Кружок по развитию речи «Говорушки. Кружок по развитию речи у дошкольника Кружок русский язык в доу подготовительная группа

Программа логопедического кружка "Речевичок" для детей логопедической подготовительной группы детского сада.

Программа предназначена для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп. данный материал поможет сформировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов.

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить”
К.С. Станиславский

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип, осуществляется закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Работа кружка состоит в формировании правильного произношения звуков:
-развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- усвоение фонетической системы родного языка;
-предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения в условиях дошкольного учреждения.
Задачи :
o Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое внимание и восприятие, дыхание, фонематический слух в процес¬се систематических тренировок;
o Повысить эффективность коррекции звукопроизношения у детей средствами здоровьесберегающих технологий.
o Формировать умения регулировать силу голоса и правильного звукопроизношения;
o Развивать интонационную выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

Ожидаемые результаты:
o У детей сохранится и укрепится психофизиологическое здоровье;
o Разовьется общая, мелкая и артикуляционная моторика, речевое дыхание, интонационная выразительность речи, просодическая сторона речи;
o Повысится коррекция звукопроизношения;
o Дети научатся выразительно читать стихи, соблюдая интонацию, выразительность речи;
o Формируется слоговая структура слова.
Периодичность: 1 раз в неделю, во второй половине дня (вторник).
Продолжительность: 30 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей –кукла Речевичок.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти с использованием здоровьесберегающих технологий.
Дыхательные упражнения.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
Упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, сухой бассейн.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей.

Главный герой занятий - Речевичок.

Тематическое планирование

Сентябрь
1 неделя:
2 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
3 неделя: Тема: «Как язычок пил чай с друзьями». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 6-7).
4 неделя: Тема: «Артикуляционный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Октябрь
1 неделя: Тема: «Как язычок навещал любимых питомцев». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 11-12).
2 неделя: Тема: «Утро с котиком Музиком» (речевая гимнастика). Цель: развитие артикуляционного аппарата.
3 неделя: Тема: «Как язычок нашел друга». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 19-20).
4 неделя: Тема: Как Мишка искал мед». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова
стр 22-24).

Ноябрь
1 неделя: Тема: «Как язычок гулял в лесу» Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 24-25).
2 неделя: Тема: «Угадайка». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения (сухой бассейн).
3 неделя: Тема: «Как язычок катался на велосипеде». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 30-31).
4 неделя: Тема: «Как язычок строил дом». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 37-39).
Декабрь

1 неделя: Тема: «Как язычок отмечал день рождения». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.6-7).
2 неделя: Тема: «Как язычок ходил в гости к белочке». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.8-9).
3 неделя: Тема: «Как язычок варил грибной суп». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.10-11).
4 неделя: Тема: «Как язычок играл с друзьями зимой». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.12-13).

Январь
1 неделя: Каникулы.
2 неделя: Каникулы.
3 неделя: Тема: «Как язычок спас ворону от кошки». Цель: развитие артикуляционного аппарата.
(Н.В.Рыжова стр 40-41).
4 неделя: Тема: «Звуки [м]-[м`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 42-43.)

Февраль
1 неделя: Тема: Мой мишка». Цель: развитие памяти, ритма, силы голоса, выразительности при разучивании стихотворения по мнемотаблице (З. Александрова).
2 неделя: Тема: Звуки [п], [п`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 44-45).
3 неделя: Тема: «Озорные мишки». Цель: развитие памяти, мышц лица при самомассаже. (конспект).
4 неделя: Тема: Звуки [б], [б`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 46-47).

Март
1 неделя: Тема: «Точечный массаж по А.А.Уманской». Цель: развитие памяти, умения делать самостоятельно точечный массаж.
2 неделя: Тема: Звуки [д], [д`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр. 49).
3 неделя: Тема: «Настроение Антошки». Цель: развитие моторики, памяти, внимания, мимических мышц лица. (театр варежковых кукол).
4 неделя: Тема: Звуки [н], [н`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр. 50-51).

Апрель
1 неделя: Тема: «Ежик и море». Цель: развитие внимания, общей моторики, мелкой моторики, памяти, воображения (сказкотерапия по сказке С. Козлова).
2 неделя: Тема: Звуки [к], [к`]. Цель: развитие правильного произношения звуков (Н.В.Рыжова стр. 52-53).
3 неделя: Тема «Путешествия Речевичка». Цель: развитие общей моторики, воображения, фантазии при составлении рассказов о герое.
4 неделя: Тема: «Резонаторный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие внимания, голоса при самостоятельном выполнении массажа.

Май
1 неделя: Тема: «Буквы». Цель: развитие мелкой моторики, памяти при печатании букв. (крупотерапия).
2 неделя: Тема: «Закаливающее дыхание по А. Уманской и К. Динейки. Алфавит телодвижений». Цель: развитие дыхательных органов, пластики, общей моторики (конспект).
3 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
4 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.

Литература:
1. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Самомассаж кистей и пальцев рук.
2. Емельянов В. В. Артикуляционный массаж.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сборник программ по сказкотерапии. Тренинг по сказкотерапии. С-П, 2004.
4. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика, -М, 2013.
5. Уманская А., Динейки К. Закаливающее дыхание.
6. Уманская А. А. Точечный массаж.

МБДОУ Детский сад

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

«ГОВОРУШКИ»

СРЕДНЯЯ ГРУППА № 4

«Ягодка»

Руководитель кружка:

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи:

Развивать умение говорить и слушать;

Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

Обогащать активный и пассивный словарь;

Развивать звуковую культуру речи детей;

Развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

Развивать артикуляционный аппарат;

Совершенствовать интонационную выразительность речи;

Способствовать развитию графических навыков,

Формировать навыки самоконтроля и самооценки,

Развивать мелкую моторику;

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Пути и методы реализации:

1.Правильный образец педагога.

2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.

3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.

4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.

5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.

6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

7. Правильный подбор мебели, освещения.

8. Гимнастика для глаз.

9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).

10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Список детей:

Табель посещаемости

2014 / 2015 уч. год СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ

Ф.И.РЕБЁНКА

ПРИСУТСТВУЕТ:

ОТСУТСТВУЕТ:

Время проведения кружка: среда 16-00

Перспективный план работы кружка «Говорушки»

Сентябрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий.

Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.

Игровое упражнение "Обведи правильно"

Физкультминутка. Игра с мячом "

Моделирование.

Игровое упражнение "Дорисуй картинку"

Заучивание стихотворения О.Г. Зыкова.

Учить детей запоминать стихотворение, понимать его содержание, развивать память, мышление, речь.

Беседа с детьми об осени. Отметить, что изменилось в природе

Октябрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

«У Лариски - две редиски»

Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски»

Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)

Составление рассказа «Моя комната»

Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату.

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие)

Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Игра " загадки-отгадки"

Физкультминутка. Игра "Встреча друзей"

Игра " Какие бывают слова".

Рисование " Иголки"

«Овощи»

Заучивание стихотворения

Н. Кончаловской.

Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи.

Ноябрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.

Игровое упражнение "Кто в домике живет"

Физкультминутка "Зарядка"

Игра "Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Рисование "солнышко".

Вечер загадок.

Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям.

Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками).

Знакомство с многообразием слов, игра "Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках

Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке.

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутке "Встреча друзей"

Игровое упражнение "Найди ошибку художника"

Заучивание стихотворения Н. Саконской.

Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения.

Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники?

Декабрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

«Невероятные истории»

Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям.

Рассказы записываются, оформляются рисунками детей

«Снежок»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «Снежок»

Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)

Звук "Ш" (песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки.

Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение "будь внимательным"

Физкультминутка "Шарик"

Рисование "Шарики"

Заучивание потешки.

Дидактическая игра «Проведи дорожку»

Учить детей составлять предложения связанные между собой по смыслу. Побеседовать о семье. Воспитывать желание играть дружно.

Январь.

Занятие

Цель

Методические приемы

Звук "Ж" (песенка жука), рисование желудей, заучивание стихотворения

И. Солдатенко

Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Игра " загадки и отгадки"

Игровое упражнение "раздели правильно"

Игровое упражнение " Будь внимательным"

Физкультминутка " Жуки"

Рисование "Желуди"

Звуки "Ш-Ж", рисование дорожек, повторение стихотворений.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки.

Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Соедини правильно", "Повторяем стихи"

«Мои любимые животные»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «У оленя»

Рисование «Мои любимые животные».

Февраль.

Занятие

Цель

Методические приемы

Драматизация сказки «Колобок»

Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству.

Составление рассказа о зиме.

Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь.

Рассказы записываются, оформляются рисунками детей

«Весёлый Снеговик»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»

Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).

Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение

Г. Сапгира.

Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности.

Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып"

Игра " Закончи предложение"

Физкультминутка "Игровое упражнение "Цапля"

Рисование " Огурцы".

Март.

Занятие

Цель

Методические приемы

Заучивание чистоговорки.

Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

«Мимоза для мамы»

Работа над темпом и ритмом речи.

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

Пальчиковая игра «Цветочек»

Рисование «Мимоза для мамы»

Дидактическая игра «Огород»

Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание.

Импровизация (собираем овощи в корзины).

«Дружба»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «Дружба»

Игра «Шоферы»

Апрель.

Занятие

Цель

Методические приемы

Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание стихотворения

Е. Александровой

Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему. Развивать графические навыки.

Рисование " Неваляшка"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка. "Мы немножко рисовали"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Заучивание стихотворения

Заучивание стихотворения

А. Кочергиной

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.

Звуки "М

МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения

Т. Шорыгиной.

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки.

Заучивание стихотворения

Рисование "Мишка"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Раскрась правильно"

Чтение сказки

С. Маршака «Красная шапочка»

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге.

Май.

Занятие

Цель

Методические приемы

Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.

Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей.

Использование картинок с дикими животными для составления рассказа.

Звуки "г-к", закрашивание предметов, заучивание стихотворения

Т. Шорыгиной.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г-К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь.

Наталия Моор
Кружок по развитию речи «Говорушки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

«Утверждаю» Согласовано

Заведующий МКДОУ – ст. воспитатель

детский сад «Золотая рыбка» Килин А. С. /___

Карпушкина Н. М. /___

Программа кружковой деятельности

по развитию речи

в средней группе № 2

«Говорушки »

Воспитатель :

Моор Наталия Сергеевна

р. п. Краснообск 2016

Кружок «Говорушки »

Люди разговорчивые

говорят разборчиво ,

Чисто, четко, внятно –

Каждому понятно.

С. Светлова

1. Пояснительная записка.

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако, для детей данного возраста еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, быстрое снижение работоспособности.

Длительное пребывание ребенка в ДОУ создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороной речи . Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов : 1) обследование речи и произношения ребенка; 2) развитие правильной артикуляции; 3) закрепление правильного произношения в свободной речи ; 4) Развитие фонетического восприятия; 5) навыки звукового анализа предложения и слова.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картинке, заучиванию стихотворения). Это в течение одного занятия трудно добиться, поэтому в ДОУ необходим кружок по развитию речи . Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Все эти занятия направлены на формирование правильной речи ребенка , что является непременным условием успешного обучения ребенка в школе.

1.1. Информационная карта программы.

Тип : образовательная

Уровень : развивающий

Форма проведения занятий : подгрупповая

Интеграция образовательных областей :

1. Речевое развитие

2. Социально – коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие

4. Художественно – эстетическое развитие

5. Физическое развитие

2. Актуальность кружка .

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка . Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи , овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности , развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка , так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию . Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря , если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно . Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики , но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками» , пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка : «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки » .

3. Цель :

4. Задачи кружка :

Обучающие :

1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

2. Обогащать, активизировать речь детей.

3. Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.

4. Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

6. Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие :

1. Развивать мелкую моторику , воображение, мышление, память.

2. Развивать интерес к народному творчеству.

3. Развивать чувство ритма , образное мышление детей.

4. Развивать внимание , зрительное восприятие.

5. Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные :

1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

2. Воспитывать любовь ко всему живому.

5. Методы проведения кружка :

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3. Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по средам.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый) .

6. Календарно – тематическое планирование кружка

1,2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора, 3 неделя месяца -знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры.

Перспективное планирование занятий кружка по развитию речи «ГОВОРУШКИ » на 2016-2017 учебный год.

№ Тема занятия Дата Задачи

Сентябрь

1 Дидактич. Упражнение

«Кто что ест?» Активизировать в речи глаголы : лакать, грызть и т. п.

2 ЗКР «Скажи А» Отчетливо произносить звук «а» (на слух) .

3 Разучивание потешки

«Пальчик- мальчик» Приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек.

4 Театр игрушек «Бычок смоляной бочок» Напомнить содержание сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.

5 Дидактич. Упр «Скажи что слышишь?» Учить отчетливо, произносить отдельные звукосочетания. Укреплять голосовой аппарат, обогащать словарь детей.

6 Рассматривание картинок «Домашние животные» Учить детей самостоятельно называть животных, воспроизводить звукоподражание.

7 Разучивание потешки

«Киска, киска, киска брысь» Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Обратить особое внимание на произношение звука «С» .

8 Театр игрушек «Репка» говорить голосами героев .

9 ЗКР «Произношение звука М» Приучать детей правильно и отчетливо произносить звук «м (мь) ». Учить произносить звук с достаточной силой голоса. Учить произносить звук м в словах и глаголах.

10 «Волшебный кубик» Закрепить умение называть картинки на кубиках.

Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы.

11 Заучивание потешки «Тень- тень потетень» Прививать любовь к художественному слову, умение слушать и понимать. Способствовать активному проговариванию слов потешек. Разъяснить непонятные детям слова.

12 Театр игрушек

«с базара» Познакомить с новым стихотворением. Инсценировка данного произведения. Закрепить знания по разделу «овощи» .

13 ЗКР «Звук У» Отчетливо произносить звук «у» . Находить его в слогах, словах (на слух) .

14 Заучивание потешки «Лиса по лесу ходила» Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова. Обыграть потешку.

15 Дидакт упр. «Гости» Развивать связную речь . Напомнить вежливые слова. Учить детей рассматривать предметы, выделять детали. Закрепить умение общаться между собой.

16 Театр игрушек «Рукавичка» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев .

17 Дидакт. Игра «Назови правильно» Закрепить слова по разделу «одежда» , «мебель» . Развивать связную речь .

18 Заучивание потешки. «Как у нашего кота» Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова. Обыграть потешку

20 Дидактич. Игра «Будь внимательным» Учить распознавать заданные звуки в словах и слогах.

21 Заучивание потешки «Пошел котик на торжок» . Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова.

22 Театр игрушек «пошел котик на торжок» Приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Побуждать детей повторять слова потешек. Добиваться понимания содержания поэтического произведения.

23 Дидакт. Игра «Пчела» Развивать мелкую моторику рук . Закрепить произношение звука «Ж»

24 Заучивание считалочки «Раз, два, три…Негде зайчику скакать» Познакомить с новой считалочкой, развивать связную речь , добиваться чистого произношения звуков.

25 Рассматривание картинки «Таня и голуби» Учить составлять рассказ по картинке Развивать внимание , память

26 Театр игрушек «Дед хотел уху сварить» Познакомить с новыми стихами. Обыграть стихотворение.

27 Речевая игра

«Автомобиль» Познакомить с новой игрой. Добиться четкого произношения слов.

28 Разучивание «Колыбельной» Вырабатывать умение повышать и понижать голос.

29 Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев

30 Дидакт. Игра «Эхо» Развивать слух , внимание, речь. Повторять слова за воспитателем и сверстниками.

31 Игра «Кто что делает?» Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы. Учить внимательно рассматривать картину и называть изображенные на ней предметы и действия людей.

32 Сказочный калейдоскоп Закрепить знания о сказках, которые читали в течении всего года.

Людмила Рычкова
Программа кружка «Речевичок» по развитию речи

Пояснительная записка.

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребнокусваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. Уже с дошкольного возраста ребнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создат новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития , в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи . Такое развитие ведт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык , поэтому передо мной встала задача о создании кружка : «Речевичок » . Программа по уровню содержания – ознакомительная, по направлению – социально-педагогическая, по форме организации - групповая, по широте охвата и содержанию деятельности - профильная, по степени профессионализации - общекультурной компетенции. Данная программа рассчитана на один год обучения для детей – 6-7 лет.

Кол-во обучающихся в группе – 12 человек.

Недельная нагрузка на 1 год обучения – 1 час в неделю

Данная рабочая программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю)

Актуальность программы обусловлена тем что , образовательная деятельность должна будет послужить толчком для более полного развития детей , их интеллектуальной сферы - памяти, внимания, мышления и физического состояния двигательной активности и тем самым послужить формированию у старших дошкольников позитивное отношение к обучению.

Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка , его связной речи , фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи .

Цель :

Главной целью программы подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка : формирование мотивации учения, развитие мышления , фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания , речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.

Задачи :

Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции : развитие связанной речи , развитие речевого общения ;

Формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений ;

Формирование личности дошкольника : изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- развитие воображения и творческих способностей.

Адаптация к условиям школы, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря .

Содержание обучения не дублирует программу первого класса , а имеет своей целью подготовку ребенка к систематическому успешному школьному обучению путем, прежде всего, формирования положительной учебной мотивации. Возрастными особенностями ребенка 6-7 лет является то, что он осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро, а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» .

Формы и режим работы.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25 минут. Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы :

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Работа над смысловой стороной слова.

3. Формирование грамматического строя речи .

4. Воспитание звуковой культуры речи .

5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

6. Развитие связной монологической речи .

Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создат предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков . Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.

Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи :

1. Научность.

2. Учет психологических, возрастных особенностей детей.

3. Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт, занятие) .

4. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи .

5. Доступность, конкретность.

6. Концентричность.

Формы занятий :

1. Рассматривание картины.

2. Рассматривание предметов

3. Загадывание загадок.

4. Дидактические игры : - пальчиковые; - стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы) ; - артикуляционная гимнастика; - звуковые игры; - дыхательная гимнастика.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Специально разработанные занятия в кружке у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии . У детей формируется следующие результаты :

1. Повышается культура речи , развивается связанная речь , расширяется речевое общение , что способствует развитию личности ребенка , раскрытию его творческого потенциала;.

2. Повышаются точность, связность и выразительность речи . Ребнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов) . Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления .

3. Дети успешно обучаются и усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи - устной и письменной. Требования к подготовке дошкольников : в результате изучения данного курса дошкольники смогут :

Проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию предметов;

Ориентироваться в пространстве;

Правильно пользоваться письменными принадлежностями;

Знать новые слова, обогатить, закрепить, уточнить свой словарь;

Уметь составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты;

Подбирать слова для описания предмета с целью выделения определенных качеств;

Уметь придумывать сказку на предложенную тему, передавая специфику жанра;

Определять основных героев произведения, высказывать свое отношение к ним;

Определять жанр произведения;

Уловить наиболее яркие примеры образности языка;

Выразительно пересказывать текст, без помощи вопросов педагога;

Подбирать определения (прилагательные, называть действия (глаголы) ;

– умения делить слова на слоги; выделять в слове звуки, определять место звука в слове;

Давать характеристику звуку; свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;

Совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов;

Расширение понятий о предложении, составление предложения из двух-четырех слов; составление рассказа с заданным количеством предложений, составление рассказа по серии картин, умение строить предложения разных видов;

- развитие читательских умений , знание пословиц, поговорок, скороговорок; умение разгадывать ребусы, кроссворды.

Обеспечение программы .

Материально- техническое обеспечение : Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, детский сад располагает достаточными техническими средствами : есть интерактивная доска, музыкальный центр, компьютер. Научно-методические ресурсы. Для того, чтобы качественно подготовиться к занятию в кружке , буду использовать научные и методические издания, обозначенные в списке литературы. Дидактическое обеспечение : для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно- образовательное пространство. В группе имеется библиотека, где дети с помощью воспитателя могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности. В процессе реализации программы буду использовать картинки, фотографии, презентации, словари.

Список литературы

1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2010. 2. Волков Б. С. Готовим ребенка к школе. СПб : Питер, 20012. 3. Гризик Т. И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011. 4. 5. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста) . Методические рекомендации. Авторский коллектив Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев. 6. Ценарва Н. Н. Формирование школьно-значимых функций в условиях вариативности моделей подготовки детей к школе : диагностика школьно-значимых функций первоклассников. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009. 9. Е. Г. Юдина «Букваренок»

Тема : «Занимательное азбуковедение»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Старший дошкольный возраст

СРОКИ ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

сентябрь

2. Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из данного стихотворения.

3. Способствовать четкому и правильному произношению звука «а» в словах и фразовой речи .

4. Развивать графические навыки (рисование дорожек) .

5. Показать детям печатную букву А. Картинка «Птичка кормит птенцов»

Игра «Птичка»

Артикуляционная гимнастика

Д/и «Уложим куклу спать»

Чтение стихотворения А. Барто

«Лягушата»

Картинки : собака, заяц, лиса.

Кто где живет? Провести дорожки от животных к месту где они живут.

С/р «Больница»

Показ картинки с изображением губ и написанной буквой А.

3. «Волшебная палочка» октябрь 1. Учить детей внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова.

2. Развивать связную речь , её выразительность.

3. Обогащать словарь.

4. Слушать внимательно текст стихотворения, подбирать слова, подходящие по смыслу. д/и «Подскажи Петрушке»

Игра «Подскажи словечко»

Артикуляционная гимнастика

Как гогочет гусь?

Как квакает лягушка? Как лает собака?

Закреплять произношение буквы звука а с учетом картины – схемы и зеркала.

Заучивание стихотворения П. Воронько «Спать пора»

4. В гости к лисички - сестрички. ноябрь 1. Продолжать учить детей внятно произносить звуки и слова.

2. Уметь придумывать однокоренные слова (лисичка, лисонька, лиса) .

3. Уметь придумывать слова действия и определения.

4. Учить внимательно слушать сказку.

5. Привлекать к носильному участию в драматизации. Игрушка, картинка лиса.

Д/и «Скажем слова про лису»

Рассказывание сказки «Снегурочка и лиса»

Игра – драматизация «Кто в домике живет»

5. Звук «У» ноябрь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука у.

3. Развивать речевой слух , укреплять артикуляционный аппарат.

4. развивать графические навыки (рисование дорожек) . Упражнение «Подуйте на шарик»

Как мычит корова? Как кукует кукушка?

Как гудит (большой) маленький паровоз.

Показать картины схемы и печатную букву у. Произношение звуков перед зеркалом (а, у) .

Д/и «Узнай по губам картинки со звуком у»

Чтение стихотворения С. Маршака «Слог»

Ответь на вопросы близко к тексту, рисование дорожек (провести линию фломастером по дорожке между рельсами) .

6. «Детский мир» ноябрь 1. Показать детям значение языкового понятия «слово» .

«слово» .

3. Способствовать четкому произношению звуков а, у. Игра «Магазин» (расставить игрушки, одежду, обувь, овощи, фрукты - картинки) .

Дети покупают предметы, получая при этом игрушки картинки.

Сколько всего у вас на столах.

Как много слов вы знаете, каким словом ты назвал свою карт инку?

Д/и «Узнай по губам»

7. Звук «О» декабрь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «о» .

2. Способствовать четкому и правильному произношению звука «о» в словах и фразовой речи .

3. Развивать логическое мышление - соотносить усвоенные знания с изображением на картинке. Артикуляционная гимнастика

«Бублик»

Как курочка зовет своих цыплят?

Загадки, отгадки найти на картинке (звук о в отгадках произносить протяжно) .

Предложить соединить дорожки и каждое животное с домиком.

Где он живет.

Картинка – схема со звуком о.

Какие картинки здесь могут жить? (ослик, Оля) .

Игра – драматизация «Ослик и Оля» .

8. Знакомство со словом «Лес» декабрь 1. Продолжать знакомить детей со словом.

2. Учить правильно понимать и употреблять термин «слово» .

3. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию звуков а, у, о.

4. Учить детей правильно называть детенышей животных. Картины панорама леса.

Вот мы оказались в лесу.

Что мы увидели в лесу? Каким словом… назвала этого животного?

Каким словом можно назвать его детенышей и т. д.

Что растет в лесу? (обобщить) . Вдруг подул ветерок, потом сильный ветер и т. д. Мы напугались о – о – о. А потом и заблудились и т. д.

Д/и «Узнай по губам»

9. Звук «Ы» декабрь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука ы.

2. Способствовать четкому и правильному произношению звука ы в словах и фразовой речи .

3. Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

4. Закрепить навыки правильного произношения звуков а, о, у.

5. Продолжать учить рисовать дорожки фломастером. Картинка – схема и показ правильного произношения звука сердитого ы.

Картинки лыжи, мыло, сыр, дым, крыша – назвать предметы, выделяя голосом звук ы.

Стихотворение М. Мышковской «Мыши» отвечать на вопросы текстом из стихотворения.

Провести дорожку от мышки к сыру.

Д/и «Узнай по губам»

Иметь набор картонок. С начальным звуком а, о, у, найти где они могут жить.

10. «Кто что делает» (знакомство со словами действия) . январь 1. Продолжить знакомить детей со словом.

2. Вызвать интерес к слову.

3. продолжить работу над артикуляционным аппаратом.

4. Совершенствовать интонационную выразительность речи .

5. . Загадки о кошке и собаке.

Уточнить, что животные домашнии.

Каким словом мы назвали эту игрушку?

Четко произнести. Что делает кошка, когда мы еёгладили? Какими словами можно сказать?

Что делает кошка, когда видит мышку? И т. д.

Все названные слова сложим в «сундучок» .

11. Звук «И» январь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука и.

2. Способствовать четкому и правильному произношению звука «и» в словах.

3. Развивать общую моторику и двигательную функцию рук (физ. минутка) .

4. Развивать простейшие графические навыки. Показать мимикой сердитое, улыбчивое лицо.

Игра «Лошадка»

Картинка – схема произношение звука и.

Из картинок выбрать какие слова могут жить около этой схемы.

Игра «Подскажи словечко»

Рисуем зернышки цыплятам.

12. Звук «Э» январь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении эвукаэ.

2. Способствовать четкому и правильному произношению звука «Э» в словах и фразовой речи .

3. Отработать произношение всех пройденных гласных.

4. Учить выделять первый звук в слове.

5. Развивать графические навыки . Картинка «Коза с козленком»

Какимсловом можно назвать это животное? Как козленок зовет свою маму? Провести дорожку от козленка к маме.

Картина – схема

Какие короткие произношения Э

Игра «Назови первый звук» (гласный)

«Узнай по губам»

Физ. минутка «Этот пальчик»

Четкое выделение звука «э» .

13. Овощи (знакомство со словами - признаками) . февраль 1. Продолжить знакомить детей со словом.

2. Вызвать интерес к слову.

3. Закрепление цветовых форм.

4. Развитие познавательных особенностей.

5. Классификация.

6. Развитие зрительного внимания и памяти. Я хочу превратить вас в маленькие семена.

Игра «Овощи – фрукты»

Чтобы узнать о цвете и величине, задать вопрос какой? Это какой помидор? и т. д.

Игра «Кто больше назовет слов о каждом овоще»

«Что здесь лишнее?» «Чего не стало?»

Если салат из капусты. Значит какой это салат? А какой салат сделаем из свеклы?

Игра «На огороде»

14. Звук «М» февраль 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «М» .

2. Добиваться произношения стихотворения правильно и четко.

3. Способствовать четкому произношению звука м в словах.

4. Учить понимать поэтические образы лежащие в основе загадки. Какое лицо у мамы, когда она сердится? Что вы делаете, когда вас ругают?

Игра «Заводные куклы»

Выделить мамин звук. Можно этот звук крикнуть? Что мешает?

Мы его произносим губами. М – м.

Чтение стихотворения «Медвежата» Г. Сангиро, загадки (в отгадки был звук м)

Найти отгадки и закрасить.

15. Звук «Б» февраль 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука Б.

2. Закрепить правильное произношение звука «б» в словах и во фразовой речи .

3. Повторить правильное произношение гласных звуков.

4. Закрепить выделение первого гласного звука в слове.

5. Учить закрашивать предметы, не выходя за контур. Игра «Заводные машины»

Игрушка белка – загадка о белке.

Каким словом можно сказать об этом животном? (у каждого ребенка нарисовано : бусы, брошки, банты) .

Стихотворение М. Мышковской «Белка»

Ответы на вопросы по содержанию. Закрасить украшения.

Игра «Узнай по губам»

Выдели первый звук

Игра – инсценировка «Белочка» и «Бобик»

Пение колыбельной песенки.

16. Знакомство со звучащим словом. март 1. Учить детей вслушиваться в звучание слов.

2. Учить протяжно произносить слово с выделением заданных звуков.

3. Продолжить учить детей выделять первый гласный звук.

4. Учить четко и правильно произносить пройденные звуки. Игра «Что звучит вокруг нас»

Стихотворение «Игра в слова» А. Барто

«Здравствуйте, я – Петрушка» - игра (персонаж)

Игра «Узнай по губам» «Выдели первый

17. Звук «П» «П» .

2. Закрепить произношение этого звука в словах и фразовой речи .

3. Воспитывать интонационную выразительность речи . Игра «Снежинка» персонаж Петрушка, почтальон принес письмо, в письме загадка о поросятах.

Приходят поросята Пик – Пак – Пок поют песенку. Потом вместе с детьми. Дразнилки у поросят па – по – пу, пу – па – пы, па – пу – пи – кА

Поросята пришли с картинками в названии есть звук П, показывают и ошибаются, дети поправляют.

Чтение сказки Юдина «День поросенка»

18. Звук «Д» март 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «Д» .

2. Обогащать словарь.

3. . Игра «Дятел» выдолбит дупло

Кто может поселиться в этом дупле? Игрушка белочки с дудочкой, и картинки, чтобы первый звук был д.

Называют четко все слова и ищут лишнее слово.

Игра «Подскажи словечко»

19. Слова длинные – короткие. апрель 1. Показать детям, что в разных словах разное количество звуков (т. е. слова могут быть длинными и короткими) .

2. Учить детей путем прошагивания, отхлопывания, находить длинное - короткое слово. Игры : «Слово можно прошагать» , «Кто ушел вперед» , «Узнай какое слово длинное?» - отсчет хлопками.

20. Звук «К» апрель 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука к.

2. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

3. Развивать умение сравнивать , анализировать, распределять и превлекать внимание.

4. Развивать фонематический слух . Загадки (отгадки первый звук к, четко выделяя голосом хор инд., в гости приходит лягушка и приносит загадки и картинки

Квакает (хор. инд. ответные действия, рассмотреть картинку (кошка лакает молоко, лезет в кровать, сидит на коврике) .

Рассмотреть картинки и находить слова со звуком «К» .

Сказка Г. Юдина «Как варить компот»

21. Звук «Т» апрель 1. вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «Т» .

2. Учить детей отчетливо произносить звуки т, п, к.

3. Закрепить произношение звука т в словах и фразовой речи .

4. Развивать графические навыки (из тучки рисовать дождик) . Артикуляционная гимнастика

«Высокий заборчик» . Язычок научимся произносить т. Попробуем спеть. А если ниточку потянуть (порвется) .

Игра «Большие ноги шли по дороге»

Стучат тук – тук гости – щенок Тяпа, медвежонок Топ, угостим их компотом.

Загадка о тучки. – дети рисуют дождик.

А если идет дождь нужно взять зонт. Провожаем гостей на поезд.

Игра «Поезд» . Вагончики т – т – т

22. Звук «Г» май 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию.

3. Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривать каждое слово.

4. Развивать графические навыки . Загадка «О гусе, игрушка гусь Гога»

Стихотворение Г. Виеру «Гусь»

Ответы на вопросы.

Игра «Подскажи словечко»

Рассмотрим картинку о горохе. Загадка о горохе.

Нарисовать горошины.

23. Повторение пройденного (гласные) май 1. Закреплять произношение гласных в словах и фразовой речи .

2. Добиваться четкого и правильного положения органов артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков.

3. Развивать фонематический слух . Игра «Узнай по губам»

«Зеркало» . Найди место для каждой картинки.

Игра «У бабушке в деревне»

24. Повторение пройденного (согласные) май 1. Закреплять произношения согласных звуков в словах и фразовой речи .

2. Внимательно слушать текст стихотворения подбирать слова близкие по звучанию, подходящие по смыслу.

3. Развивать логическое мышление .

4. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Игра «Подскажи словечко»

Загадки. Найти отгадки на картинки (о диких домашних животных, уточнить почему эти животные дикие и это домашние, во всех отгадках выделять четко первые звуки.