорович, Петерсон Михаил Николаевич, Пешковский Александр Матвеевич /первый из них акад. Петербургской академии 19 в., два последующих ученых – профессора МГУ;

3) в качестве предмета синтаксиса изучаются словосочетания и предложения. Этой точки зрения придерживаются акад. Виноградов Виктор Владимирович, Шанский Н. М., Шведова Н. Ю., авторы современных школьных учебников.

На наш взгляд, первая и вторая точки зрения на предмет синтаксиса являются слишком категоричными:

б) в русском языке очень много однословных предложений: Зима. Светает. Читаю, и т.п. С другой стороны, мы не можем осуществлять общение без законченных высказываний- предложений, люди не могут общаться с помощью словосочетаний.

Таким образом, все вышесказанное приводит к логическому выводу о том, что целесообразнее понимать и изучать в качестве предмета синтаксиса две единицы: словосочетание и предложение.

Отсюда следует следующее понимание синтаксиса: синтаксис- это раздел грамматики, изучающий строение словосочетания и строение предложения.

При изучении любой единицы языка большое значение имеет ее семантика. В пределах изучаемого раздела слова определенным образом взаимодействуют друг с другом, образуя словосочетания, а затем и предложения. Существует 4 способа выражения синтаксических отношений:

1) формы слов;

2) служебные слова;

3) порядок слов;

4) интонация.

В русском языке /языке флективном/ основным средством выражения синтаксических отношений являются формы слов, создаваемые окончаниями: обычный набор слов не дает нам никакой информации- цветок, капля, ночной, дно, круглый, блестит, раскрытый, роса.

Слова, формально выраженные и организованные определенным образом, создают законченную мысль: Круглая капля ночной росы блестела на дне раскрытого цветка.

Среди служебных слов синтаксические отношения выявляются с помощью предлогов и союзов:

а) предлогов: Подошел к площади - к чему? - объектное отношение. Нахожусь на площади - где? локальное значение. Положи в стол - куда? Значение места /локальное/. Вижу стол /отсутствие предлога/- объектное отношение.

б) в сложноподчиненных предложениях синтаксические отношения определяются с помощью союзов: когда - временные отношения, потому что - причины, если - условия и т. д. и т. п.

Порядок слов в предложении в русском языке свободный. В большинстве случаев синтаксическое членение предложения не зависит от порядка слов: Брат едет в Астану. В_ Астану едет брат. Едет брат в Астану.

Однако имеют место и случаи, когда порядок слов в предложении влияет на характер синтаксических отношений: Дождливая осень. Осень дождливая. Усталая, мать прилегла. Мать пришла усталая. Я расспросил обо всем брата товарища. Я расспросил обо всем товарища брата. Мать любит дочь. Дочь, любит мать.

Интонация в предложении играет очень важную роль. Она служит средством выражения различной целевой и эмоциональной установки предложения: Он уехал! Он уехал?

Дома улицы залиты светом. Он посещал читальные залы, библиотеки. Он посещал читальные залы библиотеки.

Лекция 2 Словосочетание как единица синтаксиса

План лекции:

1) понятие о словосочетании. Признаки словосочетания;

2) словосочетание и слово. Словосочетание и предложение;

3) словосочетание и сочетание слов.

Предложение редко состоит из одного слова. Для структуры предложения характерно, что входящие в его состав слова образуют цепь элементов, связанных между собой смысловыми и грамматическими отношениями. В учении о словосочетании до сих пор остается много нерешенных вопросов.

Дискуссионными являются такие вопросы, как само понятие словосочетание, вопрос о месте словосочетания в системе синтаксических единиц. Ф. Ф. Фортунатов, А. М. Пешковский, М.Н.Петерсон широко понимали словосочетание и называли словосочетанием любую грамматически оформленную единицу, таким образом, грань между словосочетанием и предложением стиралась: по их мнению, такой пример, как «Наступила осень» является словосочетанием, так как между двумя компонентами есть взаимозависимость и взаимообусловленность (ср.: Наступил вечер. Наступило утро).

По вопросу о том, что первично - предложение или словосочетание- выступил акад. А. А. Шахматов, вслед за ним акад. В. В. Виноградов, утверждая, что первично предложение, так как мы общаемся с помощью предложений, а не с помощью словосочетаний.

Словосочетание- это синтаксическая единица, подчиненная предложению, словосочетания выделяются в составе предложений. Традиционно словосочетанием называют сочетание двух или более знаменательных слов, которые выражают единое, но расчлененное понятие и связаны между собой грамматически или по смыслу: письменный стол, человек высокого роста.

Словосочетание обозначает какое-либо понятие или представление о явлении действительности, и в этом оно сходно со словом, т. е. словосочетание, так же, как и слово является номинативной единицей; но, в отличие от слова, словосочетание, во-первых, дает сложное наименование или представление, и, во-вторых, словосочетание - проницаемая единица, в то время как слово - непроницаемая единица: спросить о здоровье, спросить о его здоровье; увидеть брата, увидеть старшего брата.

Из определения словосочетания следует, что словосочетание образует только сочетание знаменательных слов, которые находятся в отношениях особой зависимости. Следовательно, не являются словосочетаниями:

1) сочетание служебного и знаменательного слова: у окна, с сестрой;

2) сложные формы частей речи: самый красивый, буду читать;

3) сочетание подлежащего и сказуемого: Приятна мне твоя прощальная краса;

4) сочинительные ряды слов (однородные члены предложения): брат и сестра; не правда, а ложь;

5) определяемое слово и обособленный член предложения: Привлеченные светом, бабочки кружились вокруг лампочки. Оглядываясь по сторонам, охотники пробирались дальше. Обособленные члены предложения и определяемые слова не представляют интонационного единства и, кроме того, между ними возникают полупредикативные отношения, похожие на отношения между главными членами в двусоставном предложении (ср. Бабочки были привлечены; охотники оглядывались);

6) не являются словосочетаниями вводные слова /вводные слова не вступают в грамматическую связь ни с одним словом в предложении: Вы, вероятно, не знали об этом. Таким образом, компонентами словосочетания является главное (или стержневое) слово, оно является независимым, и
зависимое слово, которое подчинено требованиям
господствующего, слова: Читать книгу; заботиться о матери; платье в горошек. Между главным и зависимым словами в словосочетании устанавливаются особые субординативные отношения.

Лекция 3 Структурные типы словосочетаний

План лекции:

1) структурные модели словосочетаний;

2) типы словосочетаний по лексико-грамматической природе главного слова;

3) синтаксические связи в словосочетаниях

По составу все словосочетания делятся на простые и сложные (или непростые). Простые словосочетания, как правило, состоят из двух компонентов: спросить о сыне, ветка березы. К простым словосочетаниям относятся также и трехчленные словосочетания, содержащие в своем составе синтаксически неразложимые единицы: Мальчик семи лет; Идти неторопливой походкой.

Непростые словосочетания бывают двух видов:

а) сложные;

б) комбинированные.

В сложном словосочетании 1 главное слово и
несколько зависимых компонентов, причем вид связи между главным и зависимыми словами - параллельное подчинение. Алый свет зари, глубоко изучить материал, последний лов рыбы на озере. Слово «свет» является главным для двух единиц: «алый» и «зари». Свет какой? – алый, свет чего? – зари. Так же обстоит дело в других рядом приведенных словосочетаниях с главными компонентами «изучить» и «лов».

В комбинированных словосочетаниях наличествуют два или более главных слова и, соответственно, два или более зависимых компонента.

Например, в словосочетании «сделать усилие подняться с земли» - 3 главных слова, от которых задаются вопросы к зависимым компонентам: сделать что? усилие какое? подняться откуда? Зависимыми элементами являются одномоментно словоформы – усилие, подняться, с земли, так как именно к ним направлены вопросы от главных.

Таким образом, цепь последовательной зависимости в данном комбинированном словосочетании выглядит следующим образом:

Сделать что? – усилие; усилие какое? – подняться; подняться откуда? – с земли.

В речевой практике встречается немало словосочетаний, которые содержат одновременно элементы сложного и комбинированного словосочетаний, это можно проследить в примере: Сквозь листья пальм с берега моря отчетливо видны ледники на горах. Видны где? - с берега, с берега какого? - моря. Видны каким образом? – сквозь листья, сквозь листья какие? – пальм. Таким образом, слово (точнее, словоформа) «видны» является главным компонентом для нескольких единиц. И одновременно от зависимых от него элементов имеются свои зависимые единицы.

Ниже представлено схематичное изображение механизма взаимодействия главного (главных) и зависимого (зависимых) компонентов в составе сложного и комбинированного словосочетаний.

Схематичное изображение сложного и комбинированного словосочетаний выглядит следующим образом:


Характер синтаксических отношений между компонентами словосочетаний.

Значение словосочетания - это те отношения, которые возникают между главным и зависимым словами. В пределах словосочетаний могут реализоваться следующие типы синтаксических отношений:

1) атрибутивные;

2) объектные;

3) субъектные;

4) комплетивные;

5) обстоятельственные.

Атрибутивные отношения наблюдаются в том случае, когда главное слово в словосочетании выражено существительным без глагольной семантики или местоимением с обобщенно-предметным значением: Лампа с абажуром, утренний рассвет, кто-то из молодых.

Объектные отношения возникают между главным словом, имеющим глагольную семантику, и зависимым словом, обозначающим конкретный предмет: Увидеть дом, купить книгу, изучать языки.

Субъектные отношения проявляются в том случае, если главное слово выражено отглагольным существительным, а зависимое слово -существительным в форме род. п. со значением субъекта- исполнителя действия: Приезд брата /Брат приехал/, исследование ученого /т. е. ученый исследовал/. Субъектные отношения возникают и в конструкциях с дательным падежом существительного со значением субъекта и с творительным агентивным /в страдательных оборотах/: Ребенку не здоровится. Проект разработан инженерами.

Комплетивные, или восполняющие отношения возникают в тех случаях, когда главное слово информативно недостаточно, а зависимое слово является необходимым смысловым добавлением, дополнением, восполняющим информационный пробел. В качестве информативно недостаточных слов выступают количественные числительные, существительные с количественным значением, отдельные глаголы-связки: Три тетради, несколько строк, масса недоразумений, большинство присутствующих, слыл чудаком, является инспектором.

Обстоятельственные отношения возникают, прежде всего, в словосочетаниях с главным словом-глаголом, зависимое слово выражает отвлеченное понятие /пространства, времени и т. п./: Работал до войны, тянулся к югу, вернулся поздно, ударил нарочно, поперхнулся от неожиданности.

Типы связи слов в словосочетании и в предложении.

Как явствует из традиционного определения словосочетания, компоненты его находятся между собой в отношениях определенной зависимости (»субординации»). Способы (виды) подчинительной связи – управление, согласование и примыкание.

Управление- это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже: резать ножом, сидеть в кресле, написать матери и т.д.

Средствами оформления управления обычно являются флексии и предлог, управление бывает беспредложным и предложным. Управление может быть сильным и слабым.

При сильном управлении главное слово предсказывает форму зависимого слова: читать книгу, чтение книги, три стола. При слабом управлении главное слово не предсказывает формы зависимого слова: гулять около реки, гулять с товарищем, домик в лесу.

Согласование- это такой вид подчинительной связи, когда зависимое слово ставится в таких же формах, что и главное: любимая книга, мой дневник, любимой книги, моего дневника. При согласовании при изменении форм главного слова изменяется форма зависимого слова.

Примыкание - это такой вид подчинительной связи слов, при котором зависимое слово, являясь неизменяемым, связано с главным словом лишь по смыслу, т.е. логически: очень милый, уехал учиться, шел не спеша, чтение лежа, чтение вслух. Примыкают, как правило, неизменяемые знаменательные части речи: наречия, деепричастия, инфинитивы,

Вопрос о разграничении сильного и слабого управления, слабого управления и примыкания является спорным, так как нет четких критериев разграничения этих видов связи, что обусловлено явлениями переходности, особенно многочисленными в зоне тех наречий, которые возникли на базе падежных и предложно-падежных форм существительных.

Трудно установить характер связи в некоторых словосочетаниях: передать на словах, меняться на глазах, стоять по пояс в воде, так как существительное в предложно-падежных формах подобного типа по своему значению близко к наречию, хотя им и не стало. В таких словосочетаниях способ связи определяется то, как слабое управление, то, как примыкание.

Учитывая объективные трудности разграничения управления и примыкания, в школьной практике все падежные и предложно-падежные формы рассматриваются как управление.

Лекция 4 Предложение как предмет синтаксиса

План лекции:

1) понятие о предложении как единице синтаксиса;

2) основные признаки предложения: предикативность, структурная схема предложения, парадигма предложения, интонация;

3) синтаксические связи между главными членами предложения

Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка и речи, служащая основным средством формирования мысли.

Для того чтобы предложение выражало мысль и передавало ее другим, необходимо, чтобы оно было соотнесено с реальной действительностью. Соотнесенность содержания высказывания с действительностью является одним из признаков предложения, который называется предикативностью : Жизнь прекрасна. Грачи прилетели. День солнечный. Любое высказывание мыслится и понимается как реальное и нереальное с точки зрения говорящего: Явился бы ко мне волшебник (нереальное). Мой брат служит в армии (реальное).

Оценка содержания предложения с точки зрения его реальности или нереальность называется модальностью . Значение модальности выражается формами наклонения глаголов-сказуемых: На улице тепло. На улице было тепло. На улице будет тепло. Пусть на улице будет тепло. Было бы тепло на улице. В первых трех примерах наличествует реальная модальность, в последних двух приведенных примерах - ирреальная модальность (формы сослагательного и повелительного наклонения). Различают объективную и субъективную модальность. Объективная модальность присуща каждому предложению, без нее вообще не бывает предложения (она связана с наклонениями). Субъективная модальность создается за счет модальных слов, содержащих отношение, оценку говорящего высказывания (уверенность - неуверенность): Наверное, на улице тепло. Конечно, на улице тепло.

Все, что выражено в предложении, обязательно происходит во времени, отнесено в план либо настоящего, либо прошедшего, либо будущего времени: Я иду в библиотеку. Я шел в библиотеку. Я пойду в библиотеку. Значение времени выражено, прежде всего, формами глагола-сказуемого, но если глагол, выступающий в роли сказуемого, употреблен в форме сослагательного или повелительного наклонения (т.е. временной план отсутствует), предложение, высказывание все равно мыслится в определенном временном промежутке: Люди мира, на минуту встаньте! (синтаксическое настоящее время, морфологическое понятие времени отсутствует); Я пошла бы в библиотеку, но... (синтаксическое прошедшее время). При отсутствии сказуемого сообщение совпадает с моментом речи: Тишина. (морфологическое время отсутствует, синтаксическое время настоящее). Объективное грамматическое значение времени может не совпадать с синтаксическим временем: Завтра мы приступаем к делу (с учетом формы глагола-сказуемого настоящее время, с учетом слова «завтра » синтаксическое время будущее). Иду я вчера по набережной... (морфологическое время - настоящее, синтаксическое - прошедшее).

Структурная схема предложения - минимальный образец, по которому строится предложение, это предикативный центр предложения, его грамматическая основа. Каждое предложение в языке грамматически оформлено, имеет определенный состав главных членов: Ничто на земле не проходит бесследно. Краткость - сестра таланта. Доброму человеку стыдно даже перед собакой.

Каждое предложение в русском языке имеет свою парадигму форм:

Реальный план: Ирреальный план:

Сын учится в университете. Сын учился бы в университете.

Сын учился в университете. Пусть сын учится в университете.

Сын будет учиться в университете.

Отличительной особенностью предложения является то, что оно имеет интонацию завершенности, или интонацию конца : Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. В предложении интонация бывает повествовательной, побудительной или вопросительной: Луг казался голубым из-за множества васильков. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

Типы связи слов в предложении.

Ученые-лингвисты заметили, что между подлежащим и сказуемым существует особый вид связи, похожий на согласование, при этом не было установлено, что связь между главными членами двусоставного предложения чисто формальная, без оттенка подчинения. Ее можно отнести к отношениям равноправия. Акад. В. В. Виноградов назвал эту связь координацией : Ребенок растет и развивается день ото дня. Солнце ярко сияло на лазурно-голубом небе. При координации объединяются только две словоформы / подлежащего и сказуемого/, с изменением одной из них связь координация исчезает, предложение распадается: Ребенка, ребенку / растет /, сияло/ солнца, солнцу /.

Между подлежащим и сказуемым существует и такой вид связи, как соположение , при котором между главными членами предложения связь чисто логическая, смысловая: Город в снегу. Мороз под сорок. Яблони в цвету.

Акад. Булаховский выделил третий вид связи между подлежащим и сказуемым - тяготение . При этом типе связи сказуемое - составное именное, именная часть сказуемого « тяготеет», согласуется, с одной стороны, с формой подлежащего, а, с другой - с формой глагола-связки: Он выглядит здоровым / именная часть этого сказуемого выражена именем прилагательным в полной форме, которое употребляется в форме мужского рода подлежащего и в форме единственного числа глагола-связки /.

Отдельные ученые выделяют еще один вид связи между главными членами предложения - аппликацию, которая проявляется между определяемым словом и обособленным определением: Заводы Урала, гордость нашей металлургии, досрочно выполнили план (заводы - гордость).

Предложением называется построение по определенным грамматическим правилам сочетание слов, или отдельно взятое слово, интонационно оформленное и выражающее какую-либо законченную мысль, суждение.

Основным предназначением языка является его использование в качестве средства, инструмента общения. А поскольку в процессе общения люди обмениваются мыслями, выраженными с помощью предложений, можно сказать, что именно предложение является основной единицей человеческого общения, именно из предложений (а не из слов, морфем или звуков) строится наша речь.

В любом предложении выделяется два компонента: то, о чем мы говорим (субъект высказывания) и то, что мы говорим (предикат высказывания). Так, в предложении “Идет дождь” субъект высказывания обозначен существительным “дождь”, а предикат - глаголом “идет”. Обозначение как субъекта, так и предиката высказывания, может быть как распространенным, так и нераспространенным.

Примером нераспространенного обозначения обоих компонентов высказывания может служить приведенное выше предложение “Идет дождь”, а примером распространенного - “Громадный королевский питон медленно полз между деревьями”. Здесь субъектом высказывания будет словосочетание “громадный королевский питон”, а предикатом - “медленно полз”.

Простое нераспространенное предложение состоит из одних только главных членов - подлежащего и сказуемого. При этом подлежащее всегда обозначает субъект высказывания, а сказуемое - предикат. В распространенном предложении выделяются как главные, так и второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство). Деление всех членов предложения на главные и второстепенные связано с тем, что подлежащее и сказуемое способны самостоятельно образовывать предложение, а определение, обстоятельство и дополнение - нет.

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое составляют как бы “костяк”, основу любого предложения. Второстепенные члены предложения группируются либо вокруг подлежащего, либо вокруг сказуемого, детализируют информацию, передаваемую главными членами предложения. Чтобы сказуемое было понятнее, представим в виде схемы предложение “На противоположном берегу реки неожиданно показалась небольшая группа всадников.”

Как мы видим, одна часть второстепенных членов предложения тяготеет к подлежащему (образует группу подлежащего), а другая - к сказуемому (образует группу сказуемого). Предложения, в которых выделяются две структурные группы, называются двусоставными предложениями. Предложения, в которых только один главный член, а следовательно и одна структурная группа, называются односоставными. К ним относятся определённо-личные (Иди домой), обобщённо-личные (Тише едешь - дальше будешь), неопределённо-личные (О нас пишут в газетах), безличные (Пора вставать) и назывные или номинативные (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.) предложения.

Порядок слов в предложении в различных языках различен. Некоторые языки, как, например, русский, польский или латинский, обладают относительно свободным порядком слов. В других языках порядок слов в предложении фиксирован.

В Европе к языкам с фиксированным порядком слов относятся все романские языки, современные германские и кельтские. Так, в английском или французском языках в повествовательном предложении на первом месте всегда стоит подлежащее, за ним следует сказуемое, а за сказуемым дополнение: John sees a book, Jean voie un livre. А вот в бретонском предложение устроено совершенно иначе: сначала идёт сказуемое, затем подлежащее, а за подлежащим - дополнение: Klask a ra Yann ul levr (Читает Янн книгу).

Если в бретонском и других современных кельтских языках глагол начинает предложение, то в японском, напротив, закрывает его: “Отоко-но ко ва хои о нимас” (Мальчик книгу видит). В некоторых языках индейцев Южной Америки предложение начинается с дополнения.

Языки с фиксированным порядком слов распределяются по двум группам. В первую группу входят языки, в которых в качестве средства передачи определённого грамматического значения используется инверсия.

В качестве примера языков этой группы можно привести английский. Возьмём предложение It is a book. Если мы вынесем глагол is на первое место, то утвердительное предложение превратится в вопрос - Is it a book ?

В качестве примера второй группы можно привести китайский - язык, в котором инверсии такого рода полностью отсутствуют. В нём общий вопрос образуется при помощи вопросительной частицы «ма», которае имеет строго фиксированное место на конце предложения. Так, если «Чжэ ши шу» переводится как утвердительное предложение «Это - книга», то «Чжэ ши шу ма» - уже вопрос: «Это книга?».

А.Ю. Мусорин. Основы науки о языке — Новосибирск, 2004 г.

СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ
ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Синтаксис

СИНТАКСИС
это раздел русского языка, в котором
представлены правила грамматического
оформления словосочетания и предложения.

В синтаксисе выделяются 3 части:

В СИНТАКСИСЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ 3 ЧАСТИ:
учение о
словосочетании
предложении
ССЦ
(сложном
синтаксическом
целом)

Языковые явления в синтаксисе рассматриваются с трех сторон:

ЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СИНТАКСИСЕ
РАССМАТРИВАЮТСЯ С ТРЕХ СТОРОН:
с семантической
строения
по
выражаемым
смысловым
отношениям
по структурному
аспекту
характеристики
цели
высказывания
по
коммуникативн
ому аспекту

Главное понятие данного раздела

ГЛАВНОЕ ПОНЯТИЕ ДАННОГО РАЗДЕЛА
это типы связи
компонентов в
синтаксических
единицах
словосочетании
предложении

Выделяют два
основных типа
связи
сочинение
подчинение
характеризуется равноправными
отношениями между структурными
элементами конструкций. Например,
части сложного предложения могут
быть независимыми друг от друга ‒
такие предложения называются
сложносочинёнными и бессоюзными
сложными
показывает, как один компонент
синтаксической единицы подчиняет
себе другой компонент, т.е. требует от
зависимого изменения
грамматической формы, особого
выражения связи в виде
подчинительных союзов, служебных
слов

В учении о словосочетании анализируются:

В УЧЕНИИ О СЛОВОСОЧЕТАНИИ
АНАЛИЗИРУЮТСЯ:
разновидности словосочетания;
синтаксические
отношения
между
компонентами;
типы
подчинительной
связи
словосочетании.
их
в

Словосочетание
это наименьшая единица
синтаксиса, которая
представляет собой
соединение по смыслу и
грамматически двух или
более знаменательных
слов, называющих явления
объективной
действительности.

Предложение
это основная единица речи и
языка, которая служит для
оформления и выражения
мысли, обладает
коммуникативной функцией,
т. е. функцией общения и
сообщения, имеет
грамматическую основу и
характеризуется смысловой и
интонационной
законченностью.

10. В зависимости от количества грамматических основ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА
ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ
По структуре
различают
предложения
простые
сложные

11. Словосочетание

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Не
является
средством
общения,
как
предложение, поскольку оно не имеет
смысловой и интонационной законченности.
В то же время это целостная по смыслу единица
языка, которая участвует в построении
предложения.
Этим они отличаются от сочетаний слов.
Чтобы выделить словосочетание, необходима
более обширная единица языка, т. е.
предложение.

12. Словосочетание характеризуют следующие признаки:

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ
СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ:
наличие не менее
двух
самостоятельных
слов
грамматическая
связь
смысловое
единство

13.

Словосочетание, так же как и слово,
обозначает предмет (явление), действие,
признак, но в отличие от слова называет его
более точно, конкретно:
не просто идти, а идти быстро (по улице, с
другом и т. д.),
не просто книга, а интересная книга или
книга о приключениях (о вкусной и здоровой
пище и т. п.).

14.

Словосочетания
могут быть:
Свободными
Несвободными
(каждое слово является
отдельным членом
предложения)
(в предложении выступают
как один член
предложения)
Читать книгу, читать
медленно, читать с
другом, городские
улицы, строящийся дом
С главным словом
числительным
(двое друзей, пять
часов)
Зависимое слово
употреблено с
предлогом «с»
(отец с матерью,
мы с тобой)
Зависимое слово
употреблено с
предлогом «из»
(каждый из нас, любой
из присутствующих)

15.

Выделяются
фразеологические
словосочетания ‒ устойчивые сочетания
слов,
употребляемые
в
переносном
значении:
бить баклуши,
белая ворона,
закадычный друг.

16.

подлежащее и сказуемое,
так как это грамматическая
основа предложения:
Город спит; Лёд тронулся;
Леса таинственны;
Не являются
словосочетаниями
словоформа с предлогом:
вдоль дороги, на озере, в
течение дня, напротив
дома.
однородные члены
предложения: мороз и
солнце, близкий и далёкий,
идёт и рассказывает

17. Типы синтаксической связи

ТИПЫ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
В составе
словосочетания
выделяются
компоненты
Основной
(главное слово)
Зависимый
(зависимое слово)
грамматически господствующее
слово, которое требует от другого
слова изменения его формы
парус (какой?) одинокий; отправить
(что?) письмо
дополняет, уточняет смысл
господствующего компонента:
работать (как?) увлечённо

18.

согласование
три типа
подчинения
зависимого слова
главному
управление
примыкание
зависимое слово уподобляется
главному в роде, числе и
падеже, т. е. согласуется с ним:
интересная книга, интересной
книги, интересные книги
главное слово требует от
зависимого определённой
падежной формы: читать (что?)
книгу, чтение (чего?) книги,
играть (во что?) в мяч, играть (с
кем?) с братом, играть (где?) на
улице.
зависимое слово является
неизменяемым (инфинитив,
деепричастие, наречие,
сравнительная степень
прилагательного).

19.

Виды
словосочетаний
именные
с главным словом,
выраженным именами
существительными,
прилагательными,
числительными,
местоимениями: морской
прибой, алая заря,
необычайное
происшествие; очень
обидчивый, по-детски
наивный, слишком
болтливый, красный от
смущения
наречные
с главным
словом ‒
наречием:
близко от дома,
слишком долго,
незаметно для
себя
глагольные
с главным
словом ‒
глаголом,
причастием или
деепричастием:
учить стихи,
решающий
задачу, любуясь
картиной

20. Простое предложение

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Простое предложение ‒ это минимальная
единица языка и речи с одной грамматической
основой, оформляющая законченную мысль.
Одним из существенных признаков предложения
является интонация, которая проявляется в
повышении и понижении тона, убыстрении и
замедлении речи.
Интонация
служит
основным
средством,
выражающим коммуникативное намерение
говорящего.

21. Структура простого предложения

СТРУКТУРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
По структуре
Двусоставные
грамматическая основа состоит
из двух главных членов ‒
подлежащего и сказуемого:
Лёгкий туман повис над
камышами.
Односоставные
грамматическая основа состоит из
одного главного члена ‒ либо
подлежащего, либо сказуемого:
Становилось всё виднее и виднее;
Морозная тишина. Вечереет.
По наличию или
отсутствию
второстепенных
членов
Распространенные
предложения, в состав которых
кроме грамматической основы
входят второстепенные члены:
Тиха украинская ночь.
Нераспространенные
предложения, состоящие только из
грамматической основы:
Звёзды блещут.

22. Предложения по цели высказывания

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
В зависимости от цели высказывания
предложения делятся на
Повествовательные
В предложении говорится о
том, где, что и как было,
для него характерна
интонация сообщения, так
как в нём сообщается
некоторая информация. В
конце повествовательного
предложения ставится
точка.
В лесу было тихо и сыро.
Вопросительные
В предложении заключён
вопрос, т. е. цель
говорящего ‒ узнать
(выяснить), как и что
произошло (некоторую
информацию); в конце
ставится вопросительный
знак.
Как произошла эта
встреча?
Побудительные
Предложение содержит в
себе побуждение к
действию, просьбу, волю
говорящего или приказ.
Берегите природу!

23. Эмоциональная окраска предложений

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По эмоциональной окраске все типы предложения могут быть
восклицательными и невосклицательными.
Восклицательные предложения, заключая в себе сообщение,
вопрос или побуждение к действию, одновременно передают
чувства говорящего по отношению к содержанию: восторг,
радость, огорчение и т. д.
Эти чувства выражаются с помощью восклицательной интонации,
поэтому в конце такого предложения ставится восклицательный
знак:
Но каким далёким казалось ему это время теперь! ‒
повествовательное, восклицательное;
Ах, ворон, ворон, какая ты птица?! ‒ вопросительное,
восклицательное.
В восклицательных предложениях эмоциональность может
создаваться с помощью восклицательных частиц «как», «какой»,
«что за», «вот так», «ну», «же» и др.:
Уж как тебе не лень с утра до вечера трудиться целый день!

24.

В зависимости от того, утверждается или отрицается
высказываемая мысль, предложения делятся на
утвердительные и отрицательные.
Отрицание может выражаться при помощи отрицательной
частицы «не» или слова «нет».
Если отрицание стоит перед сказуемым, то предложение
имеет общеотрицательный смысл, если перед любым
другим членом предложения, то отрицается только эта
часть высказывания:
И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о
ком ‒ отрицается вся мысль, предложение имеет
общеотрицательное значение;
Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой ‒
отрицание стоит перед обстоятельством (как?) не спеша,
предложение имеет частное отрицательное значение.

25. Порядок слов в предложении

ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
В предложении большое значение имеет порядок
слов, который помогает говорящему выделить
наиболее важное в смысловом отношении слово.
Порядок слов определяется его функцией в данном
отрезке высказывания, связью с предшествующим
предложением.
Различают
порядок
прямой
обычный
обратный
(инверсия)

26.

При прямом порядке слов каждый член предложения
занимает своё определённое место.
Так, подлежащее обычно стоит перед сказуемым (Весна
наступила), согласованное определение занимает место
перед определяемым словом (жёлтые листья, солнечный
день),
несогласованное
определение

после
определяемого слова (листья клёна, дом на набережной),
обстоятельство образа действия стоит перед сказуемым
(громко говорил, звонко смеётся), дополнение и другие
виды обстоятельств ‒ после сказуемого (читать книгу,
приготовиться к бою, въехать в город, вернуться на
закате):
Заря приближалась! Сборы были короткими. Мы вышли в
затон на вёслах. Там разъехались в разные стороны.

27.

Обратный порядок слов (инверсия) ‒ это изобразительное
средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание
читателя на слово, стоящее на необычном месте, подчеркнуть его
значение:
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад.

28.

Инверсия может использоваться для оформления
вопроса в вопросительных предложениях.
Слово, которое требует ответа, обычно ставится на
первое место:
Знаете ли вы украинскую ночь?;
Не сбились ли мы с дороги?
Инверсия может использоваться в тексте для связи
одного предложения с другим:
Потом дождь расходится. Тогда-то возникает чудесный
прохладный запах земли, впервые смоченной
дождём. Его вытесняет запах мокрой травы,
особенно крапивы.

29.

Итак, инверсия служит основным средством выделения
смыслового центра на письме и является наиболее ярким
средством выразительности речи.
В устной форме речи для этой цели служит логическое
ударение:
Среди ночи (когда?) проснулась Алёнушка. ‒
Среди ночи проснулась (что сделала?) Алёнушка. ‒
Среди ночи проснулась (кто?) Алёнушка.
Актуальное членение предложения осуществляется в речи
с помощью интонации и порядка слов, который
устанавливает
последовательность
различных
по
коммуникативной значимости частей высказывания, что
служит для более точной передачи его смысла.
При разном порядке слов меняется коммуникативное
назначение предложения, его смысл.

Фонетика (греч. Phone – звук), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений.

Звук речи – это способ материализации морфем и форм слова, которые выступают как единство звучания и значения.

Во всех языках мира существуют два типа звуков речи – гласные и согласные. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных – консонантизм; вокализм и консонантизм образуют систему фонем данного языка.

Фонетические процессы. Т.к. звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связанной речи, то звуки могут влиять друг на друга и испытывать влияние общих условий произношения.

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах: аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии.

Фонетическое членение речи.

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Фонетические единицы речи – это фразы, такты, слоги и звуки.

    1. Грамматика как раздел языкознания

Грамматический строй языка изучает грамматика – наука об образовании слов, их изменении, классах, сочетаниях и употреблении в предложении и контексте.

Грамматическая категория – это совокупность элементов языка (слов, значимых частей слов и сочетаний слов), объединенная грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа. Например, в русском языке глагол имеет грамматическую кутегорию залога, вида, наклонения, времени, лица, числа, рода.

Категории в грамматике могут быть более широкие, например, части речи, и более узкие, например, явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных – категории числа; в пределах глагола – категории залога, вида, наклонения.

Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Грамматическое значение это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к лицу, совершающему действие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т. Д). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово страна имеет значения женского рода, именительного падежа, единственного числа; слово написал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида.

    1. Синтаксис как раздел языкознания

СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок"), в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению.

Предложение является основной коммуникативной единицей языка и речи. Предложение как образец принадлежит языку его реализация принадлежит речи. Предложение является в то же время наиболее сложной единицей, в которой функцио­нируют слова, словоформы и словосочетания. Предметом синтаксиса предложения яв­ляется не конкретное содержание высказываний, а обобщен­ная семантика предложения, его конструк­тивная основа, правила ее распростране­ния и актуализации.

Предикативность имеет две стороны - формально-логическую и модаль­но-смысловую. Иногда эти два свойства рассматривают как два аспекта предложения, называя первое свойство предикатив­ностью, а второе - модальностью.

СИНТАКСИС (от греч. СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок"), в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению.

Существуют и более расширительные понимания синтаксиса, восходящие к терминологической традиции семиотики. В соответствии с первым из них в понятие синтаксиса включают правила построения любых более сложных языковых единиц из более простых; при этом появляется возможность говорить о внутрисловном синтаксисе или о синтаксисе текста. В еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка. При всех существующих пониманиях предмета синтаксиса раздел соответствующей теории (языкознания, семиотики), занимающийся изучением синтаксических единиц и правил, также называется синтаксисом. Ниже рассматривается в основном синтаксис в традиционном понимании; относительно расширительных пониманий см . ДИСКУРС; СЛОВООБРАЗОВАНИЕ; ТЕКСТ.

Как и грамматика в целом, синтаксис имеет дело с выражением в языке некоторых наиболее часто встречающихся значений, таких, как «субъект», «признак», «вопрос», «отрицание» и т.п., причем способом выражения этих значений в синтаксисе являются иерархически организованные конструкции.

Границы синтаксиса и морфологии не всегда можно очертить с достаточной уверенностью: слово (предмет морфологии), как и предложение, обладает определенной иерархической структурой, и морфологические категории, как и синтаксические, связаны с выражением некоторых наиболее частотных значений. Этим объясняется появление обобщающего термина «морфосинтаксис». Однако структура слова значительно проще, чем структура синтаксических единиц в собственном смысле. Кроме того, предложение способно к теоретически бесконечному усложнению: как правило, в его состав можно включить еще некоторое число единиц, и при этом предложение не утратит грамматической правильности, в то время как слова, способные к потенциально бесконечному усложнению, встречаются редко и далеко не во всех языках (таковы, например, сложные существительные в немецком языке).

Особенность синтаксиса заключается также в том, что в процессе речи говорящий постоянно создает новые предложения, но крайне редко – новые слова. Таким образом, в синтаксисе наглядно проявляется творческий аспект языка, и поэтому синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи – образование из ограниченного множества слов теоретически неограниченного множества предложений и текстов.

Изучение синтаксиса включает две большие группы проблем: описательные и теоретические. Цель синтаксического описания – с наибольшей полнотой и точностью сформулировать правила, которые отличают правильно построенные предложения некоторого языка от неправильных. Теоретический синтаксис является частью общей теории грамматики; его задача – выделить универсальный, т.е. свойственный всем языкам компонент синтаксических правил и установить пределы того разнообразия, которое проявляют языки в области синтаксиса.

Описательный синтаксис включает приемы и методы синтаксического анализа, который ставит в соответствие предложению его грамматическую структуру, а также правила, с помощью которых грамматически правильные предложения некоторого языка могут быть отличены от неправильных. Эти правила могут быть распознающими, т.е. позволяющими ответить на вопрос о том, является ли некоторое произвольное выражение правильным или неправильным выражением данного языка, или порождающими, т.е. осуществляющими синтез правильных предложений данного языка на основе элементарных единиц и правил их соединения. Особый класс составляют интерпретирующие правила, которые устанавливают соответствие между синтаксической единицей и ее значением; эти правила, собственно говоря, являются в той же степени синтаксическими, в какой и семантическими. В теоретическом синтаксисе распознающие правила практически не используются, а соотношение порождающих и интерпретирующих правил можно охарактеризовать следующим образом: порождающие правила отвечают за формальную (грамматическую) правильность предложения, а интерпретирующие – за его правильность относительно некоторого смысла (иначе говоря, за осмысленность предложения). Эти два свойства вовсе не обязательно совпадают: предложение *Моя твоя не понимай не является правильным предложением русского языка, хотя прекрасно осмысляется, а знаменитый пример Н.Хомского Бесцветные зеленые идеи яростно спят грамматически правилен, однако выраженный в нем смысл аномален.

В результате синтаксического анализа устанавливается структура предложения, которая может быть представлена с использованием понятия членов предложения (подлежащее, сказуемое, определение и т.д.) либо с помощью более абстрактного понятия синтаксической зависимости. Например, в предложении Вижу красивый дом дополнение дом зависит от глагола-сказуемого вижу в том же смысле, в каком определение красивый зависит от определяемого существительного дом . Отношения синтаксической зависимости между словами в предложении могут быть обозначены стрелками; диаграмма отражает структуру синтаксических зависимостей в предложении:

Из двух слов, непосредственно связанных синтаксической зависимостью, одно называется главным, или вершиной(на диаграмме из него выходит стрелка), а другое – зависимым (в него стрелка входит).

Другой способ синтаксического анализа заключается в последовательном разделении предложения на все более мелкие единицы, состоящие из наиболее тесно связанных между собой слов. Такие грамматически слитные отрезки называются составляющими. Структура составляющих может быть изображена, например, с помощью скобок: [вижу [красивый [дом [с [высоким крыльцом ]]]]]. С помощью скобок обозначен тот факт, что все предложение в целом, а также такие его части, как [дом с высоким крыльцом ], [с высоким крыльцом ], [высоким крыльцом ], являются составляющими.

Как структура зависимостей, так и структура составляющих определяется на основе аналитических критериев, главным из которых является контекстное распределение, или дистрибуция синтаксических единиц. Так, например, тот факт, что вижу является вершиной по отношению к дом , ясен из того, что контексты, в которых может быть употреблено словосочетание вижу дом , совпадают с контекстами, в которых можно употребить вижу , но не с контекстами, в которых может появиться дом (ср. грамматически правильные предложения Я хорошо вижу дом , Я хорошо вижу и Джек построил дом с грамматически неправильным, на что указывает звездочка в начале, выражением *Джек построил вижу дом ). То, что, например, [красивый дом с высоким крыльцом ] – грамматически слитная единица (составляющая), видно, в частности, из того, что она может быть целиком заменена на местоимение: вижу его .

Основное теоретическое предположение, лежащее в основе синтаксического анализа, заключается в том, что связи между элементами предложения (неважно, описывается ли его структура с помощью понятия синтаксической зависимости или с привлечением представления о синтаксических составляющих) строго ограничены. При графическом изображении на плоскости (рис. 1, 2) в виде множества точек-узлов, соответствующих словам или составляющим, структура зависимостей и структура составляющих для большинства предложений образуют дерево – ориентированный граф, в котором в каждый узел, кроме единственного корневого, входит ровно одна стрелка (принцип единственности вершины) и в котором нет замкнутых путей (принцип запрета на контур):

Чтобы более полно изобразить грамматическую структуру предложения, постулируют различные типы синтаксической зависимости и различные классы составляющих. Например, говорят, что слова вижу и дом связаны предикативной связью, а слова высоким и крыльцом – атрибутивной.

Составляющие образуют синтаксические классы, называемые фразовыми категориями, причем грамматические свойства фразовой категории определяются частью речи, к которой принадлежит (главная) вершина составляющей. Фразовыми категориями являются, например, группа существительного (= именная группа), в которой вершина – существительное: большой дом , учебник английского языка , убийство Цезаря Брутом ; группа прилагательного: очень красивый , гораздо более неприятный ; группа наречия: на удивление легко , по меньшей мере неприятно ; предложная группа: из этого города , со своей матерью и др. Само предложение также является фразовой категорией. Характерной особенностью фразовых категорий является их рекурсивность, т.е. способность включать в себя единицы того же класса: например, группа существительного может быть вложена в другую группу существительного, а придаточное предложение вложено в главное и являться его частью: [ П Вот [ ГС пшеница , [ П которая в [ ГС темном чулане ] хранится в [ ГС доме , [ П который построил Джек ]]]]], где П обозначает левую границу предложения, а ГС – левую границу группы существительного.

Предложение представляет собой универсальную (т.е. присутствующую во всех языках) фразовую категорию. Синтаксическая структура предложения определяется в основном грамматическими свойствами входящих в него слов, в первую очередь – их сочетаемостными признаками. Сочетаемостные признаки слова включают его семантические и синтаксические валентности. Семантическая валентность слова – незаполненная часть (переменная) его семантического описания; например, глагол рубить имеет три валентности – КТО (деятель), ЧТО (объект приложения действия) и ЧЕМ (инструмент) рубит, семантические валентности глагола догонять – КТО (догоняющий) и КОГО (догоняемый). Синтаксические валентности слова образуют те языковые единицы, которые могут вступать с ним в отношение непосредственной синтаксической зависимости. Различаются синтаксические валентности, которые соответствуют некоторой семантической валентности слова (его актанты), и синтаксические валентности, которые не соответствуют никакой семантической валентности (сирконстанты). Например, в предложении Сейчас я хочу , чтобы ты ушел , потому что уже поздно подлежащее я и придаточное дополнительное чтобы ты ушел – это актанты глагола хотеть , так как они заполняют части его семантического описания (КТО хочет ЧТО), а обстоятельство сейчас и придаточное причины потому что уже поздно – это сирконстанты, так как они не связаны с лексическим значением глагола хотеть . Следует, впрочем, иметь в виду, что граница между актантами и сирконстантами не всегда прослеживается четко.

По выражению французского синтаксиста Л.Теньера, предложение представляет собой «маленькую драму», которая включает в себя действие (обозначаемую сказуемым ситуацию), действующих лиц (актанты) и обстоятельства (сирконстанты). Помимо того, что каждый актант в каждой ситуации обладает некоторой присущей ему ролью, имеются также и «амплуа» – некие стандартные семантические роли, которые выступают в разных ситуациях. В число таких ролей входят агенс – одушевленный инициатор действия, контролирующий его (мальчик бежит ; мальчик ломает стол ); пациенс – участник, сильнее остальных вовлеченный в ситуацию и претерпевающий в ней наиболее существенные изменения (мальчик падает ; отец бьет мальчика ); бенефактив – участник ситуации, чьи интересы в ней затронуты (даю книгу мальчику ; хвалю мальчика ); экспериенцер – носитель непроизвольного чувства или получатель информации при глаголах восприятия (мальчик видит ; мальчику нравится ); инструмент – неодушевленный объект, при помощи которого осуществляется действие (писать карандашом ) и некоторые другие. Важнейшим свойством предикатных слов (т.е. слов, для которых естественно выступать в роли сказуемого) является то, что среди них почти нет таких, при которых два актанта выполняли бы одну и ту же семантическую роль.

Предложение, которое содержит в себе хотя бы одно другое предложение, называется сложным. Включение предложений друг в друга может быть осуществлено двумя способами – сочинением и подчинением. Предложение, входящее в состав другого предложения, называется несамостоятельным предложением. В английской грамматической терминологии для обозначения несамостоятельного предложения имеется широкоупотребительный термин clause, играющий в понятийном аппарате синтаксической теории настолько важную роль, что в некоторых концепциях это понятие считается первичным и именно через него определяется само понятие предложения. Отсутствие приемлемого аналога этого термина в русскоязычной понятийной системе синтаксической теории некоторые авторы пытаются компенсировать путем заимствования – получается термин «клауза» (или «клауз»). Несамостоятельное предложение, имеющее сказуемое в личной форме, называется придаточным предложением. Придаточные предложения могут быть бессоюзными либо, чаще, вводиться с помощью подчинительных союзов. Одни подчинительные союзы (что , будто , как , чтобы ) употребляются в основном с сентенциальными актантами (выраженными изъяснительными придаточными предложениями), например Думаю , что уже поздно ; Прошли слухи , будто он продает квартиру ; такие предложения в отечественной синтаксической науке называются придаточными изъяснительными. Другие союзы (как , когда , пока , если ) употребляются с сентенциальными сирконстантами. Придаточное предложение, выступающее в качестве определения к существительному, называется относительным. В нем употребляются союзные слова, выполняющие функции одновременно союза и члена предложения: Вот дом , в котором я живу ; Сей шкипер был тот шкипер славный , Кем наша двигнулась земля (А.С.Пушкин).

Несамостоятельное предложение, возглавленное неличной формой глагола, называется зависимым оборотом. Такими неличными формами могут быть инфинитивы, деепричастия, причастия, отглагольные существительные и т.п.

Разные морфологические формы слов могут обладать различными синтаксическими валентностями. Залоговые конструкции представляют собой наборы (в частности, пары, если залогов в языке только два) предложений, имеющих одно и то же основное значение, но различающихся тем, какой участник ситуации какому члену предложения соответствует. Так, в активном залоге агенс соответствует подлежащему, а в пассивном (= страдательном) – дополнению, а подлежащим становится пациенс: Рабочие строят дом – Дом строится рабочими .

Основными способами выражения синтаксической структуры предложения являются: зависимость грамматических форм слов друг от друга (согласование и управление) и выражение синтаксических отношений с помощью одного лишь порядка слов (примыкание). При согласовании значение той или иной грамматической категории некоторого слова должно совпадать со значением аналогичной грамматической категории другого, синтаксически связанного с данным слова; например, в русском языке выраженное прилагательным определение согласуется с определяемым существительным в роде, числе и падеже. При управлении грамматическая форма (обычно – падеж) зависимого слова диктуется морфологическими свойствами главного слова. Примыкание означает синтаксическую связь, которая выражается порядком слов (расположением зависимого слова «не слишком далеко» от главного, ср. Они вместе заявили о невозможности работать и Они заявили о невозможности работать вместе , где обстоятельство вместе примыкает к сказуемому заявили или к сказуемому работать соответственно).

Понятие членов предложения определяется для синтаксических групп слов на основе той функции, которую эти группы выполняют в составе включающей синтаксической единицы, причем внутренняя структура группы может быть различной. Например, подлежащими могут быть группы, принадлежащие к самым разным фразовым категориям: группа существительного (Высокий мальчик пришел ), предложная группа (От Москвы до Тулы недалеко ), инфинитивный оборот (Ходить по проезжей части опасно ), придаточное предложение (Что он испугался , не удивительно ). Подлежащее отличается высокой степенью синтаксического приоритета, что проявляется в наличии у него ряда более или менее универсальных свойств: оно чаще всего выражает тему сообщения, выражается именительным падежом (по поводу тех языков, где это не так, идут споры: что в них считать подлежащим и что – именительным падежом), согласуется с глаголом-сказуемым, занимает определенное место в линейной структуре предложения (в языках с жестким порядком слов), определяет значение возвратных местоимений, в русском языке оно обязательно должно совпадать в главном предложении и в деепричастном обороте и т.д. Сходными наборами типичных свойств обладают и различные виды дополнений.

Коммуникативные значения, передаваемые в предложении, образуют область актуального членения предложения (у этого круга явлений имеются и другие названия – тематико-рематическое членение, коммуникативная организация смысла, коммуникативная структура предложения, коммуникативный синтаксис и др., см. также ФУНКЦИОНАЛИЗМ В ЛИНГВИСТИКЕ). Эти значения связаны со способом изложения, с «упаковкой» передаваемой информации. Выражая коммуникативные значения, говорящий стремится сделать свое сообщение максимально удобным для восприятия адресата. Тема представляет собой исходный пункт сообщения, то, «о чем» говорится в предложении. Рема включает основное содержание сообщения, то, «что» в нем говорится. Например, предложения Отец поехал на работу и На работу поехал отец при произнесении их с нейтральной интонацией используются в речи в разных целях – первое для сообщения информации об отце, а второе – например, для ответа на вопрос Кто поехал на работу ? Тема обычно соответствует данному, т.е. некоторому знанию, активизированному в сознании говорящего и слушающего в момент произнесения высказывания, а рема – новому, т.е. некоторому знанию, не известному слушающему или такому, о котором он в данный момент не думает. Однако есть случаи, когда тема (= исходный пункт) – новое, например в начале повествовательного текста: Голодная волчиха встала , чтобы идти на охоту (А.П.Чехов). Контрастивностью называется коммуникативное значение, которое подразумевает выбор из нескольких элементов множества, состав которого известен говорящему и адресату. Например, в предложении Это Иван пришел подразумевается, что мог придти еще кто-то или могло произойти еще что-то. Имеются и другие аспекты коммуникативной структуры, полного согласия относительно трактовки которых среди исследователей нет; в целом коммуникативный синтаксис, привлекший серьезное внимание ученых лишь в середине 20 в., значительно уступает по степени изученности синтаксису формальному.

Слово «синтаксис» стало впервые употребляться философами-стоиками в 3 в. до н.э. для обозначения логической структуры высказываний. У Аполлония Дискола (3 в.) предметом синтаксиса являются уже собственно языковые явления – связи слов и форм слов в предложении. Неразграничение синтаксических, логических и психологических понятий продолжалось до начала 20 в. В конце 19 в. Ф.Ф.Фортунатов предложил формальный подход к исследованию синтаксиса (впоследствии развитый А.М.Пешковским), в котором свойства словосочетания и предложения выводятся из признаков частей речи входящих в них слов. Представители различных структуралистских школ (первая половина 20 в.) пытались перенести на грамматику, в том числе на синтаксис, понятия и исследовательские процедуры, которые до этого зарекомендовали себя в фонологии. Важный прогресс в изучении синтаксиса был достигнут в пражском функционализме (идеи В.Матезиуса о комбинациях) и в американской дескриптивной лингвистике (разработка дистрибутивных методов синтаксического анализа и понятие трансформации). Л.Теньер предложил взгляд на предложение как на реализацию синтаксических валентностей слов и установил центральное положение глагола-сказуемого в его структуре.

Революционное значение для развития синтаксичесих исследований имела публикация в 1957 первого наброска теории грамматики, предложенной Н.Хомским. С именем Хомского связана не только одна определенная лингвистическая теория – порождающая грамматика, но и целый переворот во взглядах на изучение языка – переход от описательных задач к определенным образом понимаемым объяснительным (теоретическим) попыткам объяснить языковые и в первую очередь синтаксические факты с помощью теории, опирающейся на математический формальный аппарат, подобно тому как физические теории объясняют явления природы. Этот переворот в решающей степени определил не только развитие самой порождающей грамматики, но и характер всех противостоящих ей теоретических направлений. Возникновение порождающей грамматики имело своим следствием беспрецедентные успехи в расширении эмпирической базы и уровня понимания синтаксиса.

В основе порождающей грамматики лежит идея о том, что важнейшие черты грамматики, и в первую очередь синтаксиса, естественного языка порождает врожденное, генетически наследуемое знание. Наблюдаемые различия между языками строго ограничены рамками врожденного знания языка, одинакового у всех людей. Фундаментальные свойства единиц и правил синтаксиса – структура составляющих, виды фразовых категорий, правила, связывающие единицы разных составляющих, образуют важнейший компонент врожденного знания языка – универсальную грамматику.

Синтаксическая теория в порождающей грамматике основана на представлении об автономно действующем грамматическом компоненте знания языка, который функционирует независимо от целей и условий процессов понимания и производства речи. Все грамматически правильные фразовые категории складываются по единому образцу из единиц словаря, а наблюдаемые различия между ними относятся целиком на счет словарных признаков; например, различие между группами начинает работать и начало работы в конечном счете сводится к тому факту, что начинать – глагол, а начало – существительное, поскольку свойства любой синтаксической группы определяются свойствами ее главного элемента – вершины. Синтаксические структуры могут далее подвергаться единственному допустимому преобразованию (трансформации) передвижения – некоторые составляющие могут быть перенесены на «свободные» синтаксические позиции. Таким образом объясняются факты взаимодействия синтаксических единиц «на расстоянии», ср. англ. John saw Mary «Джон видел Мэри» и Whom did John see ? «Кого видел Джон?». Прямое дополнение whom "кого" перемещается в начало предложения, и на его месте образуется «пустота», которая не может быть заполнена никаким другим элементом. Грамматическая правильность предложения обеспечивается совместным действием нескольких автономных разделов, или «модулей» синтаксической теории, благодаря чему достигается ее основная цель – объяснить, почему некоторые виды предложений грамматически правильны, а другие – нет.

Оппонирующие Хомскому синтаксические теории либо основываются на исходном предположении функционализма, сводящемся к тому, что структура языка определяется условиями его употребления и природой значений, передаваемых синтаксическими конструкциями (Г.А.Золотова, С.Дик, Т.Гивон, А.Е.Кибрик, Р.Ван Валин), либо предлагают альтернативные варианты формальной грамматики для описания и объяснения явлений синтаксиса. К последним относятся, например, лексико-функциональная грамматика Дж.Бреснан и Р.Каплана, в которой вводится особый автономный уровень, отличный от собственно синтаксического, для представления грамматических функций; «вершинная грамматика фразовой структуры» К.Полларда и И.Сага, не использующая понятие трансформации и др. В некоторых формальных теориях отвергается постулат об автономности синтаксиса (и шире – грамматики), однако попытки создания интерпретирующих компонентов, связывающих уровни семантики и синтаксиса (порождающая семантика, синтаксис в отечественной модели «Смысл Ы Текст») представляются неудачными – они привели к созданию множества правил, не поддающихся ни обобщению, ни теоретическому осмыслению.

С 1970-х годов в связи с развитием описательной лингвистики в научный обиход вошли сотни синтаксических описаний языков разной структуры, генетической принадлежности и места распространения, что привело к бурному развитию синтаксической типологии, которая ориентируется в основном на функциональные теории. Особым предметом обладает исторический синтаксис, изучающий закономерности изменения синтаксического строя языка с течением времени. См. также ПРЕДЛОЖЕНИЕ; ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ; ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Литература:

Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса . М., 1972
Белошапкова В.А. Современный русский язык . Синтаксис . М., 1977
Долинина И.Б. Системный анализ предложения . М., 1977
Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса . М., 1982
Чейф У.Л. Данное , контрастивность , определенность , подлежащее , топики и точка зрения . – В сб.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XI. М., 1982
Фундаментальные направления современной американской лингвистики . Сборник обзоров. М., 1997