Эргономические особенности организации среды для детей. Эссе «фгос дошкольного образования: решение проблем или проблема решения? Проблемы с взяточничеством

Проектирование среды и предметного мира для детей имеет свою специфику. С точки зрения эргономики к детской среде предъявляются достаточно жесткие требования. Особенно много проблем возникает в жилище, поскольку жилище традиционно строится как среда обитания взрослы со своей специфической размерностью и все увеличивающимся количеством сложных и опасных бытовых приборов.

Поэтому, организация жизни детей в доме - важнейшая задача любой семьи. Как бы ни складывались обстоятельства - есть ли у семьи возможность выделить детскую комнату или только детский уголок в спальне либо в общей комнате - это пространство должно быть персональным, «своим» для ребенка.

Есть предположение, что наличие у ребенка в жилище своего места, «уголка» определенной «контролируемой территории» формирует у него соответствующие личностные качества - такие, как самостоятельность, способность самому принимать решения, активность, коммуникабельность, и наоборот, отсутствие такого места делает его склонным к нерешительности, зависимости, пассивности.

Детское место должно отвечать общим требованиям - быть светлым, с достаточным временем инсоляции, хорошо проветриваемым, что одинаково важно для детей всех возрастов. Частные требования к детскому интерьеру определяются психологическими особенностями детей, которые зависят от их возраста и являются специфичными для каждой возрастной группы. Выделяют следующие возрастные группы: младенчество (от рождения до одного года); раннее детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет).

Психологи установили, что каждая возрастная группа отличается своим характером отношений между взрослыми и ребенком и что каждому возрасту соответствует своя ведущая деятельность. Так, в младенческом возрасте ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми. В раннем детстве (2-3 года) ведущей является предметная деятельность. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется ролевым играм.

В младенческом возрасте у ребенка формируется нормальная работа зрительного анализатора – глаза, поэтому важно продумать положение светильников в комнате. Надо обеспечить такое расположение светильников и такой тип и конструкцию экранирования, чтобы прямой свет от источника освещения не попадал в глаза ребенка.

Основные виды деятельности для детей второго и третьего года жизни - это сон, игра, еда. Для детей 3-6 лет эти виды деятельности сохраняются в несколько трансформированном виде. Игры становятся самостоятельными, возникают некоторые формы целенаправленной деятельности: рисование, моделирование и т. п. Набор мебели для детей обеих возрастных групп один и тот же. Он включает в себя кроватку для сна, бельевой и платяной шкафы, стульчик, соответствующий росту ребенка, стол или доску для игр и работы со строго выверенной отметкой, устройство для хранения игрушек и книжек (полки и ящики), спортивный инвентарь.



К третьему году жизни ребенок постоянно экспериментирует, самостоятельно сидит за столом вместе со взрослыми. К шести годам он уже способен самостоятельно застелить постель. Хорошо продуманный тип мебели и оборудования позволяет привить ребенку навыки ухода за собой, приучает к порядку. Если в детском уголке или комнате предполагается хранить игрушки в ящиках, а они достаточно легки и безопасны и могут переставляться самим ребенком, то ребенок достаточно легко приобретает трудовые навыки. Простая и легкая для перестановки мебель обеспечивает смену впечатлений, эффект новизны. Мебель может приобретать «игрушечные» черты за счет ее художественного оформления.

Хорошо, если ребенок имеет в комнате специальное пространство для игр, работы, увлечений. Возможность вычленить подобное пространство с помощью декоративных тканей, легких экранов или элементов передвижной мебели является не просто данью моде или прихотью дизайнера, но и средством сделать пространство соразмерным ребенку, дать ему возможность сосредоточиться, действовать, подчиняясь своим биологическим ритмам.

Хорошо, если у детей данной возрастной группы появляется возможность свободно рисовать и писать красками. А для этого на стене, боковой стенке кровати или на полу можно закрепить плоскость для рисования мелом или пастелью. Можно установить для ребенка мольберт.

Детский уголок или комната для детей школьного возраста призвана обеспечивать следующие виды деятельности: работу (в том числе школьные занятия), игры, увлечения, уборку, отдых (кратковременный и долговременный), физические упражнения (они могут рассматриваться как одна из форм отдыха). Требования к мебели в общих чертах сохраняются те же. Мебель для работы и игр остается «растущей». Мебель, как и раньше, должна иметь такое покрытие, которое позволяло бы ее мыть и дезинфицировать.

Важным психологическим условием является создание эмоционального фона. Характер декора и сам образ комнаты должен быть выбран ребенком (речь идет о детях среднего и старшего возраста) - уголок или комната могут быть оформлены как жизненное пространство будущего спортсмена, художника, путешественника и т. п. Очень важной составляющей эмоционального комфорта является тонко использованный цвет.

Цветовое предпочтение на протяжении всей школьной жизни ребенка изменчиво и импульсивно. Данные многих исследований показывают, что цветовое предпочтение изменяется с возрастом, но изменяется не беспорядочно. По мере роста дети все чаще в качестве излюбленных цветов называют более холодные и более сложные тона.

Практика применения цветов в детских помещениях непосредственно связана с возрастом ребенка.

Яркие игрушки, разнообразные по форме и цвету, сопровождают ребенка с первых месяцев жизни, и применение первых цветов предпочтения - красного, синего, желтого - оказывается вполне оправданным. Зато цветовое окружение в этот период жизни должно быть предельно нейтральным - цвет стен, потолка, мебели должен быть очень мягким и разделенным. Для нормального развития цветоразличения необходимо, чтобы яркий фон не отвлекал ребенка, не ослаблял цветового воздействия игрушек.

Приведенные в таблице данные о характере цветовых предпочтений могут подсказать родителям, как пользоваться цветом.

Цвета предпочтений у детей разного возраста

Тем не менее, не стоит забывать о том, что цветовые предпочтения не означают, что тот или иной цвет должны доминировать в интерьере детской комнаты. Это цвета, которые нравятся детям. Для общего колористического решения комнаты, как и для жилых комнат взрослых важна уравновешенная гармоничная цветовая среда, поскольку работа зрительного аппарата ребенка, как и у взрослых, в значительной степени определяется врожденными алгоритмами.

Если в яркие цвета предпочтения окрашены подвижные элементы детской комнаты (ящики для игрушек, мебель для сидения и т. п.), которые можно переставлять и перегруппировывать, то они будут обеспечивать и поддерживать эффект новизны.

По мере взросления ребенка желательно изменять общий цветовой колорит детского помещения, привлекая к этому своего ребенка и используя цветовые предпочтения каждого нового периода его жизни.

Учет изложенных выше гигиенических, психологических, эстетических предпосылок определяет основные пути формирования детского интерьера, оправдывает необходимость гибко реагировать на каждое изменение в развитии ребенка.

При недостаточно большой площади детского уголка или комнаты выполнение. всей функциональной программы, обеспечение условий для протекания всех видов деятельности возможно лишь при многовариантном использовании имеющейся площади и за счет применения различных методов трансформации мебели и оборудования.

Первый путь - путь многофункционального использования одного и того же мебельного комплекта.

Второе направление - совмещение элементов мебели в двух- ярусные комплекты для экономии площади. К примеру - спальное место может быть поднято, а освободившееся пространство под ним используется для установки мебели и оборудования для игр или работы.

Разработка того или иного метода трансформации зависит от возраста детей. Школьникам по силам выполнять все виды трансформации самостоятельно. Эту же задачу приходится решать при необходимости разместить в детской комнате двух и более детей.

Отмеченная выше необходимость вычленить в общей комнате соразмерное ребенку пространство относится и к зоне сна, и к зоне игр, работы и отдыха.

Важным условием удобства и полноценности детского интерьера является учет физиологических особенностей ребенка, обеспечение гигиенических требований. К ним, в первую очередь, относится необходимость учитывать рост и остальные антропометрические данные, обеспечение условий для нормальной зрительной работы, нормальных условий для физического развития.

Первое из названных условий требует, чтобы родители контролировали размеры мебели (прежде всего расстояние от пола до рабочей плоскости стола, низа столешницы, сиденья) и проверяли, соответствуют ли они физическим данным ребенка.

Важным показателем удобства детской мебели являются правильные размеры сиденья, т. е. достаточная опорная плоскость способствует нормальному развитию ребенка.

Крышка стола должна иметь приспособление для установки как горизонтально, так и под углом 7-16°.

При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть более 60 мм.

Есть еще один показатель, который может служить для дополнительной проверки правильности принятой отметки сиденья. Удобство и правильность сиденья определяется тем, что ноги упираются в пол, не перенапрягая седалищные мышцы.

Параметры детского сиденья

С первого года жизни ребенка необходимо обеспечить условия для физических упражнений, постепенно меняя характер тренажеров. После 1-2 лет устанавливается шведская стенка, закрепляется в дверном проеме турник, подвешивается канат. Для детей старшего возраста устанавливаются стационарные или трансформирующиеся тренажеры, способные освободить место для другой деятельности.

По мере роста ребенка увеличивается емкость шкафов. Появляется библиотека, увеличивается объем школьных принадлежностей и учебников, что требует дополнительных шкафов.

Каждое помещение квартиры нуждается в определенной доработке с учетом роста ребенка. Уже говорилось о необходимости расположения крючков на удобном для ребенка уровне в прихожей. Но также необходимы подставки для удобства мытья посуды ребенком и для работ в кухне, нужны простейшие устройства для ребенка в ванной комнате и т. п.

Свою специфику имеют и другие типы среды, где проходит жизнь, игра, обучение детей. Эту специфику имеют детские и спортивные площадки, интерьеры и игровые площадки детских дошкольных учреждений, детские медицинские учреждения. И, конечно, очень специфичным является проектирование предметного мира детей, от игрушек – до одежды, обуви, мебели, и специальных устройств различного назначения. Следует учитывать и то, что ребенок, в процессе своего развития проходит стадии от младенца – до, фактически, взрослого человека, что определяет серьезную возрастную специфику.

Если вы проектируете детскую площадку для игр, то вам, кажется, ясно, что для нее требуется. Вы легко представляете себе детей, бегающих, метающих какие-то предметы, качающихся, прыгающих, карабкающихся, борющихся, вращающихся, кувыркающихся, балансирующих, ползающих, прячущихся, копающих землю, катающихся на коньках, досках и велосипедах. Но одно дело – общее представление, а другое – конкретный, хорошо организованный и рациональный проект. Каждая игра и оздоровительное мероприятие требуют включения в рассмотрение дополнительных особенностей окружающего пространства, необходимых для обеспечения этих занятий.

В проектировании для детей, как ни в какой другой области необходим системный подход с учетом эргономических особенностей. В распоряжении проектировщика имеются многочисленные эргономические справочные данные. Необходимо только понимать, что проектирование для детей – зона особой ответственности.

Практическое занятие

Вера Калинина
Эссе «ФГОС дошкольного образования: решение проблем или проблема решения?»

Может и не получится…

но попробовать стоит всегда .

Прочитав тему эссе , вдруг мне вспомнилась такая фраза. Скорее всего, это потому, что наше дошкольное образование в последние несколько десятилетий переживает очень много реформ.

Федеральный государственный образовательный стандарт…Всего лишь четыре слова, которые предполагают изменить мир дошкольной жизни и всех ее обитателей : дошкольников , и главным образом , воспитателей. Нас воспитателей погружают в мир постоянных экспериментов с апробацией всё новых и новых документов, программ, стандартов, а ведь в детских садах работает очень много специалистов с большим стажем работы и перестроиться работать по-новому становится с каждым годом все сложнее. И забывать не стоит о молодых специалистах, которые хоть и не в большом количестве, но всё же приходят работать в детские сады. Они, выпускаясь из образовательных учреждений , тоже оказываются не готовыми работать по ФГОС ДО и приобретают опыт работы в данном направлении непосредственно на рабочем месте. Таким образом , перед нами встает и проблема в программе подготовки выпускников педагогических ВУЗов, но пока этот вопрос решается нам все же ничего не остается, как работать. И тут возникает вопрос : «Новый стандарт решит ли проблему нашего образования или всё же мы вернемся к тому доброму и хорошо забытому старому способу воспитания и обучения детей?» Возможно, со мной может кто-то не согласиться и сказать, что проблем в образовании нет , но думаю, что найдутся и те, кто поддержит меня.

С одной стороны новый образовательный стандарт даёт воспитателям и детям больше свободы. У воспитателей эта свобода проявляется в выборе программы, способов и методов обучения, применении инновационных методик. Стандарт не ориентирован на четкие выделения знаний, умений и навыков, а дают целевые ориентиры для работы воспитателя. И с этим я согласна. При такой формулировке в стандарте лично мне как воспитателю работать становится легче. Ведь мне не надо во время процесса воспитания и обучения детей гнаться за знаниями, умениями и навыками, чтобы выпустить из детского сада в школу совершенного ребенка. Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном ритме, и было бы не совсем профессионально решать свои задачи по выпуску коммуникабельного, открытого, готового разрешить любую трудность ребенка, за счет его сил, переживаний.

Свобода для детей проявляется в самостоятельном выборе действий. Образовательный стандарт позволяет детям в соответствии со своими желаниями не участвовать в непосредственно образовательной деятельности или деятельности осуществляемой в режимных моментах. И тут снова возникает вопрос «Поможет ли ФГОС ДО решить проблему современного воспитания?» Я считаю, что в наше время дети получают много свобод. И под словом «свобода» они понимают совершенно иное, чем мы взрослые. Им кажется, что они могут делать что угодно, как угодно и самое главное в сознании детей есть понимание того, что они защищены законом и все их действия правильны. Но, к сожалению, наши дети не знают, что такое ответственность за свои действия. Поэтому воспитателям, чтобы действовать в рамках образовательного стандарта , необходимо с яслей прививать детям чувство ответственности и результатом такой работы, по моему мнению, будут дети, умеющие осознанно совершать действия не только в рамках детского сада, но и дома.

С другой стороны нам спускают такой посыл для реализации ФГОС ДО «Сделай то - не знаю что и сделай так - не знаю как» . Что я имею в виду, постараюсь объяснить. Согласно образовательному стандарту нам необходимо обеспечить предметно-развивающую среду, которая будет полифункциональная, вариативная, содержательно-насыщенна, трансформируема, доступна и безопасна. Все мы это знаем. Но тут появляется другая проблема , если два последних пункта : обеспечение доступной и безопасной среды, где-то полностью зависит от воспитателя, то остальные пункты должны реализовываться совместно с действиями заведующего детским садом, муниципальными органами, краевыми властями и наконец-то, государственными органами. В наше время всё сводится к тому, что воспитатели должны обеспечить и выполнить условия реализации ФГОС ДО , но как это сделать, если нас оставляют один на один с проблемами насыщаемости предметно-развивающей среды. Здесь я говорю о том, что финансирование со стороны государственных органов сведены к максимальному минимуму. Ни для кого не секрет, что, то обеспечение, которое имеется в наших детских садах сейчас, оставляет желать лучшего. И мы этого лучшего желаем и очень хотим работать в современных условиях с современной предметно-развивающей средой. К сожалению, так и остается производить попытки решения данной проблемы своими силами . Думаю, что все понимают, реализовывать федеральный государственный стандарт, было бы эффективнее и проще, если бы все структуры действовали сообща. В противном случае, у меня возникает вопрос «Зачем нам ФГОС ДО , если сплоченности в его реализации не видно?»

Что касается, родителей, то в концепции ФГОС ДО особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с семьей, родителями как главными союзниками и заказчиками на образовательные услуги . Современные же родители приводят ребенка в детский сад с твердым убеждением того, что воспитатель и специалисты обязаны воспитать и обучить ребенка. При этом большинство родителей считает, что дошкольная организация должна предоставить весь спектр востребованных дополнительных образовательных услуг , чтобы не водить ребенка по вечерам в кружки, секции и т. п. Моё же мнение, что родители воздействуют на ребенка каждый день, поэтому у них больше возможностей для формирования личностных качеств ребенка. Педагоги могут только помочь родителям в этом, направить их в нужное направление, предложив родителям свою помощь. Ведь образовательный стандарт говорит нам о том, что семья и детский сад должны действовать вместе. Исходя из этого перед детским садом и воспитателем в частности, встает проблема взаимодействия с родителями. Я думаю, что в данном направлении придется еще долго работать, прежде чем мы получим себе родителей как союзников, а не просто заказчиков.

В завершении хочется сказать, надеюсь, что ФГОС позволит дошкольному образованию занять достойную первую ступень в системе образования России .

Публикации по теме:

ФГОС. Требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное.

Механизм решения проблемы преемственности ДОУ и начальной школы в условиях ФГОС Необходимость преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Преемственность это двусторонний процесс,.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС до "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС ДО"Студия «Народные игры нашего детства» с применением.

ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании - Кризис в системе образования в России на всех уровнях. - Несоответствие.

Проблемы современных детских садов знакомы всем. Не только людям, у которых есть дети, посещающие подобные заведения, но и другим гражданам, которые видят внешний облик современных детских садов.
Во всех регионах России, он, как правило, легко узнаваем - это стандартное двухэтажное здание, с еще советской детской площадкой, включающей в себя железные горочки, лесенки, ржавые качели. Все это строилось на века, и служит верную службу многим поколениям.



Помимо этого, наши детские садики славятся переполненными группами, некачественным питанием, несвоевременно оказанной медицинской помощью, грубыми и ленивыми воспитателями...
и неприменно - постоянными поборами на ремонт. Некоторые детские сады только за то, чтобы поставить ребенка на очередь, чтобы записаться в садик требуют с родителей кругленькую сумму в размере 10 тыс. рублей... Деньги эти, как говорят, должны идти на оснащение детского сада, хотя известно, что данные нужды должно оплачивать государство.

И еще одна проблема - это частые болезни детей в детских садах. Причем, виновниками эпидемий в ДС всегда являются родители, которые могут отправить своего ребенка в коллектив с простуженным горлом и высокой температурой.

По всем вышеперечисленным причинам многие родители против того, чтобы ребенок ходил в детский сад и по возможности сидят с ребенком дома, воспитывая его самостоятельно.

И все же большинство отдают детей в ДС - ведь нужно зарабатывать деньги на жизнь. И потому, как уже было сказано ранее, сады переполнены, и не всегда представляется возможным получить место в том учреждении, где бы хотелось. Государство же имеет право предоставить любой ДС на территории данного населенного округа, независимо оттого - близко он будет или далеко от дома ребенка.

Прокуратура Москвы направила мэру Сергею Собянину результаты проверки дошкольных образовательных учреждений, в ходе которой были выявлены факты использования детсадов не по назначению, а также полуразрушенные и заброшенные детсады, сообщает в четверг Генпрокуратура РФ.

По данным департамента образования, с 1 сентября 2010 года в столичной системе дошкольного образования находилось более 2 тысяч детских садов, которые приняли более 343 тысяч детей, что примерно на 23 тысячи больше, чем в 2009-2010 учебном году. При этом в очереди стоят 25,5 тысячи дошколят.

Проверка показала, что "при очевидной проблеме нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях столицы ряд ведомственных детских садов используются собственниками имущества не по назначению", сообщает ведомство. Подобные факты выявлены, в том числе, в отношении зданий, находящихся в собственности города.

"В некоторых зданиях в настоящее время размещены различные органы власти", - указано в сообщении.

Естественно, что не во всех детских садах России ситуация столь плачевна. Есть очень приличные учреждения, с хорошим ремонтом, профессиональными воспитателями и качественнм питанием.
Например, вот очень красивый ДС в городе Новосибирске. Он признан лучшим в России.

А вот и современные детские площадки

1.Проектирование оборудования для дошкольных учреждений.

1.1.Предисловие

1.2.Детские учреждения. Детские сады

1.3Оборудование детских дошкольных учреждений

1.4Ясли

1.5Детские сады-интернаты

1.6Детские здравницы

2. Школьные учреждения

2.1 Общие положения и область применения

Требования к условиям и организации обучения школьников в

различных видах общеобразовательных учреждений

2.2 Требования к размещению общеобразовательных учреждений

2.3 Требования к участку общеобразовательных учреждений

2.4 Требования к школьному зданию

2.5 Требования к оборудованию помещений

2.6 Требования к воздушно-тепловому режиму

2.7 Требования к естественному и искусственному освещению

2.8 Требования к водоснабжению и канализации

2.8 Требования к помещениям и оборудованию школ,

размещенных в приспособленном здании

2.9 Требования к организации учебно-воспитательного процесса

2.10 Требования к санитарному состоянию и содержанию

общеобразовательных учреждений

3. Рестораны

3.1 Предисловие

3.2 Эргономические требования к залу ресторана

3.3 Кухня ресторана

3.4 Помещения для посетителей

3.5 Интерьеры помещений

3.6 Производственные помещения

3.7 Помещения для приема и хранения продуктов

3.8 Служебные и бытовые помещения

3.9 Инженерное оборудование

3.10 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

3.11 Водоснабжение и канализация

3.12 Устройство внутренних электрических сетей

4. Лобби-бары

5. Кафе с большой наполняемостью

5.1 Область применения

5.2 Определения

5.3 Классификация предприятий общественного питания

5.4 Общие требования

5.5 Освещение

5.6 Отопление

5.7 Вентиляция

5.8 Водоснабжение

6. Коттедж

6.1 Минимальные требования к устройству жилого дома

6.2 Отопление и вентиляция в соответствии со СНиП 2.04.05-91.

6.3 Гостиная

6. 4 Кухня

6.5 Детская

6.6 Комната-гардеробная

6.7 Спальня

6.8 ванная комната

6.9 Малогабаритные комнаты

7. Квартира

7.1 Понятие эргономики жилого интерьера

7.2 Пространственное соотношение

7.3 Планировка квартиры

7.4 Варианты планировки

7.5 Освещение

7.6 Системы вентиляции квартиры

7.7 Правила расположения санузла в квартире

8. Салон красоты

8.1 Цветовое решение интерьера.

8.2 Вентиляция и кондиционирование в салоне.

8.3 Освещение в салоне.

8.5 Водопровод и канализация.

8.6 Коммуникации.

8.8 Уголок парикмахера: эргономичная красота.

8.9 Оборудование рабочего места для стилиста-визажиста.

9. Организация рабочего пространства на предприятии

Организация рабочего пространства

9.1 Рабочее место и рабочая зона. Элементы рабочего места

9.2 Этапы и принципы эргономической организации рабочих мест на

предприятии

9.3 Пути совершенствования организации рабочих мест

Современное предприятие: оборудование и работа в нем

9.4 Основные требования к организации рабочего места

9.5 Оснащение и обслуживание рабочего места

10. Эргономика офисного пространства. Офис кабинетного типа

10.1 Виды планировки офисов

10.2 Офисное пространство

10.3 Зонирование офисного пространства

10.4 Обустройство офиса

10.5 Рабочая зона

10.6 Два вида офисов кабинетного типа

10.7 Кабинет руководителя

10.8 Комнаты особого назначения

10.9 Рабочее место

10.10 Офисная мебель. Эргономические требования к рабочим сиденьям

10.11 Благоустройство офиса

10.12 Освещение

10.13 Звукоизоляция

10.14 Цветовая гамма

1.Проектирование оборудования для дошкольных учреждений.

1.1. Предисловие

Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания основывается, с одной стороны, на интуиции и спонтанности (сфера искусства) и информации и методологии (область науки и техники) с другой. Проектировщик (архитектор, дизайнер) балансирует между искусством и фактами. К основополагающим составляющим, определяющим характеристики среды, ее оборудования и предметного наполнения, относятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами».

«Основы эргономики» являются одним из специальных курсов в цикле профессиональной подготовки специалистов квалификации «архитектор-дизайнер», т.к. раскрывают основные принципы и приемы проектного формирования элементов и комплексов оборудования и предметного наполнения среды, составляющих важнейшую и неотъемлемую часть современных интерьеров и городских пространств.

Наше время требует новых подходов к использованию эргономических знаний при проектировании среды. Достижения и знания эргономики в производственной и военной сферах, таких далеких, казалось бы, от области архитектурно-дизайнерского проектирования, сегодня трансформируются и используются при организации досуга, жилища, формировании рабочих мест в офисах, банках и домашних кабинетах. Знания основ проектирования систем «взаимодействия человека и машины», основ формообразования предметов становятся важными и для сферы повседневного жизнеобеспечения. Они также используются при создании архитектурных объектов с использованием концепции «интеллектуального дома», когда сложное электронно-технологическое оборудование программируется сообразно сценарному моделированию и конкретному образу жизни, при проектировании мебели для отдыха, спортивного снаряжения, медицинского оборудования, автомобилей и мотоциклов, велосипедов и роликовых коньков и др. изделий, предназначенных для рядового пользователя-непрофессионала, старика, ребенка и т.д.

Эргономика помогает архитектору и дизайнеру развивать имеющиеся у них простейшие навыки функционально-пространственного анализа, превращающего эти навыки в комплексный системный подход, детально учитывающий потребности и возможности человека в различных аспектах его жизнедеятельности.

Вопросы удобства, комфорта и безопасности являются центральными в эрго-дизайнерском проектировании средовых объектов. Эргономика участвует и в создании нормативной базы проектирования, способствуя разработке ее новых разделов.

В данном реферате особенное внимание уделено проблемам формирования среды для детей дошкольного возраста, рассмотрены специфические требования для реализации полноценной жизнедеятельности в интерьерных пространствах.

В реферате использованы таблицы, иллюстративный материал, имеющие научно-практическое и методическое значение, как из достаточно распространенных отечественных и зарубежных источников, так и уникальных на сегодняшний день изданий. Основные из них приведены в перечне использованной литературы.

1.2ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Детские ясли - для детей в возрасте от 6 недель до 3 лет.

2. Детские сады - для детей в возрасте от 3 до 6 лет.

3. Интернаты - для детей в возрасте от 6 до 14 лет.